Жак Годде
Жак Годде | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 15 декабря 2000 г. Париж, Франция | (95 лет)
Национальность | Французский |
Занятие | Спортивный журналист |
Заголовок | Директор Тур де Франс |
Срок | 1935 – 1986 |
Предшественник | Анри Дегранж |
Преемник | Феликс Левитан |
Жак Годде (21 июня 1905 — 15 декабря 2000) — французский спортивный журналист и директор «Тур де Франс» шоссейной велогонки с 1936 по 1986 год.
Годде родился и умер в Париже . Его отец, Виктор Годде, был соучредителем и финансовым директором L'Auto , газеты , которая организовала первый Тур в 1903 году. Когда Жак Годде закончил учебу в 1931 году, он стал главным редактором L'Auto . Он освещал летние Олимпийские игры 1932 года в Лос-Анджелесе .
В 1924 году Жак Годде пошел работать в газету своего отца на улице Фобур-Монмартр в Париже. Четыре года спустя он проехал свой первый Тур де Франс и сидел как завороженный, наблюдая, как гонщики более 16 часов боролись на седловинах, «которые были не более чем посредственными грунтовыми тропами, грязными и каменистыми». Годдет вернулся в следующем году и присутствовал на каждом туре до 1989 года, за исключением 1932 года, когда он поехал на Олимпийские игры в Лос-Анджелесе, и 1981 года, когда он был слишком болен. [ 1 ]
Он стал главным репортером L'Auto и взял на себя организацию гонки, когда в 1936 году директор Анри Дегранж слишком заболел, чтобы продолжать гонку. [ 1 ]
В футбольном союзе Годде считается одним из отцов идеи Межконтинентального кубка . [ 2 ] и один из первых сторонников в 1970-х годах того, что соревнование должно быть расширено, чтобы охватить не только клубных чемпионов Европы и Южной Америки, но и Азии, Африки и Северной Центральной Америки, в форме ФИФА , одобренного клубного чемпионата мира . [ 3 ] [ 4 ]
L'Auto во время войны
[ редактировать ]Роль Годде во время немецкой оккупации Франции после 1940 года, когда Тур был приостановлен, туманна. Хотя он призывал типографий газеты производить материалы для Сопротивления , он поддерживал Филиппа Петена на посту лидера Франции после перемирия. [ 1 ] и он передал ключи от Иверского велодрома , когда немцы хотели интернировать там тысячи евреев. Это эпизод, о котором Годде почти не упомянул в своей автобиографии L'Équipée Belle .
Академики Жан-Люк Бёф и Ив Леонар сказали о сочинениях Годде того времени:
Из нескольких 1200 статей, опубликованных Жаком Годде в рубрике D'un jour à l'autre в период с сентября 1940 по август 1944 года, следует сильная маршализм (поддержка Петена), как из настроений, так и из-за влечения к Национальной революции, по крайней мере. до зимы 1941 года, корни которой лежат в «травме 40-х». [ 5 ] Этот маршализм наиболее силен в первые месяцы, как, в частности, в статье в L'Auto от 4 ноября 1940 года: «В 1940 году Франция начинает новую жизнь». Маршал собирается принять для нас очищающую ванну.
Национальную революцию хвалят одинаково – и это после речи Петена от 12 августа 1941 года о «плохих ветрах» – 7 ноября 1941 года: Когда маршал подарил Франции себя [персону] Франции, [ 6 ] своим девизом он взял три слова, которые должны характеризовать будущее: отечество [patrie], труд, семья. Каждый из нас должен принять эти слова близко к сердцу. [ 7 ]
Выбрав эти слова вместо слов « свобода», «равенство», «братство», которые были девизом Франции после революции 1789 года, Петен подчеркнул, что он положил конец республике и создал свою собственную замену — Французское государство. [ 8 ] Таким образом, Годде был за конец Французской Республики, хотя и не обязательно за ее замену фашизмом. Это был скорее традиционализм, связанный с правыми движениями, «мечта восстановить добродетели трудолюбия, честности и уважения к социальному начальству», которые, по мнению Петена, существовали в сельском обществе. [ 9 ] Тем не менее, это был период, от которого Французская Республика отреклась, когда Шарль де Голль восстановил ее, и за который Франция взяла на себя ответственность только в 1995 году, к 50-й годовщине окончания войны, в речи президента Жака Ширака, посвященной облаве на парижских евреев. на Велодроме Ивер . [ 10 ]
Годде сказал в своей биографии, написанной 50 лет спустя после его слов во время войны: «История не должна путать Петена с Виши , истинные патриотические намерения старого солдата с политическими действиями действующего правительства, взятыми из сточной канавы [ gouffre ]». [ 1 ]
Хотя Годде никогда нельзя было назвать соавтором, и в своей книге он настаивал на том, что он многое сделал, чтобы помешать немцам, в том числе отказался организовать Тур, несмотря на привилегии, которые они предлагали (см. Тур де Франс во время Второй мировой войны ), его позиция была сбит с толку действиями своего старшего брата Мориса. Как и Жак, Морис унаследовал долю отца в издательском бизнесе. Морис почувствовал облегчение, когда его яркая политика едва не привела к разорению компании, и его последним действием стала продажа акций консорциуму немцев, близких к нацистской партии. Основной пакет газеты был также продан немцам Альбертом Леженом от имени своего босса Раймона Петенотра, укрывшегося в США. [ 1 ] Таким образом, L'Auto в некоторой степени попал под контроль Германии, и колонка общих новостей, которую Годде включил, чтобы повысить привлекательность обращения L'Auto, стала инструментом пропаганды для оккупантов.
Двери L'Auto были заколочены после освобождения 17 августа 1944 года, поскольку оно «подчинилось немецкому контролю».
Команда
[ редактировать ]Годде удалось запустить новую газету L'Équipe в 1946 году, но правительство реконструкции поставило условием, чтобы имя Годде не ассоциировалось с его газетой, а также его присутствие в ее здании. [ 1 ] Два других издателя надеялись создать спортивные газеты и жаловались, что имя Годде ассоциируется не только с запятнанной гонкой L'Auto , но и с Тур де Франс, что давало L'Equipe несправедливое преимущество, хотя все газеты должны были иметь равные шансы на победу. утвердившись.
На L'Équipe Годде первой странице анонимно написал:
Мы переживаем жестокое время в жизни общества, в котором, если мы не сумеем ему противостоять, эгоизм станет доминирующей страстью. Против такой угрозы мы будем бороться во имя солидарности. Équipe [команда] – само это слово оказывает благородное влияние на сердце нашей группы – влияние, которое проявлялось во времена ярости и надежды, когда наша коллективная воля была поставлена на службу Сопротивлению. [ 1 ]
Годде получил образование в частной школе недалеко от Оксфорда , Англия , и сохранил любовь к Британии и энтузиазм к спорту, поощряемый в его школе. Он писал громоподобными литературными терминами, установленными Анри Дегранжем, и говорил не о финишных чертах, а о «прибывших магистралях». Он писал о французском наезднике Луисоне Бобе, «отважно принявшим задержку, приписываемую ему небесным препятствием». В жару на юге Франции он надел шорты и рубашку цвета хаки, носки до колен и пробковый шлем.
Финансы L'Équipe редко были стабильными, и в мае 1965 года Годде согласился на слияние с компанией, управляемой издателем Эмильеном Амори , с которым он ранее сделал успешную заявку на возобновление Тур де Франс. Условием Амори было то, что его собственный репортер по велоспорту Феликс Левитан должен был принять участие в организации Тура. Левитан постепенно сменил Годде, особенно в вопросах спонсорства и финансирования. Он и Годде были скорее деловыми партнерами, чем друзьями, и стали самостоятельными, когда Эмильон Амори купил L'Equipe и Tour. Он был любимцем Амори, но только отца.
Смерть Амори означала, что право собственности на организацию Амори перешло к его сыну Филиппу . Разногласия по поводу наследства означали, что Филипп стремился изменить некоторые принятые меры, и Левитан впал в немилость. 17 марта 1987 года он обнаружил, что замки в его офисе поменялись, а судебный чиновник ждал, чтобы обыскать и очистить его на фоне так и не доказанных обвинений в финансовых злоупотреблениях. Годде стал генеральным директором гонок, прежде чем уйти в следующем году.
Он умер в 95 лет, и его похороны прошли в Доме Инвалидов . В знак признательности президент Франции назвал Жак Ширак его «одним из изобретателей французского спорта». Премьер-министр Лионель Жоспен заявил: «Франция и журналистика только что потеряли исключительного человека. За 50 лет своего правления он сделал Тур де Франс самым популярным французским спортивным событием и самым известным во всем мире». . Бывший победитель Лоран Финьон сказал: «Я знал его совсем немного. Но что я помню о нем, так это его личность. У него были истинные моральные ценности, и, даже если иногда он мог показаться жестким, он всегда был справедлив в своих суждениях».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Годде, Жак (1991), L'Équipée Belle , Робер Лаффон, Франция
- ^ Printing Tribune, бразильская газета, изд. 2675, с. 8, от 23 октября/1 На португальском языке.
- ^ «Клубный чемпионат мира с участием чемпионов Европы, Азии, Африки, Южной Америки и Центральной Америки» ( PDF) . Эль Мундо Депортиво (на испанском языке). 29 ноября 1973 г. с. 4 . Проверено 6 марта 2013 г.
- ^ пяти континентальных чемпионов» « Идея для (PDF) . Эль Мундо Депортиво (на испанском языке). 5 июня 1975 г. с. 13 . Проверено 6 марта 2013 г.
- ^ 1940, год немецкой оккупации Франции.
- ↑ Петен использовал эти слова в национальной передаче с просьбой о народной поддержке перемирия. Слова «Национальная революция» возникли из политики Петена после того, как Национальное собрание наделило его полномочиями.
- ^ Цитируется Бёф, Жан-Люк и Леонар, Ив (2003) La République du Tour de France , Сеёй, Франция.
- ^ Шилдс, Джеймс (2007) Крайне правые во Франции: от Петена до Ле Пен . Рутледж, Великобритания. стр. 15–17. ISBN 041509755X .
- ^ Прайс, Роджер (1993) Краткая история Франции , издательство Кембриджского университета, Великобритания
- ^ Речь г-на Жака Ширака, президента республики, произнесенная во время церемоний, посвященных великой облаве 16 и 17 июля 1942 г. (Париж) - Президентство республики