синдром амока

Синдром амока — это агрессивная диссоциативная модель поведения, заимствованная из Индонезии и Малайзии, которая привела к появлению английской фразы « выйти из-под контроля» . [ 1 ] Это слово происходит от малайского слова amuk , традиционно означающего «неистовый порыв» или «яростное нападение». [ 2 ] [ 3 ] Синдром амока представляет собой эпизод внезапного массового нападения на людей или предметы после периода размышлений, который традиционно считается происходящим, особенно в малазийской культуре, но в настоящее время все чаще рассматривается как психопатологическое поведение. [ 4 ] Синдром «Амока» встречается в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам (DSM-IV TR). [ 5 ] В DSM-V синдром Амока больше не считается синдромом, связанным с культурой , поскольку категория синдрома, связанного с культурой, была удалена. [ 1 ]
малайское слово
[ редактировать ]Термин «амок» произошел от малайского слова «менг-амук» , которое в грубом понимании означает «совершить яростную и отчаянную атаку». [ 6 ] В свою очередь, это слово произошло от прото-малайо-полинезийского слова hamuk , «атака». [ 7 ] Согласно культурам Малайзии и Индонезии, безумие уходит корнями в глубокую духовную веру. [ 8 ] Малазийцы традиционно верят, что причиной безумия является ханту белиан . [ 9 ] это злой дух тигра , который входит в тело человека и совершает отвратительный поступок. В результате этого убеждения представители малайской культуры терпят буйство и справляются с его последствиями, не проявляя неприязни к нападавшему. [ 10 ]
Хотя эта фраза обычно используется в разговорном и менее агрессивном смысле, она особенно связана со специфическим социопатическим синдромом, связанным с культурой , в культурах Малайзии , Индонезии и Брунея . В типичном случае выхода из-под контроля человек, почти всегда мужчина, не проявлявший ранее признаков гнева или какой-либо склонности к насилию, приобретает оружие, традиционно меч или кинжал, но, возможно, любое из множества видов оружия, и в внезапное безумие, попытается убить или серьезно ранить любого, с кем он сталкивается, и себя. [ 11 ]
Амок обычно происходит в густонаселенном или людном месте. Эпизоды безумия такого рода обычно заканчиваются тем, что нападавший был убит прохожими или совершил самоубийство , что порождает теории о том, что безумие может быть формой преднамеренного самоубийства в культурах, где самоубийство сильно стигматизируется. [ 12 ] Те, кто не совершает самоубийства и не погибает, обычно теряют сознание, а придя в себя, заявляют об амнезии.
Ранний западный отчет об этой практике появляется в дневниках британского исследователя капитана Джеймса Кука , который якобы лично столкнулся с безумием в 1770 году во время кругосветного путешествия. Кук пишет о людях, которые вели себя безрассудно и агрессивно без видимой причины и «без разбора убивали и калечили жителей деревни и животных в яростной атаке». [ 13 ]
Широко распространенное объяснение связывает безумие с мужской честью . Эмок со стороны женщин и детей практически неизвестен. [ 14 ] Таким образом, выход из-под контроля был бы одновременно способом побега из мира, поскольку преступники обычно были убиты или совершали самоубийство, и восстановлением репутации человека, которого следует бояться и уважать.
Современный психиатрический синдром
[ редактировать ]В 1849 году безумие было официально классифицировано как психиатрическое заболевание на основании многочисленных отчетов и тематических исследований, которые показали, что большинство людей, вступивших в безумие, были в некотором смысле психически больными. [ 15 ] «Безумие» используется для обозначения поведения человека, который, охваченный сильными эмоциями, достает оружие и начинает нападать на людей. [ 16 ] Около двадцати лет этот тип поведения описывался как синдром, обусловленный культурой. [ 16 ] В DSM-V категория синдрома, связанного с культурой, была удалена, а это означает, что это конкретное состояние больше не классифицируется как таковое. [ 1 ] Синдромы, связанные с культурой, рассматриваются как состояния, которые возникают только в определенных обществах, тогда как стандартные психиатрические диагнозы не рассматриваются так, независимо от того, существуют ли какие-либо культурные ограничения. [ 1 ]
Недавние исследования показали, что синдром Амока не зависит от конкретной культуры, а может возникнуть в любой точке мира, поскольку каждый может испытать эпизод Амока. [ 17 ] На протяжении всей истории в Соединенных Штатах происходили массовые убийства, такие как резня в средней школе Колумбайн и стрельба в начальной школе Сэнди Хук , что ставит под вопрос, основан ли синдром Амока на психическом заболевании или на простом акте совершения массового убийства. [ 17 ] Синдром Амока, в свою очередь, будет более распространен в других обществах, а не только в малайских культурах. Фактически, существуют и другие общества, такие как Полинезия, например «кафард», и Пуэрто-Рико, «маль де пелеа», которые имеют схожие синдромы с другими терминами. [ 18 ]
Формы
[ редактировать ]Хотя DSM-IV не делает между ними различий, наблюдатели исторически описывали две формы безумия: берамок и безумие. Берамок, который считается более распространенным, был связан с личной потерей, и ему предшествовал период депрессии и размышлений. Считалось, что амок, более редкая форма, возникает из-за ярости, предполагаемого оскорбления или вендетты против человека. [ 10 ]
Исторические и межкультурные сравнения
[ редактировать ]
Ранние путешественники по Азии иногда описывают своего рода военное безумие, в котором солдаты, очевидно столкнувшиеся с неизбежным поражением, внезапно впадали в неистовство насилия, которое настолько напугало их врагов, что оно либо принесло победу, либо, по крайней мере, обеспечило то, что солдат в этой культуре считал почетной смертью. .
Томе Пирес в своей книге «Suma Oriental» отметил обычаи яванского народа 1513 года: [ 19 ] : XXV, 176
Нет среди народов таких людей, которые были бы беспорядочными, как в яванском народе. Амокос означает людей, которые полны решимости умереть (впасть в ярость). Некоторые из них делают это, когда пьяны, и это простые люди; но дворяне имеют обыкновение вызывать друг друга на дуэли и в ссорах убивают друг друга; и это обычай страны. Некоторые из них убивают себя верхом на лошадях, а некоторые пешком, в зависимости от того, что они решили.
Дуарте Барбоза в 1514 году записал яванцев в Малакке : [ 20 ] : 194
У них очень хорошее оружие, и они доблестно сражаются. Некоторые из них, если заболеют какой-либо тяжелой болезнью, клянутся Богу, что, если останутся здоровы, то по своей воле будут искать другой, более почетной смерти за его службу, а как только выздоровеют, берут кинжал. в их руках, выходят на улицы и убивают столько людей, сколько встречаются, и мужчин, и женщин, и детей, так что они ходят, как бешеные собаки, убивая, пока их не убьют. Они называются амуко . И как только они видят, что они начинают эту работу, они кричат, говоря: амуко , амуко , чтобы люди могли позаботиться о себе, и убивают их ударами кинжала и копья. Многие из этих яванцев живут в этом городе с женами, детьми и имуществом.
Эта форма амока, по-видимому, напоминает скандинавского Берсеркера , мал де пелеа (Пуэрто-Рико) и иич'аа (навахо). [ 21 ] Боевой транс зулусов — еще один пример склонности некоторых групп доводить себя до убийственного безумия.

В современной Индонезии термин «амок» ( амук ) обычно относится не к индивидуальному насилию, а к бешеному насилию со стороны толпы. Индонезийцы теперь обычно используют термин «гелап мата» (буквально «потемневшие глаза») для обозначения отдельного неистового человека. Лоренс ван дер Пост испытал это явление в Ост-Индии и написал в 1955 году:
«Гелап мата», «Темный глаз», — это выражение, используемое на Суматре и Яве для описания любопытного и тревожного социального явления. В социальном плане малайцы, суматранцы и яванцы — люди с самым лучшим поведением, которых я когда-либо встречал. На первый взгляд это чрезвычайно нежные, утонченные и покорные люди. На самом деле слово «малайский» происходит от слова «малу», «нежный», а мягкость — это качество, которое среди малайцев и их соседей ценится выше всех остальных. В своей семейной жизни, в подчинении традиционной и родительской власти, в своих общественных обязанностях они относятся к числу самых послушных людей на земле. Но время от времени происходит что-то очень тревожное. Человек, который всю свою жизнь вел себя так услужливо и всегда в совершенстве выполнял свой долг перед внешним миром, вдруг обнаруживает, что продолжать это делать невозможно. В одночасье он восстает против доброты и послушания. [ 22 ]
На Филиппинах также «амок» означает необоснованную убийственную ярость человека. В 1876 году испанский генерал-губернатор Филиппин Хосе Малькампо ввёл термин juramentado для обозначения поведения (от juramentar – «приносить клятву»), сохранившийся в современных филиппинских языках как huramentado . [ 23 ] Исторически он был связан с народом моро на Минданао , особенно на архипелаге Сулу , из-за социального и культурного давления. [ 24 ]
Согласно Британской энциклопедии одиннадцатому изданию , некоторые примечательные случаи произошли среди раджпутов . В 1634 году старший сын раджи Джодхпура взбесился , потерпев неудачу в при дворе Шаха Джахана нападении на императора, но убив пятерых его чиновников. Опять же, в XVIII веке в Хайдарабаде (Синд) два посланника, посланные главой Джодхпура по поводу ссоры между двумя штатами, зарезали принца и двадцать шесть членов его свиты, прежде чем они сами пали. [ 25 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]Малазийская мифология, окружающая ханту белиан, овладевающего людьми и убивающего наугад, является решающим моментом сюжета в «Ночном тигре» Янгзе Чу.
Погружение Индонезии в хаос после попытки государственного переворота 1965 года стало фоном для третьей части Кристофера Коха романа «Год опасной жизни» , озаглавленной «Патет Манджура: Эмок».
См. также
[ редактировать ]- Активный стрелок
- Банзай заряд
- Берсеркер
- Гризи Сикнис
- Собираемся по почте
- Самоубийство со стороны полицейского
- присягнул
- Список буйных убийц
- Усама бен Ладен (слон)
- Муст (у слонов)
- Психогенные неэпилептические припадки
- Дорожная ярость
- веселый убийца
- Истерика
- Безумное время
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Мерфи, Доминик (2015), «Девиантное отклонение»: культурное разнообразие в DSM-5», DSM-5 в перспективе , история, философия и теория наук о жизни, том. 10, Дордрехт: Springer Нидерланды, стр. 97–110, doi : 10.1007/978-94-017-9765-8_6 , ISBN. 978-94-017-9764-1 , получено 11 апреля 2022 г.
- ^ Определение слова «амок» в Оксфордском словаре на Lexico.com
- ^ «amok - Происхождение и значение слова даже по данным онлайн-словаря этимологии» . www.etymonline.com . Архивировано из оригинала 29 сентября 2022 г. Проверено 2 августа 2022 г.
- ^ "амок" . Merriam-Webster, Inc. 2013. Архивировано из оригинала 30 июня 2013 года . Проверено 7 июля 2013 г.
- ^ «Приложение I: Схема формулирования культурных особенностей и глоссарий синдромов, связанных с культурой» . Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (DSM-IV-TR) . Том. 1 (4-е изд.). 2000. doi : 10.1176/appi.books.9780890423349.7060 . ISBN 0-89042-334-2 . Архивировано из оригинала 5 июня 2007 года.
- ^ Хемпель, А.А.; Левин, РД; Мелой, доктор медицинских наук; Вестермейер, JD (2000). «Межкультурный обзор внезапного массового нападения со стороны одного человека в восточных и западных культурах». Журнал судебной медицины . 45 (3): 582–588. дои : 10.1520/JFS14732J . ПМИД 10855962 .
- ^ Бласт, Роберт ; Трассел, Стивен (2010). «* хамук : атаковать, взбеситься» . Австронезийский сравнительный словарь . Институт эволюционной антропологии Макса Планка. Архивировано из оригинала 16 ноября 2022 года . Проверено 17 ноября 2022 г.
- ^ Ван Лун, FHG (1927). «Амок и Лата». Получено 30 марта 2013 г. из PsycINFO. [1] [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Справочный центр малайской литературы: призрак покупки» (на малайском и английском языках). Малайзия: Совет по языкам и библиотекам. Архивировано из оригинала 7 апреля 2012 года . Проверено 6 ноября 2011 г.
купить призрак
- ^ Jump up to: а б Сен-Мартен, Майкл (1999). «Безумие: современный взгляд на синдром, связанный с культурой» . Журнал клинической психиатрии . 1 (3): 66–70. дои : 10.4088/pcc.v01n0302 . ISSN 0160-6689 . ПМК 181064 . ПМИД 15014687 .
- ^ Сен-Мартен, ML (1999). «Безумие: современный взгляд на синдром, связанный с культурой» . Сопутствующий журнал первичной медико-санитарной помощи журнала клинической психиатрии . 1 (3): 66–70. дои : 10.4088/pcc.v01n0302 . ПМК 181064 . ПМИД 15014687 .
- ^ «Определение Амока» . Medterms.com. Архивировано из оригинала 21 марта 2013 года . Проверено 17 сентября 2018 г.
- ^ Джексон, Ю. (ред.). (2006). Энциклопедия мультикультурной психологии . Канзасский университет: публикации Sage
- ^ Макларен, Кэрри; Ринге, Александра. «Любопытные психические заболевания во всем мире» . Stayfreemagzone.org. Архивировано из оригинала 18 декабря 2012 года . Проверено 25 марта 2013 г.
- ^ Сен-Мартен, Майкл (1999). «Безумие: современный взгляд на синдром, связанный с культурой» . Журнал клинической психиатрии . 1 (3): 66–70. дои : 10.4088/pcc.v01n0302 . ISSN 0160-6689 . ПМК 181064 . ПМИД 15014687 .
- ^ Jump up to: а б Эйтан, Ариэль (01 сентября 2019 г.). «[От безумия до массовых расстрелов: психопатологический взгляд]» . Ревю Médicale Suisse . 15 (663): 1671–1674. дои : 10.53738/REVMED.2019.15.663.1671 . ISSN 1660-9379 . ПМИД 31532119 . Архивировано из оригинала 06 марта 2022 г. Проверено 14 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Синдром Амока: причины, симптомы и лечение • Рассказывает психология» . Psychologysays.net . 21 марта 2021 г. Архивировано из оригинала 2 октября 2022 г. Проверено 12 апреля 2022 г.
- ^ Дэвис, Чарльз Патрик (29 марта 2021 г.). «Медицинское определение амока» . МедицинаНет . Архивировано из оригинала 23 декабря 2021 года . Проверено 12 апреля 2022 г.
- ^
В эту статью включен текст из этого источника, который находится в свободном доступе : Кортесао, Армандо (1944). «Восточная сума» Томе Пиреса: описание Востока, от Красного моря до Японии, написанное в Малакке и Индии в 1512–1515 годах; и книга Франсиско Родригеса, описание путешествия по Красному морю, морские правила, альманах и карты, написанные и нарисованные на Востоке до 1515 года, том I. Лондон: Общество Хаклюта. ISBN 9784000085052 .
- ^ Стэнли, Генри Эдвард Джон (1866). Описание побережий Восточной Африки и Малабара в начале шестнадцатого века Дуарте Барбоза . Общество Хаклюйт.
- ^ «Медицинская антропология: синдромы, связанные с культурой» (PDF) . Проверено 29 апреля 2009 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ ван дер Пост, Лоренс , Темный глаз в Африке (Лондон, 1955), стр. 51–52.
- ^ Херли, Вик (1936). «Глава 14: Хураментадос и Амукс» . Взмах Криса; История Мороса . Э.П. Хаттон. Архивировано из оригинала 15 февраля 2005 года . Проверено 17 апреля 2011 г.
- ^ Тарлинг, Николас (1992). Кембриджская история Юго-Восточной Азии: девятнадцатый и двадцатый века . Издательство Кембриджского университета . п. 231. ИСБН 0-521-35506-0 . Проверено 25 мая 2009 г.
- ^ свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Амук, бегущий ». Британская энциклопедия . Том. 1 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 899. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
Ссылки
[ редактировать ]