1903 Тур де Франс
![]() Маршрут Тур де Франс 1903 года следовал по часовой стрелке, начиная с Монжерона и заканчивая Парижем. | ||||||||||
Подробности гонки | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Даты | 1–19 июля 1903 г. | |||||||||
Этапы | 6 | |||||||||
Расстояние | 2428 км (1509 миль) | |||||||||
Время победы | 94 часа 33 минуты 14 дюймов | |||||||||
Результаты | ||||||||||
| ||||||||||
Тур де Франс 1903 года был первой велосипедной гонкой, организованной и спонсируемой газетой L'Auto , предшественницей нынешней ежедневной газеты L'Equipe . Он проходил с 1 по 19 июля в шесть этапов на протяжении 2428 км (1509 миль), и его выиграл Морис Гарен . [ 1 ]
Гонка была придумана, чтобы увеличить тираж L'Auto после того, как его тираж начал резко падать из-за конкуренции с давним Le Vélo . Первоначально планировалось, что гонка начнется в июне, но гонка была отложена на месяц, а призовые были увеличены после неутешительного количества заявок от участников. Тур де Франс 1903 года был первым этапом шоссейной гонки, и по сравнению с современными Гранд-турами на нем было относительно мало этапов, но каждый из них был намного длиннее, чем те, которые проводятся сегодня. Велосипедистам не пришлось соревноваться на всех шести этапах, хотя это было необходимо для выхода в генеральную классификацию.
Фаворит перед гонкой Морис Гарен выиграл первый этап и сохранял лидерство на протяжении всего этапа. Он также выиграл два последних этапа и имел преимущество над следующим велосипедистом почти на три часа. Тираж L'Auto увеличился более чем в шесть раз во время и после гонки, поэтому гонка была признана достаточно успешной, чтобы ее можно было провести повторно в 1904 году, когда Ле Вело был вынужден прекратить свою деятельность.
Источник
[ редактировать ]После того, как дело Дрейфуса отделило рекламодателей от газеты Le Vélo , в 1900 году была основана новая газета L'Auto-Vélo , бывший велосипедист Анри Дегранж редактором которой стал . После того, как в 1903 году Дегранжу пришлось сменить название газеты на L'Auto , ему нужно было что-то, чтобы удержать поклонников велосипедного спорта; с тиражом в 20 000 экземпляров он не мог позволить себе их потерять. [ 2 ]
Когда Дегранж и молодой сотрудник Жео Лефевр возвращались с велогонки Марсель-Париж, [ 3 ] Лефевр предложил провести гонку по Франции, аналогичную популярным шестидневным гонкам на треке. [ 4 ] Дегранж предложил эту идею финансовому контролеру Виктору Годде было объявлено о Тур де Франс , который дал свое одобрение, и 19 января 1903 года в L'Auto . [ 5 ] [ 6 ]
Это должен был быть пятинедельный забег, с 1 июня по 5 июля, со вступительным взносом в 20 франков . Эти условия привлекли очень мало велосипедистов: за неделю до старта гонки зарегистрировалось всего 15 участников. Затем Дегранж перенес гонку с 1 на 19 июля и увеличил общий призовой фонд до 20 000 франков. [ сомнительно – обсудить ] , снизил вступительный взнос до 10 франков и гарантировал не менее пяти франков в день первым 50 велосипедистам в классификации. [ 7 ] После этого на гонку записались 79 велосипедистов, из которых фактически стартовали 60. [ 8 ]
Жео Лефевр стал директором, судьей и хронометристом; Анри Дегранж был генеральным директором , хотя и не следил за гонкой. [ нужна ссылка ]
Правила и курс
[ редактировать ]
Тур де Франс 1903 года проходил в шесть этапов. По сравнению с современными многодневными гонками, этапы были чрезвычайно длинными: средняя дистанция составляла более 400 км (250 миль) по сравнению со средней длиной этапа 171 км (106 миль) на Тур де Франс 2004 года ; между каждым этапом у велосипедистов было от одного до трех дней отдыха, [ 8 ] Маршрут был в основном равнинным, и только на одном этапе была отмечена значительная гора. Велосипедисты не были сгруппированы в команды, а участвовали в гонках индивидуально и заплатили сбор в размере десяти франков (около 135 евро в ценах 2023 года). [ 9 ] ) для участия в гонке в генеральной классификации или пять франков для участия в одном этапе. [ 10 ] [ нужна страница ] Поскольку этапы были очень длинными, все, кроме первого, стартовали еще до рассвета: последний этап начался в 21:00 накануне вечером. [ 11 ]
Первый Тур де Франс преодолел не горные перевалы, а несколько меньших перевалов. Первым был перевал Пин-Бушен (759 м (2490 футов)), на первом этапе от Парижа до Лиона, на том месте, где сейчас находится старая дорога из Роана в Лион. Этап от Лиона до Марселя включал перевал Републик (1161 м (3809 футов)), также известный как перевал Гран-Буа, на окраине Сент-Этьена. [ 12 ]
В 1903 году для профессионального велосипедиста было обычным делом нанимать пейсистов, которые руководили бы им во время гонки. Дегранж запретил это: изначально предполагалось, что на последнем, самом длинном этапе, будут разрешены пейсеры, но после пятого этапа это было отменено. [ 5 ] [ 13 ] [ 14 ]
Чтобы велосипедисты проехали весь маршрут, в различных точках трассы были размещены стюарды. [ 5 ] [ 7 ] Желтая майка лидера генеральной классификации еще не была введена, но лидера идентифицировали по зеленой повязке. [ 5 ]
Восемь самых быстрых велосипедистов на каждом этапе получили призы в размере от 50 до 1500 франков, в зависимости от этапа. Четырнадцать лучших велосипедистов генеральной классификации получили приз от 3000 франков победителю до 25 франков за четырнадцатое место. [ 7 ] Остальные семь велосипедистов, финишировавших в генеральной классификации, получили по 95 франков, по 5 франков за каждый из 19 дней гонки, при условии, что они не выиграли более 200 франков призовых и не имели среднюю скорость ниже 20. км/ч (12 миль/ч) на любом этапе. [ 7 ]
Участники
[ редактировать ]В отличие от современных многодневных гонок, велосипедисту, сдавшемуся на этапе, разрешалось снова стартовать на следующем этапе, хотя он больше не участвовал в генеральной классификации. Таким образом, Ипполит Окутюрье , сдавшийся на первом этапе, смог вернуться и выиграл второй и третий этапы. Чарльз Лазер , победитель четвертого этапа, не прошел третий этап. [ 8 ]
Шестьдесят велосипедистов, все профессионалы или полупрофессионалы, стартовали в гонке, из которых 49 были французами, 4 бельгийцами, 4 швейцарцами, 2 немцами и один итальянец; 21 из них спонсировался производителями велосипедов, а 39 участвовали без коммерческой поддержки. [ 15 ] [ 7 ] [ 16 ] Еще 24 велосипедиста воспользовались возможностью принять участие в определенных этапах: один участвовал и во втором, и в четвертом этапах, кроме того, три велосипедиста приняли участие во втором этапе, один - в третьем этапе, пятнадцать - только в четвертом этапе и еще четверо соревновались только в пятом этапе. [ 8 ]
Обзор гонки
[ редактировать ]
Фаворитами на победу перед гонкой были Морис Гарен и Ипполит Окутюрье . [ 3 ] Гарин доминировал в гонке с самого начала, выиграв первый этап - паркур длиной 471 км (293 мили) от Парижа до Лиона. Этап начался в 15:16, изначально велосипедисты ехали со скоростью 35 км/ч. Первые велосипедисты покинули трассу примерно через 50 км (31 миль). [ 17 ] В 23:00 Гарин и Эмиль Пейджи , лидировавшие в гонке, достигли контрольной точки в Невере . В этот момент Гарин ожидал, что они закончатся на следующее утро в 8:00. Ночью у главного соперника Гарина Окутюрье начались спазмы в животе, и он не смог дойти до финиша. [ 5 ] [ 17 ] Также на этом первом этапе произошло первое нарушение правил: Жан Фишер использовал автомобиль в качестве пейсера, что было противозаконно. [ 5 ] [ 17 ] Пейги упала, но снова встала; он и Гарин продолжали лидировать в гонке всю ночь. Около 9 часов утра оба добрались до Лиона. Гарин ушел от Пейги и финишировал на минуту раньше. [ 17 ]

Хотя Окутюрье отказался от участия на первом этапе и поэтому не имел права участвовать в генеральной классификации, он все же мог стартовать на остальных этапах. На втором этапе Окутюрье смог выиграть спринт. На третьем этапе велосипедисты, боровшиеся за генеральную классификацию, стартовали на час раньше, чем другие велосипедисты, включая Окутюрье. В конце этапа группа из четырех велосипедистов оторвалась, и Эжен Бранж спринт выиграл . Окутюрье финишировал на 27 минут позже, но это означало, что он пробежал дистанцию на 33 минуты быстрее, поэтому его признали победителем этапа. [ 18 ] Гарин сохранил лидерство, чему способствовала авария Пэги, занявшего второе место на втором этапе, из-за которой он выбыл из гонки. [ 5 ] На четвертом этапе Окутюрье имел явное преимущество и, казалось, был готов выиграть третий этап подряд, но был пойман на встречном потоке автомобиля и был снят с гонки. [ 3 ] Швейцарец Шарль Лазер (выбывший на 3-м этапе [ 8 ] ) одержал победу, став первым победителем нефранцузского происхождения. Как и на третьем этапе, велосипедисты разошлись по двум группам, а Лазер оказался во второй группе, поскольку уже не боролся за генеральную классификацию. Лазер финишировал более чем на 50 минут позже группы из шести велосипедистов, но проехал дистанцию на 4 минуты быстрее них, поэтому был объявлен победителем. [ 19 ]
На тот момент лидировал Гарен, а Эмиль Жорже отставал почти на два часа. [ 20 ] На пятом этапе у Жорже спустили две шины, и он уснул, когда остановился на обочине, чтобы отдохнуть; ему не удалось закончить. [ 3 ] Таким образом, Гарин увеличил свое преимущество, выиграв этот этап, получив почти трехчасовое преимущество в гонках последнего дня. [ 21 ] Гарен просил других велосипедистов лидирующей группы позволить ему выиграть этап, но Фернан Ожеро отказался это сделать. Затем Гарен приказал Люсьену Потье бросить свой велосипед перед Ожеро, который упал, и Гарен затем согнул заднее колесо Ожеро. Ожеро быстро получил запасной велосипед и продолжил путь до финиша, однако Гарин легко выиграл спринт. [ 22 ] Ожеро все-таки получил приз в 100 франков от Velo-Sport Nantes за самый быстрый финальный километр этапа на велодроме Нанта. [ 23 ]
Последний этап был самым длинным, длиной 471 км (293 мили), и пролегал от Нанта до небольшого городка Виль-д'Авре , который находится между Версалем и Парижем , а не до велодрома Парк-де-Пренс . Это произошло из-за постановления, запрещающего шоссейные гонки заканчиваться на велосипедных дорожках (постановление впоследствии было отменено в свете успеха гонки). Гарин одержал свою победу на третьем этапе и закрепил общую победу с результатом 2 часа 59 минут 31 секунду: это остается самым большим отрывом от победы на Тур де Франс. [ 5 ] По прибытии в Виль-д'Авре гонщикам выдали табличку с указанием времени финиша, и они поехали на велосипеде в Парк-де-Пренс , где проехали несколько кругов почета. В тот день, 19 июля, на велодроме собралась большая толпа, чтобы посмотреть на гонщиков и на прошедшую ранее велогонку на 100 км. [ 24 ]
Результаты
[ редактировать ]
Итоги этапа
[ редактировать ]В 1903 году в правилах не было различия между равнинными и горными этапами; Показанные здесь значки указывают, есть ли на сцене горы.
Этап | Дата | Курс | Расстояние | Тип | Победитель | Лидер гонки | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 1 июля | Из Парижа в Лион | 467 км (290 миль) | ![]() |
Обычная сцена | ![]() |
![]() |
2 | 5 июля | Лион — Марсель | 374 км (232 миль) | ![]() |
Сцена с горой(ами) | ![]() |
![]() |
3 | 8 июля | Марсель — Тулуза | 423 км (263 миль) | ![]() |
Обычная сцена | ![]() |
![]() |
4 | 12 июля | Тулуза — Бордо | 268 км (167 миль) | ![]() |
Обычная сцена | ![]() |
![]() |
5 | 13 июля | Бордо — Нант | 425 км (264 миль) | ![]() |
Обычная сцена | ![]() |
![]() |
6 | 18 июля | Нант — Париж | 471 км (293 миль) | ![]() |
Обычная сцена | ![]() |
![]() |
Общий | 2428 км (1509 миль) [ 1 ] |
Общая классификация
[ редактировать ]21 велосипедист завершил все шесть этапов. Для этих велосипедистов время, затраченное на каждом этапе, суммировалось для общей классификации . Победителем стал велосипедист, показавший наименьшее количество времени. Велосипедисты официально не группировались в команды; у некоторых велосипедистов был один и тот же спонсор, хотя им не разрешалось работать вместе, [ 26 ]
Классифицировать | Райдер | Спонсор [ 28 ] | Время |
---|---|---|---|
1 | ![]() |
Француженка | 94 часа 33 минуты 14 дюймов |
2 | ![]() |
Француженка | + 2 часа 59 минут 21 дюйм |
3 | ![]() |
Француженка | + 4 часа 29 минут 24 дюйма |
4 | ![]() |
Француженка | + 4 часа 39 минут 30 дюймов |
5 | ![]() |
Француженка | + 4 часа 58 минут 44 дюйма |
6 | ![]() |
— | + 5 часов 52 минуты 24 дюйма |
7 | ![]() |
Бреннабор | + 8ч 31' 08" |
8 | ![]() |
Француженка | + 10ч 24' 04" |
9 | ![]() |
— | + 10ч 52' 14" |
10 | ![]() |
Француженка | + 12 часов 44 минут 57 дюймов |
Последствия
[ редактировать ]тираж L'Auto Благодаря этому событию значительно увеличился; после окончания гонки было выпущено специальное издание тиражом 130 000 экземпляров, [ 30 ] а нормальный тираж увеличился с 25 000 до 65 000. [ 2 ] Благодаря большому успеху Тур де Франс снова был запланирован на 1904 год. Велосипедисты также стали национальными героями. Морис Гарен вернулся на Тур де Франс 1904 года, но его защита титула провалилась, когда он был дисквалифицирован. С призовым фондом, который он выиграл в 1903 году и составившим 6075 франков , [ 8 ] (приблизительно 40 000 долларов США и 23 000 фунтов стерлингов в ценах 2006 года). [ 5 ] ) Позже Гарин купил бензоколонку, на которой проработал до конца жизни. [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Ожандр 2016 , с. 108.
- ^ Jump up to: а б Джеймс, Том (4 апреля 2001 г.). «Истоки Тур де Франс» . ВелоАрхив. Архивировано из оригинала 9 апреля 2009 года . Проверено 24 марта 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д «1903: Зимний тур Мориса Гарена» (на голландском языке). 19 марта 2003 г. Архивировано из оригинала 24 мая 2024 г. Проверено 24 марта 2009 г.
- ^ Ноукс, Т.Д. (2006). «Границы упражнений на выносливость». Фундаментальные исследования в кардиологии . 101 (5): 408–417. дои : 10.1007/s00395-006-0607-2 . ПМИД 16915533 . S2CID 41890120 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж МакГанн и МакГанн 2006 , стр. 4–10.
- ^ Дегранж, Анри (19 января 1903 г.). «Тур де Франс» . l'Auto (на французском языке).
- ^ Jump up to: а б с д и «Регламент Тур де Франс 1903 года» . Авто (на французском языке). Память о езде на велосипеде . Проверено 23 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «1er Tour de France 1903» (на французском языке). Мемуар о велосипеде. Архивировано из оригинала 18 июня 2009 года . Проверено 24 марта 2009 г.
- ^ «Стоимость евро 2003 года сегодня — калькулятор инфляции» . www.inflationtool.com . Проверено 6 августа 2023 г.
- ^ Уиткрофт 2007 .
- ^ Jump up to: а б Ожандре 2016 , стр. 5.
- ^ Вудленд 2003 , с. 264.
- ^ Ожандр, Жак (1996). Тур де Франс: Панорама века (на французском языке). Общество Тур де Франс. п. 9.
- ^ «Тур де Франс: инцидент с Гареном-Ожеро» . Le Populaire (на французском языке). Муниципальные архивы Нанта. 17 июля 1903 года. Архивировано из оригинала 22 июля 2009 года . Проверено 27 января 2010 г.
- ^ «История Тур де Франс – 1903 год – Стартеры» . Тур де Франс . Спортивная организация Амори . Архивировано из оригинала 3 апреля 2020 года . Проверено 2 апреля 2020 г.
- ^ Торглер, Бенно (2007). « Ла Гранд Букль»: факторы успеха на Тур де Франс». Журнал экономики спорта . 8 (3): 317–331. дои : 10.1177/1527002506287657 . S2CID 58895810 .
- ^ Jump up to: а б с д «1-й этап – Париж-Лион – 467 километров» (на французском языке). Память о езде на велосипеде. Архивировано из оригинала 3 мая 2009 года . Проверено 24 марта 2009 г.
- ^ «Этап 3: Марсель – Тулуза» (на французском языке). Ла Гранд Букль. Архивировано из оригинала 13 июля 2011 года . Проверено 21 июля 2010 г.
- ^ «Этап 4: Тулуза – Бордо» (на французском языке). Ла Гранд Букль. Архивировано из оригинала 13 июля 2011 года . Проверено 21 июля 2010 г.
- ^ «1-й Тур де Франс 1903 - 4ème étappe» (на французском языке). Мемуар о велосипеде. Архивировано из оригинала 3 мая 2009 года . Проверено 24 марта 2009 г.
- ^ «1903 – 1-й Тур де Франс» . Спортивная организация Амори. Архивировано из оригинала 19 июля 2009 года . Проверено 24 марта 2009 г.
- ^ «Этап 5: Бордо – Нант» (на французском языке). Ла Гранд Букль. Архивировано из оригинала 13 июля 2011 года . Проверено 21 июля 2010 г.
- ^ «Тур де Франс – 5-й этап Бордо-Нант (394 тыс.)» . Le Populaire (на французском языке). Муниципальные архивы Нанта. 15 июля 1903 года. Архивировано из оригинала 22 июля 2009 года . Проверено 27 января 2010 г.
- ^ Леонард, Макс (17 апреля 2014 г.). Лантерн Руж: последний участник Тур де Франс . Случайный дом. п. 18. ISBN 978-1-4481-5590-3 .
- ^ «История Тур де Франс – 1903 год – Победители этапов» . Тур де Франс . Спортивная организация Амори . Архивировано из оригинала 2 апреля 2020 года . Проверено 2 апреля 2020 г.
- ^ Томпсон 2006 , с. 36.
- ^ Jump up to: а б «История Тур де Франс – 1903 год – этап 6 Нант > Париж» . Тур де Франс . Спортивная организация Амори . Архивировано из оригинала 2 апреля 2020 года . Проверено 2 апреля 2020 г.
- ^ «Велоархивы» . Проверено 27 января 2010 г.
- ^ Родольфо Мюллер в Cycling Archives
- ^ Джеймс, Том (14 августа 2003 г.). «Победа маленького трубочиста» . ВелоАрхив . Проверено 8 марта 2010 г.
Библиография
[ редактировать ]- Ожандр, Жак (2016). Путеводитель по истории [ Исторический путеводитель ] (PDF) (на французском языке). Париж: Спортивная организация Амори . Архивировано (PDF) из оригинала 17 августа 2016 года . Проверено 27 октября 2016 г.
- Макганн, Билл; Макганн, Кэрол (2006). История Тур де Франс: 1903–1964 гг . Том. 1. Индианаполис, Индиана: Издательство Dog Ear. ISBN 978-1-59858-180-5 .
- Томпсон, Кристофер С. (2006). Тур де Франс: история культуры . Окленд, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета . ISBN 978-0-520-24760-4 .
- Уиткрофт, Джеффри (2007). Le Tour: История Тур Де Франс . Нью-Йорк: Саймон и Шустер . ISBN 978-1-84739-086-8 .
- Вудленд, Лес (2003). Компаньон «Желтой майки» на Тур де Франс . Лондон: Пресса Желтого Джерси. ISBN 978-0-224-06318-0 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бэкон, Эллис (2014). Картографирование Ле Тура . Глазго: Издательство HarperCollins. стр. 20–21. ISBN 9780007543991 . ОСЛК 872700415 .
- Коссинс, Питер (2017). Мясник, Кузнец, Акробат, Подметальщик: Сказка о первом Тур де Франс . Лондон: Пресса Желтого Джерси. ISBN 9780224100656 . OCLC 989807647 .
- Факкинетти, Паоло (2003). Тур де Франс 1903 года: рождение Гранд-Букля (на итальянском языке). Эдичикло Эдиторе. ISBN 88-85318-88-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Тур де Франс 1903 года , на Викискладе?