Jump to content

Шахматы (стихотворение)

шахматы
Кохановский Ян
Титульная страница издания 1585 года.
Оригинальное название шахматы
Страна Речь Посполитая
Язык Польский
Тема(ы) шахматы
Дата публикации в. 1565 ( 1565 )

«Шахматы» ( польский : Szachy ) — стихотворение, написанное Яном Кохановским , впервые опубликованное в 1564 или 1565 году. Вдохновленное Марко Джироламо Виды » «Scacchia Ludus , это повествовательное поэтическое произведение, описывающее игру в шахматы между двумя мужчинами, Федором и Боржуем. , которые борются за право жениться на Анне, принцессе Дании . Поэма антропоморфизирует фигуры , представляя игру как битву между двумя армиями, в стиле , напоминающем батальные сцены в произведениях Гомера и Вергилия . [ 1 ]

В 1912 году Александр Вагнер реконструировал игру, описанную в стихотворении, а Юрий Авербах в 1967 году обнаружил, что она имеет три возможных финала.

Во время своего визита на итальянские земли в 1558–1559 годах Ян Кохановский познакомился «Scacchia Ludus» со стихотворением Марко Джироламо Вида , в котором описывается игра в шахматы, сыгранная на горе Олимп между Аполлоном и Меркурием . [ 2 ] Не исключено, что Кохановский встречался и с самим Видой. [ 3 ] Вдохновленный «Скакчиа Людус» , Кохановский решил создать собственное стихотворение, основной темой которого стала шахматная партия. [ 3 ]

До второй половины XIX века «Шахматы» часто считали лишь парафразом стихотворения Виды, а не самостоятельным произведением. [ 2 ] В своем эссе 1856 года «Шахматы в Польше » ( польский : Szachy w Polszcze ) историк Мауриций Дзедушицкий доказал, что стихотворение Кохановского, хотя и вдохновленное «Scacchia Ludus» , зависит от него лишь в небольшой степени и должно рассматриваться как совершенно отдельное произведение искусства. [ 2 ]

Шахматы посвящены « Яну Кшиштофу графу Тарновскому , кастеляну Войнича , ».

а б с д и ж г час
8
a8 черная ладья
b8 черный король
d7 белый ферзь
h7 белая ладья
b4 черный рыцарь
d4 черный слон
b3 черная пешка
c3 черная пешка
b1 белый король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
По реконструкции Вагнера, матч был остановлен на ночь после 75. Rh7.

У Тарсеса, короля Дании , есть дочь по имени Анна. Из множества иностранцев, желавших на ней жениться, наиболее заинтересованными выделялись двое мужчин, Федор и Борзуй. После того, как двое мужчин заявляют, что хотят устроить дуэль , Тарсес вместо этого предлагает сыграть в шахматы. Федор и Борзуй изучают правила и, потратив некоторое время на тренировки, встречаются во дворце Тарсеса для игры.

Борзуй выбран для игры белыми, а Федор - черными. Начинается игра, описываемая как битва антропоморфных фигур, составляющая большую часть стихотворения. [ 1 ] Кохановский использует названия фигур (которые часто отличаются от их эквивалентов в современном польском языке) в буквальном смысле, описывая игру как войну между пехотинцами ( пешками ), рыцарями , луками владеющими священниками ( слонами ), боевыми слонами ( ладьями). ), королевы и короли . Пьеса описывается метафорически: захваты называют убийствами, говорят, что пьесы обладают эмоциями. [ 1 ] В какой-то момент Борзуй пытается «воскресить» мертвого коня, т.е. незаконно поставить на доску захваченную фигуру. Говорят, что когда обе королевы убиты, короли ищут новых жен среди своих слуг – метафора продвижения пешек .

Игра переходит в эндшпиль , и Борзуй действительно повышается и получает нового ферзя. Матч доходит до позиции, которая, кажется, заканчивается тем, что белые неизбежно будут матовать своим следующим ходом (см. диаграмму). Федор не видит возможности избежать своего поражения и не делает никаких шагов, несмотря на призывы Борзуя к комментариям и советы уйти в отставку со стороны членов суда Тарсеса, наблюдающих за игрой. Солнце садится, черные все еще не делают никакого хода, и решено, что игроки прекратят игру на ночь и возобновят ее на следующий день.

Позже Анна, которая предпочла бы выйти замуж за Федора, посещает охраняемую на ночь комнату с шахматной доской. Она также поначалу считает, что от мата белых невозможно уклониться, но впоследствии замечает шанс у черных. Анна громко высказывает загадочное мнение: что рыцари умеют воевать, священники умеют давать советы, пехота не стесняется идти вперед и что променять дорогую вещь на любимого человека не потеря. [ 4 ] Прежде чем уйти, царевна поворачивает черную ладью в сторону.

На следующий день безнадежный Федор и довольный Борзуй встречаются, чтобы завершить игру. Федор расспрашивает стражников о перевернутой ладье и узнает о визите Анны и ее словах. Борзуй не обращает внимания, полагая, что она имела в виду реальных рыцарей и священников. Федор начинает глубоко задумываться и понимает, что слова принцессы — это послание со скрытым для него намеком: ему следует не использовать коня и слона, а пожертвовать самую ценную фигуру, которая у него еще есть, — ладью; прежде чем закончить игру, используя пешки. Чтобы привлечь внимание зрителей, Федор заявляет, что признает поражение, если не сможет поставить мат своему противнику в следующие три хода. К удивлению Борзуя, черные жертвуют ладью и дают мат двумя пешками. Федор женится на Анне, а Борзуй уезжает, отклонив приглашение на свадьбу.

Критический анализ

[ редактировать ]

Художественный

[ редактировать ]

«Шахматы» написаны одиннадцатисложным стихом. [ 5 ] Это было одно из первых произведений на польском языке, созданных Кохановским, который раньше писал преимущественно элегии и эпиграммы на латыни. [ 6 ] По словам проф. Эдмунда Котарского из Гданьского университета , «Шахматы» напоминают рассказ где речь идет о человеческих персонажах, в то время как битва шахматных фигур представляет собой пародию на героический эпос Гомера в тех частях , и Вергилия , «следуя своему стилю, но представляя сюжет, который явно был не монументальный и грандиозный», так что «столкновение серьезности и юмора» приводит к юмористическим эффектам. [ 1 ] Стихотворение было описано как более человечное, чем Scacchia Ludus» . вдохновившее его « [ 6 ] вместо мифологических богов Кохановский рассказывает историю двух молодых людей, борющихся за свое будущее. [ 6 ]

Шахматный теоретик Владислав Литманович считает игровые навыки Борзуя и Федора не выдающимися, но отмечает, что теория игры во времена Кохановского была гораздо менее развита по сравнению с современными днями. [ 7 ]

Конечная комбинация представляет собой вариацию известной задачи Диларама . [ 8 ] Совет Анны, скорее всего, был легко понят современным читателям. [ 8 ]

Реконструкция

[ редактировать ]

В 1912 году журнал Szachista Polski ( польск .: Польский шахматист ) объявил конкурс на реконструкцию игры, описанной в стихотворении Кохановского. Закончилось все тем, что была отправлена ​​всего одна запись — созданная Александром Вагнером , который был одним из сотрудников журнала. [ 9 ] Вагнер представил свою реконструкцию под псевдонимом «Ванда Регер Нельска» ( анаграмма его имени), чтобы его коллеги не были предвзяты в оценке работ. [ 9 ] Большая часть комментариев к творчеству Вагнера представляет собой просто цитаты из стихотворения. [ 9 ]

Реконструкция Вагнера

[ редактировать ]
а б с д и ж г час
8
b8 черный король
c8 черная ладья
e8 черный слон
g8 черный рыцарь
b7 черная пешка
c7 черная пешка
g7 черный слон
h7 черная ладья
c6 белая пешка
d6 белая пешка
h6 черная пешка
f5 черная пешка
g5 черная пешка
d4 белый ферзь
e4 белая пешка
e3 белый рыцарь
f3 белый рыцарь
h3 белая пешка
e2 белый слон
f2 белая пешка
g2 белая пешка
b1 черная королева
e1 белый слон
f1 белый король
h1 белая ладья
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Позиция после 27. ...f5. Борзуй теперь коснется своей пешки e4, и игроки начнут ссору из-за правила касания и хода.

1. d4 d5 2. c3 e5 3. e3 a5 4. b3 h6 5. a3 Na6 6. h3 Bf5 7. Be2 Qd6 8. c4 g6 9. b4 axb4 10. axb4 ООО 11. Nf3 Kb8 12. Nc3 Rh7 13. Кxd5 Кxb4 14. Кxe5 Кc2+ 15. Крf1 Кxa1 16. Сd2 g5 17. Фxa1 Сe6 18. e4 Сg7 19. Кe3 f6 20. Кf3 Фa6 21. Фb2 Фd6 22. d5 Сd7 23. Фd4 Фb6 24. c5 Фb1+ 25. Сe1 8 26. c6 Лc8 27. d6 f5

Борзуй касается пешки е4, думая о 28. exf5?. Федор немедленно берет белого ферзя ходом 28. ... Bxd4. Борзуй протестует, так как он не знает о правиле касания и движения . В конце концов они соглашаются отменить переезд.

28. Фc4 Кf6 29. Кe5 Фb6 30. Лh2 h5 31. f3 Лd8 32. Сg3 f4

Уайт размышляет, предпочел бы он потерять коня или слона, и решает оставить первого.

33. Кf5 fxg3 34. Кxg3 Лh8 35. Кd7+ Сxd7 36. cxd7 Лxd7 37. Фc1 Фxd6 38. Фxg5 h4 39. Кf5 Фb6 40. Фf4 Лh5 41. Фc1 c5 42. Кe3 Сh6 43. Крg1 Фd8 44. Крf1 45. Крf2 Кd5 46. Фc4 Лxe2+ 47. Фxe2 Кxe3 48. Фe1 Фg5 49. Крg1 c4 50. Фf2 c3 51. Лh1 b6

Борзуй пытается незаконно снова поставить на доску захваченного коня, что Вагнер интерпретирует как 52. Na1–b3?

52. Крh2 Фg3+ 53. Фxg3+ hxg3+ 54. Крxg3 Лa5 55. Крf2 Лa8 56. Крe2 Кc2 57. Крd1 Кe3+ 58. Крc1 Кxg2+ 59. Крb1 b5 60. h4 b4 61. h5 b3 62. e5 Сg5 63. h6 Кh4 64. e6 Сf6 65. h7 Кxf3 66. e7 Сxe7 67. h8=Ф+ Крb7 68. Фh3 Кe5 69. Фh5 Кd3 70. Фh3 Кb4 71. Фf3+ Крb8 72. Фe2 Сf6 73. Фe6 Сg7 74. Фd7 Сd4 75. Лh7

После этого хода игра приостанавливается на ночь.

75. ...Ла1+ 76. Крxa1 b2+ 77. Крb1 c2#

Альтернативные концовки

[ редактировать ]

In his book В поисках истины (English: Searching for Truth ), Grandmaster Yuri Averbakh also reconstructed the game. [ 7 ] Момент остановки игры на ночь является «зеркальным отражением» работы Вагнера (с черным королем на g8, черной ладьей на h8 и т. д.). [ 7 ] Однако Авербах предложил три альтернативных способа мата черных. Первый такой же, как у Вагнера. [ 7 ]

Два новых варианта (начиная с реконструкции Вагнера после 75. Rh7): [ 7 ]

75. ... c2+ 76. Крc1 Лa1+ 77. Крd2 c1=Ф+ 78. Крe2 Фd1# (или Фd3#) и

75. ... Лa1+ 76. Крxa1 c2+ 77 Фxd4 c1=Ф#

Обратите внимание, что первый вариант превосходит утверждение Федора о том, что он даст мат в течение трех ходов.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д Эдмунд Котарски. «Ян Кохановский» . Виртуальная библиотека польской литературы . Гданьский университет . Проверено 5 июня 2010 г.
  2. ^ Jump up to: а б с Литманович (1974), стр. 14.
  3. ^ Jump up to: а б Литманович (1974), стр. 19.
  4. ^ "Хороший рыцарь хорош в бою, хорошо также держать Попу подальше от советов; хорошему человеку не помешает подарить что-нибудь приятное, пехота пойдет так быстро, как только сможет."
  5. ^ Галина Флориньска-Лалевич (январь 2006 г.). «Польская культура: Ян Кохановский» . Культура.пл . Архивировано из оригинала 21 февраля 2010 года . Проверено 5 июня 2010 г.
  6. ^ Jump up to: а б с Кшижановский (1966)
  7. ^ Jump up to: а б с д и Литманович (1974), стр. 26.
  8. ^ Jump up to: а б Зиомек, Ежи (1999). Ренессанс [ Renaissance ] (на польском языке). Варшава: Научное издательство PWN. стр. 272. ISBN  83-01-11766-4 .
  9. ^ Jump up to: а б с Литманович (1974), стр. 22.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Авербах, Юрий (1967). В поисках истины [ В поисках истины ] (на русском языке). Москва: Физкультура и спорт.
  • Кохановский, Ян (1966). Шахматы [ Шахматы ]. Варшава: Чительник. С предисловием Юлиана Кшижановского. (на польском языке)
  • Литманович, Владислав (1974). ( Шахматные мелочи и анекдоты на польском языке). Варшава: Спорт и туризм. стр. 11–27.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 15a26dc59db1b7706607a86b73e085b7__1693499280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/15/b7/15a26dc59db1b7706607a86b73e085b7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chess (poem) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)