Jump to content

Немецкий флот

История Рейна и его притоков
Плитка с печатью CLAS(S)IS , от Novaesium ,
Музей Клеменса Сельса в Нойсе
Алтарь Победы [ из ] из флотского замка Старый замок, 1-я половина 3-го века до н.э.
Карта Фосса Корбулонис
Фрагмент бронзовой мемориальной доски из Наалдвейка (Нидерланды) с надписью CLASSISAV.
Надгробие морского пехотинца Л. Валериуса Верекунда, погибшего на службе в кёльнском лагере Альтебург.
Римская трирема
Модель (спереди) и оригинальный найденный объект (сзади справа) римской баржи (платформы, коляски типа Цваммердам 6) I века.
Реконструкция Navis lusoria в Музее древнего кораблестроения [ из ] , Майнц
Модель реконструкции позднеантичного Ландебурга Ладенбурга. Археологических свидетельств о мосте нет.
Регина, копия Navis lusoria, созданная Регенсбургским университетом, во время прогулки по франкскому Бромбахзее. [ из ]

Classis Germanica римский флот в Верхней и Нижней Германии . Помимо Флота Ла-Манша ( Classis Britannica ), это была одна из крупнейших военно-морских сил Римской империи , стоящая выше всех других провинциальных флотов.

Флот был собран в 13 г. до н.э. и отвечал за наблюдение за всем Рейном от места слияния Винкстбаха и его судоходных притоков , а также за береговыми линиями Зейдерзее и Северного моря в дельте Рейн-Маас-Шельда .Позже в его устав были включены и устья на правом берегу Рейна, чтобы обеспечить бесперебойное движение транспорта и торговли на реке. Верность Classis Germanica Армии Нижней Германии ( Exercitus Germaniae Inferioris ) была подтверждена римским военным дипломом (находящимся в Нидерландах ) во время . правления Траяна [1] Помимо указания задействованных местных вспомогательных войск, в нем также перечисляется Рейнский флот, который, вероятно, существовал (в измененной форме) до IV века.

Операции флота

[ редактировать ]

Рейнский флот был сформирован в 13 г. до н.э., когда римское верховное командование начало собирать легионы и вспомогательные войска на берегах реки Рейн. С самого начала флот тоже участвовал в римских кампаниях. Его цель изменилась в 17 году нашей эры, когда император Тиберий отказался от планов вторжения в племена к востоку от Рейна.

Во времена Августа римляне начали более крупные наступления. Было проведено несколько масштабных десантных операций римских войск из Северного моря, которые тесно координировались с сухопутными войсками. В 12 г. до н. э. Друз повел рейнский флот через каналы Зейдерзее в Северном море (fossa Drusiana). [2] Поскольку у фризов и чаучи были только примитивные каноэ, он со своими значительно превосходящими силами беспрепятственно доплыл до устья Везера ( Висургиса) и заставил оба племени подчиниться. [3]

Наступление Тиберия на Эльбу (Альбис) в 5 г. н. э. осуществлялось посредством совместной сухопутной и морской операции. Его флот переправился по реке в район Лауэнбурга и встретился с сухопутной армией. В том же году римляне продвинулись еще дальше на север, достигнув кимвров . Точный маршрут и конечная точка экспедиции неизвестны. Считается, что они подошли к скау . Кимвры севере расселились в это время на Ютландии . Обогнув мыс, они обнаружили большую морскую набережную, которую римляне, по словам летописца Веллея Патеркула , «частично видели, а частично знали понаслышке». [4]

В 15 году нашей эры римская армия под предводительством Германика вторглась в Германию . Флот переправил четыре легиона по реке Эмс ,который затем отправился к месту битвы в Тевтобургском лесу, чтобы похоронить оскверненных римских солдат, погибших в битве. Понеся тяжелые потери в борьбе с германскими племенами, они вернулись в Эмс, где были доставлены обратно на борт «Классической Германики». Год спустя под командованием легата Силия , Антея и Цецины флот из тысячи кораблей был отправлен в док в Киле . Флот включал в себя специальные новинки, такие как десантные суда с плоским днищем и рулями на корме и носу, транспортеры баллист , широкие ковчеги для кавалерийских лошадей, мостовой материал, а также продовольствие и снаряжение. Этот транспортный флот нанес удар весной 16 г. с Германиком и 8-тысячной армией.

От острова Батави ( современные Бевеланд и Валхерен в Нидерландах) флот продвинулся к устью Эмса, где армия направлялась в сторону современного Йемгума . После боев у реки Везер и Ангриварианского вала (расположенного между Везером и Штайнхудер-Меером ), в которых были разгромлены племена ангривари , бруктери и херуски , часть армии должна была быть возвращена в свои гарнизоны. Однако почти весь флот, а также все находившиеся на борту стали жертвами шторма. Сам Германик застрял в районе расселения племени Чауки , но остался невредимым. [5]

В 28 году нашей эры фризии восстали против римского владычества. Рейнский флот перебросил экспедиционный корпус в восставший район, в том числе в осажденный римский портовый комплекс Флевум (Вельсен). Однако фризии остановить не удалось. Римляне потеряли контроль над побережьем Северного моря до устья Рейна.

Между 46 и 47 годами нашей эры римляне пытались подчинить себе фризов, но, несмотря на использование флота, римляне не смогли сохранить свои завоевания. Легат Гней Домиций Корбуло построил 27-километровый канал ( Fossa Corbulonis ) в 48 году нашей эры между устьями рек Ауде-Маас и Ауде-Рейн . Он использовался в основном для перевозки войск и снабжения.

Во время гражданской войны в Риме ( год четырех императоров ) в 68/69 году нашей эры бунт среди союзных батавов под предводительством Юлия Цивилиса распространился почти на все другие германские племена вдоль Рейна. Все форты к северу от Могонтиакума были осаждены или разрушены. Classis Germanica была сильно ограничена низким уровнем воды в Рейне. Многие из батавских и римских вспомогательных войск оказались ненадежными и начали массово дезертировать, чтобы присоединиться к повстанцам. Флот мало что сделал для находившихся в тяжелом положении Рейнских легионов. [6] Среди легионов, отправленных в Нижнюю Германию для подавления восстания, были Адиутрикс I и II , набранные из моряков. [7] Целая эскадра Classis Germanica пала в 70 г. в результате предательства от рук батавов и впоследствии была использована против римлян. [8] Верховный главнокомандующий Рейнской армии Квинт Петиллий Цериалис был перевезен флотом Классиса Британника с XIV Легионом Гемина и вторгся в состав повстанцев на суше. Они попали в засаду, устроенную батавцами Канинефатеном , и были почти полностью уничтожены. Хотя Цериалис поспешил из Новаезия с «Классис Германика» на помощь, они были атакованы ночью батавами и потеряли все свои корабли, включая собственную триеру Цериалиса . [9] Однако потерянные корабли были быстро заменены. Батавы использовали свой новый флот, пытаясь остановить транспорты с припасами римлян из Галлии в дельте Рейна. В устье Мааса (Моса) численно уступающий, но лучше обученный Classis Germanica сразился с батавским флотом в короткой стычке. Цивилис отступил на северный берег Рейна, а римляне опустошили территорию батавов. [10] Флот так и не смог добиться решающих успехов в батавском восстании.

В 89 году нашей эры большие части Рейнской армии подняли мятеж против императора Домициана. Classis Germanica осталась верна Домициану и помогла победить повстанцев. Ему было присвоено почетное звание classis pia fidelis Domitiana .

После распада так называемой Галльской империи при Постуме и после многочисленных тяжелых вторжений франков Classis Germanica рухнула в последней трети III века. В это время Рейнские легионы использовали собственные военно-морские отряды ( milites liburnarii ). Римские речные военные корабли впервые были упомянуты на Рейне в 280 году, когда германским захватчикам удалось поджечь несколько новых navis lusoriae . [11]

Констанций I возглавил рейнский флот против алеманнов в 298 году нашей эры, поселившихся на речном острове. [12] Его сын и преемник Константин Великий модернизировал Рейнский флот и заменил либурнарии полностью лузориями . Это привело в действие флот Верхнего Рейна. В 306 году Константин переправил войска через Рейн и разорил поселения племени бруктери . [13] прежде чем вернуть рейнский флот обратно на территорию Германии в 313 году. [14]

В 355 году нашей эры Юлиан был назван Цезарем Запада. При его правлении усилия по обороне были усилены. Он использовался для нескольких кампаний и переправ через Рейн: 356/357 нашли оборонительные бои на Рейне и Майне. [15] Зимой 357/358 года войска Юлиана присоединились к большой группе франкских мародеров на острове в Маасе ( голландский : Маас ). Постоянно патрулируя, Лусориэн предотвратил постоянное образование сплошного ледяного покрова, так что франки не смогли бежать через реку и были вынуждены окончательно сдаться римлянам после двухмесячной осады. [16] была использована эскадра из 40 кораблей В 359 году против алеманнов . [17]

Во времена Валентиниана I были предприняты усилия по восстановлению работоспособности флота. [18] Примерно в это же время возникла новая концепция пограничной обороны, основанная на Рейнском флоте, ряде левобережных баз и большом количестве сильно укрепленных пограничных фортов. Отсюда почти постоянно патрулировали военные корабли по Рейну. Построены порты и форты в Шпейере , Вормсе и Альтрипе , а правый берег граничит с Бурги в Цуллештайне. [ из ] , Мангейм-Неккарау [ из ] и Ладенбург были построены. [19] Столкновения с германскими захватчиками происходили неоднократно, о чем свидетельствуют некоторые дарственные надписи на Рейнской границе. После вторжения вандалов , свевов и аланов в канун Нового года в 407 году флот распался окончательно.

Офицеры и экипаж

[ редактировать ]

О цепочке командования Рейнским флотом известно немного. Командиром был praefectus classis конного ордена, procuratores centenarii , что означало, что он зарабатывал 100 000 сестерциев в год. [20] Ниже звания префекта располагался praepositus classis , в каждом флоте обычно было по два таких человека. Будущий император Пертинакс служил префектом Classis Germanica. У каждого офицера был свой штаб и помощники. В III веке был создан чин флотских трибунов ( tribunus classis ), принявших на себя обязанности первых науархов. Позже его называли также tribunus liburnarum (трибун военных кораблей).

Экипаж состоял из офицеров ( trierarchus ), гребцов ( remiges ) и морской пехоты центурии ( manipulares / milites liburnarii ). Команда ( classiari / classi ) была разделена на две группы: технический персонал и морская пехота. Срок службы составлял 26 лет (в отличие от 20–25 лет для легионера). С III века он составлял 28 лет, хотя иногда был и дольше. После почетного увольнения ( честна миссио ) им предоставлялись либо деньги, либо земля, а также обычно предоставлялось гражданство, если они были свободными подданными Империи ( перегрини ). После этого им также была дана возможность вступать в брак.

Тип кораблей

[ редактировать ]

Типы судов, составлявших Рейнский флот, включали грузовые суда ( navis actuaria ), плоты, транспорты, а также некоторые тяжелые военные корабли. На них можно было грести и плавать.

Самым распространенным типом корабля в I и II веках была бирема или либурна (двубортная), первоначально использовавшаяся иллирийскими пиратами. Он был быстрым и чрезвычайно маневренным и, как и все древние линкоры, был оснащен тараном на носу. Либурны обычно имели длину около 21 метра, ширину 3,30 метра и глубину около 0,7 метра. Экипаж состоял из 44 гребцов, 4 матросов и 16 морских пехотинцев. Крупнее либурны были триеры , очень похожие на либурны, но отличавшиеся третьим, дополнительным парусом.

, грузовые и грузовые плоты могли достигать 30 метров в длину Судя по находкам из Альфена Цваммердама . [21] Многочисленные затонувшие корабли на Рейне и на озере Невшатель свидетельствуют об использовании барж в римские времена. Это были корабли коробчатой ​​формы с мачтой, малой осадкой и скошенными концами по обе стороны фюзеляжа, имевшие грузоподъемность до 30 т.

С III века гораздо меньший по размерам корабль Navis Lusoria составлял основу позднеримского флота.

Основная роль флота заключалась в обеспечении свободы судоходства по рекам Рейн , Шельда и Маас и их притокам и продолжении вдоль береговой линии до Зейдерзее и Северного моря . С прекращением планов по завоеванию правого берега Germania Magna под руководством Тиберия римляне изменили роль Classis Germanica, чтобы заниматься главным образом ежедневным патрулированием на Рейне, а операций вдоль побережья Северного моря значение уменьшилось.

Еще более важной, чем его использование в военных кампаниях, была логистическая роль рейнского флота со времен наступления Друза на Германию . Из Ветеры (современный Ксантен ) форты снабжались. Доки часто были укреплены. Автопарк также использовался для гражданского транспорта, например, движущиеся камни добывались из карьеров долины Броля в Зибенгебирге . Перевозились даже такие продукты, как кукуруза и вино, которые с трудом можно было перевезти по суше.

С началом правления династии Флавиев в последней трети I века ситуация на Рейнской границе снова в значительной степени стабилизировалась. Флот в основном занимался теперь добычей и транспортировкой строительных материалов, так как стоимость перевозки по воде была значительно ниже, чем по суше (примерно 1/6 автомобильного тарифа), [22] хотя они продолжали оказывать речную патрульную службу.

В 270 году нашей эры Classis Germanica в своем первоначальном формате была распущена. До этого времени ее район действий в основном ограничивался Нижним Рейном . После отказа от Агри Декуматеса стратегическая ситуация изменилась. Сосредоточение флота на нескольких ключевых точках уже не имело смысла. широкие участки реки, а также устья вод Барбарикума Из-за новой ситуации на Рейне теперь необходимо было строго контролировать . В отличие от верхнего и среднего Рейна, извилистое течение Верхнего Рейна и его густая пойма делали невозможным эффективный контроль с помощью замков. Эти новые вызовы удалось преодолеть только благодаря постоянному военному присутствию на реке и на ее берегах.

Таким образом, этот многообещающий новый подход к защите границ вдоль Рейна представлял собой децентрализованную передовую оборону . Отказавшись от доктрины центрального сосредоточения флота и его распределения по меньшим замкам и бургам , многочисленные подразделения были сосредоточены в очагах границы на случай необходимости в течение нескольких часов. В случае возникновения чрезвычайной ситуации они быстро предупреждали соседние замки или сторожевые башни. Лучше всего этого удалось достичь с помощью меньшего по размерам и более мобильного Navis Lusoria , с помощью которого можно было также бороться с потенциальными злоумышленниками либо прямо на Рейне, либо в ходе десантных операций совместно с сухопутными войсками. [23]

Дальность хода речных линкоров в сутки составляла до 15 километров (9,3 мили). Расстояние между фортами или пограничными бургами составляло в среднем от 15 до 30 километров (19 миль). Вниз по реке a navis lusoria мог добраться до ближайшей базы примерно за 75–150 минут. Вверх по реке потребуется 2–4 часа. [24] При эффективной связи Верховному командованию удавалось за это время доставить в уязвимые места не менее четырех патрульных катеров и таким образом к началу боя до 100 военно-морских отрядов ( milites liburnarii можно было развернуть ). Поэтому вполне возможно, что агрессор мог быть недостаточно задействован вскоре после своего появления на Рейне со стороны римской пограничной охраны. Благодаря превосходству своих лусорий , при правильных условиях Лимитанеи были способны противостоять даже значительно превосходящим по численности силам варваров.

Благодаря конструкции римского лузория с плоским дном также можно было, например, во время вооруженной разведывательной миссии зайти в Барбарикума воды . Эти притоки часто использовались германскими племенами в качестве подступающего маршрута для внезапных нападений на римскую территорию. Результаты работы такой «морской системы предупреждения», безусловно, высоко ценились римскими полководцами. Другой защитой была тогда широко разветвленная, порой почти непроходимая и заболоченная пойма Верхнего Рейна. [25] и наличие многочисленных извилистых притоков, что также значительно затрудняет подход к пограничной зоне. [26]

Более того, в бою германские племена на Рейне не могли использовать в бою ничего, даже отдаленно эквивалентного высокоразвитым речным линкорам римлян. Если бы захватчикам каким-то образом удалось преодолеть все эти трудности, все равно оставалась вероятность того, что они могли бы быть перехвачены в самый последний момент на Рейне, снова на обратном пути после одного из своих мародерских нападений, и конфисковать всю их добычу, просто увидеть его перераспределение среди пограничников, принимавших участие в сражении (см. также Hortfund von Neupotz [ из ] ).

[ редактировать ]

Штаб-квартира Classis Germanica первоначально располагалась в Кастра-Ветера Ксантене ), позже в военно-морском форте Альтебург. [ из ] . Главным городом Нижней Германии была Колония Клаудия Ара Агриппиненсиум (CCAA), столица провинции, важный экономический центр и торговый центр большого национального значения. Рейн, в свою очередь, служил не только важным транспортным маршрутом для перевозки товаров, производимых в Кёльне , но и для ввоза товаров из других провинций. Базы поздней античности включали Майнц / Штраубинг , Шпейер и Пассау . [27] После битвы при Мурсе-Майоре в 351 году нашей эры военно-морской порт Майнц был расширен и стал крупной базой рейнского флота. Военно-морская база в Майнце использовалась в основном во второй половине III и IV веках. Вновь организованный Рейнский флот в первой трети IV века был их основным источником власти. Центральная часть Рейна периодически была занята замками в качестве баз снабжения и убежищ. Без этой поддержки эффективное использование Рейнского флота было бы невозможно. Считается, что позднеантичные (левобережные) укрепления между Бингеном и Бонном были построены во времена правления сыновей Константина I (ок. 320–350) по единому плану. [28]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Т. Деркс. Л. ван дер Фейст; Ж. де Брюэн; Э. Блом (ред.). Поселение Наалдвейк II Назад к следам Холверды – глава 6 Надписи на бронзе (PDF) (на голландском языке). ADC ArcheoProjects. п. 7. ISBN  978-90-6836-261-9 .
  2. ^ Цветок 2.30
  3. ^ Тацит 117 : 147–148, Анналы , Книга IV, Глава 72–74. События 15–16 гг. н.э.
  4. ^ Веллеус Патеркул 2, 106-я
  5. ^ Тацит . «9–24» . Анналы . Том. 2.
  6. ^ Тацит Historiae 4, 14 и далее.
  7. ^ Раффаэле Амато Д., Грэм Самнер: 2009, стр.7
  8. ^ Тацит, Истории 4,16–17.
  9. ^ Тацит, Истории 4.79.
  10. ^ Тацит, Истории 5.23.
  11. ^ 15-летие Боно
  12. ^ Панегирик 6.6
  13. ^ Панегирик 6.13
  14. ^ Панегирик 12.22
  15. ^ Аммиан Марцеллин с 16.11 по 12 и 17.1.
  16. ^ Аммиан Марцеллин 17.2.
  17. ^ Аммиан Марцеллин 18.2.
  18. ^ Heukemes 1981 Баатц / Бокиус 1997-й
  19. ^ Хёкманн: 1986, С. 403 ф.
  20. ^ Пфлаум, HG (1950). Конные прокураторы в Ранней Римской империи, стр. 50–53
  21. ^ Тильманн Бехерт: 2007, 42-й.
  22. ^ Катон, сельское хозяйство 22; 3
  23. ^ Кристоф Шефер, 2008 г., 90-е гг.
  24. ^ Бокиус: 2006 г.
  25. ^ Хёкманн: 1986, 415-й.
  26. ^ Бокиус: 2006 г., 212-е место.
  27. ^ Баржи 1987a; идентификатор. 1996-й
  28. ^ Олаф Хёкманн 1986, стр. 369–416.

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3b43fb1583e77cc2276b7951b236ab70__1712241060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3b/70/3b43fb1583e77cc2276b7951b236ab70.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Classis Germanica - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)