Jump to content

Шариатизм

Шариатизм ( персидский : شریعتی‌گرایی ) — это совокупность идей, описывающих вдохновение, видение и жизненный труд Али Шариати .

Неошариатизм

[ редактировать ]

Неошариатизм представляет собой особую группу сторонников шариата, возникшую в 1990-е годы в результате дебатов с постисламистскими интеллектуалами в Иране. [ 1 ] Согласно неошариатистским взглядам, интеллектуальная жизнь Шариати делится на молодой и зрелый периоды, разделяя его внутренние и случайные идеи. [ 2 ] Шариати также считается «незавершенным проектом», что означает, что «в мысли Шариати много необдуманного», и бремя завершения его проекта лежит на неошариатистском движении. [ 2 ] В неошариатизме существуют две различные тенденции: работы Шариати читаются « феноменологически в интеллектуальном контексте». и горизонт своего времени и его влияние на современный интеллектуальный контекст и перспективу», в то время как другой пытается прочитать Шариати в его «концептуальной структуре». [ 3 ]

Это течение описывается как «безусловно самая вежливая оппозиция» правительству Исламской Республики , которое, в свою очередь, «никогда не относилось к ним с тем уважением, которого они заслуживали». [ 1 ]

Мортеза Мотахари

Мысли Шариата были категорически отвергнуты консервативным духовенством, его первыми противниками. [ 4 ] Выдающиеся современные проповедники и ораторы ( воаз ), такие как Ахмад Кафи, Мохаммад Таги Фальсафи , Джавад Манагеби, Сейед Али-Наги Тегерани, Хадж Ашраф Кашани, Сейед Ибрагим Милани, Кассем Эслами и Мохаммад-Али Ансари Коми, обвиняли Шариати в ереси , будучи суннитом и даже ваххабитом и антишиитом . [ 4 ] [ 5 ] К началу 1970-х годов ряд высокопоставленных священнослужителей, в том числе Абу аль-Касим аль-Хойи , Мохаммад Хади аль-Милани , Мохаммад Садек Рухани и Мухаммад Хусейн Табатабай, вынесли постановления против Шариати. [ 6 ] Мортеза Мотахари, защищавший Шариати от ваххабизма и антишиитских обвинений, [ 7 ] сам стал ярым критиком Шариати. Он утверждал, что Шариати был больше вдохновлен теорией исторического материализма, чем исламом, и находил свой взгляд на ислам поверхностным, расходящимся и кощунственным. [ 8 ] и пошел дальше, назвав его «проклятым человеком» ( мал'ун ), покинул Хоссейние Эршад в знак протеста против проводимых там лекций Шариати. [ 9 ] [ 10 ]

Сейед Хоссейн Наср , мыслитель -традиционалист , связанный с династией Пехлеви , выступал против Шариати не только из-за своих взглядов, направленных против истеблишмента, но и из-за своего модернистского мировоззрения. [ 10 ] Наср обвинил Шариати в том, что он «подрывной исламско-марксистский человек, пытающийся проникнуть в ряды религиозных сил» и в 1970 году подал в отставку со своей должности в Хосейнии Эршаде в ответ на то, что Шариати сравнил третьего шиитского имама Хусейна ибн Али с Че Геварой . [ 10 ]

Абдолкарим Соруш утверждает, что идеи шариати можно интерпретировать как «сведение ислама к тоталитарной идеологии». [ 3 ]

Первым человеком, оказавшим влияние на Шариати, был его отец Мохаммад-Таги , как он описывает:

Мой отец, первый строитель первых измерений моей души! Человек, который впервые научил меня и искусству мышления, и искусству быть человеком ( энсан будан ), [Он] влил мне в рот вкус свобода, честь ( шараф ), воздержание ( пакдамани ), достоинство ( менаат ), чистота духа ( эфат-е-рух ), а также стойкость, вера и независимость сердца, сразу после того, как мать меня откормила. [ 11 ]

Другим человеком был Аболхассан Форуги , которого Шариати изучал под его руководством в течение короткого периода времени, но с глубоким влиянием. [ 11 ] В юности он также был сильно вдохновлен Мохаммедом Мосаддыком , его нейтралистской внешнеполитической доктриной и Движением богопоклонников-социалистов, которое поддерживало Мосаддыка. [ 12 ]

В статье под названием « Мои кумиры » Шариати восхвалял своих учителей, которых он называл. [ 13 ] Он называет шестнадцать современных людей и тринадцать исторических личностей, оказавших на него влияние. [ 11 ] Среди последних — пророки авраамических религий: Авраам , Моисей , Иисус и Мухаммед . Шариати также похвалил дом последнего: Али и его жену Фатиму , а также их сына Хусейна и дочь Зайнаб . [ 11 ] Другие в списке — Сократ и Будда , а также Айн аль-Кузат Хамадани , Халладж и Сухраварди . [ 11 ]

Во время своего пребывания во Франции Шариати познакомился с новыми идеями, которые повлияли на его мировоззрение. [ 13 ] Среди тех, кто оказал на него влияние в то время, Шариати называет Луи Массиньона (с которым он работал), Жоржа Гурвича (которого он называл «мировым гением социологии»), Франца Фанона (своего друга), Алексиса Карреля , Жан-Поля Сартра , Жака Берк , Альберт Швейцер , Клод Бернар , Анри Лефевр , Рене Генон , Жан Кокто и Катеб Ясин . [ 13 ] [ 11 ] Шариати упоминает «фанатическую католичку», которую он встретил, Соланж Боден, у которой он научился «искусству видения». Он говорит, что Бодин неосознанно оказала на него духовное влияние своей преждевременной смертью, которая была для него весьма травматичной. [ 11 ] Он также перечисляет таких людей, как Карола Граберт и Жаклин Шезель, которые знакомили его с искусством, и что часть его интеллектуального формирования возникла благодаря художественному признанию, ссылаясь на картины Пикассо , Шагала , Ван Гога , Тинторетто и Лакруа как на свои любимые. [ 11 ]

По словам Ерванда Абрамяна , Шариати интересовался изучением западного ориентализма , французской социологии и радикальной католической теологии (в частности, теологии освобождения ). [ 14 ] Он читал журнал Esprit , с которым его познакомил Луи Массиньон , и посещал лекции Раймона Арона , Роже Гароди , Жоржа Политцера и Жоржа Гурвича , среди других. [ 15 ]

Кюршад Аталар сравнивает Шариати с Альгазелусом в отношении их общего взгляда на обязанность быть « ответственным интеллектуалом » и «искателем истины». Он также утверждает, что позиция Шариати соответствовала позиции Мухаммада Икбала (которого Шариати считал «ответственным интеллектуалом»). [ 16 ]

Шариати находился под влиянием Махмуда Талегани . идей [ 17 ] [ 18 ]

Некоторые ученые связали взгляды на шариати с взглядами других, таких как Фридрих Ницше , Мишель Фуко и Эдвард Саид . [ 19 ]

Наследие

[ редактировать ]

Влияние на иранскую революцию

[ редактировать ]

Люди под влиянием Шариати

[ редактировать ]

Считается, что мысли Шариати находились под влиянием следующих деятелей:

За пределами Ирана

[ редактировать ]
Арабский мир

Многие произведения Шариати были переведены на арабский язык в Ливане . [ 42 ] где он широко известная и противоречивая фигура, получившая неоднозначную оценку. [ 43 ] В Тунисе произведения Шариати входят в число тех, что читают и распространяются движением Ан-Нахда . [ 44 ] Члены запрещенной в Марокко организации «Исламский выбор» интересовались работами шиитских мыслителей, таких как Шариати. [ 45 ]

Афганистан

В Афганистане шариати хорошо известен, особенно среди хазарейцев . [ 46 ] Многие лидеры группы Наср находились под влиянием мыслей Шариати. [ 47 ]

Восточная Азия

С 1989 года IQRA Press публикует переводы произведений Шариати как на бахаса мелайу , так и на английский язык в Малайзии , где такие деятели, как Чандра Музаффар и Джомо Кваме Сундарам, провозгласили Шариати « мучеником ». [ 48 ] В Индонезии Шариати входит в число иностранных мусульманских мыслителей, чьи идеи оказали сильное интеллектуальное влияние, привлекая студентов и молодых интеллектуалов. [ 32 ]

Индийский субконтинент

Наиболее важные книги шариата были переведены на урду и опубликованы в Пакистане . [ 49 ] В 2020 году премьер-министр Пакистана Имран Хан процитировал Шариати, чтобы отдать дань уважения Икбалу, и поделился статьей в своем аккаунте в Твиттере. [ 50 ]

Турция

Некоторые книги Шариати переведены на турецкий язык . [ 51 ] Шариати оказывает «главное влияние» на организацию «Антикапиталистические мусульмане» . [ 36 ] По словам Георга Леубе, постмодернистский литературный стиль Шариати, который «стирал границы между передачей, критикой и оригинальной мыслью», можно увидеть в «Черной книге» Орхана Памука , хотя неизвестно, читал ли Памук произведения Шариати или является фактически под их влиянием. [ 52 ]

ЮАР

Мусульманская община Южной Африки не была знакома с шариати до 1979 года, когда в страну хлынули иранские революционные книги и журналы. Было высказано предположение, что молодежные организации, такие как Мусульманское молодежное движение Южной Африки (MYMSA), Круг арабского изучения (базирующийся в Дурбане ) и Ассоциация мусульманских учителей Кейптауне ), а также Кибла , которая заимствовала некоторые из концепции в его произведениях. [ 53 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Шахибзаде, Ядулла (2016). Исламизм и постисламизм в Иране: интеллектуальная история . Спрингер. п. 102. ИСБН  9781137578259 .
  2. ^ Перейти обратно: а б Шахибзаде, Ядулла (2016). Исламизм и постисламизм в Иране: интеллектуальная история . Спрингер. п. 105. ИСБН  9781137578259 .
  3. ^ Перейти обратно: а б с д Шахибзаде, Ядулла (2016). Исламизм и постисламизм в Иране: интеллектуальная история . Спрингер. п. 106. ИСБН  9781137578259 .
  4. ^ Перейти обратно: а б Рахнема, Али (2000). Исламский утопист: политическая биография Али Шариати . ИБТаурис. стр. 100-1 266–267. ISBN  1860645526 .
  5. ^ Рахнема, Али (1994), Пионеры исламского возрождения , Zed Books, стр. 220, ISBN  978-1-85649-254-6
  6. ^ Саффари, Сиаваш (2017), Beyond Shariati , Cambridge University Press, стр. 101–1. 8–9, ISBN  9781107164161
  7. ^ Рахнема, Али (2000). Исламский утопист: политическая биография Али Шариати . ИБТаурис. п. 240. ИСБН  1860645526 .
  8. ^ Поулсон, Стивен С. (2012). Социальные движения в Иране двадцатого века: культура, идеология и мобилизационные рамки . Лексингтонские книги. п. 237. ИСБН  978-0739117576 .
  9. ^ Абрамян, Ерванд (1989). Радикальный ислам: иранские моджахеды . ИБТаурис. стр. 121–122. ISBN  9781850430773 .
  10. ^ Перейти обратно: а б с Боруджерди, Мехрзад (1996). Иранские интеллектуалы и Запад: мучительный триумф национализма . Издательство Сиракузского университета. стр. 125–127. ISBN  9780815604334 .
  11. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Вакили, Абдолла (ноябрь 1991 г.). «Образцы для подражания Шариати» (PDF) . Али Шариати и мистическая традиция ислама (МА). Монреаль: Институт исламских исследований Университета Макгилла. стр. 90–107 . Проверено 17 июня 2017 г.
  12. ^ Абеди, Мехди (1986), «Али Шариати: Архитектор Исламской революции в Иране 1979 года», Иранские исследования , 19 (3/4): 229–234, doi : 10.1080/00210868608701678 , JSTOR   4310540
  13. ^ Перейти обратно: а б с Рахнема, Али (1994), Пионеры исламского возрождения , Zed Books, стр. 221–222, ISBN  978-1-85649-254-6
  14. ^ Абрамян, Ерванд (1989). Радикальный ислам: иранские моджахеды . ИБТаурис. п. 107. ИСБН  9781850430773 .
  15. ^ Абрамян, Ерванд (1989). Радикальный ислам: иранские моджахеды . ИБТаурис. п. 108. ИСБН  9781850430773 .
  16. ^ Перейти обратно: а б Аталар, Куршад (2018), «Мы и Шариати», в Берде, Дастин Дж.; Мири, Сейед Джавад (ред.), Али Шариати и будущее социальной теории: религия, революция и роль интеллектуалов , BRILL, стр. 250–271, ISBN  9789004353732
  17. ^ Бёверинг, Герхард; Кроун, Патрисия; Мирза, Махан (2013), Принстонская энциклопедия исламской политической мысли , Princeton University Press, стр. 505, ISBN  9780691134840
  18. ^ Ахави, Шахру (1988), «Ислам, политика и общество в мысли аятуллы Хомейни, аятуллы Таликани и Али Шариати», « Ближневосточные исследования » , 24 (4): 415, doi : 10.1080/002632088087007544
  19. ^ Данешгар, Маджид (2019), «Как интеллектуалы подвергают цензуре интеллект: (неправильное) представление традиционной истории и ее последствий», Журнал прерванных исследований , 2 (1): 69–89, doi : 10.1163/25430149-00201001 , S2CID   198825612
  20. ^ Перец, Дон (1994). Ближний Восток сегодня . Издательская группа Гринвуд. п. 531. ИСБН  9780275945756 .
  21. ^ Сахими, Мухаммад (31 августа 2009 г.), «Шариат о религиозном правительстве» , Тегеранское бюро , PBS.
  22. ^ Абрамян, Ерванд (1989). Радикальный ислам: иранские моджахеды . ИБТаурис. п. 103. ИСБН  9781850430773 .
  23. ^ Вакили, Абдолла (ноябрь 1991 г.). «Предыдущие работы по шариату» (PDF) . Али Шариати и мистическая традиция ислама (МА). Монреаль: Институт исламских исследований Университета Макгилла. п. 17 . Проверено 17 июня 2017 г.
  24. ^ Хантер, Ширин (2014). Реформистские голоса ислама: посредничество ислама и современности . Рутледж. п. 54. ИСБН  9781317461241 .
  25. ^ Мохаммадигалехтаки, Ариабарзан (2012). Организационные изменения в политических партиях в Иране после Исламской революции 1979 года. С особым упором на Партию Исламской Республики (ПИВТ) и Партию Исламского фронта участия Ирана (Мошарекат) (докторская диссертация). Даремский университет. п. 123.
  26. ^ Тод, Гарри (16 ноября 2020 г.), «Классовое сокрытие в Иране времен холодной войны» , Chariot Journal
  27. ^ Вакили, Абдолла (ноябрь 1991 г.). «Предыдущие работы по шариату» (PDF) . Али Шариати и мистическая традиция ислама (МА). Монреаль: Институт исламских исследований Университета Макгилла. п. 8 . Проверено 17 июня 2017 г.
  28. ^ Перейти обратно: а б Саффари, Сиаваш (2017), Beyond Shariati , Cambridge University Press, стр. 38, ISBN  9781107164161
  29. ^ Шоттманн, Свен (2018), Ислам Махатира: Махатхир Мохамад о религии и современности в Малайзии , University of Hawaii Press, стр. 118, ISBN  9780824876470
  30. ^ Лолаки, Сейед Мохаммад (2020). Различные подходы политической исламской мысли в Иране с 1960-х годов . Спрингер. п. 160. дои : 10.1007/978-981-15-0478-5 . ISBN  978-981-15-0478-5 . S2CID   211315936 .
  31. ^ Кейпхарт, Джонатан (20 марта 1980 г.), « Гуру боевиков посольства Тегерана выражает смесь несопоставимых вероисповеданий» , The Washington Post
  32. ^ Перейти обратно: а б Ван Брюнессен, Мартин (2002), «Генеалогии исламского радикализма в Индонезии после Сухарто», South East Asia Research , 10 (2): 117–154, doi : 10.5367/000000002101297035 , S2CID   218511070
  33. ^ Рахнема, Али; Нумани, Фархад (1990). Светское чудо: религия, политика и экономическая политика в Иране . Книги Зеда. п. 50. ISBN  978-0-86232-938-9 .
  34. ^ Музаффа, Чандра (2018), «Понимание политической мысли Али Шариати», в Берде, Дастин Дж.; Мири, Сейед Джавад (ред.), Али Шариати и будущее социальной теории: религия, революция и роль интеллектуалов , BRILL, стр. 170, ISBN  9789004353732
  35. ^ «Шариатский семинар проходит в Хоссейние Эршад» , информационное агентство Mehr , 18 июня 2007 г.
  36. ^ Перейти обратно: а б Томак, Айджа (2020), « Отвергая наследие, восстанавливая честь»: мусульмане-антикапиталисты в Турции», Religions , 11 (11): 621, doi : 10.3390/rel11110621
  37. ^ Перейти обратно: а б с д и Пурмохтари Яхдани, Навид (2018). Зеленое движение Ирана: фуколистский отчет о повседневном сопротивлении, политической борьбе и социальной мобилизации в послереволюционный период (PDF) (доктор философии). Эдмонтон: Департамент политологии Университета Альберты. п. 188 . Проверено 5 июня 2021 г.
  38. ^ Перейти обратно: а б с Махдави, Моджтаба (2011), «Постисламистские тенденции в постреволюционном Иране», Сравнительные исследования Южной Азии, Африки и Ближнего Востока , 31 (1): 94–109, doi : 10.1215/1089201X-2010-056 , S2CID   143556896
  39. ^ Шахибзаде, Ядулла (2016). Исламизм и постисламизм в Иране: интеллектуальная история . Спрингер. п. 109. ИСБН  9781137578259 .
  40. ^ Хантер, Ширин (2014). Реформистские голоса ислама: посредничество ислама и современности . Рутледж. п. 56. ИСБН  9781317461241 .
  41. ^ Хантер, Ширин (2014). Реформистские голоса ислама: посредничество ислама и современности . Рутледж. п. 50. ISBN  9781317461241 .
  42. ^ «Арабский перевод «Исламологии» Шариати скоро будет опубликован» , информационное агентство Mehr , 27 сентября 2003 г.
  43. ^ Кассем, Али (9 июня 2021 г.), «(Не) чтение Али Шариати в Бейруте: стирание антиколониального сопротивления и социальной теории» , Джадалийя
  44. ^ Маккарти, Рори (2018), Внутри тунисской аль-Нахды: между политикой и проповедью , Cambridge University Press, стр. 51, ISBN  9781108472517
  45. ^ Гуенфуди, Мохаммед (5 февраля 2019 г.), «Несмотря на разногласия в СМИ вокруг вопроса о марокканских шиитах, их политическое влияние остается ограниченным» , Марокканский институт политического анализа
  46. ^ Кэнфилд, Роберт Л. (2004), «Новые тенденции среди хазарейцев: от «дружбы волков» к «практике братства» », Иранские исследования , 37 (2): 241–262, doi : 10.1080/0021086042000268192 , JSTOR   4311623 , S2CID   153932543
  47. ^ Ибрагими, Ниаматулла (2009), «У истоков фракционности и гражданской войны в Хазараджате» (PDF) , Центр исследования кризисных состояний , ISSN   1749-1800
  48. ^ Данешгар, Маджид (2020), «Образы шаха и Хомейни в Индонезии и Малайзии: почитаются или ненавидятся?», Азиатский журнал ближневосточных и исламских исследований , 14 (2): 252–267, doi : 10.1080/25765949.2020. 1760545 , S2CID   219429136
  49. ^ Наим, Раза (24 ноября 2020 г.), «Уроки Али Шариати сегодня так же актуальны для шиитов, как и при его жизни» , The Wire
  50. ^ «Премьер-министр Имран Хан отдает дань уважения Алламе Икбалу в Твиттере» , Geo News , 9 ноября 2020 г.
  51. ^ «Турецкий ученый переводит книги Али Шариати» , Tehran Times , 26 сентября 2011 г.
  52. ^ Леубе, Георг (2018), «Свободы передатчика: Франц Фанон согласно Шариати», в Берде, Дастин Дж.; Мири, Сейед Джавад (ред.), Али Шариати и будущее социальной теории: религия, революция и роль интеллектуалов , BRILL, стр. 168, ISBN  9789004353732
  53. ^ Харон, Мухаммед (2007), «Формирование религиозных сетей между центральными мусульманскими районами и мусульманами Южной Африки» , Журнал теологии, религии и философии Болесвы , 1 (3), hdl : 10520/AJA18172741_6
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 13b36974d950552eead14b31c4aac098__1712927400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/13/98/13b36974d950552eead14b31c4aac098.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Shariatism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)