Jump to content

Религии-националисты

Религиозные националисты [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] (форма множественного числа на персидском языке : ملّی مذهبی ها , латинизированная : Мелли-Мажаби ха , букв. «Националистически-религиозные») [ 2 ] или Национально-религиозное [ 5 ] [ 6 ] ( персидский : ملّی مذهبی , латинизированный : Мелли-Мажаби как прилагательное) - термины, относящиеся к политической фракции в Иране. [ 7 ] [ 8 ] которая состоит из отдельных лиц и групп, принимающих иранский национализм и ислам как неотъемлемую часть своего манифеста. Они идентифицируют себя как политические последователи Мохаммеда Мосаддыка , а их модернистские религиозные взгляды делают их сторонниками сосуществования ислама и демократии , идеи, отличающейся от идей таких идеологий, как панисламизм или исламизм .

Политическое происхождение этой фракции восходит к 1940-м годам, когда ее сторонники находились вне власти, за исключением короткого периода после иранской революции 1979 года, в течение которого Временное правительство Ирана возглавлял Мехди Базарган . Выступая против правления династии Пехлеви и нынешней системы Исламской Республики , они долгое время стремились к демократии в Иране посредством реформизма , а не революционных средств, хотя их стремление быть принятыми истеблишментом в качестве лояльной оппозиции оказалось бесплодным. В результате группы внутри этой фракции были объявлены вне закона и преследовались по суду на протяжении большей части своей истории.

Дореволюционная эпоха (1940–1979).

[ редактировать ]

Политическое происхождение фракции восходит к 1940-м годам. [ 9 ] Первой политической организацией мусульманских интеллектуалов в Иране было Движение богопоклонников-социалистов (MGWS), которое было основано в 1943 году и оказало влияние на ряд других социалистических группировок в последующие годы. [ 9 ] MGWS была объединена с националистической Иранской партией , но позже отделилась от партии, образовав Общество освобождения народа Ирана, и присоединилась к первоначальному Национальному фронту , альянсу различных групп широкого политического спектра, основанному в 1949 году Мохаммад Мосаддык . [ 9 ] Другая мусульманская интеллигенция, которая работала с Фронтом, чтобы помочь национализации иранской нефтяной промышленности , не была социалистами в традиционном смысле этого слова, а вместо этого была сторонниками либерализма . [ 10 ]

После британо-американского государственного переворота в 1953 году вплоть до 1961 года они были активными членами Движения национального сопротивления , а затем Национального фронта (II) и приобрели большое количество последователей среди религиозных масс, публикуя книги по исламу с модернистскими взглядами. . [ 11 ]

В 1961 году религиозные элементы Фронта основали Движение за свободу Ирана (FMI) с благословения Мосаддыка, находившегося под домашним арестом. [ 11 ] После демонстраций 1963 года в Иране ведущие члены FMI были арестованы и заключены в тюрьму. Во время судебных процессов лидер FMI Мехди Базарган точно предсказал, что они являются «последней законной оппозицией» истеблишменту. [ 12 ] Большая часть членов FMI была сослана и стала политически активна за границей против правительства, а молодое поколение основало Народных моджахедов Ирана . После того, как члены FMI были постепенно освобождены из тюрьмы, они возобновили в основном интеллектуальную деятельность до иранской революции 1979 года. [ 12 ] Тем временем другие группы, такие как JAMA и Движение воинствующих мусульман, были сформированы как преемники левого MGWS. [ 13 ]

Послереволюционная эпоха (с 1979 г.)

[ редактировать ]

Историк Ерванд Абрамян выделяет шесть различных политических фракций, возникших сразу после иранской революции , включая «мирских религиозных либералов», представленных Базарганом. В союзе со «светскими либералами» фракция хотела заменить старое правительство плюралистической и светской демократической республикой, но обе были отодвинуты на второй план хомейнистскими «клерикальными популистами», которые захватили власть. [ 14 ] По его словам:

Опасаясь замены монархии анархией или теократией, они надеялись «шаг за шагом» разрушить старый порядок и построить республику, которая сохранила бы в неприкосновенности основные государственные институты, особенно армию и бюрократию, и была бы исламской по форме, но светский и демократический по содержанию. Вдохновленные как национализмом, так и шиизмом, они использовали не только религиозные, но и патриотические символы, мечтали не об экспорте революции, а о модернизации страны и опасались не столько чуждых культурных влияний, сколько хищнических соседей, в частности Ирака. Поэтому они не хотели разрывать все политические, технические и военные связи с Соединенными Штатами. Опасаясь всех форм автократии, эти либералы надеялись создать государство, которое не будет слишком тяжелым бременем для общества, особенно в экономических вопросах, и будет терпимо относиться к политическому разнообразию. Однако было неясно, готовы ли они распространить эту терпимость на радикалов, выступающих за установление нового социального порядка. [ 14 ]

После того, как хомейнисты консолидировали власть в начале 1980-х годов, они политически маргинализировали и подавили националистически-религиозную тенденцию. Несмотря на судебные преследования, фракция продолжала существовать, и правительство Хомейни терпело ее. [ 15 ] В течение 1980-х годов Базарган и его соратники постоянно подвергались преследованиям, но они выпустили несколько прокламаций, критикующих опеку исламского юриста и политику правительства в отношении ирано-иракской войны . [ 16 ] После президентских выборов в Иране 1997 года они присоединились к реформистам , поддержав президента Мохаммада Хатами , и начали приобретать больше последователей в обществе. [ 15 ] По словам Хамида Дабаши , они стали «доминирующим дискурсом самой успешной материальной конституции политического восстания против консерваторов в Иране ». [ 17 ]

Связанные группы и отдельные лица

[ редактировать ]

Лагерь состоит из политических организаций, таких как Движение за свободу Ирана (FMI), Совет националистически-религиозных активистов и Женское общество исламской революции , а также отдельных лиц, которые либо независимы, либо считаются остатками таких групп, как Движение Воинствующие мусульмане , Народное движение моджахедов Ирана и ДЖАМА . [ 2 ]

К политическим группам, не являвшимся партиями в традиционном понимании и в состав которых полностью или частично входили люди с такой ориентацией, относятся:

Неполитические организации

[ редактировать ]

Предшественником неполитических организаций, члены которых имели национально-религиозные мысли, был « Очаг ислама» , основанный в 1941 году Махмудом Талегани . [ 18 ] Основанная в Тегеране , она занималась изучением и преподаванием Корана нетрадиционными способами. [ 18 ] Похожая организация была основана в 1946 году Мохаммадом-Таги Шариаи в Мешхеде и получила название « Центр распространения исламских истин» . [ 18 ] Молодые члены этих двух организаций, поступившие в университеты, составили ядро, создавшее Исламскую ассоциацию студентов (IAS) в Тегеранском университете в 1941 году и в Университете Мешхеда в 1949 году. [ 18 ] Главным покровителем первого был Мехди Базарган , деятельность которого в то время была сосредоточена на антикоммунистической повестке дня. [ 18 ] Подобные организации были созданы в Университете Шираза и Университете Тебриза , и вскоре они распространились по всей стране, что привело к формированию головной организации, которая провела свой второй национальный конгресс в 1962 году. [ 18 ] После окончания учебы эти студенты создали ряд аналогичных профессиональных ассоциаций учителей, врачей и инженеров. [ 18 ]

По словам Хамида Алгара , «интеллектуальное воздействие всей этой деятельности было значительным; можно сказать, что объединения заложили основы современного исламского движения в Иране». [ 18 ]

В 1959 году Садег Готбзаде основал первую такую ​​студенческую исламскую организацию за границей в Вашингтоне, округ Колумбия. В 1963 году студенты, симпатизировавшие FMI и обучавшиеся в Северной Америке, основали Ассоциацию исламских студентов Америки и Канады, студенческую организацию. руководил организацией, которая была включена в Ассоциацию студентов-мусульман (MSA). Хотя первая официально была подчиненной второй, она сохраняла автономию и называла себя «персоязычной группой» MSA. В 1978 году организация вышла из MSA, но сохранила название «Ассоциация мусульманских студентов (персоязычная группа)». [ 18 ]

В конце 1990-х - начале 2000-х годов одна из трех внутренних фракций Управления по укреплению единства под названием ferāksīun-e rowšangarī» ( « « просвещенная фракция » ) считалась сочувствующей этому политическому лагерю. [ 19 ]

После 1979 года был создан ряд организаций, занимающихся распространением мыслей и произведений Али Шариати . Бюро по распространению шариатских идей ( daftar-e našr-e aqāyed-e šariatī ), которое координировал Мохаммад-Таги Шариаи , было закрыто властями в конце 1980-х годов. [ 20 ] Другая организация под названием «Бюро культурных исследований доктора Али Шариати» ( daftar-e pažuuches-hāye Farḥangī-ye doktor ali-ye šariatī ) была основана Хасаном Юсефи Эшкевари в 1996 году и начала работать в следующем году, но была принудительно закрыта в 2001 году. [ 21 ] Культурный фонд Шариати ( боньяд-е фарханги-йе шариати ) находится под управлением семьи Шариати и продолжает свою деятельность.

К известным печатным СМИ, издающимся на законных основаниях и принадлежащим фракции, относятся:

Идеология

[ редактировать ]

Национально-религиозный дискурс основан на двух столпах: иранийат ( букв. « Иранство » ) и исламийят ( букв. « Исламистость » ). [ 1 ] Благодаря этой платформе исламские и националистические ценности примиряются, и утверждается, что религия и модернизм могут сосуществовать. [ 6 ] Под этим общим термином собран широкий спектр мыслей, которые впоследствии расходятся между собой по различным вопросам. В то время как некоторые склоняются к левой политике и описываются как социал-демократы или исламские социалисты , некоторые другие являются сторонниками экономического либерализма и рыночной экономики и считаются исламскими либералами . [ 23 ] [ 26 ] [ 27 ] Их объединяет то, что они строго ненасильственны и выступают за постепенные социально-политические изменения, а не за революционные цели. [ 28 ]

Маттейс ван ден Бос заметил, что к 2002 году студенты университетов, связанные с национально-религиозной ориентацией, разочаровались в государственной религии , но стремились к тому, что он называет «политическим мистицизмом», поскольку они использовали лозунги азади, барабари, эрфан ( букв. » « Свобода ). , Равенство, Гнозис ' ). [ 29 ]

пользуется «высоким интеллектуальным статусом» среди иранского общественного мнения. [ 30 ]

Источники

[ редактировать ]
  • Абдолмохаммади, Пейман; Кама, Джампьеро (2020). Современная внутренняя и внешняя политика Ирана . Спрингер Природа. ISBN  9783030453367 .
  • Абдолмохаммади, Пейман (2021). «Шиитская исламская политическая теология. Дебаты между Рухоллой Хомейни (ум. 1989 г.) и Мехди Базарганом (ум. 1995 г.)». В Массимо Кампанини; Марко Ди Донато (ред.). Исламская политическая теология . Лексингтонские книги. стр. 83–96. ISBN  9781498590594 .
  • Абрамян, Ерванд (1987). Радикальный ислам: иранские моджахеды . IB Таурис, издательство Йельского университета. ISBN  9781850430773 .
  • Алгар, Хамид (5 августа 2011 г.) [15 декабря 1985 г.]. «ii. Религиозное (anḏoman-e maḏhabī)». В Яршатере, Эхсан (ред.). АНЖОМАН (Организация) . Энциклопедия Ираника . Том. II/1. стр. 77–83.
  • Баят, Асеф (1990). «Шариати и Маркс: Критика «исламской» критики марксизма». Алиф: Журнал сравнительной поэтики . 10 (19). дои : 10.2307/521715 . JSTOR   521715 .
  • Бехруз, Мазиар (1991). «Фракционность в Иране при Хомейни». Ближневосточные исследования . 27 (4): 597–614. дои : 10.1080/00263209108700879 . JSTOR   4283464 .
  • Бухта, Вильфрид (2000). «Мирские лидеры ненасильственной религиозной полуоппозиции» . Кто правит Ираном?: Структура власти в Исламской Республике . Вашингтонский институт ближневосточной политики, Фонд Конрада Аденауэра. ISBN  9780944029398 .
  • Дабаши, Хамид (2008). Исламская теология освобождения: сопротивление империи . Рутледж. ISBN  9780415771542 .
  • Эллинг, Расмус Кристиан (2012). «Вопросы аутентичности: национализм, ислам и этническое разнообразие в Иране» . В Набави, Негин (ред.). Иран: от теократии к зеленому движению . Спрингер. дои : 10.1057/9781137112163 . ISBN  978-1-137-11216-3 .
  • Хаббази-Оскоуэй, Лейла (2016). «Устность в персидском аргументативном дискурсе: пример редакционных статей». Иранские исследования . 49 (4): 677–691. дои : 10.1080/00210862.2015.1026250 . S2CID   162311824 .
  • Хиабани, Голам (2009). Иранские СМИ: Парадокс современности . Рутледж. ISBN  978-0-203-87641-1 .
  • Магри, Паоло; Пертегелла, Анналиса (2017). Иран после голосования: даем шанс взаимодействию . Издания. ISBN  9788867056538 .
  • Мир-Хосейни, Зиба; Таппер, Ричард (2006). Ислам и демократия в Иране: Эшкевари и поиск реформ . Лондон и Нью-Йорк: IBTauris. ISBN  978-1-84511-133-5 .
  • Мир-Хосейни, Зиба (2002). «Консерватор: реформистский конфликт по поводу прав женщин в Иране». Международный журнал политики, культуры и общества . 16 (1): 37–53. дои : 10.1023/А:1016530427616 . JSTOR   20020147 . S2CID   141066788 .
  • Риветти, Паола (2019). Политическое участие в Иране от Хатами до Зеленого движения . Международное издательство Спрингер. ISBN  9783030322014 .
  • Садеги-Боруджерди, Эскандар (2019). Революция и ее недовольство: политическая мысль и реформа в Иране . Издательство Кембриджского университета. ISBN  9781108426343 .
  • Садри, Махмуд (2008a). «Либерализм, исламский». В Камраве Мехран; Доррадж, Маночер (ред.). Иран сегодня: Энциклопедия жизни в Исламской Республике . Том. 2. Гринвуд Пресс. стр. 300–307. ISBN  978-0313341632 .
  • Садри, Махмуд (2008b). «Социализм исламский». В Камраве Мехран; Доррадж, Маночер (ред.). Иран сегодня: Энциклопедия жизни в Исламской Республике . Том 2. Greenwood Press. стр. 456–463. ISBN  978-0313341632 .
  • Шарифи, Маджид (2013). Представляя Иран: трагедия подчиненного национализма . Лэнхэм, Мэриленд: Lexington Books. ISBN  9780739179451 .
  • ван ден Бос, Маттейс (2002). «Суфийский авторитет в Иране Хатами: некоторые заметки о полевых исследованиях». Ориенте Модерно . 82 (2): 351–378. дои : 10.1163/22138617-08202006 . ISSN   2213-8617 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 129f29de951cf29e49f3240c148efcd7__1711717320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/12/d7/129f29de951cf29e49f3240c148efcd7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Religious-Nationalists - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)