Чантек
![]() |
Разновидность | Орангутан |
---|---|
Порода | гибрид Суматры/Борнея |
Секс | мужской |
Рожденный | Национальный центр исследований приматов Йеркса | 17 декабря 1977 г.
Умер | 7 августа 2017 г. | (39 лет)
Причина смерти | Сердечное заболевание |
Чантек (17 декабря 1977 г. - 7 августа 2017 г.), [ 1 ] родился в Национальном исследовательском центре приматов Йеркса в Атланте , штат Джорджия , был самцом гибрида суматранского и борнейского орангутанга. [ 2 ] который приобрел использование ряда интеллектуальных навыков, в том числе американского языка жестов (ASL), которому обучали американские антропологи Лин Майлз и Энн Сауткомб . На малайском и индонезийском языке кантик ( произносится как шантик ) означает «прекрасный» или «красивый».
Ранний период жизни
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2017 г. ) |
Чантек родился в Национальном центре исследования приматов Йеркса и был переведен в Университет Теннесси в Чаттануге (UTC), когда ему было девять месяцев. [ 3 ] Майлз был директором исследовательского проекта по изучению обезьян, и она и несколько студентов-добровольцев заботились о нем первые несколько месяцев после его прибытия. Майлз научил его первым жестам: «еда-ешь» и «пей». Вскоре после этого ее график преподавания вызвал необходимость нанять помощницу Энн Сауткомб. У Энн был опыт воспитания семи детенышей горилл в зоопарке Цинциннати, и она была первой «матерью» и «учителем» для Майкла, молодой гориллы-компаньона Коко , первой подписавшей гориллы. Под руководством Майлза Чантек был воспитан как человеческий ребенок, но успел побыть орангутангом. Энн научила Чантека пользоваться туалетом так же, как и Майкла. Ему поручали работу по дому, например, собирать игрушки или сдавать тест на жестикуляцию, за что ему давали пособие, используя в качестве денег стальные шайбы. [ 4 ]
После многих лет работы она наняла ассистента на полный рабочий день, чтобы дать Чантеку все преимущества раннего образования. Когда Майлз преподавала антропологию в UTC, она также собрала группу преданных своему делу студентов-добровольцев, чтобы помочь с проектом, таких как Уоррен Робертс, который с весны 2017 года теперь ведет занятия по антропологии в колледже. [ 5 ]
Чантек провел почти девять лет, живя под постоянным присмотром в специально приспособленном трейлере на территории кампуса UTC. [ 3 ] Он регулярно ходил на занятия и был настолько любим академическим сообществом, что его фотография была включена в школьные ежегодники. Однако, поскольку его размеры увеличились, а содержание его на территории стало проблемой, администрация опасалась несчастного случая и вернула его в Йеркс после предполагаемого инцидента, в ходе которого он сбежал из своего комплекса и был обвинен в поимке студентки. врасплох, запретив ей отступать при проверке сил с учеником. [ нужна ссылка ] Следующие одиннадцать лет своей жизни он без суда был заключен в крошечную клетку, где впал в депрессию и прибавил в весе из-за своего малоподвижного образа жизни в Йерксе. Когда его опекунам разрешали приходить к нему, он постоянно просил их получить ключи от машины и отвезти его домой.
В 1997 году зоопарк Атланты предложил ему убежище в вольере с деревьями для раскачивания с ветки на ветку ( брахиация ). [ 6 ]
Спустя годы и смерть
[ редактировать ]В 2013 году Animal Planet показал документальный фильм о жизни и опыте Чантек. Шоу, входящее в серию «Дикое дело» , называлось «Обезьяна, которая пошла в колледж» . Его бывшая смотрительница Лин навещала его, и он по-прежнему пользовался знаками, особенно в ее присутствии. Хотя за последние 10 лет он никогда не ел газировку, мороженое, чизбургеры или конфеты, он просил их на языке жестов. 7 августа 2017 года Чантек умер от болезни сердца в возрасте 39 лет. [ нужна ссылка ]
Чантек проживал в зоопарке Атланты в одном из вольеров с орангутанами вместе с небольшой группой других орангутанов. Он любил рисовать, нанизывать бусы и конструировать. Он был застенчив и тих, но внимательно слушал и очень наблюдателен за происходящим вокруг. [ 2 ]
Интеллект
[ редактировать ]В словарном запасе Чантека было около 150 модифицированных знаков ASL, а также он понимал разговорный английский . [ 7 ] Чантек изготавливал и использовал инструменты и даже понимал концепции денег и обмена работой. Он обладал пространственным пониманием, позволяющим проложить автомобильный маршрут из Университета Теннесси в Чаттануге (UTC) до ближайшего к нему Dairy Queen, а также умственным пониманием, позволяющим вспомнить события, произошедшие много лет назад. Он был большим поклонником деревенской корзины в Dairy Queen и наслаждался многими батончиками Dilly. [ 8 ] Ему нравились творческие проекты, он создавал картины , ожерелья и музыку . [ 6 ]
Как и дети, Чантек предпочитала использовать имена, а не местоимения (так как ссылка фиксирована), даже когда разговаривала с человеком. Он даже изобрел собственные знаки (например, «выпивка для глаз» для раствора для контактных линз и «Дейв пропал без вести палец» для особенного друга). [ 7 ] У него развилась референциальная способность еще в детстве, и он указывал на объекты так же, как это делают люди. Чантек использовал прилагательные для определения атрибутов, например «оранжевые собаки», когда он говорил о незнакомых ему орангутанах. [ 7 ]
Чантек также продемонстрировал самосознание , ухаживая за собой перед зеркалом и используя знаки для мысленного планирования и обмана. Вместо того, чтобы просто демонстрировать условные реакции, как утверждают критики интеллекта приматов, Чантек изучал роли – и смену ролей – в таких играх, как «Саймон говорит». Как и многие другие орангутанги, продемонстрировавшие навыки решения проблем, Чантек продемонстрировал определенные интуитивные и мыслящие черты характера, сравнимые с рациональностью, используемой в человеческой инженерии. Его интеллектуальные и лингвистические способности заставили некоторых ученых, в том числе Майлза и Дон Принс-Хьюз , считать его личностью. [ 9 ]
Личность орангутанга и его сохранение
[ редактировать ]Термин «личность» эксперты часто приписывают животным, демонстрирующим сознательное понимание , язык и аккультурацию . Майлз и его единомышленники стремятся распространить личностность на человекообразных обезьян до такой степени, чтобы — в конечном итоге — законные права личности были предоставлены в соответствии с законом.
Для достижения этой цели Майлз создал проект «Чантек» для дальнейшего изучения разума орангутанга. Она надеется, что ее исследования помогут выяснить, как развивались и развивались человеческие символические системы. Уникально то, что ее проект подчеркивает развитие культурных моделей и процессов в воспитании Чантек. Ее работа поддерживается Фондом Chantek Foundation, миссия которого состоит в том, чтобы развивать более глубокое научное понимание орангутанов, поддерживать культурные и языковые исследования орангутанов, способствовать сохранению орангутанов и создавать основанные на культуре заповедники для высших приматов , тем самым строя мост взаимопонимания между людьми. и другие человекообразные обезьяны. [ 10 ]
Фонд Chantek является членом ApeNet, основанной музыкантом Питером Гэбриэлом для связи человекообразных обезьян через Интернет и создания первой межвидовой интернет-связи. Проект был отменен. [ 11 ]
См. также
[ редактировать ]- Бируте Галдикас
- Язык великих обезьян
- Познание приматов
- Джеффри Х. Шварц
- Список отдельных обезьян
- Разум обезьяны
- Теория разума
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Чантек, орангутан, владевший языком жестов, умер в 39 лет» . Новости Би-би-си . 7 августа 2017 г. Проверено 8 августа 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Знакомство с орангутанами» . Зоопарк Атланты. Архивировано из оригинала 3 января 2017 года . Проверено 8 августа 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Х. Таттл, Рассел (7 февраля 2014 г.). Обезьяны и эволюция человека . Издательство Гарвардского университета. п. 555. ИСБН 978-0674073166 . Проверено 8 августа 2017 г.
- ^ Линден, Юджин (29 августа 1999 г.). «Могут ли животные думать?» . Время .
- ^ «Студенты-преподаватели проводят занятия в местном зоопарке» . Университет Теннесси в Чаттануге . Проверено 8 августа 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Чантек – Зоопарк Атланты» . Зоопарк Атланты. Архивировано из оригинала 8 августа 2017 года . Проверено 8 августа 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с А. Хэвиленд, Уильям; Э. Л. Принс, Харальд; Макбрайд, Банни (6 марта 2013 г.). Культурная антропология: человеческий вызов . Cengage Обучение. стр. 104–105. ISBN 978-1133957423 .
- ↑ Обезьяна, которая пошла в колледж. Архивировано 5 июля 2019 г. в Wayback Machine , My Wild Affair, PBS.
- ^ Принц-Хьюз, Рассвет (1987). Песни народа горилл . Гармония. п. 136 . ISBN 1400050588 .
- ^ Вальбурга Раффлера-Энгеля, изд. Исследования по происхождению языков: Том 2: v. 2 . Издательство Джона Бенджамина. п. 12. ISBN 978-9027239532 .
- ^ Дж. Сойер, Роберт (7 апреля 2009 г.). Будить . Книги Эйса. стр. 110–111. ISBN 978-0441016792 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Часто задаваемые вопросы на веб-сайте Chantek Foundation
- Обезьяна, которая пошла в колледж - документальный фильм о Шантеке
- OrionSociety.org. Архивировано 23 июля 2014 г. в Wayback Machine - «Находит ли орангутан свободу в даре слов?» А мы?», Сюзанна Антонетта (март 2005 г.)
- CNN.com - «Одаренный орангутан позволяет своим пальцам говорить», CNN (28 ноября 1997 г.)
- Orangutan.org – Международный фонд орангутанов