Платея
Платея ( / p l ə ˈ t iː ə / ; древнегреческий : Πλάταια , Plataia ) — древнегреческий город-государство, расположенный в Беотии недалеко от границы с Аттикой, у подножия горы Киферон, между горой и рекой Асоп , который отделил свою территорию от территории Фив . [1] известны как платейцы ( Plataiai , Plataeae : латынь были Его жители ).
Это было место битвы при Платеях в 479 г. до н.э., в которой союз греческих городов-государств победил персов .
Платея несколько раз разрушалась и перестраивалась в классический период Древней Греции. современный греческий город Платайс К его руинам примыкает .
Ранняя история
[ редактировать ]Платея была заселена в бронзовом веке . (Он упоминается у Гомера в « Илиаде», как и среди других беотийских городов. [2] ). Местная традиция, по словам географа Павсания , заключалась в том, что ее люди «выросли из почвы» (автохтонные или коренные). Его имя происходит от дочери древнего царя Асопа , в честь которого названа близлежащая река. [3] По мнению древних фиванцев, претендовавших на власть над городом, Платея была основана ими. [4]
В 520 г. до н. э. Платея, не желая подчиняться господству Фив и не имея возможности противостоять этому могущественному соседу собственными ресурсами, обратилась за защитой к Спарте . Спарта, однако, возражала, говоря:
Мы живем слишком далеко, и наша помощь будет для вас холодным утешением. Вас могут поработить много раз, прежде чем кто-нибудь из нас узнает об этом. Советуем вам взяться за защиту афинян, так как они ваши соседи и неплохо умеют помогать. [5]
Геродот , источник этого заявления, далее сказал, что у спартанцев был в этом скрытый мотив: они хотели вызвать проблемы между Афинами и Фивами. В конце концов, Платея заключила тесный союз с Афинами, которому ее народ оставался верным на протяжении всей своей последующей истории. [6]
Персидские войны (битвы при Марафоне и Платеях)
[ редактировать ]Когда персидский царь Дарий послал армаду для вторжения в Аттику в 490 г. до н.э., Платея послала 1000 человек присоединиться к Афинам в Марафонской битве и разделила славу этой победы. [7] Десять лет спустя они также служили в составе афинского флота в морском сражении при Артемисии , хотя собственных кораблей у них не было. Они пропустили более позднюю битву при Саламине , чтобы вывезти свои семьи и имущество из города при приближении персидской армии. [8] Вскоре после прибытия персов их город был сожжен дотла. [9]
В следующем году (479 г. до н. э.) на их территории произошла битва при Платеях , избавившая Грецию от персидских захватчиков. В этом бою объединенные греческие силы встретились с силами персидского полководца Мардония на равнине рядом с рекой Асоп. Поскольку эта победа была одержана на земле Платеи, ее граждане удостоились особых почестей и наград от объединившихся греков. Им не только была пожалована крупная сумма в 80 талантов, которую они потратили на возведение храма Афине, но на них была возложена обязанность ежегодно оказывать религиозные почести могилам воинов, павших в битве, и отмечать каждые четыре года праздник Элеутерии в память освобождения греков от персидского ига. Праздник был посвящен Зевсу Элевтерию , которому в Платеях был воздвигнут храм. В обмен на эти услуги собравшиеся греки поклялись гарантировать независимость и неприкосновенность города и его территории. [10]
Пелопоннесская война
[ редактировать ]Платея была восстановлена, и ее жители не подвергались никаким преследованиям до начала Пелопоннесской войны . Весной 431 г. до н.э., еще до официального объявления войны, группа из 300 фиванцев попыталась захватить Платею. Ночью члены фракции, сторонники Фив, впустили их в стены, но платейцы вскоре обнаружили нападение и вступили в бой с захватчиками. Ночью они убили многих и взяли в плен 180 человек. Лишь немногим удалось спастись. В Афины было отправлено известие о попытке государственного переворота, а затем пленники были казнены. Афиняне, встревоженные резней, тем не менее послали гарнизон для защиты города от дальнейшего нападения. Это событие стало искрой, разожгшей войну между Афинами и Спартой. [11]
На третьем году войны (429 г. до н.э.) пелопоннесская армия под командованием спартанского царя Архидама осадила Платею , утверждая, что она нарушила защиту, гарантированную ей после Персидской войны, продолжая союз с Афинами. Прежде чем решить, объявить город нейтральным или сохранить союз с Афинами, платейцы заключили перемирие, во время которого отправили в Афины своих стариков, женщин и детей вместе с послами, которые должны были увидеть, что скажут Афины. В конце концов они решили продолжить союз, что подготовило почву для последующего нападения. Оставшийся гарнизон города состоял всего из 400 горожан и 80 афинян и 110 женщин, находившихся там для ведения домашнего хозяйства. Однако этот небольшой отряд бросил вызов всей армии пелопоннесцев, которая после многих бесплодных попыток взять город отказалась от штурма и превратила осаду в блокаду. Они воздвигли окружной вал вокруг города, состоящий из двух параллельных стен на расстоянии 16 футов друг от друга и рвов с обеих сторон. Затем, оставив небольшой отряд для охраны города, армия вторжения отправилась домой. [12]
На втором году блокады (428 г.) 212 осажденных сумели ночью перелезть через окружные стены и благополучно добрались до Афин. [13] В течение следующего лета (427 г.) оставшиеся в Платеях были вынуждены из-за нехватки продовольствия сдаться пелопоннесцам. После «суда» спартанцев, на котором их аргументы против необоснованного нападения на город были отвергнуты, они были казнены, а фиванцы сравняли с землей все частные постройки. Со временем последний использовал остатки для возведения гостиницы и часовни для местного округа Геры. Земля была выделена тем платейцам, которые поддерживали Фив в преддверии нападения. [14]
Переезд в Сцион
[ редактировать ]В 423 г. до н.э. Афины и Спарта заключили однолетнее перемирие в разгар Пелопеннесской войны. Одним из условий было то, что после подписания перемирия не должно было происходить никаких новых завоеваний или восстаний. Примерно в это же время восстали жители Сционы в Халкидиках , и хотя Спарта утверждала, что это произошло до перемирия, Афины располагали сведениями, что это произошло позже. Затем афинское собрание приняло декрет «сократить и казнить скионов». [15] В следующем году они осадили город, окончательно покорили его и выполнили указ 420 года. Как только это было сделано, они отдали город платейцам, жившим тогда в Афинах, в качестве их нового дома. [16]
По окончании Пелопоннесской войны Афины были вынуждены эвакуировать Сциону, и платейцы снова нашли гостеприимный прием в Афинах. [17]
Анталкидский мир (Королевский мир)
[ редактировать ]Изгнанные платейцы продолжали жить в Афинах до тех пор, пока Великий персидский царь не навязал Анталкидский мир (387 г. до н. э.), гарантировавший автономию всем греческим городам. Спартанцы, которые теперь стремились смирить власть Фив, воспользовались этим, чтобы вернуть платейцам их родной город. [18]
Но платейцы недолго удерживали владение своим городом. Поскольку Фивы всегда представляли угрозу их независимости, Спарта держала там гарнизон для защиты, а в беотийских городах Феспии и Орхомен также . В 370-х годах Афины и Фивы вступили в войну против Спарты, а лакедемоняне использовали Феспии и Платеи в качестве плацдармов для серии вторжений в Беотию с целью опустошения сельской местности Фив. Через несколько лет фиванцы, иногда с помощью афинян, начали брать верх в этих столкновениях. В 375 г. до н. э. Спарта была слишком занята другими кампаниями, чтобы послать войска в этот район, и Фивы воспользовались возможностью, чтобы заставить эти города вернуться в состав Беотийской федерации . Хотя платейцы и не подвергались нападению, они снова утратили свою независимость.
В течение следующих нескольких лет платейцы все больше возмущались тяжелой рукой Фив. В какой-то момент — в древних источниках этот год указывается по-разному как 373, 372 и 371 до н. э. — они обратились к Афинам в попытке восстановить давний союз между двумя городами. Это, конечно, разозлило фиванцев, и они напали на Платеи прежде, чем Афины успели ответить.
В отличие от нападения 427 г. до н.э., на этот раз фиванцы изгнали платейцев, а не убили их, отправив их еще раз в Афины, после чего разрушили город. Затем они сделали то же самое с соседними Феспиями. (Обиды, нанесенные платейцам со стороны Фив, были изложены в речи Исократа, озаглавленной «Платай» , которая, вероятно, была произнесена в это время платейским оратором перед собранием в Афинах. Во всяком случае, она была позже опубликована и сохранена у Исократа. работает.) В результате этих действий Афины вышли из союза с Фивами и обратились к миру со Спартой. [19]
В 371 году до нашей эры Спарта проиграла Фивам крупную битву при Левктре в Беотии. [20] В течение следующих двух десятилетий Фивы безраздельно господствовали в Греции, вплоть до возвышения Македонии и кампании Филиппа II по распространению своей гегемонии на весь регион. В это время платейцы оставались в изгнании в Афинах.
Битва при Херонее
[ редактировать ]В 338 г. до н. э. тлеющая война между Афинами и Македонией достигла апогея, когда Филипп ввел свою армию в южную Грецию. В последнюю минуту Фивы, которые годами были в союзе с Македонией, перешли на другую сторону и сразились с Афинами против него и его сына Александра в Херонее , в северной Беотии. Результатом стала громкая победа Македонии. Среди поселений, позднее навязанных Филиппом греческим городам, платейцы снова были возвращены в свой город. [21]
В 335 г. до н. э. Фивы восстали против Александра, который годом ранее сменил своего отца. В ответ Александр разрушил город, отправив выживших фиванцев в рабство. [22] Когда их потенциальные повелители были исключены из поля зрения, платейцы наконец обрели свободу.
Спустя годы
[ редактировать ]После восстановления Филиппом Платея оставалась заселенной в течение нескольких столетий. Его посетил Павсаний во 2 веке нашей эры, который упомянул три храма: один Геры , другой Афины Арейи и третий Деметры Элевсинии. Он писал только об одном храме Геры, который он описал как расположенный в городе и достойный восхищения из-за своих размеров и подношений, которыми он был украшен. [23] Возможно, это был храм, построенный фиванцами после разрушения Платеи. [24] Вероятно, старый храм Геры, упомянутый Геродотом и который он описал как расположенный за пределами города, [25] после возведения нового уже не ремонтировался и исчез перед визитом Павсания.
Храм Афины Арейи был построен, по словам Павсания, [26] из доли добычи Марафона; но по Плутарху [27] это было с 80 талантами из добычи Платеи, как упомянуто выше. Храм был украшен изображениями Полигнота и Оната , а также статуей богини работы афинского скульптора Фидия . О храме Деметры Элевсинии у нас нет подробностей, но он, вероятно, был построен вследствие битвы, произошедшей возле храма Деметры Элевсинии в Аргиопии. [28] Храм Зевса Элевферия [29] по-видимому, во времена Павсания он был превращен в жертвенник и статую. Он находился за пределами города. [30]
Платея фигурирует в латинском романе II века нашей эры «Метаморфозы » (часто называемом «Золотой осел ») Апулея, в котором она изображена как место проведения гладиаторских боев и множества диких зверей. [31]
Стены Платеи были восстановлены Юстинианом в VI веке нашей эры. [32]
Современная деревня Платайс соседствует с древними руинами. Камни фундамента некоторых зданий сохранились до сих пор. Более подробную информацию можно найти по адресу https://eternalgreece.com/ancient-plataea/.
Афинское гражданство
[ редактировать ]Есть несколько упоминаний об особых отношениях между платейцами и афинянами, хотя их точная природа оспаривается учеными. Фукидид заставил фиванцев сказать в своей речи: «Именно для защиты от нас, говорите вы, вы стали союзниками и гражданами ( politai ) Афин». [33] Диодор Сицилийский, описывая более позднее событие, говорит: «Платейцы с женами и детьми, бежав в Афины, получили равенство гражданских прав ( isopoliteia ) в знак благосклонности афинского народа». [34] Аристофан в своих «Лягушках » (693–694) высказывает мнение Хора: «Ибо позорно для людей, выигравших одну морскую битву, сразу стать платейцами и хозяевами, а не рабами». Схолиаст к этому отрывку добавил следующее: « Гелланик говорит, что рабам, принимавшим участие в морском сражении, была предоставлена свобода и зачислены в качестве сограждан ( sympoliteysasthai ) с афинянами на тех же условиях, что и платейцы». [35]
Возможно, самое полное объяснение их статуса было дано Демосфеном в «Против Неэры» . Во время этой речи он поручил писцу зачитать ранее принятый указ о платейцах, принятый во время их изгнания в 429 г. до н.э.:
По предложению Гиппократа постановлено, что платейцы с этого дня будут афинянами, будут иметь полные права как граждане и будут разделять все привилегии, которыми обладают афиняне, как гражданские, так и религиозные, за исключением всякого священства или религиозного звания. должность, принадлежащая определенной семье, и что они не будут иметь права на должность девяти архонтов, но будут иметь право их потомки. Платейцы же будут распределены по демам и племенам; и после того, как они будут таким образом распределены, ни одному платейцу уже не будет позволено становиться афинянином, если только он не выиграет подарок от народа Афин. [36]
Если это истинное представление указа (а его формулировка в наше время подвергается сомнению [37] ), казалось бы, статус распространялся не на всех платейцев навсегда, а только на тех личностей, которые были особо удостоены чести, и их детей. Судя по нескольким ссылкам на отдельные гранты на гражданство, вполне вероятно, что эти почести на протяжении многих лет удостаивались несколько раз последующим поколениям платейских изгнанников.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Страбон, География , ix. стр.411. Эта страница представляет собой отредактированную и обновленную версию статьи из Словаря греческой и римской географии Смита 1870 года, стр. 637.
- ^ ii. 504
- ^ Павсаний, Описание Греции , ix.1
- ^ Фукидид, История Пелопоннесской войны , iii. 61
- ^ Ирод, с. 108
- ^ Так. iii. 68,4
- ^ Ирод. ЖК
- ^ Ирод. viii. 44.
- ^ Ирод, VIII. 50.
- ^ Так. ii. 71; Плутарх, Жизнь Аристеида , 19–21; Страбон, ix. п. 412; Павсаний, Описание Греции , ix.2.4.
- ^ Так. ii.2-7.1.
- ^ Так. ii.2-71-78.
- ^ Thuc., III.20-24.
- ^ Так. iii.52-68.
- ^ Thuc., iv.122.6.
- ^ Здесь. т. 130-131 и ст. 32; Исократ, Панегирик , § 109; Диодор Сицилийский, Историческая библиотека , xii. 76.
- ^ Плутарх, Жизнь Лисандра , 14.
- ^ Павсасий, 9.1.4; Исократ, Платей , §13 и след.
- ^ Ксенофонт, Истории , vi.3.1; Диодор, xv 46,4; Павсаний, 9.1.4-8, Исократ, Платей .
- ^ Ксенофонт, VI.4.3-15.
- ^ Павсаний, ix.1.8; iv.27.10.
- ^ Диодор, viii.8-16; Арриан, Анабасис Александра , vii-ix.
- ^ Павсаний, ix.2.7
- ^ Фукидид, iii. 68.
- ^ Геродот, ix. 52.
- ^ Павсаний, ix.4.1.
- ^ Плутарх, Жизнь Аристеида , §20
- ^ Геродот, ix.57.
- ^ Страбон, ix.2.31.
- ^ Павсаний, ix.2.5-7.
- ^ Апулей, Золотой осел . Книга 4
- ^ , зданиях О Прокопий . iv.2.
- ^ Фукидид, iii.63.2
- ^ Диодор, xv.46.6.
- ^ Форнара, Переведенные документы , с. 195.
- ^ Демосфен, Против Нееры , lix.104.
- ^ Каневаро, Мирко. «Указ о присвоении гражданства платейцам ([Дем.] 59.104)». Греческие, римские и византийские исследования 50, вып. 3 (2010): 337-69. https://grbs.library.duke.edu/article/view/1481/1571 . Каневаро предполагает, что перефраз Демосфена указа, который следует за его чтением, является более точной передачей его содержания.
Общие и цитируемые ссылки
[ редактировать ]- Арриан , Анабасис Александра .
- Форнара, Чарльз В., Переведенные документы: архаические времена до конца Пелопоннесской войны, Vol. 1 . Кембридж: Кембриджский университет. Пресс, 1983.
- Геродот , Истории .
- Павсаний , Описание Греции .
- Прокопий , О зданиях .
- Смит, Уильям, изд. Словарь греческой и римской географии в двух томах. Бостон: Литтл, Браун и компания, 1870.
- Фукидид , История Пелопоннесской войны .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- энциклопедия Британская Том. 21 (11-е изд.). 1911 год "
- Битва при Платеях (архивировано 15 июня 2006 г.)
- Платея и Беотийская Конфедерация пятого века, автор IAF Брюс в JSTOR
38 ° 13'12 "N 23 ° 16'26" E / 38,219992 ° N 23,273853 ° E