Параллакс-вид (книга)
Автор | Славой Жижек |
---|---|
Художник обложки | Григорий Шполянский |
Язык | Английский |
Издатель | С Прессой |
Дата публикации | февраль 2006 г. (США) |
Место публикации | Соединенные Штаты |
Тип носителя | Печать ( в твердом переплете и в мягкой обложке ) |
Страницы | 448 |
ISBN | 978-0262512688 |
«Параллакс» (2006) — книга словенского философа Славоя Жижека . Как и многие книги Жижека, она охватывает широкий круг тем, включая философию, психоанализ, нейробиологию, политику, литературу и кино. [ 1 ] [ 2 ] В число подробно обсуждаемых авторов входят Жак Лакан , Георг Вильгельм Фридрих Гегель , Карл Маркс , Иммануил Кант , Мартин Хайдеггер , Ален Бадью , Михаэль Хардт и Антонио Негри , Дэниел Деннетт , Антонио Дамасио , Франц Кафка и Генри Джеймс .
Эту книгу Жижек назвал своим выдающимся произведением . [ 3 ] и это считается примечательным, потому что Жижек пытается изложить в нем свою систему мышления. [ 4 ] [ 5 ] Согласно предисловию Жижека к книге, она разделена на три основных раздела (философский, научный и политический), чтобы ввести «минимум концептуального порядка». [ 6 ] Хотя книга была в целом хорошо принята, некоторые сомневались, действительно ли она содержит системный подход.
Самая устойчивая концепция, развиваемая на протяжении всей книги, — это параллакс , который относится к разному кажущемуся положению объекта, когда он рассматривается с разных точек зрения. Жижек использует эту идею, взятую из Кожина Каратани » «Транскритики , чтобы переработать гегелевскую диалектику с материалистической точки зрения. [ 7 ]
Интерпретация
[ редактировать ]Параллакс
[ редактировать ]Сдвиг параллакса относится к кажущемуся движению объекта, когда он рассматривается с разных точек зрения. Используя это понятие, Жижек утверждает, что обе позиции рассмотрения объекта являются кантианскими антиномиями, а это означает, что это совершенно несовместимые и нередуцируемые способы видения чего-либо. [ 8 ] Фредрик Джеймсон утверждает, что Жижек стремится к «абсолютной несоизмеримости результирующих описаний или теорий» любого обсуждаемого объекта. [ 9 ] Традиционно это рассматривается как проблема гегелевской диалектики , которую некоторые интерпретируют как [ 10 ] как предполагающее, что тезис и антитезис объединяются в синтезе, а не остаются полностью противоположными. Однако Жижек утверждает, что это неправильный взгляд на диалектику. Вместо этого, пишет Жижек, Гегель не преодолевает кантовское разделение, а скорее утверждает его как таковое. Другими словами, гегелевский синтез — это признание непреодолимой пропасти между двумя позициями. Этот синтез может быть достигнут только посредством сдвига параллакса. [ 11 ]
Онтология
[ редактировать ]Адриан Джонстон утверждает, что Жижек — «новый двуаспектный монист ». Это относится к вере в то, что, хотя в конечном итоге существует одна субстанция, составляющая мир, она кажется разделенной и преломленной на «отдельные, несопоставимые атрибуты». Жижек подразумевает субстанцию, которая постоянно «раскалывается изнутри, создавая параллаксные расколы между непримиримыми слоями и уровнями существования». [ 12 ] Другими словами, множественное появляется из-за раскола Реального. Это можно противопоставить работе Жиля Делеза и Феликса Гваттари , которые утверждают, что множественность является «первичным онтологическим фактом». [ 13 ]
Нейронаука
[ редактировать ]В нейробиологии Жижек противостоит современным теоретикам, таким как Дэниел Деннетт и Антонио Дамасио, с точки зрения материализма и идеализма. Согласно Джонстону, Жижек утверждает, что, хотя психическое возникает из материальных нейрональных процессов, оно, тем не менее, «вырывается» из детерминации этими процессами. По словам Джонстона, «ментальные феномены мышления обретают относительно отдельное существование отдельно от материальной телесности, служащей таким образом превышенной онтологической изнанкой этих же явлений». [ 14 ]
Политика
[ редактировать ]Жижек обращает внимание на два важных политических момента. Первый предполагает раскол между экономикой и политикой. Он настаивает на том, что, хотя экономика является реальной областью, где происходит борьба, а политика является лишь тенью этой борьбы, битва все равно должна вестись в политике. [ 15 ] Кроме того, в заключение книги он описывает Бартлби Германа Мелвилла как новую ключевую фигуру в политике; Постоянно повторяемая фраза Бартлби «Я бы предпочел не делать этого» означает чисто формальный отказ, который должен быть принят политически. По словам Джоди Дин , Жижек выступает за «отказ от сопротивления и от благотворительности… отказ от всего многообразия микрополитических практик…» Он предлагает, в конечном счете, политическую фигуру «невыносимого, инертного, настойчивого, неподвижного насилия». ." [ 16 ]
Психоанализ
[ редактировать ]Существует ряд лакановских и психоаналитических концепций, которые перерабатываются на протяжении всей книги. Например, концепция параллакса имеет важные последствия для концепции Реального Лакана . В то время как Реальное для Лакана означало твердое ядро, сопротивляющееся символизации, для Жижека этот термин относится к «разрыву в перспективах». [ 17 ] Еще одна концепция, которую Жижек дает новое определение, — это суперэго . По словам Джеймсона, пересмотр Жижека выходит за рамки суперэго как «примера подавления и осуждения, табу и вины» в сторону нового определения, в котором говорится, что суперэго сегодня стало «чем-то непристойным, чье постоянное предписание: «Наслаждайся!» Если когда-то Фрейд считал, что суперэго запрещает определенные действия, то сегодня, утверждает Жижек, оно заставляет людей стремиться к удовольствиям. Джеймсон утверждает, что «влечение к смерти» — еще одна из постоянных фундаментальных тем Жижека. В своей редакции фрейдистского «Танатоса» Жижек предполагает, что истинный ужас влечения к смерти заключается в том, что оно живет через нас, воплощенное в самой жизни. Концепция наслаждения также подвергается пересмотру; Другого по мнению Жижека, зависть к наслаждению объясняет «коллективное насилие, расизм, национализм и тому подобное, а также особенности индивидуальных инвестиций, выбора и навязчивых идей...» [ 18 ] Одна последняя и решающая концепция в книге связана с лакановским «разрывом». По мнению Джеймсона, это относится к доктрине, согласно которой «человеческая субъективность постоянно расщеплена и несет в себе брешь, рану, внутреннюю дистанцию, которую невозможно преодолеть». [ 19 ]
Прием
[ редактировать ]Дин написал, что, хотя книга не обязательно является выдающимся произведением, как предположил Жижек, это, безусловно, лучшая его книга со времен «Щекотки» , которая была опубликована в 1999 году. Фредрик Джеймсон оценил книгу положительно, написав, что глава, посвященная когнитивной науке, это «превосходное достижение», и что политический урок книги «настолько же необходим, насколько и заряжает энергией»; он считал эти разделы «основными заявлениями». Однако он выразил некоторые сомнения по поводу стиля книги; он утверждал, что книга функционировала как «теоретическое варьете» и что недостатком такого стиля является то, что в конце читатель «озадачен представленными идеями или, по крайней мере, основными из них». сохраниться». [ 20 ] В том же ключе Алексей Богданов охарактеризовал книгу как «огромное поле битвы мнений, на котором зачастую трудно определить собственную позицию автора». [ 21 ] Джонстон также отметил этот аспект книги, отметив, что, хотя книга претендует на систематизацию, «некоторые читатели могут испытывать чувство разочарования в своих попытках разглядеть систематическое единство, предположительно лежащее в основе и связывающее воедино широкомасштабные обсуждения огромного количества разнообразного содержания, содержащегося в этом тексте». В конечном счете, Джонстон утверждает, что в книге есть «интегрированная логика/шаблон». [ 22 ] Джеймсон обсудил аналогичную проблему и отметил, что, явно теоретизируя параллакс, Жижек, возможно, создал новую концепцию и систему, несмотря на по своей сути «антифилософскую» позицию этой концепции. [ 23 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Bogdanov 812
- ^ Джонстон 17
- ^ Дин 375
- ^ Дин 376
- ^ Джеймсон 7
- ^ Жижек 10
- ^ Дин 376
- ^ Дин 376
- ^ Джеймсон 7
- ^ Пшеница, Леонард Ф. (2012). Неоткрытая диалектика тезиса-антитезиса-синтеза Гегеля. Что понимали только Маркс и Тиллих . Книги Прометея. ISBN 1616146427 .
- ^ Дин 376
- ^ Джонстон 6
- ^ Дин 377
- ^ Джонстон 9-10
- ^ Джеймсон 8
- ^ Дин 377
- ^ Дин 376
- ^ Джеймсон 7
- ^ Джеймсон 7
- ^ Джеймсон 7
- ^ Bogdanov 813
- ^ Джонстон 17-18
- ^ Джеймсон 8
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Богданов Алексей. «Параллакс Славоя Жижека». Славянский и восточноевропейский журнал , Том. 51, № 4, Специальный выпуск форума: На краю рая: русская поэзия с 1970 года (зима 2007 г.), стр. 812–814.
- Дин, Джоди. «Объект по соседству». Политическая теория , Vol. 35, № 3 (июнь 2007 г.), стр. 371–378.
- Джеймсон, Фредрик. «Первые впечатления» . Лондонское обозрение книг , Vol. 28, № 17, 7 сентября 2006 г., стр. 7–8.
- Джонстон, Адриан. «Гегельянская реформация Славоя Жижека: внимание к взгляду на параллакс ». Диакритика , Vol. 37, № 1 (весна 2007 г.), стр. 2–20.
- Жижек, Славой. Параллакс-вид . Кембридж, Массачусетс: MIT Press, 2006.