Чертовски
![]() Милтон Хупер (слева), специалист по охране окружающей среды в индийской резервации Goshute , рассматривает планы резервации | |
Общая численность населения | |
---|---|
673 | |
Регионы со значительным населением | |
![]() ( ![]() ![]() | |
Языки | |
Gosiute диалект , английский | |
Религия | |
Церковь коренных американцев , мормонизм [ 1 ] : 242 | |
Связанные этнические группы | |
другие западного шошона народы |
Черт возьми - племя коренных западного шошона американцев . Сегодня есть два федеральных племена:
- Конфедеративные племена о резервации , расположенные в Неваде и Юте
- Группа долины Черепа из индейцев гошута из штата Юта из индийской резервации долины Черепа , расположенная в Юте
Культура
[ редактировать ]Гушут (Госиут) называют себя новым [nɨwɨ] или Newenee [nɨwɨnɨɨ] («человек» или «народ»), хотя иногда использовался термин кутсипиути ( witsipiuti ) или куттухсиппех , что означает «люди сухой земли «Или« люди пустыни »(буквально:« Пыль, сухой пепел людей »). [ 2 ] Соседние, говорящие на численности, использовали варианты, в том числе Куситта / Кусиютта , Кусиютта, Ньюени , Гусиюта или Кусиюта , при ссылке на гошуту.
Английские варианты включали: Goshutes, Go-Sha-Counts, Goship-Otes, Goshoots, Gos-Ta-Counts, Gishiss, Goshen Utes, Kucyut и Gosiutsi . Эти имена предполагают более тесную близость среди чертовски и уте, чем другие группы, говорящие на численности, такие как Shoshone и Paiute, однако Ute, Uin-Tah или Indian Indian часто использовались англо-американскими поселенцами.
Чуть заняла большую часть того, что сейчас является западной Ютой и Восточной Невадой. В аборигенные времена они практиковали натуральную охоту и сборы и демонстрировали довольно простую социальную структуру. Организованные в основном в ядерных семьях, гошуты охотились и собирались в семейных группах и часто сотрудничали с другими семейными группами, которые обычно составляли деревню. [ 3 ] Большинство чертовски собрались с другими семьями только два или три раза в год, как правило, для сбора урожая кедрового ореха, общей охоты не более двух -шести недель и зимнего жилья, которое было в течение более длительного периода. [ 4 ] [ страница необходима ] Эти собрания часто длились не более двух -шести недель, хотя зимние собрания были длиннее, а семьи организовались под дагвани , или деревенский директор. [ 5 ] [ 6 ]
Чертеды охотились на ящериц, змей, мелкой рыбы, птиц, сусликов, кроликов, крыс, скунсов, белок и, когда они доступны, пронгорн , медведь, койот , олень, лось и бигхорн . [ 4 ] : 335–36 Охота на большую игру обычно делала мужчины, охотники делятся большой игрой с другими членами деревни. Женщины и дети собрали сбор около 100 видов диких овощей и семян, наиболее важным из которых является кедровый орех. [ 7 ] Они также собрали насекомых наиболее важными из которых были красные муравьи, сверчки и кузнечики. [ 8 ] Однако семья смогла обеспечить большинство своих потребностей без помощи. [ 3 ] Их традиционное искусство включает в себя бусинки и банкету . [ 1 ] : 242
Перед контактом с мормонами гошуты зимовали в долине Дип-Крик в выкопанных домах, построенных из поляков ивы и земли, известных как вики-алы. Весной и летом они собирали дикий лук, морковь и картофель и охотились на небольшую игру в горах.
Этноботаника
[ редактировать ]Чуть использует корень Carex в качестве лекарства. [ 4 ] : 365
Язык
[ редактировать ]Gosiute является одним из основных региональных диалектов Шошони , центрального численного языка .
История
[ редактировать ]Чуть - коренные народы Великого бассейна , и их традиционная территория простирается от Великого Соленого озера (чертовски: Tĭ'tsa -Pa - «рыбная вода» или пи -па - «великая вода») до диапазона Steptoe в Неваде, и на юг- Симпсон-Спрингс (чертовски термин: pi'a-pa или toi'ba ). В этом районе гошуты были сконцентрированы в трех областях: долине Дип Крик возле Ибапа ( Ai-bim-pa / ai'bĭm-pa- «белая гангская вода», относящаяся к Глубокому Крик ) на границе с Ютой-Невадой, Симпсон-Спрингс дальше дальше дальше дальше дальше, относящиеся к дальнейшим Юго-восток, и череп (черт возьми: па'хо-нет-пи / па'о-не-пи ) и долины Туэле. [ 3 ]
В 18 и 19 веках навахо и рабские рейдеры Навахо и Уте охотились на чуши. В отличие от своих соседей, гошуты получили лошадей только в конце 19 -го века. [ 1 ] : 222 Являясь безумной диетой от лугов и состояла в основном от крыс, ящериц, змей, кроликов, насекомых, травы и корней. [ 9 ]
Первое письменное описание Goshute было сделано в журнале Jedediah Smith , возвращаясь из поездки в Калифорнию по дороге на озеро (Goshute: Pa'ga-Di-Da-Ma / Pa'ga-Dĭt ) в 1827 году. В течение следующих двух десятилетий европейский контакт с черными оставался спорадическим и незначительным.
Было пять подразделений или подтриб: [ 10 ]
- Pagayuats , ранее на Otter Creek (срок срока для выдры: pan'tsuk / pan'tsuk )., Sw Utah
- Pierruiats (возможно, после срока гошутского термина для Диапазона Deep Creek), живущий в Deep Creek, SW Utah, в 1873 году
- Torountogoats , ранее в диапазоне Egan Canyon и Egan , e. Невада
- Tuwurints , ранее живая на Снейк -Крик, SW, Юта
- Unkagarits , ранее в долине Черепа, SW Utah
Другие источники перечисляются после подразделений Kusiutta / Goshute (Госиут) или региональных групп:
- Кедровая долина Гошита (засела в пустыне Севье к северо -западу от реки Севье , идентично вышеупомянутой «группе Pagayuats».)
- Deep Creek Valley Goshute или Aipimpaa Newe («Люди в долине Дип Крик, жили в Дип-Крик-Вэлли и Диапазоне Дип-Крик (Гошут: Пиа-Рой-я-би ), идентичный вышеупомянутой« группе Pierruiats »)
- Rush Valley Goshute (жил в долине Раша)
- Долина Черепа Гошит или Вейпаюуттакса («Люди долины Черепа», жили в долине Черепа (Гошут: Па'хо-н-пи / Па'о-нет-пи ), идентичный «Бэнд-группам», самой восточной из глупых групп, и ближайший к [иногда с ними связанными] "Wipayutta" или "Вебером Уса", смешанной полосой северо -западной части Shoshone и Cumumba Band of Utes )
- Toole Valley Goshute (жил в окрестностях сегодняшнего Toole (goshute: si'o-gwût / si'o-gwa ) и одноименная долина)
- Траут-Крик Goshute (жил вдоль ручья Траут (Goshute: O'Mo-O-O-Gai-Pi ) в северной части долины Снейк ; идентично «группе Tuwurints».)
Западный Шошони , говорящий на Эли Шошоне Племя Невады, названное всеми чертовым после одной из их важных групп Aibibaa Newe («Люди из белой меловой глины»), племя Shoshone Duckwater (Tsaidüka) знает их как Egwibaanɨwɨ (буквально «Вода -вода») - - Мэйби ссылается на их методы выживания в пустыне.
Конфликт с мормонами
[ редактировать ]В 1847 году пионеры с Церковью Иисуса Христа Святых последних дней (Церковь СПД) поселились в соседней долине Соленого озера, и вскоре после этого начали забивать гошуту. Долина Туэле вскоре стала крупным выпасом для владельцев крупного рогатого скота из Солт -Лейк -Лейк на север и долины Юты на юге. [ 11 ] : 4 В 1849 году пионеры, начинающие строительство постоянных сооружений на территории гошут, начиная с завода Гриста заказанного Эзры Т. Бенсона . Другие пионерские семьи последовали, и к 1850 году был создан округ Туэле. [ 3 ] Вторжение мормонов сильно прервало черный образ жизни. Мормоны занимали многие из лучших кемпингов вблизи надежных источников, охотились на охотничьих угодьях и переодевались в луг, оставив его непригодными для поддержания животных и растений, используемых черными. Пионеры полагали, что Юта была землей обетованной, данной им Богом, и не признала никаких глупых претензий на землю. [ 11 ] : 5
Черт возьми не принял мормонское требование об исключительных правах на природные ресурсы. Они начали конфисковать крупный рогатый скот, который будет проникать в их собственность. [ 3 ] Сначала крупный рогатый скот был опоражен в долину Юты, что предлагает сотрудничество с Тимпаного . [ 11 ] : 10 После того, как Тимпаного пострадал от убийств в Батл -Крик и Форт -Юте , многие из оставшихся в живых пришли и в сочетании с черными, перерывавшись и принимая руководящие должности. [ 3 ] К 1851 году гошуты конфисковали крупный рогатый скот на сумму около 5000 долларов, который выпался на их традиционной родине. В ответ мормоны послали армию с приказами убить чуши. Армия устроила засаду в глупую деревню, но чертовски смогли защитить себя без каких -либо жертв. [ 3 ] Позже в том же году группа чернокожих снова конфисковала скот на этот раз, принадлежащую Чарльзу Уайту. Армия из пятидесяти мормонов напала на лагерь безумного и убила девять чертов. [ 3 ] В апреле 1851 года группа безумных конфисковала некоторых лошадей, которые вторглись в их территорию возле Бенсон Грист Милл . Генерал Даниэль Х. Уэллс послал отряд во главе с Оррином Портером Роквеллом, чтобы преследовать черту. Они потеряли след, который взял лошадей и столкнулся с другой группой из 20 или 30 человек, которых они взяли в плен, но не разоружали. Когда некоторые из захваченных ягошей пытались сбежать, один был застрелен Кастером, не-мормонским членом отряда. Затем Кастер был застрелен одним из коренных американцев, который, в свою очередь, был застрелен другим членом отряда. Все, кроме четырех или пяти заключенных, сбежали, те, кто не сбежал, были казнены Роквеллом. [ 11 ] : 11–12 Мормоны продолжали продвигаться дальше на тупик, и к 1860 году в традиционных приседаниях долины и черепа было 1008 некоренных мест. С поселением Ибапа, мормоны полностью вытащили черты из любой любимой земли. [ 3 ]
Черт возьми
[ редактировать ]Вскоре 49ers , а затем поезда по фургонию групп эмигрантов постоянно проходили через свою территорию на пути к западу в Калифорнию. Контакт увеличился, когда военные создали лагерь Флойд в Фэрфилде , позже Pony Express и Butterfield Overland Mail создали станции вдоль центрального сухопутного маршрута между Фэрфилдом, Симпсон -Спрингс, Фиш -Спрингс и Дип -Крик . Вскоре после того, как телеграфные линии были натянуты по этому маршруту. Ранчо и фермеры переехали в регион, как и станции, взяв лучшие земли, доступные с водой и кормами, значительными участками воды и ресурсов для гошутов в остальных бесплодных землях.
Наконец, после нападений на центральные сценические станции и тренеры в начале 1860-х годов, Калифорнийские волонтеры под армии Союза руководством бригадного генерала Патрика Э. Коннора напали на чуши, убив многих и заставив выживших подписать договор. Договор не отказался от земли или суверенитета, но согласился положить конец всем враждебным действиям против белых и позволить нескольким маршрутам путешествий, чтобы пройти через свою страну. Они также согласились на строительство военных постов и станционных домов, где бы это было необходимо. Сценические линии, телеграфные линии и железные дороги будут разрешены через их домен; Гробы, мельницы и ранчо будут разрешены, а древесина может быть разрезана. Федеральное правительство согласилось выплачивать гошуты 1000 долларов в год в течение двадцати лет в качестве компенсации за уничтожение их игры. Договор был подписан 12 октября 1863 года, ратифицирован в 1864 году и объявлен президентом Линкольном 17 января 1865 года.
Племя ратифицировала свою конституцию в 1940 году. В 1993 году у них было 413 зарегистрированных членов. [ 1 ] : 242
Веса -долина Группа Гушута Индейцев из Юты
[ редактировать ]находится Индийская резервация в долине Черепа в округе Туэле, штат Юта , [ 1 ] : 242 Примерно на полпути между безумной резервацией и Солт -Лейк -Сити, штат Юта . Племя состоит из примерно 130 человек, [ 12 ] из которых 31 живет в резервации площадью 18 000 акров (7300 га), расположенной в 40 ° 23′15 ″ с. с.ш. 112 ° 44′09 ″ со / 40,38750 ° в округе Туэле. Компания Dugway Proving Lounds находится к югу от долины Черепа . На востоке находится завод для хранения нервного газа , а на севере находится завод Magnesium Corporation, у которого были серьезные экологические проблемы. Резервирование представляло собой предложенное место для хранения сухой бочки площадью 820 акров (330 га) для хранения 40 000 метрических тонн отработавшего ядерного топлива. Только 120 акров (49 га) предназначены для фактического объекта, а остальная часть земли - буферная зона. Через 8 с половиной года после подачи заявления этот объект был лицензирован NRC .
Офис группы долины Черепа в Goshute расположен в 407 Skull Valley Road, долина Черепа, штат Юта. Членство в племени в конце 2020 года составляет 148.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Притцкер, Барри М. (2000). "Шошоне, Западный". Энциклопедия коренных американцев: история, культура и народы . Оксфорд, Англия: издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-513877-1 - через интернет -архив .
- ^ Проект языка Shoshone - Словарь Шошони
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я , Dennis R. 1994 , Defa ) ( 9780874804256 Архивировано с оригинала 28 апреля 2024 года , получен 2 мая 2024 года.
- ^ Jump up to: а беременный в Чемберлин, Ральф В. (май 1911). «Этно-ботаника индейцев Госита из Юты» . Мемуары Американской антропологической ассоциации . 11 (5). Американская антропологическая ассоциация - через Google Books .
- ^ Стюард, Джулиан Х. (1943). «Распределение элементов культуры: XXIII Северный и Госите Шошони» (PDF) . Антропологические записи . 8 (3). Калифорнийский университет, Беркли : 279.
- ^ Дефо, Деннис Рэй (июнь 1979 г.). История индейцев Госита до 1900 года (тезис Мастера искусств). Университет Юты . С. 12–13, 16.
- ^ Аллен, Джеймс Б.; Уорнер, Тед Дж. (1971). «Индейцы Госита в пионере Юты» . Юта исторический квартал . 39 (2). Государственное историческое общество штата Юта : 163. DOI : 10.2307/45059601 . JSTOR 45059601 - через Issuu .
- ^ История округа Туэле . Солт -Лейк -Сити, штат Юта: дочери округа Туэле из пионеров Юты . 1961. с. 2 - через интернет -архив .
- ^ Симпсон, Джеймс Х. (9 мая 1859 г.). Отчет об исследованиях по всему Великому бассейну Юты . Корпус топографических инженеров армии США . п. 53 - через Google Books .
- ^ Уэбб Ходж, Фредерик, изд. (1907). Справочник американских индейцев к северу от Мексики . Тол. 1. Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт . п. 497 - через интернет -архив .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Комптон, Тодд М. (февраль 2011 г.). «Стать« посланником мира »: Джейкоб Хамблин в Toole» (PDF) . Диалог . 42 (1). Университет Иллинойса Пресс : 11–12.
- ^ «Группа долины Черепа» . Юта Отдел индийских дел.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Томас, Дэвид Херст; Пендлтон, Лоранн С.А.; Каппанари, Стивен С. (1986). «Западный шошон» . В Д'Азеведо, Уоррен Л. (ред.). Справочник по североамериканским индейцам: Великий бассейн . Тол. 11. Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт . С. 262–283 - через интернет -архив .
- Малуф, Карлинг И. (1950). «Чузкие индейцы». Археология и этнологические документы . Музей естественной истории Юты .
- Малуф, Карлинг И. (1947). История индийских отношений с белым человеком . Университет Юты Пресс .
- Дэвис, Линкольн Л. (2009). «Перекресток в долине Черепа: примирение коренного суверенитета и федерального траста» . ОБЗОР МАРИНДА . 68 (2): 290.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Конфедеративные племена о бронировании Goshute , официальный веб -сайт
- Группа долины Черепа Goshut
- Частное хранилище топлива , консорциум из восьми коммерческих энергетических компаний, желающих хранить отработанное ядерное топливо в резервации.