Фонари мертвых

Фонари мертвых ( французский : Lanternes des morts ; польский : Latarnia umarłych ) — небольшие каменные башни , найденные главным образом в Австрии, Франции, Германии, Северной Италии и Польше, где они связаны с латинским христианским миром .
Функция
[ редактировать ]Пронизанный небольшими отверстиями вверху, ночью выставлялся свет, обозначающий расположение кладбища , больницы или лепрозория . Эти фонари изначально были созданы для того, чтобы предупреждать прохожих об опасности заражения, а также для освещения кладбищ, где опасались, что могут спрятаться раскаивающиеся души, призраки и преступники. Позже их возводили и на пересечениях важных маршрутов и дорог.
Франция
[ редактировать ]Эти башни обычно были круглыми, с небольшим входом в нижней части, обеспечивающим доступ внутрь, чтобы с помощью шкива поднять лампы на необходимую высоту. Одной из самых совершенных во Франции является церковь в Целлефруэне ( Шаранта ), состоящая из ряда восьми пристроенных полукруглых валов, поднятых на постаменте, и увенчанная конической крышей, украшенной еловыми шишками; у него есть только один проем, обращенный к главной дороге. Другие примеры существуют в Сироне ( Эндр ) и Антиньи ( Вьенна ).
Польша
[ редактировать ]Фонарики мертвых можно найти по всей Польше. Некоторые из наиболее известных примеров можно найти в Кельце , Вроцлаве и Кракове . Традиция, которая наиболее тесно связана со средневековьем , новый фонарь мертвых, построенный в романском стиле, был завершен в 2021 году недалеко от Люблина в Дембовке . Новый фонарь — традиция римского католицизма , вышедшая из моды. Это первое подобное сооружение, построенное в Европе за многие столетия. [ 1 ]
В Кракове до сих пор существует значительное количество сооружений, построенных как фонарики мертвых. Многие из них были перестроены или перестроены за столетия с момента их первоначального строительства. Большинство из них сейчас служат либо святынями, либо часовнями, а верхнее отверстие, куда помещались источники света, такие как лампы, масляные лампы или факелы, было замуровано в последующие века. Они также были изменены с добавлением скульптур, изображающих святых Римско-католической церкви .

Германия
[ редактировать ]В Германии фонари мертвых были известны с 13 века, особенно в южной и юго-западной частях страны. Помимо колонн с фонарями, на контрфорсах церквей были обнаружены и погребальные фонари. В 16 веке фонари постепенно вышли из употребления. Однако обычай продолжает жить в могильных свечах, которые ставят и сегодня, например, в День поминовения усопших. [ 2 ]
Англия
[ редактировать ]В Англии, на кладбище в Бисли, Глостершир , есть один сохранившийся пример, который называют « Светом бедных душ» .
Заблуждения
[ редактировать ]Происхождение и использование таких фонарей спорны. Говорят, что некоторые из этих фонарей являются «фонарями мавров » , а не «фонарями мертвых». Нестандартизированное написание французского языка прошлого может легко объяснить эту народную этимологию : во французском языке «мавры» ( les Maures ) и «мертвые» ( les morts ) являются почти омофонами. Более того, некоторые из этих фонарей не указывают на какое-либо кладбище, а в их архитектуре чувствуется сильное восточное влияние. Такие памятники можно объяснить близостью Аль-Андалуса , крестоносцев возвращением во Францию или торговлей в Средиземноморье. Например, «фонарь мавров». [ 3 ] в Вержезе , на юге Франции, похоже на дымоходы [ 4 ] Бахчисарайского дворца , Дворца крымских татар в Крыму , и не указано никакого кладбища. На самом деле, его другое название действительно « сарацинский дымоход». [ 5 ] «Фонарь мертвых» в Карлуксе , Южная Франция, также называют «сарацинским дымоходом». Другой пример — «мавританский фонарь» в Сарла-ла-Канеда , тоже на юге Франции. Происхождение фонаря связано с аббатом Бернаром Клервоским , сыгравшим важную роль во Втором крестовом походе . [ 6 ] Говорят, что он был построен после визита аббата в город в 1147 году, возможно, тамплиерами , о чем свидетельствует скульптура на башне, изображающая лошадь и два креста . [ 7 ]
Кроме того, «сарацинские дымоходы» ( Cheminées sarrasines ) являются типичной особенностью местной архитектуры Бресса , региона на востоке Франции. Кажется, это название было названо случайно. И в этом случае происхождение названия остается загадкой. У тех, кто ввел эту традицию, существует различное причудливое происхождение, например: выжившие в битве при Туре (во время которой Карл Мартель сражался с сарацинами в 732 году, в 350 км и за много столетий от него), беженцы с Балкан, спасавшиеся от турок-османов в 15-м веке. столетие после падения Константинополя , бургундцы, поселившиеся в Брессе в V-VI веках и принесшие с собой дымоходы в скандинавском стиле, или монахи-солдаты 12 века. Последнее объяснение: «Сарацин» или «Араб» в XIX веке также означало «апокриф». [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Микулич, Томаш. «Под Люблином установлен фонарь мертвых. Первый в Европе за многие столетия» . ТВН . Проверено 1 ноября 2021 г.
- ^ Брокгауз. Энциклопедия в 24 томах Том 22 . Лейпциг, Мангейм: Брокгауз. 1999. с. 210. ИСБН 3-7653-3100-7 .
- ^ [1] Архивировано 15 ноября 2008 г., в Wayback Machine.
- ^ «Фотографическое изображение» (JPG) . Hot-tour.mk.ua . Проверено 7 января 2016 г.
- ^ [2] Архивировано 20 июля 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ «Ежемесячный информационный бюллетень Франции – лето 2008 г.» . FranceMonthly.com . Архивировано из оригинала 3 сентября 2012 г. Проверено 7 января 2016 г.
- ^ Гуйхо, Айви-Стеван (2009). Орден тамплиеров: малая энциклопедия . Харматтан. ISBN 978-2-296-09240-2 . п. 250
- ^ [3] Архивировано 1 марта 2010 г. в Wayback Machine.
- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Фонари мертвецов ». Британская энциклопедия . Том. 16 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 187. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Статья с многочисленными примерами (на французском языке)