Первый кабинет Лютера
Первый кабинет Ганса Лютера | |
---|---|
12-й кабинет Веймарской Германии | |
15 января 1925 г. - 5 декабря 1925 г. (до 20 января 1926 г. в качестве временного правительства ) | |
Дата формирования | 15 января 1925 г. |
Дата расторжения | 20 января 1926 г. (1 год и 5 дней) |
Люди и организации | |
Президент | Фридрих Эберт (до 28 февраля 1925 г.) Пауль фон Гинденбург (с 12 мая 1925 г.) |
Канцлер | Ганс Лютер |
Стороны-члены | Центристская партия Немецкая национальная народная партия (до 26 октября) Немецкая народная партия Немецкая демократическая партия Баварская народная партия |
Статус в законодательном органе | большинства Коалиционное правительство [ а ] 274 / 493 (56%) меньшинства Коалиционное правительство [ б ] 171 / 493 (35%) |
Оппозиционные партии | Коммунистическая партия нацистская партия |
История | |
Выборы | Федеральные выборы в декабре 1924 г. |
Законодательный срок | Третий Рейхстаг Веймарской республики. |
Предшественник | Второй кабинет Маркса |
Преемник | Второй кабинет Лютера |
Первый кабинет Лютера , возглавляемый политически независимым Гансом Лютером , был 12-м демократически избранным правительством Веймарской республики . Он вступил в должность 15 января 1925 года, заменив второй кабинет Вильгельма Маркса , который ушел в отставку, когда Маркс не смог сформировать новую коалицию после выборов в Рейхстаг в декабре 1924 года . Кабинет Лютера состоял из свободной коалиции пяти партий: от Немецкой демократической партии (ДДП) слева до Немецкой национальной народной партии (ДНВП) справа.
Главным достижением кабинета министров были переговоры по Локарнским договорам , а затем их одобрение Рейхстагом . Основной пакт закреплял границы Германии на западе после Первой мировой войны с условием, что она не будет использовать силу для их изменения.
ДНВП, крупнейшая парламентская партия в коалиции, вышла из кабинета министров 26 октября 1925 года в знак протеста против договоров. Через четыре дня после их официального подписания 1 декабря Лютер подал в отставку вместе со своим кабинетом, чтобы попытаться восстановить правительство большинства. Кабинет оставался у власти в качестве смотрителя, пока он не сформировал свой второй кабинет 20 января 1926 года.
Учреждение
[ редактировать ]попросил Маркса Попытки сформировать новое правительство начались, когда второй кабинет Маркса ушел в отставку 15 декабря 1924 года. Президент Германии Фридрих Эберт создать новую коалицию, но он нашел цели партий несовместимыми и включающими весь спектр партий. Левые социал-демократы (СДПГ) и правоцентристская Немецкая национальная народная партия (ДНВП) не добились успеха. Отказ Германской демократической партии (ДДП) сотрудничать с ДНВП также исключал возможность создания широкой «буржуазной» коалиции. В результате 9 января Маркс сдался. Ганс Лютер, независимый кандидат, начал переговоры 10 января, но его первая попытка сформировать коалицию провалилась, когда Центристская партия попросила заверений в том, что ДНВП примет официальное заявление о верности демократической конституции. Когда Лютер не смог его предоставить, планы провалились. [ 1 ]
Затем Лютер инициировал второй раунд переговоров, направленный на создание альтернативы традиционному партийному кабинету. Идея заключалась в том, чтобы ДНВП, Центристская партия, Немецкая народная партия (ДВП) и Баварская народная партия (БВП) назначили по одному представителю, который формально не был бы связан партийной дисциплиной. К ним присоединятся несколько технократов, которые – хотя номинально и не имеют партийной принадлежности – будут проверены на основе близости их взглядов к взглядам участвующих политических партий. Промежуточная конструкция между чисто технократическим правительством и правительством, основанным на коалиции партий, как надеялся Лютер, облегчит не включенным в него партиям поддержку его политики в рейхстаге . Поскольку СДПГ выразила свою оппозицию буржуазному правительству, Лютер, очевидно, пытался заручиться поддержкой ДДП. [ 1 ]
Центристская партия была готова поддержать новый кабинет только в том случае, если ДДП согласится сохранить Отто Гесслера (ДДП) на посту министра рейхсвера . Лютеру удалось получить согласие от Эриха Кох-Везера На следующий день из ДДП. Вопрос, который еще предстояло решить на тот момент, заключался в том, в какой форме кабинет должен получить необходимое выражение поддержки рейхстага. 15 января стало очевидно, что формальный вотум доверия, который предпочла ДНВП, был воспринят неблагоприятно в парламентской группе Центристской партии. Затем стороны согласились провести голосование за признание правительственной декларации. В тот же вечер Лютер был назначен канцлером. [ 1 ]
Полный состав кабинета министров был представлен публике в день правительственной декларации, 19 января 1925 года. Четыре партии представили своего представителя: ДВП ( Густав Штреземан ), Центристская партия ( Генрих Браунс ), ДНВП ( Мартин Шиле ) и БВП (Карл Стингль). . Шиле, член рейхстага с 1914 года и глава парламентской группы ДНВП с конца 1924 года, был единственным среди них, не имевшим предыдущего опыта работы в правительстве. Из четырех только Стингль не был депутатом рейхстага. Два министерства были переданы технократам, не связанным напрямую с парламентской группой партии: Отто Гесслер в министерстве рейхсвера, члене ДДП, но не в рейхстаге с 1924 года, и Герхард фон Каниц в министерстве продовольствия и сельского хозяйства. Оба занимали одни и те же должности в предыдущем правительстве. Остальные портфели были распределены между коалиционными партиями, а затем были назначены близкие к партиям эксперты. Отто фон Шлибен (DNVP) ранее возглавлял бюджетный отдел Министерства финансов, где стал министром. Альберт Нейгауз (ДНВП), бывший руководитель торгового отдела Министерства экономики, покинувший государственную службу в 1920 году, когда отказался принести присягу на верность Веймарской конституции , стал министром экономики. ДВП назначила своим министром Рудольфа Кроне , государственного секретаря Министерства транспорта. Центристская партия выдвинула кандидатуру Йозефа Френкена на пост судьи. [ 1 ]
Члены
[ редактировать ]Члены кабинета были следующими: [ 2 ]
Портфель | Министр | Вступил в должность | Левый офис | Вечеринка | |
---|---|---|---|---|---|
Канцлерство | 15 января 1925 г. | 20 января 1926 г. | Независимый | ||
Вице-канцлерство | Вакантный | – | – | ||
Иностранные дела | 15 января 1925 г. | 20 января 1926 г. | ПАД | ||
Интерьер | 15 января 1925 г. | 26 октября 1925 г. | ДНВП | ||
Отто Гесслер (действующий) | 26 октября 1925 г. | 20 января 1926 г. | ДДП | ||
Справедливость | 15 января 1925 г. | 21 ноября 1925 г. | ДДП | ||
Ганс Лютер (действующий) | 21 ноября 1925 г. | 20 января 1926 г. | Независимый | ||
Труд | 15 января 1925 г. | 20 января 1926 г. | Центр | ||
Рейхсвер | 15 января 1925 г. | 20 января 1926 г. | ДДП | ||
Экономические вопросы | 15 января 1925 г. | 26 октября 1925 г. | ДНВП | ||
Рудольф Крон (действующий) | 26 октября 1925 г. | 20 января 1926 г. | ПАД | ||
Финансы | 15 января 1925 г. | 26 октября 1925 г. | ДНВП | ||
Ганс Лютер (действующий) | 26 октября 1925 г. | 20 января 1926 г. | Независимый | ||
Продовольствие и сельское хозяйство | 15 января 1925 г. | 20 января 1926 г. | Независимый | ||
Транспорт | 15 января 1925 г. | 20 января 1926 г. | ПАД | ||
Почтовые дела | 15 января 1925 г. | 20 января 1926 г. | ВВП | ||
Оккупированные территории | Йозеф Френкен (действующий) | 15 января 1925 г. | 21 ноября 1925 г. | Центр | |
Генрих Браунс (действующий) | 21 ноября 1925 г. | 20 января 1926 г. | Центр |
Министры ДНВП ушли из кабинета министров 26 октября 1925 в знак протеста против подписания Локарнских договоров .
Внешняя политика
[ редактировать ]Во внешней политике перед кабинетом стояли две основные задачи. Один из них заключался в установлении нормальных торговых отношений со своими европейскими соседями после истечения 10 января 1925 года срока действия пункта Версальского договора, который требовал от Германии предоставления им статуса наибольшего благоприятствования в торговле. Второй и более серьезной проблемой было урегулирование механизмов безопасности в Европе. Именно последний вопрос в конечном итоге привел к отставке министров ДНВП. [ 3 ]
Политика безопасности и Локарнские договоры
[ редактировать ]В декабре 1924 года на встрече с премьер-министром Франции Эдуаром Эррио министр иностранных дел Великобритании Остин Чемберлен выразил поддержку отдельному договору между Францией и Великобританией, помимо более широкого европейского соглашения о коллективной безопасности, к которому стремилась Лига Наций . Другой проблемой с немецкой точки зрения было решение Совета Лиги о том, что после окончания военной оккупации территории (согласно статье 213) Совету будет разрешено сохранить постоянные наблюдательные учреждения в демилитаризованной зоне. Франция стремилась добиться этого и выступала за его реализацию в Рейнской области . Северная Рейнская зона должна была быть освобождена союзниками 10 января 1925 года. Они отказались это сделать и 5 января обосновали свое решение в ноте туманными ссылками на «нарушения Германией положений Версальского договора о разоружении ». Последуют дальнейшие инструкции Германии относительно того, что ожидается в плане дополнительного разоружения. [ 3 ]
В результате Германия была вынуждена отказаться от своей прежней выжидательной позиции. 20 января он представил секретный меморандум Великобритании, а 9 февраля — Франции, в котором предлагалось заключить пакт о ненападении между всеми странами, «заинтересованными в Рейне». Он также предлагал гарантии «нынешнего статуса на Рейне» (т.е. немецко-французской и германо-бельгийской границ) и подписание арбитражных соглашений со всеми заинтересованными сторонами. Лютер и министр иностранных дел Густав Штреземан сообщили остальным членам кабинета все подробности ноты только два месяца спустя. Они ожидали сильной оппозиции со стороны ДНВП и опасались, что внутренние дебаты подорвут позицию правительства на переговорах с союзниками и поставят под угрозу сплоченность правительства. [ 3 ]
В ходе переговоров о меморандуме Чемберлен потребовал, чтобы Германия присоединилась к Лиге без условий и на правах равноправного партнера. Хотя немецкая сторона согласилась на увязку членства в Лиге Наций с вопросом безопасности, она придерживалась своей прежней позиции, согласно которой, будучи разоруженной и экономически ограниченной страной, ей потребуется специальное освобождение от статьи 16 Пакта Лиги Наций, которая обязывает всем членам рассматривать войну против любого другого члена как акт агрессии и отвечать санкциями. Если говорить более серьезно, Чемберлен пытался добиться от Германии соглашения о том, что они ни при каких обстоятельствах не будут пытаться изменить статус-кво на немецко-польской границе военными средствами и признать его постоянным, так же, как французско-немецкую границу. Этому решительно сопротивлялись в Берлине, где кабинет министров настаивал на возможности изменения границы мирным путем и считал арбитражное соглашение, предложенное в меморандуме, достаточным. [ 3 ]
К марту в ДНВП начали проявляться опасения по поводу того, что правительство пойдет на слишком много уступок, и ее члены парламента написали Штреземану, указав, что они не согласятся ни на какие договоры, если «дух переговоров» не изменится. Поддерживая внешнюю политику своим личным весом, Лютер смог разрядить ситуацию, а члены ДНВП свели свою критику к жалобам на скрытность действий Министерства иностранных дел. Лютер пообещал большую прозрачность в будущем и участие представителей партии. Штреземан заявил, что правительство не изменит своей позиции по польской границе и что он видит текущий процесс, ведущий к скорейшему выводу иностранных войск из Кельна и Рура , а также их досрочному выводу из остальной части оккупированной Рейнской области. [ 3 ]
В этот момент акцент сместился на проблему разоружения. После того как правительство Германии резко опротестовало решение союзников не покидать северную Рейнскую область и потребовало объяснений, дальнейшего прогресса достигнуто не было. Министерству рейхсвера по неофициальным каналам удалось получить доступ к некоторым деталям доклада Межсоюзной военной контрольной комиссии (ВМК), однако осталось неясным, какие из ее выводов послужили основанием для отказа в выводе войск. Тем временем, в отсутствие официальной информации, иностранная пресса начала спекулировать о серьезных нарушениях Германией положений о разоружении, а также о тайной подготовке к войне. Когда к середине мая не было получено ни одной ноты союзников, Штреземан резко раскритиковал задержку с речью в рейхстаге и выразил надежду, что любые оставшиеся проблемы, которые могли возникнуть у союзников, окажутся незначительными. [ 3 ]
4 июня Германия получила ответ союзников. Он содержал удивительно длинный список нарушений со стороны Германии, по словам Штреземана, в основном «мелких и жалких» пунктов. Он также выдвинул ряд важных требований в отношении вооружения, организации вооруженных сил, а также подготовки полиции или войск, которые не могли быть разумно выведены из статей Версальского договора. Однако северная Рейнская область будет освобождена, как только будут очищены все точки. Кабинет министров оказался перед трудным выбором: согласиться на весь список в интересах восстановления контроля над Рейнской областью или предложить заняться только теми пунктами, которые явно основывались на обязательствах Германии по Договору. По предложению Штреземана кабинет выбрал второй вариант и назначил комиссию для переговоров с CMIC. [ 3 ]
16 июня Франция ответила на секретный меморандум Германии. Оно согласилось заключить пакт о безопасности, но потребовало полного вступления Германии в Лигу и принятия арбитражных соглашений. Их гарантировали бы Великобритания, Франция, Италия и Бельгия на западе и все стороны, подписавшие Версальский договор, на востоке. [ 3 ]
Оба сообщения союзников были обнародованы 19 июня, что вызвало горячие дебаты по поводу политики Штреземана. В кабинете министров Френкен, Нейгауз, фон Каниц и Шиле, а также главнокомандующий армией Ганс фон Сект отказались поддержать еще одно добровольное подтверждение западных границ, навязанных Германии в Версале. Штреземан отказался вести дальнейшие переговоры таким образом, чтобы они потерпели неудачу, как предлагал Френкен. Лютер поддержал своего министра иностранных дел, и кабинет согласился на дальнейшие переговоры с союзниками по этим вопросам. [ 3 ]
Напряженность между Штреземаном и Лютером возникла, когда канцлер заявил, что Штреземан проинформировал его о секретном меморандуме и деталях политики Германии в вопросах безопасности только в середине февраля. Штреземан утверждал, что всегда держал его в курсе. [ 3 ]
20 июля был доставлен ответ кабинета министров на ноту Франции. Несмотря на критическую позицию по отношению к позиции Франции по арбитражным соглашениям и подтверждение оговорок Германии по поводу статьи 16 Пакта Лиги Наций, она нашла положительный отклик в Париже. Франция ответила 24 августа, указав, что обмен нотами теперь можно заменить прямыми переговорами. В конце августа обе стороны договорились о встрече судебных экспертов для подготовки межправительственной конференции. [ 3 ]
В сентябре Германия получила приглашение на конференцию министров иностранных дел. Шиле от ДНВП пытался убедить Лютера послать только Штреземана, чтобы личность канцлера не была запятнана связью с итогами конференции. Лютер, однако, настоял на том, чтобы самому увеличить свой вес в составе немецкой делегации. Шиле твердо придерживался своего второго требования, чтобы ответ правительства на приглашение официально протестовал против позиции союзников, возлагающей исключительную ответственность за Первую мировую войну на Германию. Штреземан выступил против этой идеи, опасаясь реакции союзников на такую провокацию. Тем не менее, к ответу Германии был добавлен меморандум, отвергающий обвинение в войне. [ 3 ]
2 октября кабинет министров согласовал руководящие принципы делегации: изменить французско-британский проект, обсуждавшийся на встрече экспертов в Лондоне, чтобы разъяснить, что гарантия западной границы будет означать только отказ от наступательной войны, а не отказ от претензий на Территория Германии (т.е. Эльзас-Лотарингия и Эйпен-Мальмеди ); отказ от французской гарантии восточных арбитражных договоров; толкование статьи 16 с учетом оговорок Германии; изменения военного правления в Рейнской области и сокращение продолжительности оккупации второй и третьей зоны Рейнской области. [ 3 ]
На конференции в Локарно (5–16 октября) Штреземан и Лютер смогли в достаточной степени достичь своих целей в отношении статьи 16, формы западного соглашения о безопасности (также известного как Рейнский пакт и арбитражные конвенции). Никакого прогресса в вопросе продолжительности оккупации достигнуто не было. Никакого четкого ответа от Чемберлена и Аристида Бриана на обеспокоенность Германии по поводу создания институтов постоянных наблюдателей в демилитаризованной зоне не последовало: формулировка соответствующей статьи не была окончательной и, возможно, никогда не будет реализована. На конференции союзники не дали никаких гарантий относительно желаемых немцами изменений оккупационного режима. По вопросу о нарушениях Германией соглашения о разоружении было решено, что Германия проинформирует союзников о принятых ею мерах. Конференция послов союзников затем назначит дату вывода войск из района Кельна и выразит твердое ожидание, что Германия выполнит все требования ноты от 5 января, которые еще не выполнены в краткосрочной перспективе. [ 3 ]
Министры, которые оставались в Берлине во время конференции, были затем проинформированы о результатах, и большинство высказалось за то, чтобы не парафировались договоры, а только менее обязательные протоколы. Штреземан и Лютер, однако, отказались и 16 октября полностью согласились с результатами переговоров. [ 3 ]
Когда они вернулись в Берлин, им удалось убедить остальную часть кабинета министров, встретившуюся с президентом Паулем фон Гинденбургом (см. ниже), в необходимости своих действий. 22 октября кабинет единогласно согласился ввести договоры в силу. Однако через несколько часов члены парламента ДНВП раскритиковали результаты Локарно и заявили, что не смогут поддержать ни один договор, который «принес бы в жертву немецкую территорию или народ». Лютер и Шиле попытались успокоить волну правительственной декларацией, в которой говорилось, что статья 1 договора подразумевает только отказ от войны, а не права на самоопределение или мирное изменение границ. Однако, поскольку нота рассматривалась конфиденциально и не была передана союзникам, как того требовала ДНВП, ее группа в Рейхстаге проголосовала за выход из коалиции 25 октября. [ 3 ]
В результате Шиле, Шлибен и Нейгауз оставили свои посты. Остальные министры согласились с тем, что Рейхстаг не следует распускать и что правительство должно оставаться у власти, поскольку это будет единственный способ получить одобрение парламента на договоры ко времени их официального подписания 1 декабря. Гинденбург согласился с этим, а также с предложением Лютера передать вакантные портфели существующим членам кабинета на временной основе. Даже ДНВП заявила, что воздержится от выражения вотума недоверия. [ 3 ]
Тем временем французское правительство согласилось на ряд изменений оккупационного режима в Рейнской области и в середине ноября официально проинформировало правительство Германии. Хотя кабинет был не вполне удовлетворен результатами, он согласился с тем, что недостатков недостаточно, чтобы погубить договоры. Это также рассматривалось как первый шаг к желаемому «опустошению» Версальского договора. [ 3 ]
Вопросы разоружения рассматривались в ходе обмена мнениями между немцами и союзниками, который завершился в середине ноября взаимоприемлемым соглашением: численность полицейских в казармах будет ограничена 32 000 человек, должность главнокомандующего армией была изменена, чтобы старший командиры непосредственно подчинялись министру рейхсвера, а сам начальник был назначен советником и заместителем министра. Германия также согласилась распустить военизированные формирования. В ноте конференция послов союзников заявила, что удовлетворена результатами, и объявила о выходе из первой Рейнской зоны на декабрь 1925 года и январь 1926 года. 17 ноября кабинет министров решил вынести Локарнские договоры на голосование в Рейхстаге. Несмотря на решительную оппозицию со стороны ДНВП, они были приняты подавляющим большинством голосов 27 ноября и подписаны Гинденбургом днем позже. [ 3 ]
Внутренняя политика
[ редактировать ]Хотя наиболее важные проблемы, стоящие перед кабинетом министров, касались внешней политики, они также оказали длительное влияние на внутреннюю политику. Правительство особенно оставило свой след в налоговом законодательстве, социальном праве и финансовых отношениях между федеральным правительством, штатами и муниципалитетами. Пришлось также разобраться с внезапной смертью главы государства. [ 4 ]
Смерть Фридриха Эберта и президентские выборы
[ редактировать ]Президент Эберт остро заболел в середине февраля 1925 года и умер 28 февраля. В соответствии со статьей 51 конституции Лютер взял на себя обязанности главы государства, когда Эберт заболел. Работа правительства была прервана, сначала из-за необходимости организовать мемориальные мероприятия по Эберту, а затем из-за того, что затянулись дебаты по поводу деталей президентских выборов и вопроса о том, кто заменит Эберта до тех пор, пока не будет избран его преемник. Парламентские группы стали все активнее участвовать в избирательной кампании, что обременяло работу кабинета министров. [ 4 ]
После протестов СДПГ и ДДП против двойной роли Лютера как канцлера и исполняющего обязанности президента, он согласился поручить решение этого вопроса Рейхстагу. Закон от 10 марта назначил Вальтера Симонса , председателя Рейхсгерихта , высшего суда Германии, исполняющим обязанности главы государства. [ 4 ]
В ходе предвыборной кампании Лютер изо всех сил старался подчеркнуть нейтралитет правительства, но отмечал, что лично он не будет воздерживаться от влияния на выбор кандидатов и работы по предотвращению ущерба интересам немецкого государства. Особенно его беспокоил Пауль фон Гинденбург, решение которого баллотироваться вызвало очень критическую реакцию в зарубежной прессе. Лютер пытался убедить Саймонса обратиться к Гинденбургу и Вильгельму Марксу , двум основным кандидатам во втором туре голосования, и попросить их отказаться от участия в выборах в пользу Симонса. Саймонс отказался, отметив, что Гинденбург однажды публично назвал его предателем отечества и вряд ли уйдет. [ 4 ]
Гинденбург был избран, и в последующих переговорах между правительством и избранным президентом он выразил некоторые сомнения по поводу политики кабинета министров, но указал на свое желание управлять «только конституционно». Он указал, что не планирует использовать свои полномочия для увольнения канцлера, и согласился на то, чтобы нынешний кабинет министров остался у власти без кадровых изменений. [ 4 ]
Отставка
[ редактировать ]После того, как ДНВП вышла из кабинета министров, Лютер заявил, что его правительство уйдет в отставку после подписания Локарнских договоров, чтобы можно было сформировать новый кабинет, имеющий реальное большинство. Кабинет министров подал в отставку 5 декабря 1925 года, и президент Гинденбург попросил его остаться на своем посту в качестве временных опекунов до тех пор, пока не будет сформировано новое правительство. 13 января 1926 года Гинденбург официально попросил Лютера сформировать еще один кабинет , который он был готов 20 января. [ 3 ]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д «Первый кабинет Лютера: формирование кабинета» . Федеральный архив (на немецком языке) . Проверено 14 января 2016 г.
- ^ «Кабинет Лютера I (15 января 1925 г. – 20 января 1926 г.)» . Федеральный архив (на немецком языке) . Проверено 15 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т «Внешняя политика 1925 года» [Внешняя политика 1925 года]. Федеральный архив (на немецком языке) . Проверено 20 января 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и « Внутренняя политика 1925 года». Федеральный архив (на немецком языке) . Проверено 20 января 2016 г.