1995 Тур де Франс
![]() Маршрут Тур де Франс 1995 года. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подробности гонки | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Даты | 1–23 июля 1995 г. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этапы | 20 + Пролог | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Расстояние | 3635 км (2259 миль) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Время победы | 92 часа 44 минуты 59 дюймов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Результаты | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тур де Франс 1995 года — 82-й Тур де Франс , проходивший с 1 по 23 июля. Это была пятая и последняя победа Мигеля Индурайна на Туре. На пятнадцатом этапе итальянский гонщик Фабио Казартелли погиб после аварии на перевале Портет-д'Аспе .
В классификации по очкам выиграл Лоран Жалабер , а Ришар Виренке в классификации по горам - . Марко Пантани выиграл зачет молодых гонщиков, а ONCE выиграл командный зачет.
Лэнса Армстронга на Тур де Франс стало его 36-е место на Тур де Франс 1995 года после того, как его результаты с 1 августа 1998 года, включая семь побед на Туре, были лишены 24 августа 2012 года из-за допинга в крови. Лучшим результатом [ 1 ] [ 2 ]
Команды
[ редактировать ]В Тур де Франс 1995 года участвовала 21 команда, каждая из которых состояла из 9 велосипедистов. [ 3 ] Команды отбирались в два тура. В мае 1995 года были объявлены первые пятнадцать команд. [ 4 ] В июне пяти подстановочных знаках . было объявлено о [ 5 ] Незадолго до старта Le Groupement закрылись из-за лидера их команды Люка Леблана . травмы [ 6 ] и из-за финансовых проблем. Их место досталось «Аки-Гипиемме» , первой команде в резервном списке. [ 7 ] Кроме того, организация решила пригласить еще одну команду: объединенную команду Team Telekom и ZG Mobili , в которую вошли шесть гонщиков от Telekom и трое от ZG Mobili. [ 8 ]
В гонке приняли участие команды: [ 3 ]
Квалифицированные команды
Приглашенные команды
Фавориты перед гонкой
[ редактировать ]Indurain из Banesto , победитель четырех предыдущих Туров, был явным фаворитом на общую победу. Ожидалось, что его главными соперниками станут Ромингер из Mapei, Берзин из Gewiss и Зюлле из ONCE. [ 6 ]
Маршрут и этапы
[ редактировать ]Тур де Франс 1995 года стартовал 1 июля и имел два дня отдыха: первый - 10 июля, когда велосипедисты были переведены из Серена в Ле-Гран-Борнан, а второй - 17 июля в Сен-Жирон. [ 9 ] Наивысшая точка гонки составила 2115 м (6939 футов) на вершине Коль-дю-Турмале на этапе 15. перевала [ 10 ] [ 11 ]
Этап | Дата | Курс | Расстояние | Тип | Победитель | |
---|---|---|---|---|---|---|
П | 1 июля | Сен-Брие | 7,3 км (4,5 миль) | ![]() |
Индивидуальная гонка на время | ![]() |
1 | 2 июля | Где Ланьон | 233,5 км (145,1 миль) | ![]() |
Обычная сцена | ![]() |
2 | 3 июля | Перрос-Гирек в Витре | 235,5 км (146,3 миль) | ![]() |
Обычная сцена | ![]() |
3 | 4 июля | Майенна — Алансон | 67,0 км (41,6 миль) | ![]() |
Командная гонка на время | ![]() |
4 | 5 июля | Алансон — Гавр | 162,0 км (100,7 миль) | ![]() |
Обычная сцена | ![]() |
5 | 6 июля | Фекан — Дюнкерк | 261,0 км (162,2 миль) | ![]() |
Обычная сцена | ![]() |
6 | 7 июля | Дюнкерк — Шарлеруа (Бельгия) | 202,0 км (125,5 миль) | ![]() |
Обычная сцена | ![]() |
7 | 8 июля | Шарлеруа (Бельгия) в Льеж (Бельгия) | 203,0 км (126,1 миль) | ![]() |
Холмистая сцена | ![]() |
8 | 9 июля | Уи (Бельгия) в Серайн (Бельгия) | 54,0 км (33,6 миль) | ![]() |
Индивидуальная гонка на время | ![]() |
10 июля | Ле Гран-Борнан | День отдыха | ||||
9 | 11 июля | Ле Гран-Борнан в Ла Плань | 160,0 км (99,4 миль) | ![]() |
Сцена с горой(ами) | ![]() |
10 | 12 июля | От Ла Плани до Альп д'Юэз | 162,5 км (101,0 миль) | ![]() |
Сцена с горой(ами) | ![]() |
11 | 13 июля | Из Бург-д'Уазан в Сент-Этьен | 199,0 км (123,7 миль) | ![]() |
Холмистая сцена | ![]() |
12 | 14 июля | Сент-Этьен Менде — | 222,5 км (138,3 миль) | ![]() |
Холмистая сцена | ![]() |
13 | 15 июля | Менде в Ревель | 245,0 км (152,2 миль) | ![]() |
Обычная сцена | ![]() |
14 | 16 июля | Сен-Орен-де-Гамвиль — Гюзе-Неж | 164,0 км (101,9 миль) | ![]() |
Сцена с горой(ами) | ![]() |
17 июля | Сен-Жирон | День отдыха | ||||
15 | 18 июля | Сен-Жирон — Котре | 206,0 км (128,0 миль) | ![]() |
Сцена с горой(ами) | ![]() |
16 | 19 июля | Тарб — По | 237 км (147 миль) | ![]() |
Сцена с горой(ами) | — [ а ] |
17 | 20 июля | По — Бордо | 246,0 км (152,9 миль) | ![]() |
Обычная сцена | ![]() |
18 | 21 июля | Монпон-Менестероль — Лимож | 166,5 км (103,5 миль) | ![]() |
Обычная сцена | ![]() |
19 | 22 июля | Озеро Вассивьер | 46,5 км (28,9 миль) | ![]() |
Индивидуальная гонка на время | ![]() |
20 | 23 июля | Сент-Женевьев-де-Буа в Париж ( Елисейские поля ) | 155,0 км (96,3 миль) | ![]() |
Обычная сцена | ![]() |
Общий | 3635 км (2259 миль) [ 15 ] |
Обзор гонки
[ редактировать ]
Первые гонщики в прологе ехали в солнечную погоду, но потом пошел дождь, и гонщикам, стартовавшим поздно, пришлось ехать по скользким дорогам. Крис Бордман , большой фаворит пролога и аутсайдер в общей классификации, разбился во время поездки, затем его сбила машина своей команды, и ему пришлось покинуть гонку из-за травмы. Победителем пролога стал Жаки Дюран , один из первых стартовавших. [ 14 ]
Дюран лидировал до третьего этапа, когда его обогнал Лоран Жалабер благодаря бонусам времени, выигранным в промежуточных спринтах. Жалабер сохранял желтую майку на протяжении двух этапов, потеряв ее из-за аварии на четвертом этапе. Новым лидером стал Иван Готти , член команды Gewiss, выигравшей командную гонку на время на третьем этапе. [ 14 ] Неожиданная атака Индурайна на седьмом этапе изменила турнирную таблицу. Индурайн атаковал в холмистых Арденнах , и только Йохан Брюнель смог последовать за ним. Индурайн сделал всю работу, создав отрыв почти в одну минуту, а Брюнель лишь последовал за ним, но обыграл Индурайна в спринте, выиграв этап и став новым лидером. [ 14 ] Индурайн теперь был на втором месте в генеральной классификации, а после победы в гонке на время на восьмом этапе стал новым лидером. Его ближайшим соперником в общем зачете был Бьярне Риис с отставанием в 23 секунды, остальные отставали более чем на две минуты. [ 14 ]
Затем на девятом этапе Тур достиг высоких гор. Зюлле убежал и создал преимущество в несколько минут. Индурайн спокойно преследовал его до последнего подъема, где он убежал от остальных. Зюлле выиграл этап и поднялся на второе место в общем зачете, но Индурайн выиграл минуты у всех остальных велосипедистов. [ 14 ] Десятый этап снова был в высоких горах. Пантани, уже не имеющий отношения к общему зачету, выиграл этап; за ним Индурайн, Зюлле и Риис финишировали вместе. [ 14 ] Пантани установил новый рекорд на последних 13,8 км до Альп д'Юэз за 36 минут и 50 секунд, который остается рекордом и по сей день. [ 16 ]
Ожидалось, что двенадцатый этап не будет иметь отношения к генеральной классификации. Но когда Лоран Жалабер атаковал на ранней стадии, ситуация изменилась. Жалаберт был товарищем по команде Зюлле, занявшего второе место, и был шестым в генеральной классификации, отставая от Индурайна более чем на девять минут. К Жалаберту присоединились еще трое велосипедистов, двое из которых были товарищами по команде. Один из них, Мельсиор Маури , находился на восьмом месте и сам тоже представлял угрозу. Товарищи по команде хорошо сработали, и когда они опережали более чем на десять минут, Жалабер фактически лидировал. В этот момент команда Banesto Индурайна и команда Gewiss Рииса начали работать вместе, чтобы сократить разрыв. Они сократили его почти до шести минут, а это означало, что Жалабер прыгнул на третье место в генеральной классификации. В пятерку лучших теперь вошли три велосипедиста: Зюлле на втором месте, Жалаберт на четвертом месте и Маури на пятом месте. [ 14 ]
На тринадцатом этапе Сергей Учаков и Лэнс Армстронг вырвались вперед и в одиночку направились к финишу, где Учаков выиграл спринт. Армстронга спросили, почему он не оправдал ожиданий в соревновании с Indurain, на что он ответил, что Indurain не завершил свои первые два тура и финишировал в нижней половине нескольких других, прежде чем расцвести и стать тем, кем он является. «Они ожидают, что ты все время будешь рядом с Мигелем Индураином, и это просто… Ты просто не можешь сделать это в такой гонке. Это мужская гонка, и ребенку трудно соревноваться».
Пиренеи были достигнуты на четырнадцатом этапе. Пантани снова показал свои силы в горах, выиграв этап. Остальные фавориты остались более-менее вместе, поэтому больших изменений в генеральной классификации не произошло. [ 14 ]
На пятнадцатом этапе Ришар Виренке сбежал в начале этапа, первым достигнув всех шести вершин на этапе, и выиграл этап. Позади него на спуске с Портет д'Аспе разбились несколько велосипедистов, в том числе Фабио Казартелли . Голова Касартелли на высокой скорости ударилась о бетонный барьер, не надев шлема, и в больнице он был объявлен мертвым. [ 14 ]
Из уважения к Казартелли шестнадцатый этап был пройден вне соревнований. Товарищам Казартелли из «Моторолы» разрешили пересечь финишную черту первыми. Восемнадцатый этап выиграл Лэнс Армстронг, товарищ по команде Казартелли. Эту победу на этапе Армстронг посвятил Казартелли. [ 14 ] Индурайн по-прежнему уверенно лидировал и увеличил свое преимущество, выиграв последнюю гонку на время.
Классификационное лидерство и второстепенные призы
[ редактировать ]
На Тур де Франс 1995 года было несколько классификаций. [ 17 ] Самым важным была общая классификация , рассчитывавшаяся путем сложения времени финиша каждого велосипедиста на каждом этапе. Велосипедист с наименьшим суммарным временем стал лидером гонки, обозначенным желтой майкой; победитель этой классификации считается победителем Тура. [ 18 ]
Кроме того, существовала классификация по очкам , по которой награждалась зеленая майка. В зачете очков велосипедисты получали очки за финиш среди лучших на финише этапа или в промежуточном спринте. Велосипедист, набравший наибольшее количество очков, возглавил классификацию и был отмечен зеленой майкой. [ 19 ]
Существовала также классификация гор . Организация отнесла некоторые восхождения к категории вне категории : первой, второй, третьей или четвертой категории; Очки в этой классификации были получены первыми велосипедистами, которые первыми достигли вершины этих подъемов, при этом больше очков можно было получить за подъемы более высокой категории. Велосипедист, набравший наибольшее количество очков, возглавил классификацию и был одет в белую майку в красный горошек . [ 20 ]
Четвертым индивидуальным зачетом был зачет молодых гонщиков , который не был отмечен майкой. Решение было принято так же, как и генеральная классификация, но право на участие имели только гонщики младше 26 лет. [ 21 ]
Для командного зачета суммировались результаты трех лучших велосипедистов от команды на каждом этапе; лидирующей командой была команда с наименьшим общим временем. [ 22 ]
Кроме того, вручалась награда за боевые качества после каждого этапа масс-старта велосипедисту, считавшемуся наиболее бойцовым, . Решение приняло жюри, состоящее из журналистов, выставивших баллы. Велогонщик, набравший наибольшее количество голосов на всех этапах, возглавил зачет по боевости. [ 23 ] Эрнан Буэнахора выиграл эту классификацию и получил награду за высшие боевые качества. [ 9 ] Сувенир Анри Дегранжа был вручен в честь основателя Тура Анри Дегранжа первому гонщику, преодолевшему вершину Коль дю Турмале на этапе 15. Этот приз выиграл Ришар Виренк. [ 24 ]
- На первом этапе Тьерри Лоран носил зеленую майку.
- Этап 16 был аннулирован после того, как Фабио Казартелли погиб на этапе 15. Пелотон ехал по этапу медленно и позволил товарищам по команде Казартелли, ехавшим бок о бок, пересечь финишную черту первыми.
Итоговое положение
[ редактировать ]Легенда | ||||
---|---|---|---|---|
![]() |
Обозначает победителя генеральной классификации. | ![]() |
Обозначает победителя классификации по очкам. | |
![]() |
Обозначает победителя классификации гор. |
Общая классификация
[ редактировать ]Классифицировать | Райдер | Команда | Время |
---|---|---|---|
1 | ![]() ![]() |
Банесто | 92 часа 44 минуты 59 дюймов |
2 | ![]() |
ОДИН РАЗ | + 4 фута 35 дюймов |
3 | ![]() |
Конечно – Баллан | + 6 футов 47 дюймов |
4 | ![]() ![]() |
ОДИН РАЗ | + 8 футов 24 дюйма |
5 | ![]() |
Конечно – Баллан | + 11 футов 33 дюйма |
6 | ![]() |
ОДИН РАЗ | + 15 футов 20 дюймов |
7 | ![]() |
Mapei – GB – Latexco | + 15 футов 49 дюймов |
8 | ![]() |
Mapei – GB – Latexco | + 16 футов 46 дюймов |
9 | ![]() ![]() |
Ускорение-Лотос | + 17 футов 31 дюйм |
10 | ![]() |
Кельме – Сурена | + 18 футов 50 дюймов |
Итоговая генеральная классификация (11–115) [ 27 ] |
---|
Классификация очков
[ редактировать ]Классифицировать | Райдер | Команда | Очки |
---|---|---|---|
1 | ![]() ![]() |
ОДИН РАЗ | 333 |
2 | ![]() |
Новелл – Декка – Колнаго | 271 |
3 | ![]() ![]() |
Банесто | 180 |
4 | ![]() |
Конечно – Баллан | 175 |
5 | ![]() |
Team Telekom / ZG Mobili – Selle Italia | 168 |
6 | ![]() |
Полти – Гранароло – Сантини | 144 |
7 | ![]() |
ТВМ–Полис Директ | 103 |
8 | ![]() |
MG Maglificio–Technogym | 102 |
9 | ![]() |
Team Telekom / ZG Mobili – Selle Italia | 97 |
10 | ![]() |
Лото–Изогласс | 95 |
Классификация гор
[ редактировать ]Классифицировать | Райдер | Команда | Очки |
---|---|---|---|
1 | ![]() ![]() |
Ускорение-Лотос | 438 |
2 | ![]() |
Каррера Джинс – Тассони | 214 |
3 | ![]() |
ОДИН РАЗ | 205 |
4 | ![]() ![]() |
Банесто | 198 |
5 | ![]() |
Кельме – Сурена | 177 |
6 | ![]() |
Каррера Джинс – Тассони | 142 |
7 | ![]() |
Ускорение-Лотос | 132 |
8 | ![]() |
Mapei – GB – Latexco | 121 |
9 | ![]() |
Ускорение-Лотос | 104 |
10 | ![]() |
Кельме – Сурена | 101 |
Классификация молодых гонщиков
[ редактировать ]Классифицировать | Райдер | Команда | Время |
---|---|---|---|
1 | ![]() |
Каррера Джинс – Тассони | 93 часа 11 минут 19 дюймов |
2 | ![]() |
ТВМ–Полис Директ | + 8 футов 29 дюймов |
3 | ![]() |
Каррера Джинс – Тассони | + 40 футов 48 дюймов |
4 | ![]() |
Моторола | + 1ч 01' 46" |
5 | ![]() |
Полти – Гранароло – Сантини | + 1ч 03' 27" |
6 | ![]() |
Моторола | + 1 час 15 минут 58 дюймов |
7 | ![]() |
Конечно – Баллан | + 1 час 30 минут 54 дюйма |
8 | ![]() |
Каррера Джинс – Тассони | + 1 час 41 минута 19 дюймов |
9 | ![]() |
Новелл – Декка – Колнаго | + 2ч 12'08" |
10 | ![]() |
Бресиалат – Фаго | + 2 часа 27 минут 50 минут |
Классификация команд
[ редактировать ]Классифицировать | Команда | Время |
---|---|---|
1 | ОДИН РАЗ | 278 часов 29 футов 35 дюймов |
2 | Конечно – Баллан | + 13 футов 23 дюйма |
3 | Mapei – GB – Latexco | + 55 футов 53 дюйма |
4 | Ускорение-Лотос | + 1ч 17'05" |
5 | Каррера Джинс – Тассони | + 1ч 23' 31" |
6 | Банесто | + 1 час 54 минут 11 дюймов |
7 | Кельме – Сурена | + 2ч 01'09" |
8 | Касторама | + 3 часа 03 минут 39 дюймов |
9 | Моторола | + 3 часа 17' 31" |
10 | Бресиалат – Фаго | + 3 часа 28' 02" |
Классификация боевости
[ редактировать ]Классифицировать | Райдер | Команда | Очки |
---|---|---|---|
1 | ![]() |
Кельме – Сурена | 36 |
2 | ![]() ![]() |
Ускорение-Лотос | 30 |
3 | ![]() ![]() |
ОДИН РАЗ | 30 |
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Шестнадцатый этап был проведен вне соревнований из-за смерти Фабио Казартелли на предыдущем этапе. [ 14 ]
- ^ Белая майка не была вручена лидеру классификации молодых гонщиков в период с 1989 по 1999 год . [ 21 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уолш, Дэвид (22 октября 2012 г.). «Прикрытие Лэнса Армстронга было дикой затеей, но правда вышла наружу» . Иллюстрированный спорт . Архивировано из оригинала 29 апреля 2014 года . Проверено 26 апреля 2014 г.
- ^ «Лэнс Армстронг получил пожизненную дисквалификацию и дисквалификацию результатов соревнований за нарушение допинга, возникшее в результате его участия в допинговом заговоре команды почтовой службы США, выступающей за велоспорт – Антидопинговое агентство США (USADA)» . 24 августа 2012 года. Архивировано из оригинала 30 декабря 2013 года . Проверено 6 июля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «История Тур де Франс – 1999 год – Стартеры» . Тур де Франс . Спортивная организация Амори . Архивировано из оригинала 30 июля 2019 года . Проверено 4 апреля 2020 г.
- ^ «Участие TVM в Туре пока под вопросом» . Леувардер Курант (на голландском языке). Газета того времени. 19 мая 1995 г. с. 21 . Проверено 24 апреля 2013 г.
- ^ «Команда TVM на Тур де Франс» . Леувардер Курант (на голландском языке). Газета того времени. АНП. 13 июня 1995 г. с. 21 . Проверено 24 апреля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Старт-лист Тур де Франс 1995 года» . Новости велоспорта. 1995. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 16 июня 2009 г.
- ^ «21 команда, 189 человек» (PDF) . Mundo Deportivo (на испанском языке). 29 июня 1995 г. с. 39. Архивировано (PDF) из оригинала 6 октября 2019 г.
- ^ «Тур-менеджмент встречается с ZG и Telekom» (на голландском языке). Фольскрант . 17 июня 1995 года. Архивировано из оригинала 19 октября 2013 года . Проверено 24 апреля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Ожандр 2016 , с. 86.
- ^ Ожандр 2016 , с. 188
- ^ «Бержетапп» [Горные этапы]. де Фолькскрант (на голландском языке). 1 июля 1995 г. с. 33 — через Дельфер .
- ^ Jump up to: а б с д и ж «82-й Тур де Франс 1995» [82-й Тур де Франс 1995]. Mémoire du Cyclisme (на французском языке). Архивировано из оригинала 17 ноября 2019 года . Проверено 6 апреля 2020 г.
- ^ «История Тур де Франс – 1995 год – Победители этапов» . Тур де Франс . Спортивная организация Амори . Архивировано из оригинала 3 апреля 2020 года . Проверено 4 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к МакГанн и МакГанн 2008 , стр. 220–227.
- ^ Ожандр 2016 , стр. 110.
- ^ ChronosWatts Альп д'Юэз
- ^ Наурайт и Пэрриш, 2012 , стр. 452–455.
- ^ Наурайт и Пэрриш, 2012 , стр. 452–453.
- ^ Наурайт и Пэрриш, 2012 , стр. 453–454.
- ^ Наурайт и Пэрриш 2012 , с. 454.
- ^ Jump up to: а б Наурайт и Пэрриш, 2012 , стр. 454–455.
- ^ Наурайт и Пэрриш 2012 , с. 455.
- ^ ван ден Аккер 2018 , стр. 211–216.
- ^ «82-й Тур де Франс 1995» [82-й Тур де Франс 1995]. Память о езде на велосипеде. Архивировано из оригинала 17 ноября 2019 года . Проверено 15 ноября 2019 г.
- ^ «Тур де Франс 1995 – Обзор лидеров» . ProCyclingStats . Архивировано из оригинала 16 февраля 2019 года . Проверено 16 февраля 2019 г.
- ^ Ван ден Аккер, Питер. "Informatie over de Tour de France van 1995" [Информация о Тур де Франс 1995 года]. TourDeFranceStatistieken.nl (на голландском языке). Архивировано из оригинала 2 марта 2019 года . Проверено 2 марта 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Тур де Франс 1995 – Общий класс» . Тур де Франс (на французском языке). Спортивная организация Амори . Архивировано из оригинала 26 мая 1998 года . Проверено 4 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Кюло, Жак (24 июля 1995 г.). «Роллер на озере и спринтер на Чемпионах (19-й и 20-й этапы)» (на французском языке). Вечер. п. 19. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 12 мая 2013 г.
Библиография
[ редактировать ]- Ожандр, Жак (2016). «Исторический путеводитель» [Исторический путеводитель] (PDF) . Тур де Франс (на французском языке). Париж: Спортивная организация Амори . Архивировано (PDF) из оригинала 17 августа 2016 года . Проверено 27 октября 2016 г.
- Макганн, Билл; Макганн, Кэрол (2008). История Тур де Франс: 1965–2007 гг . Том. 2. Индианаполис: Издательство Dog Ear. ISBN 978-1-59858-608-4 .
- Наурайт, Джон; Пэрриш, Чарльз (2012). Спорт во всем мире: история, культура и практика . Том. 2. Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLI]. ISBN 978-1-59884-300-2 .
- ван ден Аккер, Питер (2018). Правила и статистика Тур де Франс: 1903–2018 гг . Самостоятельная публикация. ISBN 978-1-79398-080-9 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бэкон, Эллис (2014). Картографирование Ле Тура . Глазго: Издательство HarperCollins. стр. 204–205. ISBN 9780007543991 . ОСЛК 872700415 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Официальный сайт Wayback Machine (архивировано 26 мая 1998 г.) (на французском языке)
- Тур де Франс 1995 года на Cyclingnews.com