Jump to content

Квенланд

(Перенаправлено с Kainulaiset )

Квенланд , известный как Квенланд , Квенланд , Кэнланд и подобные термины в средневековых источниках, — древнее название области в Фенноскандии и Скандинавии . Квенланд, в таком или почти таком написании, известен из древнеанглийского отчета, написанного в 9 веке, в котором использовалась информация, предоставленная норвежским авантюристом и путешественником Охтером , а также из скандинавских источников, в первую очередь исландских . Возможный дополнительный источник был написан на территории современной Норвегии . Все известные скандинавские источники датируются XII и XIII веками. Здесь также обсуждаются другие возможные ссылки на Квенланд под другими именами и написаниями.

Древнеанглийский Орозий

[ редактировать ]

Норвежский искатель приключений и путешественник по имени Отер посетил Англию около 890 года нашей эры. Король Альфред Уэссекский записал свои рассказы и включил их в свою древнеанглийскую версию всемирной истории, написанную романо-латиноамериканским писателем Орозием . История Отере содержит единственное современное описание Квенланда, сохранившееся с IX века: [ 1 ]

[Отере] сказал, что земля норвежцев ( Нордманна ) была очень длинной и очень узкой... а на востоке расположены дикие горы, параллельные обрабатываемой земле. Финны населяют эти горы... Затем вдоль этой земли на юг, по другую сторону горы ( sic ), находится Швеция ... и вдоль этой земли на север, Квенланд ( Квеналенд ). Квены ( Cwenas ) иногда совершают грабежи на северян за горой, а иногда и северяне на них; есть очень большие [пресноводные] болота , среди гор [ 2 ] а квены переносят свои корабли по суше в болота и оттуда совершают грабежи на северян; у них очень маленькие корабли и очень легкие.

Как подчеркивается в тексте, рассказ Отере представлял собой устное заявление, сделанное королю Альфреду, а раздел, посвященный Квенланду, занимает всего два предложения. Информация Охтера о Квенсе могла быть из вторых рук, поскольку, в отличие от других своих рассказов, Отере никак не подчеркивает свою личную причастность. метод Отере по местонахождению Квенланда можно интерпретировать как означающий, что Квенланд располагался внутри и вокруг северной части современной Швеции и в средне-западной части современной Финляндии Если принять во внимание разницу в компасе викингов, . рассмотрение (подробнее см. ниже). Другие, несколько более поздние источники, называют землю, прилегающую к северной части Норвегии, « Финнмарком ». [ 3 ]

«Финны » могут быть отсылкой к саамам , но не все историки согласны с этим. [ 4 ] Хотя Отере не дает названия местности, где жили его «финны», он дает подробное описание их жизни в Северной Норвегии и ее окрестностях, не упоминая квенов. [ 5 ]

Особый интерес представляют упоминания о «больших [пресноводных] болотах» и о лодках квенов. Говорят, что болота находятся «среди гор», а слова, использованные в тексте, — geond þa moras . [ 2 ] О, возможно, имеется в виду южно-норвежский озерный край, который также упоминается в саге об Оркнейинге . Таким образом, ссылка включала бы озеро Мьёса , территорию, которая, как известно, была заселена в то время: сага об Оркнейингах рассказывает, как на этих жителей напали люди из Квенланда. [ 6 ]

Упоминание о «очень легких кораблях» (лодках), перевозимых по суше, имеет хорошо документированную этнографическую параллель в многочисленных волоках исторических речных и озерных путей в Фенноскандии и Северной России. По словам филолога Ирмели Валтонен, «[текст] не дает нам четкого представления о том, где должны находиться квены , хотя кажется разумным вывод, что они жили или оставались где-то в современных районах Северной Швеции или Северной Финляндии. ." [ 7 ]

Имя «Квен» ненадолго появляется позже в « Орозии» короля Альфреда . Квенское море упоминается как северная граница древней Германии , а Квенланд упоминается еще раз следующим образом:

...шведы ( Sweons ) имеют к югу от себя морской рукав, называемый Восточным ( Osti ), а к востоку от них Сарматия ( Sermende ), а к северу, над пустошами, находится Квенланд ( Cwenland ) , на северо-западе - кочевые народы ( Scridefinnas норвежцы ( Norðmenn ). ), а на западе - [ 8 ]

Считается, что компас викингов имел поворот сторон света на 45 градусов . [ 9 ] территории, перечисленные в «Орозии» Если рассматривать короля Альфреда, с учетом этого, то норвежцы окажутся к северо-западу от Швеции, а кочевые народы — к северу. Эти точки верны после вращения, исходя из разницы между компасом Viking и современным компасом. Квенланд тогда находился к северо-востоку от Швеции и мог быть расположен где-то вокруг современного шведского Норрланда или западной части современной Финляндии. Информация о том, что Квенланд расположен «над пустошами», к северу от «Швеции» периода викингов (что примерно соответствует южно-центральной части современной Швеции), соответствует идее о том, что Квенланд простирается до Норрланда. [ 4 ] не упоминается « Финляндия ». Ни в оригинальной, ни в обновленной версии истории Орозия нигде [ нужна ссылка ]

Как строилась Норвегия и сага об Оркнейских островах

[ редактировать ]

В трех средневековых исландских отчетах обсуждается Квенланд. Это сага об Эгилсе и более легендарный автор: Хверсу Норегр. [ 10 ] и сага об Оркнейинге . [ 6 ] По словам биггдиста Хверсу Норегра , квены приносили жертвы Торри, который «правил Готландом, Квенландом (Кэнланди) и Финляндией». Согласно «Саге об Оркнейинге» , Форньот был «королем», который «правил Готландом, который мы теперь знаем как Финляндия и Квенланд».

Исследование ДНК, проведенное на доисторических скелетных останках четырех человек с Готланда, подтверждает, что эта территория была этнически связана с Финляндией и Квенландом в первобытную эпоху, как это предполагает Хверсу Норегр Бюггдист и «Сага об Оркнейинге» :

«Охотники-собиратели демонстрируют наибольшее сходство с современными финнами», — говорит Понтус Скоглунд, эволюционный генетик из Уппсальского университета в Швеции. [ 11 ]

Недавние археологические открытия, сделанные в Финляндии, еще раз подчеркнули тесные связи между Готландом и современной Финляндией в первобытную эпоху. В конце весны 2013 года была обнаружена серебряная пластина периода Меровингов (600–800 гг. н.э.), предположительно являвшаяся частью ножен меча. в Раутярви , Финляндия, Происхождение серебряной пластины восходит к Готланду, судя по стилю ее орнамента. По мнению Юкки Луото из Музея Южной Карелии, «это указывает на то, что эти территории самостоятельно вели торговлю с Готландом». [ 12 ] [ 13 ]

Сага об Оркнейинге содержит реалистичное описание путешествия Нора из Квенланда в Норвегию. Судя по внутренней хронологии саги, это должно было произойти примерно в VI или VII веке нашей эры. [ нужна ссылка ] но знакомства очень ненадежны. Местоположение Квенланда, Финляндии и Готланда указано довольно точно:

«к востоку от залива, лежащего напротив Белого моря (Гандвик); мы называем его Ботническим заливом (Хельсингяботн)». [ 14 ]

Сага правильно помещает Ботнический залив «по ту сторону» (т. е. «по другую сторону» перешейка между двумя морями) от Белого моря . В саге не говорится, что Квенланд находился на побережье, а к востоку от Персидского залива.

Возможное местоположение Квенланда и маршрута Нора к фьорду Тронхейма. Квенланд также может быть расположен в другом месте к востоку от Ботнического залива. Выбранное место на карте является местом с наибольшим количеством археологических находок. Большинство интерпретаций помещают Квенланд в менее изученную северную прибрежную зону Ботнического залива.
Квенланд в 814 году нашей эры. Древнескандинавские саги предполагают, что Квенланд охватывал всю территорию Фенноскандинавии.

Вот как Нор начал свое путешествие в Норвегию:

Но Нор, его брат, дождался, пока на болотах ляжет снег, чтобы можно было путешествовать на лыжах. Он вышел из Квенланда, обогнул залив и прибыл в то место, населенное людьми, называемыми саамами (лопарями); [ 15 ] это за пределами Финнмарка.

Путешествуя некоторое время, Нор все еще находился «за пределами Финнмарка». После недолгой борьбы с саамами Нор продолжил:

Но Нор отправился оттуда на запад, к горам Кьолен, и долгое время они ничего не знали о людях, а стреляли в зверей и птиц, чтобы прокормить себя, пока не пришли к месту, где реки текли к западу от гор. — Затем он пошел вверх по долинам, которые тянутся к югу от фьорда. Этот фьорд теперь называется Тронхеймом.

Начав где-то с восточного побережья Ботнического залива, Нор либо прошел весь путь вверх и вокруг залива, либо пересек его на лыжах; была зима, и залив мог быть замерзшим. [ 16 ] В итоге Нор напал на территорию вокруг Тронхейма в центральной Норвегии, а затем на озерный край на юге, завоевав страну и объединив ее под своей властью. После этого о Квенланде не упоминается. И снова Квенланду посвящено лишь несколько слов, в основном о том, где он находился.

Путешествие Нора из Квенланда в Норвегию отсутствует в Хверсу , где фактически даже не упоминается, что Нор вообще пришел из Квенланда, а лишь говорится: «У Нора были великие сражения к западу от Киля». Возможно, это путешествие было взято из какого-то другого контекста и добавлено в сагу об Оркнейских островах на более позднем этапе неизвестным автором, который хотел сделать сагу более приключенческой.

Сага об Эгиле

[ редактировать ]

Сага об Эгилсе — это эпическая исландская сага , возможно написанная Снорри Стурлусоном (1179–1241 гг. н.э.), который, возможно, написал ее между 1220 и 1240 гг. н.э. Хотя авторство саг неясно, общепринято считать, что Снорри Стурлусон , который был влиятельным политиком, дипломатом королевского дома Норвегии и литератором, не был автором саг, а скорее собирал очень древние истории, которые передавались устно на протяжении многих веков. Сага охватывает длительный период, начинающийся в Норвегии в 850 году нашей эры и заканчивающийся около 1000 года нашей эры. Он содержит краткое описание дяди Эгиля Торольфа Квелдульфссона, сотрудничающего с королем Квенланда Фаравидом в борьбе с вторжением карелов. Достаточно точные географические подробности о местонахождении Квенланда приведены в главе XIV: [ 17 ]

Финмарк представляет собой широкий простор; на западе он ограничен морем, откуда бегут большие лиманы; по морю также на север и вокруг на восток; но на юге лежит Норвегия; Финмарк простирается почти вдоль всего внутреннего региона на юге, как и Хологаланд за его пределами. Но к востоку от Намдалена (Наумдале) находится Емтланд (Jamtaland), затем Хельсингланд (Helsingjaland) и Квенланд, затем Финляндия, затем Карелия (Кириалаланд); вдоль всех этих земель к северу лежит Финмарк, и есть обширные населенные местности, некоторые в долинах, некоторые у озер. Озера Финмарка удивительно велики, а возле озер расположены обширные леса. Но позади Марки от края до края лежат высокие холмы, и этот хребет называется Килс.

Как и Hversu Noregr byggdist , сага об Эгилсе четко разделяет Финляндию и Квенланд, указывая их как соседние территории. Однако Финляндия не указана ни в одной из сохранившихся версий саги, что указывает на то, что это могло быть более позднее добавление кем-то, кто больше не узнавал Квенланд. В саге говорится: «К востоку от Намдалена находится Емтланд», но на самом деле направление — юго-восток. Кроме того, Хельсингланд находится к юго-востоку, а не к востоку от Емтланда. Поскольку широко распространено мнение, что компас викингов имел поворот сторон света на 45 градусов, «восток» саги, похоже, соответствует современному юго-востоку. [ 9 ]

В главе XVII Торольф снова отправляется в Квенланд: [ 18 ]

Той же зимой Торольф поднялся на холм с сотней человек; он сразу же направился на восток, в Квенланд, и встретился с королем Фаравидом.

Если бы Торольф поднялся в горы вокруг своей родины Намдален, а затем прямо «на восток», т. е. на юго-восток, он бы сначала достиг Емтланда, а затем Хельсингланда. Это те же самые земли, которые были перечислены ранее в саге. Если понимать отрывок о движении «на юго-запад» буквально и прямо, то, продолжая путь из Хельсингланда через Ботнический залив, Торольф прибыл бы на юго-западную оконечность современной Финляндии, в центр населения Финляндии периода викингов (см. карту). Опять же, как и в случае с Ohthere , финны и квены одновременно не обсуждаются. В саге рассказывается, как норвежцы облагали налогом финнов. [ 19 ] но в саге нет никаких указаний на то, что квены соревновались с норвежцами за контроль над финнами или жили рядом или среди них. Было много споров по поводу того, дает ли сага правдивую информацию о Квенланде железного века, упоминая, что у квенов был реальный «король» и «закон», разделяющий добычу. Сага переносит противостояние норвежцев и карел в 9 век. [ нужна ссылка ]

Другие источники

[ редактировать ]

Помимо древнеанглийского Orosius , Hversu Noregr byggdist , Orkneyinga Saga и Egil's Saga , Kvenland или Kvens очень кратко упоминаются в четырех исландских текстах той же эпохи. Один из текстов, возможно, был написан в Норвегии .

Эпизод Норна-Гестс

[ редактировать ]

В Норне-Гестс яттре имеется краткое упоминание о короле Дании и Швеции ( Сигурде Хринге правившим в середине VIII века), сражавшемся против куршей и квенов:

Сигурда Ринга ( Sigurðr ) там не было, так как ему приходилось защищать свою страну, Швецию ( Svíður ), так как курши ( Kúrir ) и квены ( Kvænir ). туда совершали набеги [ 20 ]

История Норвегии

[ редактировать ]

Historia Norwegiae была написана где-то между 1160 и 1175 годами нашей эры в неизвестном месте. В нем содержится список народов Севера:

Но к северу с востока за Норвегией тянутся — увы! — многие языческие племена, а именно карелы ( Кириали ) и квены ( Квени ), рогатые финны ( cornuti Finni ) и оба народа Бьярмии ( utrique Biarmones ). Но какие племена живут за ними, у нас нет уверенности. [ 21 ]

Исландские анналы

[ редактировать ]

В исландских анналах есть позднее упоминание о квенах, явно действовавших на Севере. Говорят, что около 1271 года нашей эры произошло следующее:

Тогда карелы ( Керелиар ) и квены ( Квенир ) широко грабили в Хологаланде ( Hálogaland ). [ 22 ]

Возможные другие источники

[ редактировать ]

В некоторых досредневековых и средневековых текстах неясно, какие группы людей авторы имеют в виду под используемыми названиями. По мнению историков, термины, используемые для квенов, финнов и/или саамов в текстах, написанных в I тысячелетии нашей эры, включают следующее:

Однако в древнескандинавском языке слово «финн» ( finnr ) относилось к финнам , а, возможно, и к ; саамам то же значение это слово имеет и в букмоле (одном из двух официальных стандартов норвежского языка). [ 26 ] Скридфинне («финн, катающийся на лыжах или движущиеся финны») и финне могут также относиться к саамам как на латыни ( scricfinni/finni ), так и на греческом ( σκριϑίφινοι / φίννοι ) в средневековые времена. [ 27 ] [ нужна ссылка ]

Германия

[ редактировать ]

По словам финского историка Кёсти Юлку, германское племя ситоны, упомянутое в » Тацита « Германии в 98 году нашей эры, жило на территории северной Фенноскандии, утверждавшей, что это Квенланд , говоря: «Не может быть никакой путаницы в отношении географического положения ситонов». [ 24 ]

Различные интерпретации

[ редактировать ]

Квенланд и Кайнуу

[ редактировать ]

Квенланд породил множество теорий о его происхождении, однако расположение Квенланда к востоку от Ботнического залива было неизменной чертой большинства интерпретаций с 17 века, когда шведские историки Йоханнес Мессениус и Олаус Рудбекиус впервые отметили концепцию Квенланда. в древнескандинавских источниках. В 1650 году профессор Михаэль Вексиониус из Турку первым связал Квенланд с финским Кайнуу . В 18 веке финский историк Хенрик Габриэль Портан , среди прочих, обратил внимание на отрывок из Отере, в котором упоминаются Квены . Хотя Портан предположил, что древние квены могли быть шведами, многие другие стали рассматривать квенов как древнее финское племя. [ 25 ] [ 28 ] [ 29 ]

В настоящее время Кайнуу — это название внутренней провинции на северо-востоке Финляндии. В прошлом название Кайнуу часто использовалось для обозначения более западной прибрежной зоны вокруг Ботнического залива , даже до 19 века. В ранних словарях Умесаами термины Кайноладс и Кайнахалья обозначали норвежских и шведских мужчин и женщин соответственно. [ 30 ]

Квенланд и Похъёла

[ редактировать ]

В теории, несколько тесно связанной с теорией Кайнуу, Квенланд также ассоциировался с легендарным Похьолой . [ 4 ] Похъёла — потусторонняя страна в финской мифологии, которой правит жестокая ведьма по имени Лоухи . [ 4 ] Похъёла наиболее известен благодаря « Калевале» , финскому произведению эпической поэзии XIX века , составленному Элиасом Лённротом на основе карельского и финского устного фольклора и мифологии , собранного в основном в финском регионе Кайнуу . [ 31 ]

Существуют разные интерпретации происхождения мифической Похъёлы. Некоторые из них включают части Лапландии и древнего Кайнуу (так же, как и Квенланд, согласно распространенному сегодня мнению. [ 4 ] [ 25 ] [ 32 ] ) в Похъёле Калевалы. Некоторые отмечают сходство с названием Остроботния ( по-английски Ostrobothnia ), региона на западе Финляндии.

Другие интерпретации

[ редактировать ]

Оригинальную точку зрения высказал финский историк и профессор Хельсинкского университета Матти Клинге , который поместил Квенланд/Каинуу не только на юге Финляндии, но и вокруг Балтийского моря как своего рода финско-шведскую «морскую конфедерацию». Клинге представил гипотезу о Квенланде как военно-морской державе на Балтике, расположенной как на современной финской, так и на шведской сторонах Ботнического залива, а также в некоторых прилегающих районах. [ 33 ] Фольклорист и профессор литературы Вяйно Кауконен называет это «фантастической сказкой» и «желанием мечты». [ 34 ] Однако почетный профессор археологии Университета Турку Унто Сало также пришел к выводу, что «квены/каинулайнены» были жителями Сатакунты в Южной Финляндии. [ 35 ] Существуют археологические свидетельства, связывающие Сатакунту и Лапландию (например, типы лыж), но пропускающие области между ними позволяют предположить, что экспедиции предпринимались из Сатакунты на север в конце эпохи викингов. Кроме того, топономия предполагает, что жители Сатакунты пользовались регулярными маршрутами, чтобы добраться на север. Наконец, хаапио, тип очень легкой лодки-землянки, широко использовался в Сатакунте и идеально подходил для таких экспедиций. Унто Сало предполагает, что название Хаапаранта («Осиновый берег») в Северной Швеции (графство Норрботтен) могло быть дано из-за наличия аспидов, необходимых для строительства хаапиосов. Первоначально Квенланд, скорее всего, располагался в Южной Остроботнии, но когда это поселение исчезло в начале 9 века по неизвестным причинам, норвежцы продолжали применять термин Квен к жителям Сатакунты и Хяме, унаследовавшим северную торговлю и налогообложение. [ 36 ]

Женщина Земля

[ редактировать ]

Существуют разные точки зрения на то, почему древние ученые упоминали Квенланд как территорию, где доминировали женщины. Некоторые предположили, что могли иметь место неверные толкования терминологии. Каким бы ни было этимологическое происхождение элемента kven он легко переводится как «женщина» , на древнескандинавском языке . Протогерманские * kwinōn , * kunōn , * kwēni-z и * kwēnō для «женщины» развились в kona , ? n , kvān , kv kvɔ̄n , kvendi , kvenna и kvinna на древнескандинавском языке. [ 37 ] Вполне вероятно, что это привело к тому, что ученые носители древнескандинавского языка отождествили Квенланд со страной амазонок из греческих легенд; Адам Бременский , например, часто упоминает амазонок в произведениях о крайнем Севере. [ 38 ]

Среди источников, использованных историками в соответствующих дебатах, - следующее высказывание Тацита ок. 98 год н.э.:

«На суионах граничит народ ситонов; и, соглашаясь с ними во всем остальном, отличаются от них тем, что здесь власть осуществляет женщина. Так общеизвестно, что они вырождаются не только из состояния свободы, но и даже ниже состояния рабства».

По мнению многих историков [ ласковые слова ] , термин Ситоны (Квены [ 24 ] [ 25 ] ) разделяет этимологические корни с Сигтуной , которая гораздо позже имела латинское написание Ситуне . [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] Согласно саге о Дисасе , Ситонами управляла королева. Согласно распространенному мнению, «королева» ситонов либо происходит от древнескандинавского термина, обозначающего «женщина», либо является возможной лингвистической путаницей, лингвистическое происхождение которого совпадает с термином, используемым по отношению к квенам . [ 42 ] [ 43 ] Согласно Томасу Уильяму Шору , термин «королева» в английском языке происходит от термина «qwen» , написания, используемого для квенов, например, Вулфилой в ок. 352 г. н.э. и король Альфред Великий Уэссекса в ок. 890 г. н.э. [ 44 ] В 1075 году нашей эры в Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum немецкий летописец Адам Бременский называет Квенланд Женской землей, заявляя следующее:

Тем временем шведы ( свеоны ), изгнавшие своего епископа, получили божественную месть. И сначала сын короля по имени Анунд, которого отец послал его расширить свое королевство, после прибытия в Страну женщин ( patriam feminarum ), которых мы считаем амазонками, был убит вместе со своим войском от яда, который они подмешали к родниковая вода. (III 15)

«После этого идут шведы ( свеоны ), которые управляют обширными территориями вплоть до «Земли женщин» ( terram feminarum ). Говорят, что к востоку от них живут Вицци, Мирри, Ламий, Скути и Турки вплоть до границы с Россией ( Рузиам )». (IV 14) [ 4 ]

В соответствующих дебатах иногда также упоминаются финский эпос «Калевала» , согласно которому Похьёлой правила женщина по имени Лоухи или Похьян-акка . Древние скандинавы знали северных богинь-правительниц под именами gýgjar (единственное число: gýgr ) и íviðjur (единственное число: íviðja ). Есть также упоминание о северной стране женщин в исландском манускрипте XIV века, в котором описывается земля куэнна («земля женщин»).

Различные теории происхождения квенов

[ редактировать ]

В 1958 году финский историк, политик и Хельсинкского университета профессор Кустаа Вилкуна предположил, что Кайнуу или Квенланд изначально находился в Южной Финляндии, на берегу Ботнического залива и охватывал только северную юго-западную Финляндию и прибрежную Сатакунту . [ 45 ] Небольшая местность под названием Каланти ( Каланд по-шведски) могла быть остатком прежнего названия Квенланд. В результате торговых экспедиций и экспедиций по сбору дани, а также расширения поселений кайнулайсета территориальная концепция Кайнуу постепенно смещалась на север.

Другой историк середины 20-го века, профессор Ялмари Яаккола , считал квенов или кайнулайсетов дальними охотниками и сборщиками дани, выходцами из Верхней Сатакунты , из внутреннего региона, окружающего современный город Тампере . [ 46 ] Эту теорию поддержал профессор Армас Луукко. [ 47 ]

В 1979 году профессор Пентти Вирранкоски из Университета Турку представил гипотезу, согласно которой Кайнуу изначально был оседлым поселением железного века в Южной Остроботнии . После того, как поселение предположительно было разрушено в результате межплеменной войны в начале IX века, кайнулайсет расселился по западному побережью Финляндии, оставив в качестве постоянных следов только топонимы и некоторые археологические находки. [ 48 ]

В 1980 году Университета Оулу профессор Йоуко Вахтола отметил, что нет никаких доказательств того, что имя Кайнуу имеет западнофинское происхождение, и считал, что оно имеет восточнофинские корни. Однако он предложил общую германскую этимологию названий Кайнуу и Квенланд. Как и большинство его предшественников, Вахтола рассматривал Кайнуу/Квенланд как название прибрежной Остроботнии, что примерно означает «низменная земля». Основываясь на археологических знаниях севера, Вахтола не верил в существование отдельного племени железного века под названием квены. Он считал квенов преимущественно тавастийцами, охотившимися и торговавшими в северной Остроботнии , тем самым частично воспроизводя взгляд на Яакколу и Луукко (Верхняя Сатакунта входила в состав традиционной Тавастии). [ 49 ] Эта теория в настоящее время широко принята в Финляндии, Швеции и Норвегии и цитируется во многих исследованиях и популярных работах.

В 1995 году финский лингвист Йорма Койвулехто поддержал теорию об общих этимологических корнях названий Кайнуу и Квенланд . Он предлагает новую этимологию, означающую примерно «морской разрыв», причем «морской разрыв» означает северный морской путь через Ботнический залив. [ 32 ]

Увеличение полевых археологических исследований на севере Финляндии поставило под сомнение идею о том, что в Квенланде почти нет оседлых поселений. Воодушевленный новыми открытиями, профессор Кёсти Юлку из Университета Оулу представил теорию о том, что квены были ранними постоянными финскими жителями Северной Финляндии и Норрботтена (часть современной Швеции). [ 4 ]

Некоторые шведские историки предполагают, что древние квены на самом деле были скандинавской, а не финской группой, но в наши дни эти взгляды мало поддерживаются. Шведский археолог Томас Валлерстрем предполагает, что квены/ кайнулайсет были собирательным названием нескольких финских групп, участвовавших в торговле мехом с запада на восток, причем не только южных финнов, но предков карел и вепсов также . В этом случае земля квенов простиралась бы от Ботнического залива на западе до Онежского озера на востоке. [ 50 ]

Квенланд и квены позже в историческое время

[ редактировать ]

В 1328 году в Хартии Телье ( Tälje stadga ) — старейшей известной записи, написанной на шведском языке, — упоминаются Биркарлы ( bircharlaboa ). Судя по полученной информации, биркарлы тогда населяли территории, например, в Северном Хельсингланде, который охватывал западное побережье Ботнического залива, а оттуда вплоть до реки Оулу и вокруг залива. Хартия Телье — это государственный договор, ратифицированный между квенами и шведской короной, в котором король Швеции гарантирует биркарлам квенам торговые права и права по сбору налогов в качестве главных судебных исполнителей, судебных приставов (шведский термин: фогде ) на Севере. [ 51 ]

В своей карте Carta Marina 1539 года швед Олаус Магнус помещает Биркарла Квенса ( Квенар ) на норвежском побережье Северной Атлантики, примерно посередине между архипелагом Лофотенским Беркара и современным городом Тромсё . В своей «Historia de Gentibus Septentrionalibus» («Описание северных народов») 1555 года он также упоминает оба термина: финских торговцев, которые путешествовали между Торнио и современной территорией Норвегии и населяли ее, как говорят, называли квенами. . [ 4 ] [ 52 ] В самых ранних сохранившихся норвежских налоговых записях, хранящихся в Национальной архивной службе Норвегии ( Риксаркивет ), датируемых серединой 16 века, также упоминаются квены. [ 53 ]

Сегодня термин «квен» используется в Норвегии по отношению к потомкам финноязычных людей, которые населяли или мигрировали на современную территорию Норвегии в любое время до Второй мировой войны. Волны миграции, начиная с 16-го века, привели финских поселенцев в Северную Норвегию из современных территорий Северной Швеции и Северной Финляндии, в основном из северных прибрежных районов Ботнического залива .

Современное появление терминов Квенланд и Квенс.

[ редактировать ]

Неоднократные утверждения о том, что в средние века существовала страна под названием Квенланд , населенная финноязычным народом по имени Квены , вновь появились в наше время в северной Швеции и северной Финляндии на фоне утверждений о том, что «квены» не только являются коренным народом в северная Швеция и Финляндия, но коренное население есть. Претензии, которые напрямую связаны с борьбой за права на охоту и рыбную ловлю на очень обширных территориях северной Фенноскандии между саамами , которые, возможно, ошибочно являются признанными коренными жителями этой территории, и тамошним шведско- и финноязычным населением. . Однако нет никакой документированной или каким-либо иным образом доказанной связи между людьми в северной Швеции и Финляндии, которые сейчас называют себя квенами , и географическим районом и людьми, которые там жили, которых в средневековые времена называли квенландами и Квенс . [ 54 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Интернет-издание описания Квенланда, сделанное Ohthere . Более точное издание оригинального текста находится в книге Торпа Б. « Жизнь Альфреда Великого в переводе с немецкого доктора Р. Паули, к которой прилагается англосаксонская версия Орозия Альфреда» , Bell, 1900, стр. 250. –52. Обратите внимание, что в переводах здесь названия мест, стран и людей приведены в соответствие с формами, используемыми в Википедии, а формы, используемые в тексте, представлены в круглых скобках.
  2. ^ Перейти обратно: а б Учитывая контекст, слово «геонд» с рядом возможных значений «на протяжении», «над» и «насколько» лучше всего понимать как «среди»; а слово «морас», имеющее ряд возможных значений в словах « болота » или «горы», лучше всего понимать как «горы», хотя слово «болота» может подразумеваться. Слово mór[]m (-es/-as), употребленное в оригинальном тексте, можно перевести как болото, трясина, болото; холм, гора. См., например «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 5 октября 2009 г. Проверено 26 февраля 2008 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) .
  3. ^ Например, «Сага об Эгиле».
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Юлку, Кёсти: Квенланд – Кайнуунмаа . С аннотацией на английском языке: Древняя территория Кайнуу . Оулу, 1986 год.
  5. ^ Вот описание саамов . Ранее в тексте Отере, как сообщается, сказал, что «эта земля простирается очень далеко к северу отсюда, но вся она пуста , за исключением нескольких мест, где тут и там обитают финны».
  6. ^ Перейти обратно: а б Сага об Оркнейинге . См. также исходный текст .
  7. ^ Ирмели Валтонен: Земля за морями и горами: исследование упоминаний о Финляндии в англосаксонских источниках. Статья в книге « Протоистория Финляндии» . Под редакцией Кёсти Юлку. Рованиеми 1992.
  8. ^ См. География Альфреда
  9. ^ Перейти обратно: а б См., например, Weibull, Lauritz. Концепция направления древних скандинавов . Скандия 1/1928; Экблом, Р. Альфред Великий как географ . Изучите Нейфилологию. 14.1941-2; Экблом, Р. Древняя нордическая ориентация и путешествие Вульфстана в Трусо . Лучший друг. 33/1938; Щит, Трюггве. Исландская широта . Скрипта Исландика. Ежегодник Исландского общества 16/1965.
  10. ^ Как была основана Норвегия . См. также исходный текст .
  11. Исследование ДНК, опубликованное на сайте Nature.com 26 апреля 2012 года. Понтус Скоглунд о доисторических готландцах: «Охотники-собиратели демонстрируют наибольшее сходство с современными финнами».
  12. ^ Yle News, «Археологи-любители сделали огромные открытия весной », опубликовано 4 июня 2013 г. (на финском языке).
  13. Yle News, «Мистическая серебряная пластина, обнаруженная в Раутярви, может изменить написание истории », опубликовано 30 мая 2013 г. (на финском языке).
  14. ^ Текст на языке оригинала. Архивировано 8 мая 2007 г. в Национальной и университетской библиотеке Исландии.
  15. ^ Неясно, относится ли это к саамам или к какой-то другой группе. Финский «Лапп» не появляется ни в одной другой саге. Это имя стало общим для саамов лишь позднее, в средние века, и норвежцы так и не приняли его.
  16. ^ Карта Скандинавии Олауса Магнуса, 1539 г. н. э. Архивировано 1 июня 2009 г. в Wayback Machine . Использование замерзшего Ботнического залива было обычным явлением и в XVI веке, как описано на карте, см. раздел F.
  17. Сага об Эгиле, глава XIV.
  18. Сага об Эгиле, глава XVII.
  19. Сага об Эгиле, глава X
  20. Norna-Gests þáttr, глава 7. Архивировано 14 мая 2006 г. в Wayback Machine . См. также английский перевод. Архивировано 14 мая 2006 г. на Wayback Machine .
  21. ^ Шторм, Густав. Monumenta Historica Norwegiae , страницы 73–75. См. также стр. 204. Здесь представлен перевод автора статьи.
  22. Íslenzkir annáler sive Annales Islandici ab anno Christi 809 ad annum 1430 , страницы 140–141. Приведенный здесь перевод выполнен автором статьи.
  23. ^ Яаккола, Ялмари: Протоистория Финляндии . Вернер Сёдерстрем. Порвоо, 1956 год.
  24. ^ Перейти обратно: а б с д Юлку, Кёсти: Квенланд – Кайнуунмаа , стр. 51. С аннотацией на английском языке: Древняя территория Кайнуу . Оулу, 1986 год.
  25. ^ Перейти обратно: а б с д Корхонен, Олави: «Надежда - что это за лодка? Лингвистические взгляды. Нижний контакт I. Лекция на конференции по морской истории в Эрншельдсвике, 12–14 февраля 1982 г. Эрншельдсвик, 1982 г.».
  26. ^ Онлайн-словарь норвежского языка Университета Осло. Архивировано 17 августа 2016 г. в Wayback Machine . Проверено 12 июля 2016 г.
  27. ^ Словарь Шведской академии 1924 года . Проект языковых данных Гетеборгского университета . Проверено 12 июля 2016 г.
  28. ^ «Германия Тацита» . Архивировано из оригинала 5 марта 2009 г. Проверено 21 апреля 2013 г.
  29. ^ Юлку, Кёсти: Квенланд – Кайнуунмаа. С аннотацией на английском языке: Древняя территория Кайнуу . Оулу, 1986. См. стр. 11–24.
  30. ^ Лексикон Лаппоникум , 1768 г.
  31. ^ Аннели Асплунд; Сиркка-Лииза Меттом (октябрь 2000 г.). «Калевала: финский национальный эпос» . Проверено 15 августа 2010 г.
  32. ^ Перейти обратно: а б Йорма Койвулехто. Кайну Нижней Сатакунты и Кайнуу на севере. [ Каину Западной Сатакунты и Кайнуу севера.] Статья в книге « Язык и культура Сатакунта» . 1995.
  33. ^ Клинге, Матти. Muinaisuutemme merivallat (1983). Книга на финском языке, также опубликована на шведском языке под названием Östersjövärlden (1984 г.) и на английском языке под названием Ancient Powers of the Baltic Sea (2006 г.).
  34. ^ Кауконен, Вяйно: Калевала как стихотворение Лённрота II. Факты и вымыслы . « Калевала» как эпос Элиаса Лённрота . Факты и фантазии.] Публикации Института Снельмана 7. Куопио, 1988. См. страницы 200–209.
  35. ^ Унто Сало, экспедиции Фаравида и организация Сатакунты в железном веке (Фаравид 27/2003)
  36. ^ Пентти Вирранкоски, Кайну - люди железного века Остроботнии (Фаравид 2/1978)
  37. ^ Этимология слова kwen.
  38. ^ Рудольф Симек , «Monstra septentrionalia: Сверхъестественные монстры Крайнего Севера в средневековых преданиях», в « Воображении сверхъестественного Севера », изд. Элеонора Розамунд Барраклаф, Даниэль Мари Кадмор и Стефан Донекер, Эдмонтон: Университет Альберты, 2016 г., ISBN   978-1-77212-267-1 , стр. 55–75, стр. 60–61, 65–66.
  39. ^ Шведский дипломатический номер I № 852. Оригинал письма . Папы Александра III Обращение к королю Кнуту Эрикссону и ярлу Биргеру Брозе в 1170-х годах.
  40. ^ Генрих Готфрид Райхард высказал эту точку зрения в своем издании Germania ; Настоящая энциклопедия классической древности Паули в алфавитном порядке , изд. Август Паули, Кристиан Вальц и В. С. Тойфель, Том 6.1 Pra - Stoiai , Штутгарт: Метцлер, 1852, OCLC   165378771 , с. 1226 (на немецком языке)
  41. ^ Чарльз Антон, Классический словарь, содержащий описание основных имен собственных, упомянутых у древних авторов, и предназначенный для выяснения всех важных моментов, связанных с географией, историей, биографией, мифологией и изобразительным искусством греков и римлян: вместе с счет монет, весов и мер с такими же табличными значениями , Нью-Йорк: Harper, 1841, repr. 1869, OCLC   52696823 , с. 1244 .
  42. ^ Гудмунд Шютте , тр. Джин Янг, Наши предки, готические народы: Руководство по этнографии готских, немецких, голландских, англосаксонских, фризских и скандинавских народов , Кембридж: Кембриджский университет, 1929–33, ОСЛК   2084026 , с. 126 .
  43. ^ Гвин Джонс , История викингов , 2-е изд. Оксфорд: Оксфордский университет, 1984 г., ISBN   9780192851390 , стр. 24–25 .
  44. ^ Происхождение англосаксонской расы . Томас Уильям Шор . Первое издание, 1906 г. Переиздано Kennikat Press, 1971 г.
  45. ^ Вилкуна, Кустаа. Квенланд. Где и что? (1958). Книга на финском языке, шведский перевод опубликован в 1969 году.
  46. ^ Яаккола, Ялмари: Ранняя история Финляндии . [Протоистория Финляндии]. Хельсинки 1935 г., второе издание 1958 г.
  47. ^ История Северной Остроботнии и Лапландии II [История Северной Остроботнии и Лапландии, II.] Оулу, 1954.
  48. Статья Пентти Вирранкоски в журнале Faravid , 1979.
  49. ^ Вахтола, Йоуко. История Торнионлааксо I. Квинс, кайнуиты. Malungs boktryckeri AB, Малунг, Швеция. 1991. См. стр. 216.
  50. ^ Томас Валлерстрём: Норрботтен, Швеция и средневековье. Проблемы власти и расселения на европейской периферии . Лундские исследования по средневековой археологии 15:1. 1995. С резюме на английском языке: Норрботтен, Швеция и средневековье. Проблемы власти и расселения на европейской периферии. См. стр. 213–238.
  51. ^ Schefferus bok LAPPONIA (ЛАПЛАНДИЯ ), опубликовано в 1673 году на латыни. Перевод с латинского языка, последний раз напечатанный в 1995 году Валлерстремом в Швеции. Страница 48.
  52. ^ Вахтола, Йоуко. История Торнионлааксо I. Квинс, кайнуиты. Malungs boktryckeri AB, Малунг, Швеция. 1991.
  53. ^ Ниеми, Э. (1994). Женщины и государство – исторический обзор. В: Торековен Стрём (ред.) . Отчет с семинара «Квенене – забытое меньшинство?», ноябрь. 14 октября 1994 г., Университет Тромсё / Музей Тромсё.
  54. ^ Myten om kvänernas rike. В Гранскнинге. Рукопись, 12 августа 2013 г. Леннарт Лундмарк — историк на пенсии, ранее работавший в Университете Умео , признанный эксперт в этой области, опубликовавший несколько книг по истории северной Фенноскандии (PDF на шведском языке). Проверено 14 июля 2016 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Эдгрен, Торстен – Доисторические времена . История Финляндии 1. 1993.
  • Халленкройц, К.Ф. – Адам, Швеция и смена веры . 1984.
  • Хуурре, Матти – 9000 лет предыстории Финляндии . 1979, 1995.
  • Ютиккала, Эйно, с Кауко Пириненом – История Финляндии . 1979.
  • Вахтола, Йоуко - История Финляндии / От ледникового периода до Евросоюза . 2003.
  • Зеттерберг, Сеппо / Тиитта, Аллан – Финляндия на протяжении веков . 1997.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 280386275eb694e5212a5265f0339068__1722791880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/28/68/280386275eb694e5212a5265f0339068.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kvenland - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)