Шариатизм
Шариатизм ( персидский : شریعتیگرایی ) — это совокупность идей, описывающих вдохновение, видение и жизненный труд Али Шариати .
Неошариатизм
[ редактировать ]Неошариатизм представляет собой особую группу сторонников шариата, возникшую в 1990-е годы в результате дебатов с постисламистскими интеллектуалами в Иране. [ 1 ] Согласно неошариатистским взглядам, интеллектуальная жизнь Шариати делится на молодой и зрелый периоды, разделяя его внутренние и случайные идеи. [ 2 ] Шариати также считается «незавершенным проектом», что означает, что «в мысли Шариати много необдуманного», и бремя завершения его проекта лежит на неошариатистском движении. [ 2 ] В неошариатизме существуют две различные тенденции: работы Шариати читаются « феноменологически в интеллектуальном контексте». и горизонт своего времени и его влияние на современный интеллектуальный контекст и перспективу», в то время как другой пытается прочитать Шариати в его «концептуальной структуре». [ 3 ]
Это течение описывается как «безусловно самая вежливая оппозиция» правительству Исламской Республики , которое, в свою очередь, «никогда не относилось к ним с тем уважением, которого они заслуживали». [ 1 ]
Критика
[ редактировать ]Мысли Шариата были категорически отвергнуты консервативным духовенством, его первыми противниками. [ 4 ] Выдающиеся современные проповедники и ораторы ( воаз ), такие как Ахмад Кафи, Мохаммад Таги Фальсафи , Джавад Манагеби, Сейед Али-Наги Тегерани, Хадж Ашраф Кашани, Сейед Ибрагим Милани, Кассем Эслами и Мохаммад-Али Ансари Коми, обвиняли Шариати в ереси , будучи суннитом и даже ваххабитом и антишиитом . [ 4 ] [ 5 ] К началу 1970-х годов ряд высокопоставленных священнослужителей, в том числе Абу аль-Касим аль-Хойи , Мохаммад Хади аль-Милани , Мохаммад Садек Рухани и Мухаммад Хусейн Табатабай, вынесли постановления против Шариати. [ 6 ] Мортеза Мотахари, защищавший Шариати от ваххабизма и антишиитских обвинений, [ 7 ] сам стал ярым критиком Шариати. Он утверждал, что Шариати был больше вдохновлен теорией исторического материализма, чем исламом, и находил свой взгляд на ислам поверхностным, расходящимся и кощунственным. [ 8 ] и пошел дальше, назвав его «проклятым человеком» ( мал'ун ), покинул Хоссейние Эршад в знак протеста против проводимых там лекций Шариати. [ 9 ] [ 10 ]
Сейед Хоссейн Наср , мыслитель -традиционалист , связанный с династией Пехлеви , выступал против Шариати не только из-за своих взглядов, направленных против истеблишмента, но и из-за своего модернистского мировоззрения. [ 10 ] Наср обвинил Шариати в том, что он «подрывной исламско-марксистский человек, пытающийся проникнуть в ряды религиозных сил» и в 1970 году подал в отставку со своей должности в Хосейнии Эршаде в ответ на то, что Шариати сравнил третьего шиитского имама Хусейна ибн Али с Че Геварой . [ 10 ]
Абдолкарим Соруш утверждает, что идеи шариати можно интерпретировать как «сведение ислама к тоталитарной идеологии». [ 3 ]
Влияния
[ редактировать ]Первым человеком, оказавшим влияние на Шариати, был его отец Мохаммад-Таги , как он описывает:
Мой отец, первый строитель первых измерений моей души! Человек, который впервые научил меня и искусству мышления, и искусству быть человеком ( энсан будан ), [Он] влил мне в рот вкус свобода, честь ( шараф ), воздержание ( пакдамани ), достоинство ( менаат ), чистота духа ( эфат-е-рух ), а также стойкость, вера и независимость сердца, сразу после того, как мать меня откормила. [ 11 ]
Другим человеком был Аболхассан Форуги , которого Шариати изучал под его руководством в течение короткого периода времени, но с глубоким влиянием. [ 11 ] В юности он также был сильно вдохновлен Мохаммедом Мосаддыком , его нейтралистской внешнеполитической доктриной и Движением богопоклонников-социалистов, которое поддерживало Мосаддыка. [ 12 ]
В статье под названием « Мои кумиры » Шариати восхвалял своих учителей, которых он называл. [ 13 ] Он называет шестнадцать современных людей и тринадцать исторических личностей, оказавших на него влияние. [ 11 ] Среди последних — пророки авраамических религий: Авраам , Моисей , Иисус и Мухаммед . Шариати также похвалил дом последнего: Али и его жену Фатиму , а также их сына Хусейна и дочь Зайнаб . [ 11 ] Другие в списке — Сократ и Будда , а также Айн аль-Кузат Хамадани , Халладж и Сухраварди . [ 11 ]
Во время своего пребывания во Франции Шариати познакомился с новыми идеями, которые повлияли на его мировоззрение. [ 13 ] Среди тех, кто оказал на него влияние в то время, Шариати называет Луи Массиньона (с которым он работал), Жоржа Гурвича (которого он называл «мировым гением социологии»), Франца Фанона (своего друга), Алексиса Карреля , Жан-Поля Сартра , Жака Берк , Альберт Швейцер , Клод Бернар , Анри Лефевр , Рене Генон , Жан Кокто и Катеб Ясин . [ 13 ] [ 11 ] Шариати упоминает «фанатическую католичку», которую он встретил, Соланж Боден, у которой он научился «искусству видения». Он говорит, что Бодин неосознанно оказала на него духовное влияние своей преждевременной смертью, которая была для него весьма травматичной. [ 11 ] Он также перечисляет таких людей, как Карола Граберт и Жаклин Шезель, которые знакомили его с искусством, и что часть его интеллектуального формирования возникла благодаря художественному признанию, ссылаясь на картины Пикассо , Шагала , Ван Гога , Тинторетто и Лакруа как на свои любимые. [ 11 ]
По словам Ерванда Абрамяна , Шариати интересовался изучением западного ориентализма , французской социологии и радикальной католической теологии (в частности, теологии освобождения ). [ 14 ] Он читал журнал Esprit , с которым его познакомил Луи Массиньон , и посещал лекции Раймона Арона , Роже Гароди , Жоржа Политцера и Жоржа Гурвича , среди других. [ 15 ]
Кюршад Аталар сравнивает Шариати с Альгазелусом в отношении их общего взгляда на обязанность быть « ответственным интеллектуалом » и «искателем истины». Он также утверждает, что позиция Шариати соответствовала позиции Мухаммада Икбала (которого Шариати считал «ответственным интеллектуалом»). [ 16 ]
Шариати находился под влиянием Махмуда Талегани . идей [ 17 ] [ 18 ]
Некоторые ученые связали взгляды на шариати с взглядами других, таких как Фридрих Ницше , Мишель Фуко и Эдвард Саид . [ 19 ]
Наследие
[ редактировать ]Влияние на иранскую революцию
[ редактировать ]Люди под влиянием Шариати
[ редактировать ]Считается, что мысли Шариати находились под влиянием следующих деятелей:
|
За пределами Ирана
[ редактировать ]- Арабский мир
Многие произведения Шариати были переведены на арабский язык в Ливане . [ 42 ] где он широко известная и противоречивая фигура, получившая неоднозначную оценку. [ 43 ] В Тунисе произведения Шариати входят в число тех, что читают и распространяются движением Ан-Нахда . [ 44 ] Члены запрещенной в Марокко организации «Исламский выбор» интересовались работами шиитских мыслителей, таких как Шариати. [ 45 ]
- Афганистан
В Афганистане шариати хорошо известен, особенно среди хазарейцев . [ 46 ] Многие лидеры группы Наср находились под влиянием мыслей Шариати. [ 47 ]
- Восточная Азия
С 1989 года IQRA Press публикует переводы произведений Шариати как на бахаса мелайу , так и на английский язык в Малайзии , где такие деятели, как Чандра Музаффар и Джомо Кваме Сундарам, провозгласили Шариати « мучеником ». [ 48 ] В Индонезии Шариати входит в число иностранных мусульманских мыслителей, чьи идеи оказали сильное интеллектуальное влияние, привлекая студентов и молодых интеллектуалов. [ 32 ]
- Индийский субконтинент
Наиболее важные книги шариата были переведены на урду и опубликованы в Пакистане . [ 49 ] В 2020 году премьер-министр Пакистана Имран Хан процитировал Шариати, чтобы отдать дань уважения Икбалу, и поделился статьей в своем аккаунте в Твиттере. [ 50 ]
- Турция
Некоторые книги Шариати переведены на турецкий язык . [ 51 ] Шариати оказывает «главное влияние» на организацию «Антикапиталистические мусульмане» . [ 36 ] По словам Георга Леубе, постмодернистский литературный стиль Шариати, который «стирал границы между передачей, критикой и оригинальной мыслью», можно увидеть в «Черной книге» Орхана Памука , хотя неизвестно, читал ли Памук произведения Шариати или является фактически под их влиянием. [ 52 ]
- ЮАР
Мусульманская община Южной Африки не была знакома с шариати до 1979 года, когда в страну хлынули иранские революционные книги и журналы. Было высказано предположение, что молодежные организации, такие как Мусульманское молодежное движение Южной Африки (MYMSA), Круг арабского изучения (базирующийся в Дурбане ) и Ассоциация мусульманских учителей (в Кейптауне ), а также Кибла , которая заимствовала некоторые из концепции в его произведениях. [ 53 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Шахибзаде, Ядулла (2016). Исламизм и постисламизм в Иране: интеллектуальная история . Спрингер. п. 102. ИСБН 9781137578259 .
- ^ Перейти обратно: а б Шахибзаде, Ядулла (2016). Исламизм и постисламизм в Иране: интеллектуальная история . Спрингер. п. 105. ИСБН 9781137578259 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Шахибзаде, Ядулла (2016). Исламизм и постисламизм в Иране: интеллектуальная история . Спрингер. п. 106. ИСБН 9781137578259 .
- ^ Перейти обратно: а б Рахнема, Али (2000). Исламский утопист: политическая биография Али Шариати . ИБТаурис. стр. 100-1 266–267. ISBN 1860645526 .
- ^ Рахнема, Али (1994), Пионеры исламского возрождения , Zed Books, стр. 220, ISBN 978-1-85649-254-6
- ^ Саффари, Сиаваш (2017), Beyond Shariati , Cambridge University Press, стр. 101–1. 8–9, ISBN 9781107164161
- ^ Рахнема, Али (2000). Исламский утопист: политическая биография Али Шариати . ИБТаурис. п. 240. ИСБН 1860645526 .
- ^ Поулсон, Стивен С. (2012). Социальные движения в Иране двадцатого века: культура, идеология и мобилизационные рамки . Лексингтонские книги. п. 237. ИСБН 978-0739117576 .
- ^ Абрамян, Ерванд (1989). Радикальный ислам: иранские моджахеды . ИБТаурис. стр. 121–122. ISBN 9781850430773 .
- ^ Перейти обратно: а б с Боруджерди, Мехрзад (1996). Иранские интеллектуалы и Запад: мучительный триумф национализма . Издательство Сиракузского университета. стр. 125–127. ISBN 9780815604334 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Вакили, Абдолла (ноябрь 1991 г.). «Образцы для подражания Шариати» (PDF) . Али Шариати и мистическая традиция ислама (МА). Монреаль: Институт исламских исследований Университета Макгилла. стр. 90–107 . Проверено 17 июня 2017 г.
- ^ Абеди, Мехди (1986), «Али Шариати: Архитектор Исламской революции в Иране 1979 года», Иранские исследования , 19 (3/4): 229–234, doi : 10.1080/00210868608701678 , JSTOR 4310540
- ^ Перейти обратно: а б с Рахнема, Али (1994), Пионеры исламского возрождения , Zed Books, стр. 221–222, ISBN 978-1-85649-254-6
- ^ Абрамян, Ерванд (1989). Радикальный ислам: иранские моджахеды . ИБТаурис. п. 107. ИСБН 9781850430773 .
- ^ Абрамян, Ерванд (1989). Радикальный ислам: иранские моджахеды . ИБТаурис. п. 108. ИСБН 9781850430773 .
- ^ Перейти обратно: а б Аталар, Куршад (2018), «Мы и Шариати», в Берде, Дастин Дж.; Мири, Сейед Джавад (ред.), Али Шариати и будущее социальной теории: религия, революция и роль интеллектуалов , BRILL, стр. 250–271, ISBN 9789004353732
- ^ Бёверинг, Герхард; Кроун, Патрисия; Мирза, Махан (2013), Принстонская энциклопедия исламской политической мысли , Princeton University Press, стр. 505, ISBN 9780691134840
- ^ Ахави, Шахру (1988), «Ислам, политика и общество в мысли аятуллы Хомейни, аятуллы Таликани и Али Шариати», « Ближневосточные исследования » , 24 (4): 415, doi : 10.1080/002632088087007544
- ^ Данешгар, Маджид (2019), «Как интеллектуалы подвергают цензуре интеллект: (неправильное) представление традиционной истории и ее последствий», Журнал прерванных исследований , 2 (1): 69–89, doi : 10.1163/25430149-00201001 , S2CID 198825612
- ^ Перец, Дон (1994). Ближний Восток сегодня . Издательская группа Гринвуд. п. 531. ИСБН 9780275945756 .
- ^ Сахими, Мухаммад (31 августа 2009 г.), «Шариат о религиозном правительстве» , Тегеранское бюро , PBS.
- ^ Абрамян, Ерванд (1989). Радикальный ислам: иранские моджахеды . ИБТаурис. п. 103. ИСБН 9781850430773 .
- ^ Вакили, Абдолла (ноябрь 1991 г.). «Предыдущие работы по шариату» (PDF) . Али Шариати и мистическая традиция ислама (МА). Монреаль: Институт исламских исследований Университета Макгилла. п. 17 . Проверено 17 июня 2017 г.
- ^ Хантер, Ширин (2014). Реформистские голоса ислама: посредничество ислама и современности . Рутледж. п. 54. ИСБН 9781317461241 .
- ^ Мохаммадигалехтаки, Ариабарзан (2012). Организационные изменения в политических партиях в Иране после Исламской революции 1979 года. С особым упором на Партию Исламской Республики (ПИВТ) и Партию Исламского фронта участия Ирана (Мошарекат) (докторская диссертация). Даремский университет. п. 123.
- ^ Тод, Гарри (16 ноября 2020 г.), «Классовое сокрытие в Иране времен холодной войны» , Chariot Journal
- ^ Вакили, Абдолла (ноябрь 1991 г.). «Предыдущие работы по шариату» (PDF) . Али Шариати и мистическая традиция ислама (МА). Монреаль: Институт исламских исследований Университета Макгилла. п. 8 . Проверено 17 июня 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Саффари, Сиаваш (2017), Beyond Shariati , Cambridge University Press, стр. 38, ISBN 9781107164161
- ^ Шоттманн, Свен (2018), Ислам Махатира: Махатхир Мохамад о религии и современности в Малайзии , University of Hawaii Press, стр. 118, ISBN 9780824876470
- ^ Лолаки, Сейед Мохаммад (2020). Различные подходы политической исламской мысли в Иране с 1960-х годов . Спрингер. п. 160. дои : 10.1007/978-981-15-0478-5 . ISBN 978-981-15-0478-5 . S2CID 211315936 .
- ^ Кейпхарт, Джонатан (20 марта 1980 г.), « Гуру боевиков посольства Тегерана выражает смесь несопоставимых вероисповеданий» , The Washington Post
- ^ Перейти обратно: а б Ван Брюнессен, Мартин (2002), «Генеалогии исламского радикализма в Индонезии после Сухарто», South East Asia Research , 10 (2): 117–154, doi : 10.5367/000000002101297035 , S2CID 218511070
- ^ Рахнема, Али; Нумани, Фархад (1990). Светское чудо: религия, политика и экономическая политика в Иране . Книги Зеда. п. 50. ISBN 978-0-86232-938-9 .
- ^ Музаффа, Чандра (2018), «Понимание политической мысли Али Шариати», в Берде, Дастин Дж.; Мири, Сейед Джавад (ред.), Али Шариати и будущее социальной теории: религия, революция и роль интеллектуалов , BRILL, стр. 170, ISBN 9789004353732
- ^ «Шариатский семинар проходит в Хоссейние Эршад» , информационное агентство Mehr , 18 июня 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б Томак, Айджа (2020), « Отвергая наследие, восстанавливая честь»: мусульмане-антикапиталисты в Турции», Religions , 11 (11): 621, doi : 10.3390/rel11110621
- ^ Перейти обратно: а б с д и Пурмохтари Яхдани, Навид (2018). Зеленое движение Ирана: фуколистский отчет о повседневном сопротивлении, политической борьбе и социальной мобилизации в послереволюционный период (PDF) (доктор философии). Эдмонтон: Департамент политологии Университета Альберты. п. 188 . Проверено 5 июня 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Махдави, Моджтаба (2011), «Постисламистские тенденции в постреволюционном Иране», Сравнительные исследования Южной Азии, Африки и Ближнего Востока , 31 (1): 94–109, doi : 10.1215/1089201X-2010-056 , S2CID 143556896
- ^ Шахибзаде, Ядулла (2016). Исламизм и постисламизм в Иране: интеллектуальная история . Спрингер. п. 109. ИСБН 9781137578259 .
- ^ Хантер, Ширин (2014). Реформистские голоса ислама: посредничество ислама и современности . Рутледж. п. 56. ИСБН 9781317461241 .
- ^ Хантер, Ширин (2014). Реформистские голоса ислама: посредничество ислама и современности . Рутледж. п. 50. ISBN 9781317461241 .
- ^ «Арабский перевод «Исламологии» Шариати скоро будет опубликован» , информационное агентство Mehr , 27 сентября 2003 г.
- ^ Кассем, Али (9 июня 2021 г.), «(Не) чтение Али Шариати в Бейруте: стирание антиколониального сопротивления и социальной теории» , Джадалийя
- ^ Маккарти, Рори (2018), Внутри тунисской аль-Нахды: между политикой и проповедью , Cambridge University Press, стр. 51, ISBN 9781108472517
- ^ Гуенфуди, Мохаммед (5 февраля 2019 г.), «Несмотря на разногласия в СМИ вокруг вопроса о марокканских шиитах, их политическое влияние остается ограниченным» , Марокканский институт политического анализа
- ^ Кэнфилд, Роберт Л. (2004), «Новые тенденции среди хазарейцев: от «дружбы волков» к «практике братства» », Иранские исследования , 37 (2): 241–262, doi : 10.1080/0021086042000268192 , JSTOR 4311623 , S2CID 153932543
- ^ Ибрагими, Ниаматулла (2009), «У истоков фракционности и гражданской войны в Хазараджате» (PDF) , Центр исследования кризисных состояний , ISSN 1749-1800
- ^ Данешгар, Маджид (2020), «Образы шаха и Хомейни в Индонезии и Малайзии: почитаются или ненавидятся?», Азиатский журнал ближневосточных и исламских исследований , 14 (2): 252–267, doi : 10.1080/25765949.2020. 1760545 , S2CID 219429136
- ^ Наим, Раза (24 ноября 2020 г.), «Уроки Али Шариати сегодня так же актуальны для шиитов, как и при его жизни» , The Wire
- ^ «Премьер-министр Имран Хан отдает дань уважения Алламе Икбалу в Твиттере» , Geo News , 9 ноября 2020 г.
- ^ «Турецкий ученый переводит книги Али Шариати» , Tehran Times , 26 сентября 2011 г.
- ^ Леубе, Георг (2018), «Свободы передатчика: Франц Фанон согласно Шариати», в Берде, Дастин Дж.; Мири, Сейед Джавад (ред.), Али Шариати и будущее социальной теории: религия, революция и роль интеллектуалов , BRILL, стр. 168, ISBN 9789004353732
- ^ Харон, Мухаммед (2007), «Формирование религиозных сетей между центральными мусульманскими районами и мусульманами Южной Африки» , Журнал теологии, религии и философии Болесвы , 1 (3), hdl : 10520/AJA18172741_6