Центристская партия (Германия)
Немецкая центристская партия Немецкая центристская партия | |
---|---|
Федеральный председатель | Кристиан Отте |
Основатель | Йозеф Гёррес |
Основан |
|
Штаб-квартира | Straberger Weg 12 41542, Дормаген , NRW |
Молодёжное крыло | Виндторстбунд |
Военизированное крыло | Рейхсбаннер Шварц-Рот-Голд (1924–1930) |
Членство | 600 (оценка на 2022 г. ) |
Идеология | |
Политическая позиция | Правоцентристский |
Религия | Католическая церковь |
Цвета | Черный Белый Синий |
Бундестаг | 0 / 736 |
Федеральный совет | 0 / 69 |
Государственные парламенты | 0 / 1,884 |
Европейский парламент | 0 / 96 |
Главы правительств штатов | 0 / 16 |
Веб-сайт | |
www | |
Часть серии о |
Христианская демократия |
---|
Христианский портал |
Центристская партия ( нем . Zentrum ), официально Немецкая центристская партия (нем. Deutsche Zentrumspartei ), также известная на английском языке как Католическая центристская партия , — христианско-демократическая политическая партия в Германии . Наибольшее влияние он имел в Германской империи и Веймарской республике . Созданная в 1870 году, она успешно боролась с «Культуркампфом» , который канцлер Отто фон Бисмарк вел против католической церкви . Вскоре она завоевала четверть мест в рейхстаге , а ее средняя позиция по большинству вопросов позволила ей сыграть решающую роль в формировании большинства. Название партии «Центр» («Центр») первоначально произошло от того факта, что представители католиков займут среднюю часть мест в парламенте между социал-демократами и консерваторами. [2]
На большей части территории Веймарской республики Центристская партия была третьей по величине партией в Рейхстаге и оплотом республики, участвуя во всех правительствах до 1932 года. После Адольфа Гитлера прихода к власти в начале 1933 года Центристская партия была среди партии, проголосовавшие за Закон о полномочиях , который предоставил законодательные полномочия правительству Гитлера. Тем не менее, 5 июля партия была вынуждена распуститься, поскольку вскоре после этого нацистская партия стала единственной легально разрешенной партией в стране.
После Второй мировой войны партия была воссоздана, но не смогла вновь обрести прежнее значение, поскольку большинство ее членов присоединились к новому межконфессиональному Христианско-демократическому союзу (ХДС), а в Баварии — к Христианско-социальному союзу (ХСС). Центристская партия продолжала оставаться маргинальной партией и сосредоточила свои усилия на региональной политике, в основном базирующейся в земле Северный Рейн-Вестфалия . Партия была непредставлена на федеральном уровне Германии с 1957 по 2022 год, когда федеральный представитель Уве Витт и европейский представитель Йорг Мойтен вышли из АдГ и присоединились к Центристской партии.
До и во время Германской империи
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Центристская партия принадлежит к политическому спектру « политического католицизма », который, возникший в начале 19 века после потрясений наполеоновских войн, изменил политическое лицо Германии. Многие католики оказались в государствах, где доминировали протестанты.
Первым крупным конфликтом между католической церковью и протестантским государством стал «конфликт колониальной церкви», когда прусское правительство вмешалось в вопрос смешанных браков и религиозной принадлежности детей, возникающих в результате них. Это привело к серьезной агрессии против католического населения Рейнской области и Вестфалии и завершилось арестом архиепископа Кельна . В то время одним из отцов-основателей политического католицизма был журналист Йозеф Гёррес , который призвал католиков «встать вместе» ради своих общих целей, «религиозной свободы, а также политического и гражданского равенства конфессий». Конфликт утих после 1840 года, с Фридриха Вильгельма IV восшествием на престол .
Немецкие революции 1848–1849 годов открыли новые возможности для немецких католиков. В октябре епископы провели свою первую за 40 лет встречу в Вюрцбурге , а местные «Католические федерации» собрались в Майнце, чтобы основать «Католическую федерацию Германии». В Национальном собрании , созванном для выработки конституции Германии, был образован «Католический клуб». Это еще не была всеобъемлющая партия, а был свободный союз, направленный на защиту церковных свобод в будущей Германии, поддерживаемый многими петициями «федераций [Папы] Пия за религиозную свободу». Более поздний упадок Национальной ассамблеи оказался серьезной неудачей для политического католицизма.
В Королевстве Пруссия пересмотренная конституция 1850 года предоставила свободы, которые в некоторых случаях даже превосходили свободы Франкфуртского проекта конституции , однако два года спустя министр культуры фон Раумер издал декреты, направленные главным образом против иезуитов . В ответ это привело к удвоению числа католических представителей на последующих выборах и формированию католического клуба в Ландтаге Пруссии . В 1858 году, когда правительство Вильгельма I «Новой эры» приняло более мягкую политику, клуб переименовал себя в «Фракцию Центра», чтобы открыться для включения в него некатоликов. Это название произошло от того факта, что в Ландтаге представители католиков сидели в центре, между консерваторами справа и либералами слева. Столкнувшись с военными и конституционными проблемами, в которых не было определенной позиции Церкви, группа вскоре распалась и исчезла из парламента после 1867 года.
Программа и основание Soest
[ редактировать ]Растущие антикатолические настроения и политика, включая планы роспуска всех монастырей в Пруссии, дали понять, что реорганизация группы была срочно необходима, чтобы защитить права католического меньшинства, закрепленные в конституции 1850 года, и привлечь их к власти. формирующееся национальное государство.
В июне 1870 года Петер Райхенспергер призвал католиков объединиться, а в октябре священники, представители католических федераций и католическое дворянство встретились в Зосте и составили предвыборную программу. Основными моментами были:
- Сохранение автономии и прав Церкви, закрепленных конституцией. Защита от любых посягательств на независимость церковных органов, на развитие религиозной жизни и на практику христианской благотворительности.
- Эффективное внедрение паритета признанных номиналов.
- Отказ от любых попыток дехристианизации брака.
- Сохранение или основание конфессиональных школ .
Были также более общие требования, такие как более федеративное, децентрализованное государство, ограничение государственных расходов, справедливое распределение налогов, финансовое укрепление среднего класса и юридическое «устранение таких злых государств, которые угрожают рабочему моральное или телесное разрушение». Благодаря такому манифесту число представителей католиков в прусском сейме значительно возросло. В декабре 1870 года они сформировали новую фракцию «Центр», также названную «Конституционной партией», чтобы подчеркнуть свою приверженность конституционным свободам.
Три месяца спустя, в начале 1871 года, католические представители в новом национальном парламенте, Рейхстаге «Центра» , также сформировали фракцию . Партия не только защищала свободы Церкви, но также поддерживала представительное правительство и права меньшинств в целом, в частности прав немецких поляков , эльзасцев и ганноверцев . Главным лидером Центра был ганноверский адвокат Людвиг Виндхорст , а среди других крупных фигур были Карл Фридрих фон Савиньи , Герман фон Маллинкродт , Бургхард фрайхерр фон Шорлемер-Альст , братья Август Райхенспегер и Петер Райхенспергер , Франц фон Баллестрем и Георг граф Хертлинг . Партия была названа Центристской партией из-за того, что в парламенте католики сидели между либералами слева и консерваторами справа, в отличие от партии, придерживающейся центризма в современном контексте.
Также в других немецких землях были сформированы католические партии, сотрудничающие с Прусской Центристской партией в рейхстаге:
- в Баварии — «Баварская патриотическая партия» партикуляристско-консервативного уклона, с 1887 года называвшаяся «Баварским центром».
Католическая народная партия была образована в Великом герцогстве Баден в 1869 году и объединилась с Центристской партией в 1888 году. [3]
Столкновение культур
[ редактировать ]В эпоху национализма немцы-протестанты, будь то консерваторы (например, Отто фон Бисмарк ) или либералы, обвиняли Центр в ультрамонтанизме или в большей лояльности к Папе, чем к немецкой нации. После Первого Ватиканского собора Бисмарк начал Kulturkampf («культурную борьбу») против католической церкви. Католики сопротивлялись энергично и почти единогласно. Центристская партия получила большую поддержку со стороны католического населения. После поворота Бисмарка в 1879 году от свободной торговли к протекционизму и от Национал-либеральной партии к консервативным партиям, он также отказался от неудачной Kulturkampf . [4] [5] Партия Центра оставалась партией оппозиции Бисмарку, но после его отставки в 1890 году она часто поддерживала в рейхстаге политику следующих администраций , особенно в области социального обеспечения.
Попытки расширить привлекательность за пределы католиков
[ редактировать ]Культуркампф укрепил католический характер Центристской партии, но даже во время нее Людвиг Виндхорст защищал партию от обвинений Бисмарка в том, что она является «конфессиональной партией», описывая Центр как «политическую партию с всеобъемлющей политической программой и открытую для всех». , кто это принимает». Однако немногие протестанты воспользовались этим предложением, и Центр по составу своих членов, политиков и избирателей остался по существу католической партией.
Верная Папе в церковных вопросах, Центристская партия проводила курс, независимый от Святого Престола в светских вопросах. Это стало очевидным в «септенном споре» 1886 года. Поскольку Центристская партия отвергла военный бюджет Бисмарка, канцлер провел переговоры со Святым Престолом и пообещал отменить некоторые законы, связанные с Культуркампфом , и поддержать Папу в римском вопросе , если Ватикан убедил Центристскую партию принять его законопроект. Несмотря на это соглашение, Центристская партия отклонила бюджет, и Бисмарк назначил новые выборы. Он также опубликовал письма Ватикану, намереваясь вбить клин между лояльными Папе католиками и Центристской партией лозунгом: «Папа против Центра!» Виндхорсту удалось предотвратить это, подтвердив автономию партии, которую принял Папа, и истолковав опубликованные письма как выражение папского доверия к партии.
Когда «Культуркампф» пришел в упадок, возникли дебаты о характере партии, кульминацией которых стал спор о Центре в 1906 году, после того как Юлиус Бахем опубликовал статью «Мы должны выбраться из башни!» Он призвал католических политиков выполнить слово Виндторста и выйти из своего постоянного положения меньшинства, пытаясь увеличить число протестантов среди своих представителей в парламенте. Его предложение было встречено страстным сопротивлением большей части католической общественности, тем более что в него входили также христианские профсоюзы и другие католические организации. Ни одна из сторон не смогла одержать верх, когда начало Первой мировой войны положило конец спору.
После войны поступило много предложений по реформированию партии. Генрих Браунс опубликовал Кёльнскую программу (Kölner Programm), в которой предлагалось реформировать Центрум под новым названием (Christliche Volkspartei, CVP). Это предложение было отклонено, и лишь несколько регионов приняли его на выборах 1919 года ; вместо этого партия приняла Берлинские руководящие принципы (Berliner Leitsätze), которые были более умеренными, но не смогли сделать Центр привлекательным и для протестантских избирателей. [6] Адам Стегервальд , лидер христианских профсоюзов , предпринял еще одну попытку преодолеть исключительно католический характер партии и объединить раздробленный партийный спектр Германии. В 1920 году он выступал за создание широкой христианской средней партии, которая вышла бы за рамки конфессий и социальных классов и могла бы подавить влияние социал-демократов .
Польское меньшинство в Германской империи составляло одну из крупнейших католических групп, но Центристская партия проводила антипольский курс, вызывая вражду между ней и польским меньшинством. [7]
В войне и революции
[ редактировать ]После вступления Германии в Первую мировую войну партия также использовала дебаты о военных облигациях, чтобы добиться отмены последних остатков антииезуитских законов. В 1916 году Рейхстаг принял резолюцию, представленную Центристской партией, призывающую правительство следовать рекомендациям Oberste Heeresleitung (OHL) по использованию подводных лодок. Политика OHL по возобновлению неограниченной подводной войны должна была вывести войну из тупика, но вместо этого привела к вступлению в войну Соединенных Штатов . [8] Поскольку война продолжалась, многие лидеры левого крыла Центра, особенно Матиас Эрцбергер , пришли поддержать урегулирование путем переговоров, и Эрцбергер сыграл ключевую роль в принятии мирной резолюции Рейхстага 1917 года.
Центра Георг фон Хертлинг , бывший министр-президент Баварии В том же году канцлером был назначен представитель , но он не смог преодолеть засилье военного руководства Гинденбурга и Людендорфа . Когда в октябре 1918 года была введена парламентская система правления, новый канцлер Макс фон Баден назначил министрами представителей Центристской партии, социал-демократов и левых либералов.
После падения монархии в ходе немецкой революции 1918–1919 годов между партией и новым социал-демократическим правительством возник конфликт. Адольф Хофманн , министр культуры Свободного государства Пруссия , попытался издать декрет о полном отделении церкви от государства, вытеснив религию из школ. Это вызвало волну протеста среди католического населения, а епископы, католические организации и сама Центристская партия объединились для борьбы с «красной опасностью». Этот конфликт устранил внутреннюю напряженность внутри партии и обеспечил ее дальнейшее существование, несмотря на революционные потрясения. Однако партия была ослаблена из-за того, что ее баварское крыло откололось и сформировало Баварскую народную партию (БВП), которая делала упор на автономию земель , а также придерживалась более консервативного курса. [9]
На выборах 1919 года в Веймарское национальное собрание Центристская партия получила 91 представителя, став второй по величине партией после Социал-демократической партии (СДПГ). из Центра Константин Ференбах был избран президентом Национального собрания. Партия активно сотрудничала с социал-демократами и леволиберальной Немецкой демократической партией (ДДП) в разработке Веймарской конституции , которая гарантировала то, за что Центр боролся с момента своего основания: равенство католиков и автономию католической церкви на всей территории Германии. В школьном вопросе партия добилась меньшего успеха. Хотя религиозное образование оставалось обычным предметом в большинстве школ, общеобразовательные межконфессиональные школы стали использоваться по умолчанию.
Веймарская республика и нацистская Германия
[ редактировать ]В Веймарской республике
[ редактировать ]Центристская партия, чьи прагматические принципы обычно оставляли ее открытой для поддержки как монархической, так и республиканской формы правления, оказалась одной из опор Веймарской республики , продолжая сотрудничество с СДПГ и ДДП в Веймарской коалиции . Однако эта комбинация потеряла большинство на выборах 1920 года . Образование новой Христианской народной партии в Рейнской области (май 1920 г.) вызвало значительную озабоченность руководства Центра. Видя исход консервативных католиков, вызванный резким поворотом Центра влево в конце войны, Адам Стегервальд предложил свою «Эссенскую программу». [10] (сентябрь 1920 г.), который обещал Германии стать «христианской, демократической, немецкой и социальной», а также план формирования широкой христианской партии. [11]
Партия представляла собой идеологически разнообразную коалицию католических политиков, в которую входили такие республиканцы, как Маттиас Эрцбергер и Йозеф Вирт, а также правые, такие как Франц фон Папен . Благодаря гибкости партии, она участвовала в каждом правительстве в период с 1919 по 1932 год, как с партиями слева, так и справа. Центр в основном предоставлял услуги министрам финансов и труда, а также четыре раза канцлеру. Однако это также нанесло ущерб перспективам партии, поскольку она все больше ассоциировалась со всеми конфликтами, проблемами и неудачами Республики. Центр имел долю ненависти к так называемому «Веймарскому истеблишменту», которого обвиняли, особенно правые, в поражении Германии в Первой мировой войне в мифе об ударе в спину , а также в унижения Версальского договора и репарации. Сам Эрцбергер, подписавший перемирие, был убит правыми экстремистами в 1921 году.
Партии Веймарской коалиции (социал-демократы, Центр и леволиберальная Немецкая демократическая партия (ДДП) составляли основу Веймарской республики, но потеряли большинство на выборах 1920 года. После этого правительства большинства были редкостью, поскольку им требовалась поддержка. Веймарской коалиции и национал-либеральной Немецкой народной партии (ДВП) Социал-демократам и ДВП было трудно прийти к согласию по экономической политике, в то время как социал-демократы не соглашались с Центристской партией по таким вопросам, как религиозные школы или общенациональный конкордат со Святым Престолом.
из Центра После выборов 1920 года Константин Ференбах сформировал правительство меньшинства в коалиции с ДДП и ДВП. из Центра В мае 1921 года Веймарская коалиция снова объединила свои силы с Йозефом Виртом в качестве канцлера, но это правительство меньшинства снова рухнуло в ноябре 1922 года. После этого Центр участвовал в неаффилированном Вильгельма Куно «правительстве экономики» . вместе с обеими либеральными партиями и Баварской народной партией (БВП).
из ДВП В августе 1923 года Густав Штреземан сформировал администрацию Большой коалиции , в которую вошли Центр, как либеральные партии, так и социал-демократы, которая просуществовала до ноября, когда социал-демократы вышли из коалиции, а представитель Центра Вильгельм Маркс стал канцлером кабинета Демократической партии. оставшиеся партии. В январе 1925 года неаффилированный Ганс Лютер был назначен канцлером и сформировал коалицию между Центром, обеими либеральными партиями, БВП и, впервые, правой Немецкой национальной народной партией (ДНВП). Центр, BVP и DNVP совместно поддержали закон о расширении религиозных школ.
В том же году Вильгельм Маркс был кандидатом Центра на президентских выборах . Во втором туре, объединив поддержку партий Веймарской коалиции, он набрал 45,3% голосов и занял второе место после победившего правого кандидата Пауля фон Гинденбурга с 48,3%. В мае 1926 года канцлер Лютер подал в отставку, и пост канцлера вновь занял Маркс. В июне 1928 года всеобщие выборы привели к проигрышу правительственных партий и выигрышу социал-демократов и коммунистов . Большая коалиция 1923 года была возрождена, на этот раз в ее состав вошли БВП, а канцлером стал социал-демократ Герман Мюллер .
В годы Веймарской республики споры о католическом характере партии, как описано выше, продолжались. Левое крыло партии, возглавляемое Эрцбергером и Виртом, имело тесные связи с ассоциациями католических рабочих во главе с Йозефом Йоосом . [12] Некоторые политики правого крыла партии, в том числе Генрих Браунс и Франц фон Папен , выступали за движение вправо и более тесное сотрудничество с национальными движениями. [13] «Золотая середина» подчеркивала свою лояльность к Церкви и отвергала обе крайности. Чтобы смягчить напряженность между флангами и укрепить свои связи с епископами, партия в сентябре 1928 года избрала председателем не двух фаворитов Йоса Йооса и Адама Стегервальда , а священнослужителя Людвига Кааса .
Администрация Брюнинга
[ редактировать ]В 1930 году Большая коалиция распалась. Генрих Брюнинг из умеренно-консервативного крыла партии был назначен канцлером с кабинетом, который, если не считать отсутствующих социал-демократов, практически не изменился. Брюнинг столкнулся с экономическим кризисом, усугубленным Великой депрессией , и ему пришлось решать сложные задачи по консолидации бюджета и валюты в условиях роста безработицы, а также вести переговоры об изменении выплат военных репараций . Его курс строгой бюджетной дисциплины с серьезным сокращением государственных расходов и повышением налогов сделал его крайне непопулярным среди низших и средних классов, а также среди прусских юнкеров .
В 1930 году неспособность Брюнинга получить большинство для своей политики в парламенте побудила его назначить досрочные выборы , на которых четыре партии бывшей Большой коалиции потеряли свое большинство. После этого Брюнинг полностью основывал свою администрацию на поддержке президентских указов («Notverordnung») на основании статьи 48 Конституции. Это позволило ему обойти парламент, пока социал-демократы, опасавшиеся новых выборов, терпели эту практику. Для этого способа правления, основанного как на президенте, так и на сотрудничестве парламента, Брюнинг ввел термин «авторитарная демократия».
К этому времени партия становилась все более амбициозной по отношению к демократии. Многие члены партии, в том числе Каас, пришли к выводу, что только авторитарный режим может защитить позиции Церкви. [14]
Центр последовательно поддерживал правительство Брюнинга и в 1932 году энергично вел кампанию за переизбрание Пауля фон Гинденбурга , называя его «почитаемой исторической личностью» и «хранителем конституции». Гинденбург был переизбран против Адольфа Гитлера , но вскоре после этого 30 мая 1932 года уволил Брюнинга.
Президент Гинденбург по совету генерала Курта фон Шлейхера назначил канцлером католического дворянина Франца фон Папена , члена правого крыла Центра и бывшего капитана кавалерии. Намерение состояло в том, чтобы разорвать связь Центра с другими республиканскими партиями или расколоть партию и интегрировать ее во всеобъемлющее консервативное движение. Однако Центр отказался каким-либо образом поддерживать правительство Папена и раскритиковал его за «искажение и злоупотребление старыми добрыми идеалами Центра, выступающего в качестве представителя реакционных кругов». Папен предотвратил исключение, покинув партию.
Между государственным переворотом и авторитарной демократией
[ редактировать ]После отставки Брюнинга Центристская партия перешла в оппозицию. Хотя они также выступали против нацистской партии , их энергия была направлена главным образом против ренегата Папена. Некоторых политиков Центра успокоила гитлеровская стратегия законности, направленная на преуменьшение нацистской угрозы. [15]
Что касается правительства, Центристская партия отвергла «временное решение», такое как президентский кабинет Папена, и, скорее, выступала за «тотальное решение», то есть правительство в соответствии с правилами конституции. Поскольку Центр считал, что администрация Папена «опасно зависит от радикальных правых партий», председатель Людвиг Каас посоветовал президенту признать эту связь, построив правительство на коалиции с растущими правыми партиями, что «логично». результат текущего развития». Это заставило бы радикалов «взять на себя свою долю ответственности» и «познакомить их с международной политикой». Тогда Центр будет действовать как партия оппозиции этой администрации. [16]
Поскольку Папен столкнулся с почти единообразным сопротивлением партий, он распустил Рейхстаг . На последующих выборах Центристская партия вела кампанию на два фронта, как против правительства Папена, так и против национал-социалистов, и подтвердила свою позицию «конституционной партии», выступающей против «любых мер, противоречащих конституции, справедливости и закону» и «не желающей уступать террор». Выборы в июле 1932 года принесли дальнейшие потери основным партиям и успехи экстремистским партиям. Национал-социалисты вытеснили социал-демократов как крупнейшую партию в рейхстаге .
Поскольку коммунисты и национал-социалисты вместе получили большинство мест, ни одна правительственная коалиция не могла быть сформирована без одного из них. Папен пытался оправдать свой авторитарный стиль правления, указывая на то, что парламент больше не может функционировать должным образом. Вопреки этому доводу, Центр и БВП попытались восстановить работающий парламент путем сотрудничества с национал-социалистами, поскольку три партии вместе получили 53% мест. Когда Папен призвал народ «отвергнуть диктатуру одной партии», Центристская партия согласилась «без оговорок», но также заявила, что «такой же резолюцией мы отвергаем диктатуру безымянной партии, находящейся сейчас у власти… даже если прикрыто иллюзией беспартийности».
После того как Папену не удалось заручиться поддержкой Гитлера для своей администрации, Центр начал собственные переговоры с национал-социалистами. Они начались в государстве Пруссия , где Веймарская коалиция только что потеряла большинство. Альтернативного большинства найти не удалось, и администрация Папена воспользовалась этой возможностью, чтобы взять на себя контроль над крупнейшим государством Германии в результате « прусского переворота » посредством президентского указа. Теперь национал-социалисты предложили положить конец этому прямому правлению, сформировав коалицию с Центристской партией, пообещав равную долю в правительстве. Поскольку для национального руководства Центра это зашло слишком далеко, переговоры были переведены на национальный уровень, где Генрих Брюнинг совещался с Грегором Штрассером . В этот период антинацистская полемика прекратилась, чтобы не мешать переговорам. Поскольку НСДАП была более крупной партией, Центр был готов принять нациста на пост канцлера при условии, что он сможет завоевать доверие президента, что в то время казалось довольно сложной задачей.
Переговоры были обречены на провал, поскольку цели двух группировок были во многом несовместимы. Центр утверждал, что июльское голосование «призвало Гитлера не к диктатуре, а к ответственности, к соблюдению закона и конституции». Они надеялись «построить сильное правительство, не затрагивая сути конституции», установить «четкие обязанности» и «предотвратить антиконституционные эксперименты». Центр выступал за возврат к « авторитарной демократии » Брюнинга, которую они считали соответствующей времени и проверенной опытом, против «всемогущего государства и независимого руководства» Папена, в то время как нацисты соглашались только на коалицию, которая послужит их цели достижения тотальной доминирование. Не ожидая успешного завершения, Гитлер использовал переговоры в Центре, чтобы оказать давление на администрацию Папена.
Переговоры также были встречены критикой со стороны Центристской партии. Некоторые отвергли их как «заискивание перед национал-социалистами» и подтверждение доверия к стратегии законности Гитлера. Католические журналисты Фриц Герлих и Ингберт Нааб назвали «иллюзорной» попытку «отстоять конституцию и правовой порядок» с помощью такого человека, как Гитлер, с его «безоговорочной склонностью ко злу». Вместо того, чтобы «изгонять дьявола с помощью Вельзевула», Центр должен действовать как совесть парламента. Руководство партии ответило своим критикам, назвав «долгом совести» попытаться создать конституционное правительство. Хотя Папен не ожидал успеха переговоров, он, тем не менее, был обеспокоен тем, что успех привел бы к президентскому кризису, поскольку Гинденбург не желал, чтобы коалиционные партии диктовали администрацию. В сентябре он положил конец всем спекуляциям, снова распустив Рейхстаг, почти сразу после его первого заседания.
Поступок Папена не положил конец переговорам между Центром и НСДАП. Фактически это сделало возможным проведение дальнейших встреч, поскольку руководство Центристской партии винило в провале не несовместимость партий, а призыв Папена к новым выборам. число голосов в НСДАП снова упало Поскольку на выборах в ноябре 1932 года , Центристская партия сочла свою стратегию успешной и возобновила переговоры, на этот раз под лозунгом формирования «Notgemeinschaft» («сообщества нужд»), хотя Центр, BVP, и НСДАП вместе больше не составляли большинства в парламенте.
Каас посоветовал президенту Гинденбургу не продолжать «управление конфликтом» Папена; он выступал за «национальную концентрацию, включая национал-социалистов», но не комментировал альтернативного канцлера, поскольку считал это «личной прерогативой президента». Переговоры Гинденбурга с Гитлером провалились, как и попытка Кааса сформировать коалицию в парламенте. из ДНВП Избежав четкого заявления, Гитлеру удалось возложить вину за эту неудачу на Альфреда Гугенберга , который отверг предложения Кааса.
Поскольку кабинет отказался поддержать запланированный Папеном государственный переворот путем окончательного роспуска Рейхстага, в декабре Гинденбург назначил генерала Курта фон Шлейхера канцлером. Шлейхер пытался сформировать « Кверфронт » (альянс, включающий желающих членов как левых, так и правых партий), но это ему не удалось. Затем Шлейхер возобновил предложенный Папеном государственный переворот, который Центристская партия, как и другие партии, отказалась мириться. В этих обстоятельствах Гинденбург отказался поддержать переворот, и Шлейхер подал в отставку 28 января 1933 года. [17]
Правительство Гитлера и новые выборы
[ редактировать ]Тем временем Папен задумал свергнуть своего преемника. Он совещался с Гугенбергом, промышленными магнатами и банкирами в течение лихорадочной ночи, результат которой был неясен для всех участников. 30 января 1933 года Гитлер был назначен канцлером, Папен - вице-канцлером, а Гугенберг - министром экономики.
Хотя Центристская партия и видела, что ее противники Папен и Гугенберг объединили свои силы с Гитлером, она все же не отказалась от создания широкого коалиционного правительства. Поскольку новой администрации все еще не хватало большинства в парламенте, Центр был готов поддержать ее либо путем толерантности, либо путем коалиции. Гитлер намеревался свести к минимуму участие ненацистов, но симулировал готовность сотрудничать с Центром и обвинил Папена и Гугенберга в том, что они отказали Центру в постах в кабинете министров. Когда Каас запросил общее описание целей своего правительства, Гитлер использовал анкету, представленную Каасом, чтобы объявить переговоры проваленными и получить одобрение президента на назначение новых выборов в третий раз примерно за полгода.
Эти выборы в марте 1933 года уже были омрачены террором СА после того, как поджог Рейхстага и гражданские права были приостановлены президентом Гинденбургом указом о поджоге Рейхстага . Тем не менее, Центристская партия вела жесткую кампанию против администрации Гитлера и сумела сохранить свои прежние голоса (около 11 процентов). Однако правительственные партии НСДАП и ДНВП в совокупности набрали 52 процента голосов. Этот результат разрушил надежды Центристской партии на то, что она будет необходима для получения большинства в парламенте. Теперь партия столкнулась с двумя альтернативами – либо продолжать протестовать и рисковать репрессиями, как коммунисты и социал-демократы, либо заявить о своем лояльном сотрудничестве, чтобы защитить своих членов. Как показали последующие события, хотя партия и была глубоко недовольна новым правительством, она выбрала последний вариант. [18] [ нужна страница ]
Разрешающий закон
[ редактировать ]Правительство предъявило недавно избранному Рейхстагу Закон о полномочиях , который наделял бы правительство законодательными полномочиями сроком на четыре года. Поскольку для принятия законопроекта требовалось большинство в две трети голосов, а коалиционные партии контролировали только 340 из 647 мест (52,5 процента), правительству требовалась поддержка других партий. [19]
Центристская партия, голос которой должен был стать решающим, разделилась по вопросу Закона о полномочиях. Председатель Каас выступил за поддержку законопроекта в парламенте в обмен на государственные гарантии. В основном это включало соблюдение права вето Канцелярии президента, свободу вероисповедания, ее участие в культуре, школах и образовании, конкордаты, подписанные немецкими государствами, и существование Центристской партии. Через Папена Гитлер отреагировал положительно и лично затронул эти вопросы в своей речи в рейхстаге, но неоднократно откладывал подписание письменного письма о согласии.
Каас осознавал сомнительный характер таких гарантий, но когда Центристская партия собралась 23 марта, чтобы принять решение по голосованию, Каас посоветовал своим однопартийцам поддержать законопроект, учитывая «шаткое состояние партии». Свои причины он описал так: «С одной стороны, мы должны сохранить свою душу, но с другой стороны, отказ от Закона о полномочиях повлечет за собой неприятные последствия для фракции и партии. Остается только оградить нас от худшего». Если бы большинство в две трети не было получено, планы правительства были бы реализованы другими средствами. Президент согласился с Законом о полномочиях, и от ДНВП не следует ожидать никаких попыток облегчить ситуацию». [20]
По мнению английского историка Ричарда Дж. Эванса , основная причина, по которой Центристская партия проголосовала за Закон о полномочиях, несмотря на сомнение в искренности гарантий Гитлера, заключалась в запугивании, которому она подвергалась. На партию оказало дальнейшее давление тот факт, что 26 июня 1933 года все депутаты Рейхстага и Ландтга от Баварской народной партии были взяты под стражу Генрихом Гиммлером. За этим также последовали нацистские войска, насильственно распустившие католические профсоюзы, а католическим государственным служащим угрожали увольнениями. В свете усиливающегося притеснения большинство членов Центристской партии считали, что они бессильны помешать НСДАП прийти к власти. [21] Эван написал:
Тем не менее, партия хотела Конкордата не в последнюю очередь из-за массовых запугиваний, которым она подвергалась с конца февраля 1933 года. Партийный политик и бывший министр правительства Адам Стегервальд был жестоко избит нацистскими штурмовиками (22 февраля). Весной и в начале лета 1933 года одну за другой католические мирские организации были насильственно закрыты или объединены с их нацистскими коллегами, католические журналисты и редакторы газет были арестованы, особенно если они нападали на возглавляемое нацистами коалиционное правительство в печати, и СА жестоко обращалась с ведущими католиками. (...) Неудивительно, что именно страх перед полным разрушением его светских организаций и обращением вспять всего прогресса, достигнутого католическими мирянами на пути к достижению равенства статуса с протестантами, послужил основным стимулом для согласия Центра на распустить себя в обмен на Конкордат, в котором новый режим обязуется – с той малой искренностью, которая вскоре станет очевидной – сохранять целостность католической общины и ее институтов.
- Ричард Дж. Эванс , Третий Рейх в истории и памяти , (2015), стр. 87-88.
Значительное количество парламентариев выступило против курса председателя, в том числе бывшие канцлеры Генрих Брюнинг , Йозеф Вирт и бывший министр Адам Стегервальд . Брюнинг назвал этот закон «самой чудовищной резолюцией, когда-либо требуемой от парламента» и скептически отнесся к усилиям Кааса: «Партию ждут трудные годы, какое бы решение она ни приняла. Гарантий выполнения правительством своих обещаний не дано. несомненно, будущее Центристской партии находится в опасности, и однажды она будет уничтожена, и ее невозможно будет возродить снова».
Оппоненты также утверждали, что католическое социальное учение исключает участие в революционных актах. Сторонники утверждали, что «национальная революция» уже произошла с назначением Гитлера и президентским указом о приостановлении гражданских прав. Закон о полномочиях сдержит революционные силы и вернет правительство к законному порядку. Обе группировки не остались незатронутыми самоизображением Гитлера как умеренного, стремящегося к сотрудничеству, в отличие от более революционной СА, возглавляемой Эрнстом Ремом . Даже Брюнинг думал, что именно это будет «решающим фактором, какие группы НСДАП будут у власти в будущем. Будет ли власть Гитлера возрастать или он потерпит неудачу, вот в чем вопрос».
В итоге большинство парламентариев-центристов поддержали предложение Кааса. Брюнинг и его последователи согласились уважать партийную дисциплину, также проголосовав за законопроект. Рейхстаг собрался в неспокойных условиях. Бойцы СА служили охранниками и толпились возле здания, чтобы запугать любую оппозицию, в то время как коммунисты и некоторые социал-демократические члены рейхстага были заключены в тюрьму и, таким образом, не могли голосовать. В конце концов, Центр, как и планировалось, проголосовал за Закон о полномочиях, как и все остальные партии, кроме СДПГ. Закон был принят 23 марта 1933 года.
Конец вечеринки
[ редактировать ]Принятие Закона о полномочиях не предотвратило, как предполагал Каас, упадок Центристской партии. Как и было обещано в ходе переговоров, рабочий комитет под председательством Гитлера и Кааса должен был проинформировать о дальнейших законодательных мерах. Однако он собирался только три раза (31 марта, 2 и 7 апреля) без каких-либо серьезных результатов. В то время Центристская партия была ослаблена массовым дезертирством членов партии. Лояльные члены партии, в частности государственные служащие, и другие католические организации подвергались все более жестоким репрессиям, несмотря на предыдущие гарантии Гитлера. Партию также задело заявление немецких епископов, которые, сохраняя свою оппозицию нацистской идеологии , изменили запрет на сотрудничество с новыми властями. [22] [23]
Выпуск конкордата продлил пребывание Кааса в Риме, оставив партию без эффективного председателя: 5 мая Каас наконец ушел в отставку со своего поста, и теперь партия избрала Брюнинга своим преемником. Партия приняла смягченную версию принципа лидерства ; Процентристские газеты теперь заявляли, что члены партии, или «свита», полностью подчинятся Брюнингу. Однако этого было недостаточно, чтобы ослабить растущее давление, с которым она и другие партии столкнулись в результате процесса Gleichschaltung . Видных членов часто арестовывали и избивали, а процентристских государственных служащих увольняли. К концу лета 1933 года несколько правительственных чиновников, в том числе Папен, потребовали, чтобы Центр был либо распущен, либо закрыт правительством.
К июлю Центр стал единственной ненацистской партией, которая еще хотя бы номинально существовала; СДПГ и КПГ были полностью запрещены, а остальных запугали и заставили распуститься. 1 июля Папен и Каас договорились, что в рамках конкордата немецкие священники останутся вне политики. Как выяснилось, партия распалась 5 июля — к большому разочарованию кардинала Пачелли , который считал, что партии следовало, по крайней мере, подождать завершения переговоров. На следующий день правительство издало закон, запрещающий создание новых политических партий, тем самым сделав НСДАП единственной законно разрешенной партией в Германии.
Перерождение и послевоенная история
[ редактировать ]После войны партия была воссоздана, но столкнулась с появлением Христианско-демократического союза (ХДС), новой партии, сформированной как христианская партия, включающая как католиков, так и протестантов. Поскольку многие бывшие политики Центристской партии, такие как Конрад Аденауэр , были членами-учредителями ХДС или присоединились к нему, а кардинал Йозеф Фрингс из Кельна поддержал новую партию, партия потеряла свои позиции как партия католического населения. Однако некоторое время партии удавалось удерживать региональные опорные пункты в земле Северный Рейн-Вестфалия . В 1945 году его Рудольф Амелунксен был первым министром-президентом нового государства, и он участвовал в правительстве штата до 1958 года, когда он покинул парламент штата. До 1959 года Центр был также представлен в земельном парламенте Нижней Саксонии .
На национальном уровне на выборах 1949 года она получила десять мест в первом Бундестаге . Однако в 1953 году партия (с помощью регионального ХДС) сохранила только три места. В 1957 году , во многом из-за массового падения ХДС в том же году, партия полностью вышла из Бундестага и вернулась только в 2022 году.
Эта кончина, по крайней мере частично, произошла из-за Элен Вессель . В 1949 году она была одним из представителей Центра в Бундестаге, а также была избрана председателем партии, став первой женщиной, когда-либо возглавлявшей немецкую партию. В 1951 году она открыто выступила против политики Аденауэра по перевооружению Западной Германии из ХДС и объединила усилия с Густавом Хайнеманном , бывшим министром внутренних дел. Эти двое сформировали Notgemeinschaft zur Rettung des Friedens in Europa («Чрезвычайное сообщество по спасению мира в Европе») - инициативу, направленную на предотвращение перевооружения. Вессель подала в отставку со своего поста и в ноябре 1952 года вышла из партии. Сразу после этого Вессель и Хайнеманн превратили Notgemeinschaft в политическую партию, Всегерманскую народную партию ( Gesamtdeutsche Volkspartei, GVP), которая потерпела неудачу на выборах 1953 года. В 1957 году GVP распалась, и большинство ее членов присоединились к СДПГ.
Тем временем оставшиеся в живых представители Центристской партии пытались создать альянс небольших партий христианского толка, чтобы предложить альтернативу разочарованным избирателям ХДС/ХСС, но они получили только поддержку Баварской партии . Две партии объединили свои силы под названием «Федеральный союз сначала в парламенте с 1951 года, а затем на всеобщих выборах 1957 года, но результаты были разочаровывающими.
В 1988 году правое крыло партии откололось и образовало « Христианскую центристскую партию ». евангелическая « Христианская партия Германии В 2003 году к Центристской партии присоединилась » (ХПГ).
После своего упадка на национальном уровне партия сосредоточила свое внимание на местной политике, сохраняя при этом те же позиции, что и в послевоенный период. Партия представлена в некоторых городских советах земли Северный Рейн-Вестфалия и Саксонии-Анхальт . Несмотря на свою незначительную численность, партия подчеркивает преемственность своей истории, иногда называя себя «старейшей политической партией Германии». Согласно уставу, официальное название партии — Deutsche Zentrumspartei – Älteste Partei Deutschlands gegründet 1870 (Немецкая центристская партия – старейшая партия Германии, основанная в 1870 году). [24]
Маленькое возрождение
[ редактировать ]Нынешний председатель партии — Клаус Бралль . Партия входит в состав Европейского христианского политического движения .
В 2022 году «Альтернативы для Германии» бывший член Уве Витт к партии присоединился , сохраняя при этом свое место в Бундестаге . Впервые с 1957 года партия получила место в Бундестаге. [25] Впоследствии Витт ушел в августе того же года. [26]
Партия также получила свое первое представительство в Европейском парламенте 10 июня 2022 года, когда АдГ бывший сопредседатель Йорг Мойтен . к партии присоединился [27] Однако Метен покинул партию в сентябре 2023 года. [28]
Идеология и убеждения
[ редактировать ]Эта статья является частью серии, посвященной |
Консерватизм в Германии |
---|
Хотя идеология партии менялась на протяжении всего ее существования, она последовательно представляла себя через христианско-демократический (особенно католический) и социально-консервативный профиль. До 1920-х годов считалось, что он занимает политический центр. [29] прежде чем принять правую идентичность в конце десятилетия и после Второй мировой войны, определив себя как консервативное движение. В 2008 году партия приняла новую программу, в которой заявила о неприятии традиционного разделения политики на левых и правых и призвала к созданию «ценностно-ориентированной» платформы, основанной на принципах христианства и Основном законе Федеративной Республики Германия . Партия поддерживает традиционную семью и в целом выступает против абортов . Он оказал поддержку движениям за право на жизнь в Германии. [30] [31]
В Веймарскую эпоху Центристская партия была социально и экономически неоднородной и включала группы различных политических взглядов и интересов, включая республиканцев и монархистов, [32] и считалось, что он представляет весь «политический микрокосм Веймарского католического общества». В него входили промышленные рабочие и мелкие землевладельцы, широкий средний класс (включая как аграрный, так и городской средний класс), а также предприниматели, государственные служащие и священнослужители, и, наконец, небольшая, но влиятельная группа католической аристократии. Объединяющим элементом фракций Центристской партии была приверженность политическому католицизму . [33] У партии было левое крыло, представленное такими политиками, как Константин Ференбах , [34] Матиас Эрцбергер , Йозеф Вирт , а также католические рабочие ассоциации и католические профсоюзы, возглавляемые политиками-лейбористами Центра, такими как Адам Стегервальд . [35]
Левые фракции Центристской партии были привержены республиканизму и оказывали давление на Центр, чтобы тот идентифицировал себя как прореспубликанская партия; однако вместо этого партия приняла расплывчатый ярлык «конституционной партии», которая «готова сотрудничать с любым законным правительством» любой формы правительства. [32] Левые Центристской партии также продвигали сотрудничество с СДПГ и советовали католикам Веймара присоединиться к Рейхсбаннеру ; некоторые левоцентристские фракции также поддерживали сотрудничество с правыми националистическими профсоюзами на прагматической основе. [35] Наряду с «республикано-демократическим» крылом партии в Центристской партии существовали и социалистические фракции. Католический социализм продвигался такими политиками, как Генрих Мертенс и Витус Хеллер , а также католическим священником Вильгельмом Хохоффом , который утверждал, что критика капитализма Марксом согласуется с католическим социальным учением , и считал, что атеизм социализма «не был существенным компонентом социализма». но лишь переходный этап». Католические социалисты Центристской партии представляли различные позиции, такие как продвижение «третьего пути» между капитализмом и социализмом на основе папской энциклики Quadragesimo anno или защита экономического социализма с ярко выраженным религиозным характером, отвергая светские течения социализма и социал-демократии. . [36]
В отличие от пропарламентских и прореспубликанских фракций Центра, существовали также антиреспубликанские и антидемократические фракции, которые утверждали, что Веймарская демократия продвигает антикатолические ценности, такие как секуляризм, индивидуализм и материализм. Правое крыло партии было представлено такими фигурами, как кардинал Михаэль фон Фаульхабер или Герман Порт, которые стремились к сотрудничеству с консервативными партиями. Из-за крайней идеологической разнородности партии она одновременно участвовала в про- и антиреспубликанских коалициях на местном уровне. [37] Пытаясь разрешить внутренние разногласия, партия будет все чаще назначать на руководящие должности католических священников и священнослужителей, а не неклерикальных политиков, связанных с определенными группами интересов внутри партии. Эта практика привела к назначению в 1928 году таких фигур, как Людвиг Каас . [38] Затем партия стала объектом более широкого сдвига вправо веймарского общества в конце 1920-х годов, вызванного Великой депрессией и недовольством веймарской политической системой, в которую также входили католические группы. [39]
В обновленной политической платформе в 2022 году Центристская партия заявляет, что ее целью является защита «христианско-еврейских корней Европы и защита свободного демократического основного порядка Основного закона Федеративной Республики Германия». Партия поддерживает социальную рыночную экономику , поддерживая низкий уровень государственного долга и сильные системы социального обеспечения. Партия поддерживает интеграцию иммигрантов, легально проживающих в Германии, одновременно защищая немецкую национальную идентичность и обеспечивая обязательные законы для иммигрантов, позволяющие им изучать немецкий язык, понимать немецкую культуру и проходить проверку ценностей перед получением гражданства. Он также призывает к строгому правопорядку и политике национальной безопасности для борьбы с насильственными преступлениями и терроризмом и поддерживает членство Германии в НАТО . [40]
Результаты выборов
[ редактировать ]Немецкий Рейхстаг/Бундестаг
[ редактировать ]Год выборов | избирательный округ | Партийный список | Выиграно мест | +/– | ||
---|---|---|---|---|---|---|
Голоса | % | Голоса | % | |||
1867 – 1868 | 315,777 | 9.6 | 36 / 382 | 36 | ||
1871 | 724,000 | 18.6 | 63 / 382 | 37 | ||
1874 | 1,446,000 | 27.9 | 91 / 397 | 28 | ||
1877 | 1,341,300 | 24.8 | 93 / 397 | 2 | ||
1878 | 1,328,100 | 23.1 | 94 / 397 | 1 | ||
1881 | 1,182,900 | 23.2 | 100 / 397 | 6 | ||
1884 | 1,282,000 | 22.6 | 99 / 397 | 1 | ||
1887 | 1,516,200 | 20.1 | 98 / 397 | 1 | ||
1890 | 1,342,100 | 18.6 | 106 / 397 | 8 | ||
1893 | 1,468,500 | 19.1 | 96 / 397 | 10 | ||
1898 | 1,455,100 | 18.8 | 102 / 397 | 6 | ||
1903 | 1,875,300 | 19.8 | 100 / 397 | 2 | ||
1907 | 2,179,800 | 19.4 | 105 / 397 | 5 | ||
1912 | 1,996,800 | 16.4 | 91 / 397 | 14 | ||
1919 | 5,980,216 | 19.67 | 91 / 423 | |||
1920 | 3,845,001 | 13.6 | 64 / 459 | 27 | ||
Май 1924 г. | 3,914,379 | 13.4 | 65 / 472 | 1 | ||
декабрь 1924 г. | 4,118,849 | 13.6 | 69 / 493 | 4 | ||
1928 | 3,712,152 | 12.1 | 61 / 491 | 8 | ||
1930 | 4,127,000 | 11.81 | 68 / 577 | 7 | ||
июль 1932 г. | 4,589,430 | 12.44 | 75 / 608 | 7 | ||
ноябрь 1932 г. | 4,230,545 | 11.93 | 70 / 584 | 5 | ||
Март 1933 г. | 4,424,905 | 11.25 | 73 / 647 | 3 | ||
ноябрь 1933 г. | Запрещено. Национал-социалистическая немецкая рабочая партия . Единственная легальная партия | |||||
1936 | ||||||
1938 | ||||||
1949 | 727,505 | 3.1 | 10 / 402 | 63 | ||
1953 | 55,835 | 0.2 | 217,078 | 0.8 | 3 / 509 | 7 |
1957 [а] | 295,533 | 1.0 | 254,322 | 0.9 | 0 / 519 | 3 |
1961 | не участвовал | |||||
1965 [б] | 11,978 | 0.0 | 19,832 | 0.1 | 0 / 518 | |
1969 | — | — | 15,933 | 0.0 | 0 / 518 | |
1972 | не участвовал | |||||
1976 | ||||||
1980 | ||||||
1983 | ||||||
1987 | 4,020 | 0.0 | 19,035 | 0.1 | 0 / 519 | |
1990 | не участвовал | |||||
1994 | 1,489 | 0.0 | 3,757 | 0.0 | 0 / 672 | |
1998 | 2,076 | 0.0 | — | — | 0 / 669 | |
2002 | 1,823 | 0.0 | 3,127 | 0.0 | 0 / 603 | |
2005 | 1,297 | 0.0 | 4,010 | 0.0 | 0 / 614 | |
2009 | 369 | 0.0 | 6,087 | 0.0 | 0 / 622 | |
2013 | не участвовал | |||||
2017 | ||||||
2021 |
Народный день Гданьска
[ редактировать ]Год выборов | Голоса | % | Выиграно мест | +/– |
---|---|---|---|---|
1920 | 21,262 | 13.88 | 17 / 120 | 17 |
1923 | 21,114 | 12.81 | 15 / 120 | 2 |
1927 | 26,096 | 14.27 | 18 / 120 | 3 |
1930 | 30,230 | 15.28 | 11 / 72 | 7 |
1933 | 31,336 | 14.63 | 10 / 72 | 1 |
1935 | 31,522 | 13.41 | 10 / 72 |
Ландесрат территории Саарского бассейна
[ редактировать ]Год выборов | Голоса | % | Выиграно мест | +/– |
---|---|---|---|---|
1922 | 92,252 | 47.7 | 16 / 30 | – |
1924 | 3,246,511 [41] | 42.8 | 14 / 30 | 2 |
1928 | 129,162 | 46.4 | 14 / 30 | |
1932 | 156,615 | 43.2 | 14 / 30 |
Примечания
[ редактировать ]- ^ Как член Федерального Союза .
- ^ Как член Христианской народной партии (CVP).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фогарти, Майкл П. (1957). Христианская демократия в Западной Европе: 1820–1953 гг . Возрождение Рутледжа . ISBN 978-1-351-38672-2 .
- ^ Блэкборн, Дэвид (декабрь 1975 г.). «Политическая расстановка Центристской партии в Вильгельминской Германии: исследование возникновения партии в Вюртемберге девятнадцатого века». Исторический журнал . 18 (4): 821–850. дои : 10.1017/S0018246X00008906 . JSTOR 2638516 .
- ^ Шмидгалл 2012 , с. 28.
- ^ Кристофер Кларк, Железное королевство: Взлет и падение Пруссии, 1600-1947 (2006), стр. 568-576.
- ^ Рональд Дж. Росс, Провал Kulturkampf Бисмарка: католицизм и государственная власть в имперской Германии, 1871-1887 (Вашингтон, округ Колумбия, 1998)
- ^ Морси, Рудольф (1966). Немецкая центристская партия, 1917-1923 гг . Дросте. OCLC 963771636 .
- ^ Хельмут Вальзер Смит, Немецкий национализм и религиозные конфликты: культура, идеология, политика, 1870-1914 (2014), с. 197-198.
- ^ Робсон, Стюарт (2007). Первая мировая война (1-е изд.). Харроу, Англия: Пирсон Лонгман. стр. 61–62. ISBN 978-1-4058-2471-2 – через Archive Foundation.
- ^ «Баварская народная партия (БВП)» . Немецкий исторический музей (на немецком языке). 17 сентября 2014 года . Проверено 19 января 2023 г.
- ^ Джонс, Луизиана (2020). Немецкие правые, 1918–1930: политические партии, организованные интересы и патриотические ассоциации в борьбе против веймарской демократии . Издательство Кембриджского университета. п. 140. ИСБН 978-1-108-49407-6 . Проверено 25 марта 2024 г.
- ^ Дилл 1954 , с. 101.
- ^ Хафферт, Клаус (1994). Католические рабочие ассоциации Западной Германии в Веймарской республике (1-е изд.). Еда: обычный текст. ISBN 388474187X . ОСЛК 32830554 .
- ^ Руперт, Карстен (1992). На службе государству Веймар: центр как правящая партия в Веймарской демократии: 1923-1930 гг . Дросте. ISBN 3770051661 . OCLC 797422863 .
- ^ Эванс, Ричард Дж. (2003). Приход Третьего Рейха . Нью-Йорк : Penguin Press . ISBN 978-0141009759 .
- ^ Патч, Уильям Л. младший. Генрих Брюнинг и роспуск Веймарской республики . Издательство Кембриджского университета, 2006. стр. 278–288.
- ^ Лутц, Ральф Хасуэлл. «Крах немецкой демократии при правительстве Брюнинга 30 марта 1930 г. — 30 мая 1932 г.». Тихоокеанский исторический обзор (1941): 1-14.
- ^ Патч, стр. 278–291.
- ^ Эванс, Немецкая центристская партия, 1870-1933 гг.
- ^ Эванс, Немецкая центристская партия, 1870-1933 гг.
- ^ Мартин Р. Менке, «Неправильно понятый гражданский долг: Центристская партия и Закон о полномочиях». Журнал Церкви и государства 51.2 (2009): 236–264.
- ^ Эванс, Ричард Дж . (2015). Третий Рейх в истории и памяти . Литтл, Группа Брауновой книги. стр. 87–88. ISBN 978-1-4087-0643-5 .
- ^ Зиндер, (1984), стр. 428-441.
- ^ Эванс, (1981).
- ^ «Партеизацунг» . Архивировано из оригинала 15 января 2008 года . Проверено 6 января 2008 г.
- ^ «Уве Витт присоединяется: Немецкая Центристская партия снова представлена в Бундестаге» . центральная партия . 18 января 2022 г. Проверено 18 января 2022 г.
- ^ «Уведомление Уве Витта о выходе МдБ из партии» . 23 августа 2022 г. . Проверено 11 сентября 2022 г.
- ^ «Экс-лидер АдГ Метен переходит в новую партию» . 10 июня 2022 г. Проверено 10 июня 2022 г.
- ^ Штрайб, Даниэль (8 сентября 2023 г.). «Экс-лидер АдГ Йорг Мойтен покидает центр и признает свою неудачу» . Последние новости Бадена (на немецком языке).
- ^ Блэкборн, Дэвид (1975). «Политическая расстановка Центристской партии в Вильгельминской Германии: исследование возникновения партии в Вюртемберге девятнадцатого века» . Исторический журнал . 18 (4): 821–850. дои : 10.1017/S0018246X00008906 . ISSN 0018-246X . JSTOR 2638516 . S2CID 39447688 .
- ^ «Принципиальная программа» . Zentrumspartei.de . Проверено 11 июня 2022 г.
- ^ «Мы оставляем за собой право подать в суд» . domradio.de . 27 июня 2018 г. Проверено 29 июня 2018 г.
Над фотографией клиники абортов можно прочитать надпись «Abtreib macht frei» — основанную на надписи «Arbeit macht frei» над воротами лагеря смерти Освенцим-Биркенау.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дорпален, Андреас (2016). Гинденберг и Веймарская республика . Библиотека наследия Принстона. п. 118. ИСБН 9780691651378 .
- ^ Кайзер, Вольфрам; Воноут, Хельмут (2004). Политический католицизм в Европе 1918-45 . Том. 1. Рутледж. п. 42. ИСБН 0-203-65539-7 .
- ^ Джонс, Ларри Юджин (1988). Немецкий либерализм и роспуск Веймарской партийной системы, 1918-1933 гг . 979-8-8908-7883-0. п. 85.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кнапп, Томас А. (1969). «Немецкая центристская партия и Рейхсбаннер: пример политического и социального консенсуса в Веймарской республике». Международное обозрение социальной истории . 14 (2): 159–179. дои : 10.1017/S0020859000003564 .
- ^ Кнапп, Томас (1975). «Красное и черное: католические социалисты в Веймарской республике». Католический исторический обзор . 61 (3). Издательство Католического университета Америки: 386–408.
- ^ Гринберг, Уди (2014). Веймарский век: немецкие эмигранты и идеологические основы холодной войны . Издательство Принстонского университета. п. 123. ИСБН 978-0-691-15933-1 .
- ^ Кайзер, Вольфрам; Воноут, Хельмут (2004). Политический католицизм в Европе 1918-45 . Том. 1. Рутледж. п. 43. ИСБН 0-203-65539-7 .
- ^ Гринберг, Уди (2014). Веймарский век: немецкие эмигранты и идеологические основы холодной войны . Издательство Принстонского университета. п. 130. ИСБН 978-0-691-15933-1 .
- ^ "политика" . Проверено 16 июня 2022 г.
- ^ каждый избиратель имел 30 голосов
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Шмидгалл, Маркус (2012). Революция 1918/19 в Бадене . Технологический институт Карлсруэ . ISBN 9783866447271 .
- Дилл, Маршалл (1954). «Христианские профсоюзы в последние годы имперской Германии и первые месяцы Веймарской республики» . Обзор социальной экономики . 12 (2). Тейлор и Фрэнсис, ООО: 89–109. дои : 10.1080/00346765400000024 . ISSN 0034-6764 . JSTOR 29767502 . Проверено 25 марта 2024 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Андерсон, Маргарет Лавиния. Виндторст: политическая биография (Oxford University Press, 1981).
- Андерсон, Маргарет Лавиния. Практикуя демократию: выборы и политическая культура в императорской Германии (2000) отрывок и текстовый поиск
- Андерсон, Маргарет Лавиния и Кеннет Баркин. «Миф о чистке Путткамера и реальность Культуркампфа: некоторые размышления об историографии императорской Германии». Журнал современной истории 54.4 (1982): 647–686. онлайн
- Беннетт, Ребекка Аяко. Борьба за душу Германии: католическая борьба за инклюзию после объединения (Harvard University Press; 2012)
- Блэкборн, Дэвид. «Политическая расстановка Центристской партии в Вильгельминской Германии: исследование возникновения партии в Вюртемберге девятнадцатого века», Historical Journal Vol. 18, № 4 (декабрь 1975 г.), стр. 821–850 в JSTOR.
- Бредоль, Томас Матиас. Класс и религиозная идентичность: Рейнская центристская партия в Германии времен Вильгельмина (Marquette University Press, 2000).
- Кэри, Ноэль Д. Путь к христианской демократии: немецкие католики и партийная система от Виндторста до Аденауэра (1996)
- Элверт, Юрген (2004). Кайзер, Вольфрам; Воноут, Хельмут (ред.). Микрокосм общества или ключ к большинству в рейхстаге? Центристская партия в Германии . Рутледж. стр. 38–52. ISBN 0-7146-5650-Х .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - Эванс, Эллен Ловелл. Немецкая центристская партия 1870-1933: исследование политического католицизма (1981)
- Джонс, Ларри Юджин. «Католические консерваторы в Веймарской республике: политика рейнско-вестфальской аристократии, 1918–1933». История Германии 18.1 (2000): 60–85.
- Колер, Эрик Д. «Успешный немецкий левоцентрист: Йозеф Гесс и Прусская центристская партия, 1908–32». История Центральной Европы 23.4 (1990): 313–348.
- Лутц, Ральф Хасуэлл. «Крах немецкой демократии при правительстве Брюнинга 30 марта 1930 г. – 30 мая 1932 г.». Тихоокеанское историческое обозрение (1941) 10 № 1: 1-14. онлайн
- Росс, Рональд Дж. «Критик бисмарковской конституции: Людвиг Виндхорст и отношения между церковью и государством в имперской Германии», Journal of Church & State (1979) 21 № 3, стр. 483–506. онлайн
- Росс, Рональд Дж. Осажденная башня: дилемма политического католицизма в Германии Вильгельма (1976),
- Зиндер, Джон. «Людвиг Виндторст, 1812–1891», History (1992) 77 № 290, стр. 237–54 онлайн.
- Зиндер, Джон К. «Немецкая центристская партия, 1890–1906». Труды Американского философского общества (1976) 66 № 1, стр. 1–125.
Историография
[ редактировать ]- Андерсон, Маргарет Лавиния. «Исповедь попутчика», « Католическое историческое обозрение » (2013), 99 № 4, стр. 623–648.
- Друри, Марджуль Энн. «Антикатолицизм в Германии, Великобритании и США: обзор и критика последних исследований». История Церкви 70.1 (2001): 98–131 онлайн.
- Зиндер, Джон К. «Новейшая литература о немецкой центристской партии», Catholic Historical Review (1984) 70 № 3, стр. 428–441. в JSTOR
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1870 заведений в Германии
- Католические политические партии
- Центристские партии в Германии
- Христианско-демократические партии в Германии
- История католицизма в Германии
- Партии, представленные в Европейском парламенте
- Политические партии, основанные в 1870 году.
- Политические партии в Веймарской республике
- Политические партии Германской империи
- Политика Германской империи
- Папа Пий IX
- Социально-консервативные партии
- Ранее запрещенные политические партии