Jump to content

Людвиг Вернер Хелмс

Людвиг Вернер Хелмс
Людвиг Вернер Хелмс в 1846 году.
Рожденный ( 1825-04-14 ) 14 апреля 1825 г.
Умер 26 июля 1918 г. ) ( 1918-07-26 ) ( 93 года
Род занятий Торговец, эмиссар и автор
Работодатель Компания Борнео Лимитед
Заметная работа Пионерство на Дальнем Востоке, путешествия в Калифорнию в 1849 г. и на Белое море в 1878 г. (1882 г.).
Супруг Энн Амелия Брюс
Дети Ева Луиза Матильда, Дора Хелен, Дагмар, Хильда Констанс, Кэтрин Энни, Мэри Сивилла, Вера Юэн, Вера, Гарольд Вернер Брюс, Пол Виктор
Родители) Рудольф Хелмс и Матильда Августа Фридш

Людвиг Вернер Хельмс (14 апреля 1825 г. - 26 июля 1918 г.) [1] ) был авантюристом, торговцем, эмиссаром и писателем, связанным с Юго-Восточной Азией, особенно с компанией Борнео в Сараваке . [2] Будучи менеджером компании Борнео в течение двадцати лет, он развивал и расширял торговлю Саравака на заре развития страны. Он много путешествовал и встретился с несколькими известными личностями, включая Мадса Ланге, королей Камбоджи и Сиама, Белых раджей Саравака, Альфреда Рассела Уоллеса и Бригама Янга. Хелмс написал и проиллюстрировал отчет о своих приключениях в 1882 году под названием « Пионеры на Дальнем Востоке и путешествия в Калифорнию в 1849 году и на Белое море в 1878 году» , предоставив отчеты из первых рук о Бали, Калифорнии, Камбодже, Таиланде, Сараваке, Японии, Белом море. и их лидеров в периоды значительного исторического интереса.

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Людвиг Вернер Хельмс родился в Варде , Дания , 14 апреля 1825 года в семье Рудольфа Хельмса и его второй жены Матильды Августы Фридш. Рудольф Хелмс был аптекарем (аптекарем) в Варде. Людвиг был тринадцатым из шестнадцати детей. [3]

Юго-Восточная Азия (1847–1872 гг.)

[ редактировать ]

В 1846 году Хелмс отправился на Бали , проплыв через мыс и Сингапур . Следующие 26 лет он провел в Юго-Восточной Азии, работая купцом или торговцем. За этот период он посетил Бали, Камбоджу, Сиам, Китай, Японию, Австралию и Калифорнию. [4]

Хелмс отплыл из Гамбурга , Германия, на бриге «Иоганна Цезарь» 15 сентября 1846 года. [5] с намерением найти и представиться своему земляку Мадсу Ланге , который, как считалось, наладил успешный торговый бизнес на острове Бали. Он никогда не встречался и не переписывался с Ланге, но имел рекомендательные письма. Его корабль остановился в Кейптауне , Южная Африка, в ноябре 1846 года, где он провел несколько недель с друзьями, а затем 16 декабря 1846 года продолжил путь в Сингапур , куда прибыл 25 февраля 1847 года. [6] [7]

В Сингапуре ему сказали, что коренные жители Бали настроены недружелюбно, и посоветовали воздержаться от дальнейших действий. Однако он решил продолжить и нашел корабль, который был готов высадить его на Бали. Он прибыл посреди ночи и, общаясь только повторением имени Ланге, был проведен туземцами в резиденцию Ланге, где его приветствовали. [8]

Следующие два года Хелмс провел, работая на Ланге в его растущем торговом бизнесе недалеко от Куты , который включал рис, специи и скот, а также импорт китайского кепенга , валюты, используемой на Бали. В его обязанности входило согласование цен, а также организация и подготовка груза к отправке. Находясь на Бали, он хорошо познакомился с местными жителями, их обычаями и религией, позже подробно задокументировав их в своей книге «Пионеры на Дальнем Востоке» . Наряду с Ланге Хелмс также встречался и время от времени общался с правящими раджами Бали, особенно с раджей Кассиманом (Кесиманом) из Бадунга . [9]

Эскиз Сатти, сделанный Людвигом Вернером Хелмсом на Бали, ок. 1848 г., опубликовано в его книге «Пионерство на Дальнем Востоке» (1882 г.).

Находясь на Бали, он стал свидетелем сатти — индуистской практики, во время которой вдова приносит себя в жертву на погребальном костре своего умершего мужа. Он ярко описал это событие в своей книге «Пионеры на Дальнем Востоке» , включая очерк. [10] Он также собирал картины и резные фигурки вместе с Мадсом Ланге. Позже Хелмс и его семья пожертвовали несколько произведений искусства, в том числе несколько резных статуй, ящик с петушками и картину, Национальному музею Дании в Копенгагене. [11]

Хелмс оставался на Бали с Ланге до тех пор, пока конфликты с голландцами и балийцами во время 1848 и голландских интервенций 1849 годов не привели к сокращению торговли. Он играл роль курьера и сопровождения при посредничестве Ланге между голландцами и балийцами в июне 1849 года, которое привело к мирному урегулированию. [12] Бизнес Ланге в Куте постепенно приходил в упадок из-за голландских блокад во время интервенций, эпидемий, войн между балийскими раджами, а также растущего использования пароходов, которые перемещали торговлю в конкурирующие порты на севере Бали. [13] Бизнес Ланге так и не восстановился, и 21 июня 1849 года Хелмс уехал в поисках другой работы в Сингапур. [14] Хелмс вернулся на Бали только один раз в сентябре 1858 года, когда по пути в Европу из Саравака он остановился, чтобы посетить Ланге. Он был опечален, узнав, что Ланге умерла несколькими годами ранее. [15] [16]

Калифорния (1850 г.)

[ редактировать ]

Хелмс вернулся в Сингапур с Бали 8 июля 1849 года. Оттуда он на два месяца посетил Китай, включая Кантон и Гонконг . Находясь в Гонконге, он отметил высокий уровень беспокойства европейского сообщества в связи с недавним убийством губернатора Макао , а также растущее волнение по поводу золотой лихорадки в Калифорнии . [17] Он вернулся в Сингапур в сентябре и принял должность клерка в сингапурском торговом офисе MacEwen and Company. Через восемь месяцев некоторые деловые партнеры предложили отправить его в Калифорнию с пробными поставками и, возможно, открыть для него карьеру. Его работодатели были готовы оставить для него место, поэтому в середине июня 1850 года он отплыл в Сан-Франциско на датском бриге « Индианерен» . [18] [19] [17]

После 67-дневного путешествия через Тихий океан без происшествий он прибыл в Сан-Франциско, который находился в разгаре калифорнийской золотой лихорадки. Он заметил 784 больших корабля и несколько сотен каботажных судов в гавани , многие из которых покинули свои команды. Выйдя на берег, он поразился разнообразию людей, стоимости жилья, наспех построенным постройкам, а также дневной и ночной деятельности процветающего города. Жилья было мало, и Хелмс считал, что ему повезло, что он смог присоединиться к ветхому «холостяцкому обществу» из 22 бизнесменов-единомышленников, некоторые из которых остались и разбогатели. Находясь в Сан-Франциско, Хелмс стал свидетелем одного из многих пожаров в Сан-Франциско; и посетил старую испанскую церковь и миссию в Долорес, заброшенную в то время. Он также нашел время, чтобы посетить Флагстафф-Хилл (который больше не существует) с видом на город и создать акварельный набросок гавани. [20]

Картина Людвига Вернера Хелмса с изображением Сан-Франциско, Калифорния, август 1850 года.

Хелмс обнаружил, что прибыл в неблагоприятное с деловой точки зрения время; золотая лихорадка достигла своего пика, и запасов было избыток. [21] Хелмс видел большое будущее в Калифорнии, но его деловые партнеры сильно проиграли, и он не смог убедить их в инвестиционном потенциале, поэтому он планировал вернуться с Индианерами через несколько месяцев. Капитан обнаружил, что большая часть команды дезертировала, и в середине сентября 1850 года они отплыли с нехваткой рабочих рук. Во время путешествия среди команды разразилась болезнь, и самому Хелмсу пришлось несколько дней исполнять обязанности рулевого. Однако они благополучно прибыли в Гонконг и отплыли в Сингапур, прибыв туда 22 декабря, где он возобновил работу клерком. [22] [23] [24]

Камбоджа (1851 г.)

[ редактировать ]

Во время работы в Сингапуре на «Макьюэн и компания» Хелмсу предложили должность в Сараваке в лондонской фирме гг. Р. и Дж. Хендерсон, которая получила аренду для разработки сурьмяных рудников в этой стране. Однако он не мог занять эту должность в течение нескольких месяцев и принял предложение сингапурской фирмы «Mess. Almeida & Sons» отправиться с миссией в Камбоджу в попытке установить торговые отношения с этой страной, отправив корабль с товарами. . [25] [26] [27]

Камбоджа в то время переживала тяжелые времена как государство-данник Сиама и вассал Кочин-Китая , который монополизировал и подавлял торговлю, что привело к напряженным отношениям с европейскими странами, торгующими в Сингапуре. Король Камбоджи король Анг Дуонг направил в Сингапур своего представителя Константино де Монтьеро, чтобы выразить желание быть в дружеских отношениях с англичанами и открыть торговые отношения, а также попросить помощи в пресечении пиратства. [28] [29] [30]

В феврале 1851 года в сопровождении Монтьеро Хелмс отплыл на бриге «Панталон» в камбоджийский порт Кампот , единственный доступный порт, поскольку кочинские китайцы закрыли реку Меконг для Камбоджи. Они опасались пиратов, так как Кампот подозревался в их укрытии, но ни один из них не был обнаружен. В Кампоте он организовал транспортировку вглубь страны, в столицу Удонг , на повозках, запряженных волами. Путешествие длиной почти в 200 миль заняло десять дней по неровным дорогам с ограниченным количеством воды. Он нашел Удонг неприхотливым для столицы, со зданиями из бамбука и дерева. [31] [25] [32] [30] [33]

Аудиенция короля Камбоджи (эскиз Людвига Вернера Хелмса, 1851 г.)

В Удонге он успешно встретился с королем на официальной церемонии, где преподнес подарки и обсудил перспективы торговли, которая показалась ему хорошей. Позже он встретился с королем в его личных покоях, где король более свободно говорил о своем желании, чтобы его страна перешла под защиту Великобритании и возобновилась торговля на реке Меконг. Король попросил Хелмса отстаивать интересы своей страны в Сингапуре, а также попросил Хелмса обеспечить ему необходимое оборудование для чеканки монет. Хелмсу предложили в подарок большого слона, от которого он с благодарностью отказался. [31] [34] [35]

Проведя неделю в Удонге, Хелмс уехал в Кампот. На обратный путь король предоставил слонов, что было гораздо комфортнее. Хелмс взял с собой, среди прочего, груз риса, перца, шелка-сырца, слоновой кости, черепахового панциря, кардамона , гамбоджа и лака для палочек , а также прошение короля о британской защите, которое он позже доставил. Большое количество шкур и рогов буйвола пришлось спустить по воде, и они были перехвачены кочинскими китайцами на канале Виньто . [31] [36]

Он вернулся в Сингапур в середине июня 1851 года. Он выполнил свое обещание, данное королю, опубликовав отчеты о своем путешествии в « Сингапурской свободной прессе» и « Журнале Индийского архипелага и Восточной Азии» . Миссия оказалась успешной с коммерческой точки зрения, положив начало торговле, которая в последующие годы постепенно расширялась; однако он был разочарован тем, что британское правительство так и не отреагировало на просьбы короля. [37] [38] Его отчеты о путешествии остаются редким рассказом из первых рук о короле Анг Дуонге и Камбодже во время его правления. [39] [40]

Сиам (1851 г.)

[ редактировать ]

Находясь в Камбодже, до Хелмса дошли слухи о смерти Рамы III , короля Сиама . Король Рама был недружелюбен к европейским купцам, отвергнув визит сэра Джеймса Брука его ожидаемый преемник, принц Монгкут в 1850 году, но считалось, что , имел иные взгляды и мог способствовать развитию европейской торговли. После его возвращения в Сингапур из Камбоджи Хелмсу была предложена возможность (вероятно, сингапурские торговцы господа Сильва, Джозеф и компания) предпринять аналогичное предприятие в Сиаме, чтобы подтвердить смерть короля и посмотреть, можно ли открыть новые торговые возможности. [41] [42] [43] [44]

Он принял предложение и 23 июня 1851 года отплыл в Сиам, снова на бриге « Панталон» . Предупреждая о пиратах, они остановились в Трингану , Калантане и Сангаре, пытаясь подтвердить смерть короля Рамы III, и, наконец, получили это от раджи Сангары. 6 июля они достигли устья реки Менам в Сиаме. [45] [46]

Оставив свой корабль на якоре у берега, Хелмс проследовал по суше в Пакнам , где ждал одобрения сиамского правительства на прохождение в сиамскую столицу Бангкок . Разрешение было быстро предоставлено, и он на небольшой лодке проследовал вверх по реке в Бангкок, прибыв туда 10 июля. У него были рекомендательные письма к португальскому торговцу в Бангкоке, и он был принят гостеприимно; На следующий день он встретился с министром иностранных дел Сиама, который предоставил ему уступки по иностранным пошлинам и разрешил его кораблю подняться вверх по реке в Бангкок для торговли. Ему также сообщили, что новый король Монгкут предоставит ему официальную аудиенцию. [47]

Аудиенция состоялась 26 июля в королевском дворце, на которой присутствовала вся сиамская знать. Король спросил его о делах и одобрил его просьбу о торговле; король также выразил желание, чтобы британское правительство направило посла в Сиам, и что он желает сделать все, что в его силах, для поощрения европейской торговли. Хелмс вручил ему составленное им поздравительное письмо и получил ответ с прикрепленной королевской печатью. [48]

Двумя днями позже Хелмс встретился со сводным братом короля, принцем Чутамани , который был назначен « вторым королем » и который также желал перенять европейские обычаи. В присутствии Хелмса был проведен смотр войск, и ему был вручен традиционный подарок в виде золотых и серебряных цветов. [49] [50]

Перед отъездом Хелмса пригласили присутствовать на буддийской церемонии кремации двух лиц, связанных с королевской семьей, а также на сопутствующих торжествах. По его оценкам, мероприятие посетило 15 000 человек. Он сидел среди королевских министров и гостей, включая сына короля Камбоджи, который с большим интересом слушал рассказ Хелмса о его недавней поездке на встречу со своим отцом, королем Анг Дуонгом. Король Монгкут обратился к Хелмсу с несколькими добрыми словами и пригласил его поселиться в Сиаме. [51]

Ему удалось организовать поставку большого количества продуктов, включая сахар, гамбодж и лак, стоимость которых превышала стоимость его торговых товаров. Ему также был доверен заказ на военную технику на сумму более 20 000 фунтов стерлингов. Он вернулся в Сингапур на «Панталоне» , прибыв туда 28 августа 1851 года. [52] [53]

Визит Хелмса в Сиам имел коммерческий успех, за ним последовал новый период торговли и улучшение отношений с иностранцами. Его петиции к сиамскому правительству привели к значительному снижению тоннажных пошлин на внешнюю торговлю; а в 1855 году Англия подписала договор с Сиамом о назначении британского консула. Хелмс, вероятно, был первым европейцем из-за пределов Сиама, получившим аудиенцию у короля Монгкута, правление которого окажет чрезвычайное влияние на будущее Сиама. Опять же, позже Хелмс задокументировал свой визит в книге «Пионерство на Дальнем Востоке» с яркими описаниями страны, церемонии и людей. [45] [52] [54] [55]

Саравак (1852-1872)

[ редактировать ]

В 1852 году Хелмс поселился в Сараваке и начал торговать в основном саго и сурьмой . Хелмс проведет там следующие 20 лет, тогда под властью раджи Джеймса Брука и его преемника раджи Чарльза Брука . Находясь в Сараваке, Хелмс выступал в качестве менеджера компании Borneo Company, Limited (BCL) в Сараваке, был свидетелем пиратских сражений и восстаний, занимался разведкой полезных ископаемых и воспитывал шестерых детей, прежде чем спор с BCL положил конец его работе в Сараваке. [56]

Создание компании The Borneo Company, Limited

[ редактировать ]

Хелмс прибыл в Кучинг , Саравак, на пароходе «Плутон» 16 января 1852 года в качестве агента коммерческой фирмы по закупке сурьмяной руды. [57] [58] Раджа Джеймс Брук в то время отсутствовал, и он навестил капитана Джона Брука Джонсона Брука , племянника раджи, и переехал в небольшое бунгало в Кучинге на холме над рекой Саравак, известном как Букит Мата. [59] [60]

С 1852 по 1856 год он работал в компании McEwan and Company, торгуя в основном сагом и сурьмой. В 1856 году была основана BCL, и директора выбрали Хелмса менеджером компании в Сараваке, хотя Раджа Брук отдавал предпочтение Спенсеру Сент-Джону . [61] Первоначально его штат состоял из повара-китайца и местного клерка по имени Абдулла. [62] [63] Хелмс провел много времени, исследуя внутренние районы Саравака в поисках полезных ископаемых, и ярко описывает реки Борнео, джунгли и местных жителей, с которыми он столкнулся, в своей книге «Пионеры на Дальнем Востоке» , включая множество иллюстраций. [64]

Эскиз домов земельных даяков Людвига Вернера Хелмса, как он появился в его книге «Пионеры на Дальнем Востоке » (1882 г.)

Будучи менеджером BCL в Сараваке, Хелмс занимался разведкой и торговлей сурьмой, саго, ртутью , золотом, алмазами, гуттаперчей , углем, древесиной и другими ресурсами. [65] [66] В конечном итоге в 1872 году на посту менеджера его сменил У. Г. Броди. [67]

1857 г. Китайское восстание

[ редактировать ]

Хелмс был в Кучинге во время китайского восстания против раджи Джеймса Брука в феврале 1857 года и рассказал о своем опыте пионерской деятельности в анонимном дневнике друга, который теперь известен как коллега по BCL Пол Тидман. [68] [69] Во время первоначальной атаки Хелмс отступил в соседнюю малайскую деревню, где безуспешно пытался организовать оборону, а на следующий день вернулся в Кучинг и был вынужден присутствовать на встрече с лидерами восстания вместе с епископом Фрэнсисом Макдугаллом , Тидманом. и Джордж Руппелл (казначей Раджи Брука). Во время встречи китайцы попытались назначить его раджей (думая, что Раджа Брук умер), от этой чести Хелмс отказался. [70] [71] Позже он смог помочь другим европейцам в Кучинге и избежать взятия в заложники китайцами, когда они отступали вверх по реке. Затем он пошел вниз по реке за помощью и помог женщинам и детям эвакуироваться. В какой-то момент Раджа Брук приказал Хелмсу и Тидману «предложить страну на любых условиях голландцам», чего ему, к счастью, не пришлось делать; он был на пароходе BCL «Сэр Джеймс Брук», когда тот отвоевал Кучинг. Затем он по просьбе раджи отплыл в Самбас , чтобы сообщить голландцам о восстании, а затем в Сингапур , где встретился с адмиралом Генри Кеппелем , который прислал военный корабль в качестве демонстрации силы. [72] [73]

Брак с Анной Амелией Брюс

[ редактировать ]

19 июня 1858 года он отплыл в Великобританию через Бали и Австралию, чтобы поправить свое здоровье и договориться о более выгодных условиях с директорами компании Борнео в Великобритании. Он прибыл в Лондон 13 марта 1859 года. [74] В Лондоне в 1859 году он женился на Анне Амелии Брюс, от которой у него было 10 детей (Ева Луиза Матильда, 1861 г.р.; Дора Хелен, 1862 г.р.; Дагмар, 1864 г.р.; Хильда Констанс, 1865 г.р.; Кэтрин Энни, 1868 г.р.; Мэри Сивилла, р. 1870 г.; Вера Юэн, р. 1876 г.; [75] [76] После визита в свою родную Данию Хелмс пообещал вернуться в Саравак для участия в BCL и вернулся со своей женой 17 апреля 1860 года. [77] [78] По возвращении он переименовал свое бунгало на Букит Мата в ее честь в «Анеберг». [79] [80]

Лицо пирата

[ редактировать ]

Хелмс участвовал в борьбе правительства Саравака с повстанцами и пиратами Мука в 1857–1862 годах, что резко повлияло на торговлю саго BCL. Он сопровождал Раджу Брука в сентябре 1857 года и участвовал в напряженных переговорах по урегулированию местной вражды; [81] [82] и отправился с раджей Муда Джоном Бруком Джонсоном Бруком в августе 1860 года, чтобы принять участие в опасной встрече с местными лидерами по поводу возобновления торговли. [83] [84] Позже он сыграл второстепенную роль в пиратской битве у Муки в мае 1862 года; Посещая фабрику по производству саго в Муке, он заметил большой отряд пиратов, скопившийся у входа в реку Мука. Он убедил туземца ночью проплыть сквозь пиратский флот, чтобы известить раджу Муду Джона Брука, который затем собрал значительные силы на пароходе « Радуга», чтобы атаковать пиратов в генеральном сражении. Роль Хелмса документирована в нескольких современных статьях, а позже Хелмс рассказал об этих событиях в своей книге «Пионеры на Дальнем Востоке» . [85] [86] [87]

Спор между Джеймсом Бруком и Джоном Бруком Джонсоном Бруком

[ редактировать ]

Хелмс был непосредственным свидетелем спора между раджей Джеймсом Бруком и его племянником Раджей Муда Джоном Бруком Джонсоном Бруком, который в конечном итоге привел к лишению последнего наследства и лишению его титула « Раджа Муда ». Хелмс взял за правило тщательно документировать детали спора в журнале «Пионерство на Дальнем Востоке» , особенно точку зрения Джона Брука (Джонсон Брук), с которым, по его мнению, обошлись несправедливо. [88] В предисловии к «Пионерству » он заявляет:

Может показаться, что я пробуждаю дремлющие противоречия и бросаю вызов враждебным мнениям. Упоминания о споре между двумя мужчинами, которых я знал и которыми восхищался, — Раджей Бруком и его племянником, капитаном Бруком, — многим будут неинтересны, а кому-то неприятны, но есть и те, кто запомнит и кому будет интересен их спор. карьеры, и кто увидит, что я попытался, хотя и с некоторым запозданием, совершить акт справедливости. Как человек, разделивший близость Раджи Брука, я считаю, что вся его жизнь будет великой и героической, и такой человек может вынести обвинение в ошибках в суждениях, и ему не нужно будет скрывать свои ошибки. Моей целью, отдавая должное сэру Джеймсу Бруку, было также справедливо отдать должное памяти его доблестного племянника, который не менее посвятил свою жизнь и пожертвовал своим состоянием делу цивилизации Борнео. [89]

Тегора Шахта и ртуть

[ редактировать ]

Хелмс сыграл большую роль в открытии и разработке ртутного рудника в Тегоре в Сараваке в конце 1860-х годов для BCL. Ему приписывают первое открытие киноварной руды в этом районе и создание на руднике оригинального предприятия по переработке руды. Технические проблемы преследовали рудник в течение нескольких лет, но в конечном итоге рудник стал прибыльным. [90] [91] [92]

Отправление в Лондон

[ редактировать ]

Хелмс оставался в Сараваке до 30 мая 1872 года. [93] когда он вернулся в Европу через Китай, Японию и Калифорнию. [94] Он намеревался вернуться в Саравак в качестве менеджера BCL, но судебный процесс прервал его отношения, и он остался в Европе. [95] [96]

Наследие Саравака

[ редактировать ]

Последний раджа Саравака, сэр Чарльз Винер Брук , так прокомментировал вклад BCL в эпоху Хелмса в своем предисловии к «Истории Борнео» в 1956 году:

Связь между штатом Саравак и компанией Борнео в первые дни была настолько прочной, что Саравак и компания Борнео были почти синонимами... современный прогресс и процветание страны можно ясно проследить за большими усилиями эта компания в те первые дни, когда капитальные затраты и неустанный труд не приносили впечатляющего вознаграждения. [97]

Хелмсу приписывают создание одной из самых ранних карт Саравака, разработанной во время его исследований региона. [98] [99]

Находясь в Сараваке, Хелмс еженедельно посещал суд и выступал в качестве председателя присяжных и магистрата . [100] [101] Он также был назначен агентом Ллойда и вице-консулом Саравака. [102] [103]

Живя в Сараваке, Хелмс встретил натуралиста Альфреда Рассела Уоллеса , который собирал образцы в этом регионе в 1854 году. Хелмс помогал ему в транспортировке образцов и водил его в различные места. Позже Уоллес прославился своими теориями естественного отбора вместе с Чарльзом Дарвином. Когда Уоллес ушел, Хелмс нанял помощника Уоллеса Чарльза Аллена в BCL. [104] [105]

Позже Хелмс столкнулся с финансовыми трудностями и вернулся в Саравак в начале 1890-х годов на несколько лет в поисках разведки. [106] [107]

Бунгало Хелмса «Анеберг» на Букит Мата в Кучинге оставалось домом менеджера BCL в течение многих лет после отъезда Хелмса. Во время японской оккупации Второй мировой войны он использовался как бордель для японских офицеров и был разрушен после войны. [108] [79]

Китай, Япония и Калифорния (1872 г.)

[ редактировать ]

Китай и Япония

[ редактировать ]

По возвращении в Англию из Саравака Хелмс отправился из Кучинга в Сингапур, Сайгон, Гонконг и Шанхай, где поразился переменам, произошедшим за последние два десятилетия; а затем направился в Нагасаки, Япония, и прибыл 28 июня 1872 года. [109]

Хелмс провел месяц, путешествуя по Японии, включая Нагасаки, Кобе, Хёго, Осаку, Киото, Ариму, Джеддо (ныне Токио), Иокогаму и остров Эносима . [110]

Остров Эносима, каким он был во время визита Хелмса (картина Такахаси Юичи)

В Осаке он получил специальное разрешение на поездку на Киотскую выставку искусств и мануфактур – редкая возможность, поскольку ранее Киото был закрыт для иностранцев. [111] [112] Он путешествовал по суше и по морю в разные города, пересекая участки дороги Токайдо , и посетил несколько японских храмов и святынь в Киото и Джиддо. [113] [а] В своей книге «Пионеры на Дальнем Востоке » Хелмс подробно описал японскую культуру, сады, религию, архитектуру и искусство со своей европейской точки зрения и отметил обширные изменения, происходящие по мере их адаптации к иностранному влиянию, часто пророчески комментируя:

Как, наверное, все путешественники по Японии, я был в восторге от этой страны, но был поражен той быстротой, с которой правящие классы этой старой и исключительной империи избавились от своих старых обычаев и привычек, а также покорностью, с которой люди подчинился ему... Я не верил тогда в спокойное развитие нового положения вещей; но, к счастью, время идет, а японцы все еще прогрессируют и, судя по всему, консолидируются, зрелище, которое не может не затронуть их могучего соседа Китая. [114]

Калифорния снова посетила

[ редактировать ]

Хелмс отбыл из Иокогамы на пароходе «Аляска» 8 августа 1872 года и прибыл в Сан-Франциско 31 августа. Он был поражен контрастом технологий и комфорта по сравнению с его предыдущим путешествием в 1849 году и нашел Сан-Франциско почти неузнаваемым. [115] Основной целью Хелмса было наблюдение за рудниками ртути в Калифорнии (чтобы помочь в решении проблем, возникающих при переработке руды на его руднике Тегора в Сараваке), и он посетил рудник Альмаден недалеко от Сан-Хосе, а также рудники Редингтон , Манхэттен и Феникс недалеко от Напы. . [116] Затем он посетил горячие источники и гейзеры Калистоги, а также Окаменелый лес, прежде чем отправиться в путешествие на восток через американский континент. [117] Он поехал по Центрально-Тихоокеанской железной дороге в Рино, штат Невада, где остановился, чтобы осмотреть шахты Комстока в неприятном путешествии на дилижансе:

...сидя на ящиках на крыше кареты, без коврика и едва в силах держаться, пока мы тряслись по неровным горным тропам, я онемел и растрясся на куски задолго до того, как мы добрались до города Вирджиния. Когда мы возвращались в той же карете, было уже светло, и мы тогда увидели, что она вся в пулевых отверстиях, дело рук грабителей, а внутри было хорошо снабжено кандалами, предназначенными, как сказал нам водитель, для непослушных пассажиров. [118]

Он возобновил свое путешествие на восток по железной дороге, остановившись только в Солт-Лейк-Сити, штат Юта, где у него было краткое интервью с Бригамом Янгом , прежде чем возобновить свое путешествие в Нью-Йорк и далее в Англию. [119]

Иск компании Борнео

[ редактировать ]

В течение последних нескольких лет своего пребывания в BCL в Сараваке Хелмс был недоволен прибылями и убытками, приходящимися на его долю деятельности в BCL. Когда он вернулся в Лондон, одной из его целей было пересмотреть свой контракт в пользу более справедливого соглашения и получить компенсацию за прошлые несправедливости. [120]

Одной из проблем Хелмса было то, что финансовые потери из-за деятельности по добыче угля в районе Симунджан в Сараваке приписывались его подразделению, но не находились под его контролем. Хелмс регулярно выражал обеспокоенность по поводу этой договоренности во время переписки с менеджерами BCL в Сингапуре и Лондоне. [121] Он также был обеспокоен тем, что соглашение 1866 года, подписанное Хелмсом, но не ратифицированное Советом BCL, так и не было завершено, в результате чего он работал по контракту 1860 года, который, кстати, давал ему треть всей прибыли от его подразделения. [122] [123] Это не было прибыльным до 1867 года, когда BCL боролась за выживание, но стало предметом спора, когда рудники в Тегоре были обнаружены и стали прибыльными. [124]

По прибытии в Лондон в 1872 году он обнаружил, что директора BCL сопротивляются решению проблемы. Ситуация усугубилась смертью в 1871 году председателя BCL Ричарда Хендерсона, давнего друга и защитника Хелмса в совете директоров BCL. [125] К 1876 году, когда соглашения достичь не удалось, Хелмс подал иск против BCL в суд лондонской канцелярии. [126] Было предпринято несколько попыток урегулирования спора во внесудебном порядке, но они оказались безуспешными, и в декабре 1876 года суд вынес решение в пользу Хелмса, судья постановил ликвидировать филиал компании в Сараваке, если это необходимо для выплаты ему заработной платы, и назначил управляющего. . [127] [126]

Вся деятельность BCL в Сараваке была временно приостановлена ​​в декабре 1876 года по решению суда, что вызвало значительную путаницу и беспокойство в Сараваке, но деятельность, похоже, возобновилась к январю 1877 года, когда Хелмс и директора урегулировали дело во внесудебном порядке. [126] [128] Мировое соглашение, похоже, было весьма выгодным для Хелмса, позволив ему уйти из BCL. [126] [129]

Белое море

[ редактировать ]
Карта Белого моря

В 1877 году друзья попросили Хелмса изучить возможность повторного открытия некоторых заброшенных рудников в Белом море . Ходили слухи, что шахты были открыты около 1732 года бароном Куртом Александром фон Шёмбергом, саксонцем, работавшим на российское правительство, а затем были заброшены несколько лет спустя, когда Шёмберг впал в немилость российского двора. [130] [131] В июле 1877 года Хелмс отправился в Санкт-Петербург , Россия, чтобы проверить обоснованность претензий и получить разрешения от российского правительства. [132] Он обнаружил, что записи законны, и что правительство готово это разрешить:

Концессия охватывала более десятка населенных пунктов на побережье Российской Лапландии и на островах Белого моря. В течение определенного времени мы должны были иметь право исследовать и обрабатывать их, а по истечении этого времени мы имели отказ принять их за определенное вознаграждение. [133]

Карта Белого моря с указанием расположения мин, опубликованная Хелмсом в его книге «Пионерство на Дальнем Востоке » в 1882 году.

Хелмс намеревался исследовать два заброшенных горнодобывающих района: медные рудники на дальнем восточном побережье Кольского полуострова у ручья Русинга к северу от реки Поной ; и серебряные рудники на Медвежьем острове в Кандалакшском заливе недалеко от Умбы . [134] [135]

Хелмс планировал это предприятие на лето 1878 года, на короткий период, когда погода была подходящей для путешествий и работы в крайних северных регионах, где располагались рудники. [136] Он купил пароход «Вестфолд» в Христиании , Норвегия (ныне Осло), в мае 1878 года и приказал доставить припасы в Тронхейм , Норвегия, и Архангельск , Россия.

Эскиз парохода Хелмса Вестфолда , опубликованный в его книге «Пионерство на Дальнем Востоке» в 1882 году.

Он набрал команду в Христиании и отправился на север, чтобы загрузить припасы в Тронхейм. Он продолжил путь на север, набирая норвежских горняков на медных рудниках Альтен в Кофьорде и путешествуя вокруг мыса Нордкап через Хаммерфест , Вадсё и в Белое море, прибыв на рудники на ручье Русинга 23 июня. На следующий день к Хелмсу присоединились два российских чиновника, сопровождавшие его на оставшейся части поездки. [137]

Доступ к шахтам на Русинга-Крик оказался затруднен из-за крутых скал и отсутствия якорной стоянки; однако Хелмс отправил команду горняков создать базу и начать геологоразведочные работы, а он отправился за припасами в Архангельск на реке Вестфолд . 29 июня [138]

После пополнения запасов в Архангельске Хелмс 6 июля попытался вернуться на Русингу, но ненастная погода вынудила корабль двигаться на запад, и вместо этого они решили направиться к Медвежьему острову. Во время этого путешествия «Вестфолд» сел на мель и едва избежал катастрофы, но, выгрузив весь груз горной древесины и большую часть угля, команда смогла освободить корабль и 8 июля достигла Медвежьего острова. [139] Они обнаружили и начали откачивать затопленные шахты, чтобы определить их размеры. Затем 13 июля Хелмс отплыл в Архангельск для пополнения запасов угля и вернулся к ручью Русинга на Вестфолде . Партия Русинга добилась прогресса в исследовании медных рудников, которое было многообещающим, но Хелмс считал, что это не оправдывает риск продолжения деятельности на суровом побережье. Он решил перевезти людей и припасы на Медвежий остров, включая 30 ящиков с динамитом, которые они отбуксировали на небольшой лодке, прибывшей на Медвежий остров 19 июля. [140]

Эскиз Хелмса высадки Вестфолда на мель , опубликованный в его книге «Пионеры на Дальнем Востоке» в 1882 году.

Они исследовали три серебряных рудника на Медвежьем острове, смогли их выкачать и продолжить раскопки. Они обнаружили, что затопленные 150-летние бревна все еще целы, а самая большая шахта имела глубину 153 фута и имела восемь штреков . Хотя было ясно, что из этих рудников было добыто много руды, найти новые многообещающие жилы не удалось. [141]

В целом Хелмс посчитал, что повторное открытие шахт не будет прибыльным, и посчитал эти усилия безуспешными. 27 августа команда отправилась с Медвежьего острова в Архангельск и домой. «Вестфолд » отплыл домой в Христианию, а Хелмс решил вернуться домой в Лондон через Санкт-Петербург. [142] Он путешествовал на пароходе по реке Двине , высадившись в Сийском монастыре ; путешествовал по суше на запад до Вытегры на берегу Ладожского озера ; и пароходом через Ладожское и Онежское озера в Петербург, куда прибыл 9 сентября. [143] Позже он рассказал об этом путешествии в книге «Пионерство на Дальнем Востоке» , подробно описав северные города, пейзажи, тяжелое положение коренных лапландцев и российских чиновников, с которыми он столкнулся, и включив многочисленные их зарисовки. [144]

Пионерство на Дальнем Востоке

[ редактировать ]

В 1882 году Хелмс жил в Лондоне. [145] и опубликовал «Пионерство на Дальнем Востоке» и «Путешествие в Калифорнию» в 1849 году и на Белое море в 1878 году , историю своих приключений в Юго-Восточной Азии, Сараваке и Калифорнии. В книге также предпринята попытка беспристрастно описать спор между раджей Джеймсом Бруком и его племянником Джоном Бруком Джонсоном Бруком , который привел к лишению наследства последнего. [146] Книга в целом получила хорошие отзывы и издается до сих пор. [147] [148]

Дальнейшая жизнь

[ редактировать ]

Хелмс вернулся в Саравак примерно в 1890 году, где занимался разведкой различных руд. [149] около 1899–1903 годов находился в Малайзии, где участвовал в создании компании Temelong Hydraulic Tin Mining Company. [150] Шахта вышла из строя в 1903 году. [151] [152] и в конце концов он вернулся в Лондон, где оставался до своей смерти в Хэмпстеде 26 июля 1918 года. [1] [153]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ В книге «Пионерство » Хелмс задокументировал посещения храма «Чуинг» (Чион-ин), храма «Хонганге» (вероятно, Хигаси Хонгандзи или Ниси Хонгандзи) и храма «Хеннинген» (вероятно, Хонен-ин) в Киото; и храм Атаго, храм Канейдзи, храм «Меоджен» (вероятно, замок Эдо), храм «Венно» (вероятно, Канэй-дзи), «Асакса» (вероятно, храм Асакуса) и «храмы Сибы» (вероятно, Дзодзё- джи) в Токио; и Великий Будда Камакура .
  1. ^ Jump up to: а б Хелмс, Ханс Йорген (1929). Государственный реестр Фамилиена Хелмса (PDF) . п. 46. ​​Архивировано (PDF) из оригинала 28 апреля 2023 г.
  2. ^ Хелмс, Людвиг Вернер (1882). Пионерство на Дальнем Востоке и путешествия в Калифорнию в 1849 году и на Белое море в 1878 году . Лондон, Англия: WH Allen & Co.
  3. ^ Хелмс, Ханс Йорген (1929). Государственный реестр Фамилиена Хелмса (PDF) . стр. 46–47. Архивировано (PDF) из оригинала 28 апреля 2023 г.
  4. ^ Пионерство на Дальнем Востоке . Главы I-III.
  5. ^ Гарднер, Эстель; Роу, Нэнси П. (ред.); Роу, Ребекка П. (ред.); Клэпп, Тимоти В. (ред.) (2021). Сноска Сараваку (заметки о жизни Людвига Вернера Хелмса) (PDF) . п. 22. Архивировано (PDF) из оригинала 5 января 2024 г.
  6. ^ «Информация о судоходстве, прибытии пассажиров» . Свободная пресса Overland Singapore. 8 марта 1847 года.
  7. ^ Пионерство на Дальнем Востоке . п. 7.
  8. ^ Пионерство на Дальнем Востоке . стр. 10–14.
  9. ^ Пионерство на Дальнем Востоке . стр. 15–71.
  10. ^ Пионерство на Дальнем Востоке . стр. 58–66.
  11. ^ Вульф, Ингер (30 ноября 2002 г.). «Ранние индонезийские коллекции в Копенгагене». В Шефолде, Р.; Вермюлен, HF (ред.). Охота за сокровищами? Коллекционеры и коллекции индонезийских артефактов . Объявления Национального музея этнологии. Том. 30. Лейден, Нидерланды: Исследовательская школа исследований Азии, Африки и индейцев (CNWS), Лейденский университет. стр. 109–128.
  12. ^ Пионерство на Дальнем Востоке . стр. 69–70.
  13. ^ Нордхольт, Хенк Шульте (1981). Связь Мэдса Ланге. Датский торговец на Бали в середине девятнадцатого века: брокер и буфер . стр. 45–46.
  14. ^ Пионерство на Дальнем Востоке . п. 72.
  15. ^ Гарднер и др. 2021 , стр. 62, 146–147 .
  16. ^ Пионерство на Дальнем Востоке . стр. 198–199.
  17. ^ Jump up to: а б Пионерство на Дальнем Востоке . стр. 72–74.
  18. ^ «Мы должны объявить об отбытии следующих пассажиров» . Сингапур: Straits Times. 18 июня 1850 г.
  19. ^ Гарднер и др. 2021 , с. 65 .
  20. ^ Пионерство на Дальнем Востоке . стр. 78–91, 305–306.
  21. ^ Пионерство на Дальнем Востоке . стр. 84–85.
  22. ^ "Прибытие" . Сингапур: Straits Times. 24 декабря 1850 г. с. 7.
  23. ^ Пионерство на Дальнем Востоке . стр. 92–93.
  24. ^ Гарднер и др. 2021 , стр. 70-71 .
  25. ^ Jump up to: а б Логан, младший, изд. (1851). «Камбоджа в 1851 году» . Журнал Индийского архипелага и Восточной Азии . В : 430.
  26. ^ Пионерство на Дальнем Востоке . п. 93.
  27. ^ Гарднер и др. 2021 , с. 71 .
  28. ^ Логан, младший, изд. (1851). «Примечания к карте Камбоджи» . Журнал Индийского архипелага и Восточной Азии . В : 306.
  29. ^ «Камбоха» . Сингапурская свободная пресса и рекламодатель коммерческой продукции. 30 августа 1850 г. с. 3.
  30. ^ Jump up to: а б Гарднер и др. 2021 , с. 74 .
  31. ^ Jump up to: а б с «Камбоха». Сингапурская свободная пресса и рекламодатель коммерческой продукции. 20 июня 1851 г. с. 3.
  32. ^ Пионерство на Дальнем Востоке . стр. 96–99.
  33. ^ Бернон, Оливье де (2005). « Презентация: История остановки в Кампоте в 1850 году» . Асеания, Гуманитарные науки в Юго-Восточной Азии (на французском языке). 16 :149-156.
  34. ^ Пионерство на Дальнем Востоке . стр. 105–108.
  35. ^ Гарднер и др. 2021 , с. 78 .
  36. ^ Бернон, Оливье де (2005). « Презентация: История остановки в Кампоте в 1850 году» . Асеания, Гуманитарные науки в Юго-Восточной Азии (на французском языке). 16 :152.
  37. ^ «Свободная пресса». Сингапурская свободная пресса и рекламодатель коммерческой продукции. 29 октября 1852 г. с. 2.
  38. ^ Пионерство на Дальнем Востоке . п. 108.
  39. ^ Бернон, Оливье де (2005). « Презентация: История остановки в Кампоте в 1850 году» . Асеания, Гуманитарные науки в Юго-Восточной Азии (на французском языке). 16 :149-150.
  40. ^ Бассетт, ДК (сентябрь 1970 г.). «Пионерство на Дальнем Востоке и путешествия в Калифорнию в 1849 году и на Белое море в 1878 году». Журнал исследований Юго-Восточной Азии . 1 (2): 145. дои : 10.1017/S0022463400020427 .
  41. ^ «Оверлендская свободная пресса». Консультант по вопросам свободной прессы и торговли Сингапура. 1 июля 1851 г. с. 1.
  42. ^ «Сиам». Журнал Straits Times Overland Journal. 2 сентября 1851 г. с. 5.
  43. ^ Пионерство на Дальнем Востоке . стр. 108–110.
  44. ^ Гарднер и др. 2021 , с. 88 .
  45. ^ Jump up to: а б «Свободная пресса». Сингапурская свободная пресса и рекламодатель коммерческой продукции. 22 августа 1851 года.
  46. ^ Пионерство на Дальнем Востоке . стр. 110–113.
  47. ^ Пионерство на Дальнем Востоке . стр. 116–118.
  48. ^ Пионерство на Дальнем Востоке . стр. 120–121.
  49. ^ Пионерство на Дальнем Востоке . п. 121.
  50. ^ Гарднер и др. 2021 , стр. 88-89 .
  51. ^ Пионерство на Дальнем Востоке . стр. 121–122.
  52. ^ Jump up to: а б «Свободная пресса». Сингапурская свободная пресса и рекламодатель коммерческой продукции. 29 августа 1851 г. с. 2.
  53. ^ Пионерство на Дальнем Востоке . п. 122.
  54. ^ Пионерство на Дальнем Востоке . стр. 110–113.
  55. ^ Гарднер и др. 2021 , с. 90 .
  56. ^ Пионерство на Дальнем Востоке . Глава IV.
  57. ^ Пионерство на Дальнем Востоке . стр. 129–130.
  58. ^ Кокс, Ховард; Меткалф, Стюарт (1998). «The Borneo Company Limited: истоки сетевой транснациональной корпорации девятнадцатого века». Обзор бизнеса Азиатско-Тихоокеанского региона . 4 (4): 61.
  59. ^ Пионерство на Дальнем Востоке . стр. 129–131.
  60. ^ Саравакская газета, 14 февраля 1871 г.
  61. ^ Сент-Джон, Спенсер (1879). Жизнь сэра Джеймса Брука: Раджа Саравака: из его личных документов и переписки . Эдинбург и Лондон: Уильям Блэквуд и сыновья. п. 282.
  62. ^ Пионерство на Дальнем Востоке . п. 129-131.
  63. ^ Лонгхерст, Генри (1956). История Борнео . Лондон: Newman Neame Limited. стр. 12, 20.
  64. ^ Пионерство на Дальнем Востоке . стр. 129–131.
  65. ^ Пионерство на Дальнем Востоке . Глава IV.
  66. ^ История Борнео , стр. 14-15, 20, 54-59.
  67. ^ История Борнео , стр.116.
  68. ^ История Борнео , с. 27
  69. ^ «Смерть мистера Пола Тидмана из Чизлхерста». Чизлхерст Таймс. 1 февраля 1889 года.
  70. ^ Пионерство на Дальнем Востоке . стр. 163–172.
  71. ^ «Свободная пресса - Саравак». Сингапурская свободная пресса и рекламодатель коммерческой продукции, страница 3. 12 марта 1857 г.
  72. ^ Пионерство на Дальнем Востоке . стр. 172–194.
  73. ^ «Свободная пресса - Саравак». Сингапурская свободная пресса и рекламодатель коммерческой продукции. 26 марта 1857 г. с. 4.
  74. ^ Пионерство на Дальнем Востоке . стр. 195–203.
  75. ^ Хелмс, Ханс Йорген (1929). Государственный реестр Фамилиена Хелмса (PDF) . стр. 59–60. Архивировано (PDF) из оригинала 28 апреля 2023 г.
  76. ^ "Летальные исходы". Лондон и Чайна Экспресс. 19 февраля 1875 г.
  77. ^ Пионерство на Дальнем Востоке . стр. 163–172.
  78. ^ Гарднер и др. 2021 , стр. 165–167 .
  79. ^ Jump up to: а б Гарднер и др. 2021 , с. 171 .
  80. ^ История Борнео , с. 99
  81. ^ Пионерство на Дальнем Востоке . стр. 194–195.
  82. ^ Гарднер и др. 2021 , стр. 140–141 .
  83. ^ Пионерство на Дальнем Востоке . стр. 205–210.
  84. ^ Гарднер и др. 2021 , стр. 181–190 .
  85. ^ Пионерство на Дальнем Востоке . стр. 212–213.
  86. ^ «Еще один коренной джентльмен». Круглый год . 19 (459): 136–141. 15 сентября 1877 года.
  87. ^ «Пиратская сказка, пересказанная». Нет. 116. Сингапурская свободная пресса и рекламодатель коммерческой продукции. 27 февраля 1894 года.
  88. ^ Пионерство на Дальнем Востоке . стр. 213–239.
  89. ^ Пионерство на Дальнем Востоке . п. iv.
  90. ^ Пионерство на Дальнем Востоке . стр. 243–245.
  91. ^ Гарднер и др. 2021 , стр. 276–283, 297–298, 305–307, 309–312 .
  92. ^ Лаверти, Мартин (декабрь 2011 г.). Тегора — Меркурианская антология . Independent.academia.edu.
  93. ^ Пионерство на Дальнем Востоке . п. 257.
  94. ^ Пионерство на Дальнем Востоке . Главы VII-VIII.
  95. ^ История Борнео , стр. 55-56.
  96. ^ Гарднер и др. 2021 , стр. 317–318 .
  97. ^ История Борнео , с. 7
  98. ^ Гарднер и др. 2021 , с. 295 .
  99. ^ Крокер, Уильям М. (апрель 1881 г.). «Заметки о Сараваке и Северном Борнео». Труды Королевского географического общества и ежемесячные отчеты по географии . 3 (4): 193.
  100. ^ Брук, Джон Брук Джонсон (3 февраля 1856 г.). Письмо Фрэнсису Ричардсону . Ссылка на цифровой архив Brooke Trust MPS90.7.62.
  101. ^ Пионерство на Дальнем Востоке . стр. 134–135.
  102. ^ Оой, Кит Джин (март 1995 г.). Экономическая история Саравака в период правления Брука, 1841–1946 гг . Департамент исследований Юго-Восточной Азии, Университет Халла. п. 306.
  103. ^ Порритт, Вернон Л. (2013). «Роль компании Борнео в экономическом развитии Саравака в первые годы династии Брук». Бюллетень исследований Борнео . 44 : 128.
  104. ^ Гарднер и др. 2021 , с. 108 .
  105. ^ Марчант, Джеймс (1916). Альфред Рассел Уоллес: Письма и воспоминания, Том. 1 (из 2) . Cassell & Company, Лондон, Нью-Йорк, Торонто и Мельбурн. стр. 38–40.
  106. ^ «Барам сообщает». №30 страницы 4-5. Саравакская газета. 2 января 1891 года.
  107. ^ Гарднер и др. 2021 , стр. 328-330 .
  108. ^ История Борнео , с. 99
  109. ^ Пионерство на Дальнем Востоке . стр. 257–263.
  110. ^ Пионерство на Дальнем Востоке . стр. 268–302.
  111. ^ Пионерство на Дальнем Востоке . стр. 273, 277.
  112. ^ «Японская выставка». № 1728 Том 61. Иллюстрированные лондонские новости. 19 октября 1872 г. с. 366.
  113. ^ Пионерство на Дальнем Востоке . стр. 268–300.
  114. ^ Пионерство на Дальнем Востоке . п. 301.
  115. ^ Пионерство на Дальнем Востоке . стр. 302–304.
  116. ^ Пионерство на Дальнем Востоке . стр. 307–316.
  117. ^ Пионерство на Дальнем Востоке . стр. 320–326.
  118. ^ Пионерство на Дальнем Востоке . стр. 326–327.
  119. ^ Пионерство на Дальнем Востоке . п. 328.
  120. ^ Гарднер и др. 2021 , стр. 299, 316 .
  121. ^ Гарднер и др. 2021 , стр. 112, 195, 247 .
  122. ^ Гарднер и др. 2021 , стр. 275-276, 299 .
  123. ^ Мюррей Хатчинс и компания, адвокаты. Заявление защиты, Людвиг Вернер Хелмс против The Borneo Company Limited, Высокий суд Лондона, Канцлерское отделение . (15 ноября 1876 г.). Лондонский городской архив CLC/B/123/MS27438.
  124. ^ Гарднер и др. 2021 , стр. 271–275, 298–299, 303 .
  125. ^ Гарднер и др. 2021 , стр. 305, 317 .
  126. ^ Jump up to: а б с д Гарднер и др. 2021 , с. 317 .
  127. ^ Тидуолл, Л.Ф., офицер канцлерского суда. [Письмо в компанию Borneo Company, Limited]. (24 ноября 1876 г.). Лондонский городской архив CLC/B/123/MS27278.
  128. ^ «Компания Борнео (Ограниченная компания)». Саравакская газета. 14 декабря 1876 г. с. 2.
  129. ^ Крукшанк, Джеймс. [Письмо Чарльзу Гранту]. (25 апреля 1877 г.). Справочник цифрового архива Brooke Trust MPS90.13.1.51
  130. ^ Пионерство на Дальнем Востоке . стр. 329–331.
  131. ^ Лоранский, Аполлон Михайлович (1900). Краткий исторический очерк административных учреждений Горного ведомства в России 1700-1900 гг. (на русском языке). СПб.: Г.А. Бернштейн. стр. 20–26.
  132. ^ Пионерство на Дальнем Востоке . стр. 331–336.
  133. ^ Пионерство на Дальнем Востоке . п. 336.
  134. ^ Пионерство на Дальнем Востоке . п. 348.
  135. ^ «Медвежий остров». Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (на русском языке). XVIIIa: Младенчество - Мейшагола: 896. 1896.
  136. ^ Пионерство на Дальнем Востоке . п. 336.
  137. ^ Пионерство на Дальнем Востоке . стр. 337–347.
  138. ^ Пионерство на Дальнем Востоке . стр. 356–357.
  139. ^ Пионерство на Дальнем Востоке . стр. 362–367.
  140. ^ Пионерство на Дальнем Востоке . стр. 371–380.
  141. ^ Пионерство на Дальнем Востоке . стр. 381–391.
  142. ^ Пионерство на Дальнем Востоке . стр. 392–393.
  143. ^ Пионерство на Дальнем Востоке . стр. 393–402.
  144. ^ Пионерство на Дальнем Востоке . глава IX.
  145. ^ //familysearch.org/pal:/MM9.1.1/XQQR-YVB Английская перепись 1881 г.
  146. ^ Пионерство на Дальнем Востоке . стр. 214–246.
  147. ^ «Пионерство на Дальнем Востоке». Газета Пэлл-Мэлл. 25 апреля 1882 г. с. 4.
  148. ^ Бассетт, ДК (сентябрь 1970 г.). «Пионерство на Дальнем Востоке и путешествия в Калифорнию в 1849 году и на Белое море в 1878 году». Журнал исследований Юго-Восточной Азии . 1 (2): 145. дои : 10.1017/S0022463400020427 .
  149. ^ «Барам. Ежемесячные отчеты, сентябрь». № 299. Саравакский вестник. 1 декабря 1890 г. с. 160.
  150. ^ «Темелонг Гидравлическая Оловянная Компания, Лимитед». «Стрейтс Таймс». 30 августа 1899 г. с. 2.
  151. ^ «Концессия Темелонг». «Стрейтс Таймс». 5 мая 1902 года.
  152. ^ «Статья без названия». «Стрейтс Таймс». 10 ноября 1903 г. с. 5.
  153. ^ Рождения, браки и смерти, сентябрь 1918 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1a93f56015e3bec20c700dce24d45515__1717777980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1a/15/1a93f56015e3bec20c700dce24d45515.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ludvig Verner Helms - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)