Мост Дом Луиша I
Мост Дом Луиша I Мост Дом Луиша I | |
---|---|
![]() Вид с воздуха на мост Дом Луиша I | |
Координаты | 41 ° 08'24 "с.ш. 8 ° 36'34" з.д. / 41,139863 ° с.ш. 8,609336 ° з.д. |
несет | Линия легкорельсового транспорта и пешеходы (верхний этаж) Общественный транспорт и пешеходы (нижний этаж) |
Кресты | Река Дору |
Местный | Порту , между городом Порту и Вила-Нова-де-Гайя. |
Официальное название | Мост Д. Луиса |
Предшественник | Подвесной мост |
Характеристики | |
Дизайн | Двухшарнирный двухъярусный арочный мост |
Материал | Железо |
Конструкция корыта | Гранит |
Строительство пирса | Асфальт |
Общая длина | Две палубы разной длины: 172 метра (564 фута) (нижняя палуба) и 395,25 метра (1296,8 фута). |
Ширина | Ширина транспортного средства 8 метров (26 футов) (между пешеходными дорожками) |
Высота | 45 метров (148 футов) [ нужна ссылка ] |
Самый длинный пролет | 395,25 метра (1296,8 футов) |
История | |
Дизайнер | Теофиль Сейриг |
Построено | Société de Willebroek |
Начало строительства | 21 ноября 1881 г. |
Окончание строительства | 30 октября 1886 г. |
Стоимость строительства | 369 000$00 риев [ 1 ] |
Открыт | 31 октября 1886 г. |
Статистика | |
Потери | 1 ноября 1886 г. – 1 января 1944 г. |
Часть | Исторический центр Порту , мост Луиша I и монастырь Серра-ду-Пилар |
Критерии | Культурный: (iv) |
Ссылка | 755 |
Надпись | 1996 г. (20-я сессия ) |
Тип | Неподвижный |
Критерии | Памятник общественного интереса |
Назначен | 26 февраля 1982 г. |
Справочный номер. | ИПА.00005548 / PT011312140057 |
Расположение | |
![]() |
Мост Дом Луиша I ( португальский : Ponte de Dom Luís I ), или Мост Луиша I , представляет собой двухъярусный металлический арочный мост , который пересекает реку Дору между городами Порту и Вила-Нова-де-Гайя в Португалии . На момент постройки его пролет длиной 172 метра (564 фута) был самым длинным в мире. Его можно спутать с близлежащим мостом Мария Пиа , железнодорожным мостом, построенным 9 лет назад (и расположенным в 1 километре (0,62 мили) к востоку), который внешне похож на мост Луиша I.
История
[ редактировать ]Начало и строительство
[ редактировать ]В 1879 году Гюстав Эйфель представил проект строительства нового моста через Дору с высокой однопалубной палубой для облегчения навигации кораблей. [ 2 ] Этот проект был отвергнут из-за резкого роста городского населения, что потребовало переосмысления пределов однопалубной платформы. [ 2 ]
В ноябре 1880 года был объявлен конкурс на строительство двухэтажного металлического моста, в который вошли проекты Compagnie de Fives-Lille, Cail & C., Schneider & Co., Gustave Eiffel, Lecoq & Co., Société de Braine. -ле-Конт, Société des Batignolles (представившее две идеи), Эндрю Хэндисайд и компания, Société de Construction de Willebroek (тоже два проекта) и Джон Диксон. [ 2 ] В январе следующего года комитет поддержал проект Société de Willebroek, дизайн, который стоил 369 000 долларов. [ нужны разъяснения ] réis и обеспечивал лучшую грузоподъемность. [ 2 ] 21 ноября 1881 года общественная работа была передана бельгийскому Société de Willebroek из Брюсселя за 402 конто. Руководить им должен был Теофиль Сейриг , ученик Гюстава Эйфеля и автор проекта. Сейриг работал над мостом Д. Марии вместе с Эйфелем, отсюда и сходство его нового моста с мостом Д. Марии. [ 2 ] Строительство началось на Понте Луиш I рядом с башнями более раннего подвесного моста Понте Пенсил , который был разобран. [ 2 ]
К 26 мая 1886 года начались первые весовые эксперименты с перевозкой 2000 килограммов (4400 фунтов) на метр. [ 2 ] 30 октября было завершено строительство главной арки и верхней палубы, и уже на следующий день состоялось ее открытие. [ 2 ] С 1 ноября под управлением компании-победителя начала действовать система взимания платы в размере 4 ре на человека. [ 2 ] В следующем году была открыта нижняя палуба, завершив проект. Во время церемонии мост благословил епископ Д. Америко. [ 2 ]
-
Вид на первоначальное строительство моста Дома Луиша I от устья реки Дору (1881–1886 гг.).
-
Вид 1883 года на Понте Пенсил и Луиша I, показывающий строительство арки.
-
Перспектива моста на рубеже веков, вид на север от Вила-Нова-де-Гайя.
20 и 21 века
[ редактировать ]На рубеже веков (1908 г.) в центре города были установлены электрокары, доходящие до моста. [ 2 ]
1 января 1944 года система взимания платы за проезд была отменена, и мост начал функционировать как бесплатная инфраструктура муниципальной власти Порту. [ 2 ] Первоначально и на протяжении более столетия по мосту осуществлялось автомобильное движение по обоим ярусам. Наряду с другими транспортными средствами, электрические трамваи. с 1908 года по верхнему ярусу курсировали [ 2 ] до мая 1959 года, а троллейбусы курсировали по обоим этажам с мая 1959 года по 1993 год. [ 3 ] К 1954 году на мосту были начаты общественные работы под руководством инженера Эдгара Кардозо, который расширил палубы и снял с них электрификацию. [ 2 ]
В 1982 году мост был признан культурным наследием Imóvel de Interesse Público ( Собственность общественного интереса ) национальным агентством IGESPAR , Португальским институтом управления архитектурным и археологическим наследием . [ 4 ]
27 июня 2003 года верхний этаж был закрыт для автомобильного движения, чтобы адаптировать конструкцию к системе метро. Мост Инфанте Дом Энрике , расположенный на высоте 500 м (1600 футов) вверх по реке, был построен тремя месяцами ранее, чтобы обеспечить альтернативное автомобильное сообщение между Порту и Вила-Нова-де-Гайя. Новая «линия D» была открыта 18 сентября 2005 года и открыта для метро трамваев и пешеходного движения. [ 2 ] В связи с ростом трафика и демографического роста в марте 2006 года архитектор Вирджинио Моутинью и инженеры Антониу и Хосе Антонио Кампос и Матос разработали проект расширения нижней палубы. [ 2 ] Однако муниципальный совет Порту обратился к Генеральному управлению культурного наследия с просьбой не принимать решения по проекту, поскольку он находится на стадии пересмотра. [ 2 ]
Нижняя палуба оставалась открытой для общего движения до октября 2021 года, когда она временно закрылась для всего движения в связи с началом ремонтно-восстановительных работ, которые, как ожидается, продлятся около года. [ 5 ] Когда он вновь открылся в апреле 2023 года, нижний этаж был ограничен для проезда общественного транспорта , такси, велосипедистов и пешеходов. [ 6 ]
Архитектура
[ редактировать ]Мост расположен в изолированной городской зоне над рекой Дору между гранитными берегами, где собор Порту и откос Серра-ду-Пилар образуют коробчатую долину. Он находится в 1 километре (0,62 мили) от моста Д. Марии Пиа и, дальше, от моста Аррабида . [ 2 ] Со стороны Порту нижняя палуба соединяет Кайш-да-Рибейра и верхнюю Авенида Вимара Перес , а берег Вила-Нова-де-Гайя — с Авенида Диого Лейте и Авенида да Република соответственно. Доступ к стороне Порту расположен вдоль столбов Понте-Пенсил, а также фуникулера Гуиндайс , церкви и убежища Ферро, стен Фернандина и монастыря Серра-ду-Пилар. [ 2 ]
Железный мост состоит из двух палуб разной высоты и ширины, между которыми имеется большая центральная арка диаметром 172,5 метра (566 футов), поддерживающая верхнюю и нижнюю палубы. [ 2 ] Обе палубы пришвартованы к берегам реки посредством каменных опор. [ 2 ] Верхние ярусы имеют прямоугольную форму с отделкой карнизом, состоящим из двух расположенных в шахматном порядке регистров, разделенных карнизом и переплетающимися стойками. [ 2 ] Нижний ярус опирается на крупные фундаменты, поддерживающие лепные карнизы и клинья, соединенные между собой срубленной аркой и обрамленные переплетающимися балками. [ 2 ] У основания арок, обращенных к берегам реки, расположены большие мраморные доски с надписями «ПОНТЕ ЛУИЗ I», а на верхней стороне - камни, изображающие королевский герб, со щитом, обрамленным гирляндами. [ 2 ] В основании нижней палубы расположены пирамидальные усеченные колонны с железными колоннами, состоящие из трех секций, которые крепятся к верхней палубе. [ 2 ]
Мост имеет асфальтовое покрытие для движения автотранспорта, отделенное чугунными ограждениями, ограничивающими развивающиеся вбок пешеходные тротуары. [ 2 ] Центральная арка выходит из столбиков у фундамента и уменьшается по толщине к центру. [ 2 ] Верхняя палуба, также окруженная пешеходными переходами, защищенными чугунными ограждениями (аналогично нижней палубе), также была заасфальтирована. [ 2 ] его не переоборудовали для перевозки легкорельсовых поездов метро Порту пока в середине 2000-х годов . На этой палубе расположены светильники, используемые для освещения, противостоящие и соединенные между собой, образующие по углам декоративные круги. Под гардой находится ажурный ламбрекен, украшенный фитоморфными элементами. [ 2 ]
-
Мост Луиша I через реку Дору , соединяющий Порту и Вила-Нова-де-Гайя , в приходах Санта-Маринья и Сан-Педро-да-Афурада.
-
Настилы и арка, символизирующие мост Луиша I.
-
Вид на мост в сторону Порту с южной окраины Вила-Нова-де-Гайя.
-
Ночной вид на мост, показывающий исторический центр Порту и главную арку
-
Силуэт моста Людовика I
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мануэль де Азередо (декабрь 1999 г.), Мосты Порту - технические данные , инженерный факультет Университета Порту , получено 12 августа 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и Серено, Изабель; ЛЕАО, Мигель; Коста, Патрисия (2005), SIPA (редактор), Понте де Д. Луис (IPA.00005548/PT011312140057) (на португальском языке), Лиссабон, Португалия: SIPA - Информационная система архитектурного наследия , получено 7 апреля 2017 г.
- ^ Кинг, БР; Прайс, младший (1995). Трамваи Португалии (4-е изд.). Лондон: Ассоциация легкорельсового транспорта . стр. 42, 44, 47. ISBN. 0-948106-19-0 .
- ^ «Мост Д. Луиша» (на португальском языке). ИГЕСПАР . Проверено 22 сентября 2014 .
- ^ Сильва Монтейру, Ана (14 октября 2021 г.). « Понте Д. Луиша I в Порту закрыт на год на работы». Коррейо да Манья (на португальском языке) . Проверено 31 июля 2023 г.
- ^ Коррейя Коста, Ана (14 апреля 2023 г.). « Понте Луис I вновь открылся, но проезд автомобилям, туристическим автобусам и TVDE (каршеринговым автомобилям) запрещен]. Jornal de Notícias (на португальском языке). Архивировано из оригинала 15 апреля 2023 года . Проверено 31 июля 2023 г.
Источники
[ редактировать ]- АЛМЕЙДА, Педро Виейра да; Фернандес, Хосе Мануэль (1986), Episode Arte Nova e a Arquitetura do Iron в História da Arte em Portugal (на португальском языке), vol. 14, Лиссабон, Португалия, стр. 91–103
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Коэнтрау, Абель (6 августа 2016 г.), «Проект расширения моста Луиша I переосмысливается», Público (на португальском языке), стр. 22
- МАРТИНС, Мария ду Росарио Франса; ТОРРЕС, Мария Тереза Пиньейру; Фрейре, Паула Кристина Мартинс (1998), Металлические дорожные мосты (на португальском языке), Лиссабон, Португалия
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - СС, изд. (1963) [1962], Отчет о деятельности министерства за год (на португальском языке), том. 2, Лиссабон, Португалия: Министерство общественных работ.
- Пачеко, Хелдер (1984), Порту: Novos Guias de Portugal (на португальском языке), Лиссабон, Португалия
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Дионисо, Сантана (1985), Guia de Portugal (на португальском языке), том. 4 (Том I изд.), Коимбра, Португалия
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Пра, Марсель (1988), Мосты и виадуки в XIX веке, новые технологии и основные достижения, коллекция Art & Heritage Sélection (на французском языке), Париж, Франция
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Порту становится объектом Всемирного наследия. Процесс подачи заявления (на португальском языке), Порту, Португалия, 1993 г.
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Куарежма, Мария Клементина де Карвалью (1995), Художественный инвентарь Португалии - город Порту (на португальском языке), том. 13, Лиссабон, Португалия
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Кордейру, Хосе Мануэль Лопес (1 ноября 2011 г.), «Экслибрису Порту исполняется 125 лет», O Tripeiro (на португальском языке) (изд. Серии 2), стр. 328–329
Внешние ссылки
[ редактировать ]