Эсхин из Сфета
Эсхин Сфеттский ( древнегреческий : Эсхин Сфеттский , ок. 425 г. до н. э. – ок. 350 г. до н. э.) или Эсхин Сфеттский ( древнегреческий : Эсхин Сфеттский ς ), сын Лисания из дема Сфетта афинского Сократа . философ, который в юности был последователем [1] Историки называют его Эсхином Сократиком — «сократическим Эсхином» — чтобы отличить его от более исторически влиятельного афинского оратора, которого также звали Эсхин . Его имя иногда, но сейчас редко, пишется как Эсхин или Эсхин.
Эсхин и Сократ
[ редактировать ]По словам Платона , Эсхин из Сфетта присутствовал на суде и казни Сократа. [2] Мы знаем, что после смерти Сократа Эсхин, как и Платон, продолжал писать философские диалоги, в которых главным оратором был Сократ. Хотя диалоги Эсхина сохранились лишь в виде фрагментов и цитат более поздних писателей, в древности он был известен своим точным изображением сократических бесед. По мнению Джона Бёрнета , стиль представления сократического диалога Эсхина был ближе к стилю Платона, чем к стилю Ксенофонта. [3] (Некоторые современные учёные полагают, что сочинения Ксенофонта почти полностью вдохновлены сочинениями Платона и/или влиянием других сократиков, таких как Антисфен и Гермоген . [4] С другой стороны, нет веских оснований думать, что сочинения Эсхина не основывались почти полностью на его личных воспоминаниях о Сократе. [ нужна ссылка ] )
Сократовские диалоги
[ редактировать ]Согласно Диогену Лаэртскому , Эсхин написал семь сократических диалогов : [5]
- Алкивиад (не путать с одноимённым диалогом Платона )
- Аспазия
- Аксиох (не путать с одноименным диалогом, ошибочно включенным в Платоновский корпус)
- Умный
- Мильтиад
- Ринон
- Телаугес
Из них мы имеем больше всего сведений об Алкивиаде и Аспазии и лишь немного об остальных. Суда akephaloi , византийская энциклопедия, составленная дюжину столетий спустя, приписывает Эсхину несколько других произведений, называемых «безголовыми» или «безликими» ( ) : «Файдон » , «Поляинос» , «Дракон» , «Эриксий» , «О превосходстве» , « Эрасистраты » и «Скитики» . [6] Мало кто из современных ученых верит, что эти другие произведения были написаны Эсхином. [7]
Софист II века нашей эры Публий Элий Аристид подробно цитирует Алкивиада , сохранив для нас самый большой сохранившийся фрагмент письменных произведений Эсхина. [ нужна ссылка ] Незадолго до мировой войны Первой Артур Хант нашел у Оксиринха папирус (№ 1608), содержащий длинный фрагментарный отрывок из этого диалога, который был утерян с древних времен. [8] В диалоге Сократ разговаривает с молодым амбициозным Алкивиадом о Фемистокле и утверждает, что Алкивиад не готов к политической карьере, поскольку он не смог «заботиться о себе» таким образом, чтобы не думать, что он знает больше, чем то, что он знает. на самом деле знает по самым важным вопросам. Сократ, кажется, отстаивает точку зрения, согласно которой успех прямо пропорционален знаниям (хотя знаний может быть недостаточно для полного успеха), а не зависит просто от удачи или божественного промысла, независимого от знаний. Аргументы Сократа заставляют обычно дерзкого Алкивиада плакать от стыда и отчаяния — результат, о котором также свидетельствует Платон в «Пире» . Сократ утверждает, что только через любовь к Алкивиаду он может улучшить его (воспитывая в нем желание стремиться к знаниям?), поскольку у Сократа нет собственных знаний, которым можно было бы научить. [ нужна ссылка ]
Нашими основными источниками по Аспазии являются Афиней , Плутарх и Цицерон . В диалоге Сократ рекомендует Каллию отправить своего сына Гиппоника в Аспасию изучать политику. В диалоге Сократ утверждает, среди прочего, что женщины способны на точно такие же военные и политические «добродетели», как и мужчины, что Сократ доказывает, отсылая Каллия к примерам самой Аспазии (которая, как известно, консультировала Перикла), Таргелии Милет (куртизанка, которая предположительно убедила многих греков вступить в союз с Ксерксом, который, в свою очередь, передал Таргелии под управление часть Фессалии) и легендарную персидскую царицу-воительницу Родогину. Платона (Это учение также встречается в «Меноне» и «Государстве» и поэтому подтверждается как подлинно сократическое.) В диалоге также упоминается некий Ксенофонт — Сократ говорит, что Аспасия призывала этого Ксенофонта и его жену развивать познание себя как средство достижения добродетель — но этот Ксенофонт может быть не тот Ксенофонт , который более знаком нам как историк и еще один автор сократических мемуаров. [ нужна ссылка ]
В « Телауге» Сократ беседует с пифагорейским аскетом Телавгом (спутником Гермогена, который был сводным братом Каллия и последователем Сократа) и Критона маленьким сыном Критобулом. В диалоге Сократ критикует Телауга за его крайний аскетизм, а Критобула за показную показную показуху, очевидно, пытаясь отстоять умеренную позицию. [ нужна ссылка ]
Аксиох , названный в честь Аксиоха , дяди Алкивиада, критиковал Алкивиада за то, что он был пьяницей и бабником. Очевидно, это была, как и «Алкивиад» , одна из многих работ, опубликованных сократиками, чтобы снять с Сократа всякую вину за коррупцию Алкивиада. [ нужна ссылка ]
В «Каллиях » идет речь о «правильном использовании» богатства; Утверждается, что то, как человек выдерживает бедность, является лучшим показателем добродетели, чем то, насколько хорошо он использует богатство. В диалоге Продика критикуют за то, что он научил Ферамена . [ нужна ссылка ]
Местом действия « Мильтиада» является стоя Зевса Элевтериоса. Диалог ведется между Сократом, Еврипидом , Гагноном (отчимом Ферамена) и Мильтиадом, сыном Стесагора. Этого Мильтиада не следует путать с Мильтиадом Младшим , но он, вероятно, является его близким родственником. В диалоге содержится восхваление Мильтиада за то, что он в юности получил образцовое обучение и образование, возможно, в отличие от того типа образования, который предлагали софисты, такие как Протагор. [ нужна ссылка ]
Анекдоты
[ редактировать ]Диоген Лаэртий в своей краткой жизни Эсхина сообщает, что Эсхин, попавший в тяжелое финансовое положение, отправился ко двору Дионисия Младшего в Сиракузах, а затем вернулся в Афины после того, как Дионисий был свергнут Дионисием. (Если это правда, Эсхин должен был дожить как минимум до 356 г., а это означало бы, что он, вероятно, умер от старости в Афинах, поскольку на момент суда над Сократом в 399 г. ему, вероятно, было не менее 18 лет.) Он также Говорят, что он практиковал риторику и писал речи для тяжущихся сторон. [9]
Афиней цитирует отрывок из забытой речи обвинения, придуманной Лисием , «Против Эсхина» , в которой противник Эсхина наказывает его за то, что он взял на себя долг, работая продавцом парфюмерии, и не выплатил его, поворот событий, который удивляет - оратор утверждает, — учитывая, что Эсхин был учеником Сократа и что они оба так много говорили о добродетели и справедливости. Среди прочих обвинений Эсхин в основном характеризуется как софист в речи. (Мы полагаем, что рассматриваемый судебный процесс был возбужден самим Эсхином против своего кредитора по причинам, которые не ясны в цитате Афинея.) [10]
Платона Диоген Лаэртий утверждает, что, в отличие от «Критона» , именно Эсхин, а не Критон, убеждал Сократа после суда бежать из Афин, а не предстать перед приговором; Диоген говорит, что Платон вкладывает аргументы в уста Критона, потому что Платон не любил Эсхина из-за его связи с Аристиппом . [11] Но источником для этого у Диогена является Идоменей Лампсакский , известный сплетник. [ нужна ссылка ]
От Гегесандра Дельфийского (II век н. э.) — через Афинея — мы слышим о скандале, связанном с тем, что Платон украл единственного ученика Эсхина Ксенократа . Но Хегесандер известен своей ненадежностью, и эта история совершенно не подтверждена. Нет никаких других свидетельств того, что у Эсхина была собственная «философия», которой он мог бы обучать, или какие-либо собственные последователи. [ нужна ссылка ]
Стипендия
[ редактировать ]Сохранившиеся фрагменты и цитаты об Эсхине были собраны немецким ученым Генрихом Диттмаром. [12] Этот сборник был заменен работой итальянского ученого Габриэле Джаннантони о сократовских сочинениях. [13] Английские переводы найти сложно. GC Поле [14] имеет перевод некоторых фрагментов Алкивиада , перефразирует другие фрагменты Алкивиада и перевод отрывка Цицерона из Аспазии . [15] Совсем недавно Дэвид Джонсон опубликовал перевод всех дошедших до нас отрывков из « Алкивиада» . [16]
Чарльз Кан предоставляет хороший, актуальный отчет о трудах Эсхина со многими ссылками на современную вторичную литературу по этой теме. [17] Кан считает, что сочинения Эсхина и вообще все сократические диалоги того времени составляют литературу и не могут быть в конечном итоге надежным источником исторической информации. [ нужна ссылка ]
Трактовку Кана можно выгодно противопоставить позиции А.Э. Тейлора , согласно которой и Платон, и Эсхин сохраняют верное историческое наследие в своих изображениях Сократа. [18]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Платон. Извинение , 33д-е
- ^ Платон. Извинение 33д, Федон 59б.
- ^ Платонизм (1928), гл. II.
- ^ например, Чарльз Кан, Платон и сократический диалог , стр. 76-79 и 393-401.
- ^ Диоген Лаэртий, Жизнеописания выдающихся философов , ii. 61
- ^ "Αἰσχίνης" . Суда . Номер Адлера: альфайота,346
- ^ «Принято считать, что показания Суидов относительно [ акефалоев ] не заслуживают доверия» (Д. Е. Эйхгольц, «Псевдо-платонический диалог Эриксий », The Classical Quarterly , Vol. 29, No. 3. (1935), стр. . 129-149 на стр. 140-141).
- ^ Джон Бернет , Платонизм (1928), гл. II.
- ↑ Диоген Лаэртий, Жизнеописания выдающихся философов , 2.60–64. Архивировано 12 декабря 2010 г. в Wayback Machine.
- ^ Афиней, Deipnosophistae , xiii. 611-612 .
- ↑ Диоген Лаэртий, Жизнеописания выдающихся философов , 2.60.
- ^ Генрих Диттмар. Эсхин из Сфетта . 1912 год
- ^ Габриэле Джаннантони. Сократ и сократовские реликвии . 1991 год
- ^ Поле GC . Платон и его современники . 1930 (распродано)
- ^ Цицерона De Inventione , 1.31.51-52.
- ^ Дэвид Джонсон. Сократ и Алкивиад . 2003 г.
- ^ Платон Чарльза Кана и сократический диалог . стр. 18-29
- ^ "Эсхин из Сфета". А.Э. Тейлор. Философские исследования , 1934 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- энциклопедия Британская Том. 1 (11-е изд.). 1911. с. 271–272. »
- . Жизнеописания выдающихся философов . Том. 1:2. 1925.