Бенинская маска из слоновой кости
Бенинская маска из слоновой кости | |
---|---|
![]() Одна из четырех связанных масок-подвесок из слоновой кости, взятых во время карательной экспедиции 1897 года . | |
Материал | Слоновая кость , железная инкрустация |
Высота | 24,5 см |
Ширина | 12,5 см |
Глубина | 6 см |
Созданный | Шестнадцатый век нашей эры |
Обнаруженный | Бенин Сити |
Текущее местоположение | Метрополитен-музей , Британский музей , Художественный музей Сиэтла , Линден-музей , частная коллекция |
Регистрация | 1978.412.323 , Аф1910,0513.1 , 81.17.493 , Ф 50565 |
Культура | Бенинское придворное искусство |
Размеры взяты из версии Британского музея; другие версии имеют немного другие размеры. |
Бенинская маска из слоновой кости представляет собой миниатюрный скульптурный портрет из слоновой кости Идии , первой Ийоба ( королевы-матери 16 века ) Бенинской империи , имеющий форму традиционной африканской маски . Маски были украдены британцами из дворца Оба в Бенине во время Бенинской экспедиции 1897 года .
Две почти одинаковые маски хранятся в Британском музее в Лондоне и в Метрополитен-музее в Нью-Йорке . [1] [2] На обоих изображено безмятежное лицо Королевы-матери в украшенном бисером головном уборе, колье из бисера на шее, тиары и воротником с символическими существами шрам, подчеркнутый железной инкрустацией на лбу, все это обрамлено краем ажурной , а также двойными петлями. с каждой стороны для крепления кулона.
До возвращения в 2022 году Нигерии Линден-музей в Германии. [3] была в коллекции такая маска. Кроме того, подобные маски есть и в Художественном музее Сиэтла. [4] и один в частной коллекции. [5] [6]
Пример Британского музея, в частности, также стал культурной эмблемой современной Нигерии после FESTAC 77 , крупного панафриканского культурного фестиваля, проходившего в Лагосе, Нигерия, в 1977 году, на котором в качестве официальной эмблемы была выбрана копия маски, созданной Эрхабором Эмокпае . [7]
Происхождение [ править ]
Три маски из слоновой кости [ править ]
- Метрополитен-музей , Нью-Йорк
- Британский музей , Лондон
Бенинская империя [ править ]
В начале 16 века динамичный Эсиги правил Бенинской империей народа Эдо как Оба . Он пришел к власти, когда португальские исследователи впервые вступили в контакт с империей. Империя обменивала перец, слоновую кость, местные ткани и рабов на латунные и коралловые бусы. Эсиги участвовал в двух крупных конфликтах. Во-первых, его сводный брат вел затяжную гражданскую войну из-за линии преемственности , которая увенчает Эсиги, первенца. Во-вторых, Эсиги успешно защитился от вторжения из северного королевства Игала и захватил их лидера. [8] Эсиги наградил своего главного политического и мистического советника во время этих испытаний, свою мать Идию , титулом Иёба ( Королева-мать ) — первым в традиции советников Королевы-матери. [9] Отождествление с Идией было проведено Оба Акензуа II в середине 20 века. [10]
Ритуальное использование [ править ]
Оба Бенина заказал работы своей гильдии резчиков по слоновой кости и дереву Игбесанмван . Их работы были адаптированы под их правителя, между материальным значением слоновой кости и визуальными мотивами резьбы. [11] По крайней мере, на двух масках изображены португальские изображения (хотя эти изображения пережили фактическое присутствие Португалии). [12] [13] и, таким образом, вероятно, были созданы во время правления Эзиги в начале 16 века (возможно, около 1520 г. ), [14] либо при жизни Идии, либо вскоре после ее смерти. [8] Сходство между масками указывает на то, что они, вероятно, были созданы в одно и то же время. [15] того же художника. [8] Их детали соответствуют сопоставимым качествам резьбы ложек из слоновой кости и солонок, построенных в тот же период. [8] ранний период искусства Бенина , фаза сильнейшей связи с искусством Ифе или йоруба . [16] [17] Изделия из слоновой кости из Бенина предназначались в основном для использования Оба в ритуалах. [18] Маски, возможно, использовались в церемониях, в том числе в память о матери Оба в Угие Иоба, а также в церемонии очищения Эмобо для изгнания злых духов с земли. [8] [19] [20] Подобные подвесные маски в основном используются в современных церемониях Эмобо, посвященных злым духам, хотя традиции Эмобо, возможно, менялись на протяжении всей истории. [19]
Четыре перекладины по бокам маски, над и под каждым ухом, позволяют маске висеть в подвешенном состоянии. [8] и указать, что маски были подвешены на шнуре, [15] хотя эксперты разошлись во мнениях относительно того, как их носили. [8] [15] Историк искусства Британского музея Уильям Фагг пришел к выводу, что в отличие от маленьких медных подвесных масок, которые современные короли носили на поясе, маску из слоновой кости, скорее всего, носили на шее. Рисунок 1830-х годов, изображающий аналогичную маску, которую носил на груди соседний правитель, подтверждает теорию Фагга. [15] Основываясь на позиции ступеней, эту теорию подтвердила и столичный куратор Алиса ЛаГамма. [8] Бенинский специалист и антрополог Паула Бен-Амос, однако, писала, что маски носили на талии в качестве подвесок во время церемоний Уги Иёба и Эмобо. [8] Полые маски, вероятно, служили контейнерами- амулетами . [8] Под воротниками маски кольцо из небольших петель служит местом крепления колокольчиков на промежности . [21]
Описание и интерпретация [ править ]
Они сделаны из слоновой кости, длинные и овальной формы. [22] и тонко вырезанный, приближающийся к полупрозрачности. [11] Подобные подвесные маски Британского музея и Метрополитен имеют сложный орнамент на волосах и воротнике. Взгляд каждой маски подчеркнут железной вставкой на зрачках и нижнем контуре глаз, а глаза слегка отведены веками. [22] [23] Такое использование инкрустации отличалось от того, как европейцы использовали слоновую кость. [15] отметки над глазами Четыре супраорбитальных связаны с женщинами Бенина. [24] Черты лица масок симметричны и искусно точны. [15] Их губы приоткрыты, ноздри слегка расширены, волосы густые, с крошечными завитками и прямолинейной линией роста волос. [8] Выражение «безличной крутости» масок отражало стилистические традиции гильдии резчиков по слоновой кости Оба с натурализмом, типичным для ремесла раннего искусства Бенина. [15]
Сильная женщина [ править ]
Изображение женщин редко встречается в искусстве Бенина . [2] хотя положение Идии , известной в традиции Эдо как «единственная женщина, отправившаяся на войну», является исключительным, и для нее был создан сам титул Иёба или Королевы-матери. [25] Головной убор является частью прически укпе-охуэ («клюв попугая»), которую она придумала, и более отчетливо виден на бронзовой голове царицы Идии . [26] Изображенные драгоценные кораллы головного убора и колье имеют форму цилиндрических бус илеке («королевских»), носить которые было специально дарованной привилегией королевы-матери, обычно предназначенной для Оба и Эдогуна (военачальника). ). [26] [27] [28] [29] Маска из музея Линдена также украшена ниткой настоящих коралловых бусин икиэле, обернутых вокруг лба. [30] Эти красные бусы и красная ткань, когда-то предназначенные для руководителей, в наше время широко используются как элементы традиционной одежды Эдо.

На лбу обеих масок над каждым глазом были начертаны четыре вертикальных рубца , а также вставки из пары железных полос, подчеркивающих шрам . [31] Железо также используется в зрачках и краях глаз. [14]
Торговый символ [ править ]

Слоновая кость и тогда, и сейчас символизирует королевское богатство, власть и чистоту. [11] Слоновая кость, уже являвшаяся предметом роскоши в Африке, становилась все более желанной с ростом европейской торговли слоновой костью . [32] Когда в Бенине убили слона, Оба получили один бивень в подарок, а другой предложили на продажу. Таким образом, Оба имели много бивней и контролировали торговлю слоновой костью. [33] Слоновая кость ассоциируется с Эдо ориша морским , Олокуном . Поскольку этот ориша дает богатство и плодородие, он является эквивалентом Бенинской Оба в духовном мире. Слоновая кость давала богатство, подобное Олокуну, поскольку она соблазняла португальских купцов, которые, в свою очередь, возвращали богатство в Бенин. [33] Португальцы принадлежали Олокуну, придя с моря. [18] Белизна слоновой кости также отражает символику белого мела, ритуальная чистота которого связана с Олокуном . [33] [34] [35]
Ажурная тиара и воротник представляют собой крошечные головы португальских мужчин в тиаре как образцов Метрополитена, так и Британского музея, с одиннадцатью фигурами в маске Британского музея, а в маске Метрополитена семь фигур португальцев, чередующихся с шестью изображениями ильная рыба, западноафриканская двоякодышащая рыба . [30] Португальцы, лишь недавно прибывшие в этот район, были для королевского двора символом власти и богатства. [8] Их иконографию можно узнать по длинным волосам, висячим усам (часто называемым бородатыми) и куполообразным шляпам. [11] Историк искусства Бенина Барбара Блэкмун интерпретирует эти украшения короны как отсылку к способности Идии направлять португальскую власть в пользу своего сына. [9] Илистая рыба была распространенной темой в королевском искусстве Бенина. [8] и отражал божественность Оба. [18] Космология Эдо считала, что духи пересекли океан, чтобы достичь загробной жизни, где их лидеры жили как боги. Как существа, способные жить на суше и на море, грязевые рыбы символизировали двойственность, необходимую для последнего путешествия вождя. [8] и эта двойственность также представляет португальцев-мореплавателей. [2] [36] Илистая рыба также присутствует в узоре на короне маски Линден-музея, а корона маски из частной коллекции имеет элементы птиц, которые ранее также присутствовали на аналогичной маске Художественного музея Сиэтла. [15] Маски также различаются рисунком по низу и краям воротника. Воротник образца Метрополитен-музея аналогичным образом украшен одиннадцатью португальскими мужчинами (с повреждением на правой стороне), в то время как воротник маски Британского музея вместо этого представляет собой абстрактную решетчатую гильошированную конструкцию . [8] [15]
Происхождение [ править ]
Во время карательной Бенинской экспедиции 1897 года британцы разграбили группу подобных масок из слоновой кости в спальне дворца Оба . Гражданский руководитель экспедиции Ральф Мур взял две прекраснейшие маски, которые позже были собраны британским антропологом Чарльзом Габриэлем Селигманом и переданы в Лондонский музей человечества (ныне Британский музей ) и Нью-Йоркский музей примитивного искусства (ныне Метрополитен-музей). Искусство ). Две дополнительные маски из опочивальни были вывезены британцами и сейчас находятся в коллекциях Художественного музея Сиэтла (бывшего главного врача Роберта Оллмана) и Линден-музея в Штутгарте (бывшего WD Webster) . [37] а затем Огастес Питт Риверс ), [16] и есть один в частной коллекции наследников Генри Голуэя . [6]
Пять-шесть масок этого типа. [38] были найдены в большом сундуке в 1897 году в спальне правившего тогда Оба Овонрамвена , правителя при дворе Бенина. Они были захвачены во время великих гражданских волнений во время британской карательной Бенинской экспедиции 1897 года . Британцы сожгли королевские дворцы Оба и королевы-матери и разграбили тысячи произведений искусства из слоновой кости, латуни и дерева из алтарей предков , частных покоев и складские помещения, и многие из них были проданы в Англии западным музеям и коллекционерам, чтобы компенсировать расходы на экспедицию. [39] [6] Кулон Британского музея был куплен в 1910 году у британского антрополога профессора Чарльза Габриэля Селигмана . [13]
Маска Метрополитена была приобретена в 1972 году в подарок Нельсону Рокфеллеру . [2] Он основал Музей примитивного искусства в 1954 году после того, как Метрополитен-музей не ответил взаимностью на его интерес к доколумбовому искусству . Музей собирал произведения ради их художественной, а не антропологической ценности. [40] контрастируя с более ранней историей африканского искусства в западных коллекциях . Куинс -колледжа Историк искусств Роберт Голдуотер стал его директором и рекомендовал приобретения. [41] Его аргументы в пользу сбора маски-подвески из слоновой кости были одними из самых продолжительных в конце 1957 года. Он назвал ее «лучшим известным предметом такого рода, и другие никогда не появятся». Голдуотер писал, что маска по качеству превосходит аналогичную, знаменитую, принадлежащую Британскому музею. Маска, как он предсказал, изменит определение коллекции и войдет в постоянную экспозицию, наравне со Музея современного искусства знаменитой картиной «Спящий цыган» (1897) из Анри Руссо . Рокфеллер приобрел маску по рекордной цене и представил ее в сентябре 1958 года. Эта покупка укрепила политику, согласно которой Голдуотер считал, что музей должен концентрироваться вокруг постоянных коллекций шедевров . [42]
Наследие [ править ]

Бенинская подвесная маска стала культовым изображением искусства Бенина, а версия Британского музея, в частности, была изображена на нигерийских банкнотах в одну найру в 1973 году. [43] и был выбран в качестве официальной эмблемы панафриканистского культурного фестиваля FESTAC 77 в 1977 году, так что этот дизайн часто известен в современной Нигерии как маска FESTAC. [44] [45] Правительству Нигерии не удалось получить работу в кредит от Британского музея, и оно поручило художнику Эдо Эрхабору Эмокпае воссоздать маску в качестве бронзового центрального предмета фестиваля высотой 20 футов (выставленного в Национальном художественном театре с 1979 года). [7] [46] Он также разработал флаг FESTAC. [47] с маской в качестве центрального элемента вертикального триколора из черного, золотого и черного цветов с неравными полосами и отвечающего за обширный графический дизайн мероприятия. [48] Другому художнику эпохи Эдо, Феликсу Идубору , было поручено вырезать две копии масок из слоновой кости для Национального музея Нигерии . [49] Бронзовая репродукция весом 150 кг также была передана в дар ЮНЕСКО в 2005 году. [50]
считается Подвеска-маска Королевы -матери Метрополитена одной из самых знаменитых работ музея. [42] Историк африканского искусства Эцио Бассани писал, что профиль маски Метрополитена был «одновременно нежным и сильным» с «музыкальным ритмом», а использование вставки из железа и меди было одновременно «сдержанным и функциональным». [15] Он писал, что маски Метрополитен и Британского музея были одними из самых красивых масок из слоновой кости, вырезанных в Бенине, и что их художник был одновременно утонченным и чувствительным. [15] Кейт Эзра писала, что тонкость маски демонстрирует «чувствительность и торжественность» раннего искусства Бенина. [11]
См. также [ править ]
- Бронзовая голова из Ифе
- Бронзовая голова королевы Идии.
- Окукор , бронза в колледже Иисуса, Кембридж.
- Бенин Алтарь Бивень
Примечания [ править ]
- ^ «Маска из слоновой кости — Google Arts & Culture» . Google Культурный институт . Проверено 24 февраля 2017 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Подвеска-маска королевы-матери из коллекции Метрополитен-музея : Иоба , MetMuseum, получено 1 ноября 2014 г.
- ^ Линденмузей. «Лип-музей – Африка» . www.lindenmuseum.de (на немецком языке). Архивировано из оригинала 23 февраля 2017 г. Проверено 22 февраля 2017 г.
- ^ «Коллекции — СЭМ — Художественный музей Сиэтла» . www1.seattleartmuseum.org . Архивировано из оригинала 09.11.2017 . Проверено 22 февраля 2017 г.
- ^ «Sotheby's выставит на аукцион маску Оба» . Файнэншл Таймс . Проверено 22 февраля 2017 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Sotheby's отменяет продажу «разграбленной» бенинской маски» . Независимый . 29 декабря 2010 г. Проверено 22 февраля 2017 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фалола, Тойин; Энн Дженова, ред. (01 июля 2009 г.). «Всемирный фестиваль искусств и культуры чернокожих и африканских стран». Исторический словарь Нигерии . Пугало Пресс. п. 369 . ISBN 978-0-8108-6316-3 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот ЛаГамма 2011 , с. 28.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б ЛаГамма 2011 , с. 29.
- ^ ЛаГамма 2011 , с. 26.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Эзра 1984 , с. 21.
- ^ Эзра, Кейт (1 января 1992 г.). Королевское искусство Бенина: Коллекция Перлза в Метрополитен-музее . Метрополитен-музей. ISBN 9780870996337 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Коллекция Британского музея , Британский музей, получено 1 ноября 2014 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хансен, Валери; Кертис, Кен (01 января 2016 г.). Путешествия во всемирной истории . Cengage Обучение. ISBN 9781305888418 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Бассани 1991 , с. 183.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бассани 1991 , с. 182.
- ^ Голдуотер, Роберт (1 июня 1969 г.). Искусство Океании, Африки и Америки из Музея первобытного искусства . Метрополитен-музей.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Эзра 1984 , с. 18.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эзра 1984 , стр. 20–21.
- ^ Эзра, Кейт (1987). Тихоокеанские острова, Африка и Америка . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. п. 84. ИСБН 0870994611 . Проверено 1 ноября 2014 г.
- ^ Эзра, Кейт (1 января 1992 г.). Королевское искусство Бенина: Коллекция Перлза в Метрополитен-музее . Метрополитен-музей. ISBN 9780870996337 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б ЛаГамма 2011 , стр. 26–28.
- ^ В маске Метрополитена используются железные вставки на зрачках и на лбу, а также медные вставки для контура век. [15]
- ^ Бен-Амос 1980 .
- ^ Бортолот, Александр Айвз. «Идия: первая королева-мать Бенина | Эссе | Хронология истории искусств Хайльбрунна | Метрополитен-музей» . Хронология истории искусств Метрополитен-Хайльбрунна . Проверено 24 февраля 2017 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Смит, Бонни Г. (1 января 2008 г.). Оксфордская энциклопедия женщин в мировой истории: набор из 4 томов . Издательство Оксфордского университета, США. ISBN 9780195148909 .
- ^ Эзра, Кейт (1 января 1992 г.). Королевское искусство Бенина: Коллекция Перлза в Метрополитен-музее . Метрополитен-музей. ISBN 9780870996337 .
- ^ Искусство Бенина . Издательство Британского музея. 01.01.2010. п. 13. ISBN 9780714125916 .
- ^ Мид, Тереза А.; Визнер-Хэнкс, Мерри Э. (15 апреля 2008 г.). Компаньон гендерной истории . Джон Уайли и сыновья. ISBN 9780470692820 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лушан, Феликс фон; Анкерманн, Б; Фонд Артура Бесслера (1 января 1919 г.). Древности Бенина (на немецком языке). Берлин; Лейпциг: Де Грюйтер. Архивировано из оригинала 07 марта 2017 г. Проверено 01 марта 2017 г.
- ^ Африка . Престель. 01 января 2001 г. п. 74. ИСБН 9783791325804 .
- ^ Эзра 1984 , с. 14.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Эзра 1984 , с. 16.
- ^ Эзра, Метрополитен-музей; введения Дугласа Ньютона, Джули Джонс, Кейт (1987). Тихоокеанские острова, Африка и Америка . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. п. 84. ИСБН 0870994611 . Проверено 1 ноября 2014 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Асанте, Молефи Кете; Мазама, Ама (26 ноября 2008 г.). Энциклопедия африканской религии . Публикации SAGE. ISBN 9781506317861 .
- ^ Кларк, Криста; Аркенберг, Ребекка (1 января 2006 г.). Искусство Африки: ресурс для преподавателей . Метрополитен-музей. ISBN 9781588391902 .
- ^ Кунард, Нэнси (1 января 1934 г.). Негр. Антология Н. Кунарда, 1931–1933 гг. [С иллюстрациями . Лондон: Нэнси Кунард. Архивировано из оригинала 07 марта 2017 г. Проверено 01 марта 2017 г.
- ^ Фагг, Уильям Буллер (1 января 1978 г.). Божественное Царство в Африке . Попечители Британского музея. п. 29. ISBN 9780714115443 .
- ^ Каплан, Флора Эдувай С. (2014). «Жертвоприношение и святость в Бенине». В Олупоне, Джейкоб Кхинде (ред.). За пределами примитивизма: религиозные традиции коренных народов и современность . Психология Пресс. ISBN 9780415273190 .
- ^ ЛаГамма 2014 , стр. 4–6.
- ^ ЛаГамма 2014 , стр. 5–7.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б ЛаГамма 2014 , с. 7.
- ↑ Богатство Африки , Британский музей, дата обращения 1 ноября 2014 г.
- ^ Хаузер-Шойблин, Бригитта; Протт, Линдел В. (10 июня 2016 г.). Культурные ценности и оспариваемое право собственности: незаконный оборот артефактов и поиск реституции . Рутледж. ISBN 9781317281832 .
- ^ Салями, Гитти; Висона, Моника Блэкмун (22 октября 2013 г.). Спутник современного африканского искусства . Джон Уайли и сыновья. ISBN 9781118515051 .
- ^ «ФЕСТАК в 40 лет: история и тайна за маской» . Новости Авангарда . 27 февраля 2017 г. Проверено 28 февраля 2017 г.
- ^ Аптер, Эндрю (01 октября 2008 г.). Панафриканская нация: нефть и зрелище культуры в Нигерии . Издательство Чикагского университета. ISBN 9780226023564 .
- ^ Келли, Бернис М.; Стэнли, Джанет Л.; Смитсоновский институт. Библиотеки. Отделение Национального музея африканского искусства (1 января 1993 г.). Нигерийские художники: кто есть кто и библиография . Лондон; Нью-Йорк: Опубликовано Гансом Зеллом для отделения Национального музея африканского искусства, библиотек Смитсоновского института, Вашингтон, округ Колумбия. ISBN 9780905450827 .
- ^ Робинсон, Альма; Робинсон, Альма (11 февраля 1977 г.). «Спорная маска Бенина» . Вашингтон Пост . ISSN 0190-8286 . Проверено 28 февраля 2017 г.
- ^ Мацуура, Коитиро (25 мая 2005 г.). «По случаю открытия маски королевы Идии» (PDF) . ЮНЕСКО .
Ссылки [ править ]
- Бассани, Эцио (1991). «#66: Маска» . В Левенсоне, Джей А.; Национальная галерея искусств (ред.). Около 1492 года: Искусство в эпоху открытий . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета . стр. 182–183. ISBN 978-0-300-05167-4 . OCLC 797827885 .
- Бен-Амос, Паула (1980). Искусство Бенина . Лондон: Темза и Гудзон . п. 81.
- Эзра, Кейт (1984). Африканская слоновая кость . Нью-Йорк: Метрополитен-музей . стр. 14–21. ISBN 9780870993725 . OCLC 893698097 .
- ЛаГамма, Алиса (2011). «Идия из подвесных масок из слоновой кости» . Героические африканцы: легендарные лидеры, знаковые скульптуры . Нью-Йорк: Метрополитен-музей . стр. 26–29. ISBN 978-1-58839-432-3 . OCLC 781712515 .
- ЛаГамма, Алиса (лето 2014 г.). «Видение Нельсона А. Рокфеллера: в поисках лучшего в искусстве Африки, Океании и Америки» . Бюллетень Метрополитен-музея . 72 (1): 4–17. ISSN 0026-1521 . OCLC 01624350 .
Внешние ссылки [ править ]

- Африканские скульптуры в Британском музее
- Скульптуры в Метрополитен-музее
- Этнографические объекты в Британском музее
- Произведения искусства из слоновой кости
- Маски в Африке
- Африканские королевы-матери
- Ритуальные маски
- Скульптуры женщин в Нью-Йорке
- Коллекция Художественного музея Сиэтла
- Культурные изображения королев
- Бенинское придворное искусство
- Скульптуры женщин в Лондоне
- Скульптуры женщин в Нигерии