Jump to content

Экстремальная трибология

Экстремальная трибология относится к трибологическим ситуациям в экстремальных условиях эксплуатации, которые могут быть связаны с высокими нагрузками и/или температурами или суровыми условиями эксплуатации . Кроме того, они могут быть связаны с частыми временными условиями контакта или с ситуациями, в которых возможности мониторинга и обслуживания практически невозможны . В общем, экстремальные условия обычно можно отнести к категории аномально высоких или чрезмерных воздействий, например , холода , тепла , давления , вакуума , напряжения , агрессивных химикатов , вибрации или пыли . [1] К экстремальным условиям следует отнести любое устройство или систему, требующую смазочного материала , работающего при любом из следующих условий: [2]

Работа в таких экстремальных условиях представляет собой серьезную задачу для трибологов по разработке трибосистем , отвечающих этим экстремальным требованиям. Часто только многофункциональные материалы . таким требованиям отвечают [3]

Проблемы в трибологии

[ редактировать ]

Развитие человечества предложило новые технологии, устройства, материалы и методы обработки поверхности , которые потребовали новых смазочных материалов и систем смазки . Точно так же разработка высокоскоростных поездов , самолетов , космических станций , жестких дисков компьютеров , искусственных имплантатов, биомедицинских и многих других инженерных систем стала возможной только благодаря достижениям в трибологии . Проблемы трибологии, включая устойчивость , изменение климата и постепенную деградацию окружающей среды, требуют новых решений и инновационных подходов. [4]

Трибология при экстремальных температурах

[ редактировать ]

Во многих трибологических применениях компоненты системы подвергаются воздействию экстремальных температур (очень высоких или сверхнизких температур). Примеры такого применения можно найти в аэрокосмической , горнодобывающей , энергетической , металлообрабатывающей промышленности и на сталелитейных заводах. В трибологии можно рассматривать применение, работающее при повышенных температурах, когда использование обычных смазочных материалов, то есть масел и смазок, больше не эффективно из-за их быстрого разложения при температуре около 300 °C. Умные смазочные материалы и многофункциональные смазочные материалы разрабатываются как материалы нового класса с повышенной безопасностью, долговечностью и минимально возможными затратами на ремонт. Такие материалы предназначены для самодиагностики , самовосстановления и саморегулировки. К этим материалам относятся конструкционные/смазочные материалы, антирадиационные смазочные материалы, проводящие или изоляционные смазочные материалы и т. д.При низких температурах и криогенных средах жидкие смазочные материалы могут затвердевать или становиться очень вязкими и неэффективными. На другом конце, Твердые смазочные материалы обычно оказываются лучше, чем жидкие смазочные материалы или смазки . Наиболее распространенными твердыми смазками для криогенных температур являются политетрафторэтилен , поликарбонат , дисульфид вольфрама (WS 2 ) и дисульфид молибдена (MoS 2 ). Кроме того, лед может быть возможной смазкой при деформации в криогенных средах, что обеспечивает метод самосмазывания в том смысле, что для подачи смазки не требуется никакого активного механизма.

Трибология на микро/наноуровне

[ редактировать ]

Фундаментальное отличие микро / нанотрибологии двух объектов при относительном от классической макротрибологии заключается в том, что микро/нанотрибология рассматривает трение и износ скольжении, размеры которых варьируются от микромасштабов до молекулярных и атомных масштабов . МЭМС относятся к микроэлектромеханическим системам с характерной длиной от 100 нм до 1 мм, тогда как НЭМС представляют собой наноэлектромеханические системы с характерной длиной менее 100 нм. [5] Существуют большие проблемы в развитии фундаментального понимания трибологии , поверхностного загрязнения и окружающей среды в MEMS / NEMS . Одной из таких проблем в таких экстремальных трибологических ситуациях является сцепления сила , которая может в миллион раз превышать силу гравитации . Это связано с тем, что сила сцепления уменьшается линейно с размером, тогда как сила гравитации уменьшается с кубом размера. с низкой поверхностной энергией , Гидрофобные покрытия наносимые на оксидные поверхности, перспективны для минимизации адгезии и накопления статического заряда. [6]

Трибология в условиях вакуума

[ редактировать ]

В условиях вакуума компонентов является проблемой достижение приемлемой долговечности трибологических из-за того, что смазка может замерзнуть, испариться или разложиться и, следовательно, стать неэффективной. Трибологические свойства материалов проявляют различные характеристики в космическом вакууме по сравнению с атмосферным давлением . Адгезионный и усталостный износ — два важных типа износа , встречающихся в вакуумной среде. Вакуум не только радикально влияет на износ оказывает на заметное влияние контактирующих металлов и сплавов, но также неметаллы . [7] [8] Разрабатываются различные новые виды материалов для потенциальной работы в вакууме. Например, CuZn
39
Пб
3
и Ни
Сплавы 3
(Si,Ti)
обладают превосходными противоизносными свойствами во всех условиях вакуума . [9] [10] [11] Виды твердых смазочных материалов, используемых в космической технике:

Самый распространенный способ использования твердой смазки — это нанесение ее на металлическую поверхность в виде пленки или поверхностного покрытия из тонкого слоя мягкой пленки, обычно дисульфида молибдена , искусственно нанесенного на поверхности. Покрытия из твердой смазки создаются атом за атомом, образуя механически прочный поверхностный слой с длительным сроком службы и минимальным количеством твердой смазки .

Геотрибология

[ редактировать ]

Термин « геотрибология » впервые был сформулирован Харменом Блоком без существенного обсуждения. [12] Позже методы геотрибологии были использованы для анализа механики течения зернистого песка. [13] Несмотря на то, что трибологические концепции могут быть использованы для решения многих явлений в науках о Земле , эти два исследовательских сообщества разделены. В о Земле науках многие трибологические концепции последовательно применялись, особенно при анализе трения горных пород . Механизм неровностей с неровностями контакта в был применен в горных пород экспериментах по трению зависимости от состояния , что привело к закону трения , который преобладает при землетрясений анализе . [14]

Трибология в условиях повышенной запыленности и загрязненности

[ редактировать ]

с высоким пыли Площадки и загрязнением содержанием могут серьезно повлиять на смазочный материал из-за высокого риска загрязнения частицами . Эти загрязнения легко образуют шлифовальную пасту, вызывая выход из строя трибосистем и последующее повреждение оборудования. Этот тип загрязнения чаще всего возникает при попадании взвешенных по воздуху или застоявшихся частиц в систему смазки через открытые порты и люки, особенно в системах с отрицательным давлением . Половину потери работоспособности подшипника можно отнести на счет износа . Этот износ , который происходит в результате поверхности истирания , усталости и адгезии , часто является результатом частицами загрязнения .

Трибология в радиационной среде

[ редактировать ]

В радиационной среде смазочные жидкие материалы могут разлагаться . Подходящие твердые смазочные материалы могут продлить срок службы систем более чем на 10 6 рад при сохранении относительно коэффициентов трения . низких

Трибология для приложений с ограниченным весом

[ редактировать ]

с ограниченным весом В космических кораблях и вездеходах твердая смазка имеет то преимущество, что весит значительно меньше, чем жидкая смазка . Отказ от жидких смазочных материалов (или ограниченное их использование) и замена их твердыми смазочными материалами приведет к снижению космического корабля веса и, следовательно, окажет существенное влияние на масштабы миссии и маневренность корабля .

  1. ^ «Инженерные системы для экстремальных условий» . Studylib.net . Проверено 13 октября 2023 г.
  2. ^ Пинчук Д. и др. Трибология и смазка в экстремальных условиях (два тематических исследования). 2002.
  3. ^ «Многофункциональность полимерных композитов» . 2015. дои : 10.1016/c2013-0-13006-1 . {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  4. ^ Стаховяк, Гвидон В. (01 сентября 2017 г.). «Как трибология помогает нам развиваться и выживать» . Трение . 5 (3): 233–247. дои : 10.1007/s40544-017-0173-7 . hdl : 20.500.11937/59306 . ISSN   2223-7704 .
  5. ^ Милваганам, К.; Чжан, LC (01.01.2011), Давим, Дж. Пауло (редактор), «4 - Микро/нано трибология» , Трибология для инженеров , Woodhead Publishing, стр. 121–160, doi : 10.1533/9780857091444.121 , ISBN  978-0-85709-114-7 , получено 13 октября 2023 г.
  6. ^ де Бур, MPM, TM Трибология МЭМС. 2001. DOI: 10.1557/mrs2001.65.
  7. ^ Бакли, Дональд Х. (1 января 1974 г.). «Адгезия, трение, износ и смазка в вакууме» . Японский журнал прикладной физики . 13 (S1): 297. doi : 10.7567/JJAPS.2S1.297 . ISSN   1347-4065 .
  8. ^ Радчик В. и А. Радчик, О деформациях поверхностного слоя при трении скольжения. член палаты представителей акад. наук, СССР, 1958. 119(5): с. 933-935.
  9. ^ Кучукемероглу, Тевфик; Кара, Левент (15 января 2014 г.). «Трикционные и износостойкие свойства сплавов CuZn39Pb3 в атмосферных и вакуумных условиях» . Носить . 309 (1): 21–28. дои : 10.1016/j.wear.2013.10.003 . ISSN   0043-1648 .
  10. ^ Лю, Коннектикут; Джордж, EP; Оливер, WC (1 января 1996 г.). «Зернограничное разрушение и влияние бора в сплавах Ni3Si» . Интерметаллики . 4 (1): 77–83. дои : 10.1016/0966-9795(95)96901-5 . ISSN   0966-9795 .
  11. ^ Ню, Муйе; Чжан, Синхуа; Чен, Цзяцзюнь; Ян, Сяоюань (01 марта 2019 г.). «Трикционные и износостойкие свойства сплава Ni3Si в различных условиях вакуума» . Вакуум . 161 : 443–449. дои : 10.1016/j.vacuum.2019.01.015 . ISSN   0042-207X .
  12. ^ Блок, Х. (1 ноября 1963). «Концепция температуры вспышки» . Носить . 6 (6): 483–494. дои : 10.1016/0043-1648(63)90283-7 . ISSN   0043-1648 .
  13. ^ Дав, Дж. Э. и Дж. Б. Джарретт, Поведение расширяющихся границ раздела песка в рамках геотрибологии. Журнал геотехнической и геоэкологической инженерии. 128(1): с. 25-37. http://www.worldcat.org/oclc/926205493
  14. ^ 20. Боуден, Ф.П. и Д. Табор, Трение и смазка твердых тел. 1950, Великобритания: Clarendon Press Oxford.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 17aa3d1ca1d87bebaf4070be564b31e1__1721648160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/17/e1/17aa3d1ca1d87bebaf4070be564b31e1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Extreme tribology - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)