Сарджун ибн Мансур
Сарджун ибн Мансур ( араб . سرجون بن منصور, греч . Σέργιος ὁ τοῦ Μανσοῦρ ) был мелькитским христианским чиновником раннего халифата Омейядов . Сын видного византийского чиновника Дамаска , он был фаворитом первых халифов Омейядов Муавии I и Язида I и занимал должность главы фискальной администрации Сирии с середины VII века до 700 года, когда Халиф Абд аль-Малик ибн Марван уволил его в связи с его усилиями по арабизации управления Халифатом.
Он был отцом богослова Иоанна Дамаскина и приемным отцом Космы Майумского . [ 1 ]
Источник
[ редактировать ]Сарджун [ примечание 1 ] был сыном Мансура ибн Сарджуна , мелькита . сирийца- [ примечание 2 ] Христианин, занимавший высшие административные должности в Дамаске на протяжении начала VII века: назначенный финансовым чиновником византийским императором Маврикием ( годы правления 582–602 ), он сохранил свое видное положение в городе во время персидской оккупации города после 613 года. и даже после восстановления Византии в 630 году. Согласно Евтихию Александрийскому , именно он сдал город зарождающемуся мусульманскому халифату под руководством Халида ибн аль-Валида в 635 году. [ 4 ] [ 5 ]
Карьера
[ редактировать ]О жизни Сарджуна известно из житий его сына и приемного сына, а также из разрозненных и кратких упоминаний в исторических источниках. [ 1 ] По мнению мусульманских историков аль-Баладхури и ат-Табари , Сарджун был маулой первого Омейядов халифа Муавии I ( годы правления 661–680 ), [ примечание 3 ] выступая в качестве его «секретаря и человека, отвечающего за его бизнес». [ 1 ] [ 7 ] Жития, хотя и менее достоверные, также отводят ему роль в управлении, даже в качестве «правителя» ( архонта или даже эмира ), Дамаска и его окрестностей, где он отвечал за сбор доходов. [ 1 ] В этом качестве он засвидетельствован в более поздних сборниках исходных материалов, таких как сборник аль-Масуди . [ 6 ]
В житиях утверждается, что он пользовался большим расположением в семье халифа, так что его семья не была обязана принимать ислам, хотя они и расходятся во мнениях относительно того, крестил ли Сарджун своего сына открыто или тайно. [ 1 ] В некоторых источниках Сарджун даже упоминается вместе с христианским поэтом аль-Ахталом как юношеские товарищи сына и преемника Муавии Язида I ( годы правления 680–683 ). [ 6 ] Он владел большими поместьями по всему Леванту и использовал свое богатство для выкупа христианских пленников, в том числе монаха Космы, которому он поручил обучение своих сыновей. [ 1 ]
Летописец XII века Михаил Сирин сообщает (II.492), что он преследовал последователей якобитской церкви в Дамаске и Эмесе , [ 1 ] [ 8 ] Другой поздний сирийский источник, « Хроника 1234 года» , также сообщает, что он принял учение Максима Исповедника , ставшее официальной доктриной на Третьем Константинопольском соборе в 681 году, и ревностно пропагандировал его в Иерусалиме , Антиохии и Эдессе . Трудно, однако, понять, правильно ли приписаны ему эти действия или они являются результатом путаницы с его сыном Иоанном Дамаскинским. [ 9 ]
Византийский ) летописец Феофан Исповедник упоминает Сарджуна в 691/92 году как главного министра финансов халифа Абд аль-Малика ибн Марвана ( годы правления 685–705 , давая ему эквивалентный византийский титул genikos logothetes . [ 8 ] Согласно повествованию Феофана, Абд аль-Малик стремился отремонтировать Каабу в Мекке , которая была повреждена во время недавней Второй мусульманской гражданской войны , и с этой целью намеревался убрать некоторые колонны из христианской святыни в Гефсимании . Сарджун вместе с другим выдающимся христианином, Патрикием из Палестины , успешно предотвратил это, обратившись к византийскому императору Юстиниану II ( годы правления 685–695, 705–711 ) с просьбой поставить вместо этого другие колонны. [ 10 ] [ 11 ]
Таким образом, получается, что Сарджун оставался ответственным за финансовое управление Сирии при пяти разных халифах — Муавии I, Язиде I, Муавии II , Марване I и Абд аль-Малике — и в течение почти полувека. : его пребывание в должности, возможно, началось еще в 650/51 году и, по-видимому, закончилось, когда Абд аль-Малик решил арабизировать бюрократию в 700 году, назначив Сулеймана ибн Саада аль-Хушани своим заменителем. [ 12 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Имя «Сардун» — это сирийская форма имени Саргона II , записанная в Пешитты версии Исайи 20:1. [ 2 ]
- ↑ Имя «Мансур» указывает на арамейское , возможно, даже арабское происхождение. Семья явно была выходцем из Сирии, а ее родным языком был арамейский , хотя они знали также греческий язык , язык византийской администрации и церкви. [ 3 ]
- ↑ Муавия I в целом благосклонно относился к христианам и, по словам аль-Якуби , был первым мусульманским халифом, нанимавшим христиан на административные должности. [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г PmbZ , Саргун ибн Мансур ар-Роман (#6510 )
- ^ Беккер 2008 .
- ^ Гриффит 2016 , стр. 30–31.
- ^ ОДБ , "Мансур ибн Сарджун" (ИН Каеги, А. Каждан), с. 1288.
- ^ Гриффит, 2016 , стр. 29–30.
- ^ Jump up to: а б с Гриффит 2016 , с. 31.
- ^ Мороний 1987 , с. 216.
- ^ Jump up to: а б Манго и Скотт 1997 , с. 510, примечание 4.
- ^ Гриффит, 2016 , стр. 31–32.
- ^ PmbZ , Абд аль-Малик (№ 18/корр.) ; Саргун ибн Мансур ар-Руми (#6510) ; Патрикий (#5755) .
- ^ Манго и Скотт 1997 , с. 510, примечание 5.
- ^ Спрендлинг 1939 , стр. 182, 211–213.
Источники
[ редактировать ]- Беккер, Адам (2008). «Древний Ближний Восток на позднеантичном Ближнем Востоке: сирийское христианское присвоение библейского прошлого» . У Грегга Гарднера; Кевин Остерло (ред.). Античность в древности: еврейское и христианское прошлое в греко-римском мире . Тюбинген: Мор Зибек. стр. 394–415.
- Гриффит, Сидни Х. (2016). «Семья Мансур и святой Иоанн Дамаскин: христиане и мусульмане во времена Омейядов». В Антуане Борруте; Фред М. Доннер (ред.). Христиане и другие в государстве Омейядов . Чикаго: Восточный институт Чикагского университета. стр. 29–51. ISBN 978-1-614910-31-2 .
- Каждан, Александр , изд. (1991). Оксфордский словарь Византии . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-504652-8 .
- Лили, Ральф-Йоханнес ; Людвиг, Клаудия; Пратч, Томас; Зильке, Беате (2013). Просопография средневизантийского периода онлайн. Берлин-Бранденбургская академия наук. Создано на основе предварительной работы Ф. Винкельмана (на немецком языке). Берлин и Бостон: Де Грюйтер.
- Манго, Кирилл ; Скотт, Роджер (1997). Хроника Феофана Исповедника: Византийская и ближневосточная история, 284–813 гг. н.э. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-822568-7 .
- Морони, Майкл Г. , изд. (1987). История ат-Табари, Том XVIII: Между гражданскими войнами: Халифат Муавии, 661–680 гг. Н.э./40–60 гг . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-87395-933-9 .
- Спренглинг, М. (апрель 1939 г.). «От персидского к арабскому». Американский журнал семитских языков и литератур . 56 (2): 175–224. дои : 10.1086/370538 . JSTOR 528934 . S2CID 170486943 .