Marik Vos-Lundh
Marik Vos-Lundh | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Мари-Анн Эрикссон 3 июня 1923 г. |
Умер | 13 июля 1994 г. Готланд , Швеция | (71 год)
Другие имена | Marik Vos |
Занятия | |
Годы активности | 1946–1982 |
Супруги |
|
Мари-Анн « Марик » Вос-Лунд ( урожденная Эрикссон ; 3 июня 1923 — 13 июля 1994) — шведская художница по костюмам , художник-постановщик и сценограф . Она наиболее известна международной публике благодаря частому сотрудничеству с режиссером Ингмаром Бергманом . За работу над фильмами Бергмана она была номинирована на премию Оскар за лучший дизайн костюмов трижды , победив в фильме «Фанни и Александр» (1982).
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Вос-Лунд родился 3 июня 1923 года в Петрограде , РСФСР , Советский Союз , в семье русской матери и шведского отца. В 1932 году ее семья эмигрировала в Швецию. [ 1 ] В возрасте В двенадцать лет она решила стать сценографом после того, как с детства была полностью увлечена театром. [ 2 ] Несмотря на отсутствие профессиональной подготовки в области сценического дизайна в 1940-е годы, она посещала курсы, которые, по ее мнению, улучшили ее ремесленные навыки. [ 1 ] В 1939 году она поступила в Констфакский университет искусств, ремесел и дизайна, чтобы изучать декоративную живопись, теорию перспективы и акварель; она закончила учебу в 1943 году. В период с 1942 по 1944 год она также посещала Школу живописи Отте Скёльдса и работала в Королевском драматическом театре (также известном как Драматен ), чтобы погрузиться в сценографию. [ 1 ]
Карьера
[ редактировать ]
Вос-Лунд начала свою профессиональную карьеру в 1944 году, когда она присоединилась к «Драматену», и эта верная преданность продлилась 40 лет. Ее первая крупная театральная работа связана с созданием декораций для постановки Улофа Моландера в 1946 году по пьесе Антона Чехова « Вишневый сад» . [ 2 ] В последующие годы она попеременно создавала декорации и костюмы для более чем 120 различных постановок. В конце концов, в 1963 году она была назначена менеджером по декорированию Dramaten, а в следующем году - менеджером по производству. [ 1 ]
На протяжении своей выдающейся театральной карьеры Вос-Лунд сотрудничала со многими известными режиссерами, в том числе с Альфом Сьёбергом , Мими Поллаком , Руне Карлстеном , Бенгтом Экеротом , Пер-Акселем Браннером и Ингмаром Бергманом и другими. В частности, их давние профессиональные отношения с Бергман познакомили с ее работами мировую аудиторию. Все началось на сцене Драматен, когда ей поручили создать костюмы и сценографию для режиссерской постановки 1961 года чеховской «Чайки» . [ 2 ]
Но, пожалуй, самой запоминающейся работой Вос-Лунд, получившей широкое признание, вполне могло быть ее частое сотрудничество с Бергманом в некоторых из его фильмов, получивших наибольшее признание критиков. Она получила международную известность и была номинирована на премию Оскар за свою первую крупную киноработу за создание костюмов для влиятельной драмы Бергмана 1960 года « Девственная весна» . [ 1 ] Их более раннее экранное сотрудничество также включает в себя строгую драму 1963 года «Молчание» и психологический ужастик 1968 года «Час волка» , причем последний выделяется как ее первая кинопродюсерская работа, а не дизайн костюмов. [ 1 ]
В ходе устоявшегося творческого союза пары Вос-Лунд и Бергман выработали схожий взгляд на использование цветовой схемы в костюмах и художественном оформлении как кинематографического приема, влияющего на восприятие фильма или даже определяющего его темы. [ 2 ] Этот взаимный подход нашел блестящее воплощение в классическом произведении Бергмана 1972 года « Крик и шепот» . Она отвечала за создание визуально ярких интерьеров в малиново-кровавых тонах, а также за красиво контрастирующие белые и черные платья начала века. [ 2 ] Выдающийся вклад Вос-Лунд в эстетику фильма был мгновенно узнаваем и высоко оценен, что привело к еще одной номинации на Оскар за ее замечательные костюмы. [ 1 ]
Вос-Лунд и Бергман снова воссоединились примерно десять лет спустя для его полуавтобиографической семейной саги 1982 года «Фанни и Александр» . Работая над этим весьма амбициозным и глубоко личным режиссерским проектом, который оказался самым большим испытанием в ее блистательной карьере, ей было поручено разработать в общей сложности 250 костюмов для главных актеров, а также более 1000 нарядов для статистов. [ 3 ] Во время подготовки к съемкам Бергман посоветовал ей представить мир глазами детей; поэтому она позволила себе некоторые художественные вольности, не обязательно верные типичному для того времени гардеробу, и создала волшебную реальность фильма вместо того, чтобы копировать более аутентичную одежду. [ 2 ] Вос-Лунд вызвала огромное восхищение своей безупречной работой и в конечном итоге получила премию Оскар за лучший дизайн костюмов . [ 3 ]
Другие предприятия
[ редактировать ]Помимо своей признанной профессиональной работы на сцене и экране, Вос-Лунд была известна своей общественной активностью. В 1960 году она была избрана членом Нья Идун , шведской женской культурной ассоциации, и занимала пост председателя общества с 1977 по 1980 год. [ 1 ]
В 1980-х годах, покинув Стокгольм и поселившись в Вамлингбо , она стала участвовать в Судерламме, местном проекте по защите окружающей среды , который включал производство шерсти и создавал дополнительные возможности трудоустройства для женщин. [ 2 ] Помимо прочего, она также участвовала в религиозной жизни своей общины, работая старостой в церкви Вамлингбо . [ 1 ]
Избранные титры
[ редактировать ]Год | Заголовок | Директор | Зачислено как | Примечания | |
---|---|---|---|---|---|
Художник по костюмам | Художник-постановщик | ||||
1960 | Девственный источник | Ингмар Бергман | Да | Нет | |
1962 | Приключения Нильса Хольгерссона | Кенне Фант | Да | Нет | |
1963 | Тишина | Ингмар Бергман | Да | Нет | |
1968 | Час Волка | Нет | Да | ||
1972 | Крики и шепот | Да | Да | ||
1982 | Фанни и Александр | Да | Нет | Также выпущен в более длинной телевизионной версии. |
Награды и номинации
[ редактировать ]Год | Категория | Номинированная работа | Результат | Ссылка. |
---|---|---|---|---|
1960 | Лучший дизайн костюмов — «Черное и белое» | Девственный источник | номинирован | [ 4 ] |
1973 | Лучший дизайн костюмов | Крики и шепот | номинирован | [ 5 ] |
1983 | Фанни и Александр | Выиграл | [ 6 ] |
Год | Категория | Номинированная работа | Результат | Ссылка. |
---|---|---|---|---|
Премия Британской киноакадемии | ||||
1983 | Лучший дизайн костюмов | Фанни и Александр | номинирован | [ 7 ] |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я «Марик Вос» . nyaidun.se (на шведском языке). 10 сентября 2021 г. Проверено 17 апреля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Марик Вос» . nordicwomeninfilm.com (на шведском языке). 10 сентября 2019 г. Проверено 17 апреля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Хольмберг, Ян (ред.). «Фанни и Александр» . Фонд Ингмара Бергмана. Архивировано из оригинала 14 декабря 2017 года . Проверено 13 декабря 2017 г.
- ^ «Номинанты и победители 33-й церемонии вручения премии Оскар (1961)» . oscars.org . Архивировано из оригинала 15 октября 2015 года . Проверено 25 июля 2023 г.
- ^ «Номинанты и победители 46-й церемонии вручения премии Оскар (1974)» . oscars.org . Архивировано из оригинала 15 марта 2015 года . Проверено 25 июля 2023 г.
- ^ «Номинанты и победители 56-й церемонии вручения премии Оскар (1984)» . oscars.org . Архивировано из оригинала 11 ноября 2014 года . Проверено 25 июля 2023 г.
- ^ «37-я церемония вручения кинопремии Британской академии (1984), номинанты и победители» . Британская академия кино и телевизионных искусств (BAFTA). Архивировано из оригинала 8 августа 2014 года . Проверено 16 июля 2023 г.