Манса Муса
Моисей я | |
---|---|
![]() Изображение Мансы Мусы, правителя Мали -империи в 14 -м веке, от каталонского атласа 1375 года . На этикетке гласит: этот черный лорд называется Массе Мелли и является сувереном земли чернокожих народа Джиневы ( Гана ). Этот король является самым богатым и благородным из всех этих земель из -за изобилия золота, извлеченного из его земель. [ 1 ] | |
Манса Мали | |
Правление | в 1312 - c. 1337 ( примерно 25 лет) |
Предшественник | Мухаммед [ 2 ] |
Преемник | Магха |
Рожденный | Конец 13 века Империя Мали |
Умер | в 1337 Империя Мали |
Супруг | Инари Кунате |
Дом | Кейта династия |
Религия | Ислам Малики |
Манса Муса [ А ] (Царствовал в. 1312 - ок. 1337 [ B ] ) был девятый [ 4 ] Манса империи Мали , которая достигла своего территориального пика во время его правления. Царствование Мусы часто считается зенитом власти и престижа Мали.
Один из самых богатых людей в истории, [ 5 ] Известно, что он был чрезвычайно богатым, описанным как невероятно богатый современниками; Журнал Time сообщил: «На самом деле нет способа поставить точное число на его богатство». [ 6 ] Из местных рукописей и отчетов путешественников известно, что богатство Мансы Мусы поступило главным образом из Империи Мали, контролирующей и облагавшись на торговлю солью из северных регионов и особенно из золота и добываемой в богатых золотыми регионами на юге: Бамбук, Вангара , Bure, Galam, Taghaza и другие подобные королевства на протяжении многих веков. В течение очень длительного периода Мали создал большой заповедник золота. Также предполагается, что Мали участвовал во многих товарах, таких как слоновая кость, рабы , специи, шелк и керамика. Однако в настоящее время мало известно о степени или механике этих сделок. [ 7 ] [ 8 ] Во время вознесения Мусы на престол Мали в значительной степени состоял из территории бывшей империи Ганы , которую Мали победил. Империя Мали состояла из земли, которая в настоящее время является частью Гвинеи , Сенегала , Мавритании , Гамбии и современного состояния Мали .
Муса отправился в Хадж в Мекку в 1324 году, путешествуя с огромным окружением и огромным запасом золота. По пути он провел время в Каире , где, как говорят, его щедрый подарки заметно повлиял на ценность золота в Египте и привлек внимание более широкого мусульманского мира. Муса расширил границы империи Мали, в частности, включив города Гао и Тимбукту на свою территорию. Он искал более близкие связи с остальным мусульманским миром, особенно с мамлуком и маринидными султанатами . Он нанял ученых из более широкого мусульманского мира, чтобы поехать в Мали, таких как андалузский поэт Абу Ишак аль-Сахили , и помог создать Тимбукту как центр исламского обучения. Его правление связано с многочисленными строительными проектами, в том числе частью мечети Джингербер в Тимбукту.
Имя и названия
[ редактировать ]Личным именем Мансы Мусы был Муса ( арабский : موسى , Романизированный : Муса ), имя Моисея в исламе . [ 9 ] Манса , «Правитель» [ 10 ] или «король» [ 11 ] В Манде был титул правителя Мали -империи. В устной традиции и хрониках Тимбукту Муса далее известен как Канку Муса. [ 12 ] [ C ] В традиции Манде было обычным явлением, чтобы его имя было префикс по имени их матери, поэтому имя Канку Муса означает «Муса, сын Канку», хотя неясно, подразумевается ли генеалогия буквальна. [ 14 ] Его также называют хиджи Манса Муса в устной традиции, потому что он сделал хадж . [ 15 ]
Аль-Яфии назвал Мусу как Мусу ибн Аби Бакр иби аль-Аасвад ( арабский : Муса ибн Аби , Романизированный : Муса бин Аби Бин бин Аби аль-Асвад Бакр иби аль-Аасвад ), [ 16 ] и Ибн Хаджар назвал Мусу в роли Мусы ибн Аби Аби Бакр Салим аль-Такрури. [ 17 ]
На языке Сонхая правители Мали, такие как Муса, были известны как Мали-кои, кои -это название, которое передавало власть над регионом: другими словами, «Правитель Мали». [ 18 ]
Исторические источники
[ редактировать ]Многое из того, что известно о Мусе, происходит из арабских источников, написанных после его хаджа, особенно сочинений аль-Умари и Ибн Халдуна . Находясь в Каире во время его хаджа , Муса подружился с такими официальными лицами, как Ибн Амир Хаджиб, который узнал о нем и его стране от него, а затем передал эту информацию историкам, таким как аль-Умари. [ 19 ] Дополнительная информация поступает из двух рукописей 17-го века, написанных в Тимбукту , Тарих ибн аль-Мухтар [ D ] и дата Аль-Судана . [ 21 ] Устная традиция, выполняемая Jeliw ( Sg. Jeli ), также известная как гриоты , включает в себя относительно небольшую информацию о Musa по сравнению с некоторыми другими частями истории Мали. [ 21 ]
Происхождение и вступление на трон
[ редактировать ]Наре Магхан [ f ] | |||||
1. Сандар | Абу Бакр | ||||
2. снова | На Стари [ G ] | ||||
7 | 9. Моисей я | 11. Сулейман | |||
8. Мухаммед | 10. я | 12. Самбла | |||
13. Мари Джата II | |||||
14. Муса II | 15. Magha II | ||||
Генеалогия манса Мали -империи вплоть до Magha II ( d. C. 1389 ), основанная на интерпретации ЛеВтриона Ибн Халдуна . [ 22 ] Пронумерованные люди царствовали как Манса ; Числа указывают на порядок, в котором они правят. [ E ]
Мода Musa's Fashion - это педик [ 15 ] и его мать, возможно, была названа Канку. [ H ] Фага Лей был сыном Абу Бакра , брата Санджаты , первой мансы империи Мали. [ 15 ] [ я ] Ибн Баттута , который посетил Мали во время правления брата Мусы Сулаймана, сказал, что дедушка Мусы звали Сарик Джата. [ 25 ] Сарик Джата может быть еще одним названием для Сунджаты, которая на самом деле была двоюродной джуркой Мусы. [ 26 ] Дата рождения Мусы неизвестна, но он все еще казался молодым человеком в 1324 году. [ 27 ] Тарих аль-Фаттш утверждает, что Муса случайно убил Канку в какой-то момент до его хаджа. [ 14 ]
Муса поднялась к власти в начале 1300 -х годов [ J ] в неясных обстоятельствах. Согласно собственному сообщению Мусы, его предшественник как Манса Мали, предположительно ибн Мухаммед [ 30 ] Запустил две экспедиции для изучения Атлантического океана (200 кораблей для первой исследовательской миссии и 2000 кораблей для второго). Манса сам возглавлял вторую экспедицию и назначил Мусу своим заместителем управлять империей, пока он не вернулся. [ 31 ] Когда он не вернулся, Муса был коронован как сама Манса, отмечая передачу линии преемственности от потомков Суньджаты к потомкам его брата Абу Бакра. [ 32 ] Некоторые современные историки ставят под сомнение версию событий Мусы, предполагая, что он мог свергнуть своего предшественника и разработал историю о путешествии, чтобы объяснить, как он принял власть. [ 33 ] [ 34 ] Тем не менее, возможность такого путешествия была воспринята всерьез историками. [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ]
Согласно Тариху аль-Фатшэш , у Мусы была жена по имени Инари Конте. [ 38 ] Ее архиейным (класс) связывается с тем, что поделитесь оба мать Sunnata Mother Songon с верхом . [ 39 ]
Раннее правление
[ редактировать ]Муса был молодым человеком, когда стал Мансой , возможно, в начале двадцатых. [ 40 ] Учитывая величие его последующего хаджа , вполне вероятно, что Муса провел большую часть своего раннего правления, готовясь к этому. [ 41 ] Среди этих приготовлений, вероятно, были бы набеги по захвату и порабощению людей из соседних земель, поскольку окружение Мусы будет включать в себя много тысяч рабов; По оценкам историка Майкл Гомес, Мали, возможно, захватывал более 6000 рабов в год. [ 42 ] Возможно, из-за этого раннее правление Мусы было потрачено в постоянном военном конфликте с соседними немусульманскими обществами. [ 42 ] В 1324 году, находясь в Каире, Муса сказал, что завоевал 24 города и окружающие районы. [ 43 ]
Паломничество в Мекку
[ редактировать ]
Муса был мусульманином , и его хадж , или паломничество в Мекку , сделало его хорошо известным в Северной Африке и на Ближнем Востоке . Для Мусы Ислам был «входом в культивирующий мир восточного Средиземноморья». [ 44 ] Он потратил бы много времени, способствуя росту религии в своей империи. Когда Муса покинул Мали для хаджа, он оставил своего сына Мухаммеда, чтобы править в его отсутствие. [ 45 ]
Муса совершил свое паломничество между 1324 и 1325 годами, охватывая 2700 миль. [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] По сообщениям, его процессия включали 60 000 человек, все они носили парчи и персидский шелк, в том числе 12 000 рабов , [ 49 ] [ Лучший источник необходим ] [ сомнительно - обсудить ] каждый из которых несет 1,8 кг (4 фунта) золотых баров, а также геральды, одетые в шелк с золотыми штабами, организованными лошадьми и обработанными мешками.
Муса предоставил все необходимость для процессии, кормив всю компанию мужчин и животных. [ 44 ] Эти животные включали 80 верблюдов , каждый из которых носил 23–136 кг (50–300 фунтов) золотой пыли. Муса дал золото бедным, которых он встретил по своему маршруту. Муса не только дал городам, которые он передал по дороге в Мекку, включая Каир и Медину , но и обменял золото на сувениры. Сообщалось, что он строил мечети каждую пятницу. [ 28 ] Шихаб аль-Дин Аль-Имари , который посетил Каир вскоре после паломничества Мусы в Мекку, отметил, что это «щедрый демонстрацию власти, богатства и беспрецедентного ее размера и зрелищностью». [ 50 ] Муса уступил важной точке демонстрации богатства своей страны.
Муса и его окружение прибыли на окраину Каира в июле 1324 года. Они три дня лагнул в лагерь пирамидами Гизы, прежде чем пересечь Нил в Каир 19 июля. [ k ] [ 51 ] [ 52 ] Находясь в Каире, Муса встретился с мамлук-султаном аль-Насиром Мухаммедом , чье правление уже видно, что одна манса , Сакура , сделала хадж. Аль-Насир ожидал, что Муса простирается перед ним, что Муса изначально отказалась сделать. Когда он наконец поклонился, он сказал, что делает это только для Бога. [ 53 ]
Несмотря на эту первоначальную неловкость, два правителя хорошо ладили и обменялись подарками. Муса и его окружение дали и провели свободно, находясь в Каире. Муса остался в районе Карафы в Каире и подружился с его губернатором Ибн Амир Хаджиб, который многое узнал о Мали от него. Муса оставался в Каире на три месяца, отправляясь 18 октября [ L ] с официальным караваном в Мекку. [ 51 ] [ 54 ]
Щедрость Мусы продолжалась, когда он отправился вперед в Мекку, и он дал подарки коллегам -паломникам и жителям Медины и Мекки. Находясь в Мекке, разразился конфликт между группой малианских паломников и группой турок-паломников в Масджид-аль-Хараме . Мечи были нарисованы, но до того, как ситуация еще больше усилилась, Муса убедил своих людей отступить. [ 55 ]
Муса и его окружение задержались в Мекке после последнего дня хаджа. Путешествуя отдельно от главного каравана, их возвращение в Каир был поражен катастрофой. К тому времени, когда они достигли Суэза , многие из малианских паломников умерли от холода, голода или бандитских рейдов, и они потеряли многие свои припасы. [ 56 ] [ 57 ] Закончив деньги, Муса и его окружение были вынуждены одолжить деньги и перепродать большую часть того, что они приобрели, находясь в Каире перед Хадж, и Муса вступил в долги нескольким торговцам, таким как Сирадж аль-Дин. Тем не менее, аль-Насир Мухаммед вернул раннее шоу Мусы о щедрости с собственными подарками. [ 58 ]
Во время своего обратного путешествия Муса встретил Андалуси поэта Абу Ишака аль-Сахили , чье красноречие и знание юриспруденции впечатлили его, и которого он убедил путешествовать с ним в Мали. [ 59 ] Другие ученые Муса, принесенные Мали, включали юристов Малики . [ 60 ]
По словам Тариха аль-Судана , города Гао и Тимбукту подчинились правлению Мусы, когда он путешествовал по возвращении в Мали. [ 61 ] Согласно одному сообщению, данному Ибн Халдуном , генерал Мусы Сагахманья завоевал Гао. Другой отчет утверждает, что Гао был завоеван во время правления Манса Сакуры . [ 62 ] Оба эти счета могут быть правдой, так как контроль Мали над Гао мог быть слабым, требуя, чтобы мощные манса периодически пересматривали свои полномочия. [ 63 ]
Позже правление
[ редактировать ]Строительство в Мали
[ редактировать ]Муса начал большую строительную программу, выращивая мечети и медресе в Тимбукту и Гао . В частности, в его праведении был построен древний центр обучения Санкоре Мадраса (или Университета Санкора). [ 64 ]
В Ниани Муса построил зал аудитории, здание, общающееся по внутренней двери в Королевский дворец. Это был «замечательный памятник», преодолеваемый куполом и украшенный арабесками поразительных цветов. Деревянные оконные рамы верхнего этажа были покрыты серебряной фольгой; те из более низкого этажа с золотом. Как и великая мечеть, современная и грандиозная структура в Тимбукту, зал был построен из порезанного камня.
В течение этого периода в основных центрах Мали проживал продвинутый уровень городской жизни. основание городской цивилизации. Серхио Домиан, итальянский ученый по искусству и архитектуре, написал об этом периоде: «Таким образом, был заложен густонаселен ". [ 65 ]
Экономика и образование
[ редактировать ]
Записано, что Манса Муса путешествовал по городам Тимбукту и Гао по пути в Мекку и сделал их частью своей империи, когда он вернулся около 1325 года. Он привел архитекторов из Андалусии , региона в Испании и Каира, чтобы построить свой Grand Palace в Тимбукту и великая мечеть Djinguereber, которая до сих пор стоит. [ 66 ]
Тимбукту вскоре стал центром торговли, культуры и ислама; Рынки, привлеченные торговцам из Хаусаленда , Египта и других африканских королевств, в городе был основан университет (а также в малийских городах Джененне и Сегу ), и ислам распространился по рынкам и университету, что делало Тимбукту новым районом. Для исламской стипендии. [ 67 ] Новости о городе богатства Малианской империи даже путешествовали по Средиземноморью в южную Европу, где торговцы из Венеции , Гранады и Генуа вскоре добавили Тимбукту к своим картам к торговым товарам для золота. [ 68 ]
Университет Санкора в Тимбукту был перезабочен в соответствии с правлением Мусы с юристами, астрономами и математиками. [ 69 ] Университет стал центром обучения и культуры, привлекая мусульманских ученых со всей Африки и Ближнего Востока в Тимбукту.
В 1330 году Королевство Мосси вторглось и покорило город Тимбукту. Гао уже был захвачен генералом Мусы, и Муса быстро восстановил Тимбукту, построил вал и каменный форт и поместил постоянную армию, чтобы защитить город от будущих захватчиков. [ 70 ] В то время как дворец Мусы исчез, университет и мечеть все еще стоят в Тимбукту.
Смерть
[ редактировать ]
Дата смерти Мансы Мусы неясна. Используя длина правления, о которых сообщалось Ибн Халдун для рассчитания от смерти Мансы Сулиман в 1360 году, Муса умер бы в 1332 году. [ 71 ] Тем не менее, Ибн Халдун также сообщает, что Муса послал посланника, чтобы поздравить Абу аль-Хасан Али с его завоеванием Тлемцена , которое произошло в мае 1337 года, но к тому времени был на троне, предположив, что Муса умер в 1337 году. [ 72 ] Напротив, «Аль-Умари», пишущий двенадцать лет после Хаджа Мусы, примерно в 1337 году, [ 73 ] утверждал, что Муса вернулся в Мали, намереваясь отречься и вернуться, чтобы жить в Мекке, но умер до того, как смог это сделать, [ 74 ] предполагая, что он умер даже раньше, чем 1332. [ 75 ] Возможно, это Абах. [ 76 ] Последняя возможность подтверждается Ибн Халдуном, который призвал сына Сулимана Мусы в этом отрывке, предполагая, что он мог запутать брата Мусы Сулимана с сыном Мусы Маганом. [ 77 ] В качестве альтернативы, возможно, что четырехлетнее правление Ибн Халдун приписывает Магхану фактически относился к его правлению Мали, в то время как Муса отсутствовал на хаджи, и он только ненадолго царствовал сам по себе. [ 78 ] Неемия Левцион рассматривал 1337 г. как наиболее верующая дата [ 72 ] который был принят другими учеными. [ 79 ] [ 80 ]
Наследие
[ редактировать ]Царствование Мусы обычно рассматривается как золотой век Мали, но это восприятие может быть результатом того, что его правление является лучшим, записанным арабскими источниками, а не его обязательно является самым богатым и самым могущественным мансой Мали. [ 81 ] Территория Империи Мали была на высоте во время правления Мусы и его брата Сулаймана и покрыла регион Судан-Сахель в Западной Африке. [ 82 ]
Муса менее известен в устной традиции Манде, что исполняет Jeliw . [ 83 ] Его критикуют за то, что он неверный традициям, и некоторые из Джели считают, что Муса потеряла богатство Мали. [ 84 ] [ 85 ] Тем не менее, некоторые аспекты Мусы, по -видимому, были включены в фигуру в устной традиции Манде, известной как Фаджиги, что переводится как «отец надежды». [ 86 ] Фаджиги помнят как отправившись в Мекку, чтобы получить церемониальные объекты, известные как Болив , которые представляют собой в традиционной религии Манде. [ 86 ] Как Фаджиги, Муса иногда объединяется с фигурой в устной традиции под названием Факоли, который наиболее известен как главный генерал Суньджаты. [ 87 ] Фигура Фахиги сочетает в себе как ислам, так и традиционные убеждения. [ 86 ]
Название «Муса» стало практически синонимом паломничества в традиции Манде, так что другие фигуры, которых помнят как происходящие в паломничестве, таких как Факоли, также называются Муской. [ 88 ]
Богатство
[ редактировать ]Манса Муса славится своим богатством и щедростью. Статьи в Интернете в 21 -м веке утверждают, что Манса Муса была самым богатым человеком всех времен. [ 89 ] [ Цитация необходима ] Такие историки, как Адриен Колле, утверждают, что богатство Мусы невозможно точно рассчитать. [ 89 ] [ 85 ] Современные арабские источники, возможно, пытались выразить, что у Мусы было больше золота, чем они считали возможными, а не пытались дать точное число. [ 90 ] Кроме того, трудно значимо сравнить богатство исторических деятелей, таких как Манса Муса, из -за сложности отделения личного богатства монарха от богатства государства и трудности сравнения богатства в очень разных обществах. [ 91 ] Муса, возможно, принес 18 тонн золота на его хадж, [ 92 ] Равное по стоимости более 957 миллионов долларов США в 2022 году. [ 93 ] Сам Муса дополнительно способствовал появлению обширного, неисчерпаемого богатства, распространяя слухи о том, что золото росло как растение в его королевстве. [ 94 ]
По словам некоторых арабских писателей, подарки Мусы вызвали амортизацию в ценности золота в Египте. Аль-Умари сказал, что до приезда Мусы, золотой миткал стоил 25 серебряных дирхамов , но после этого он упал до менее чем 22 дирхамов и не превышает этого числа не менее двенадцати лет. [ 95 ] Хотя это было описано как «разрушенная» экономика Египта, [ 85 ] Историк Уоррен Шульц утверждал, что это имело место в пределах нормальных колебаний стоимости золота в Мамлук Египет. [ 96 ]
Богатство империи Мали происходило не от прямого контроля над областями, производящими золоты, а скорее торговли и дань. [ 97 ] Золотая Муса принес его паломничество, вероятно, представляло годы накопленной дань, которую Муса провел бы большую часть своего раннего собрания. [ 41 ] Другим источником дохода для Мали во время правления Мусы было налогообложение торговли меди. [ 98 ]
По словам нескольких современных авторов, таких как Ибн Баттута, Ибн аль-Давадари и Аль-Омари , Манса Муса закончилась деньги во время своего путешествия в Мекку, и ему пришлось заимствовать у египетских торговцев с высоким уровнем интереса в своем возвращении. Аль-Умари и Ибн Халдун заявляют, что ростовщики либо никогда не были погашены, либо частично погашены. Другие источники не согласны с тем, были ли они в конечном итоге и полностью компенсированы. [ 99 ] [ 100 ] [ 101 ]
Характер
[ редактировать ]Арабские писатели, такие как Ибн Баттута и Абдалла Ибн Асад аль-Яфии, высоко оценили щедрость, добродетель и интеллект Мусы. [ 25 ] [ 16 ] Ибн Халдун сказал, что он «был честным человеком и великим королем, и рассказы о его справедливости все еще рассказывают». [ 102 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Арабский : م yth موى , романизированный : Манса Муса
- ^ Даты правления Мусы неясны. Сообщается, что Муса царствовал в течение 25 лет, и различные линии доказательств предполагают, что он умер любого c. 1332 или c. 1337 , с датой 1337 года считается более вероятной. [ 3 ]
- ^ Имя транскрибируется в Тарих Аль-Судане как Канкан ( арабский : كنكن , Романизированный : Канан ), который, как заявил Сиссоко, было представление имени женщины Мандинки Канку [ 13 ]
- ^ Тарих ибн аль-Мухтар является историографическим названием для рукописи Ибн аль-Мухтара без названия. Этот документ также известен как Tarikh Al-Fattash , который, как утверждали Nobili и Mathee, правильно является названием документа 19-го века, в котором использовался текст Ибн аль-Мухтара в качестве источника. [ 20 ]
- ^ Шестая Манса, Сакура , опущена из этой таблицы, поскольку он не был связан с другими. Третий и четвертый мансас (Вати и Халифа), братья Ули и Пятый (Абу Бакр), племянник Ули, Вати и Халифа, опускаются, чтобы спасти место.
- ^ Имя из устной традиции
- ^ Имя из устной традиции
- ^ Имя Мусы Канку Муса означает «Муса, сын Канку», но генеалогия не может быть буквальной. [ 23 ]
- ^ Арабские источники опускают Фага Лей, ссылаясь на Мусу как Мусу ибн Аби Бакр. Это может быть истолковано как «Муса, сын Абу Бакра», либо «потомка Мусы Абу Бакра». Неправдоподобно, что Абу Бакр был отцом Мусы из -за количества времени между правлением Суньджаты и Мусой. [ 24 ]
- ^ Точная дата вступления Мусы обсуждается. Ибн Халдун утверждает, что Муса царствовал в течение 25 лет, поэтому его вступление датируется за 25 лет до его смерти. Смерть Мусы, возможно, произошла в 1337, 1332 году или, возможно, даже раньше, что дало 1307 или 1312 в качестве правдоподобных приблизительных лет вступления. 1312 является наиболее широко принятым современными историками. [ 28 ] [ 29 ]
- ^ 26 Раджаб 724
- ^ 28 Шаувал
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Проект Cresques - панель III» . cresquesproject.net . Архивировано из оригинала 12 февраля 2023 года . Получено 12 февраля 2023 года .
- ^ Levtzion 1963 , p. 346
- ^ Levtzion 1963 , с. 349–350.
- ^ Levtzion 1963 , p. 353
- ^ Тад Морган, «Этот африканский император 14-го века остается самым богатым человеком в истории» , История.com, 19 марта 2018 г.
- ^ Дэвидсон, Джейкоб (30 июля 2015 г.). «10 самых богатых людей всех времен» . Время . Архивировано из оригинала 24 августа 2015 года . Получено 5 января 2017 года .
- ^ «Манса Муса (Муса I из Мали)» . National Geographic . Национальное географическое общество . Архивировано из оригинала 19 августа 2022 года . Получено 6 сентября 2022 года .
- ^ Родригес, Юниус П. (1997). Историческая энциклопедия мирового рабства . ABC-Clio. п. 449. ISBN 978-0-87436-885-7 Полем Получено 3 мая 2023 года .
- ^ McKissack & McKissack 1994 , p. 56
- ^ Гомес 2018 , с. 87
- ^ Mac Macburrair 1873 , P. 40
- ^ Белл 1972 , с. 230
- ^ Cissoko 1969 .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Гомес 2018 , с. 109
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в Niane 1959 .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Collet 2019 , p. 115–116.
- ^ Levtzion & Hopkins 2000 , p. 358.
- ^ Гомес 2018 , с. 109, 129
- ^ Al -Umari , глава 10.
- ^ Direct & Maternal 2015 .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Гомес 2018 , с. 92–93.
- ^ Levzion 1963 .
- ^ Gomez 2018 , с. 109–110
- ^ Levtzion 1963 , p. 347
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Levtzion & Hopkins 2000 , p. 295
- ^ Levtzion & Hopkins 2000 , p. 416.
- ^ Гомес 2018 , с. 104
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Bell 1972
- ^ Levtzion 1963 , с. 349–350
- ^ 2018 бобы
- ^ Al -Umari , глава 10
- ^ Ибн Халдун
- ^ Гомес 2018
- ^ Торнтон 2012 , с. 9, 11
- ^ Гомес 2018 , с. 101.
- ^ Devisse & Labib 1984 , p. 666.
- ^ Торнтон 2012 , с. 13
- ^ Bühnen 1994 , p. 12
- ^ Bühnen 1994 , p. 12–13.
- ^ Гомес 2018 , с. 104
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Гомес 2018 , с. 105
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Гомес 2018 , с. 107
- ^ al-mari , перевод в Levtzion & Hopkins 2000 , p. 267
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Гудвин 1957 , с. 110.
- ^ al-mari , перевод в Levtzion & Hopkins 2000 , p. 268
- ^ Гомес 2018 , с. 4
- ^ Поллард, Элизабет (2015). Миры вместе друг от друга друг от друга . Нью -Йорк: WW Norton Company Inc. с. 362. ISBN 978-0-393-91847-2 .
- ^ Wilks, Ivor (1997). «Вангара, Акан и португальцы в пятнадцатом и шестнадцатом веках». В Bakewell, Питер Джон (ред.). Шахты серебра и золота в Америке . Aldershot: Variorum, Ashgate Publishing Limited. п. 7. ISBN 9780860785132 .
- ^ де Рус-Джонсон, Джон Коулман. "Муса I из Мали" . Encyclopædia Britannica . Архивировано из оригинала 21 апреля 2017 года.
- ^ Королевские королевства Ганы, Мали и Сонгай: Жизнь в средневековой Африке Патриция МакКиссак, Фредрик МакКиссак Страница 60
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Levtzion & Hopkins 2000 , p. 355.
- ^ Гомес 2018 , с. 114, 117.
- ^ Гомес 2018 , с. 116
- ^ Collet 2019 , с. 111.
- ^ Collet 2019 , с. 115–122.
- ^ Гомес 2018 , с. 118
- ^ Collet 2019 , с. 122–129.
- ^ Гомес 2018 , с. 118–120.
- ^ Hunwick 1990 , pp. 60–61.
- ^ al-mari , перевод в Levtzion & Hopkins 2000 , p. 261
- ^ Аль-Сади , перевод в Ханвик 1999 , с. 10
- ^ Ибн Халдун , перевод в Levtzion & Hopkins 2000 , p. 334
- ^ Levtzion 1973 , p. 75
- ^ «Университет Санкора, Тимбукту» . 7 июня 2003 г.
- ^ "Манса Муса" . Африканская история восстановлена. 2008. Архивировано из оригинала 2 октября 2008 года . Получено 29 сентября 2008 года .
- ^ De Villiers & Hirtle 2007 , p. 70
- ^ De Villiers & Hirtle 2007 , p. 74
- ^ De Villiers & Hirtle 2007 , p. 87–88.
- ^ Гудвин 1957 , с. 111.
- ^ De Villiers & Hirtle 2007 , p. 80–81.
- ^ Levtzion 1963 , p. 349.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Levtzion 1963 , p. 350.
- ^ Levtzion & Hopkins 2000 , с. 252, 413.
- ^ Levtzion & Hopkins 2000 , p. 268.
- ^ Белл 1972 , с. 224
- ^ Белл 1972 , с. 225–226.
- ^ Белл 1972 , с. 225
- ^ Белл 1972 , с. 226–227.
- ^ Sapong 2016 , с. 2
- ^ Гомес 2018 , с. 145.
- ^ Canós-Donnay 2019 .
- ^ Niane 1984 , p. 152
- ^ Gomez 2018 , с. 92–93
- ^ Niane 1984 .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в Мохамуд 2019 .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в Конрад 1992 , с. 152
- ^ Конрад 1992 , с. 153
- ^ Конрад 1992 , с. 153–154.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Collet 2019 , p. 106
- ^ Дэвидсон 2015b .
- ^ Дэвидсон 2015a .
- ^ Гомес 2018 , с. 106
- ^ «Цена золота в долларах США (USD/OZ T)» . Ичарты . Архивировано из оригинала 24 января 2022 года . Получено 24 января 2022 года .
- ^ Гомес 2018 , с. 121.
- ^ Levtzion & Hopkins 2000 , p. 271.
- ^ Schultz 2006 .
- ^ Гомес 2018 , с. 107–108.
- ^ Levtzion & Hopkins 2000 , p. 272
- ^ Gomez 2018 , с. 119–120
- ^ Аббу, Тахар (2020). «Путешествие Мансы Мусы в Мекку и его влияние на Западный Судан (конференция:« Маршруты хаджа в Африке », в Международном университете Африки, Хартум)» .
С его щедрыми расходами и щедростью в Каире (Манса Муса) кончилась деньги, и им приходилось брать с высокого уровня интереса для возврата. Ибн Баттута говорит, что Манса Муса одолжила 50 000 динаров у Сираджа аль-Дина ибн аль-Кувейк, богатого купца из Александрии, после того как он провел все свое богатство.
- ^ Whalen, Бретт Эдвард, изд. (2011). Паломничество в средние века: читатель . Университет Торонто Пресс. п. 308. ISBN 9781442603844 Полем
[Манса Муса] не смог покрыть свои расходы. Поэтому он одолжил деньги у основных торговцев. Среди тех торговцев, которые были в его компании, были Бану L-Кувейк, который дал ему кредит в размере 50 000 динаров. Он продал им дворец, который султан даровал ему как подарок. Он [султан] одобрил это. Сирадж аль-Дин б. Аль-Кувейк послал вместе с ним свой визирь, чтобы собрать то, что он одолжил ему, но визирь умер там. Сирадж Аль-Дин послал еще один [эмиссар] со своим сыном. Он [эмиссар] умер, но сын, Фахр аль-Дин Абу Джафар, вернул часть этого. Манса Муса умер до того, как он [Сирадж аль-Дин] умер, поэтому они больше ничего не получили от него.
- ^ Levtzion & Hopkins 2000 , p. 334.
Первичные источники
[ редактировать ]- Al -Umari , Masalik al-Absar fi Mamalik al-Adsar , переведенный в Levtzion & Hopkins 2000
- Ибн Халдун , Китаб аль-Кибар ва-диван аль-Мубтада-ва-л-ххабар фиам Айам аль-Араб Ва-джам ва-ил-Барбар , перевод в левзион и Хопкинс 2000
- Аль-Сади, Ташрих аль-Судан , перевод в Ханвик 1999
Другие источники
[ редактировать ]- Белл, Навал Моркос (1972). «Эпоха Манса Муса Мали: проблемы подряд и хронология». Международный журнал африканских исторических исследований . 5 (2): 221–234. doi : 10.2307/217515 . JSTOR 217515 .
- Бюнен, Стефан (1994). «В поисках Сусу» . История в Африке . 21 : 1–47. doi : 10.2307/3171880 . ISSN 0361-5413 . JSTOR 3171880 . S2CID 248820704 . Архивировано из оригинала 18 апреля 2023 года . Получено 30 октября 2021 года .
- Canós-Donnay, Siro (25 февраля 2019 г.). "Империя Мали" История Издательство Оксфордского университета. doi 10.1093/acrefore/9780190277734.013.266: ISBN 978-0-19-027773-4 Полем Архивировано из оригинала 20 октября 2021 года . Получено 16 октября 2021 года .
- Конрад, Дэвид С. (1992). «Поиск истории в эпосе Сунджата: случай Факоли» . История в Африке . 19 : 147–200. doi : 10.2307/3171998 . EISSN 1558-2744 . ISSN 0361-5413 . JSTOR 3171998 . S2CID 161404193 . Архивировано из оригинала 18 апреля 2023 года . Получено 27 июля 2021 года .
- Сиссоко, С.М. (1969). «Как называется крупнейший император в Мали: Канкан Мусса или Канку Мусса». Африканские записи . 124 : 113–114.
- Коллет, Адриен (2019). «Аравийские отголоски. Паломничество в Мансу Муса Мекку (724–725/1324–1325) в соответствии с новыми источниками» . История в Африке . 46 : 105–135. Doi : 10.1017/hia.2019.12 . EISSN 1558-2744 . ISSN 0361-5413 . S2CID 182652539 . Архивировано из оригинала 15 апреля 2022 года . Получено 15 апреля 2022 года .
- Дэвидсон, Джейкоб (2015a). «Как сравнить состояние по всей истории» . Money.com . Архивировано из оригинала 21 сентября 2021 года.
- Дэвидсон, Джейкоб (2015b). «10 самых богатых людей всех времен» . Money.com . Архивировано из оригинала 31 января 2022 года.
- Де Вилльерс, Марк ; Хирл, Шейла (2007). Тимбукту: легендарный город Золотого Сахары . Нью -Йорк: Уокер и Компания.
- Девисс, Джин; Лабиб С. (1984). «Африка в межконтинентальных отношениях» . В Няне, DT (ред.). Общая история Африки, IV: Африка от двенадцатого до шестнадцатого века . Беркли Калифорния: Калифорнийский университет. С. 635–672. ISBN 0-520-03915-7 Полем Архивировано из оригинала 25 апреля 2022 года . Получено 25 апреля 2022 года .
- Fauvelle, François-Xavier (2018) [2013]. «Султан и море». Золотые носороги: истории африканских средневековье . Трой Тис (транс.). ПРИЗНАЯ УНИВЕРСИТЕТА ПРИСЕТА. ISBN 978-0-691-18126-4 .
- Гомес, Майкл А. (2018). Африканское владение: новая история империи в ранней и средневековой Западной Африке . ПРИЗНАЯ УНИВЕРСИТЕТА ПРИСЕТА. ISBN 9780691196824 .
- Гудвин, А. Дж. (1957). «Средневековая империя Ганы». Южноафриканский археологический бюллетень . 12 (47): 108–112. doi : 10.2307/3886971 . JSTOR 3886971 .
- Хамдун, сказал; Кинг, Ноэль В. (2009) [1975]. Ибн Баттута в Черной Африке . Принстон: Маркус Винер. ISBN 978-1-55876-336-4 .
- Харрис, Малкольм (19 сентября 2018 г.). «Большой секрет богатства знаменитостей (это то, что никто ничего не знает)» . New York Times . Архивировано с оригинала 27 сентября 2018 года . Получено 29 сентября 2018 года .
- Ханвик, Джо (1990). «Андалузцы в Мали: вклад в биографию Абу Ишака аль-Сахили, ок. 1290–1346». Paideuma . 36 : 59–66. JSTOR 40732660 .
- Хунвик, Джон О. (1999). Тимбукту и империя Сонгай: Тарих аль-Судан Аль-Сади до 1613 года и другие современные документы . Лейден: Брилл. ISBN 90-04-11207-3 .
- Levtzion, Neemia (1963). «Короли мали тринадцатого и четырнадцатого века». Журнал африканской истории . 4 (3): 341–353. doi : 10.1017/s002185370000428x . JSTOR 180027 . S2CID 162413528 .
- Levtzion, Neemiah (1973). Древняя Гана и Мали Лондон: Метуэн. ISBN 0-8419-0431-6 .
- Левцион, Неемия; Хопкинс, Джон Фп, ред. (2000) [1981]. Корпус ранних арабских источников для Западной Африки . Нью -Йорк: Marcus Weiner Press. ISBN 1-55876-241-8 .
- Macbrair, R. Maxwell (1873). Грамматика языка мандинго: с словарными словами . Лондон: Джон Мейсон.
- МакКиссак, Патриция; McKissack, Fredrick (1994). Королевские королевства Ганы, Мали и Сонгай: жизнь в средневековой Африке . Нью -Йорк: Генри Холт и компания. ISBN 0-8050-4259-8 .
- Мохамуд, Найма (10 марта 2019 г.). "Манса Муса самый богатый человек, который когда -либо жил?" Полем BBC News . Архивировано с оригинала 10 марта 2019 года.
- Ниан, Джибрил Тамсир (1959). «Исследования по империи Мали в средние века» . Африканские исследования (по -французски). Архив из оригинала 19 мая 2007 года.
- Niane, DT (1984). «Мали и второе расширение Мандинго». В Няне, DT (ред.). Африка с двенадцатого до шестнадцатого века . Общая история Африки. Тол. 4. С. 117–171.
- Нобли, Мауро; Мати, Мохамед Шахид (2015). «На пути к новому исследованию так называемого Тариха аль-Фатташа» . История в Африке . 42 : 37–73. doi : 10.1017/hia.2015.18 . EISSN 1558-2744 . ISSN 0361-5413 . S2CID 163126332 . Архивировано из оригинала 15 апреля 2022 года . Получено 15 апреля 2022 года .
- Сапонг, Нана Яу Б. (11 января 2016 г.). «Империя Мали». В Далзиэле, Найджел; Маккензи, Джон М. (ред.). Энциклопедия империи . Оксфорд, Великобритания: John Wiley & Sons, Ltd. с. 1–5. doi : 10.1002/9781118455074.wbeoe141 . ISBN 978-1-118-45507-4 .
- Шульц, Уоррен (2006). «Золото Манса Муса в Мамлук Каире: переоценка анекдота мировых цивилизаций». В Пфайффер, Джудит; Куинн, Шолех А. (ред.). История и историография Пост-Монгольской Центральной Азии и Ближнего Востока: исследования в честь Джона Э. Вудса . Висбаден: Harrassowitz Verlag. С. 428–447. ISBN 3-447-05278-3 .
- Торнтон, Джон К. (10 сентября 2012 г.). Культурная история атлантического мира, 1250–1820 . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521727341 Полем Архивировано из оригинала 18 апреля 2023 года . Получено 12 сентября 2021 года .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ибн Баттута ; Ибн Джузайей Tuḥfat an-nuẓẓẓẓẓār fār gharāʾib al-aṣār wa у меня есть аджар аль- асфар , Перевод в Levtzion & Hopkins 2000 и Hamdun & King
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Манса Муса I в энциклопедии Всемирной истории
- Манса Мусса: паломничество золота (архивировано) на . истории истории
- Караваны золота, фрагменты во времени: искусство, культура и обмен в средневековой Африке Северо -Западного университета. Сахары в музее искусств