Смерть Тома Симпсона
![]() Место окончательного обрушения Симпсона в одном километре от вершины Мон-Ванту . | |
Дата | 13 июля 1967 г. |
---|---|
Время | 17:40 |
Расположение | Мон-Ванту , Прованс, Франция |
Координаты | 44 ° 10'11 "N 5 ° 17'10" E / 44,169642 ° N 5,286016 ° E |
Причина | Сердечная недостаточность, вызванная сочетанием наркотиков и алкоголя |
Похороны | Харворт , Ноттингемшир, Англия |
Том Симпсон (30 ноября 1937 — 13 июля 1967) — британский профессиональный велосипедист , один из самых успешных британских велосипедистов всех времён. [ 1 ] На момент Тур де Франс 1967 года он был бесспорным лидером британской команды. На 13-м этапе той гонки он потерял сознание и погиб во время восхождения на Мон-Ванту .
Симпсон заболел диареей во время десятого этапа Тура. Его личный менеджер оказывал на него давление, требуя продолжить гонку, хотя члены его команды убеждали его уйти. Около вершины Мон-Ванту Симпсон упал с велосипеда, но смог снова на него взобраться. Проехав еще небольшое расстояние, он потерял сознание. Он был объявлен мертвым после того, как его доставили по воздуху в больницу. Вскрытие показало , что Симпсон принимал амфетамин и алкоголь - комбинацию мочегонных средств , которая оказалась фатальной в сочетании с жарой, тяжелым подъемом на Ванту и жалобами на желудок.
На панихиду Симпсона пришло около 5000 человек. Мемориал стоит недалеко от места, где он умер, и стал местом паломничества многих велосипедистов. В спортивно-социальном клубе Харворта и Биркотеса есть музей, посвященный памяти Симпсона.
Фон
[ редактировать ]
Отправляясь на Тур де Франс 1967 года, Симпсон был полон решимости произвести впечатление. Он учился на восьмом курсе профессионального велосипедиста и хотел заработать как можно больше денег, прежде чем уйти на пенсию. Симпсон был оптимистичен в отношении того, что он сможет финишировать на высоком месте в генеральной классификации после Тура , получив более высокие гонорары за выступление по критериям . [ 2 ] [ 3 ] лидера Его план состоял в том, чтобы либо финишировать в тройке лучших, либо надеть желтую майку ; он нацелился на три ключевых этапа, один из которых включал тринадцатый над Мон-Ванту , и ехал безопасно, пока гонка не достигла гор. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
В Туре 1967 года участвовали национальные сборные, а не торговые команды. [ н 1 ] Симпсон был безусловным лидером британской команды, одной из самых слабых в гонке. Четверо членов команды имели опыт участия в гонках высшего уровня, а шестеро участвовали в Туре впервые. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] Это можно было бы рассматривать как помеху, но Симпсону не было гарантировано лидерство в его торговой команде Peugeot-BP-Michelin , и ему пришлось конкурировать с французом Роже Пингеоном – будущим победителем Тура 1967 года. [ 13 ]
По итогам первой недели Симпсон занял шестое место в общем зачете, возглавив фаворитов. [ 14 ] [ 15 ] Когда гонка пересекла Альпы , Симпсон заболел на перевале Коль-дю-Галибье , испытав диарею и боли в животе. [ 16 ] Он не смог есть и поехал в запасе, финишировав на 16-м месте и опустившись на седьмое место в общем зачете, опередив своих соперников. [ 15 ] [ 17 ] Он занял 39-е место на 11-м этапе и 7-е на 12-м этапе. [ 18 ] [ 19 ]
В Марселе вечером 12 июля 1967 года на 12-м этапе его личный менеджер Даниэль Дуссе заставил Симпсона добиться хороших результатов. [ 13 ] [ 20 ] [ 21 ] Однако его друг и товарищ по британской команде Вин Денсон посоветовал Симпсону ограничить свои потери и смириться с тем, что у него есть; [ 22 ] его менеджер Peugeot Гастон Плауд попросил Симпсона выйти из гонки, хотя у него не было на это полномочий. [ 12 ] [ 23 ]
Смерть
[ редактировать ]Тринадцатый этап (13 июля) Тура 1967 года составил 211,5 км (131,4 мили); он стартовал в Марселе, пересек Мон-Ванту («Гигант Прованса») и финишировал в Карпантре . [ 14 ] На рассвете тур-врач Пьер Дюма встретил журналиста Пьера Шани возле своего отеля. Дюма отметил теплую температуру: «Если мальчики сегодня сунут нос в «топетт» [пакет с наркотиками], на наших руках может быть смерть». [ 21 ] На старте журналист заметил, что Симпсон выглядит усталым, и спросил его, не в жаре ли проблема. Симпсон ответил: «Нет, дело не в жаре, а в Туре». [ 24 ]
Когда гонка достигла нижних склонов Ванту, механик команды Симпсона Гарри Холл стал свидетелем того, как все еще больной Симпсон снова закрывал крышку своей бутылки с водой, выходя из здания. гонки Комиссар (официальный) Жак Ломюллер позже подтвердил Холлу, что он также видел инцидент и что Симпсон наливал бренди в свою бутылку. [ 25 ] [ н 2 ] Когда гонка подошла к вершине Ванту, пелотон начал распадаться, и какое-то время Симпсону удавалось оставаться в первой группе элитных гонщиков. Затем он проскользнул обратно к группе преследователей примерно на минуту отставания, прежде чем начал терять контроль над своим велосипедом и зигзагом перебегал дорогу. [ 28 ] [ н 3 ] Менеджер его команды Алек Тейлор опасался за Симпсона не столько из-за того, как он поднимался на гору, сколько из-за того, как он спустится с другой стороны. [ н 4 ]
В километре от вершины Симпсон упал с велосипеда. Тейлор и Холл приехали на машине команды, чтобы помочь ему. Холл пытался убедить Симпсона остановиться, когда тот упал, говоря: «Давай, Том, все, твой тур окончен». Но Симпсон сказал, что хочет продолжать. Тейлор был проинформирован и сказал: «Если Том хочет продолжать, он уходит». Заметив, что ремни на его пальцах ног все еще не застегнуты, Симпсон сказал: «Я ремни, Гарри, мои ремни!» Они посадили его на велосипед и оттолкнули. [ 31 ] Последними словами Симпсона, по воспоминаниям Холла, были: «Давай, давай, давай». Слова: «Посади меня обратно на велосипед!» были изобретены Сидом Солтмаршем, освещавшим это событие для The Sun и Cycling (теперь Cycling Weekly ), которого в то время там не было, а скорее в «черной точке» приема для живых выступлений на Radio Tour. [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] Симпсону удалось проехать еще 500 ярдов (460 м), прежде чем он начал раскачиваться. Трое зрителей удержали его в вертикальном положении, а затем помогли ему упасть на землю на обочине дороги. Симпсон был без сознания, его руки были прижаты к рулю. Холл позвал другого механика, Кена Райалла, чтобы тот освободил их, и пара положила бездыханного Симпсона на обочину дороги. Холл и медсестра из медицинской бригады Тура по очереди проводили ему реанимацию «рот в рот», прежде чем Дюма пришел с кислородной маской. [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ]
Примерно через сорок минут после того, как он потерял сознание, полицейский вертолет доставил Симпсона в ближайшую больницу Авиньона. [ 37 ] [ 38 ] где он был объявлен мертвым в 17:40. [ 12 ] [ 35 ] [ 39 ] Дюма отказался подписать свидетельство о захоронении, и провести вскрытие трупа было поручено эксперту по ядам из Марселя . [ 38 ] [ 40 ] В заднем кармане его гоночной майки были обнаружены два пустых тюбика из- под амфетамина и наполовину полный тюбик, на одном из которых была надпись «Тонедрон» . [ 41 ] Британскую команду вызвали на допрос, а их багаж обыскали. Двое бельгийских сеньоров , которые присматривали за гонщиками британской команды, включая Симпсона, заперлись в своей комнате, напились и не вышли. [ 42 ]
На следующий гоночный день другие гонщики не захотели продолжать гонку и попросили организаторов отложить гонку. Французский гонщик Жан Стаблински предложил продолжить гонку, а британский гонщик, чья команда будет носить черные нарукавные повязки, позволил выиграть этап. [ 43 ] Барри Хобан выиграл этап. [ 44 ] Позже это стало предметом споров, поскольку широко распространено мнение, что победителем гонки должен был стать Денсон, другой товарищ по команде и близкий друг Симпсона. [ 43 ] [ 45 ]
вскрытие
[ редактировать ]
Первоначальные сообщения СМИ предполагали, что смерть Симпсона была вызвана тепловым истощением . [ 46 ] пока 31 июля 1967 года британский журналист Дж. Л. Мэннинг из Daily Mail не сообщил новость об официальной связи между наркотиками и смертью Симпсона: «Томми Симпсон ехал насмерть на Тур де Франс, настолько накачанный допингом, что не знал, что достиг предел его выносливости. Он умер в седле, медленно задыхаясь от интенсивных усилий во время жары после приема метиламфетаминовых препаратов и алкогольных стимуляторов». [ 47 ]
Французские власти подтвердили, что в организме Симпсона были следы амфетамина, которые ухудшали его рассудительность и позволяли ему выходить за пределы своих возможностей. [ 33 ] [ 48 ] [ 49 ] Официальной причиной смерти стала «сердечная недостаточность, вызванная истощением». [ 50 ] В прямой трансляции впервые была показана смерть, вызванная допингом . [ 51 ] Его смерть способствовала введению обязательного тестирования на допинговые препараты в велоспорте, что привело к проведению тестов в 1968 году на Джиро д'Италия , Тур де Франс и летних Олимпийских играх . [ 51 ] [ 52 ] [ 53 ]
Симпсон был похоронен на кладбище Харворт в Ноттингемшире после службы в приходской церкви Всех Святых в деревне. На церемонии присутствовало около 5000 скорбящих. [ 32 ] [ 54 ] включая товарища по команде Peugeot Эдди Меркса , единственного присутствовавшего гонщика с континента. [ 55 ] Эпитафия на надгробии Симпсона гласит: «Его тело болело, ноги устали , но он все равно не сдавался», взято с открытки, оставленной его братом Гарри после его смерти. [ 56 ] В его приемном родном городе Генте в католическом соборе Синт-Амандсберга прошла служба. [ 57 ]
Мемориалы
[ редактировать ]
Гранитный памятник Симпсону стоит на том месте, где он потерял сознание и умер в Ванту, в одном километре к востоку от вершины, с надписью «Олимпийский медалист, чемпион мира, спортивный посол Великобритании». [ 58 ] [ 59 ] Cycling Через неделю после его смерти открыл подписной фонд, собрав около 1500 фунтов стерлингов. Его открыли в 1968 году жена Симпсона Хелен Хобан и менеджер британской команды Алек Тейлор. Он был вдохновлен мемориалом мотогонщику Джимми Гатри , который разбился и погиб в Каттинге (теперь называемом «Мемориалом Гатри») на острове Мэн в 1937 году. [ 60 ]
С годами мемориал Симпсона постепенно приходил в упадок, и был построен новый постамент, закрепленный на склоне горы стальными стержнями. [ 61 ] К 30-й годовщине смерти Симпсона его дочери Джоан и Джейн установили мемориальную доску с надписью: «Нет слишком высокой горы». [ 32 ] К 40-летнему юбилею открыли бетонные ступени от обочины дороги к мемориалу. [ 62 ] Мемориал стал местом паломничества велосипедистов, которые проезжают мимо мемориала и часто оставляют сувениры, такие как бутылки для питья и кепки. [ 63 ] В соседнем Бедуэне на площади есть мемориальная доска , установленная журналистами после Тура 1967 года. [ 64 ]
В спортивно-социальном клубе Harworth and Bircotes есть небольшой музей, посвященный Симпсону, открытый бельгийским велосипедистом Люсьеном Ван Импе в августе 2001 года. [ 32 ] [ 65 ] Основная экспозиция включает велосипед, на котором он выиграл гонку Париж-Ницца 1967 года, а также майку, перчатки и шорты, которые он носил в день своей смерти. [ 66 ] [ 67 ] В 1997 году возле музея была установлена копия мемориала на Ванту. [ 68 ] установлен бюст Симпсона. В Генте у входа на велодром Куйпке [ 69 ] Каждый год после его смерти в Харворте проводится гонка памяти Тома Симпсона. [ 70 ] [ 71 ]
Британский гонщик Дэвид Миллар выиграл 12-й этап Тур де Франс 2012 года в 45-ю годовщину смерти Симпсона и, поскольку ранее ему запретили ездить на велосипеде за употребление допинга, отдал дань уважения Симпсону и подчеркнул важность обучения у него – и Симпсона – ошибки. [ 72 ] Миллар написал предисловие к переизданию автобиографии Симпсона « Велоспорт — моя жизнь », опубликованной в 2009 году. [ 72 ] [ 73 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания и ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ↑ Формат национальной сборной использовался на Тур де Франс 1967 года после того, как организатор тура Феликс Левитан полагал, что за забастовкой гонщиков на Туре в прошлом году стояли спонсоры команды. [ 8 ]
- ^ Алкоголь использовался как стимулятор и для притупления боли. [ 26 ] В то время организаторы Тура ограничили каждого гонщика четырьмя бидонами (бутылками) воды, около двух литров, две на велосипеде и еще две на станциях питания - последствия обезвоживания были плохо изучены. Во время гонок гонщики совершали набеги на придорожные бары в поисках напитков и наполняли свои бутылки из фонтанов. [ 16 ] [ 27 ]
- ^ Зигзагообразное движение при подъеме — способ уменьшить уклон. [ 29 ]
- ↑ Стремительный воздух оживил бы его, но Тейлор боялся, что Симпсон, которого он описал как сумасшедший спусковой крючок, переусердствует и разобьется. [ 30 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бирни, Лайонел (22 января 2013 г.). «Небывалый список британских профессиональных победителей» . Еженедельник на велосипеде . Лондон. Архивировано из оригинала 26 января 2013 года . Проверено 11 февраля 2013 г.
- ^ Сидвеллс 2000 , стр. 237–238.
- ^ Фотерингем 2007 , стр. 130–131.
- ^ Сидвеллс 2000 , с. 239.
- ^ Фотерингем 2007 , с. 28–29.
- ↑ Лоуренс, 2005 г. , 5 минут.
- ^ МакГанн и МакГанн 2008 , стр. 27–28.
- ^ МакГанн и МакГанн 2008 , с. 24.
- ^ Сидвеллс 2000 , с. 238.
- ^ Фотерингем 2007 , с. 28.
- ^ Малхолланд, Оуэн. «Том Симпсон» . Информация о велосипедной гонке . Деревня Чероки, Арканзас: McGann Publishing. Архивировано из оригинала 30 апреля 2012 года . Проверено 10 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Галлахер, Брендан (13 июля 2007 г.). «Том Симпсон преследует Тур 40 лет спустя» . «Дейли телеграф» . Лондон. Архивировано из оригинала 11 ноября 2012 года . Проверено 30 апреля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б МакГанн и МакГанн 2008 , с. 27.
- ^ Jump up to: а б «Тур де Франс 1967» . Информация о велосипедной гонке . Деревня Чероки, Арканзас: McGann Publishing. Архивировано из оригинала 3 июня 2013 года . Проверено 27 апреля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Сидвеллс 2000 , с. 244.
- ^ Jump up to: а б Фотерингем 2007 , с. 179.
- ^ «Этап 10 Дивонн > Бриансон» . История Тур де Франс . Париж: АСО . Архивировано из оригинала 19 августа 2010 года . Проверено 28 мая 2015 г.
- ^ «Этап 11 Бриансон > Динь» . История Тур де Франс . Париж: АСО . Архивировано из оригинала 19 августа 2010 года . Проверено 28 мая 2015 г.
- ^ «Этап 12 Динь > Марсель» . История Тур де Франс . Париж: АСО . Архивировано из оригинала 19 августа 2010 года . Проверено 28 мая 2015 г.
- ^ Фотерингем 2007 , с. 131.
- ^ Jump up to: а б Вудленд, Лес (21 июля 2007 г.). «Симпсон: мученик, пример, предупреждение» . Cyclingnews.com . Бат, Великобритания. Архивировано из оригинала 21 мая 2013 года . Проверено 27 апреля 2013 г.
- ↑ Лоуренс, 2005 г. , 8 минута.
- ^ Фотерингем 2007 , стр. 216–217.
- ^ МакГанн и МакГанн 2008 , с. 28.
- ^ Фотерингем 2007 , стр. 30–31.
- ^ МакГанн и МакГанн 2008 , с. мы.
- ^ Вудленд, Лес (3 октября 2007 г.). «Шасс а ля канетт» . Cyclingnews.com . Бат, Великобритания. Архивировано из оригинала 19 июня 2013 года . Проверено 27 апреля 2013 г.
- ^ МакГанн и МакГанн 2008 , стр. 28–29.
- ^ Дакин 2014 , с. 24.
- ^ Вудленд 2007 , с. 333.
- ^ Jump up to: а б Фотерингем, 2007 г. , стр. 34–35.
- ^ Jump up to: а б с д Вудленд 2007 , с. 334.
- ^ Jump up to: а б Розен 2008 , с. 33.
- ^ Фотерингем 2007 , стр. 35–37.
- ^ Jump up to: а б Сидвеллс 2000 , с. 248.
- ^ Томпсон 2008 , с. 102.
- ^ Фотерингем 2007 , с. 186.
- ^ Jump up to: а б Николсон, Джеффри (14 июля 1967 г.). «Симпсон умирает после потери сознания во время тура» . Хранитель . Лондон. Архивировано из оригинала 7 декабря 2013 года . Проверено 30 апреля 2013 г.
- ^ Сала, Джино (14 июля 1967 г.). «Открытое расследование» [Открытое расследование] (PDF ) Единство (на итальянском языке). PCI. п. 10. Архивировано из оригинала (PDF) 28 мая . Получено 27 мая.
- ^ Нельсон 2012 , стр. 98.
- ^ Фотерингем 2007 , с. 167.
- ^ Фотерингем 2007 , стр. 38–39.
- ^ Jump up to: а б Фотерингем, 2007 г. , стр. 90–91.
- ^ Сала, Джино (15 июля 1967 г.). «Винс Барри Хобан в честь Симпсона» [Винс Барри Хобан в честь Симпсона] (PDF) . l'Unità (на итальянском языке). PCI. п. 10. Архивировано из оригинала (PDF) 28 мая 2015 года . Проверено 27 мая 2012 г.
- ^ Фотерингем 2007 , с. 6.
- ^ «Велосипедист из Великобритании умер от истощения» . Монреальский вестник . 14 июля 1967 г. с. 26.
- ^ «Наркотики убили велосипедиста Тура» . Возраст . Мельбурн: Дэвид Сайм . 1 августа 1967 г. с. 24.
- ^ Хулихан 2002 , с. 65.
- ^ Даунси и Хэйр 2003 , с. 214.
- ^ Мельман 2009 , с. 125.
- ^ Jump up to: а б Мазанов 2013 , с.7.
- ^ МакГанн и МакГанн 2008 , с. 32.
- ^ Вонг 2010 , с. 293.
- ^ «В память о легенде велосипедного спорта Харворта, уникальном Томе Симпсоне» . Донкастер Фри Пресс . Лондон: Джонстон Пресс . 3 августа 2007 г. Архивировано из оригинала 4 июня 2015 г. . Проверено 2 июня 2015 г.
- ^ Фотерингем 2007 , с. 194.
- ^ Фотерингем 2007 , с. 83.
- ^ Фотерингем 2007 , с. 134.
- ^ Фотерингем 2007 , с. 208.
- ^ Уильямс и Ле Невес 2007 , с. 83.
- ^ Фотерингем 2007 , стр. 208–209.
- ^ «Мемориальный фонд Тома Симсона» . Универсальный велоцентр . Архивировано из оригинала 26 марта 2013 года . Проверено 22 февраля 2013 г.
- ^ «Том Симпсон из Харворта вспомнил» . Ретфорд Трейдер и Хранитель . Эдинбург: Джонстон Пресс . 13 июля 2007 года . Проверено 22 февраля 2013 г.
- ^ Мур, Ричард (26 июля 2009 г.). «Британские гонщики помнят Томми Симпсона – для одних героя, для других – злодея из Ванту» . Хранитель . Лондон. Архивировано из оригинала 2 ноября 2013 года . Проверено 22 февраля 2013 г.
- ^ Вудленд 2007 , с. 265.
- ^ «Второй Симпсон — лучший Боуз» . Уорксоп Хранитель . Лондон: Джонстон Пресс . 23 августа 2001 г. Архивировано из оригинала 12 июня 2015 г. Проверено 3 июня 2015 г.
- ^ Уильямс, Ричард (13 июля 2007 г.). «Белые цветы для человека в белом, который ехал на погибель» . Хранитель . Лондон. Архивировано из оригинала 2 ноября 2013 года . Проверено 25 апреля 2013 г.
- ^ Таунсли, Брайан. «Музей Симпсонов» . InternationalCycleSport.com . Архивировано из оригинала 2 ноября 2013 года . Проверено 22 февраля 2013 г.
- ^ Хендерсон 2011 , с. 108.
- ^ Фотерингем 2007 , с. 133.
- ^ Фотерингем 2007 , с. 14.
- ^ «Велосипедисты стекаются в Харворт на гонки Томми Симпсона» . Уорксоп Хранитель . Лондон: Джонстон Пресс . 23 июля 2013 года. Архивировано из оригинала 2 ноября 2013 года . Проверено 10 июля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Том Симпсон: Забыт всеми, кроме одного» . Шотландец . Эдинбург: Джонстон Пресс . 18 июля 2009 года. Архивировано из оригинала 2 декабря 2013 года . Проверено 21 мая 2013 г.
- ^ Видите ли, Джен (13 июля 2012 г.). «Тяжелая победа Дэвида Миллара» . Езда на велосипеде . Эммаус, Пенсильвания: Rodale, Inc. Архивировано из оригинала 29 мая 2015 года . Проверено 29 мая 2015 г.
Библиография
[ редактировать ]- Дакин, Сыр (2014). На велосипеде по Котсуолдсу Милнторп, Великобритания: Cicerone Press . ISBN 978-1-78362-042-5 .
- Донси, Хью; Заяц, Джефф (2003). Тур де Франс, 1903–2003: век спортивных структур, смыслов и ценностей . Лондон: Фрэнк Касс и компания . ISBN 978-0-203-50241-9 .
- Димео, Пол (2007). История употребления наркотиков в спорте: 1876–1976: за пределами добра и зла . Лондон: Рутледж . ISBN 978-0-203-00370-1 .
- Фотерингем, Уильям (2007) [1-е место. паб. 2002]. Верните меня на мой велосипед: В поисках Тома Симпсона . Лондон: Пресса Желтого Джерси. ISBN 978-0-224-08018-7 .
- Хендерсон, Джон (2011). Лучшее из британского: Спортивные герои Хендо . Лондон: Пресса Желтого Джерси. ISBN 978-1-4481-1341-5 .
- Хулихан, Барри (2002). Умирая, чтобы победить: допинг в спорте и развитие антидопинговой политики, часть 996 (2-е изд.). Страсбург, Франция: Совет Европы . ISBN 978-92-871-4685-4 .
- Лоуренс, Аластер (режиссер) (2005). Смерть на горе: История Тома Симпсона (телепроизводство). Лондон: Би-би-си . Проверено 30 апреля 2013 г.
- Мазанов, Джейсон (2013). К социальной науке о наркотиках в спорте . Лондон: Рутледж . ISBN 978-1-317-98454-2 .
- Макганн, Билл; Макганн, Кэрол (2008). История Тур Де Франс, Том 2: 1965–2007 гг . Индианаполис, Индиана: Издательство Dog Ear. ISBN 978-1-59858-608-4 .
- Мельман, Максвелл Дж. (2009). Цена совершенства: индивидуализм и общество в эпоху биомедицинских усовершенствований . Балтимор, Мэриленд: JHU Press . ISBN 978-0-8018-9538-8 .
- Нельссон, Ричард (2012). Тур Де Франс... до горького конца . Лондон: Guardian Books . ISBN 978-0-85265-336-4 .
- Розен, Дэниел М. (2008). Допинг: история повышения спортивных результатов в спорте с девятнадцатого века до наших дней . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO . ISBN 978-0-313-34521-0 .
- Сидвеллс, Крис (2000). Мистер Том: Правдивая история Тома Симпсона . Норидж, Великобритания: Mousehold Press. ISBN 978-1-874739-14-2 .
- Томпсон, Кристофер С. (2008). Тур де Франс: История культуры (2-е изд.). Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета . ISBN 978-0-520-93486-3 .
- Уильямс, Никола; Ле Невез, Кэтрин (2007) [1-й. паб. 1999]. Прованс и Лазурный берег (5-е изд.). Мельбурн: Одинокая планета . ISBN 978-1-74104-236-8 .
- Вонг, Гленн М. (2010). Основы спортивного права . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO . ISBN 978-0-313-35675-9 .
- Вудленд, Лес (2007) [1-й. паб. 2003]. Компаньон «Желтой майки» на Тур де Франс . Лондон: Пресса Желтого Джерси. ISBN 978-0-224-08016-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]