1968 Тур де Франс
Подробности гонки | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Даты | 27 июня - 21 июля 1968 г. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этапы | 22, включая четыре разделенных этапа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Расстояние | 4492 км (2791 миль) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Время победы | 133 часа 49 футов 42 дюйма | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Результаты | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тур де Франс 1968 года — 55-й этап Тур де Франс велоспорта , одного из Гранд-туров . Он проходил с 27 июня по 21 июля и состоял из 22 этапов протяженностью 4492 км (2791 миль). Соревнулись одиннадцать национальных команд по 10 гонщиков: три команды Франции, две команды Бельгии и одна из Германии, Испании, Великобритании, Италии, Нидерландов, а также объединенная команда Швейцарии и Люксембурга.
Тур 1968 года стал первым разом, когда гонка завершилась на Венсенском Велодроме , заменив ныне несуществующий Велодром Парк-де-Пренс , который служил последней остановкой с 1904 по 1967 год. В генеральной классификации выиграл Ян Янссен , который обогнал Хермана Вана. Спрингел в финальной гонке на время.
Нововведения и изменения
[ редактировать ]После смерти Тома Симпсона допинг-контроль стал обязательным. [1] Для дополнительной защиты велосипедистов теперь разрешили брать воду во время гонки и были добавлены два дня отдыха. [1] Для получения большего спонсорского дохода была добавлена новая классификация — комбинированная классификация , рассчитываемая на основе позиций в генеральной, очковой и горной классификации. [1] Майка классификации по очкам , которая все остальные годы была зеленой, в 1968 году стала красной по причинам спонсорства. [1]
Команды
[ редактировать ]Тур 1968 года стартовал со 110 велосипедистами, разделенными на 11 команд по 10 велосипедистов. [2]
В гонке приняли участие команды: [2]
- Франция А
- Франция Б
- Франция C
- Германия
- Бельгия А
- Бельгия Б
- Испания
- Великобритания
- Италия
- Нидерланды
- Швейцария/Люксембург
Маршрут и этапы
[ редактировать ]Маршрут Тур де Франс был объявлен в декабре 1967 года. На тот момент последний этап еще не был завершен, поскольку старое место финиша (Парк де Пренс ) уже не было доступно, и нужно было найти новое. [3]
Тур де Франс 1968 года стартовал 27 июня и имел два дня отдыха в Руане и Фон-Роме-Одейо-Виа. [4] Самая высокая точка гонки составила 2408 м (7900 футов) на вершине перевала Порт-д'Энвалира на этапе 13. [5] [6]
Этап | Дата | Курс | Расстояние | Тип | Победитель | |
---|---|---|---|---|---|---|
1а | 27 июня | Виттель | 6,1 км (3,8 миль) | Индивидуальная гонка на время | Чарли Гросскост ( Франция ) | |
1б | 28 июня | Из Виттеля в Эш-сюр-Альзетт (Люксембург) | 189 км (117 миль) | Обычная сцена | Чарли Гросскост ( Франция ) | |
2 | 29 июня | Арлон (Бельгия) в Форест (Бельгия) | 210,5 км (130,8 миль) | Обычная сцена | Эрик де Влеминк ( БЕЛ ) | |
3а | 30 июня | Форест (Бельгия) | 22 км (14 миль) | Командная гонка на время | Бельгия А | |
3б | Форест (Бельгия) в Рубе | 112 км (70 миль) | Обычная сцена | Уолтер Годфрут ( БЕЛ ) | ||
4 | 1 июля | Рубе в Руан | 238 км (148 миль) | Обычная сцена | Жорж Шапп ( Франция ) | |
5а | 2 июля | Руан — Баньоль-де-л'Орн | 165 км (103 мили) | Обычная сцена | Андре Деваж ( ИЗ ) | |
5б | Баньоль-де-л'Орн в Динар | 154,5 км (96,0 миль) | Обычная сцена | Жан Дюмон ( ОТ ) | ||
6 | 3 июля | Динар в Лорьян | 188 км (117 миль) | Обычная сцена | Аурелио Гонсалес Пуэнте ( ESP ) | |
7 | 4 июля | Лорьян — Нант | 190 км (120 миль) | Обычная сцена | Франко Битосси ( Италия ) | |
8 | 5 июля | из Нант в Руайан | 223 км (139 миль) | Обычная сцена | Дэниел Ван Райкегем ( БЕЛ ) | |
6 июля | Руайан | День отдыха | ||||
9 | 7 июля | Руайан — Бордо | 137,5 км (85,4 миль) | Обычная сцена | Уолтер Годфрут ( БЕЛ ) | |
10 | 8 июля | Бордо — Байонна | 202,5 км (125,8 миль) | Обычная сцена | Гилберт Беллоне ( Франция ) | |
11 | 9 июля | из Байонны в По | 183,5 км (114,0 миль) | Обычная сцена | Дэниел Ван Райкегем ( БЕЛ ) | |
12 | 10 июля | По — Сен-Годенс | 226,5 км (140,7 миль) | Сцена с горой(ами) | Жорж Пинтенс ( БЕЛ ) | |
13 | 11 июля | Из Сен-Годена в Сео-де-Уржель (Испания) | 208,5 км (129,6 миль) | Сцена с горой(ами) | Херман Ван Спрингел ( БЕЛ ) | |
14 | 12 июля | Сео-де-Уржель — Перпиньян | 231,5 км (143,8 миль) | Сцена с горой(ами) | Ян Янссен ( ВНИЗ ) | |
13 июля | Фон-Роме-Одейо-Виа | День отдыха | ||||
15 | 14 июля | Фон-Роме-Одейо-Виа в Альби | 250,5 км (155,7 миль) | Обычная сцена | Роджер Пингон ( ОТ ) | |
16 | 15 июля | Альби — Орийак | 199 км (124 миль) | Обычная сцена | Франко Битосси ( Италия ) | |
17 | 16 июля | Орийак — Сент-Этьен | 236,5 км (147,0 миль) | Сцена с горой(ами) | Жан-Пьер Жене ( Франция ) | |
18 | 17 июля | Сент-Этьен — Гренобль | 235 км (146 миль) | Сцена с горой(ами) | Роджер Пингон ( ОТ ) | |
19 | 18 июля | Гренобль — Салланш | 200 км (120 миль) | Сцена с горой(ами) | Бэрри Хобан ( Великобритания ) | |
20 | 19 июля | Салланш в Безансон | 242,5 км (150,7 миль) | Сцена с горой(ами) | Йозеф Гюисманс ( БЕЛ ) | |
21 | 20 июля | Безансон — Осер | 242 км (150 миль) | Обычная сцена | Эрик Леман ( БЕЛ ) | |
22а | 21 июля | Осер — Мелен | 136 км (85 миль) | Обычная сцена | Морис Изье ( ОТ ) | |
22б | Мелен — Париж | 55,2 км (34,3 мили) | Индивидуальная гонка на время | Ян Янссен ( ВНИЗ ) | ||
Общий | 4492 км (2791 миль) [10] |
Обзор гонки
[ редактировать ]Первоначальную гонку на время выиграл Чарли Гросскост , и большинство фаворитов вскоре отстали от него. Гросскость также выиграла следующий этап и тем самым сохранила лидерство. [1] В первой части третьего этапа командной гонки на время победила бельгийская команда А, и благодаря временным бонусам Герман Ванспрингель вырвал лидерство. [1] Следующие этапы прошли ровно, и фавориты не смогли выиграть время друг у друга. На четвёртом этапе группа без фаворитов вырвалась и выиграла этап с преимуществом в несколько минут; Жан-Пьер Жене был лучшим велосипедистом в этой группе и стал новым лидером. Подобное произошло и в первой части пятого этапа; Жорж Ванденберг был единственным велосипедистом, присутствовавшим в обеих группах побега, и он стал новым лидером генеральной классификации.Ванденберге теперь был на несколько минут впереди в генеральной классификации и сохранял лидерство до старта Пиренеев после одиннадцатого этапа. [1]
Ожидалось, что Ванденберг потеряет лидерство на двенадцатом этапе, потому что он не был известен как хороший альпинист. Но он удивил и остался в числе фаворитов, сохранив лидерство. На этом этапе голландская команда сократилась до четырех велосипедистов, а лидер Ян Янссен не выглядел сильным. С другой стороны, лидер французской команды Раймон Пулидор выиграл время и, казалось, был лучшим фаворитом, заняв пятое место в генеральной классификации. [1] На тринадцатом этапе Ванденберге снова смог остаться впереди. В последний день в Пиренеях на четырнадцатом этапе Янссен выиграл этап, но выиграл при этом мало времени, поскольку почти все велосипедисты были в группе сразу за ним. [1]
На пятнадцатом этапе Раймона Пулидора сбил мотор, но он смог перемонтироваться и дойти до финиша, хотя и проиграл своим прямым конкурентам более минуты. [1]
На шестнадцатом этапе доминировало внутреннее соперничество Франции; Пока Роже Пингон из сборной Франции А замедлял шаг, чтобы выпить, Люсьен Эмар из сборной Франции Б атаковал и взял с собой группу фаворитов. Хотя позже Аймар был исключен из этой группы, Годфроот, Янссен, Ванспрингель, Браке и Гандариас остались впереди, а Пингеон, Пулидор и Ванденберге проиграли более девяти минут и вышли из борьбы. Новым лидером теперь стал Рольф Вольфсхоль , Сан-Мигель занял второе место, а Франко Битосси - третье. [1]
На восемнадцатом этапе Пингеон сопротивлялся и сбежал в начале этапа. К нему присоединился Битосси, стремившийся захватить лидерство в генеральной классификации. На последнем подъеме у Битосси закончились силы, и он потерял значительное время. Пингеон выиграл этап, а Сан-Мигель поднялся на первое место в генеральной классификации. Однако восьмерка лучших находилась в пределах двух минут друг от друга. [1]
На девятнадцатом этапе Сан-Мигель немного проиграл Ванспрингелю, который стал новым лидером. Следующие несколько этапов ничего не изменили в верхней части генеральной классификации. Тур завершился гонкой на время, и перед гонкой на время Херман Ван Спрингель лидировал , за ним следовал Сан-Мигель с 12 секундами, Янссен с 16 секундами и Битосси с 58 секундами. Янссен выиграл финальную гонку на время, а Ван Спрингел занял второе место, но разница была достаточно большой, чтобы Янссен выиграл Тур. [7]
Допинг
[ редактировать ]Допинг-контроль проводился ежедневно у первых трех гонщиков, завершивших этап, и еще трех гонщиков путем случайной жеребьевки. [11] Джимонди посоветовал организаторам Тур де Франс принять вышеупомянутую систему, которая использовалась на Джиро д'Италия ранее в том же году, чтобы он согласился участвовать в гонке. [11] Всего было проведено 163 допинг-теста. [12] Двое дали положительный результат:
- Хосе Самин после шестого этапа [13]
- Жан Стаблински , после одиннадцатой стадии, из-за амфетаминов. [14]
Оба были сняты с гонки, дисквалифицированы на один месяц и оштрафованы.
Классификационное лидерство и второстепенные призы
[ редактировать ]На Тур де Франс 1968 года было несколько классификаций, в двух из которых были вручены майки . лидерам [15] Самым важным была общая классификация , рассчитывавшаяся путем сложения времени финиша каждого велосипедиста на каждом этапе. Велосипедист с наименьшим суммарным временем стал лидером гонки, обозначенным желтой майкой; победитель этой классификации считается победителем Тура. [16]
Дополнительно существовала классификация по очкам . В зачете очков велосипедисты получали очки за финиш среди лучших на финише этапа или в промежуточном спринте. Велосипедист, набравший наибольшее количество очков, возглавляет классификацию. [17] В 1968 году футболка лидера классификации по очкам была красной, в отличие от всех остальных лет с момента ее появления в 1953 году, когда она была зеленой. [17] [18]
Существовала также классификация гор . Организация отнесла некоторые восхождения к первой, второй, третьей или четвертой категории; Очки в этой классификации были получены первыми велосипедистами, которые первыми достигли вершины этих подъемов, при этом больше очков можно было получить за подъемы более высокой категории. Велосипедист, набравший наибольшее количество очков, возглавляет классификацию. [19] Лидер горной классификации, рассчитывавшийся с 1933 года, но никогда не имевший майки, [19] его также можно было узнать по «макарону» на его футболке. [18]
Недавно введенной классификацией стала комбинированная классификация . Эта классификация была рассчитана как комбинация других классификаций. [20] Лидер не был идентифицирован по майке, но на ее футболке было написано «макарон». [18]
Пятой индивидуальной классификацией была классификация промежуточного спринта . В этой классификации были те же правила, что и в классификации по очкам, но очки начислялись только за промежуточные спринты. В 1968 году у этой классификации не было соответствующей майки. [21]
Для командного зачета суммировались результаты трех лучших велосипедистов от команды на каждом этапе; лидирующей командой была команда с наименьшим общим временем. Гонщики команды, возглавлявшей эту классификацию, носили желтые кепки . [21] Команда Швейцарии/Люксембурга финишировала всего с двумя велосипедистами.
Кроме того, награда за боевые качества после каждого этапа велосипедисту, считавшемуся самым воинственным, вручалась . В каждом разделенном этапе был свой общий победитель. Решение приняло жюри, состоящее из журналистов, выставивших баллы. Велогонщик, набравший наибольшее количество голосов на всех этапах, возглавил зачет по боевости. [22] Роджер Пингон выиграл эту классификацию и получил награду за супербоевые качества. [4] Сувенир Анри Дегранжа был вручен в честь основателя Тура Анри Дегранжа первому гонщику, преодолевшему вершину Коль -де-Арави на этапе 19. Этот приз выиграл Барри Хобан . [23] Был также Сувенир Тома Симпсона, подаренный в честь Тома Симпсона , погибшего во время Тура 1967 года. Этот приз выиграл Роже Пингон на 15-м этапе в небольшом городке Мирпуа . [24]
Итоговое положение
[ редактировать ]Общая классификация
[ редактировать ]Классифицировать | Райдер | Команда | Время |
---|---|---|---|
1 | Ян Янссен ( ВНИЗ ) | Нидерланды | 133 часа 49 футов 42 дюйма |
2 | Херман Ван Спрингел ( БЕЛ ) | Бельгия А | + 38" |
3 | Фердинанд Браке ( БЕЛ ) | Бельгия Б | + 3' 03" |
4 | Грегорио Сан Мигель ( ESP ) | Испания | + 3 фута 17 дюймов |
5 | Роджер Пингон ( ОТ ) | Франция А | + 3 фута 29 дюймов |
6 | Рольф Вольфсхоль ( ФРГ ) | Германия | + 3 фута 46 дюймов |
7 | Люсьен Аймар ( FR ) | Франция Б | + 4 '44 дюйма |
8 | Франко Битосси ( Италия ) | Италия | + 4 '59 дюймов |
9 | Андрес Гандариас ( ESP ) | Испания | + 5'05" |
10 | Уго Коломбо ( Италия ) | Италия | + 7 футов 55 дюймов |
Итоговая генеральная классификация (11–63) [27] |
---|
Классификация очков
[ редактировать ]Классифицировать | Райдер | Команда | Очки |
---|---|---|---|
1 | Франко Битосси ( Италия ) | Италия | 241 |
2 | Уолтер Годфрут ( БЕЛ ) | Бельгия Б | 219 |
3 | Ян Янссен ( ВНИЗ ) | Нидерланды | 200 |
4 | Дэниел Ван Рейкегем ( БЕЛ ) | Бельгия А | 167 |
5 | Жорж Ванденберг ( БЕЛ ) | Бельгия Б | 155 |
6 | Херман Ван Спрингел ( БЕЛ ) | Бельгия А | 119 |
7 | Бэрри Хобан ( Великобритания ) | Великобритания | 113 |
8 | Жорж Пинтенс ( БЕЛ ) | Бельгия А | 95 |
9 | Майкл Райт ( Великобритания ) | Великобритания | 92 |
10 | Рольф Вольфсхоль ( ФРГ ) | Германия | 89 |
Классификация гор
[ редактировать ]Классифицировать | Райдер | Команда | Очки |
---|---|---|---|
1 | Аурелио Гонсалес ( ESP ) | Испания | 96 |
2 | Франко Битосси ( Италия ) | Италия | 84 |
3 | Хулио Хименес ( ESP ) | Испания | 72 |
4 | Роджер Пингон ( ОТ ) | Франция А | 65 |
5 | Андрес Гандариас ( ESP ) | Испания | 57 |
6 | Бэрри Хобан ( Великобритания ) | Великобритания | 50 |
7 | Грегорио Сан Мигель ( ESP ) | Испания | 30 |
8 | Жан-Пьер Дюкасс ( Франция ) | Франция Б | 28 |
9 | Арье ден Хартог ( ВНИЗ ) | Нидерланды | 26 |
10 | Сильвано Скьявон ( Италия ) | Италия | 25 |
Классификация комбинаций
[ редактировать ]Классифицировать | Райдер | Команда | Очки |
---|---|---|---|
1 | Франко Битосси ( Италия ) | Италия | 11 |
2 | Ян Янссен ( ВНИЗ ) | Нидерланды | 18.5 |
3 | Роджер Пингон ( ОТ ) | Франция А | 20 |
4 | Херман Ван Спрингел ( БЕЛ ) | Бельгия А | 20.5 |
5 | Грегорио Сан Мигель ( ESP ) | Испания | 26 |
Классификация промежуточных спринтов
[ редактировать ]Классифицировать | Райдер | Команда | Очки |
---|---|---|---|
1 | Жорж Ванденберг ( БЕЛ ) | Бельгия Б | 59 |
2 | Майкл Райт ( Великобритания ) | Великобритания | 45 |
3 | Бэрри Хобан ( Великобритания ) | Великобритания | 43 |
4 | Эрик Леман ( БЕЛ ) | Бельгия Б | 27 |
5 | Серж Болли ( ОТ ) | Франция Б | 20 |
Классификация команд
[ редактировать ]Классифицировать | Команда | Время |
---|---|---|
1 | Испания | 403ч 47' 51" |
2 | Бельгия А | +12 футов 12 дюймов |
3 | Франция Б | +21' 45" |
4 | Италия | +25'01" |
5 | Бельгия Б | +25 футов 16 дюймов |
6 | Франция А | +44' 27" |
7 | Франция C | +46' 39" |
8 | Нидерланды | +49' 11" |
9 | Германия | +49' 11" |
10 | Великобритания | +1 час 53 минуты 52 дюйма |
Классификация боевости
[ редактировать ]Классифицировать | Райдер | Команда | Очки |
---|---|---|---|
1 | Роджер Пингон ( ОТ ) | Франция А | 307 |
2 | Аурелио Гонсалес ( ESP ) | Испания | 243 |
3 | Жан Дюмон ( ОТ ) | Франция C | 219 |
4 | Бэрри Хобан ( Великобритания ) | Великобритания | 215 |
5 | Рольф Вольфсхоль ( ФРГ ) | Германия | 168 |
Последствия
[ редактировать ]Это был последний раз, когда велосипедисты участвовали в составе национальных команд; с 1969 года использовались коммерческие бригады.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Лидеру горной классификации не присуждалась майка до тех пор, пока не была представлена белая майка в красный горошек в 1975 году . [19]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л МакГанн и МакГанн 2008 , стр. 32–38.
- ^ Jump up to: а б «История Тур де Франс – 1968 год – Стартеры» . Тур де Франс . Спортивная организация Амори . Архивировано из оригинала 3 апреля 2020 года . Проверено 2 апреля 2020 г.
- ^ «Проблема для организации финиша Тур де Франс» . Трау (на голландском языке). Дельфер. 13 декабря 1967 г. с. 11 . Проверено 10 мая 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с Ожандр 2016 , с. 59.
- ^ Ожандр 2016 , с. 185
- ^ «Тур де Франс 1968» . Het Parool (на голландском языке). 27 июня 1968 г. с. 15 — через Дельфер .
- ^ Jump up to: а б с д «55-й Тур де Франс 1968» (на французском языке). Мемуар о велосипеде. Архивировано из оригинала 22 марта 2012 года . Проверено 26 сентября 2016 г.
- ^ Цвегерс, Ариан. «Десятка лучших на Тур де Франс» . ЦВСС. Архивировано из оригинала 16 мая 2008 года . Проверено 17 июня 2010 г.
- ^ «История Тур де Франс – 1968 год – Победители этапов» . Тур де Франс . Спортивная организация Амори . Архивировано из оригинала 3 апреля 2020 года . Проверено 2 апреля 2020 г.
- ^ Ожандр 2016 , с. 109.
- ^ Jump up to: а б Джеффри Николсон (23 июня 1968 г.). «Кто выиграет Тур в этом году? Есть ли у британской команды шанс? Будут ли наркотики важным фактором?» . Наблюдатель . п. 18 . Проверено 18 октября 2019 г. - через Newspapers.com .
- ^ «Последние проверки на допинг отрицательные» . Nieuwsblad van het Noorden (на голландском языке). Королевская библиотека. 23 июля 1968 года. Архивировано из оригинала 3 января 2014 года . Проверено 3 января 2014 г.
- ^ «Француз Самин отстранен от Тура из-за допинга» . Леувардер Курант (на голландском языке). Королевская библиотека. 6 июля 1968 года. Архивировано из оригинала 3 января 2014 года . Проверено 3 января 2014 г.
- ^ «Стаблинский отстранен от тура» . Время (на голландском языке). Королевская библиотека. 15 июля 1968 года. Архивировано из оригинала 3 января 2014 года . Проверено 3 января 2014 г.
- ^ Наурайт и Пэрриш, 2012 , стр. 452–455.
- ^ Наурайт и Пэрриш, 2012 , стр. 452–453.
- ^ Jump up to: а б Наурайт и Пэрриш, 2012 , стр. 453–454.
- ^ Jump up to: а б с «Майка Тур де Франс 1968 года» (на французском языке). Память о езде на велосипеде. 27 августа 2007 г. Архивировано из оригинала 7 октября 2010 г. Проверено 30 августа 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с Наурайт и Пэрриш, 2012 , с. 454.
- ^ Наурайт и Пэрриш, 2012 , стр. 454–455.
- ^ Jump up to: а б Наурайт и Пэрриш, 2012 , с. 455.
- ^ ван ден Аккер 2018 , стр. 211–216.
- ^ «Победа на этапе Premierijder Hoban» [Победа на этапе Premier Rider Hoban]. Правда (на голландском языке). 19 июля 1968 г. с. 4 — через Делфер .
- ^ Уодли, Дж. Б. (сентябрь 1968 г.). «Гонка на 3000 миль выиграна за последние двадцать минут» . Международный велоспорт . № 5. Силсден, Великобритания: Издательство Kennedy Brothers Publishing. п. 3. ISSN 0020-6504 . Архивировано из оригинала 7 апреля 2020 года . Получено 7 апреля 2020 г. - через InternationalCycleSport.com.
- ^ «Dag na dag en rit na rit in de Tour» [День за днем и этап за этапом Тура]. Газет ван Антверпен (на голландском языке). 22 июля 1968 г. с. 13 . Проверено 10 мая 2018 г.
- ^ Ван ден Аккер, Питер. «Informatie over de Tour de France van 1968» [Информация о Тур де Франс 1968 года]. TourDeFranceStatistieken.nl (на голландском языке). Архивировано из оригинала 2 марта 2019 года . Проверено 2 марта 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «История Тур де Франс – 1968 год – этап 22.02 Мелен > Париж» . Тур де Франс . Спортивная организация Амори . Архивировано из оригинала 2 апреля 2020 года . Проверено 2 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Классификации» (PDF) . Спортивный мир (на испанском языке). 22 июля 1968 г. с. 21. Архивировано (PDF) из оригинала 6 октября.
Библиография
[ редактировать ]- Ожандр, Жак (2016). Путеводитель по истории [ Исторический путеводитель ] (PDF) (на французском языке). Париж: Спортивная организация Амори . Архивировано (PDF) из оригинала 17 августа 2016 года . Проверено 27 октября 2016 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - Макганн, Билл; Макганн, Кэрол (2008). История Тур де Франс: 1965–2007 гг . Том. 2. Индианаполис: Издательство Dog Ear. ISBN 978-1-59858-608-4 .
- Наурайт, Джон; Пэрриш, Чарльз (2012). Спорт во всем мире: история, культура и практика . Том. 2. Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. ISBN 978-1-59884-300-2 .
- ван ден Аккер, Питер (2018). Правила и статистика Тур де Франс: 1903–2018 гг . Самостоятельная публикация. ISBN 978-1-79398-080-9 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бэкон, Эллис (2014). Картографирование Ле Тура . Глазго: Издательство HarperCollins. стр. 142–143. ISBN 9780007543991 . ОСЛК 872700415 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Тур де Франс 1968 года , на Викискладе?