Граница Китая и России

Китайско -российская граница или китайско-российская граница — это международная граница между Китаем и Россией . После окончательной демаркации, проведенной в начале 2000-х годов, его длина составляет 4209,3 км (2615,5 миль). [ 1 ] и является шестой по длине международной границей в мире. По данным Российского пограничного ведомства , по состоянию на 1 октября 2013 года между Россией и Китаем существует более 160 сухопутных пунктов пересечения границы, все эти погранпереходы открыты круглосуточно. В соответствии с договором установлены пункты пропуска, включая железнодорожные переезды, переезды по автомагистралям, переправы через реки и, в основном, паромные переправы. [ 2 ] [ 3 ]
Описание
[ редактировать ]
Длина восточного участка границы составляет более 4000 километров (2500 миль). Согласно совместной оценке, опубликованной в 1999 году, ее длина составляла 4195 километров (2607 миль). [ 4 ] восточный Китай- Монголия -Россия Он начинается в тройной точке ( 49 ° 50'42,3 "N 116 ° 42'46,8" E / 49,845083 ° N 116,713000 ° E ), отмечен пограничным памятником под названием Тарбаган-Дах (Таэрбаган Даху, Тарваган Дах). [ 5 ] [ 6 ] От точки пересечения линия границы идет на северо-восток до реки Аргунь . Граница проходит по рекам Аргунь и Амур до впадения последнего в реку Уссури . Это разделяет остров Большой Уссурийский в месте слияния двух рек, а затем проходит на юг вдоль Уссури. Граница пересекает озеро Ханка и, наконец, проходит на юго-запад. Граница Китая и России заканчивается, когда она достигает реки Тюмень , которая является северной границей Северной Кореи . Конечная точка границы Китай-Россия и тройная точка Китай-Северная Корея-Россия в ( 42 ° 25' с.ш., 130 ° 36' в.д. / 42,417 ° с.ш., 130,600 ° в.д. ), расположен всего в нескольких километрах от впадения реки в Тихий океан , на другом конце границы Северной Кореи и России .
Гораздо более короткий (менее 100 километров (62 миль)) западный участок границы проходит между российской Республикой Алтай и китайским Синьцзяном . Он проходит в преимущественно заснеженной высокогорной местности Горного Алтая . Его западной конечной точкой является тройная точка Китай- Казахстан -Россия, местоположение которой определено трехсторонним соглашением как 49 ° 06'54 "с.ш. 87 ° 17'12" в.д. / 49,11500 ° с.ш. 87,28667 ° в.д. , высота 3327 м. [ 7 ] Его восточный конец - это западная тройка Китай-Монголия-Россия, на вершине пика Таван Богд Уул (гора Куйтун). [ 8 ] [ 9 ] по координатам 49 ° 10'13,5 "с.ш. 87 ° 48'56,3" в.д. / 49,170417 ° с.ш. 87,815639 ° в.д. . [ 6 ] [ 9 ] [ 10 ]
История
[ редактировать ]Царская эпоха (до 1917 г.)
[ редактировать ]
Сегодняшняя китайско-российская граница в основном унаследована Россией (с небольшими изменениями) от Советского Союза , в то время как китайско-советская линия границы по сути была такой же, как граница между Российской империей и и империей Цин , урегулированная рядом договоров между Россией Цин. 17-19 веков. Пограничные проблемы впервые стали проблемой после быстрой экспансии России в Сибирь в 17 веке, когда периодические стычки . между ней и цинским Китаем происходили [ 11 ] Ниже приведен список важных пограничных договоров с указанием того, какой участок сегодняшней китайско-российской границы в основном был ими установлен:
- Нерчинский договор (1689 г.) — он охватывал дальневосточный участок границы, создавая линию по рекам Аргунь и реке Шилка , идущую затем по суше через Становые горы , а затем по реке Уде , заканчивающуюся на полуострове Тугур у Охотское море . [ 11 ]
- Кяхтинский договор (1727 г.) , а также дополнительные протоколы того же года - они касались в основном линии границы, которая в настоящее время является границей Монголии и России (Монголия тогда была частью Китая), фиксируя линию от реки Иртыш в на запад до Аргуни на востоке. [ 11 ]
- Айгунский договор (1858 г.) - по нему восточная граница была перенесена вдоль реки Амур до Охотска. [ 11 ]
- Пекинская конвенция (1860 г.) — завершила восточный участок границы, при этом Китай уступил России территорию современного Приморского края и юга Хабаровского края . [ 11 ]
- Тарбагатайский договор (1864 г.) - по нему был создан западный участок границы в Средней Азии, причем основная часть этой границы теперь образует границы Китая с Казахстаном , Кыргызстаном и Таджикистаном (с изменениями). [ 12 ] Граница была изменена более поздними договорами, такими как Санкт-Петербургский договор (1881 г.) , хотя современный российский участок остался на том же месте. [ 11 ]
- Цицикарское соглашение (1911 г.) - немного изменило восточную границу по Аргуни, однако позже Китай отказался от договора. [ 11 ]
Советско-китайская граница (1917–1991)
[ редактировать ]

После русской революции 1917 года и последующего образования Советского Союза вдоль границы возник ряд проблем:
- В 1911 г. Внешняя Монголия провозгласила независимость от Китая; СССР признал страну в 1921 году, удалив тем самым большую часть границы Китая и СССР и разделив ее на два участка. [ 11 ] Позже Китай признал независимость Монголии в 1946 году. [ 11 ]
- Советско-китайский конфликт (1929 г.) — конфликт, в основном сосредоточенный на Китайско-Восточной железной дороге .
- Советско-китайский пограничный конфликт (1969 г.) - это был серьезный семимесячный необъявленный военный конфликт между Советским Союзом и Китаем в разгар советско-китайского раскола в 1969 г. (Китай был захвачен коммунистами в 1949 г.). Хотя военные столкновения прекратились в том же году, основные проблемы не были решены до заключения китайско-советского соглашения о границе 1991 года . Наиболее серьезное из этих пограничных столкновений, поставивших две страны на грань полномасштабной войны, произошло в марте 1969 года в районе острова Чжэньбао (Даманский) на реке Уссури (Вусули) ; Таким образом, китайские историки чаще всего называют конфликт инцидентом на острове Чжэньбао . [ 13 ] Сильно милитаризованная после войны, граница медленно открывалась после 1982 года, что позволило осуществить первый обмен товарами между двумя странами, хотя территориальные споры остались нерешенными. В период с 1988 по 1992 год приграничная торговля между Россией и провинцией Хэйлунцзян увеличилась в три раза, при этом число легальных китайских рабочих в России увеличилось с 1286 до 18 905 человек. [ 4 ]
Три страны граничили как с Китаем, так и с Советским Союзом: Афганистан , Монголия и Северная Корея . И Демократическая Республика Афганистан , и Монгольская Народная Республика были просоветскими государствами-сателлитами во время холодной войны, а Корейская Народно-Демократическая Республика была нейтральной.
После 1991 г.
[ редактировать ]В последние годы существования Советского Союза напряженность на тогдашней сильно укрепленной китайско-советской границе снизилась. В 1990–91 годах две страны договорились значительно сократить свои вооруженные силы, дислоцированные вдоль границы. [ 14 ] По сей день в приграничных районах России можно найти множество заброшенных военных объектов. [ 15 ]
Хотя советско-китайская приграничная торговля возобновилась еще в 1983–1985 годах, в 1990–91 годах она ускорилась; темпы приграничной торговли продолжали расти по мере того, как бывшие республики СССР становились отдельными государствами. Чтобы удовлетворить растущий объем поездок и частной торговли, был вновь открыт ряд пограничных переходов. [ 14 ] В начале 1992 года Китай объявил о стимулировании приграничной торговли и создании специальных экономических зон (СЭЗ) вдоль китайско-российской границы, крупнейшая из которых находится в Хуньчуне и провинции Цзилинь . [ 14 ]
В 1991 году Китай и СССР подписали Советско-китайское соглашение о границе 1991 года , которое должно было положить начало процессу разрешения пограничных споров, которые были приостановлены с 1960-х годов. Однако всего через несколько месяцев СССР распался , и четыре бывшие советские республики — Россия, Казахстан , Кыргызстан и Таджикистан — унаследовали различные участки бывшей советско-китайской границы.
России и Китаю потребовалось более десяти лет, чтобы полностью решить пограничные вопросы и провести демаркацию границы. 29 мая 1994 года во время визита премьер-министра России Виктора Черномырдина в Пекин было подписано «Соглашение о китайско-российской системе управления границами, призванное облегчить приграничную торговлю и препятствовать преступной деятельности». 3 сентября было подписано соглашение о демаркации короткого (55 километров (34 миль)) западного участка двусторонней границы; демаркация этого участка была завершена в 1998 году. [ 16 ]
В ноябре 1997 года на встрече в Пекине Борис президент России Ельцин и генеральный секретарь и президент Китая Цзян Цзэминь подписали соглашение о демаркации гораздо более длинного (более 4000 километров (2500 миль)) восточного участка границы в соответствии с положения советско-китайского соглашения 1991 года.
Последний нерешенный территориальный вопрос между двумя странами был урегулирован Дополнительным соглашением 2004 года между Китаем и Россией о восточном участке китайско-российской границы. [ 17 ] В соответствии с этим соглашением Россия передала Китаю часть острова Абагайту , весь остров Иньлун (Тарабаров) , около половины острова Большой Уссурийский и некоторые прилегающие речные островки. Передача была ратифицирована Всекитайским собранием народных представителей России и Государственной Думой в 2005 году, положив тем самым конец многолетнему пограничному спору. Официальная церемония передачи состоялась на месте 14 октября 2008 года. [ нужна ссылка ]
Управление границами
[ редактировать ]
Как и в случае со многими другими международными границами, существует двусторонний договор, касающийся физических условий управления китайско-российской границей. Действующее в настоящее время соглашение было подписано в Пекине в 2006 году. [ 18 ]
Соглашение требует, чтобы два государства вырубали деревья на полосе шириной 15 метров (49 футов) вдоль границы (т.е. в пределах 7,5 метров (25 футов) от линии границы с каждой стороны от нее) (статья 6). [ 18 ]
Гражданское судоходство разрешается на пограничных реках и озерах при условии стоянки судов каждой страны по соответствующую сторону разделительной линии (статья 9); аналогичные правила применяются и к рыболовству в этих водах (статья 10). Власти каждой страны будут принимать соответствующие меры для предотвращения проникновения пасущегося скота в другую страну и будут стараться задерживать и возвращать любой скот, который попадает на их территорию из-за границы (статья 17). Охота с использованием огнестрельного оружия запрещена в пределах 1000 метров (3300 футов) от границы; охотникам запрещается пересекать границу в поисках подранка (статья 19). [ 18 ]
Задержанные лица, незаконно пересекшие границу , обычно должны быть возвращены в страну происхождения в течение 7 дней с момента задержания (статья 34). [ 18 ]
Пограничные переходы
[ редактировать ]Восточная часть
[ редактировать ]Список портов въезда на восточном участке предоставлен Китайской ассоциацией портов въезда:
Имя | Тип переездного транспорта | Граничит с китайским городом | Приграничный российский город | Открыто для граждан третьих стран | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
Аэропорт Чанчунь [ 19 ] | воздух | между Цзютайдунху, Чанчунь и Лунцзя, город Цзилинь , провинция Цзилинь | н/д | Да | Здесь останавливаются авиалинии Виадивосток – Бангкок и Владивосток – Екатеринбург , а также во Владивосток и обратно. |
Яньцзи аэропорт [ 20 ] | воздух | Яньцзи , Яньбянь , Цзилинь | Нет | сезонные авиалинии во Владивосток | |
Hunchun South -Kameshovaya/Makhalino [ 21 ] | железная дорога | Хуньчунь , Яньбянь, Цзилинь | Kraskino , Khasansky District , Primorsky Krai | Нет | единственный железнодорожный переезд на участке Цзилинь |
Хуньчунь -Краскино [ 22 ] | дорога | Да | единственный перекрёсток на участке Цзилинь, соединяющий ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | ||
Дуннин -Полтавка [ 23 ] | дорога | Санчакоу, Дуннин , Муданьцзян , Хэйлунцзян | Полтавка , Октябрьский District , Приморский Край | Да | соединяет ![]() ![]() |
Суйфэньхэ - Гродеково [ 24 ] | железная дорога | Суйфэньхэ , Муданьцзян, Хэйлунцзян | Pogranichny , Pogranichny District , Primorsky Krai | Да | до пандемии COVID-19 поезд 401/402 здесь курсировал (401E/402E). |
Suifenhe -Pogranichny [ 25 ] | дорога | Да | соединяет ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | ||
Муданьцзян [ 26 ] | воздух | Муданьцзян, Хэйлунцзян | н/д | Нет | regular air lines to Viadivostok, Yakutsk and Khabarovsk |
Мишань -Турий Рог [ 27 ] | дорога | Дангби, Мишань , Цзиси , Хэйлунцзян | Турий Рог , Ханкайский район , Приморский край | Да | соединяет ![]() ![]() ![]() |
Хулин — Марково [ 28 ] | дорога | Хулинь , Цзиси, Хэйлунцзян | Марково, Лесозаводск , Приморский край. | Да | соединяет ![]() ![]() ![]() |
Раохэ-Покровка [ 29 ] | перевозки | Жаохэ , Шуанъяшань , Хэйлунцзян | Pokrovka, Bikin , Khabarovsk Krai | Нет | лодки доступны с весны по осень, автомобильная переправа только зимой, соединяет ![]() ![]() ![]() |
Heixiazi-Bolshoy Ussuriysky [ 30 ] | дорога | Фуюань , Цзямусы , Хэйлунцзян | Khabarovsk , Khabarovsk Krai | запланировано, ожидается, что только аборигены острова и близлежащих городов смогут пересечь границу, соединят ![]() ![]() | |
Fuyuan-Khabarovsk [ 31 ] | перевозки | Да | в настоящее время используется самый восточный порт въезда в Китай, лодки доступны с весны по осень, автомобильный переход только зимой, соединяет ![]() ![]() ![]() ![]() | ||
Tongjiang -Nizhneleninskoye [ 32 ] | железная дорога | Тунцзян , Цзямусы, Хэйлунцзян | Nizhneleninskoye , Leninsky District , Jewish Autonomous Oblast | Нет | |
Tongjiang -Nizhneleninskoye [ 33 ] | перевозки | Нет | лодки доступны с весны по осень, суда на воздушной подушке и автомобильные переправы только зимой, соединяют ![]() ![]() ![]() | ||
Фуджин [ 34 ] | перевозки | Фуджин , Цзямусы, Хэйлунцзян | н/д | Нет | international boats to ports of Nizhneleninskoye, Khabarovsk, Komsomolsk , Nikolayevsk and Sea of Japan |
Цзямусы [ 35 ] | перевозки | Цзямусы, Хэйлунцзян | Нет | international boats to ports of Nizhneleninskoye, Khabarovsk, Komsomolsk, Nikolayevsk and Sea of Japan | |
Луобей-Амурзет [ 36 ] | перевозки | Луобэй , Хэган , Хэйлунцзян | Амурзет , Еврейская автономная область. | Да | лодки доступны с весны по осень, автомобильная переправа только зимой, соединяет ![]() ![]() |
Харбин [ 37 ] | воздух | Харбин , Хэйлунцзян | н/д | Да | |
Харбин [ 38 ] | железная дорога | Да | Сухой порт Trans-Eurasia Logistics был конечной станцией поезда К7023/7024 Харбин-Хабаровск/Владивосток (005/006/351/352). | ||
Харбин [ 39 ] | перевозки | отправлял международные суда в порты Хабаровска, Комсомольска, Николаевска, Благовещенска и Японского моря, недоступные в последние годы | |||
Аэропорт Цзямусы [ 40 ] | воздух | Цзямусы, Хэйлунцзян | Нет | сезонные авиалинии в Хабаровск | |
Цзяинь-Пашково [ 41 ] | перевозки | Цзяинь , Ичунь , Хэйлунцзян | Pashkovo, Obluchensky District , Jewish Autonomous Oblast | в настоящее время на ремонте, если его снова открыть, возможно подключение ![]() ![]() | |
Хунке-Поярково [ 42 ] | перевозки | Сюньке , Хэйхэ , Хэйлунцзян | Поярково Михайловского района . Амурской области | Нет | лодки доступны с весны по осень, суда на воздушной подушке и автомобильные перевозки только зимой, соединяют ![]() |
Цицикар аэропорт [ 43 ] | воздух | Цицикар , Хэйлунцзян | Нет | сезонные авиалинии в Благовещенск и Красноярск | |
Суньу-Константиновка [ 44 ] | перевозки | Суньу , Хэйхэ, Хэйлунцзян | Константиновка Константиновского района Амурской области. | в настоящее время недоступен, так как есть опасения у властей Амурской области, если он будет открыт в будущем, он может подключиться ![]() | |
Хэйхэ-Благовещенск [ 45 ] | дорога | Хэйхэ, Хэйлунцзян | Blagoveshchensk , Amur Oblast | Да | соединяет |
Хэйхэ-Благовещенск [ 46 ] | пешеходная дорога ( гондола ) | в разработке | |||
Heihe -Blagoveshchensk [ 47 ] | перевозки | Да | лодки доступны с весны по осень, суда на воздушной подушке и автомобильные перевозки только зимой. | ||
Huma-Ushakovo [ 48 ] | перевозки | Хума , Дасинъаньлин , Хэйлунцзян | Ushakovo , Shimanovsky District , Amur Oblast | в настоящее время недоступен, так как есть опасения у властей Амурской области, если он будет открыт в будущем, он может подключиться ![]() ![]() | |
Мохе-Джалинда [ 49 ] | перевозки | Мохэ , Дасинъаньлин, Хэйлунцзян | Dzhalinda , Skovorodinsky District , Amur Oblast | Нет | лодки доступны с весны по осень, автомобильная переправа только зимой, соединяет ![]() ![]() ![]() |
Шивэй -Олочи [ 50 ] | дорога | Шивэй, Эргун , Хулунбуир , Внутренняя Монголия | Olochi , Nerchinsko-Zavodsky District , Zabaykalsky Krai | Да | соединяет ![]() |
Хэйшаньтоу -Староцуухаиту [ 51 ] | дорога | Эргун, Хулунбуир, Внутренняя Монголия | Староцурухаиту, Приаргунский район , Забайкальский край. | Нет | |
Менструация [ 52 ] | воздух | Хайлар , Хулунбуир, Внутренняя Монголия | н/д | десятилетия назад прекратилось Чита - Пхеньян авиасообщение | |
Manzhouli -Zabaykalsk [ 53 ] | дорога | Маньчжурия , Хулунбуир, Внутренняя Монголия | Забайкальск , Забайкальский район , Забайкальский край | Да | соединяет ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Маньчжурия - Забайкальск [ 54 ] | железная дорога | Да | до пандемии COVID-19 здесь курсировал поезд К19/20 Пекин-Москва (019Ч/020Ше), обрыв колеи в Забайкальске | ||
Маньчжурия [ 55 ] | воздух | н/д | Да | регулярные авиалинии в Читу, Улан-Удэ , Иркутск , Красноярск, Абакан и Новосибирск. | |
Хух-Хото [ 56 ] | воздух | Хух-Хото , Внутренняя Монголия. | н/д | Да | регулярные авиалинии в Иркутск |
Западная часть
[ редактировать ]Согласно российским топографическим картам, самыми низкими горными перевалами на западном участке границы являются перевал Бецу-Канас (перевал Бетсу-Канас), высота 2671,3 метра (8764 фута). [ 10 ] [ 57 ] and Kanas (перевал Канас), elevation 2,650 metres (8,690 ft). [ 58 ] На этих двух перевалах нет дорог, подходящих для колесных транспортных средств, хотя с российской стороны на расстояние 10 километров (6,2 мили) от перевала Канас приближается трудная грунтовая дорога. До тех пор, пока советские власти не закрыли границу в 1936 году, казахские кочевники время от времени использовали эти перевалы. [ 57 ]
Существуют предложения по строительству трансграничной автомагистрали и газопровода «Алтай» из Китая в Россию, которые пересекали бы западный участок китайско-российской границы. [ 59 ]
Исторические карты
[ редактировать ]Исторические карты границы с запада на восток на Международной карте мира , середина 20 века:
-
западная часть
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Китай. Архивировано 7 июля 2015 г. на Wayback Machine (Китай), на сайте Росграницы.
- ^ Китай. Архивировано 7 июля 2015 г. на Wayback Machine (Китай), на сайте Росграницы.
- ^ The 1994 agreement is: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о пунктах пропуска на российско-китайской государственной границе. Пекин, 27 января 1994 года Archived 2015-07-21 at the Wayback Machine (The Agreement between the Government of the Russian Federation and the Government of the People's Republic of China on the border crossing points on the Russia–China international border. Beijing, January 27, 1994). The text only lists 21 border crossing points.
- ^ Jump up to: а б Себастьен Колен, Развитие приграничных отношений между Китаем и Россией , исследования CERI № 96, июль 2003 г. (Примечание: эта публикация предшествовала окончательному урегулированию в 2004 г., поэтому оценка может немного отличаться от текущих цифр).
- ^ ПРОТОКОЛ-ОПИСАНИЕ ТОЧКИ ВОСТОЧНОГО СТЫКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАНИЦ ТРЕХ ГОСУДАРСТВ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ Российской Федерации, ПРАВИТЕЛЬСТВОМ МОНГОЛИИ и ПРАВИТЕЛЬСТВОМ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ Archived 2018-02-15 at the Wayback Machine (Protocol between the Government of the Russian Federation, the Government of Mongolia, and the Government of the People's Republic of China, describing the eastern junction point of the borders of the trees states) (in Russian)
- ^ Jump up to: а б Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Китайской Народной Республики и Правительством Монголии об определении точек стыков государственных границ трех государств (Заключено в г. Улан-Баторе 27 января 1994 года) Archived 2016-03-05 at the Wayback Machine (The Agreement between the Government of the Russian Federation, the Government of the People's Republic of China, and the Government of Mongolia on the determination of the points of junction of the national borders of the three states) (in Russian)
- ^ Соглашение между Российской Федерацией, Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой об определении точки стыка государственных границ трех государств, от 5 мая 1999 года (The agreement between the Russian Federation, Republic of Kazakhstan, and the People's Republic of China on determining the junction point of the international borders of the three states. May 5, 1999)
- ^ Соглашение между КНР и РФ в отношении западного участка китайско-российской границы (Соглашение между КНР и РФ в отношении западного участка китайско-российской границы), 3 сентября 1994 г. (на китайском языке)
- ^ Jump up to: а б ПРОТОКОЛ-ОПИСАНИЕ ТОЧКИ ЗАПАДНОГО СТЫКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАНИЦ ТРЕХ ГОСУДАРСТВ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ Российской Федерации, ПРАВИТЕЛЬСТВОМ МОНГОЛИИ и ПРАВИТЕЛЬСТВОМ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ (ПОДПИСАН в г. ПЕКИНЕ 24.06.1996) Archived 2018-02-16 at the Wayback Machine (Protocol between the Government of the Russian Federation, the Government of Mongolia, and the Government of the People's Republic of China, describing the western junction point of the borders of the three states. Signed in Beijing, June 24, 1996) (in Russian)
- ^ Jump up to: а б Советская топографическая карта М45-104 масштаба 1:100 000 (на русском языке)
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Исследование международной границы № 64 (пересмотренное) - Граница Китай-СССР» (PDF) . Госдепартамент США. 13 февраля 1978 г. Архивировано из оригинала (PDF) 17 августа 2014 г. Проверено 15 сентября 2020 г.
- ^ "НАЧАЛО РУССКО-КИТАЙСКОГО РАЗГРАНИЧЕНИЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ. ЧУГУЧАКСКИЙ ПРОТОКОЛ 1864 г." Archived from the original on 2012-12-26 . Retrieved 2013-01-20 .
- ^ People.com.cn. « People.com.cn. Архивировано 14 марта 2017 г. в Wayback Machine ». Контратака самообороны острова Чжэньбао, 1969 г. Проверено 5 ноября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с Дэвис, Ян (2000), РЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЕКИ ТУМЕНЬ, 1990–2000 гг.: В ПОИСКАХ МОДЕЛИ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ (PDF) , Документы по политике северной части Тихого океана № 4, стр. 6, заархивировано из оригинала (PDF) 15 июля 2015 г. , получено 14 июля 2015 г.
- ^ Numerous photo reports from such sites exist on the internet. See e.g. Заброшенный укрепрайон на Большом Уссурийском острове (Abandoned fortified area in Bolshoy Ussuriysky Island )
- ^ Чэнь, Цимао, «Китайско-российские отношения после распада Советского Союза», в Чуфрин, Геннадий (редактор), Россия и Азия: новая программа безопасности (PDF) , заархивировано из , стр. 288–291 оригинал (PDF) 19 мая 2016 г. , получено 15 июля 2015 г.
- ^ Дополнительное Соглашение Между Российской Федерацией И Китайской Народной Республикой О Российско-Китайской Государственной Границе На Ее Восточной Части (Заключено В Г. Пекине 14.10.2004) , January 2015, archived from the original on 2011-08-12 , retrieved 2015-07-15 . October 14, 2004 (in Russian)
- ^ Jump up to: а б с д Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о режиме российско-китайской государственной границы Archived 2015-07-09 at the Wayback Machine (Agreement between the Government of the Russian Federation and the Government of the People's Republic of China on the management of the Russia-China international border)
- ^ «Аэропорт Чанчунь» . Китайская ассоциация портов въезда . Проверено 19 июля 2023 г. .
- ^ «Аэропорт Яньцзи» . Китайская ассоциация портов въезда . Проверено 19 июля 2023 г. .
- ^ «Наземный (железнодорожный) порт Хуньчунь» . Китайская ассоциация портов въезда . Проверено 19 июля 2023 г. .
- ^ «Наземный (автомобильный) порт Хуньчунь» . Китайская ассоциация портов въезда . Проверено 19 июля 2023 г. .
- ^ «Наземный (шоссе) порт Дуннин» . Китайская ассоциация портов въезда . Проверено 19 июля 2023 г. .
- ^ «Наземный (железнодорожный) порт Суйфэньхэ» . Китайская ассоциация портов въезда . Проверено 19 июля 2023 г. .
- ^ «Наземный (шоссе) порт Суйфэньхэ» . Китайская ассоциация портов въезда 19 февраля 2019 г. Проверено 19 июля 2023 г. .
- ^ «Аэропорт Муданьцзян» . Китайская ассоциация портов въезда . Проверено 19 июля 2023 г. .
- ^ «Порт Мишань (шоссе)» . Китайская ассоциация портов въезда . Проверено 19 июля 2023 г. .
- ^ «Наземный (шоссе) порт Хулинь» . Китайская ассоциация портов въезда . Проверено 19 июля 2023 г. .
- ^ «Порт водного транспорта (речной порт) Раохэ» . Китайская ассоциация портов въезда 19 февраля 2019 г. Проверено 19 июля 2023 г. .
- ^ «Пассажирский порт на острове Хэйсяцзы» . Китайская ассоциация портов въезда . Проверено 19 июля 2023 г. .
- ^ «Порт водного транспорта (речной порт) Фуюань» . Китайская ассоциация портов въезда 19 февраля 2019 г. Проверено 19 июля 2023 г. .
- ^ «Наземный (железнодорожный) порт Тунцзян» . Китайская ассоциация портов въезда . Проверено 19 июля 2023 г. .
- ^ «Порт водного транспорта (речной порт) Тунцзян» . Китайская ассоциация портов въезда 19 февраля 2019 г. Проверено 19 июля 2023 г. .
- ^ «Порт водного транспорта (речной порт) Фуцзинь» . Китайская ассоциация портов въезда 19 февраля 2019 г. Проверено 19 июля 2023 г. .
- ^ «Порт водного транспорта (речной порт) Цзямусы» . Китайская ассоциация портов въезда 19 февраля 2019 г. Проверено 19 июля 2023 г. .
- ^ «Порт водного транспорта (речной порт) Луобэй» . Китайская ассоциация портов въезда 19 февраля 2019 г. Проверено 19 июля 2023 г. .
- ^ «Аэропорт Харбина» . Китайская ассоциация портов въезда . Проверено 19 июля 2023 г.
- ^ «Харбинский наземный (железнодорожный) порт» . Китайская ассоциация портов въезда . Проверено 19 июля 2023 г. .
- ^ «Порт водного транспорта Харбина» . Китайская ассоциация портов въезда 19 февраля 2019 г. Проверено 19 июля 2023 г. .
- ^ «Аэропорт Цзямусы» . Китайская ассоциация портов въезда . Проверено 19 июля 2023 г. .
- ^ «Порт водного транспорта Цзяинь» . Китайская ассоциация портов въезда 19 февраля 2019 г. Проверено 19 июля 2023 г. .
- ^ «Порт водного транспорта (речной порт) Сюньке» . Китайская ассоциация портов въезда . Проверено 19 июля 2023 г. .
- ^ «Аэропорт Цицикар» . Китайская ассоциация портов въезда . Проверено 19 июля 2023 г.
- ^ «Порт водного транспорта Суньу» . Китайская ассоциация портов въезда 19 февраля 2019 г. Проверено 19 июля 2023 г. .
- ^ «Наземный (шоссе) порт Хэйхэ» . Китайская ассоциация портов въезда . Проверено 19 июля 2023 г. .
- ^ «Пешеходный порт Хэйхэ» . Китайская ассоциация портов въезда . Проверено 19 июля 2023 г.
- ^ «Порт водного транспорта (речной порт) Хэйхэ» . Китайская ассоциация портов въезда 19 февраля 2019 г. Проверено 19 июля 2023 г. .
- ^ «Порт водного транспорта (речной порт)» . Китайская ассоциация портов въезда 19 февраля 2019 г. Проверено 19 июля 2023 г. .
- ^ «Порт водного транспорта (речной порт)» . Китайская ассоциация портов въезда 19 февраля 2019 г. Проверено 19 июля 2023 г. .
- ^ «Порт Шивэй (шоссе)» . Китайская ассоциация портов въезда 19 февраля 2019 г. Проверено 19 июля 2023 г.
- ^ «Наземный (шоссе) порт Хэйшаньтоу» . Китайская ассоциация портов въезда 19 февраля 2019 г. Проверено 19 июля 2023 г. .
- ^ «Аэропорт Хайлаер» . Китайская ассоциация портов въезда . Проверено 19 июля 2023 г. .
- ^ «Наземный (автомобильный) порт Маньчжурии» . Китайская ассоциация портов въезда . Проверено 19 июля 2023 г. .
- ^ «Наземный (железнодорожный) порт Маньчжурии» . Китайская ассоциация портов въезда . Проверено 19 июля 2023 г. .
- ^ «Воздушный порт Маньчжурии» . Китайская ассоциация портов въезда . Проверено 19 июля 2023 г.
- ^ «Воздушный порт Хух-Хото» . Китайская ассоциация портов въезда . Проверено 19 июля 2023 г. .
- ^ Jump up to: а б Перевал Бетсу-Канас (Betsu-Kanas Pass) (in Russian)
- ^ Перевал Канас (Kanas Pass) (in Russian)
- ^ Перевал "Канас" станет пунктом сдачи газа РФ китайским партерам по "западному маршруту" (Gas will be transferred to the Chinese partners over the Kanas Pass along the Western Route [of the pipeline]), 2015-05-08
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Берр, Уильям. «Китайско-американские отношения, 1969 год: китайско-советская пограничная война и шаги к сближению». История холодной войны 1.3 (2001): 73-112.
- Герсон, Майкл С. Советско-китайский пограничный конфликт: сдерживание, эскалация и угроза ядерной войны в 1969 году (2010) онлайн
- Хамфри, Кэролайн. «Лояльность и нелояльность как формы отношений в пограничной войне России с Китаем в 1960-е годы». История и антропология 28.4 (2017): 497–514. онлайн
- Куйсонг, Ян. «Советско-китайское пограничное столкновение 1969 года: от острова Чжэньбао к китайско-американскому сближению». История холодной войны 1.1 (2000): 21–52.
- Робинсон, Томас В. «Советско-китайский пограничный спор: предыстория, развитие и столкновения в марте 1969 года». Обзор американской политической науки 66.4 (1972): 1175–1202. онлайн
- Урбанский, Сорен:
- За степными границами: история китайско-российской границы (2020) — всеобъемлющая история; отрывок
- «Очень упорядоченная дружба: китайско-советская граница при режиме Альянса, 1950-1960». Обзор границ Евразии 3. Специальный выпуск (2012): 33-52 онлайн .
- «Непостижимый враг. Создание врага на советско-китайском приграничье, около 1969–1982 годов». Журнал современной европейской истории 10.2 (2012): 255–279. онлайн
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Потерянная граница: карты договоров, которые изменили северо-западные границы Цин
- Перечень пунктов пересечения границы России на границе с Китаем (на официальном сайте Пограничной службы России) (на русском языке)
- Советско-китайский пограничный конфликт; Сдерживание, эскалация и угроза ядерной войны в 1969 году Майкл С. Герсон CNA.org, ноябрь 2010 г.
- Исследование международной границы № 64 (пересмотренное) – 13 февраля 1978 г. Граница Китай – СССР