Шэньчжоу (космический корабль)
Производитель | Китайская академия космических технологий |
---|---|
Страна происхождения | Китай |
Оператор | Китайское пилотируемое космическое агентство |
Приложения | Пилотируемый космический полет |
Технические характеристики | |
Стартовая масса | 8100 кг (17900 фунтов) [ 1 ] |
Вместимость экипажа | 3 |
Размеры | 9,25 м × 2,8 м (30,3 × 9,2 футов) |
Объем | Итого: 14,8 м 3 (520 куб. футов) [ 1 ] Обитаемая: 7 м 3 (250 куб. футов) |
Режим | Низкая Земля |
Дизайн жизни | До 183 суток (пристыкован к орбитальной станции Тяньгун ) |
Производство | |
Статус | В эксплуатации |
Под заказ | 1 |
Построен | 18 |
Запущен | 18 |
Оперативный | 1 |
Первый запуск |
|
Шэньчжоу ( китайский : 神舟 ; пиньинь : Shénzhōu , / ˈ ʃ ɛ n ˈ dʒ oʊ / ; [ 2 ] см. § Этимология ) — китайский космический корабль, разработанный для национальной пилотируемой космической программы . Его конструкция основана на российском корабле «Союз» , но более крупный и модернизированный, «Шэньчжоу» представляет собой одноразовый корабль, состоящий из трех модулей. В спускаемом модуле находится экипаж во время запуска и спуска в атмосферу. Орбитальный модуль обеспечивает дополнительное жилое пространство и хранилище на орбите, но перед входом в атмосферу его выбрасывают. Служебный модуль, отвечающий за движение и мощность, также выбрасывается перед входом в атмосферу. Для дополнительной безопасности и аэродинамики космический корабль заключен в корпус с системой аварийного спуска во время старта.
Его первый беспилотный полет « Шэньчжоу-1 » состоялся 19 ноября 1999 года, а первый пилотируемый полет «Шэньчжоу-5» отправился в полет 15 октября 2003 года. Его планируется заменить на «Мэнчжоу» нового поколения , который в настоящее время находится в разработке, с двухмодульной конфигурацией. это напоминает западные космические корабли, такие как «Аполлон» и «Дракон» .
Этимология
[ редактировать ]Буквальное значение исконного имени 神舟 ( p : Shénzhōu; / ˈ ʃ ɛ n ˈ dʒ oʊ / [ 2 ] ) — « Божественный сосуд [на Небесной реке]», для которого Небесная река ( 天河 означает Млечный Путь ) на классическом китайском языке . [ 3 ] 神舟 — это каламбур и неологизм , обыгрывающий поэтическое слово, относящееся к Китаю , 神州 , [ 3 ] означает Божественное царство , [ 4 ] который имеет такое же произношение. Для получения дополнительной информации обратитесь к китайской теологии , китайской астрономии и названиям Китая .
История
[ редактировать ]Первые попытки Китая по пилотируемому полету в космос начались в 1968 году, а запланированная дата запуска - 1973 год. [ 5 ] Хотя Китай успешно запустил беспилотный спутник в 1970 году, его программа пилотируемых космических кораблей была отменена в 1980 году из-за нехватки средств. [ 6 ]
Китайская программа пилотируемых космических кораблей была возобновлена в 1992 году с проектом 921 . Космический корабль первой фазы повторял общую компоновку российского космического корабля «Союз» с тремя модулями, которые могли отделяться для входа в атмосферу. В 1995 году Китай подписал соглашение с Россией о передаче технологий «Союза», включая системы жизнеобеспечения и стыковки. Затем космический корабль Phase One был модифицирован с использованием новой российской технологии. [ 6 ] Генеральным проектировщиком проектов от Шэньчжоу-1 до Шэньчжоу-5 был Ци Фарэнь (( китайский : 戚发轫 ), 26 апреля 1933 г.), а начиная с Шэньчжоу-6 общий проект был передан Чжан Байнаню ((( китайский : 张柏楠 ) , 23 июня 1962 г.). [ нужна ссылка ]
Первый беспилотный полет космического корабля был запущен 19 ноября 1999 года, после чего проект 921/1 был переименован в «Шэньчжоу» — имя, как сообщается, выбрал Цзян Цзэминь . [ нужна ссылка ] Была проведена серия из трех дополнительных беспилотных полетов. Первый запуск с экипажем состоялся 15 октября 2003 года в рамках миссии «Шэньчжоу-5» . С тех пор этот космический корабль стал основой китайской пилотируемой космической программы и используется как для пилотируемых, так и для беспилотных полетов .
Дизайн
[ редактировать ]Шэньчжоу состоит из трех модулей: переднего орбитального модуля ( китайский : 轨道舱) ; пиньинь : Guϐdào cāng ), модуль повторного входа ( китайский : 返回舱) ; пиньинь : Fώnhuí cāng ) посередине и кормовой сервисный модуль ( китайский : 推进舱) ; пиньинь : Tuijin cang ). Это разделение основано на принципе минимизации количества материала, возвращаемого на Землю. Все, что размещено в орбитальных или служебных модулях, не требует тепловой защиты , что увеличивает доступное пространство в космическом корабле без увеличения веса так сильно, как если бы эти модули были способны выдерживать вход в атмосферу .
- Полные данные космического корабля
- Общая масса: 7840 кг (17280 фунтов).
- Длина: 9,25 метра (30,3 фута)
- Диаметр: 2,80 метра (9,2 фута)
- Размах: 17 метров (56 футов)
Орбитальный модуль
[ редактировать ]Орбитальный модуль ( китайский : 轨道舱) ; пиньинь : Guᐐdào cāng ) содержит пространство для экспериментов, оборудование, обслуживаемое или управляемое экипажем, а также жилье на орбите. Не имея стыковочных систем, «Шэньчжоу 1–6» несли на вершинах своих орбитальных модулей различную полезную нагрузку для научных экспериментов.
Механизм стыковки китайских космических кораблей (начиная с «Шэньчжоу-8») основан на андрогинной системе периферийного крепления (APAS). [ 7 ]
Вплоть до «Шэньчжоу-8» орбитальный модуль «Шэньчжоу» был оснащен собственной двигательной установкой , солнечной энергией и управления системами , позволяющими осуществлять автономный полет. Шэньчжоу может оставить орбитальный модуль на орбите для повторной стыковки с более поздним космическим кораблем - возможностью, которой «Союз» не обладает, поскольку единственный люк между орбитальным и спускаемым модулями является частью спускаемого модуля, а орбитальный модуль разгерметизирован. после расставания. Для будущих миссий орбитальный модуль (модули) также может быть оставлен на планируемой китайской проекта 921/2 космической станции в качестве дополнительных модулей станции.
В запущенных беспилотных испытательных полетах орбитальный модуль каждого «Шэньчжоу» оставался работоспособным на орбите в течение нескольких дней после возвращения возвращаемых модулей, а орбитальный модуль «Шэньчжоу-5» продолжал работать в течение шести месяцев после запуска.
- Данные орбитального модуля
- Расчетный срок службы: 200 дней
- Длина: 2,80 метра (9,2 фута)
- Базовый диаметр: 2,25 метра (7,4 фута)
- Максимальный диаметр: 2,25 метра (7,4 фута)
- Размах: 10,4 метра (34 фута)
- Жилой объем: 8 кубических метров (280 куб. футов)
- Масса: 1500 кг (3300 фунтов)
- RCS Coarse No x Упор: 16 x 5 Н
- Пороха RCS: гидразин
- Электрическая система: солнечные панели, 12,24 квадратных метра (131,8 квадратных футов).
- Электрическая система: средняя мощность 0,50 кВт.
- Электрическая система: 1,20 кВт
Модуль повторного входа
[ редактировать ]Модуль повторного входа ( китайский : 返回舱) ; пиньинь : Fώnhuí cāng ) расположен в средней части космического корабля и содержит сиденья для экипажа. Это единственная часть Шэньчжоу, которая возвращается на поверхность Земли. Его форма представляет собой компромисс между увеличением жилого пространства и обеспечением некоторого аэродинамического контроля при входе в атмосферу.
Данные модуля повторного входа
- Численность экипажа: 3 человека
- Расчетный срок службы: 20 дней (оригинал)
- Длина: 2,5 метра (8,2 фута)
- Базовый диаметр: 2,52 метра (8,3 фута)
- Максимальный диаметр: 2,52 метра (8,3 фута)
- Жилой объем: 6 кубических метров (210 куб. футов)
- Масса: 3240 кг (7140 фунтов)
- Масса теплозащитного экрана: 450 кг (990 фунтов).
- Подъемная сила (гиперзвуковой): 0,30.
- RCS Coarse No x Упор: 8 x 150 Н
- Пороха RCS: гидразин
Сервисный модуль
[ редактировать ]Кормовой сервисный модуль ( китайский : 推进舱) ; пиньинь : Tuijìn cāng ) содержит системы жизнеобеспечения и другое оборудование, необходимое для функционирования Шэньчжоу. Две пары солнечных панелей , одна пара на служебном модуле и другая пара на орбитальном модуле, имеют общую площадь более 40 квадратных метров (430 квадратных футов), что указывает на среднюю электрическую мощность более 1,5 кВт ( у «Союза» — 1,0 кВт).
Данные сервисного модуля
- Расчетный срок службы: 20 дней
- Длина: 2,94 метра (9,6 футов)
- Базовый диаметр: 2,5 метра (8,2 фута)
- Максимальный диаметр: 2,8 метра (9,2 фута)
- Размах: 17 метров (56 футов)
- Масса: 3000 кг (6600 фунтов)
- RCS Coarse No x Упор: 8 x 150 Н
- RCS Fine No x Упор: 16 x 5 Н
- Топливо РКС: N2O4/MMH, унифицированная система с маршевым двигателем.
- Главный двигатель: 4 х 2500 Н
- Тяга главного двигателя: 10 000 кН (2248 фунтов силы)
- Топливо главного двигателя: N2O4 / MMH
- Топливо главного двигателя: 1000 кг (2200 фунтов)
- Исп главного двигателя: 290 секунд
- Электросистема: Солнечные панели, 24,48 + 12,24 м. 2 (263,5 + 131,8 кв. футов), 36,72 м 2 (395,3 кв. футов) всего
- Электрическая система: 1,50 кВт в среднем.
- Электрическая система: 2,40 кВт
Сравнение с Союзом
[ редактировать ]Хотя космический корабль «Шэньчжоу» имеет ту же компоновку, что и российский космический корабль «Союз», он примерно на 10% больше и тяжелее, чем «Союз». Он также имеет более крупный цилиндрический орбитальный модуль и четыре маршевых двигателя. достаточно места для перевозки надувного плота В случае приводнения , а космонавтам «Союза» придется прыгать в воду и плыть. Командир сидит на центральном сиденье обоих космических кораблей. Однако пилот сидит на левом сиденье Шэньчжоу и правом сиденье «Союза». [ 8 ]
Запуск записей
[ редактировать ]Вся информация о записях взята с космической страницы Гюнтера. [ 9 ] Все время указано по всемирному координированному времени .
Число | Запуск | Посадка | Экипаж | Продолжительность полета | Орбиты | Место запуска | Исход |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Шэньчжоу 1 | 19 ноября 1999, 22:30 | 20 ноября 1999, 19:41 | — | 21 час 11 минут | 14 | Цзюцюань , Лос-Анджелес-4 | Успех |
Шэньчжоу 2 | 9 января 2001, 17:00 | 16 января 2001, 11:22 | — | 6 дней, 18 часов, 22 минуты | 108 | Цзюцюань , Лос-Анджелес-4 | Частичный отказ [ а ] |
Шэньчжоу 3 | 25 марта 2002, 14:15 | 1 апреля 2002, 08:51 | — | 6 дней, 18 часов, 51 минута | 108 | Цзюцюань , Лос-Анджелес-4 | Успех |
Шэньчжоу 4 | 29 декабря 2002, 16:40 | 5 января 2003, 11:16 | — | 6 дней, 18 часов, 36 минут | 108 | Цзюцюань , Лос-Анджелес-4 | Успех |
Шэньчжоу 5 | 15 октября 2003, 01:00 | 15 октября 2003, 22:22 | Ян Ливэй | 21 час 22 минуты, | 14 | Цзюцюань , Лос-Анджелес-4 | Успех |
Шэньчжоу 6 | 12 октября 2005, 01:00 | 16 октября 2005, 20:33 | 4 дня, 19 часов, 33 минуты | 77 | Цзюцюань , Лос-Анджелес-4 | Успех | |
Шэньчжоу 7 | 25 сентября 2008, 13:10 | 28 сентября 2008, 09:37 | 2 дня, 20 часов, 27 минут | 45 | Цзюцюань , Лос-Анджелес-4 | Успех | |
Шэньчжоу 8 | 31 октября 2011, 21:58 | 17 ноября 2011, 11:32 | — | 17 дней, 13 часов, 34 минуты | 249 | Цзюцюань , Лос-Анджелес-4 | Успех |
Шэньчжоу 9 | 16 июня 2012, 10:37 | 29 июня 2012, 02:01 | 12 дней, 15 часов, 24 минуты | 198 | Цзюцюань , Лос-Анджелес-4 | Успех | |
Шэньчжоу 10 | 11 июня 2013, 09:38 | 26 июня 2013, 00:07 | 14 дней, 14 часов, 29 минут | 229 | Цзюцюань , Лос-Анджелес-4 | Успех | |
Шэньчжоу 11 | 16 октября 2016, 23:30 | 18 ноября 2016, 05:59 | 32 дня, 6 часов, 29 минут | 507 | Цзюцюань , Лос-Анджелес-4 | Успех | |
Шэньчжоу 12 | 17 июня 2021, 01:22 | 17 сентября 2021, 05:34 | 92 дня, 4 часа, 11 минут | 1,454 | Цзюцюань , Лос-Анджелес-4 | Успех | |
Шэньчжоу 13 | 15 октября 2021, 16:23 | 16 апреля 2022, 01:56 | 182 дня, 9 часов, 32 минуты | 2,885 | Цзюцюань , Лос-Анджелес-4 | Успех | |
Шэньчжоу 14 | 5 июня 2022, 02:44 | 4 декабря 2022, 12:09 | 182 дня, 9 часов, 25 минут | 2,885 | Цзюцюань , Лос-Анджелес-4 | Успех | |
Шэньчжоу 15 | 29 ноября 2022, 15:08 | 3 июня 2023, 22:33 | 186 дней, 7 часов, 25 минут | 2,931 | Цзюцюань , Лос-Анджелес-4 | Успех | |
Шэньчжоу 16 | 30 мая 2023, 09:31 | 31 октября 2023, 00:12 | 153 дня, 22 часа и 41 минута | 2,429 | Цзюцюань , Лос-Анджелес-4 | Успех | |
Шэньчжоу 17 | 26 октября 2023, 03:14 | 30 апреля 2024, 09:46 | 187 дней, 6 часов и 32 минуты | 2,943 | Цзюцюань , Лос-Анджелес-4 | Успех | |
Шэньчжоу 18 | 25 апреля 2024, 12:59 | октябрь 2024 г. | 180 дней (планируется) | В настоящее время на орбите | Цзюцюань , Лос-Анджелес-4 | Пришвартован в Тяньгуне |
В популярной культуре
[ редактировать ]- «Шэньчжоу» был широко показан в фильме «Гравитация» и использовался главной героиней, специалистом миссии STS-157 доктором Райаном Стоуном, для безопасного возвращения домой после разрушения ее космического корабля. [ 10 ] [ 11 ]
- В «Звездном пути: Дискавери» звездолет класса «Уокер» военный корабль США « Шэньчжоу» назван в честь этого космического корабля. [ 12 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ В отличие от других миссий в Шэньчжоу, Китай никогда публично не публиковал изображения возвращаемого модуля «Шэньчжоу-2». В 2017 году Ян Ливэй, первый китайский астронавт и впоследствии глава космического агентства Китая, сообщил, что у космического корабля при входе в атмосферу произошел отказ парашюта, что привело к жесткой посадке. Часть груза пострадала от пожара, судьба животных на борту остается неизвестной.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Чжу Гуанчэнь (2022). 31 ( Том «Разработка технологии комплексной конфигурации пилотируемых космических кораблей Китая». Выпуск 6): 47.
- ^ Jump up to: а б «Шэньчжоуское произношение» . Словарь.com . Проверено 25 апреля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Фань Юнцян (23 сентября 2008 г.). Почему китайский пилотируемый космический корабль называется «Шэньчжоу»» . « Архивировано из оригинала 27 сентября 2008 г.
- ^ Хьюз, Эйприл Д. (2021). Мирские спасители и императорская власть в средневековом китайском буддизме . Издательство Гавайского университета. п. 103.
«Свидетельство озарения» утверждает, что два спасителя проявятся в Божественном Царстве (Шэньчжоу神州; т.е. Китай) через 799 лет после Шакьямуни Будды нирваны .
- ^ Марк Уэйд (2009). «Шугуан 1» . Энциклопедия космонавтики. Архивировано из оригинала 14 июля 2007 года . Проверено 4 марта 2009 г.
- ^ Jump up to: а б «Китай и вторая космическая эра» (PDF) . Корпорация Футрон. 15 октября 2003 г. Архивировано из оригинала (PDF) 19 апреля 2012 г. . Проверено 6 октября 2011 г.
- ^ Джон Кук; Валерий Аксаментов; Томас Хоффман; Уэс Брунер (1 января 2011 г.). «Механизмы интерфейса МКС и их наследие» (PDF) . НТРС . Хьюстон, Техас: Боинг. Архивировано (PDF) из оригинала 29 апреля 2015 г. Проверено 31 марта 2015 г.
- ^ Холлингем, Ричард (27 июня 2018 г.). «Почему европейские космонавты изучают китайский язык» . BBC Будущее . Архивировано из оригинала 3 октября 2019 года.
- ^ «История полетов Шэньчжоу» . Космическая страница Гюнтера . Проверено 30 июня 2022 г.
- ^ Крамер, Мириам (6 октября 2013 г.). «Космические корабли «Гравитации»: Путеводитель по космическим кораблям для астронавтов» . Яху. SPACE.com. Архивировано из оригинала 5 марта 2016 года . Проверено 23 апреля 2017 г.
- ^ Лайонс, Лорен (19 октября 2013 г.). « Гравитация», Китай и конец американской исключительности в космосе . Космический полет Инсайдер. Архивировано из оригинала 23 октября 2013 года . Проверено 23 апреля 2017 г.
- ^ «Шэньчжоу NCC-1227, военный корабль США « Звездный путь » . CBS Entertainment. Архивировано из оригинала 5 октября 2021 года . Проверено 25 июля 2020 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- «Появился первый космонавт Китая» . Би-би-си. 7 марта 2003 г.
- «Китайская пилотируемая космическая программа: траектория и мотивация» . Архивировано из оригинала 8 апреля 2007 года . Проверено 7 июня 2007 г.
- «Подробности о покупке Китаем спускаемого аппарата «Союз»» . Space.com . Архивировано из оригинала 2 июня 2008 года . Проверено 7 июня 2007 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Flickr: фотографии с тегом «Шэньчжоу» , фотографии, вероятно, относящиеся к космическому кораблю «Шэньчжоу».
- Подсистемы и управление проектами Шэньчжоу 7