Немецкий флот


Музей Клеменса Сельса в Нойсе






Classis Germanica — римский флот в Верхней и Нижней Германии . Помимо Флота Ла-Манша ( Classis Britannica ), это была одна из крупнейших военно-морских сил Римской империи , стоящая выше всех других провинциальных флотов.
Флот был собран в 13 г. до н.э. и отвечал за наблюдение за всем Рейном от места слияния Винкстбаха и его судоходных притоков , а также за береговыми линиями Зейдерзее и Северного моря в дельте Рейн-Маас-Шельда .Позже в его устав были включены и устья на правом берегу Рейна, чтобы обеспечить бесперебойное движение транспорта и торговли на реке. Верность Classis Germanica Армии Нижней Германии ( Exercitus Germaniae Inferioris ) была подтверждена римским военным дипломом (находящимся в Нидерландах ) во время . правления Траяна [1] Помимо указания задействованных местных вспомогательных войск, в нем также перечисляется Рейнский флот, который, вероятно, существовал (в измененной форме) до IV века.
Операции флота
[ редактировать ]Рейнский флот был сформирован в 13 г. до н.э., когда римское верховное командование начало собирать легионы и вспомогательные войска на берегах реки Рейн. С самого начала флот тоже участвовал в римских кампаниях. Его цель изменилась в 17 году нашей эры, когда император Тиберий отказался от планов вторжения в племена к востоку от Рейна.
1-2 века
[ редактировать ]Во времена Августа римляне начали более крупные наступления. Было проведено несколько масштабных десантных операций римских войск из Северного моря, которые тесно координировались с сухопутными войсками. В 12 г. до н. э. Друз повел рейнский флот через каналы Зейдерзее в Северном море (fossa Drusiana). [2] Поскольку у фризов и чаучи были только примитивные каноэ, он со своими значительно превосходящими силами беспрепятственно доплыл до устья Везера ( Висургиса) и заставил оба племени подчиниться. [3]
Наступление Тиберия на Эльбу (Альбис) в 5 г. н. э. осуществлялось посредством совместной сухопутной и морской операции. Его флот переправился по реке в район Лауэнбурга и встретился с сухопутной армией. В том же году римляне продвинулись еще дальше на север, достигнув кимвров . Точный маршрут и конечная точка экспедиции неизвестны. Считается, что они подошли к скау . Кимвры севере расселились в это время на Ютландии . Обогнув мыс, они обнаружили большую морскую набережную, которую римляне, по словам летописца Веллея Патеркула , «частично видели, а частично знали понаслышке». [4]
В 15 году нашей эры римская армия под предводительством Германика вторглась в Германию . Флот переправил четыре легиона по реке Эмс ,который затем отправился к месту битвы в Тевтобургском лесу, чтобы похоронить оскверненных римских солдат, погибших в битве. Понеся тяжелые потери в борьбе с германскими племенами, они вернулись в Эмс, где были доставлены обратно на борт «Классической Германики». Год спустя под командованием легата Силия , Антея и Цецины флот из тысячи кораблей был отправлен в док в Киле . Флот включал в себя специальные новинки, такие как десантные суда с плоским днищем и рулями на корме и носу, транспортеры баллист , широкие ковчеги для кавалерийских лошадей, мостовой материал, а также продовольствие и снаряжение. Этот транспортный флот нанес удар весной 16 г. с Германиком и 8-тысячной армией.
От острова Батави ( современные Бевеланд и Валхерен в Нидерландах) флот продвинулся к устью Эмса, где армия направлялась в сторону современного Йемгума . После боев у реки Везер и Ангриварианского вала (расположенного между Везером и Штайнхудер-Меером ), в которых были разгромлены племена ангривари , бруктери и херуски , часть армии должна была быть возвращена в свои гарнизоны. Однако почти весь флот, а также все находившиеся на борту стали жертвами шторма. Сам Германик застрял в районе расселения племени Чауки , но остался невредимым. [5]
В 28 году нашей эры фризии восстали против римского владычества. Рейнский флот перебросил экспедиционный корпус в восставший район, в том числе в осажденный римский портовый комплекс Флевум (Вельсен). Однако фризии остановить не удалось. Римляне потеряли контроль над побережьем Северного моря до устья Рейна.
Между 46 и 47 годами нашей эры римляне пытались подчинить себе фризов, но, несмотря на использование флота, римляне не смогли сохранить свои завоевания. Легат Гней Домиций Корбуло построил 27-километровый канал ( Fossa Corbulonis ) в 48 году нашей эры между устьями рек Ауде-Маас и Ауде-Рейн . Он использовался в основном для перевозки войск и снабжения.
Во время гражданской войны в Риме ( год четырех императоров ) в 68/69 году нашей эры бунт среди союзных батавов под предводительством Юлия Цивилиса распространился почти на все другие германские племена вдоль Рейна. Все форты к северу от Могонтиакума были осаждены или разрушены. Classis Germanica была сильно ограничена низким уровнем воды в Рейне. Многие из батавских и римских вспомогательных войск оказались ненадежными и начали массово дезертировать, чтобы присоединиться к повстанцам. Флот мало что сделал для находившихся в тяжелом положении Рейнских легионов. [6] Среди легионов, отправленных в Нижнюю Германию для подавления восстания, были Адиутрикс I и II , набранные из моряков. [7] Целая эскадра Classis Germanica пала в 70 г. в результате предательства от рук батавов и впоследствии была использована против римлян. [8] Верховный главнокомандующий Рейнской армии Квинт Петиллий Цериалис был перевезен флотом Классиса Британника с XIV Легионом Гемина и вторгся в состав повстанцев на суше. Они попали в засаду, устроенную батавцами Канинефатеном , и были почти полностью уничтожены. Хотя Цериалис поспешил из Новаезия с «Классис Германика» на помощь, они были атакованы ночью батавами и потеряли все свои корабли, включая собственную триеру Цериалиса . [9] Однако потерянные корабли были быстро заменены. Батавы использовали свой новый флот, пытаясь остановить транспорты с припасами римлян из Галлии в дельте Рейна. В устье Мааса (Моса) численно уступающий, но лучше обученный Classis Germanica сразился с батавским флотом в короткой стычке. Цивилис отступил на северный берег Рейна, а римляне опустошили территорию батавов. [10] Флот так и не смог добиться решающих успехов в батавском восстании.
В 89 году нашей эры большие части Рейнской армии подняли мятеж против императора Домициана. Classis Germanica осталась верна Домициану и помогла победить повстанцев. Ему было присвоено почетное звание classis pia fidelis Domitiana .
3-4 века
[ редактировать ]После распада так называемой Галльской империи при Постуме и после многочисленных тяжелых вторжений франков Classis Germanica рухнула в последней трети III века. В это время Рейнские легионы использовали собственные военно-морские отряды ( milites liburnarii ). Римские речные военные корабли впервые были упомянуты на Рейне в 280 году, когда германским захватчикам удалось поджечь несколько новых navis lusoriae . [11]
Констанций I возглавил рейнский флот против алеманнов в 298 году нашей эры, поселившихся на речном острове. [12] Его сын и преемник Константин Великий модернизировал Рейнский флот и заменил либурнарии полностью лузориями . Это привело в действие флот Верхнего Рейна. В 306 году Константин переправил войска через Рейн и разорил поселения племени бруктери . [13] прежде чем вернуть рейнский флот обратно на территорию Германии в 313 году. [14]
В 355 году нашей эры Юлиан был назван Цезарем Запада. При его правлении усилия по обороне были усилены. Он использовался для нескольких кампаний и переправ через Рейн: 356/357 нашли оборонительные бои на Рейне и Майне. [15] Зимой 357/358 года войска Юлиана присоединились к большой группе франкских мародеров на острове в Маасе ( голландский : Маас ). Постоянно патрулируя, Лусориэн предотвратил постоянное образование сплошного ледяного покрова, так что франки не смогли бежать через реку и были вынуждены окончательно сдаться римлянам после двухмесячной осады. [16] была использована эскадра из 40 кораблей В 359 году против алеманнов . [17]
Во времена Валентиниана I были предприняты усилия по восстановлению работоспособности флота. [18] Примерно в это же время возникла новая концепция пограничной обороны, основанная на Рейнском флоте, ряде левобережных баз и большом количестве сильно укрепленных пограничных фортов. Отсюда почти постоянно патрулировали военные корабли по Рейну. Построены порты и форты в Шпейере , Вормсе и Альтрипе , а правый берег граничит с Бурги в Цуллештайне. [ из ] , Мангейм-Неккарау [ из ] и Ладенбург были построены. [19] Столкновения с германскими захватчиками происходили неоднократно, о чем свидетельствуют некоторые дарственные надписи на Рейнской границе. После вторжения вандалов , свевов и аланов в канун Нового года в 407 году флот распался окончательно.
Офицеры и экипаж
[ редактировать ]О цепочке командования Рейнским флотом известно немного. Командиром был praefectus classis конного ордена, procuratores centenarii , что означало, что он зарабатывал 100 000 сестерциев в год. [20] Ниже звания префекта располагался praepositus classis , в каждом флоте обычно было по два таких человека. Будущий император Пертинакс служил префектом Classis Germanica. У каждого офицера был свой штаб и помощники. В III веке был создан чин флотских трибунов ( tribunus classis ), принявших на себя обязанности первых науархов. Позже его называли также tribunus liburnarum (трибун военных кораблей).
Экипаж состоял из офицеров ( trierarchus ), гребцов ( remiges ) и морской пехоты центурии ( manipulares / milites liburnarii ). Команда ( classiari / classi ) была разделена на две группы: технический персонал и морская пехота. Срок службы составлял 26 лет (в отличие от 20–25 лет для легионера). С III века он составлял 28 лет, хотя иногда был и дольше. После почетного увольнения ( честна миссио ) им предоставлялись либо деньги, либо земля, а также обычно предоставлялось гражданство, если они были свободными подданными Империи ( перегрини ). После этого им также была дана возможность вступать в брак.
Тип кораблей
[ редактировать ]Типы судов, составлявших Рейнский флот, включали грузовые суда ( navis actuaria ), плоты, транспорты, а также некоторые тяжелые военные корабли. На них можно было грести и плавать.
Самым распространенным типом корабля в I и II веках была бирема или либурна (двубортная), первоначально использовавшаяся иллирийскими пиратами. Он был быстрым и чрезвычайно маневренным и, как и все древние линкоры, был оснащен тараном на носу. Либурны обычно имели длину около 21 метра, ширину 3,30 метра и глубину около 0,7 метра. Экипаж состоял из 44 гребцов, 4 матросов и 16 морских пехотинцев. Крупнее либурны были триеры , очень похожие на либурны, но отличавшиеся третьим, дополнительным парусом.
, грузовые и грузовые плоты могли достигать 30 метров в длину Судя по находкам из Альфена Цваммердама . [21] Многочисленные затонувшие корабли на Рейне и на озере Невшатель свидетельствуют об использовании барж в римские времена. Это были корабли коробчатой формы с мачтой, малой осадкой и скошенными концами по обе стороны фюзеляжа, имевшие грузоподъемность до 30 т.
С III века гораздо меньший по размерам корабль Navis Lusoria составлял основу позднеримского флота.
Роль
[ редактировать ]Основная роль флота заключалась в обеспечении свободы судоходства по рекам Рейн , Шельда и Маас и их притокам и продолжении вдоль береговой линии до Зейдерзее и Северного моря . С прекращением планов по завоеванию правого берега Germania Magna под руководством Тиберия римляне изменили роль Classis Germanica, чтобы заниматься главным образом ежедневным патрулированием на Рейне, а операций вдоль побережья Северного моря значение уменьшилось.
Еще более важной, чем его использование в военных кампаниях, была логистическая роль рейнского флота со времен наступления Друза на Германию . Из Ветеры (современный Ксантен ) форты снабжались. Доки часто были укреплены. Автопарк также использовался для гражданского транспорта, например, движущиеся камни добывались из карьеров долины Броля в Зибенгебирге . Перевозились даже такие продукты, как кукуруза и вино, которые с трудом можно было перевезти по суше.
Тактика
[ редактировать ]С началом правления династии Флавиев в последней трети I века ситуация на Рейнской границе снова в значительной степени стабилизировалась. Флот в основном занимался теперь добычей и транспортировкой строительных материалов, так как стоимость перевозки по воде была значительно ниже, чем по суше (примерно 1/6 автомобильного тарифа), [22] хотя они продолжали оказывать речную патрульную службу.
В 270 году нашей эры Classis Germanica в своем первоначальном формате была распущена. До этого времени ее район действий в основном ограничивался Нижним Рейном . После отказа от Агри Декуматеса стратегическая ситуация изменилась. Сосредоточение флота на нескольких ключевых точках уже не имело смысла. широкие участки реки, а также устья вод Барбарикума Из-за новой ситуации на Рейне теперь необходимо было строго контролировать . В отличие от верхнего и среднего Рейна, извилистое течение Верхнего Рейна и его густая пойма делали невозможным эффективный контроль с помощью замков. Эти новые вызовы удалось преодолеть только благодаря постоянному военному присутствию на реке и на ее берегах.
Таким образом, этот многообещающий новый подход к защите границ вдоль Рейна представлял собой децентрализованную передовую оборону . Отказавшись от доктрины центрального сосредоточения флота и его распределения по меньшим замкам и бургам , многочисленные подразделения были сосредоточены в очагах границы на случай необходимости в течение нескольких часов. В случае возникновения чрезвычайной ситуации они быстро предупреждали соседние замки или сторожевые башни. Лучше всего этого удалось достичь с помощью меньшего по размерам и более мобильного Navis Lusoria , с помощью которого можно было также бороться с потенциальными злоумышленниками либо прямо на Рейне, либо в ходе десантных операций совместно с сухопутными войсками. [23]
Дальность хода речных линкоров в сутки составляла до 15 километров (9,3 мили). Расстояние между фортами или пограничными бургами составляло в среднем от 15 до 30 километров (19 миль). Вниз по реке a navis lusoria мог добраться до ближайшей базы примерно за 75–150 минут. Вверх по реке потребуется 2–4 часа. [24] При эффективной связи Верховному командованию удавалось за это время доставить в уязвимые места не менее четырех патрульных катеров и таким образом к началу боя до 100 военно-морских отрядов ( milites liburnarii можно было развернуть ). Поэтому вполне возможно, что агрессор мог быть недостаточно задействован вскоре после своего появления на Рейне со стороны римской пограничной охраны. Благодаря превосходству своих лусорий , при правильных условиях Лимитанеи были способны противостоять даже значительно превосходящим по численности силам варваров.
Благодаря конструкции римского лузория с плоским дном также можно было, например, во время вооруженной разведывательной миссии зайти в Барбарикума воды . Эти притоки часто использовались германскими племенами в качестве подступающего маршрута для внезапных нападений на римскую территорию. Результаты работы такой «морской системы предупреждения», безусловно, высоко ценились римскими полководцами. Другой защитой была тогда широко разветвленная, порой почти непроходимая и заболоченная пойма Верхнего Рейна. [25] и наличие многочисленных извилистых притоков, что также значительно затрудняет подход к пограничной зоне. [26]
Более того, в бою германские племена на Рейне не могли использовать в бою ничего, даже отдаленно эквивалентного высокоразвитым речным линкорам римлян. Если бы захватчикам каким-то образом удалось преодолеть все эти трудности, все равно оставалась вероятность того, что они могли бы быть перехвачены в самый последний момент на Рейне, снова на обратном пути после одного из своих мародерских нападений, и конфисковать всю их добычу, просто увидеть его перераспределение среди пограничников, принимавших участие в сражении (см. также Hortfund von Neupotz [ из ] ).
Военно-морские базы
[ редактировать ]Штаб-квартира Classis Germanica первоначально располагалась в Кастра-Ветера (в Ксантене ), позже в военно-морском форте Альтебург. [ из ] . Главным городом Нижней Германии была Колония Клаудия Ара Агриппиненсиум (CCAA), столица провинции, важный экономический центр и торговый центр большого национального значения. Рейн, в свою очередь, служил не только важным транспортным маршрутом для перевозки товаров, производимых в Кёльне , но и для ввоза товаров из других провинций. Базы поздней античности включали Майнц / Штраубинг , Шпейер и Пассау . [27] После битвы при Мурсе-Майоре в 351 году нашей эры военно-морской порт Майнц был расширен и стал крупной базой рейнского флота. Военно-морская база в Майнце использовалась в основном во второй половине III и IV веках. Вновь организованный Рейнский флот в первой трети IV века был их основным источником власти. Центральная часть Рейна периодически была занята замками в качестве баз снабжения и убежищ. Без этой поддержки эффективное использование Рейнского флота было бы невозможно. Считается, что позднеантичные (левобережные) укрепления между Бингеном и Бонном были построены во времена правления сыновей Константина I (ок. 320–350) по единому плану. [28]
См. также
[ редактировать ]- Класс Желтая Моезика
- Глубокоэшелонированная оборона (римские военные)
- Падение Западной Римской империи
- франки
- германские племена
- Германские войны
- Позднеримская армия
- Список римских вспомогательных полков
- Тацит
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Т. Деркс. Л. ван дер Фейст; Ж. де Брюэн; Э. Блом (ред.). Поселение Наалдвейк II Назад к следам Холверды – глава 6 Надписи на бронзе (PDF) (на голландском языке). ADC ArcheoProjects. п. 7. ISBN 978-90-6836-261-9 .
- ^ Цветок 2.30
- ^ Тацит 117 : 147–148, Анналы , Книга IV, Глава 72–74. События 15–16 гг. н.э.
- ^ Веллеус Патеркул 2, 106-я
- ^ Тацит . «9–24» . Анналы . Том. 2.
- ^ Тацит Historiae 4, 14 и далее.
- ^ Раффаэле Амато Д., Грэм Самнер: 2009, стр.7
- ^ Тацит, Истории 4,16–17.
- ^ Тацит, Истории 4.79.
- ^ Тацит, Истории 5.23.
- ^ 15-летие Боно
- ^ Панегирик 6.6
- ^ Панегирик 6.13
- ^ Панегирик 12.22
- ^ Аммиан Марцеллин с 16.11 по 12 и 17.1.
- ^ Аммиан Марцеллин 17.2.
- ^ Аммиан Марцеллин 18.2.
- ^ Heukemes 1981 Баатц / Бокиус 1997-й
- ^ Хёкманн: 1986, С. 403 ф.
- ^ Пфлаум, HG (1950). Конные прокураторы в Ранней Римской империи, стр. 50–53
- ^ Тильманн Бехерт: 2007, 42-й.
- ^ Катон, сельское хозяйство 22; 3
- ^ Кристоф Шефер, 2008 г., 90-е гг.
- ^ Бокиус: 2006 г.
- ^ Хёкманн: 1986, 415-й.
- ^ Бокиус: 2006 г., 212-е место.
- ^ Баржи 1987a; идентификатор. 1996-й
- ^ Олаф Хёкманн 1986, стр. 369–416.
Источники
[ редактировать ]- Тацит, Публий Корнелий (117), Церковь, Альфред Иоанн; Бродрибб, Уильям Джексон (ред.), Анналы Тацита (переведенные на английский язык) , Лондон: MacMillan and Co. (опубликовано в 1895 г.)