СС Вайтарна
![]() СС Вайтарна в доках Грейнджмута, 1885 год.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Вайтарна |
Владелец | Эй Джей Шеперд и Ко, Бомбей [ 1 ] |
Оператор | Бомбейская пароходная навигационная компания |
Порт приписки | Глазго [ 1 ] |
Маршрут | Мандви – Бомбей |
Строитель | Компания Grangemouth Dockyard Co. Ltd. [ 1 ] |
Номер двора | 86 |
Заложен | 1882 |
Запущен | 1885 |
Идентификация | Официальный номер 90062 [ 1 ] |
Псевдоним(а) | Электричество |
Судьба | Пропал без вести после 8 ноября 1888 г. и предположительно затонул. |
Общие характеристики | |
Тип | Шхуна |
Тоннаж | 292 брт , 63 нрт , 258 под палубой [ 1 ] [ 2 ] |
Длина | 170,1 футов (51,85 м) [ 2 ] |
Луч | 26,5 футов (8,08 м) [ 2 ] |
Глубина | 9,9 футов (3,02 м) [ 2 ] |
Установленная мощность | 73 л.с. |
Движение | Паровая двигательная установка |
Скорость | 13 узлов |
Примечания | согласно Регистру судоходства Ллойда [ 2 ] |
SS Vaitarna , широко известный как Vijli или Haji Kasam ni Vijli , был пароходом, принадлежавшим компании AJ Shepherd & Co, Бомбей , который исчез 8 ноября 1888 года у побережья региона Саураштра в Гуджарате во время циклонического шторма во время перехода из Мандви в Бомбей . В результате катастрофы пропали без вести более 740 человек, находившихся на борту. Инцидент привел к созданию морских преданий и песен.
Этимология
[ редактировать ]Ее назвали Вайтарна в честь Вайтарна реки президентства Бомбея . Ее прозвали Виджли , буквально электричество, так как корабль был освещен электрическими лампочками. [ 3 ] Корабль часто называют «Титаником Гуджарата», хотя RMS Titanic затонул 24 года спустя. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]
Дизайн
[ редактировать ]SS Vaitarna был первым пароходом, построенным компанией Grangemouth Dockyard Co. Ltd. , Грейнджмут и спущенным на воду в 1885 году. Это была шхуна стальная , на постройку которой ушло три года. Этот винтовой пароход имел три этажа и двадцать пять кают. У него была одна воронка , две мачты и парус с продольным вооружением, закрепленный на передней мачте. [ 9 ] Ее регистровый тоннаж составлял 292 GRT , 63 NRT и 258 подпалубных тоннажей. Ее составные паровые машины имели два цилиндра диаметром 21 дюйм и ход поршня 42 дюйма и 30 дюймов, вырабатывая мощность 73 лошадиных силы . Эти двигатели были построены компанией Dunsmuir & Jackson, Глазго. Она принадлежала AJ Shepherd & Co, Бомбей, и была зарегистрирована в Глазго. Она была 170,1 фута в длину, 26,5 фута в ширину и 9,9 фута в глубину. [ 1 ] [ 2 ] [ 10 ] [ 11 ] Его привезли в Карачи во время путешествия по Африке во время первой поездки в Бомбей. [ 3 ]
Карьера и исчезновение
[ редактировать ]
Она торговала между Мандви , штатом Катч и Бомбеем, переправляя пассажиров и товары. Ей потребовалось 30 часов, чтобы добраться из Мандви в Бомбей по цене 8 рупий. [ 5 ] Корабли этого региона не были предназначены для смягчения штормов, поскольку они обычно путешествуют вдоль побережья от порта к порту в спокойное время года и стояли на стоянке в гавани во время штормового муссонного моря. [ 12 ] [ 13 ]
SS Vaitarna стоял на якоре в порту Мандви 8 ноября 1888 года, в четверг ( Викрам Самват, 1945, Картик Суд Панчам), в полдень и отправился в Дварку, взяв на борт 520 пассажиров. Она достигла Дварки, и на борту было еще несколько пассажиров, число которых достигло 703. Она уехала в Порбандар . Хотя, согласно преданиям, администратор порта Порбандар Лели посоветовала капитану не выходить в море, но более поздние исследования не подтвердили это утверждение. Из-за плохой погоды она не остановилась в Порбандаре и направилась прямо в Бомбей. Вечером ее видели у побережья Мангрола , а позже ночью некоторые люди заявили, что ее видели терпящей крушение возле Мадхавпура (Гед) во время сильного шторма. На следующий день ее объявили пропавшей без вести. [ 3 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 10 ] [ 11 ]
Потери
[ редактировать ]Никаких тел и обломков корабля обнаружено не было. Предполагалось, что он потерпел крушение во время циклонического шторма в Аравийском море . [ 14 ] Хотя фольклор сообщает о гибели 1300 человек, [ 3 ] На борту находились 746 человек (703 пассажира и 43 члена экипажа), пропавших без вести в результате катастрофы. [ 5 ] [ 7 ] [ 10 ] [ 15 ] [ 16 ] Другие зарегистрированные цифры - 798, [ 17 ] 741 (38 членов экипажа и 703 пассажира) [ 18 ] и 744. [ 8 ] Было тринадцать свадебных торжеств, и несколько студентов отправились в Бомбей, чтобы явиться на вступительные экзамены в Бомбейский университет в декабре. [ 5 ] [ 6 ]
Касам Ибрагим или Хаджи Касам был капитаном корабля. Он был аристократом из Кача, владевшим участками земли между Боривали и Дахисаром в Бомбее. Его офис находился на улице Абдула Рехмана, а жил он на Малабар-Хилл . Также считается, что Факир благословил его на то, что он будет владеть 99 кораблями, и Виджли был его последним. Хаджи Касам Чаул в Центральном Бомбее назван в его честь. [ 3 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 17 ]
Расследование
[ редактировать ]После исчезновения корабля президент Бомбея сформировал комитет Морского следственного суда для расследования этого дела. [ 14 ] [ 7 ] В нем отмечалось, что Вайтарна плохо оснащен мерами безопасности. На борту не было достаточного количества спасательных шлюпок и спасательных жилетов. Ее настиг сильный шторм. Анероиды , использовавшиеся на борту других пароходов линейки кораблей, к которым принадлежал Вайтарна, были проверены и признаны неточными. [ 14 ] Компания «Президентство Бомбея» и судоходная компания отправили пароходы на поиски затонувшего корабля, но безуспешно. [ 5 ]
Культурное влияние
[ редактировать ]
Этот инцидент на протяжении многих лет привел к формированию множества морских преданий , мифов, легенд и песен и стал популярным в фольклоре Гуджарата . В фольклоре корабль обычно назывался « Виджли» и в основном связан с его капитаном Касамом Ибрагимом. Был также Хаджи Касам Нур Мохаммед, агент по бронированию Shepherd в Порбандаре. [ 5 ] [ 6 ]
После исчезновения корабля поэт из Джамнагара Дурлабхрай В. Шьямджи Дхрув опубликовал сборник песен под названием « Виджли Вилап» . Бхикхарам Савджи Джоши также опубликовал еще один одноименный сборник. Джаверчанд Мегани собрал и опубликовал одну из таких песен в своем сборнике народных песен Radhiyali Raat под названием «Haji Kasam, Tari Vijli Re Madhdariye Veran Thai» ( гуджарати : «Haji Kasam, Tari Vijli Re Madhdariye Veran Thai» ). Гуджаратский писатель Гунвантраи Ачарья написал художественную литературу под названием « Хаджи Касам Тари Виджли » (1954), основанную на этом инциденте. [ 6 ] [ 10 ] [ 19 ]
Ю. М. Читалвала, исследователь из Дораджи, исследовал этот инцидент и задокументировал его в книге «Виджли Хаджи Касамни», опубликованной Даршаком Итихасом Нидхи в 2010 году. [ 5 ] [ 7 ] [ 10 ]
В предисловии к книге « Сказки-близнецы из Катча: семейная сага, действие которой происходит в колониальной Индии» , Саид Ибрагим упомянул, что во время этого события он потерял своих бабушку и дедушку. [ 20 ]
В 2017 году было анонсировано создание фильма «Виджли : Тайна корабля-призрака » режиссера Дхванила Мехты с Рана Даггубати в главной роли , сюжет которого написал Йогеш Джоши. Никаких дальнейших обновлений предоставлено не было. [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Индия. Комиссия местных пассажирских судов (1891 г.). Отчет Комиссии местных пассажирских судов: назначен в ноябре 1890 года по приказу Его Превосходительства генерал-губернатора в Совете: с протоколами и приложениями . Офис суперинтенданта правительственной печати, Индия.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж «Документ Вайтарна СС (+1888)» . Место крушения . 1888.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Регистр судоходства Ллойда» . Интернет-архив . 1889 год . Проверено 3 июня 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Вед, Махендра (23 апреля 2012 г.). «В Индии 124 года назад тоже произошло затопление «Вилджи» . Новые времена проливов. Архивировано из оригинала 25 февраля 2016 года . Проверено 2 октября 2015 г.
- ^ «Виньетки морской истории. Древние карты морских путей, эскизы береговых линий, архитектуры, текстиля и редкие изображения легендарных судов выставлены для всеобщего обозрения на выставке под названием «Гуджарат и море» в NID. Выставка, которая откроется В субботу и воскресенье открытие состоялось в пятницу. Одной из главных достопримечательностей является фотография легендарного судна, построенного в 1885 году, под названием «Вайтарна» или широко известного как «Виджли» из-за его электрического освещения, которое было редкостью. в те дни он перевернулся 8 ноября 1888 года, утопив 1300 человек» . epaper.timesofindia.com . 20 ноября 2010 года. Архивировано из оригинала 29 сентября 2015 года . Проверено 5 июня 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Ваши, Ашиш (6 мая 2010 г.). «Гуджарат видел Титаник в 1888 году» . Таймс оф Индия . Проверено 3 июня 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Виджли был Титаником Гуджарата» . m.divyabhaskar.co.in (на гуджарати). 14 апреля 2011 г. Проверено 5 июня 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Хамбхаята, Лалит (3 апреля 2012 г.). «Молния гуджаратского «Титаника» Хаджи Касама, затонувшего пятьсот лет назад!» . Газета Сандеш Гуджарати (на гуджарати) . Проверено 5 июня 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Молния Хаджи Касама имела два имени» . Гуджарат Самачар (на гуджарати) . Проверено 5 июня 2015 г.
- ^ «СС Вайтарна» . Collections.falkirk.gov.uk . Проверено 4 июня 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Рамават, Шишир (13 ноября 2013 г.). «Взлет: Хаджи Касам, твоя молния исчезла» . Сандеш (Ардхсаптахик) (на гуджарати) . Проверено 3 июня 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Молния Хаджи Касама... - Заверчанд Мегани, Гунавантарая Ачарья, Раджендра Дэйв» . Aksharnaad.com (на гуджарати). 22 октября 2012 г. Проверено 5 июня 2015 г.
- ^ «Документ Вайтарна СС (+1888)» . Место крушения . 1888.
- ^ Бомбейская торговая палата (1915 г.). Отчет Бомбейской торговой палаты . п. 556.
- ^ Jump up to: а б с Элиот, сэр Джон (1890). Справочник по циклоническим штормам в Бенгальском заливе: для моряков . Метеорологический департамент правительства Индии. п. 34 . Проверено 3 июня 2015 г.
- ^ Журнал Королевского статистического общества . Эдвард Стэнфорд. 1892. с. 228.
- ^ Патхак, Маулик (13 августа 2012 г.). «Старик и море» . livemint.com/ . Проверено 5 июня 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Сородичи борца за свободу хотят сделать индийский Титаник» . полдень . 15 августа 2010 года . Проверено 3 июня 2015 г.
- ^ «Отаго Дейли Таймс – 10 апреля 1889 г. – ДОСТАВКА» . Документы прошлого . Проверено 5 июня 2015 г.
- ^ Шах, Прафул. «Это не корабль, это железная деревня, плывущая по морю» . Мумбаи Самачар (на гуджарати) . Проверено 5 июня 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Шарма, Дивьянши (25 февраля 2020 г.). «Вторничная информация: перед Бхутом, кораблем с привидениями, настоящим кораблем с привидениями, потрясшим Индию» . Индия сегодня . Проверено 12 марта 2020 г.
- ^ Джонналагедда, Пранита (18 сентября 2017 г.). «Рана Даггубати становится учёным» . Деканская хроника . Проверено 14 марта 2019 г.
- ^ «Лондонская студия Digital & TV объявляет о своем первом студийном фильме — «Виджли. Тайна корабля-призрака» — Greatreporter» . 12 сентября 2017 г.