Влоцлавекский собор
Влоцлавекский собор | |
---|---|
Соборная базилика Святой Марии Успения Пресвятой Богородицы | |
![]() | |
![]() | |
52 ° 39'40 "N 19 ° 04'05" E / 52,661 ° N 19,068 ° E | |
Страна | Польша |
Номинал | Католик |
Архитектура | |
Стиль | готика, неоготика |
Администрация | |
епархия | Влоцлавек |
Назначен | 2018-12-10 |
Справочный номер. | Журнал Законы 2018 года, п. 2421 [ 1 ] |
Базилика Успения Пресвятой Девы Марии — большое готическое здание, расположенное в польском городе Влоцлавек, расположенном недалеко от реки Вислы . Строительство собора началось в 1340-х годах, а освящен он был в 1411 году. В 15 и начале 16 веков он еще строился, вплоть до завершения в 1526 году. Это одна из величайших сокровищниц погребального искусства. в Польше рядом с соборами в Гнезно , Познани и Кракове .
В 1883–1901 годах здание подверглось сильной реготике, включая замену деталей и возвышение обеих башен. Это трехнефный храм с более узким и гораздо более низким пресвитерием . Среди памятников, расположенных внутри, особого внимания заслуживают следующие: витражи 1360 года, надгробие епископа Петра Бнинского 1494 года, деревянная статуя Богоматери начала XV века и картина Успения Пресвятой Богородицы. Мария Иоанна Великого примерно в 1480 году.
Справочная информация и история собора
[ редактировать ]Первые культовые сооружения во Влоцлавеке
[ редактировать ]возможно, уже было два храма Когда Влоцлавек стал епископством, в городе, . Одна из них, вероятно, была замковой часовней , а другая — церковью Св. Иоанна Крестителя , при которой действовал приход , находившийся под управлением тогда бенедиктинцев . Роль первого собора сыграла замковая часовня, находившаяся под покровительством князя. По словам летописца Яна Длугоша , епископ Свидгер (около 1133 г.) оборудовал новый собор во Влоцлавеке и приспособил замковую часовню, посвященную Святой Марии Успению . Однако первые письменные сведения о соборе во Влоцлавеке относятся лишь к 1185 году.
Из-за своего местоположения собор часто подвергался повреждениям. Воды реки Вислы и пожары также способствовали его разрушению, что в конечном итоге привело к строительству нового собора под руководством епископа Михала Годзиембы (1222-1252). Он решил построить новый собор на месте первого собора. Когда был заложен этот второй собор, достоверно неизвестно. Вероятно, это было трехнефное каменное здание в романском стиле с деревянным потолком. Он просуществовал до 1329 года, когда его разрушили Тевтонские рыцари . Он располагался к юго-востоку от замка, недалеко от улиц Гданьска, Беднарска и Замча. По данным источников, часть строительного материала от сноса сгоревшего собора (гранитный камень) была использована для строительства доходного дома по улице Беднарской, 2. [ 2 ]

Исследования истории первых соборов во Влоцлавеке еще не завершены. Оно требует дальнейшего исследования и раскопок . Немного лучше ситуация с третьим, сохранившимся до сих пор, собором-базиликой. [ 3 ]
Нынешний собор
[ редактировать ]
История собора Успения Пресвятой Богородицы начинается во времена епископства епископа Мацея Голанцского (1323-1364). Он был каноником Влоцлавека, Гнезно, Познани, Плоцка , Кракова и Вроцлава . Мацей был первым инициатором и строителем собора.
7 мая 1329 года тевтонские войска захватили Влоцлавек и разрушили городок, сосредоточив внимание, в частности, на собственности епископа. Тевтонские рыцари под страхом смерти запретили восстанавливать епископский город и собор.
24 августа 1330 года Мацей Голанцский решил подписать пакт с Великим Магистром Тевтонских рыцарей , Вернером фон Орсельном который позволил ему возобновить общественную религиозную деятельность. С этой целью в качестве временного решения была построена небольшая церковь за городом. Но Мацей Голачевский все еще хотел построить собор, собирал средства и разрабатывал планы для этого. 25 марта 1340 года он освятил краеугольный камень для начала строительства нового собора. В течение следующих 25 лет продолжалось строительство стен собора; Племянник Мацея - Збилут (1365-1383) стал епископом и продолжил строительство собора. Детали строительного процесса неизвестны. Первый этап, включающий пресвитерию, южную ризницу и казну, скорее всего, был завершен под руководством Мацея Голанчевского. Во время правления Збылута в епархии были закончены крыши чердаков и ризницы, главный алтарь установлен с фигурой Божией Матери.
Летописец Ян Длугош отметил в «Рочниках» начало строительства нынешнего собора, инициированное епископом Мацеем Палукой из Голанчи, который должен был заложить первый камень 25 марта 1340 года. [ 4 ] Строительство началось на новом месте за городом, недалеко от откоса Вислы. В 1350 году был воздвигнут и оборудован алтарь святых Иоанна и Андрея. Сначала были возведены длинный пресвитерий и южная ризница, а затем после 1358 года был построен основной корпус. После смерти епископа Мацея Палуки строительство было продолжено после 1364 года его племянником, епископом Збылутом Голанским.
Изменения в соборе
[ редактировать ]торжественное освящение собора, на котором присутствовал король Польши Владислав Ягайло 13 мая 1411 г. состоялось . Но собор еще не был закончен. Строительство продолжалось в течение следующих столетий.
Корпус главного нефа был завершен в начале 15 века. Истоки скромной формы собора являются предметом дискуссий среди искусствоведов, которые, например, выдвигают точку зрения, что собор в Гнезно , в качестве образца был взят [ 5 ] или что подобные образцы следует искать среди зданий, происходящих из традиции, сформировавшейся в художественной среде Верхнего Рейнланда, включая церковь цистерцианского аббатства в Салеме . [ 6 ] В 1392 году были зафиксированы расходы на кровлю. В 1411 году собор освятил епископ Ян Кропидло. В пятнадцатом и шестнадцатом веках работы над башней и часовней продолжались. Четырехлучевые звездчатые потолки рубежа XIV и XV веков происходят из архитектурной традиции Тевтонского ордена . До наших дней сохранились двадцать две четверти готических витражей пресвитерия, которые в настоящее время выставлены в часовне св. Варвары.
Часовни начали строиться вокруг основного корпуса церкви во второй половине 15 века. В южном нефе часовня Св. Мартина и дом капитула были построены в 1527 году, а капелла Цибавит - в 1541 году. В первой четверти XVI века были построены две капеллы (часовня Пресвятой Девы Марии и одна напротив Св. Казимира) были перестроены в стиле маньеризма . Они были покрыты куполами с фонарями.
Есть упоминания о том, что прелаты и каноники капитула во Влоцлавеке отдавали часть своих доходов на дальнейшее строительство и консервацию собора. [ 7 ] Во второй половине 15 века начались работы по возведению часовен вокруг основного корпуса церкви. [ 8 ] Рядом с южным нефом , Св. Мартина в 1527 году были построены часовня и дом капитула , а в 1541 году - часовня Цибавит. В начале 16 века эти две часовни были перестроены в стиле маньеризма включая покрытие их куполами с фонарями. Со временем собор нуждался в реконструкции. Во второй половине XVIII века крыша была отремонтирована. [ 9 ] а в 19 веке собор был переготизирован . Епископ Винцентий Теофил Хощак хотел, чтобы собор выглядел более монументально, и решил увеличить башни. Работы начались в 1878 году. Башни расширили, завершили остроконечными куполами.
Крыша была отремонтирована во второй половине 18 века. В 1891 году Константин Войцеховский начал работы по восстановлению собора. По его проекту вдоль северного нефа и западного крыльца была пристроена часовня, что позволило добиться симметричного расположения здания. Башни, первоначально не выше крыши главного нефа, а позже покрытые пузырьковыми куполами, были расширены двумя высокими этажами в неоготическом стиле. Работы заключались также в замене многочисленных элементов декора интерьера, стерших первоначальный готический характер собора. Также была вывезена большая часть современного оборудования. Работы были завершены в 1902 году. В 1907 году собору было присвоено звание малой базилики . Титул дал Папа Пий X.
Важным событием в истории собора стал визит Папы Иоанна Павла II , который останавливался во Влоцлавеке 6 и 7 июня 1991 года во время своего четвертого путешествия на родину. [ 10 ]
Интерьер
[ редактировать ]

- Интерьер украшен полихромией братьев Станислава и Здислава Ясинских, созданной в 1900–1901 годах.
- В окне пресвитерия витражи Юзефа Мехоффера (1938 г.), из которых в среднем окне изображено Успение Девы Марии.
- Готические витражи примерно 1350 года. [ 11 ] частично сохранившийся до наших дней в часовне Святой Варвары (первоначально в пресвитерии)
- Надгробие епископа Петра Бнинского в часовне Св. Иосифа, выполненное из красного мрамора Витом Ствошем в 1494 году.
- Готическая картина Успения Марии на реке Варте, приписываемая Иоанну Великому, датированная 1475 годом.
- Мраморное надгробие ренессансного епископа Кшеслава Курозвенского 1516 года.
- Бронзовое надгробие епископа Яна Карнковского в стиле ренессанс 1536 года.
- Деревянная готическая скульптура Богоматери начала пятнадцатого века.
- Группа «Тайная вечеря» 1505 года, полихромная.
- Большой соборный крест, стоящий у входа в пресвитерий, заложенный в начале 17 века.
- Палатки в стиле барокко 1683 года.
- Неоготическая группа Распятия расположена на арке над входом в пресвитерий.
До 2012 года сначала в алтаре и. с 1970-х годов в часовне Благовещения Пресвятой Богородицы стоял семирожковый подсвечник высотой 310 см и шириной 380 см, отлитый в 1596 году из бронзы рижским советником Гансом Мейером для церкви Св. Петра в Риге. . Памятник был перевезен во Влоцлавек во время Второй мировой войны вместе с группой немецких поселенцев из Латвии , переселенных в рамках операции «Хайм в Рейхе» . В феврале 2012 года подсвечник вернулся в Ригу в соответствии с соглашением с властями Латвийской Республики о репатриации культурных ценностей. [ 12 ]
мемориальная доска в память жертв катастрофы Ту-154 в Смоленске 10 апреля 2011 года в соборе была открыта .
В 2018 году собор был внесен в список исторических памятников в рамках акции «100 исторических памятников века независимости». [ 13 ]
Трехнефный интерьер выдержан в готическом стиле, но с барокко и неоготики элементами . В соборе собрано несколько великих произведений искусства разных веков, в том числе следующие:
- Могила , датируемая примерно 1496 годом, финансируемая Каллимахом и выполненная Петра Бнина Мощинского известным скульптором Вейтом Стоссом . Сейчас он находится в часовне Святого Иосифа. Примеры искусства эпохи Возрождения, такие как надгробие епископа Кшеслава Курозвецкого, сделанное из мрамора в 1516 году, и надгробие епископа Яна Карнковского, сделанное в 1536 году.
- Деревянные скульптуры Божией Матери начала XV века и полихромная группа Тайной вечери 1505 года.
- Надгробный памятник двум епископам Пстроконскому и Лубенскому в стиле раннего барокко 1629 года работы Августина фон Ойена. Он выполнен из разноцветного мрамора и алебастра и расположен в восточной маньеристической нише. У входа в нишу находится большой портал 17 века.
- Готические витражи примерно 1360 года, изготовленные, вероятно, в Торуни и финансируемые епископом Збылутом Голачевским.
- стиле модерн Витражи в по проекту Йозефа Мехоффера, изготовленные в 1938/1939 годах.
- Успение Пресвятой Девы Марии - картина, датируемая примерно 1475 годом, приписываемая Франциску Серадзскому.
- Успение Пресвятой Богородицы работы Яна Вельки, 1480 г. [ 14 ]
-
Неоготическая группа Распятия
-
Часовня Святого Причастия
-
Мемориал в боковом приделе Влоцлавского собора
-
Памятник Иоанну Павлу II в одном из боковых приделов Успенского собора.
-
Крыльцо собора
Организация церкви
[ редактировать ]В 2015 году новым приходским настоятелем стал Михал Кригер.
Павел Сковрон - викарий
Себастьян Адамчик - викарий
Хор
[ редактировать ]Когда оркестр , действовавший в соборе с XVIII века, закрылся, священник Леон Мочинский сформировал хор из семинаристов. Через некоторое время некоторые жители города выразили готовность присоединиться. Поэтому в соборе было два хора – священников и смешанный, состоявший из мальчиков-мирян и мужчин. Они часто выступали вместе как соборные хоры.
В 1925 году часть хора отделилась от собора и стала Товариществом бывших соборных хоров «Лютня» (Лутня) (существующим до сих пор). Священник Анджей Нодзинский реформировал соборный хор и продолжил с ним работу.
В 1938 году дирижером хора стал Тадеуш Гузенда. В 60-е годы он сформировал наряду с мужским хором женский хор. Когда дирижером был священник Збигнев Шигенда, он объединил оба хора. С 1983 года дирижером хора, состоящего из 45 человек, является Йозеф Новак. [ 15 ]
Массы и осмотр достопримечательностей
[ редактировать ]
- Понедельник: месса в 7 утра; 16:00 Благословение, скатывание четок и ектения святому Иосифу. 18:00 Месса.
- Вторник: месса в 7 утра; 16:00 Благословение и служба блаженному епископу Михалу Козалу, покровителю Влоцлавека. 18:00 Месса.
- Среда: месса в 7 утра; 16:00 Благословение и новена Богоматери вечной помощи. 18:00 Месса.
- Четверг: месса в 7 утра; 16:00 Благословение и молитва о священническом призвании по заступничеству Иоанна Павла II. 18:00 Месса.
- Пятница: месса в 7 утра; 16:00 Благословение и Венец Божественного Милосердия. 18:00 Месса.
- Суббота: месса в 7 утра; 18:00 Месса
- Воскресенье: месса в 7 утра; 8 утра Месса; 9:30 Месса; 11:00 Месса; с детьми и молодежью; 12.30 Месса; 18:00 Месса [ 16 ]
Осмотр собора с гидом возможен в следующие дни: вторник: с 9:00 до 15:00; Среда и четверг: с 10:00 до 16:00; Пятница: с 9.00 до 15.00, Суббота: с 9.00 до 14.00. Стоимость экскурсии для всей группы – 30 злотых. [ 17 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Фонарь часовни Девы Марии
-
Боковые ворота собора
-
Маньеристская часовня Пресвятой Девы Марии, внешний вид реконструирован в конце девятнадцатого века.
-
Распятие на северной стене храма
-
Памятник Стефану Вышинскому
-
Горгулья
-
Коперниканская стена
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Постановление Президента Республики Польша от 10 декабря 2018 г. о признании «Влоцлавека – собора Успения Пресвятой Девы Марии» историческим памятником , Законодательный вестник. У., 2018, №1. 2421
- ^ Пьюджет В., Падзиор М., Хшановский Т., Корнецкий М., Влоцлавек и окрестности , [в:] «Каталог памятников искусства в Польше», том XI, выпуск 18, Варшава, 1988, стр. 9.
- ^ «Кафедральный приход во Влоцлавеке (Кафедральный собор во Влоцлавеке)» . www.katedrawloclawek.pl . Проверено 14 февраля 2016 г.
- ^ Я. Длугош, Рочники, т. е. хроники знаменитого Царства Польского, кс. 9, пер. Й. Мрукувна, Варшава, 1975 г., стр. 270.
- ^ Анджей Гжибковский, «Готическая каменная архитектура в Польше», Варшава, 2014, стр. 152.
- ^ Джоанна Уциг, Петр Пайор, « Godny miana katedry». О происхождении архитектурной формы кафедрального собора во Влоцлавке. Архивировано 24 марта 2019 г. в Wayback Machine (пол.).
- ^ «Кафедральный собор во Влоцлавеке» . www.katedrawloclawek.pl . Проверено 20 мая 2016 г.
- ^ «Кафедральный собор во Влоцлавеке» . www.katedrawloclawek.pl . Проверено 14 февраля 2016 г.
- ^ Сикорская, Анна. «Собор Успения Пресвятой Девы Марии во Влоцлавеке» . www.odznaka.kuj-pom.bydgoszcz.pttk.pl . Проверено 14 февраля 2016 г.
- ^ «Кафедральный собор во Влоцлавеке» . www.katedrawloclawek.pl . Проверено 20 мая 2016 г.
- ^ Блажеевска А., Пилечка Э.: Средневековая картина, [в:] Historie Sztuki Torunia, Торунь, 2009.
- ^ Барбара Саник: Личность и перемещение. Архивировано 11 июня 2020 г. в Wayback Machine ( польский ). Католический гид.
- ^ «100 памятников истории к 100-летию восстановления независимости (польский)» (на польском языке) . Проверено 20 июня 2022 г.
- ^ «Научный кружок историков при Автомобильном объединении Т. Костюшко во Влоцлавеке - информация» . www.knh.wwi.pl. Архивировано из оригинала 05 марта 2016 г. Проверено 14 февраля 2016 г.
- ^ «Кафедральный собор во Влоцлавеке» . www.katedrawloclawek.pl . Проверено 14 февраля 2016 г.
- ^ «Кафедральный собор во Влоцлавеке» . www.katedrawloclawek.pl . Проверено 14 февраля 2016 г.
- ^ «Епархиальный музей во Влоцлавеке» . Museum.diecezja.wloclawek.pl . Проверено 14 февраля 2016 г.
Библиография
[ редактировать ]- Щенсны Скибинский, Польские готические соборы , Познань, 1996, стр. 131–137.
- Петр Пайор, Джоанна Уциг, «Godny miana katedry. О происхождении архитектурной формы кафедрального собора во Влоцлавке» , Folia Historiae Artium, Seria Nova, том 14: 2016 / PL ISSN 0071-6723.
- Джоанна Уциг, Витражи собора во Влоцлавеке в контексте южногерманского стиля живописи первой половины XIV века , Folia Historiae Artium, 13, 2015.
- Петр Новаковский, Архитектура собора во Влоцлавеке , машинопись магистерской диссертации, написанной под руководством докт. С. Скибинский, UMK Toruń 1988 (неопубликовано).
- М. Маховский, А. Влодарек, Влоцлавек. Соборная церковь Св. Панни Марий , [в:] «Готическая архитектура в Польше», т. 2: Каталог памятников, изд. Т. Мрочко, М. Аршиньского, Варшава 1995 (История польского искусства, 2), стр. 259.
- В. Лушкевич, Влоцлавский собор и проект его реставрации г-на Стриенского, «Czasopismo Techniczne», 1, 1883, № 5, № 6.
- Яцек Ковальский (Собор в Леслау/Влоцлавеке), [w:] Средневековая архитектура в Польше. Романская и готическая архитектура между Одером и Вислой, т. е. 1, изд. Ч. Херрманн, Д. фон Винтерфельд, Петерсберг, 2015, с. 298.