Светлая симонетка
Светлая симонетка | |
---|---|
Рожденный | Берта Элизабет «Бертлис» Вайншенк 21 декабря 1914 г. |
Умер | 27 ноября 2005 г. Нью-Йорк, США |
Род занятий | пианист певец музыкальный помощник Курта Вайля музыкальный руководитель фонда Курта Вайля |
Супруг | Рэндольф Симонетт (1910–1998) |
Дети | Виктор К. Симонетт (дирижер) |
Родители) | Макс Вайншенк Гертруда Мецгер |
Бертлис « Лис » Симонетт (урожденная Берта Вайншенк: 21 декабря 1914 - 27 ноября 2005) была немецко-американской пианисткой, певицей хора и артисткой музыкальной сцены. В 1945 году она устроилась на репетицию пианисткой , тренером, дублёром или многозадачной «свингершей» в «Поджигатель Флоренции» , мюзикле Курта Вейля дебютировавшем на Бродвее . Это стало началом новой карьеры музыкального ассистента Вайля: с этого момента основное внимание ее профессиональной жизни было сосредоточено на композиторе, а, особенно после его ранней смерти в 1950 году, на карьере его вдовы, театральной артистки Лотте. Леня . Когда Леня умерла в 1981 году, Лис Симонетт была назначена вице-президентом Фонда Курта Вейля, а также его «музыкальным руководителем». Когда она умерла, ее друг и постоянный соратник, профессор Ким Х. Ковальке, опубликовал нежную дань уважения, в которой описал ее как «последнее и незаменимое звено внутреннего художественного круга Вейля и Лени». [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Жизнь
[ редактировать ]Происхождение и ранние годы
[ редактировать ]Берта Элизабет Вайншенк родилась в Майнце . Макс Вайншенк, ее отец, был еврейским торговцем вином. Ее мать, урожденная Гертруда Мецгер, была преданной певицей, которая в качестве контральто давала сольные концерты не только в своем родном городе, но также во Франкфурте и Готе . Со стороны ее отца тоже были музыкальные способности: Якоб Хьюго Вайншенк, ее дядя, был увлеченным виолончелистом (который также писал сонеты [ 4 ] ). Бертлис (как ее быстро стали называть) выросла со своими родителями и младшей сестрой Марианной в семейном доме по адресу «Фиштор 21» в Майнце. Ранним ударом стала смерть ее отца, когда ей было одиннадцать. [ 5 ] Однако почти сразу Бертлис и Марианна обнаружили, что у них появился отчим (христианин), доктор Вилли Хонхейссер. [ 6 ] Она посещала частную школу «Линкенбах», а затем, с 1924 по 1934 год, старшую школу для девочек в Майнце. [ 7 ] В 1934 году она сдала школьные выпускные экзамены (Abitur). Она не преуспела в математике и естественных науках, но в старшей школе получила высшие оценки по пению и показала себя более чем компетентной пианисткой. [ 5 ] Результаты ее экзаменов в 1934 году при других обстоятельствах открыли бы путь к университетскому образованию, но в то время для девочек все еще было необычно посещать университет, и времена были, в любом случае, неблагоприятными. Тем не менее, в какой-то момент ее преподавал Лотар Виндспергер в консерватории Питера Корнелиуса в Майнце. [ 2 ] и она ненадолго переехала в Берлин, чтобы начать учиться музыке, изучая игру на фортепиано и пение. [ 7 ]
нацистский захват
[ редактировать ]В начале 1933 года нацистская партия пришла к власти в Веймарской Германии и, не теряя времени, превратила страну в однопартийную диктатуру . Резкий антисемитизм , который занимал видное место в нацистской пропаганде в предыдущее десятилетие, стал ключевой основой политики правительства. В 1933 и 1934 годах многие считали, что правительство, как и другие до него, не продержится долго, но четыре года спустя нацисты все еще контролировали ситуацию. На этом этапе аресты и тюремное заключение по-прежнему по большей части ограничивались политически активными евреями: тем не менее, возможности трудоустройства и бизнеса систематически сокращались. В сентябре 1933 года Бертлис Вайншенк получила выездную визу и ненадолго переехала со своей семьей в Кельн, где ее сестра нашла работу в швейной промышленности. [ 6 ] В 1936 году она бежала через Италию на Кубу. Позже Бертлис вспоминала, что в тот день, когда они покинули Кёльн, она открыла окно балкона гостиничного номера, в котором остановилась, и включила пластинки музыки из « Трёхгрошовой оперы» Курта Вайля , которая была запрещена в Германии с 1933 года, для удобства прохожих. к. [ 5 ] На Кубе, при помощи американских контактов, она смогла получить необходимые разрешения на въезд в Соединенные Штаты Америки в конце 1937 года. В 1938 году к ней в США присоединилась ее младшая сестра, которой удалось совершить путешествие из Нацистская Германия с меньшим количеством ограблений. [ 5 ]
Новая жизнь в США
[ редактировать ]Также в 1938 году Бертлис Вайншенк поступила в Музыкальный институт Кертиса в Филадельфии, где, как и прежде, училась одновременно по классу фортепиано и вокалу. [ 2 ] Она получила стипендию, которая финансировала ее учебу и покрывала расходы на жизнь. [ 6 ] Среди ее учителей были Вера Бродская и Елизавета Шуман . Еще одним человеком, которого она встретила в Кертисе, был Нед Рорем , студент-композитор со Среднего Запада : она стала первой певицей, которая публично исполнила песни Рорема. [ 8 ] После окончания учебы в начале 1940-х годов она регулярно выступала в клубах по всей стране в составе двухфортепианного ансамбля «Йола и Лиза, мексиканские сестры» с Альбертой Масиелло . [ 2 ] для чего две молодые женщины оделись «соответственно», «с большими юбками и большими серьгами». [ 9 ] История рассказывается об одном вечере, когда «сестры» были наняты для выступления в клубе, ненадежно расположенном в конце пирса в Галвестоне : они играли, несмотря на ураган, чтобы не отказаться от гонорара. [ 9 ]
Курт Вайль и Рэндольф Симонетт
[ редактировать ]Именно Морис Абраванель рекомендовал ее Курту Вайлю в качестве пианистки для репетиции его нового бродвейского мюзикла 1945 года «Разжигатель Флоренции» . Абраванель был дирижером оригинальной постановки. Как она позже лаконично вспоминала, Абравеналь «подозревала, что [она] могла бы справиться с этой работой, будучи одновременно вокалистом и фортепиано в школе Кертиса…». [ 3 ] После трех дней «чтения с листа, транспонирования и импровизации», пока она аккомпанировала бесконечной череде слушателей, из тени зала, ухмыляясь, появился маленький человек: «Я бы хотел, чтобы вы в шоу я Курт Вайль». [ 3 ] До ранней смерти Вейля в 1950 году она тесно сотрудничала с ним. Под сценическим псевдонимом «Лис Берт» она появилась в припеве. По случаю бродвейского дебюта Лотте Ленья перед великой дивой (все еще относительно неизвестной за пределами Германии) должно было предшествовать Билли Ди Уильямс, исполняющий «Уступи дорогу герцогине», но Уильямс обнаружил, что в тот вечер не может поддерживать свою подачу, и вместо этого песню за кулисами спел «мальчишеское сопрано», «Лиза Берт» (как она была упомянута тогда). [ 10 ] Несмотря на участие в сценических выступлениях, похоже, что ее более важным вкладом быстро стала репетиция и тренер певцов. [ 2 ] Она, очевидно, хорошо понимала особый стиль пения, который предлагала музыка Вейля и который, как она настаивала, был необходим. [ 1 ] [ 9 ] [ 10 ] В 1949 году она приступила к параллельной роли переводчика, применив свои навыки к либретто одноактной комической оперы Вейля 1927 года « Der Zar lässt sich Photographyeren » ( «Царь сфотографирован ») для студии Метрополитен-опера. [ 2 ]
Роль Палача в оригинальной постановке «Флорентийского поджигателя» исполнил нью-йоркский бас-баритон по имени Рэндольф Симонетт. В октябре 1949 года спектакль «Затерянные среди звезд» на Бродвее открылся . Закончив репетицию, Лис уехала в длительный визит в Канаду, где вышла замуж за «Палача». [ 11 ] Они вернулись в Нью-Йорк в марте 1950 года: когда Лис Симонетт попыталась позвонить ему и сообщить, что вернулась, на звонок ответила горничная, которая сообщила ей, что «мистер Вейль» находится в больнице. Он умер через несколько дней. [ 3 ] Это спровоцировало важный поворотный момент. Рэндольф и Лис Симонетт теперь переехали в Западную Германию , где Рэндольф Симонетт выступал в различных крупных оперных театрах, сосредоточившись на некоторых громких ролях Вагнера. Первоначально он совершенно не говорил по-немецки, и его новой жене пришлось тренировать его фонетически для его ролей. [ 2 ] В сезоне 1953/54 Лис смогла вернуться со своим мужем в Майнц, где он выступил в недавно открывшемся Государственном театре . [ 5 ] Во время их проживания в Западной Германии она также продвигала более поздние работы Вайля в этой стране «посредством гениальных переводов и непрерывного обращения в свою веру». [ 9 ]
Вернуться в Нью-Йорк
[ редактировать ]Десять лет спустя пара вернулась в Нью-Йорк. В течение следующих нескольких лет Рэндольф еще несколько раз выступал в Метрополитен-опера . Лис выступал с вдовой Вейля Лотте Ленья в Театре де Лис , аккомпанируя певцу в Джина Франкеля постановке «Брехт о Брехте ». [ 2 ] В течение следующих нескольких десятилетий она тесно сотрудничала с Леней в качестве концертмейстера, доверенного музыкального консультанта и, по крайней мере, в вопросах, касающихся творческого наследия Курта Вайля, друга и наставника. Она убедила Леню позволить ей передать большую кучу неопубликованных песен Курта Вейля Терезе Стратас , что привело к публикации множества песен, которые в противном случае были бы потеряны для потомков, включая, в первую очередь, "Youkali". [ 9 ]
В 1968 году Симонетты переехали в Таллахасси , где Рэндольф устроился на преподавательскую работу, а затем на профессорскую должность в Университете штата Флорида . [ 2 ] [ 11 ] Через два года после этого ее вернули в Нью-Йорк, чтобы быть рядом с Лотте Ленья во время подготовки к англоязычной премьере оперы Вейля «Aufstieg und Fall der Stadt Mahagonny» ( «Взлет и падение города Махагонни»). ) . Подготовка оперы сопровождалась художественными и юридическими разногласиями, и Симонетта повторила свою роль «музыкального представителя» Лотте Ленья на репетициях и выступлениях. В конце концов заслуга в переводе либретто была разделена между Лис Симонетт и поэтом Арнольдом Вайнштейном . [ 2 ] [ 12 ] [ 13 ]
По мере развития 1970-х годов количество времени, затрачиваемого на поддержку Лотте Ленья, увеличивалось. Кроме того, в 1974 году Лис Симонетт вернулась в Институт Кертиса , теперь уже в качестве преподавателя по вокалу. В течение десятилетия она участвовала в нескольких новых постановках Вайля и участвовала в других проектах, которые включали публикацию, а зачастую и исполнение ранее неизвестных песен Курта Вайля. [ 2 ]
Спустя годы и Фонд Курта Вайля
[ редактировать ]Лотте Ленья умерла от рака 27 ноября 1981 года. Она болела несколько лет, перенесла операцию в 1977 году и снова в 1978 году, и поначалу избегала последствий своего слабого здоровья для творческого наследия покойного мужа. Однако к концу лета 1980 года ее убедили серьезно рассмотреть этот вопрос, и 25 сентября был избран совет из шести попечителей недавно созданного «Фонда Курта Вейля». [ 3 ] В эту шестерку входили Ким Ковальке, сегодня (2017 г.) многолетний президент фонда, и Лис Симонетт, которая в течение четверти века, вплоть до своей смерти, занимала пост вице-президента фонда. [ 9 ] Когда Леня умерла, в ее завещании был подтвержден мандат фонда «управлять, продвигать и увековечивать «наследие Курта Вайля и Лотте Ленья». [ 14 ]
Лис Симонетт перенесла сердечный приступ со смертельным исходом в Виндзоре, штат Нью-Йорк, менее чем за месяц до своего девяносто первого дня рождения. [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]Источники
- ^ Перейти обратно: а б Изабель Херцфельд (29 февраля 2000 г.). «Валгалла на Бродвее: встреча с Лис Симонетт, исполняющей обязанности президента американского Фонда Курта Вейля» . Тагесшпигель онлайн . Проверено 27 декабря 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Ким Х. Ковальке. «Лис Симонетт (1914–2005)» . Последняя творческая связь с Куртом Вайлем и Лотте Ленья умирает в возрасте 90 лет . Фонд Курта Вейля, Нью-Йорк . Проверено 27 декабря 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Курт Вайль; Лотте Леня; Лис Симонетт (редактор-составитель и переводчик); Ким Х. Ковальке (редактор-составитель и переводчик) (ноябрь 1997 г.). Послесловия . Калифорнийский университет Press, Беркли и Лос-Анджелес. стр. 497–505. ISBN 978-0-520-21240-4 .
{{cite book}}
:|author3=
имеет родовое имя ( помощь ) ;|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Джейкоб Хьюго Вайншенк (1949). Сонеты Якоба Хьюго Вайншенка, 1948–1949 . Руди Пресс.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Кристин Виллинджер (24 апреля 2014 г.). «Леди из тьмы» . Общая газета . Майнц . Проверено 27 декабря 2017 г.
Пианистка из Майнца Лис Симонетт выступила спонсором композитора Курта Вайля / «Леди в темноте» в Государственном театре с мая.
- ^ Перейти обратно: а б с Женский офис 2015, с. 59: Райнхард Френцель: «Марианна Ли, урожденная Вайншенк»
- ^ Перейти обратно: а б Женский офис 2015, с. 58: Райнхард Френцель: «Лис Симонетт, Бертлис Вайншенк»
- ^ «Лис Симонетт, даты жизни/воздействия: 1914–2005. Биография» . Столица земли Дюссельдорф, Мэр . Проверено 28 декабря 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Уильям В. Мэдисон (автор и издатель) (29 ноября 2005 г.). «Лис Симонетт» . Проверено 28 декабря 2017 г.
{{cite web}}
:|author=
имеет общее имя ( справка ) - ^ Перейти обратно: а б Ким Х. Ковальке. «Женщина с миссией» (PDF) . Информационный бюллетень Курта Вейля . стр. 4–5 . Проверено 29 декабря 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Рэндольф Симонетт, оперный баритон, 88» . Нью-Йорк Таймс . 27 января 1998 года . Проверено 29 декабря 2017 г.
- ^ Томас С. Хищак (18 февраля 2011 г.). Махогонни . Пугало Пресс. п. 129. ИСБН 978-0-8108-7772-6 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Дэн Дитц (21 ноября 2012 г.). Взлет и падение города Махагонни . МакФарланд. п. 379. ИСБН 978-0-7864-5731-1 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ «Заявление о миссии» . Фонд Курта Вейля, Нью-Йорк . Проверено 29 декабря 2017 г.
- Женская жизнь в Магенце - Портреты еврейских женщин и девушек из женского календаря Майнца и тексты по истории женщин в еврейском Майнце (PDF) . Женский офис в столице земли Майнце. 2015 . Проверено 28 декабря 2017 г.