Сабина Вайс (фотограф)
Сабина Вайс | |
---|---|
![]() Вайс в 2016 году | |
Рожденный | Сабина Вебер 23 января 1924 г. Сен-Жингольф , кантон Вале , Швейцария |
Умер | 28 декабря 2021 г. Париж , Франция | (97 лет)
Национальность | швейцарский, французский |
Известный | Фотография |
Движение | Гуманистическая фотография |
Сабина Вайс ( урожденная Вебер ; 23 января 1924 — 28 декабря 2021) была швейцарско-французским фотографом, активным участником французского движения гуманистической фотографии вместе с Робертом Дуано , Вилли Ронисом , Эдуардом Буба и Изисом . Она родилась в Швейцарии и стала натурализованной гражданкой Франции в 1995 году.
Ранняя жизнь и обучение
[ редактировать ]Сабина Вебер родилась 23 января 1924 года в Сен-Жингольфе, Швейцария . [ 1 ] Ее отец был инженером-химиком и делал искусственный жемчуг из рыбьей чешуи. Семья жила рядом с пограничным постом и покинула Сен-Жингольф, когда она была еще ребенком. В юном возрасте ее привлекла фотография, и примерно в 2007 году она заявила:
Очень рано я понял, что фотография станет моим средством самовыражения. Я был скорее визуалом, чем интеллектуалом... Учился я не очень хорошо. Я бросил школу, уехал летним днем на велосипеде. [ 2 ]
Вайс начала фотографировать в 1932 году с помощью бакелитовой камеры, купленной на карманные деньги, и делала контактные отпечатки на бумаге для печати на подоконнике. Отец поддержал ее в ее выборе, и позже она научилась фотографической технике, с 1942 по 1946 год, у Фредерика Буассона , студийного фотографа в Женеве . После этого обучения в 1945 году она получила швейцарскую квалификацию фотографа.
Париж
[ редактировать ]Вайс переехал в Париж в 1946 году и стал Вилли Мейвальда ассистентом :
Когда я приехал в Париж, я смог работать у Мейвальда, которого мне порекомендовал друг. Я работал там в невообразимых сегодня условиях, но вместе с ним я понял важность естественного света. Естественный свет как источник эмоций. [ 3 ]
Мэйвальд в то время работал на первом этаже сарая на Джейкоб-стрит, 22, который принадлежал торговцу антиквариатом и в котором не было ни воды, ни телефона. Тем не менее эта работа позволила ей познакомиться с «кто есть кто» Парижа того времени. Свой первый фоторепортаж она опубликовала в возрасте 21 года в 1945 году. Таким образом, она присутствовала на открытии дома Dior и презентации первой коллекции на авеню Монтень, 37. В 1949 году она отправилась в Италию и познакомилась с американским художником Хью Вайсом , за которого вышла замуж 23 сентября 1950 года. Пара усыновила дочь Мэрион. Она открыла собственную студию. Ее фотографии свидетельствуют об оптимизме послеосвободительных лет: «Это был прекрасный период. Мы были между концом немецкой оккупации и началом американизации. Люди вышли из ужасных испытаний и думали, что смогут все восстановить», сказала она. [ 4 ]
Она работала в различных сферах: страстно увлекаясь музыкой, она изображала великие имена в музыке ( Стравинский , Бриттен , Казальс , Гетц ), а также в литературе и искусстве ( Леже , Пуни , Джакометти , Раушенберг , Ян Восс , Дюбюффе , Саган ), кино ( Моро ) и моды ( Шанель ). Она также работала в нескольких журналах и газетах, известных в США и Европе по рекламе и заказам прессы ( Vogue , Paris Match , Life , Time , Town and Country , Holiday , Newsweek , Picture Post , Die Woche и др.). Ее внимание переключилось на документальную фотографию, и она путешествовала не только по США, но и по Египту, Индии, Марокко и Мьянме.
Агентство Рафо
[ редактировать ]С 1950 года интересы Вайса представляло Agence Rapho , ведущее французское агентство печати, управляющее работой Робера Дуано. Он предложил ей место в агентстве после встречи в офисе директора Vogue . Она подружилась с такими художниками, как Кокто , Утрилло , Руо и Лартиг .
Среди коллег Дуано , Буба , Бриа , Дьезаид , [ 5 ] Брандт , Кен Хейман , Изис , Кертес , Карш , Лартиг, Ронис, Савитри и Элкури , единственной женщиной в агентстве Rapho была Джанин Ньепс . Тем не менее, тот факт, что Вайс была одной из немногих женщин, делавших тогда независимую карьеру в фотографии, не был проблемой. Фотожурналист Ханс Сильвестр , который работал с ней над репортажем о народе Омо (Эфиопия), прокомментировал:
Несмотря на то, что она находится в очень мужском окружении, ей действительно удалось сразу же быть принятой и зарекомендовать себя такой, какая она есть с тех пор: очень великий фотограф, которого я уважаю и восхищаюсь». [ 4 ]
Вайс Уличные фотографии , изображающие детей, играющих на пустыре ее района, Порт-де-Сен-Клу , а также Парижа и его повседневной жизни, были созданы независимо от ее журнальной работы, из любви и отражают философию гуманистической фотографии. В 28 лет она была отмечена Эдвардом Стейхеном , включившим ее в свою «Послевоенную европейскую фотографию» в Музее современного искусства (МоМА). В 1954 году Чикагский институт искусств посвятил ей персональную выставку, которая гастролировала по США. Затем Стейхен включила три своих фотографии в выставку МоМА «Семья человека» , которая объездила весь мир и ее увидели девять миллионов посетителей. Фотографии типичны для тех, которые она сделала для себя: Intérieur d'église au Portugal («Интерьер церкви в Португалии») 1954 года: ребенок в белом стоит на коленях на светлом кафельном полу, вопросительно перевернув лицо к босой матери; который, как и окружающая фаланга фигур, одет в черное; буйный бал на полях с аккордеонистом на столе («Деревенский танец с гармонистом на столе»), также 1954 год; и «Un enfant tenant un épi qui fait des étincelles» , в котором ребенок радостно сует бенгальский огонь почти в линзу. Она прокомментировала:
Я фотографирую, чтобы сохранить эфемерное, зафиксировать случайность, сохранить в изображении то, что исчезнет: жесты, позы, предметы, которые являются свидетельствами нашего ухода. [ 6 ]
В 1957 году Вайс создала серию фотографий художника Кеса ван Донгена , с которым познакомилась через мужа, и импульсивно троица купила там небольшой сарай с видом на руины замка в Гримо . Они расширили дом в 1969 году и регулярно оставались там до смерти ее мужа в 2007 году. [ 7 ]
В 1983 году Вайс получил стипендию Министерства культуры Франции и провел исследование коптов Египта . участвовала в продольном фотографическом исследовании, своего рода «массовом наблюдении», небольшого нового городка недалеко от Ниццы под названием Каррос-И-Нёф Когда ей было под пятьдесят, она в течение нескольких лет вместе с Жаном Дьезеидом и Ги ле Керреком , работая с социологом Пьером Бурдье. и ненадолго к нему присоединился Леонард Фрид . Проект был показан на фестивале Rencontres d'Arles 1984 года под названием «Urbain, Trop Urbain?» [ 8 ] В 1992 году министерство предоставило ей еще одну стипендию для документирования Реюньона .
Ее фотографии распространяется агентством «Гамма-Рафо» . в Лозанне весь свой архив, который содержал 200 000 негативов, 7 000 контактных листов, около 2700 старинных и 2 000 поздних отпечатков, 3 500 отпечатков и 2 000 слайдов В 2017 году Вайс передала в дар Елисейскому музею . [ 9 ]
Личная жизнь и смерть
[ редактировать ]Вайс умерла 28 декабря 2021 года в возрасте 97 лет в своей резиденции в Париже. [ 10 ] [ 11 ]
Публикации
[ редактировать ]- Я люблю театр, Катрин Валонь, Rencontres, Suisse, 1962, 301 стр. In-12, иллюстрировано черно-белыми фотографиями.
- Неделя в мире Дэниела: Франция, Сабина Вайс и Хью Вайс, 1969, Crowell-Collier Press. ISBN 9780027925906
- Мимоходом, Контрежур, Франция, 1978 год.
- Парижские рынки и ярмарки, ACE, Франция, 1982 г.
- Интимные убеждения, Клод Нори, Контрежур, Франция, 1989 г.
- Хадад, Художники, Серкль д'Арт, 1992 г.
- Виден в Понтуазе, муниципалитет, 1992 г.
- Реюньон, галерея Винсент, Сен-Пьер, 1995 г.
- Болгария, Фата Моргана, 1996 г.
- Джакометти, Фата Моргана, 1997 г.
- Дети, текст Мари Нимьер, Хазан, 1997 г. ( ISBN 2-85025-574-2 )
- Коляски, тележки и колеса, Музей Бьевра, 2000 г.
- Андре Бретон, текст Жюльена Грака, Фата Моргана, 2000 г.
- Сабина Вайс, шестьдесят лет фотографии, Жан Вотрен и Вайс, La Martinière, 2003 г.
- Клаудия Медичи, 2004 г.
- Городские и деревенские музыканты Вайса, Габриэля Боре и Ингрид Юрзак (Филиграны), 2006 г. ( ISBN 9 782350 460741 )
- Смотри и чувствуй, ABP (Pays-Bas), 2007 г.
- «Маски и обряды, Буркина-Фасо», в ревю д'арт ТРУ, вып. 20, 2010 г.
- Интимный глаз, Presses de e-Center, 2011, ( ISBN 978-2-35130-056-5 )
- l'Òil intime, Impression Escourbiac, новое издание, октябрь 2014 г. ( ISBN 978-2-95493-890-5 )
- Сабина Вайс, совместное издание с Jeu de Paume / La Martinière, предисловие Марты Гили, текст Виржини Шарден, июнь 2016 г.
Выставки
[ редактировать ]- «Сабина Вайс. Поэзия момента», La Casa dei Tre Oci, Венеция, Италия, 11 марта 2022 г. - 23 октября 2022 г. [ 12 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ризен, Клей (4 января 2022 г.). «Сабина Вайс, последняя из уличных фотографов-гуманистов, умерла в возрасте 97 лет» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 5 января 2022 г.
- ^ Жан Вотрен, Шестьдесят лет фотографий, монография, Éditions de La Martinière, 2007 г.
- ^ Жан Вотрен, Сабина Вайс , Éditions de La Martinière, Париж, 2003.
- ^ Перейти обратно: а б Винсент Жолли, «Сабина Вайс, le monde d'hier» [архив], журнал Le Figaro , неделя от 10 июня 2016 г., страницы 68–73.
- ^ Робин Ленман, «Рафо»; в «Оксфордском спутнике фотографии», изд. Робин Ленман (Оксфорд: Oxford University Press, 2005; ISBN 0-19-866271-8 ).
- ^ Фильм-документалист.fr. «Сабина Вайс, жизнь фотографии» . www.film-documentaire.fr (на французском языке) . Проверено 8 октября 2023 г.
- ↑ Рафаэль Дюпуи, «Дама с детским взглядом» в Рисунок Libre , № 29, апрель 2010 г.
- ^ Пауэлл, Р. (1984) «Oeil Arlesien: 2». Британский журнал фотографии , 131 (6473), 886–890.
- ↑ Кэролайн Стеван, « Мне нравятся только фотографии, сделанные на улице », Le Temps , 12 июня 2017 г. Проверено 30 декабря 2018 г.
- ^ «Сабина Вайс: Легенда уличной фотографии умирает в 97 лет» . Новости Би-би-си . 29 декабря 2021 г. Проверено 1 января 2022 г.
- ^ «Некролог Сабины Вайс» . Хранитель . 31 декабря 2021 г. Проверено 1 января 2022 г.
- ^ «САБИНА ВАЙС. ПОЭЗИЯ МГНОВЕНИЯ» . www.treoci.org . Проверено 25 мая 2022 г.