Дэвид Морган (офицер Королевского флота)
Дэвид Морган | |
---|---|
Рожденный | 29 декабря 1947 г. |
Верность | Великобритания |
Услуга/ | ![]() ![]() |
Лет службы | 1966–1992 |
Классифицировать | Лейтенант-коммандер |
Единица | 899-я военно-морская авиационная эскадрилья |
Битвы/войны | |
Награды | Крест за выдающиеся заслуги |
Дэвид Генри Спенсер Морган DSC (родился 29 декабря 1947 года) - бывший пилот Британского Королевского флота и Королевских военно-воздушных сил Королевского флота (RAF), который летал в составе военно-воздушных сил во время Фолклендской войны в 1982 году, где он стал самым успешным британским истребителем. пилот конфликта, а также участвовал в последнем воздушном бою британских летчиков-истребителей, в котором были уничтожены самолеты противника.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Морган родился 29 декабря 1947 года в Фолкстоне , Кент, его отец был летчиком-истребителем ВМФ времен Второй мировой войны. [ 1 ] [ 2 ] Он получил образование в школе сэра Роджера Мэнвуда в Сэндвиче, Кент , и в возрасте 16 лет подал заявку на стипендию для поступления на военно-морской флот, где было обнаружено, что у него дыра в сердце ( дефект межпредсердной перегородки ), это было успешно прооперировано. на. [ 3 ] Он учился в Королевском военно-морском колледже Британии в Дартмуте в качестве летчика и был принят в строй в 1967 году и стал первым британским военнослужащим, ставшим пилотом после операции на открытом сердце. [ 2 ]
Ранняя карьера
[ редактировать ]
Морган присоединился к военно-воздушным силам Королевского флота в 1966 году, первоначально ограничиваясь полетами на вертолетах из-за операции на сердце, но затем перешел в ВВС Великобритании в надежде получить летающие самолеты. [ 3 ] Сначала он служил пилотом вертолета Королевских ВВС Уэссекса , особенно в Северной Ирландии в 72-й эскадрилье в 1970-х годах во время Смуты . [ 4 ] Затем он переоборудовался в прыжковые самолеты Harrier, служившие в Западной Германии . [ 5 ] и, наработав около 1000 часов, был прикреплен к 899-й морской авиационной эскадрилье ВВС флота и находился в процессе переоборудования в « Си Харриеры», когда началась Фолклендская война. Впоследствии он был прикомандирован в качестве летного лейтенанта к 800-й морской авиационной эскадрилье на авианосце HMS Hermes , которая входила в состав оперативной группы, отправленной для возвращения островов после аргентинского вторжения. [ 6 ]
Фолклендская война
[ редактировать ]Морган принимал участие в различных обстрелах аргентинского траулера « Нарвал» , занимавшегося сбором разведывательной информации, который отказался от приказа покинуть этот район. [ 7 ] [ 8 ] Он также участвовал в первой обстреле аргентинских самолетов, в том числе «Пукараса» , на аэропорт Порт-Стэнли . [ 9 ] Во время этой атаки его самолет был сбит зенитным огнем . [ 6 ] 23 мая вместе со своим ведомым - флайт лейтенантом Джоном Лимингом он вступил в бой с группой из двух вертолетов Puma и вертолета Agusta Westland A109 . «Пумы» были сбиты и уничтожены этой парой после того, как их экипажи скрылись, а А109 был подбит во время боя и позже уничтожен другим самолетом после приземления. [ 6 ] Было подтверждено, что одна из Пум убила Моргана. [ 10 ]
8 июня, во время тренировочного полета, Морган приближался к бухте Блафф , когда увидел два британских десантных корабля, «Сэр Галахад» и «Сэр Тристрам» , загоревшиеся после воздушной атаки аргентинского «Дугласа А-4 Скайхок» . [ 5 ] Эти и другие суда в этом районе переправляли на берег подразделения Уэльской гвардии и королевской морской пехоты . Морган и его ведомый лейтенант Дэвид Смит (RN) держали защитное летное патрулирование над местом происшествия в течение 40 минут, пока не увидели десантный корабль, атакованный четырьмя истребителями-бомбардировщиками A-4Q Skyhawk ВМС Аргентины . Пилоты «Скайхока» сбросили бомбы на корабль. [ 11 ] Прежде чем Морган и Смит смогли вмешаться, шесть морских пехотинцев были убиты, а десантный корабль начал тонуть. У Моргана хватило топлива только на две минуты, прежде чем он вернулся на свой корабль; несмотря на это, он выпустил ракету AIM-9 Sidewinder по первому «Скайхоку», которым пилотировал Данило Больсан , и уничтожил его, убив Больсана. [ 10 ] [ 12 ] Второй самолет, которым пилотировал Альфредо Васкес, был сбит пушечным огнем Моргана и уничтожен. Хотя Васкес, казалось, благополучно катапультировался , он тоже был убит. [ 13 ] [ 14 ] Третий «Скайхок», пилотируемый Хуаном Аррарасом , был сбит Смитом. [ 15 ] [ 16 ] Тем временем выжившему аргентинскому пилоту Эктору Санчесу удалось выровнять «Харриер» Моргана своим прицелом; Однако когда Санчес попытался выстрелить, его пушка заклинила. Хотя Моргану больше не грозила опасность быть сбитым, его Харриер был сильно поврежден и, как сообщается, терял топливо. [ 5 ] [ 17 ] [ 18 ] Часть обратного пути к «Гермесу» Морган планировал, чтобы сэкономить топливо; после того, как он благополучно приземлился, выяснилось, что топлива в его «Харриере» осталось примерно на 90 секунд полета. [ 5 ] Подсчет уничтоженных Морганом самолетов - два истребителя, один вертолет и один общий вертолет - сделал Моргана британским летчиком-истребителем, наиболее успешным в воздушном бою во время конфликта. [ 5 ] [ 6 ] Столкновение Моргана и Смита со «Скайхоксами» стало последним боем воздух-воздух, в котором самолеты были уничтожены британскими пилотами (по состоянию на июль 2021 года). [ 13 ]
Страдая от посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) в результате боевого опыта, Морган объяснил последующее расторжение брака этим расстройством. [ 5 ]
Цитирование награды
[ редактировать ]
Морган был награжден Крестом за выдающиеся заслуги за заслуги во время операций в Южной Атлантике: [ 19 ]
«Пилоты «Си Харриеров» из 800-й и 899-й эскадрилий морской авиации, переправленные на HMS HERMES, проявили большое мужество в воздушном бою над Фолклендскими островами, который начался в конце апреля и продолжался в течение мая. От них требовалось совершать вылет за вылетом. , иногда до четырех в день, часто в ужасных погодных условиях, но оставались стойкими и решительными в условиях постоянного стресса и постоянной опасности. Их вклад позволил оперативной группе получить превосходство в воздухе и, таким образом, почти. определенно спас много жизней, которые в противном случае были бы потеряны в результате воздушных атак противника. Лейтенант Морган совершил 50 боевых вылетов. Во время одного вылета он атаковал вертолет Puma с применением оружия, в результате чего он врезался в холм, а в другом случае он это сделал. и его ведомый атаковал и уничтожил целую группу из четырех «Миражей», а сам лейтенант Морган сбил два вражеских самолета».
В газете London Gazette говорится, что «он и его ведомый атаковали и уничтожили целую группу из четырех «Миражей» , а сам лейтенант Морган сбил два вражеских самолета». В книге Моргана « Враждебное небо… » (см. Библиографию) (стр. 290–295) Морган заявляет, что он и его ведомый Дэйв Смит вступили в бой с четырьмя аргентинскими самолетами A4 Skyhawk, Морган уничтожил два, а Смит - один. Эту аномалию Морган объясняет позже в своей книге (стр. 300). Бой проходил в условиях плохой освещенности, Морган и Смит не были уверены, был ли это вражеский самолет «Скайхоки» или «Миражи». В их окончательном отчете о миссии говорилось, что они вступили в бой с «Миражами».
Послевоенное примирение
[ редактировать ]В 1993 году с Морганом связался журналист Макси Гаинза и попросил его принять участие во встрече с Гектором Санчесом, аргентинским пилотом 4-го Skyhawk A-4B, с которым он вступил в бой 8 июня 1982 года. [ 20 ] Санчес служил в Персидском заливе и встретился с Морганом по пути домой в Аргентину. [ 21 ] Морган заявил, что эта встреча и их последующая дружба позволили ему преодолеть посттравматическое стрессовое расстройство, особенно потому, что Санчес также страдал от той же болезни. [ 13 ] [ 20 ] Это было частью усилий по примирению ветеранов с обеих сторон, включавших ряд встреч между военнослужащими, отраженных в серии портретов аргентинского антрополога Розаны Губер . [ 22 ] Нил Уилкинсон, зенитчик, встретил Мариано Веласко, пилота, которого он сбил, а Саймон Уэстон встретил Карлоса Качона, аргентинского пилота, который бомбил сэра Галахада с Уэстоном на борту. Морган также имел контакт с майором Роберто Янци, пилотом одной из сбитых им «Пум». [ 23 ] В 2018 году он встретил Пабло Больсана, сына Данило Больсана, сопровождал его на Фолклендские острова и установил мемориал рядом с обломками самолета Больсана. [ 20 ]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]В 2007 году Морган опубликовал книгу под названием « Враждебное небо: моя воздушная война за Фолклендские острова», а также написал стихи о своем опыте. [ 24 ] [ 25 ] После конфликта он продолжал служить летчиком-испытателем и инструктором Harrier. [ 26 ] Морган перешел на постоянную службу в ВМФ в 1984 году и окончательно ушел в 1992 году в звании лейтенанта-коммандера . Затем он стал коммерческим пилотом авиакомпании Virgin Atlantic . [ 5 ] Морган женат, живет в Дорсете, имеет двоих детей и пятерых внуков. [ 3 ]
Библиография
[ редактировать ]- Морган, Дэвид (2007). Враждебное небо: Моя воздушная война за Фолклендские острова . Феникс. п. 320. ИСБН 9780753821992 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Палмер, Светлана (2 октября 2014 г.). «Лейтенант-коммандер Дэвид Морган» . Коллекция летающего наследия Вулкана . Архивировано из оригинала 10 мая 2018 года . Проверено 21 августа 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Макдонаф, Ричард (13 июля 2012 г.). «Морган, Дэвид (Устная история)» . Имперские военные музеи (Звукозапись) . Проверено 22 августа 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с «Летающие истребители с больным сердцем: история Дэвида» . www.bhf.org.uk. Проверено 21 августа 2019 г.
- ^ «Раскрыто: как армия предотвратила пропагандистский переворот ИРА после того, как террористы сбили вертолет» . BelfastTelegraph.co.uk . ISSN 0307-1235 . Проверено 21 августа 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Вести, Майкл (11 мая 2002 г.). «Наследие Фолклендских островов » 11 мая 2002 г. » Зрительский архив» . Зрительский архив . п. 55 . Проверено 21 августа 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д Шорс, Кристофер (1999). Aces High: Еще одна дань уважения самым выдающимся пилотам-истребителям ВВС Великобритании и Содружества во Второй мировой войне, Том 2 . Издательство Груб Стрит. стр. 1985, 1986. ISBN. 9781909808430 .
- ^ Гастингс, Макс ; Дженкинс, Саймон (22 марта 2012 г.). Битва за Фолклендские острова . Пан Макмиллан. п. 199. ИСБН 9780330536769 .
- ^ Арчер, Питер; Ассоциация прессы (10 мая 1982 г.). «На британском авианосце пилот пересказывает приказ: «Вступить в бой» » . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 21 августа 2019 г.
- ^ «Полет на Пукаре» (PDF) . Историк авиации . Выпуск № 8: 22 июля 2014 г. Архивировано из оригинала (PDF) 14 февраля 2019 г. . Проверено 21 августа 2019 г.
{{cite journal}}
:|volume=
есть дополнительный текст ( помощь ) - ^ Jump up to: а б «Морской лунь в ретроспективе» (PDF) . Военно-морской флот: Журнал Военно-морской лиги Австралии . 69 № 2: 23. Апрель – июнь 2007 г. Архивировано из оригинала (PDF) 10 марта 2019 г. . Проверено 21 августа 2019 г.
- ^ «Кадры напряженного воздушного боя во время Фолклендской войны» , YouTube , Смитсоновский канал, 5 мая 2017 г. , получено 21 августа 2019 г.
- ^ Зритель . Том. 288–289. ФК Уэстли. 2002. с. 146.
- ^ Jump up to: а б с «RAF в 100 лет: ветераны Второй мировой войны и Фолклендских островов делятся воспоминаниями о своих самых опасных миссиях» . Радио Таймс . Проверено 21 августа 2019 г.
- ^ Боуман, Мартин В.: Реактивные войны в ядерный век: с 1972 года по настоящее время
- ^ Мусчиано, Уолтер А. (1994). Морские птицы: история авианосцев и палубной авиации . Издательство Шиффер. п. 524. ИСБН 9780887405839 .
- ^ Поузи, Карл А. «Воздушная война на Фолклендских островах» . Журнал «Авиация и космос» . Проверено 21 августа 2019 г.
- ^ Чант, Кристофер (2001). Воздушная война на Фолклендских островах 1982 года . Osprey Publishing, стр. 90–91. ISBN 1-84176-293-8
- ^ Моро, Рубен Оскар (2003). Неслыханная война: история южноатлантического конфликта . Буэнос-Айрес: Эдивем. ISBN 987-96007-3-8 . (на испанском языке)
- ^ «№49134» . Лондонская газета (Приложение). 8 октября 1982 г. с. 12853.
- ^ Jump up to: а б с Николлс, Доминик (15 марта 2019 г.). «Мирная миссия: последний британский пилот, сбивший врага в бою, встречает сына аргентинца, которого он убил» . Телеграф . ISSN 0307-1235 . Проверено 21 августа 2019 г.
- ^ Clarín.com (2 апреля 2017 г.). «Тяжесть близкой встречи» . www.clarin.com (на испанском языке) . Проверено 21 августа 2019 г.
- ^ «Примирение так сложно» . www.lanacion.com.ar (на испанском языке). 10 июня 2012 года . Проверено 21 августа 2019 г.
- ^ «Мальвинские острова: драматическая история полка Корриентес, который сопротивлялся жестокой изоляции и опасной миссии по отправке им помощи» . #LaDos (на испанском языке). 4 июля 2019 года . Проверено 21 августа 2019 г.
- ^ МакКлен, Дон (1995). Сердце вещей . Д. МакКлен.
- ^ «Отрывок из «Мужества под огнем» . Иссуу . 8 мая 2011 г. с. 9 . Проверено 21 августа 2019 г.
- ^ Книги, Time-Life (1 января 1992 г.). Авианосная война . Книги Время-Жизнь. ISBN 9780809486250 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]