Jump to content

синдром амока

Пенгамук » ( букв. « тот, кто выходит из-под контроля ) в Батавии, Ява , ок. 1858–1861 гг . Группа людей преследует его, чтобы поймать или убить его.

Синдром амока — это агрессивная диссоциативная модель поведения, заимствованная из Индонезии и Малайзии, которая привела к появлению английской фразы « выйти из-под контроля» . [ 1 ] Это слово происходит от малайского слова amuk , традиционно означающего «неистовый порыв» или «яростное нападение». [ 2 ] [ 3 ] Синдром амока представляет собой эпизод внезапного массового нападения на людей или предметы после периода размышлений, который традиционно считается происходящим, особенно в малазийской культуре, но в настоящее время все чаще рассматривается как психопатологическое поведение. [ 4 ] Синдром «Амока» встречается в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам (DSM-IV TR). [ 5 ] В DSM-V синдром Амока больше не считается синдромом, связанным с культурой , поскольку категория синдрома, связанного с культурой, была удалена. [ 1 ]

малайское слово

[ редактировать ]

Термин «амок» произошел от малайского слова «менг-амук» , которое в грубом понимании означает «совершить яростную и отчаянную атаку». [ 6 ] В свою очередь, это слово произошло от прото-малайо-полинезийского слова hamuk , «атака». [ 7 ] Согласно культурам Малайзии и Индонезии, безумие уходит корнями в глубокую духовную веру. [ 8 ] Малазийцы традиционно верят, что причиной безумия является ханту белиан . [ 9 ] это злой дух тигра , который входит в тело человека и совершает отвратительный поступок. В результате этого убеждения представители малайской культуры терпят буйство и справляются с его последствиями, не проявляя неприязни к нападавшему. [ 10 ]

Хотя эта фраза обычно используется в разговорном и менее агрессивном смысле, она особенно связана со специфическим социопатическим синдромом, связанным с культурой , в культурах Малайзии , Индонезии и Брунея . В типичном случае выхода из-под контроля человек, почти всегда мужчина, не проявлявший ранее признаков гнева или какой-либо склонности к насилию, приобретает оружие, традиционно меч или кинжал, но, возможно, любое из множества видов оружия, и в внезапное безумие, попытается убить или серьезно ранить любого, с кем он сталкивается, и себя. [ 11 ]

Амок обычно происходит в густонаселенном или людном месте. Эпизоды безумия такого рода обычно заканчиваются тем, что нападавший был убит прохожими или совершил самоубийство , что порождает теории о том, что безумие может быть формой преднамеренного самоубийства в культурах, где самоубийство сильно стигматизируется. [ 12 ] Те, кто не совершает самоубийства и не погибает, обычно теряют сознание, а придя в себя, заявляют об амнезии.

Ранний западный отчет об этой практике появляется в дневниках британского исследователя капитана Джеймса Кука , который якобы лично столкнулся с безумием в 1770 году во время кругосветного путешествия. Кук пишет о людях, которые вели себя безрассудно и агрессивно без видимой причины и «без разбора убивали и калечили жителей деревни и животных в яростной атаке». [ 13 ]

Широко распространенное объяснение связывает безумие с мужской честью . Эмок со стороны женщин и детей практически неизвестен. [ 14 ] Таким образом, выход из-под контроля был бы одновременно способом побега из мира, поскольку преступники обычно были убиты или совершали самоубийство, и восстановлением репутации человека, которого следует бояться и уважать.

Современный психиатрический синдром

[ редактировать ]

В 1849 году безумие было официально классифицировано как психиатрическое заболевание на основании многочисленных отчетов и тематических исследований, которые показали, что большинство людей, вступивших в безумие, были в некотором смысле психически больными. [ 15 ] «Безумие» используется для обозначения поведения человека, который, охваченный сильными эмоциями, достает оружие и начинает нападать на людей. [ 16 ] Около двадцати лет этот тип поведения описывался как синдром, обусловленный культурой. [ 16 ] В DSM-V категория синдрома, связанного с культурой, была удалена, а это означает, что это конкретное состояние больше не классифицируется как таковое. [ 1 ] Синдромы, связанные с культурой, рассматриваются как состояния, которые возникают только в определенных обществах, тогда как стандартные психиатрические диагнозы не рассматриваются так, независимо от того, существуют ли какие-либо культурные ограничения. [ 1 ]

Недавние исследования показали, что синдром Амока не зависит от конкретной культуры, а может возникнуть в любой точке мира, поскольку каждый может испытать эпизод Амока. [ 17 ] На протяжении всей истории в Соединенных Штатах происходили массовые убийства, такие как резня в средней школе Колумбайн и стрельба в начальной школе Сэнди Хук , что ставит под вопрос, основан ли синдром Амока на психическом заболевании или на простом акте совершения массового убийства. [ 17 ] Синдром Амока, в свою очередь, будет более распространен в других обществах, а не только в малайских культурах. Фактически, существуют и другие общества, такие как Полинезия, например «кафард», и Пуэрто-Рико, «маль де пелеа», которые имеют схожие синдромы с другими терминами. [ 18 ]

Хотя DSM-IV не делает между ними различий, наблюдатели исторически описывали две формы безумия: берамок и безумие. Берамок, который считается более распространенным, был связан с личной потерей, и ему предшествовал период депрессии и размышлений. Считалось, что амок, более редкая форма, возникает из-за ярости, предполагаемого оскорбления или вендетты против человека. [ 10 ]

Исторические и межкультурные сравнения

[ редактировать ]
Захват пенгамока , 1883 год . Шипы на шесте парализуют его.

Ранние путешественники по Азии иногда описывают своего рода военное безумие, в котором солдаты, очевидно столкнувшиеся с неизбежным поражением, внезапно впадали в неистовство насилия, которое настолько напугало их врагов, что оно либо принесло победу, либо, по крайней мере, обеспечило то, что солдат в этой культуре считал почетной смертью. .

Томе Пирес в своей книге «Suma Oriental» отметил обычаи яванского народа 1513 года: [ 19 ] : XXV, 176

Нет среди народов таких людей, которые были бы беспорядочными, как в яванском народе. Амокос означает людей, которые полны решимости умереть (впасть в ярость). Некоторые из них делают это, когда пьяны, и это простые люди; но дворяне имеют обыкновение вызывать друг друга на дуэли и в ссорах убивают друг друга; и это обычай страны. Некоторые из них убивают себя верхом на лошадях, а некоторые пешком, в зависимости от того, что они решили.

Дуарте Барбоза в 1514 году записал яванцев в Малакке : [ 20 ] : 194 

У них очень хорошее оружие, и они доблестно сражаются. Некоторые из них, если заболеют какой-либо тяжелой болезнью, клянутся Богу, что, если останутся здоровы, то по своей воле будут искать другой, более почетной смерти за его службу, а как только выздоровеют, берут кинжал. в их руках, выходят на улицы и убивают столько людей, сколько встречаются, и мужчин, и женщин, и детей, так что они ходят, как бешеные собаки, убивая, пока их не убьют. Они называются амуко . И как только они видят, что они начинают эту работу, они кричат, говоря: амуко , амуко , чтобы люди могли позаботиться о себе, и убивают их ударами кинжала и копья. Многие из этих яванцев живут в этом городе с женами, детьми и имуществом.

Эта форма амока, по-видимому, напоминает скандинавского Берсеркера , мал де пелеа (Пуэрто-Рико) и иич'аа (навахо). [ 21 ] Боевой транс зулусов — еще один пример склонности некоторых групп доводить себя до убийственного безумия.

Местные полицейские на Яве, 1911 год. Мужчина в центре держит сангга мара , шест с двумя развилками для ловли ярости .

В современной Индонезии термин «амок» ( амук ) обычно относится не к индивидуальному насилию, а к бешеному насилию со стороны толпы. Индонезийцы теперь обычно используют термин «гелап мата» (буквально «потемневшие глаза») для обозначения отдельного неистового человека. Лоренс ван дер Пост испытал это явление в Ост-Индии и написал в 1955 году:

«Гелап мата», «Темный глаз», — это выражение, используемое на Суматре и Яве для описания любопытного и тревожного социального явления. В социальном плане малайцы, суматранцы и яванцы — люди с самым лучшим поведением, которых я когда-либо встречал. На первый взгляд это чрезвычайно нежные, утонченные и покорные люди. На самом деле слово «малайский» происходит от слова «малу», «нежный», а мягкость — это качество, которое среди малайцев и их соседей ценится выше всех остальных. В своей семейной жизни, в подчинении традиционной и родительской власти, в своих общественных обязанностях они относятся к числу самых послушных людей на земле. Но время от времени происходит что-то очень тревожное. Человек, который всю свою жизнь вел себя так услужливо и всегда в совершенстве выполнял свой долг перед внешним миром, вдруг обнаруживает, что продолжать это делать невозможно. В одночасье он восстает против доброты и послушания. [ 22 ]

На Филиппинах также «амок» означает необоснованную убийственную ярость человека. В 1876 году испанский генерал-губернатор Филиппин Хосе Малькампо ввёл термин juramentado для обозначения поведения (от juramentar – «приносить клятву»), сохранившийся в современных филиппинских языках как huramentado . [ 23 ] Исторически он был связан с народом моро на Минданао , особенно на архипелаге Сулу , из-за социального и культурного давления. [ 24 ]

Согласно Британской энциклопедии одиннадцатому изданию , некоторые примечательные случаи произошли среди раджпутов . В 1634 году старший сын раджи Джодхпура взбесился , потерпев неудачу в при дворе Шаха Джахана нападении на императора, но убив пятерых его чиновников. Опять же, в XVIII веке в Хайдарабаде (Синд) два посланника, посланные главой Джодхпура по поводу ссоры между двумя штатами, зарезали принца и двадцать шесть членов его свиты, прежде чем они сами пали. [ 25 ]

[ редактировать ]

Малазийская мифология, окружающая ханту белиан, овладевающего людьми и убивающего наугад, является решающим моментом сюжета в «Ночном тигре» Янгзе Чу.

Погружение Индонезии в хаос после попытки государственного переворота 1965 года стало фоном для третьей части Кристофера Коха романа «Год опасной жизни» , озаглавленной «Патет Манджура: Эмок».

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д Мерфи, Доминик (2015), «Девиантное отклонение»: культурное разнообразие в DSM-5», DSM-5 в перспективе , история, философия и теория наук о жизни, том. 10, Дордрехт: Springer Нидерланды, стр. 97–110, doi : 10.1007/978-94-017-9765-8_6 , ISBN.  978-94-017-9764-1 , получено 11 апреля 2022 г.
  2. ^ Определение слова «амок» в Оксфордском словаре на Lexico.com
  3. ^ «amok - Происхождение и значение слова даже по данным онлайн-словаря этимологии» . www.etymonline.com . Архивировано из оригинала 29 сентября 2022 г. Проверено 2 августа 2022 г.
  4. ^ "амок" . Merriam-Webster, Inc. 2013. Архивировано из оригинала 30 июня 2013 года . Проверено 7 июля 2013 г.
  5. ^ «Приложение I: Схема формулирования культурных особенностей и глоссарий синдромов, связанных с культурой» . Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (DSM-IV-TR) . Том. 1 (4-е изд.). 2000. doi : 10.1176/appi.books.9780890423349.7060 . ISBN  0-89042-334-2 . Архивировано из оригинала 5 июня 2007 года.
  6. ^ Хемпель, А.А.; Левин, РД; Мелой, доктор медицинских наук; Вестермейер, JD (2000). «Межкультурный обзор внезапного массового нападения со стороны одного человека в восточных и западных культурах». Журнал судебной медицины . 45 (3): 582–588. дои : 10.1520/JFS14732J . ПМИД   10855962 .
  7. ^ Бласт, Роберт ; Трассел, Стивен (2010). «* хамук : атаковать, взбеситься» . Австронезийский сравнительный словарь . Институт эволюционной антропологии Макса Планка. Архивировано из оригинала 16 ноября 2022 года . Проверено 17 ноября 2022 г.
  8. ^ Ван Лун, FHG (1927). «Амок и Лата». Получено 30 марта 2013 г. из PsycINFO. [1] [ постоянная мертвая ссылка ]
  9. ^ «Справочный центр малайской литературы: призрак покупки» (на малайском и английском языках). Малайзия: Совет по языкам и библиотекам. Архивировано из оригинала 7 апреля 2012 года . Проверено 6 ноября 2011 г. купить призрак
  10. ^ Jump up to: а б Сен-Мартен, Майкл (1999). «Безумие: современный взгляд на синдром, связанный с культурой» . Журнал клинической психиатрии . 1 (3): 66–70. дои : 10.4088/pcc.v01n0302 . ISSN   0160-6689 . ПМК   181064 . ПМИД   15014687 .
  11. ^ Сен-Мартен, ML (1999). «Безумие: современный взгляд на синдром, связанный с культурой» . Сопутствующий журнал первичной медико-санитарной помощи журнала клинической психиатрии . 1 (3): 66–70. дои : 10.4088/pcc.v01n0302 . ПМК   181064 . ПМИД   15014687 .
  12. ^ «Определение Амока» . Medterms.com. Архивировано из оригинала 21 марта 2013 года . Проверено 17 сентября 2018 г.
  13. ^ Джексон, Ю. (ред.). (2006). Энциклопедия мультикультурной психологии . Канзасский университет: публикации Sage
  14. ^ Макларен, Кэрри; Ринге, Александра. «Любопытные психические заболевания во всем мире» . Stayfreemagzone.org. Архивировано из оригинала 18 декабря 2012 года . Проверено 25 марта 2013 г.
  15. ^ Сен-Мартен, Майкл (1999). «Безумие: современный взгляд на синдром, связанный с культурой» . Журнал клинической психиатрии . 1 (3): 66–70. дои : 10.4088/pcc.v01n0302 . ISSN   0160-6689 . ПМК   181064 . ПМИД   15014687 .
  16. ^ Jump up to: а б Эйтан, Ариэль (01 сентября 2019 г.). «[От безумия до массовых расстрелов: психопатологический взгляд]» . Ревю Médicale Suisse . 15 (663): 1671–1674. дои : 10.53738/REVMED.2019.15.663.1671 . ISSN   1660-9379 . ПМИД   31532119 . Архивировано из оригинала 06 марта 2022 г. Проверено 14 апреля 2022 г.
  17. ^ Jump up to: а б «Синдром Амока: причины, симптомы и лечение • Рассказывает психология» . Psychologysays.net . 21 марта 2021 г. Архивировано из оригинала 2 октября 2022 г. Проверено 12 апреля 2022 г.
  18. ^ Дэвис, Чарльз Патрик (29 марта 2021 г.). «Медицинское определение амока» . МедицинаНет . Архивировано из оригинала 23 декабря 2021 года . Проверено 12 апреля 2022 г.
  19. ^ Общественное достояние В эту статью включен текст из этого источника, который находится в свободном доступе : Кортесао, Армандо (1944). «Восточная сума» Томе Пиреса: описание Востока, от Красного моря до Японии, написанное в Малакке и Индии в 1512–1515 годах; и книга Франсиско Родригеса, описание путешествия по Красному морю, морские правила, альманах и карты, написанные и нарисованные на Востоке до 1515 года, том I. Лондон: Общество Хаклюта. ISBN  9784000085052 .
  20. ^ Стэнли, Генри Эдвард Джон (1866). Описание побережий Восточной Африки и Малабара в начале шестнадцатого века Дуарте Барбоза . Общество Хаклюйт.
  21. ^ «Медицинская антропология: синдромы, связанные с культурой» (PDF) . Проверено 29 апреля 2009 г. [ мертвая ссылка ]
  22. ^ ван дер Пост, Лоренс , Темный глаз в Африке (Лондон, 1955), стр. 51–52.
  23. ^ Херли, Вик (1936). «Глава 14: Хураментадос и Амукс» . Взмах Криса; История Мороса . Э.П. Хаттон. Архивировано из оригинала 15 февраля 2005 года . Проверено 17 апреля 2011 г.
  24. ^ Тарлинг, Николас (1992). Кембриджская история Юго-Восточной Азии: девятнадцатый и двадцатый века . Издательство Кембриджского университета . п. 231. ИСБН  0-521-35506-0 . Проверено 25 мая 2009 г.
  25. ^  Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Амук, бегущий ». Британская энциклопедия . Том. 1 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 899.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 29e3f1fdb55419edc528bb8dc33ab5f6__1723888140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/29/f6/29e3f1fdb55419edc528bb8dc33ab5f6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Amok syndrome - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)