Гонсалу Тейшейра Коррейя
Гонсалу Тейшейра Коррейя | |
---|---|
![]() Маршрут Коррейи наложен на карту Китая 17 века. | |
Рожденный | в. 1583 г. |
Умер | 12 февраля 1632 г. (48–49 лет) Дэнчжоу |
Верность | ![]() |
Услуга/ | Артиллерия |
Классифицировать | Капитан |
Гонсалу Тейшейра Коррейя ( ок. 1583 – 12 февраля 1632) был португальским артиллерийским капитаном , который возглавил миссию по всей империи Мин, чтобы сражаться с маньчжурскими захватчиками и обучать ее армию использованию западных пушек . После того, как он был убит, защищая Дэнчжоу (ныне Пэнлай) в Шаньдуне от мятежных войск под командованием Конг Юдэ и Гэн Чжунмина , он был восхвален и почитаем китайцами, военное министерство которых присвоило ему посмертное звание помощника командующего регионом.
Имя
[ редактировать ]Гонсалу Тейшейра Коррейя | |||
---|---|---|---|
Традиционный китайский | Гунша · 的西Десилао | ||
Упрощенный китайский | Гунша · 的西Десилао | ||
|
Имя Коррейи встречается в современных записях как Гонкалло. [ 1 ] или Гонсало Тейшейра Корреа . [ 2 ] Согласно португальским традициям , это последняя из его фамилий, которую он получил от своего отца, но иногда ее опускают. Его имя обычно заменяется современным португальским написанием Гонсало ; некоторые источники используют архаичное написание его фамилии Корреа . [ 3 ] [ а ] Его имя также иногда называют Гонсалво. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] или как испанский Гонсало [ 9 ] или Гонсалвес . [ 10 ]
Жизнь
[ редактировать ]Макао
[ редактировать ]Коррейя появляется в юридических документах, касающихся португальского анклава Макао в 1623 году, когда ему было 39 лет. [ 2 ]
При Мине международная морская торговля, за исключением системы дани, была теоретически запрещена « Хуну. императора Наследственными запретами» [ 11 ] но взяточничество и незаинтересованность сделали правоприменение слабым на многие десятилетия. [ 12 ] [ 13 ] Коррейя часто ездил в Гуанчжоу . В течение следующих нескольких лет [ 14 ] несмотря на голландцев насилие против португальцев и китайцев — следствие их Восьмидесятилетней войны с Габсбургской Испанией , которая тогда находилась в личном союзе с Португалией , — возобновив официальный запрет на внешнюю торговлю на период в конце 1623 и начале 1624 года, а затем почти навсегда с 1626 г. [ 15 ]
Китай был впечатлен «красно-варварской пушкой» примерно с 1600 года, когда огромный экземпляр был доставлен с какого-то европейского корабля. [ 16 ] Павел Сюй — иезуит новообращенный , который поднялся на очень высокий пост во многом благодаря превосходству западной геометрии с ее применениями в астрономии , астрологии и точному использованию артиллерии — горячо поощрял использование португальских орудий для противодействия продолжающимся маньчжурским вторжениям. северного Китая. [ 17 ] велись споры Однако во время пребывания Коррейи в Китае среди мандаринов о том, представляют ли на самом деле большую угрозу маньчжуры на севере или растущее число и насилие европейских торговцев на юге. [ 18 ] Шэнь Цюэ , буддистский адепт, занявший видное положение в Министерстве обрядов, добился иезуитской миссии в Нанкине . изгнания [ 19 ] и его имущество было конфисковано в 1616 году, а Лу Чжаолун , уроженец уезда Гуандун на материке напротив Макао, [ 20 ] опубликовал меморандумы, в которых яростно выступал против предоставления «варварам Южного моря» какого-либо доступа в Китай. [ 21 ] Соперничество фракций стало очевидным, когда Сюй добился одобрения роты португальских артиллеристов в 1620 году. [ 17 ] только для того, чтобы они вернулись туда, откуда пришли в 1621 году, из-за местного сопротивления под разными предлогами. [ 16 ] После падения Гуаннина о превосходстве (ныне Бэйчжэнь в Ляонине ) Игнатия Суня чрезвычайно подробные мемуары западных пушек и укреплений привлекли внимание на самых высоких уровнях военного министерства. Император Тяньци [ 22 ] разрешил второй португальской экспедиции достичь своей столицы весной 1622 года. [ 16 ] В том же году нападение голландцев на португальский Макао было отбито, когда артиллерист и геометр Джакомо Ро успешно поразил точное место, где находились голландские пороховые склады. [ 23 ] Однако делегация в Пекине была отправлена домой в 1624 году, когда взорвавшаяся пушка убила артиллериста Жоао Коррейю и двух его китайских помощников. [ 16 ]
Путешествие на север
[ редактировать ]После дальнейшего обсуждения император Чунчжэня несколько лет спустя одобрил третью, более крупную экспедицию иностранных артиллеристов. [ 22 ] Генерал Юань Чунхуань с большим успехом использовал своих артиллеристов, прошедших обучение в Португалии, в Нинюане в 1626 году, затем снова в Нинюане и в Цзиньчжоу в 1627 году, отбросив маньчжурскую кавалерию, которую многие из его людей считали «непобедимой». [ 10 ] В начале 1628 года Жоау Родригеш и двое других [ 24 ] согласовал свои условия в Гуанчжоу . [ 16 ] Ближе к концу года, [ 7 ] Надежность и опыт общения с китайцами Коррейи позволили ему занять желанный пост руководителя экспедиции. [ 14 ] В конечном итоге его команда состояла из Родригеша , двух других переводчиков ( Симау Коэльо и китайского джуруба по имени Горацио Нерете), [ 25 ] [ 26 ] четыре других артиллериста (Педро де Квинталь, Педро Пинто, Франсиско Аранья и Франсиско Коррейя), [ 14 ] [ 25 ] [ б ] и 22 слуги из Индии и Африки. [ 26 ] [ 27 ] Включение пожилого иезуита Родригеса произошло по настоянию маканских покровителей путешествия. [ 28 ] Их батарея состояла из десяти тяжелых пушек, семи бронзовых и трех железных . [ 7 ] [ с ] и четыре «отличных бомбардировщика». [ 9 ] Они покинули Макао 11 декабря 1628 года. [ 29 ]
Чиновники в Гуанчжоу относились с особым недоверием к иезуиту Родригесу и подвергли Коррейю и его людей тщательному допросу. Имперский мандат по-прежнему требовал от них разрешения на проход. [ 26 ] в феврале 1629 г. [ 30 ] Фактически, Коррейя и Родригеш помогли замаскировать иезуитов Андре Палмейро (январь 1569 – 14 апреля 1635) и Домингуша Мендеса ( ок. 1579 – 1652) как часть компании. [ 28 ] до конца марта, когда это было в Наньсюне [ 31 ] в северной провинции Гуандун , вдали от имперских пограничников. [ 32 ] Затем Пальмиеро и Мендес переоделись в китайскую одежду и попрощались с ними, отделившись от группы, чтобы проинспектировать различные иезуитские миссии по всей стране. [ 31 ]
Несмотря на то, что местные власти пропустили двух иезуитов, они продолжали откладывать миссию и выступать против нее. Их держали в Нанкине , как и предыдущие миссии, пока местные мандарины не получили новое подтверждение из Пекина о том, что их допустят поближе к столице. [ 26 ] Родригес составил отчет, в котором обвинил в задержке ветер, неблагоприятный для прохода по Большому каналу, но лишь пытался сохранить лицо с обеих сторон. [ 26 ] Палмейро и Мендес, несмотря на то, что тур по южным провинциям продлился почти в три раза дольше, чем маршрут Коррейи, все же смогли присоединиться к ним в южной столице в конце августа. Иезуиты нашли их «в полном здравии, но чрезмерно раздраженными длительными задержками и опасающимися, что за этими долгими ожиданиями последуют другие, более серьезные». [ 33 ] После того, как маньчжурские налетчики были замечены возле Пекина, были выданы новые разрешения, и отряду разрешили продолжить свою миссию 14 февраля 1630 года. [ 26 ] Коррейя и его люди находились в 65 километрах (40 милях) от столицы, когда они столкнулись с такой компанией грабителей маньчжуров. Артиллеристы отступили в близлежащий Чжочжоу и установили на городских стенах 8 своих пушек . Не причинив большого ущерба, они все же смогли заставить маньчжуров отступить из этого района. [ 17 ] результат, благодаря которому их с триумфом приветствовали в Пекине. [ 34 ]
Пекин
[ редактировать ]В Пекине контактов между Николо Лонгобардо избегали и Родригесом, чтобы поддержать ложь о том, что придворные иезуиты не имели никакого отношения к иностранцам, оккупировавшим Макао . [ 22 ] В остальном экспедиция артиллеристов была принята хорошо. Основываясь на битве при Чжочжоу, Коррейя заявил в мемориале трону , что маньчжуры продолжают представлять угрозу для Китая. [ 35 ] но «300 португальцев и нескольких верных китайцев было бы достаточно, чтобы отпугнуть татар и даже наказать их на их землях». [ 34 ] Он предложил свои услуги в качестве переговорщика с португальцами. [ 35 ] Пол Сюй , недавно назначенный вице-министром войны, опубликовал меморандум 2 марта 1630 года, в котором утверждалось, что европейское вооружение состоит из металла и пороха лучшего качества, выковано и прицелено более точно, чем его китайские эквиваленты. [ 17 ] Родригеш представил собственный мемориал, в основном восхваляющий Макао и иезуитов. [ 35 ] Император Чунчжэня передал вопрос в Министерство обрядов, которое курировало иностранные дела, а также религиозные церемонии, но разрешило перевести Сюя туда. В качестве заместителя министра обрядов Сюй 5 июня внес официальное предложение отправить Родригеса обратно в Макао для найма пехотного отряда. [ 34 ] закупить пушки и нанять артиллеристов, [ 17 ] всего 200 человек. [ 24 ] Он также пригласил Джакомо Ро , героя голландской осады Макао , посетить Пекин, чтобы вызвать интерес и поддержку. [ 17 ] Предложение было принято, и, хотя некоторые источники сообщают, что Коррейя вернулся в Макао, чтобы собрать силы, [ 34 ] [ 3 ] он остался в Пекине, чтобы предложить помощь в его защите, пока Родригес отправился на юг. [ 36 ] с Цзян Юньлуном [ 37 ] и двум другим высокопоставленным мандаринам было приказано сообщать о любых помехах в его путешествии. [ 36 ]
Родригес прибыл в Макао к концу августа, и специальный комитет сената из шести членов , созванный специально для рассмотрения предложения Китая, одобрил план. [ 36 ] при этом Педро Кордейру и Антониу Родригеш ду Кампу возглавят две роты на север, к Коррейе, который затем возьмет на себя общее командование. [ 38 ] В двух ротах вместе насчитывалось всего 160 португальских солдат, к которым добавлялись около 100 кантонских и 100 африканских и индийских слуг, но это все равно был большой контингент из города, все португальское население которого в то время составляло менее тысячи человек. [ 36 ] В действительности группа дошла только до Наньчана в провинции Цзянси, прежде чем их повернули назад. [ 39 ] 27 июня китайцы узнали, что маньчжуры отступают из-за эпидемических заболеваний среди их людей и лошадей. К июлю официальные лица в столице представили меморандумы о том, что помощь Португалии больше не нужна и нецелесообразна. [ 39 ] Лу Чжаолун , в частности, предположил, что португальцы будут использовать свою военную помощь в качестве разменной монеты в переговорах по Макао, где чиновники уже настаивали на сохранении большего количества продовольственных запасов, снижении ежегодного земельного налога, восстановлении стен и башен, ослаблении торговых ограничений, уволить заместителя регионального командующего местного округа и получить разрешение поселиться на берегу Жемчужной реки напротив Гуанчжоу . [ 37 ] Цзяна, члена прозападной группы Сюй, оклеветали и обвинили в растрате средств, выделенных для иностранных наемников. [ 37 ] Что еще более важно, крупные купцы Гуанчжоу , опасаясь возможности того, что более тесные связи с Португалией могут положить конец их монополии на ее торговлю, собрали подписку и возместили трону расходы на найм и возвращение наемников. [ 40 ] [ 39 ] Они также были обеспокоены ослаблением защиты португальского поселения в то время, когда менее любимые голландцы все еще находились с ними в открытой войне; [ 41 ] их форт был окончательно разрешен только в 1625 году и оставался минимальным. [ 10 ] Император раскритиковал своих чиновников за их ошибочные советы, но отменил Сюй. [ 42 ] и приказал Кордейру и Родригешу ду Кампо вернуться. [ 39 ] [ д ]
Шаньдун
[ редактировать ]Иезуит Родригеш вместе с несколькими другими продолжил путь на север под предлогом того, что ему необходимо доставить императору пушки и подарки экспедиции. [ 43 ] [ 44 ] Оказавшись в Пекине, он представил меморандум, опровергающий обвинения Лу относительно требований и амбиций Макао. [ 45 ] Затем он и его группа присоединились к Коррейе. [ 44 ] силы которого не были возвращены, а отправлены на юго-восток, в портовый город Дэнчжоу в провинции Шаньдун . Там он продолжал обучать армию Мин использованию западных пушек под руководством губернатора Игнатия Суня , католика новообращенного и одного из протеже Пола Сюй , обученного как геометрии, так и артиллерийскому делу и горячего сторонника их дела. [ 41 ]
19 января 1632 года плохое обращение с маньчжурскими призывниками со стороны местных чиновников Шаньдуна и несвоевременная доставка им заработной платы из Пекина привели к тому, что их командиры Конг Юдэ и Гэн Чжунмин восстали против губернатора Сунь. [ 46 ] которые тщетно пытались договориться с ними о мирном урегулировании. [ 47 ] 11 февраля они полностью инвестировали Дэнчжоу. [ 4 ] [ и ] В ходе осады Тейшейра и двенадцать других португальцев взяли в свои пушки и произвели 19 выстрелов, убив около 600 или 700 мятежников. [ 48 ] Однако Тейшейра был ранен стрелой при попытке бросить гранату с зубчатой стены и умер на следующий день вместе с двумя другими португальцами. [ 46 ] В рядах Суня появились предатели, и 22 февраля один из них тайно открыл ворота крепости, что сделало дальнейшее сопротивление бесполезным. [ 46 ] Еще девять португальцев были убиты, 15 спаслись лишь с серьезными ранениями, а Родригеш, которому было около семидесяти, выжил, только прыгнув с высокой городской стены в океан внизу. [ 4 ]
Наследие
[ редактировать ]Хотя Сунь был арестован и казнен за свое поведение во время мятежа, [ 47 ] Коррейя был предметом «Записей о Гонсало Послушном» ( 公沙 効忠 紀 , Gōngshā Xiàozhōng Jǐ ), китайской хвалебной песни его храбрости в Дунчжоу, написанной Жуаном Родригешем через год после его смерти. [ 4 ] [ 41 ] Мемориал Родригеса также обеспечил официальное заявление военного министерства от 19 июня 1632 года, в котором перечислялись все услуги Макао Китаю, включая те, которые оказал Коррейя. [ 46 ] Сюн Мингю , военный министр династии Мин, также дал Коррее посмертное звание помощника командующего регионом, а двое его людей также получили посмертные звания командира бригады и коменданта армии Мин. [ 49 ]
См. также
[ редактировать ]- Португальская империя и Португальский Макао
- Империя Мин , император Тяньци и император Чунчжэнь
- Миссии иезуитов в Китае и Жоао Родригеш
- Пол Сюй , Игнатий Сунь , Юань Чунхуань , военная история Китая до 1911 года и Хунъипао
- Конг Юдэ и Гэн Чжунмин
Примечания
[ редактировать ]- ^ Его фамилия также иногда ошибочно заменяется на Тейшейру . [ 4 ]
- ↑ Иногда в экспедиции описывают шесть артиллеристов, включая в их число двух инспекторов-иезуитов. [ 24 ]
- ↑ Броки утверждает, что три пушки были бронзовыми и семь железными. [ 28 ]
- ↑ Нидхэм описывает, что компании Кордейро и Родригеса дель Кампо достигли Пекина, а через короткое время повернули обратно. [ 41 ]
- ↑ Купер описывает, как они начали осаду в январе, в начале своего восстания. [ 39 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ ИПО (1995) .
- ^ Jump up to: а б РАХ (1964) , с. 366 .
- ^ Jump up to: а б ГЭПБ , с. 883.
- ^ Jump up to: а б с д Чан (1976) , с. 1147 .
- ^ Купер (1974) , с. 414.
- ^ Тейшейра (1979) , стр. 104.
- ^ Jump up to: а б с Кэрролл (2004) , с. 707.
- ^ 1 [ постоянная мертвая ссылка ] . (на китайском языке)
- ^ Jump up to: а б Синий (2001) , с. 44
- ^ Jump up to: а б с Fei (1995) , Ch. 2 .
- ^ Ли (2010) , с. 4 .
- ^ Найт (1841) , с. 136 .
- ^ Фон Глан (1996) , с. 116 и 118 .
- ^ Jump up to: а б с Купер (1974) , с. 338.
- ^ Фон Глан (1996) , с. 123 .
- ^ Jump up to: а б с д и Нидэм и др. (1986) , с. 392 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Брук (2008) , с. 104.
- ^ Брук (2008) , с. 100.
- ^ Брук (2008) , с. 107.
- ^ Брук (2008) , с. 99.
- ^ Брук (2008) , стр. 100–102 и 107–108.
- ^ Jump up to: а б с Броки (2014) , с. 309 .
- ^ Брук (2008) , с. 102.
- ^ Jump up to: а б с Купер, Майкл (1973), «Родригес в Японии», History Today, Vol. XXIII , с. 254 .
- ^ Jump up to: а б Тейшейра (1979) , с. 101.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Брук (2008) , с. 103.
- ^ Хуан (2001) , с. 239 .
- ^ Jump up to: а б с Броки (2014) , с. 219 .
- ^ Броки (2014) , с. 221 .
- ^ Броки (2014) , с. 224 .
- ^ Jump up to: а б Броки (2014) , с. 231 .
- ^ Броки (2014) , с. 220 .
- ^ Броки (2014) , с. 269 .
- ^ Jump up to: а б с д Броки (2014) , с. 314 .
- ^ Jump up to: а б с Купер (1974) , с. 343.
- ^ Jump up to: а б с д Купер (1974) , с. 344.
- ^ Jump up to: а б с Хуанг (2001) , с. 241 .
- ^ Купер (1974) , с. 345.
- ^ Jump up to: а б с д и Купер (1974) , с. 346.
- ^ Сервьера (1937) , с. 14 .
- ^ Jump up to: а б с д Нидэм и др. (1986) , с. 393 .
- ^ Ву (2005) , с. 34.
- ^ Хуан (2001) , с. 241–2 .
- ^ Jump up to: а б Тейшейра (1979) , с. 102.
- ^ Хуан (2001) , с. 242 .
- ^ Jump up to: а б с д Купер (1974) , с. 350.
- ^ Jump up to: а б Клык (1943) .
- ^ Хуан (2001) , с. 244 .
- ^ Хуан (2001) , с. 252 .
Библиография
[ редактировать ]- «Жоао Родригеш Тузузу», Большая португальская и бразильская энциклопедия, Vol. XXX: Саут-Тедес , Редакционная энциклопедия, стр. 882–883 . (на португальском языке)
- Материалы собрания португальской лингвистики , Макао: Instituto Português do Oriente, 1995 .
- «Коммерческие сношения с Китаем», «Склад знаний Найта для всех читателей» , Charles Knight & Co., 1841, стр. 129–152 .
- Японский архив: превратности иезуитского архива Дальнего Востока и описание существующего фонда Королевской академии истории Мадрида , Испанский архив документальных фильмов, опубликованный Королевской академией истории , Том XX, Мадрид: Королевская академия истории, 1964 год . (на испанском языке)
- Блу, Грегори (2001), «Сюй Гуанци на Западе: ранние иезуитские источники и построение идентичности» , Управление государством и интеллектуальное обновление в Китае позднего Мин: межкультурный синтез Сюй Гуанци (1562–1633) , Sinica Leidensia , Том. 50, Лейден: Брилл, стр. 19–71 , ISBN. 9004120580 .
- Броки, Лиам Мэтью (2014), Посетитель: Андре Палмейро и иезуиты в Азии , Кембридж : издательство Гарвардского университета, ISBN 9780674744752 .
- Брук, Тимоти (2008), Шляпа Вермеера: семнадцатый век и заря глобального мира , Нью-Йорк: Bloomsbury Press .
- Кэрролл, Уоррен Х. (2004), История христианского мира, Том. IV: Раскол христианского мира , Christendom Press .
- Чан, Альберт (1976), «Жоао Родригес» , Биографический словарь Мин, 1368–1644, Том. II: M – Z , Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета, стр. 1145–47, ISBN. 9780231038331 .
- Купер, Майкл (1974), Родригес-переводчик: ранний иезуит в Японии и Китае , Уэзерхилл .
- Де ла Сервьер, Дж. (1937), «Отец Адам Шалл, SJ» , The Woodstock Letters, Vol. LXVI, № 1 , Вудсток-колледж, стр. 5–50 , перепечатано в переводе из Revue d'Histoire des Missions .
- Фан Чжаоин (1943). Хаммеле, Артур В. старший (ред.). Выдающиеся китайцы периода Цин . Типография правительства США . п. 686. . В
- Фей Чэнкан (1995), Ван Иньтун (редактор), Макао: 400 лет , Шанхай: Шанхайская академия социальных наук .
- Хуан И-лонг (2001), «Сунь Юаньхуа (1581–1632): новообращенный христианин, который применил на практике политику военной реформы Сюй Гуанци» , Управление государством и интеллектуальное обновление в Китае позднего Мин ... , стр. 225–262 , ISBN 9004120580 .
- Ли Канин (2010), Морская торговая политика Мин в переходный период, 1368–1567 гг ., Висбаден: Отто Харрассовиц, ISBN 9783447061728 .
- Нидэм, Джозеф ; и др. (1986), Наука и цивилизация в Китае, Том. V: Химия и химическая технология, Pt. VII: Военные технологии; Пороховая эпопея , Кембридж : Издательство Кембриджского университета, ISBN 9780521303583 .
- Тейшейра, Мануэль (1979), «Церковь Святого Павла в Макао», Studia, No. 41–42 .
- Фон Глан, Ричард (1996), Фонтан удачи: деньги и монетарная политика в Китае, 1000–1700 гг ., Беркли: University of California Press, ISBN 0-520-20408-5 .
- У Сяосинь (2005), Встречи и диалоги: изменение взглядов на китайско-западные обмены с шестнадцатого по восемнадцатый века , Monumenta Serica Монография № 51, Сент-Огюстен : Институт Monumenta Serica .