Мансур ибн Сарджун
Мансур ибн Сарджун был византийским финансовым чиновником или губернатором Дамаска местного сирийского происхождения при императорах Маврикии ( годы правления 582–602 ) и Ираклии ( годы правления 610–641 ), а также во время персидской оккупации Дамаска в 614–628 годах. Он сдал город осаждающим арабам-мусульманам в 635 году, предварительно обеспечив безопасность местных жителей. За свою роль в капитуляции его оклеветали в христианских кругах. Семья Мансура оставалась известной и при мусульманском правлении: его сын Сарджун служил высокопоставленным чиновником в Сирии при первых халифах Омейядов , а его внук Иоанн Дамаскин приобрел известность как один из крупнейших христианских мыслителей своего времени.
Жизнь
[ редактировать ]Мансур был местным сирийцем арамейского . или арабского происхождения [ 1 ] Его родным языком, вероятно, был арамейский , хотя он хорошо знал греческий и, вероятно, знал арабский язык . также [ 2 ] X века По словам мелькитского историка Евтихия Александрийского , Мансур был назначен фискальным чиновником в Дамаске византийским императором Маврикием . Он сохранил эту позицию после того, как сасанидские персы завоевали Дамаск в ок. 614 г. и на протяжении всей оккупации города. В течение этого периода он продолжал перечислять сасанидам налоги своей юрисдикции. Византийцы восстановили контроль над Дамаском в 628 году, а два года спустя, когда император Ираклий посетил город, он заключил Мансура в тюрьму и подверг его пыткам, чтобы заставить его возместить налоги, перечисленные сасанидцам. Взамен Мансур сохранил свой пост. Евтихий утверждает, что Мансур затаил «гнев» на Императора в результате этого эпизода. Считалось, что это способствовало его сопротивлению предложению средств генералу Ираклия Ваану , который возглавлял усилия Византии по защите от арабских мусульман, которые начали вторжение в Сирию в ок. 634 . [ 3 ]
Во время мусульманской осады Дамаска Мансур упоминается в нескольких мусульманских и христианских источниках как лидер жителей города, начавший переговоры с мусульманским полководцем Халидом ибн аль-Валидом . В сентябре 635 года он открыл Баб Шарки (Восточные ворота) города Халиду после того, как они подписали соглашение о капитуляции, которое гарантировало безопасность жителей и имущества города. Охранная грамота исключала византийские войска, защищавшие Дамаск, которые впоследствии покинули город. [ 4 ] Евтихий отметил, что из-за роли Мансура в капитуляции «все патриархи и епископы мира предали его анафеме». [ 1 ] историк 9-го века Сирийский и патриарх Дионисий Тель-Маре также называет Мансура городским чиновником, сдавшим Дамаск, но хотя Евтихий рассматривал действия Мансура как предательство, Дионисий описал его как средство обеспечения безопасности и благополучия жителей. [ 5 ]
Потомки
[ редактировать ]Мансур основал в Дамаске влиятельную семью. Семья оставалась мелькитами, т.е. православными христианами императорского византийского обряда. Сын Мансура Сарджун был назначен катибом (писцом или секретарем) Муавии ибн Аби Суфьяна , губернатора Дамаска и, в конечном итоге, всей исламской Сирии с ок. Сарджун сохранял свой Язиде . пост при преемниках Муавии I , Муавии II , Марване I и Абд аль-Малике , последний из которых уволил Сарджуна около 700 г. Сын Сарджуна, Иоанн Дамаскин (ум. 749), был видным христианином. мыслитель. При правлении Аббасидов , которое заменило правление Омейядов в 750 году, два других потомка Мансура служили патриархами Иерусалима : [ 1 ] Сергий I ( годы правления 842–858 ) и Илия III ( годы правления 879–907 ). [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Гриффит 2016 , с. 30.
- ^ Гриффит 2016 , с. 31.
- ^ Гриффит 2016 , с. 29.
- ^ Гриффит, 2016 , стр. 29–30.
- ^ Зейн и Эль-Вакиль 2020 , с. 7.
- ^ Яношик 2016 , стр. 27.
Библиография
[ редактировать ]- Гриффит, Сидни Х. (2016). «Семья Мансур и святой Иоанн Дамаскин: христиане и мусульмане во времена Омейядов». В Борруте, Антуан; Доннер, Фред М. (ред.). Христиане и другие в государстве Омейядов . Чикаго: Восточный институт Чикагского университета. стр. 29–52. ISBN 978-1-614910-31-2 .
- Яношик, Дэниел Дж. (2016). Иоанн Дамаскин, первый апологет мусульман: Троица и христианская апологетика в ранний исламский период . Юджин, Орегон: Публикации Пиквика. ISBN 978-1-4982-8984-9 .
- Зейн, Ибрагим; Эль-Вакиль, Ахмед (2020). «Договор Халида бен аль-Валида с народом Дамаска: определение исходного документа посредством общих и конкурирующих исторических воспоминаний». Журнал исламских исследований . 31 (3): 295–328. дои : 10.1093/jis/etaa029 .