Караджарри
Караджарри , живущие — австралийские аборигены к юго-западу от Кимберли в северном регионе Пилбара . [ 1 ] преимущественно между прибрежной зоной и Большой Песчаной пустыней . [ 2 ] Сейчас они в основном проживают в Бидьяданге , к югу от Брума . [ 3 ] К северу от них проживает народ Яуру , к востоку — Мангала , к северо-востоку — Ньигина , а к югу — Ньянгумарта . [ 4 ] [ 5 ] Дальше по побережью находится Карьера .
Язык
[ редактировать ]Первое описание грамматики их языка, гараджери , было опубликовано Герхардом Лавесом в 1931 году. [ 6 ] Относится к марнгуской ветви пама -ньюнганской языковой семьи . [ 7 ] Местная концептуализация его разновидностей признает четыре диалектные формы: диалект Наджанаджа (или Мурркут), на котором говорят прибрежные Караджарри, Нангу, на котором говорят во внутренних районах центральной части страны, и Навурту дальше на восток вглубь страны. [ объяснить ] . [ 8 ] [ 9 ] Гараджери оказал заметное влияние на язык Явуру , многие из терминов которого для обозначения церемоний и обозначения местной флоры и фауны были заимствованы у Караджарри. [ 7 ] По состоянию на 2004 год [update], осталось менее 20 носителей языка. [ 2 ] Вместе с ньянгумартой карраджарри демонстрирует некоторые особенности, которые являются исключительными для кимберлийских пама-ньюнганских языков, заключаясь в наличии связанных местоимений, прикрепленных к склоняющим глаголам. [ 10 ]
Страна
[ редактировать ]По словам Нормана Тиндейла , [ а ] Территория Караджарри занимает около 5 500 квадратных миль (14 000 км²). 2 ). Бег от мыса Вилларет на юге залива Робак до точки в 10 милях (16 км) к северу от Джавинджи , в месте сбора межплеменных корробори, известном как Манари. Их внутренняя протяженность простирается на восток на 70 миль (110 км). Известные места Караджарри, обозначающие их границы, находятся в Ленджаркадинге, Редьярте, Ундурмадате и горе Фире (Пайхара). [ 11 ]
Традиционная социальная структура
[ редактировать ]Караджарри делятся на две отдельные группы: тех, кто населяет прибрежные районы, называемых Наджа (Наджа), и жителей внутренних районов, живущих на восточных равнинах и кустарниках, Навуту (Науду). [ 12 ] Социальную иерархию возглавляют ритуальные лидеры ( пиррка , буквально «корни дерева»), [ 13 ] старейшины-мужчины, которые организуют церемониальную жизнь , а также отвечают за управление страной и общие дела членов племени. [ 14 ] [ 15 ] Члены группы караджарри классифицируются четырьмя способами: панака , пуррунгу , парджари и каримпа , племенная таксономия, которая определяется чередующимися уровнями поколений, различающимися по линиям фрагментов, называемым инара . Таким образом, одна инара, представленная ласточкой , — это панака-пуррунгу, состоящая из себя, бабушек и дедушек, сестер, братьев, двоюродных братьев и внуков, а также супругов, вступающих в брак, а также их братьев и сестер, другая, каримпа-парджарри , включает в себя мать. , отец, тети, дяди, прабабушки и дедушки и внуки, и символизируется вилкохвостым стрижем . [ 16 ] И вилкохвостый стриж, и ласточка считаются предвестниками дождя. [ 17 ]
Пукарри (сон) означает состояния реальности, сформировавшиеся в мифическом Времени Снов , когда был создан ландшафт, и обладает связующей, нерушимой силой; это слово применяется к институциональным практикам, восходящим к первобытному порядку вещей в данной племенной стране. [ 18 ] На брачные и родственные отношения влияют факторы, связанные с последствиями, вытекающими из их легенд о «живых водах». [ 19 ]
Экология
[ редактировать ]Территория, охватываемая землями Караджарри, расположена в суббассейне Ла Гранж , одном из самых богатых районов подземных вод в Западной Австралии. [ 20 ] [ 21 ] и экология Пиндана , пирра внутри страны Караджарри, со стигофауной , которую еще предстоит изучить сколько-нибудь глубоко. [ 22 ]
Караджарри воспринимают свой мир ( нгуррара « своя страна » ) как мифологию, в которой органично переплетаются все особенности ландшафта, языка и обычаев, и эта связь затем нашла свое отражение в ритуальных практиках. [ 23 ] [ 24 ] Сам язык, как это обычно бывает среди коренных культур Австралии, рассматривается в терминах определенных участков страны, и на каждой форме впервые говорило существо Времени Снов, которое бродило по этой земле, говоря на каждом языке в зависимости от участка земли. где жили его носители. [ 25 ]
В концепции Караджарри, которую разделяют многие другие народы региона, такие как Ньигина , Явуру , Ньянгумарта и Мангала , [ 19 ] земля понимается как происходящая из « Сновидения », [ 26 ] хранителями которых они являются. Из-за нехватки пресной воды, которую они называют «живой водой», караджарри обеспечили свои ресурсы системой колодцев, впитывающих воду. [ 27 ] и родники по всем водно-болотным угодьям. Управление водой продиктовано необходимостью уважать и умиротворять могущественных змееподобных существ, обитающих в воде. Эта концепция может отражать, как предполагает этимология, остатки концепции радужного змея , все еще засвидетельствованной в преданиях Арнемленда . [ 28 ] Это слово может быть связано с вариантом земли Арнема. [ 29 ] [ 30 ] )
Существует сложная мифология о живых водах, сосредоточенная на духах, пуланах , опасных или добрых, которые, как считается, населяют их и ответственны за сезонное пополнение этих водных мест. [ 4 ] Проводятся специальные церемонии, чтобы водные существа вызывали дождь. В таких местах избегают кемпинга. О присутствии таких водяных змей часто свидетельствуют тростники паныджин , усы пулани , которые могут путешествовать под землей, чтобы выбраться из нор тулкарру . [ 19 ] Существует песня Караджарри, призванная заманить обратно в воды змея предков, если источник высыхает, чтобы освежить водоносный горизонт . Его передают в случае такой чрезвычайной ситуации, хотя обстоятельства никогда не менялись, чтобы потребовать его чтения. [ 31 ]
Первое обследование местности белым человеком, проведенное группой под руководством Фредерика Кеннеди Пантера, командира шхуны New Perseverance . Пройдя 50 миль вглубь страны, Пантер вернулся и сообщил, что на этой территории есть множество местных колодцев, густой лес и рощи каепутовых эвкалиптов, пригодных для строительства. В целом Пантер пришел к выводу, что земли Караджарри предлагают «40 000 акров великолепно засаженной травой земли», в то время как туземцы были «тихими» и «дружелюбными». [ 32 ] Эту местность караджарри называли паялпи, или «весенней страной», учитывая богатство ее родниковых вод и пышный рост местных растений. [ 33 ]
История контакта
[ редактировать ]Караджарри разработали церемониальный обряд, регулирующий введение чужаков в свою среду и усмиряющий потенциальную опасность при таких встречах. Они называют некоренных жителей валанью (пришельцами из-за пределов страны), и это понятие также охватывает враждебных духов и других аборигенов, живущих внутри страны. Считается, что моряки из Восточной Азии посещали этот регион еще до эпохи белых исследований. [ 3 ] Обычно они торговали и обменивались товарами с азиатскими наемниками, работавшими на британских ловцах жемчуга, такими как тиморцы , китайцы, малайцы, яванцы и японцы. [ 15 ] В практике Караджарри валанью могли один раз отказаться от своего статуса аутсайдера, если бы они узнали пиррку , были должным образом представлены и обменялись подарками. [ 15 ]
корабль « Нил был введен в эксплуатацию После того, как отчет Пантера был распространен, была сформирована Пасторальная компания Робак Бэй и во Фримантле » для установления присутствия на территории Каракарри с представителями компании и контингентом полицейских . Они разбили лагерь возле мыса Виларет и присвоили себе местный колодец, один из немногих на побережье с пресной водой. Вспыхнули военные действия, поскольку вылазкам с целью захвата колодцев или вырубки леса встречалось сопротивление. Попытки прогнать их отбивались в течение нескольких месяцев, что привело к гибели некоторых местных жителей.
Экспедиция под руководством Джеймса Ричарда Хардинга (1838–1864), в состав которой входили Пантер, Уильям Генри Голдвайер (1829–1864) и три полицейских, отправилась исследовать земли пахальпи, подходящие для пастбищного развития, к югу от залива Ла-Грейндж . Мартин сообщил о регулярной системе колодцев глубиной 3–4 м с интервалом в милю, простирающейся вглубь страны от Робака и Ла-Гранжа. [ 34 ] Трое злоумышленников столкнулись с сопротивлением местных жителей и за день в двух инцидентах застрелили троих коренных жителей, а затем еще 15, когда они защищали свой лагерь у небольшого озера под названием Булла-Булла, также известного караджарри как Инджитана караджарри. , священного церемониального места . Согласно их традиционному мнению, экспедиция осквернила священное место, постоянно вызывающее дождь место с водой. [ 35 ] Белые люди, в свою очередь, были захвачены и убиты. [ 36 ] Нил покинул этот район в январе 1865 года, а мужчины все еще пропали без вести. [ 37 ]
Маршруты для скота в 1880-х годах, такие как те, что были открыты Натом Бьюкененом , который разработал маршрут де Грей-Кимберли , часто повторяли контуры Времени снов аборигенов и их священные водопои. [ 38 ] и, как отмечали правительственные инспекторы, те, кто арендовал пастбища, часто затем отказывали коренным народам в доступе к колодцам на своих станциях . [ 35 ] В конце концов караджарри и другие региональные племена, особенно после принятия Закона об аборигенах (1905 г.) , были наняты в качестве наемной рабочей силы , их местные знания о водных путях и рельефе местности оказались очень полезными для скотоводов. [ 39 ]
В 1930-х годах антропологи Ральф Пиддингтон и А. П. Элкин исследовали колодцы и колодцы, а также их роль в мышлении и жизни Караджарри. [ 40 ]
Родное название и развитие
[ редактировать ]После знаменательного Высокого суда Мабо постановления , вынесенного в 1992 году, которое отвергло преобладающую доктрину о том, что Австралия была terra nullius , и признало действительную силу общего права концепции коренных прав , Караджарри – со старейшиной Джоном Додо Нангкирини в качестве ведущего истца – приступили к сбору доказательств для подачи заявления, чтобы обеспечить юридическое признание и подтверждение их претензий на традиционные земли Караджарри. [ 41 ] В то же время частная девелоперская компания Western Agricultural Industries присматривалась к землям Караджарри из-за потенциала их обильных вод для создания обширной ирригационной системы для производства хлопка, а также для вспомогательного выращивания сахарного тростника , лейкаены , экзотических лиственных пород, конопли , виноградарства. и пресноводное аквафермерство также предусматривалось. [ 42 ] Предыдущая ирригационная схема Камбаллина , преследовавшая аналогичные цели, превратила регион к северу от земель Караджарри в мусорный бак, токсичный вымывание химических удобрений привело к резкой гибели местных рыбоядных видов, таких как пеликаны и ибисы, и исчезновению кенгуру. [ 43 ] Принцип прежнего закона остается в силе: сами воды являются собственностью Содружества , и коренные народы имеют только право узуфрукта . [ 44 ]
Караджарри Охраняемая территория коренных народов была основана в 2014 году. [ 45 ] рейнджеры Караджарри практикуют выращивание огненных палочек , чтобы стимулировать биоразнообразие в этом районе. [ 46 ]
Альтернативные названия
[ редактировать ]- Гараджара
- Гараджари, Караджери, Гараджери
- Карадхари, Гарад'аре
- Куларупулу (общий Ньянгумарта экзоним для их прибрежной ветви и прибрежного Караджарри)
- Лараджери (опечатка)
- Минала ( минал означает «восток», используется внутренними социальными группами Караджарри)
- Надя (прибрежный Караджарри)
- Наджанадя
- Деньги (житель Караджарри)
- Навуду ( экзоним Явуру и Ньигина )
- Навурунгайндж (термины Ньянгумарты и Мангалы )
Источник: Тиндейл 1974 , с. 244
Книги о жизни и преданиях Караджарри
[ редактировать ]- Лиз Томпсон, Семя опасности: Лиррингкирн мечтает об истории из страны Караджарри, Pearson Education Australia, 2011 г.
Современная музыка Караджарри
[ редактировать ]- Семейный отряд лопатеров, Мунтарурру (Черная оса), Виррт Виррт (Деревенская еда), Ванамулнинонг
Примечания
[ редактировать ]- ^ Оценки Тиндейла, особенно для народов Западной пустыни, не считаются точными. ( Тонкинсон 1989 , стр. 101)
Цитаты
[ редактировать ]- ^ МакГрегор 2013 , с. 44.
- ^ Перейти обратно: а б Вангка Майя 2016 .
- ^ Перейти обратно: а б Скайринг и Ю 2008 .
- ^ Перейти обратно: а б Вейр, Стоун и Муларди, 2012 , с. 99.
- ^ Yu 1999 , p. 2.
- ^ МакГрегор 2013 , с. 17.
- ^ Перейти обратно: а б Бауэрн 2006 , с. 253.
- ^ МакГрегор 2013 , с. 29.
- ^ Бэгшоу 2003 , с. 32.
- ^ МакГрегор 2013 , с. 124.
- ^ Тиндейл 1974 , с. 244.
- ^ Некес, Вормс и МакГрегор 2006 , с. 44.
- ^ Ю 1999 , Приложение 1, стр.2.
- ^ Бэгшоу 2003 , с. 86.
- ^ Перейти обратно: а б с Скайринг и Ю 2008 , с. 162.
- ^ Ю 1999 , Приложение 1, стр.1.
- ^ Пробер, О'Коннор и Уолш, 2011 .
- ^ Yu 1999 , pp. 16–17.
- ^ Перейти обратно: а б с Вейр, Стоун и Муларди, 2012 , с. 92.
- ^ Гассеми и Уайт 2007 , с. 391.
- ^ Weir, Stone & Mulardy 2012 , стр. 83.
- ^ Weir, Stone & Mulardy 2012 , стр. 91.
- ^ Бэгшоу 2003 , с. 68.
- ^ Yu 1999 , p. 17.
- ^ МакГрегор 2013 , стр. 28–29.
- ^ Yu 1999 , p. 16.
- ^ Weir, Stone & Mulardy 2012 , стр. 96.
- ^ Yu 1999 , p. 12.
- ^ Вейр 2012 , с. 92.
- ^ Yu 1999 , p. 11.
- ^ Уотсон 2014 , с. 161.
- ^ Мартин и Пантер 1864 , с. 45.
- ^ Jickling 2006 , стр. 29–30.
- ^ Герритсен 2008 , с. 35.
- ^ Перейти обратно: а б Yu 1999 , p. 8.
- ^ Skyring & Yu 2008 , стр. 163–163.
- ^ Терри 1931 , с. 57.
- ^ Кервин 2010 , с. 162.
- ^ Yu 1999 , p. 9.
- ^ Yu 1999 , pp. 11–12.
- ^ Тран 2016 , стр. 163 и далее.
- ^ Weir, Stone & Mulardy 2012 , стр. 84.
- ^ Yu 1999 , pp. 10–11.
- ^ Weir, Stone & Mulardy 2012 , стр. 87.
- ^ «Охраняемая территория коренных народов Караджарри» . Ассоциация традиционных земель Караджарри . Проверено 23 мая 2021 г.
- ^ Коллинз, Бен (11 мая 2021 г.). «Новый свет на земле, созданной огнем» . Новости АВС . Австралийская радиовещательная корпорация . Проверено 23 мая 2021 г.
Источники
[ редактировать ]- «Карта AIATSIS коренных народов Австралии» . АИАЦИС .
- Бэгшоу, Джеффри (2003). Заявление Караджарри: тематическое исследование антропологии титулов коренных народов . Университет Сиднея . ISBN 978-1-864-87592-8 .
- Бауэрн, Клэр (2006). «Другой взгляд на Австралию как языковую зону» . В Матрасе, Ярон; МакМахон, апрель; Винсент, Найджел (ред.). Лингвистические ареалы: конвергенция в историко-типологической перспективе . Макмиллан . стр. 244–264. ISBN 978-0-230-28761-7 .
- Герритсен, Руперт (2008). Австралия и истоки сельского хозяйства . Археопресс. ISBN 978-1-407-30354-3 .
- Гассеми, Ферейдун; Уайт, Ян (2007). Межбассейновый перенос воды: тематические исследования из Австралии, США, Канады, Китая и Индии . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-1-139-46304-1 .
- Говер, Кирсти (2010). Племенной конституционализм: государства, племена и управление членством . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-199-58709-4 .
- Джиклинг, Боб (2006). Экологическое образование, этика и действия: Учебное пособие для начала . Программа ООН по окружающей среде . ISBN 978-9-280-72656-5 .
- «Обзор каража» . Центр языка аборигенов Вангка Майя Пилбара. 2016.
- Кервин, Дейл (2010). Пути мечты аборигенов и торговые пути: колонизация австралийского экономического ландшафта . Сассекс Академик Пресс . ISBN 978-1-845-19338-6 .
- Лоу, Пэт (2005). «Вы называете это пустыней… мы там жили» . В «Роуз» Дебора Берд; Дэвис, Ричард (ред.). Смещение границ: очерк мистики глубинки . Издательство Австралийского национального университета . стр. 91–96. ISBN 978-1-920-94237-3 .
- Мартин, Джеймс; Пантер, Фредерик К. (1864). Журналы и отчеты о двух путешествиях к реке Гленелг и северо-западному побережью Австралии 1863–1864 гг . А. Шентон. стр. 44–47.
- МакГрегор, Уильям Б. (2013). Языки Кимберли, Западная Австралия . Рутледж . ISBN 978-0-465-01997-7 .
- Некес, Герман; Вормс, Эрнест Эйлред; МакГрегор, Уильям (2006). Австралийские языки . Мутон де Грюйтер . ISBN 978-3-110-17597-4 .
- Пиддингтон, Ральф (1930). «Водяной Змей в мифологии Караджери». Океания . 1 (3): 352–354. дои : 10.1002/j.1834-4461.1930.tb01656.x . JSTOR 40327334 .
- Пробер, Сюзанна М.; О'Коннор, Майкл Х.; Уолш, Фиона Дж. (2011). «Сезонные знания австралийских аборигенов: потенциальная основа для общего понимания управления окружающей средой» . Экология и общество .
- Скайринг, Фиона; Ю, Сара (2008). « «Странные незнакомцы»: первый контакт между европейцами и народом караджарри на побережье Кимберли в Западной Австралии» . В Ниле, Марго; Вет, Питер; Саттон, Питер (ред.). Незнакомцы на берегу . Национальный музей австралийской прессы. стр. 60–75. ISBN 978-1-876-94488-9 .
- Терри, Майкл (1931). Скрытое богатство и сокрытие людей . Сыновья ГП Патнэма .
- «Границы племени Тиндейл» (PDF) . Департамент по делам аборигенов, Западная Австралия . Сентябрь 2016.
- Тиндейл, Норман Барнетт (1974). «Караджари (Вашингтон)» . Племена аборигенов Австралии: их местность, контроль над окружающей средой, распространение, пределы и имена собственные . Австралийский национальный университет . ISBN 978-0-708-10741-6 . Архивировано из оригинала 20 марта 2020 года.
- Тонкинсон, Роберт (1989). «Местная организация и землевладение в районе Карламили (река Рудалл)» (PDF) . В рабочей группе по Западной пустыне (ред.). Значение региона Карламили для народа мартухарра Западной пустыни . Перт: Департамент охраны природы и землепользования . стр. 99–259.
- Тран, Тран (2016). «(Неюридическое) руководство по значимому признанию» . В Силлитое Палутикоф, Пол (ред.). Исследования коренных народов и вовлеченная антропология: момент сотрудничества . Рутледж . стр. 163–179. ISBN 978-1-317-11722-3 .
- Тран, Тран; Вейр, Джессика К.; Стрелейн, Лиза М.; Стейси, Кларр (2014). «Управление коренными народами и адаптация к изменению климата: два тематических исследования по титулам коренных народов Австралии» . В Палютикофе, Жан П.; Боултер, Сара Л.; Барнетт, Джон; Рисик и, Дэвид (ред.). Прикладные исследования в области адаптации к климату . Джон Уайли и сыновья . стр. 307–315. ISBN 978-1-118-84503-5 .
- Уотсон, Ирен (2014). Аборигены, колониализм и международное право: сырое право . Рутледж . ISBN 978-1-317-93836-1 .
- Вейр, Джессика К. (2012). Страна, родной титул и экология . Издательство Австралийского национального университета . ISBN 978-1-921-86256-4 .
- Вейр, Джессика К.; Стоун, Рой; Муларди, Мервин (2012). «Планирование водных ресурсов и титул коренных жителей: участие Караджарри и правительства в Западном Кимберли» (PDF) . Страна, родное название и экология . Издательство Австралийского национального университета . стр. 81–103. ISBN 978-1-921-86256-4 .
- Ю, Сара (1999). Нгапа Кунанкул: Живая вода . Университет Западной Австралии . CiteSeerX 10.1.1.555.6295 .