Джеймс Уилкс Морис
Джеймс Уилкс Морис | |
---|---|
Рожденный | 10 февраля 1775 г. Девонпорт , Девон |
Умер | 4 сентября 1857 г. Ист-Эмма-Плейс, Ист-Стоунхаус , Плимут , Девон | (82 года)
Верность | ![]() |
Услуга/ | ![]() |
Лет службы | 1789–1857 |
Классифицировать | вице-адмирал |
Команды | Даймонд Рок HMS Savage Губернатор Мари-Галанта Губернатор Анхольта |
Битвы/войны |
Вице-адмирал Джеймс Уилкс Морис (10 февраля 1775 — 4 сентября 1857) был офицером Королевского флота во время Французской революционной и наполеоновской войн . В отличие от своих современников, прославившихся командованием кораблями, Морис получил признание за командование рядом островных крепостей.
До начала Французской войны за независимость Морис работал на нескольких кораблях и к 1794 году занимал должность мичмана . он участвовал в боевых действиях в Ла-Манше и на западных подходах В следующем году , участвуя в битве при Гройа и экспедиции Киберона . Хорошая служба в этих действиях привела к назначению его в ряд действующих комиссий в звании поручика. Его карьера сделала большой шаг вперед, когда Морис, чье звание его лейтенанта уже подтверждено, отправился в Вест-Индию с коммодором сэром Сэмюэлем Худом .
Худ решил укрепить Даймонд-Рок , чтобы преследовать французские корабли у порта Форт-де-Франс на Мартинике , и Морис, как первый лейтенант флагмана Худа, начал наблюдать за этой трудной задачей. После того, как работа была завершена, Худ сдал в эксплуатацию «Скалу» и вознаградил усилия Мориса, поставив его командовать. В течение семнадцати месяцев Морис и его люди совершали набеги и препятствовали судоходству у Мартиники, становясь постоянной занозой в глазу французов. Прибытие большого флота под командованием Пьера де Вильнёва в мае 1804 года во время Трафальгарской кампании дало французам достаточно ресурсов для штурма Скалы. В последующем бою Морис продержался несколько дней, пока истощение запасов воды и боеприпасов у Роки не вынудило его сдаться.
Морис некоторое время командовал шлюпом , прежде чем был назначен губернатором Мари-Галанта , которому было поручено защищать остров. Его следующая должность была губернатором Анхольта во время войны канонерских лодок . В 1811 году он отбил атаку гораздо более крупных датских сил, нанеся тяжелые потери. Затем Морис вернулся в Великобританию и в основном ушел с действительной службы, хотя его продолжали продвигать по службе. Перед своей смертью в 1857 году он достиг звания вице-адмирала.
Семья и ранняя жизнь
[ редактировать ]Уилкс родился 10 февраля 1775 года в Девонпорте , Девон . [ 1 ] Номинально он был зачислен в списки HMS Monkey лейтенанта Джеймса Глассфорда в 1783 году, но фактически вошел в состав флота только в августе 1789 года, когда он стал опытным моряком на борту 14-пушечного шлюпа HMS Inspector капитана Александра Макки . [ 1 ] [ 2 ] Он служил инспектором до тех пор, пока не присоединился к 74-пушечному HMS Powerful под командованием капитана Томаса Хикса в декабре 1792 года. [ 1 ] [ 2 ] Он посетил мыс Доброй Надежды во время своего пребывания на «Мощном» , когда корабль сопровождал туда конвой жителей Восточной Индии . [ 1 ] Хикса заменил капитан Уильям Олбани Отуэй, а Мощного отправили в Вест-Индию , но Морис покинул корабль до его отплытия, будучи вызванным в суд для дачи показаний по делу, касающемуся прапорщика, обвиненного в растрате запасов. [ 1 ] К тому времени, когда его услуги больше не требовались, Морис обнаружил, что не может вернуться на свой корабль и вместо этого в январе 1794 года присоединился к 80-пушечному HMS Cambridge под командованием капитана Ричарда Бойера. [ 1 ] Кембридж базировался в Плимуте вместе с флотом Ла-Манша , а в мае Морис перешел на другой корабль на станции, 32-пушечный HMS Concorde под командованием капитана сэра Ричарда Страчана . [ 2 ] [ 3 ]
Морис остался в Конкорде после того, как капитан Энтони Хант заменил Страчана и служил в Западных подходах, базирующихся в Фалмуте . [ 3 ] Морис участвовал в битве при Гройксе 23 июня 1795 года, а затем во время экспедиции Киберона под командованием коммодора сэра Джона Борласа Уоррена . [ 3 ] В августе Уоррен дал Морису действующую комиссию в качестве лейтенанта на борту 74-пушечного HMS Thunderer под командованием капитана Альбемарла Берти . [ 3 ] Морис вернулся в Конкорд в январе 1796 года, сначала служа под началом своего старого капитана Ханта, а когда его заменили, под командованием капитана Ричарда Багота. [ 3 ] Он некоторое время находился на борту лорда Бридпорта флагмана , 100-пушечного HMS Royal George, в течение трех недель в феврале 1797 года, прежде чем принять действующую комиссию на борт 80-пушечного HMS Glory , комиссию, утвержденную Адмиралтейством 3 апреля 1797 года. [ 2 ] [ 3 ]
Он был лейтенантом на борту 74-пушечного HMS Canada с 17 января 1799 года по май 1802 года. «Канада» в то время была флагманом коммодора сэра Джона Борласа Уоррена и служила в Ла-Манше и у берегов Менорки . [ 2 ] [ 3 ] В конце лета 1802 года он был назначен первым лейтенантом 74-пушечного HMS Centaur под командованием Мюррея Максвелла и флагманского корабля коммодора сэра Сэмюэля Худа . [ 3 ] «Кентавр» вышел в Вест-Индию и на ее борту Морис присутствовал при сокращении и захвате французских и голландских владений Сент-Люсии , Тобаго , Демерары и Эссекибо . [ 2 ] [ 3 ] Он высадился с отрядом на Мартинике батареи 26 ноября 1803 года с приказом уничтожить батарею в Петит-Анс-д'Арле, но был тяжело ранен, когда взорвался магазин . [ 2 ] [ 3 ] наградил Патриотический фонд Ллойда его мечом стоимостью 50 фунтов стерлингов в качестве награды за его услуги. [ 3 ]
Морис на Даймонд-Роке
[ редактировать ]К концу 1803 года Худ решил выступить против двух последних оставшихся французских военно-морских баз в Карибском море, на Гваделупе и Мартинике. [ 4 ] Большое количество каперов использовало порты на островах в качестве базы для действий против британского торгового судоходства в Карибском бассейне. Они захватили ряд ценных грузов и отвлекали британские военные корабли на защиту торгового флота. Худ решил заблокировать Мартинику и таким образом сократить количество каперов и перехватить припасы, предназначенные для французского гарнизона. [ 4 ] Патрулируя залив на южной оконечности острова, где находился один из двух главных портов Мартиники, Форт-де-Франс , Худ увидел, что, если британцы смогут занять Даймонд-Рок , большой скальный выступ у входа в залива, это позволило бы им эффективно контролировать суда, приближающиеся к портам на западной стороне, поскольку течения вокруг острова делали самые легкие подходы означающими проход в пределах видимости Даймонд-Рока. [ 5 ] Морис вызвался возглавить отряд людей для подготовки укреплений. [ 5 ]
Укрепление скалы
[ редактировать ]
7 января 1804 года Морис повел группу людей на скалу, и сразу же начались работы по укреплению небольшой бухты, в которой они приземлились, с помощью 24-фунтовой пушки своего катера , а также по созданию кузниц и ремесленных мастерских в пещере у подножия скалы. . [ 5 ] Прикрепив лестницы и веревки, чтобы подняться по отвесным склонам скалы, они смогли добраться до вершины и начали обустраивать столовые и спальные места в ряде небольших пещер. [ 6 ] Летучих мышей выгнали горящими тюками сена, а на вершине скалы расчистили место взрывом для установки батареи. [ 6 ]
было переброшено несколько орудий В феврале с «Кентавра» : две 24-фунтовые пушки были установлены в отдельных батареях на уровне моря, еще одна 24-фунтовая пушка на середине скалы и две 18-фунтовые пушки в батарее наверху. В дополнение к этому солдаты использовали несколько лодок, одна из которых была вооружена 24-фунтовой карронадой , которые использовались для перехвата кораблей противника. [ 6 ] Маршалла В «Военно-морской биографии» при описании процесса транспортировки орудий на вершину записано, что
Лейтенанту Морису удалось взобраться на скалу и прикрепить один конец 8-дюймового троса к вершине. трос, установленный как штаг, вокруг Кентавра » грот-мачты « . Пистолет был подвешен к виоле, а ствол поднесен к капстерне. Таким образом, желаемая цель была достигнута в течение недели, в течение которой лейтенант Морис и рабочая группа на берегу сильно страдали от чрезмерной жары и усталости, постоянно подвергались воздействию солнца и часто были вынуждены спускаться на землю. огромные пропасти, которые способствовали подъему орудий и удерживали их от бесчисленных выступов, на которые они раскачивались всякий раз, когда корабль наносил удар... [ 3 ]
Командир Морис из Даймонд-Рока
[ редактировать ]К началу февраля орудия были установлены и испытаны. 18-фунтовки смогли полностью контролировать проход между скалой и островом, заставляя корабли обходить канал. Ветры и течения привели к тому, что эти корабли не смогли войти в бухту. [ 7 ]
Завершив работу к 7 февраля, Худ решил официально оформить управление островом и написал в Адмиралтейство , объявив, что он сдал скалу в эксплуатацию в качестве шлюпа под названием Форт Даймонд . [ 5 ] Лейтенант Морис, который впечатлил Худа своими усилиями по установлению позиции, был вознагражден назначением командиром. [ 5 ] «Даймонд-Рок» должен был считаться захваченным вражеским кораблем и технически рассматривался как тендер для одной из стоявших там лодок, заказанных Адмиралтейством как шлюп « Даймонд-Рок» , заменивший использовавшийся Худом «Форт Даймонд» . [ 5 ]
Под командованием Мориса на скале находился отряд из примерно 100 человек, включая обычных офицеров британского военного корабля, включая хирурга, казначея и младшего лейтенанта, который командовал небольшим судном снабжения. [ 5 ] Был устроен госпиталь, а на скалу на лодках доставляли продовольствие, порох и боеприпасы сначала из Кентавра , а затем с Мартиники, где они приобретались у сочувствующих жителей. [ 5 ] Воду также пришлось привозить с острова, и для ее хранения были построены большие цистерны. [ 6 ]

В течение семнадцати месяцев Морис удерживал скалу, сорвав несколько попыток французов на Мартинике вытеснить их. Он сообщил о передвижениях флота контр-адмирала Миссисси , прибывшего в этот район во время Трафальгарской кампании , но в мае 1805 года флот под командованием Пьера де Вильнёва прибыл в залив Фор-де-Франс, проведя непродолжительную перестрелку с британцами на Даймонд-Рок, как и они. так. [ 9 ] Вскоре после их прибытия Морис обнаружил, что главная цистерна, в которой хранился месячный запас воды, треснула в результате землетрясений, а утечка усугубилась из-за вибрации орудий. [ 10 ] Оставалось всего две недели, но свежие припасы теперь были недоступны, поскольку началась блокада скалы несколькими шхунами, бригами и фрегатами. [ 10 ]
Битва за Даймонд-Рок
[ редактировать ]Вильнев отправил флотилию, состоящую из 74-пушечных «Плутона» и «Бервика» , 36-пушечной «Сирены» , корвета , шхуны , одиннадцати канонерских лодок и от трех до четырехсот человек под командованием капитана Жюльена Космао , чтобы вернуть скалу. [ 11 ] [ 12 ] Французские войска высадились, не встретив сопротивления, 31 мая. Морис, оценив подавляющую силу французов, и решив, что удержать нижние этапы будет невозможно, отвел свои войска для защиты верхних уровней. [ 13 ] Космао начал интенсивную бомбардировку, в то время как пехота прорвалась к пристани, потеряв при этом три канонерские лодки и две гребные лодки, полные солдат. [ 13 ] Однако атакующие силы не забыли взять с собой лестницы для восхождения и не смогли штурмовать отвесные скальные склоны. [ 11 ] Вместо этого они были вынуждены осадить британские войска на верхних уровнях. Ко 2 июня, когда его боеприпасы были почти исчерпаны, а запасы воды были критически ограничены, Морис начал переговоры. [ 14 ]

В пять часов Морис согласился сдать Даймонд-Рок. [ 14 ] В бою у британцев двое убитых и один раненый. [ 14 ] О потерях французов было труднее судить: Морис подсчитал, что они составили семьдесят человек, а французский командующий десантом сделал «поспешный подсчет» в пятьдесят. [ 14 ] Утром 6 июня Морис и его люди были сняты со скалы и посажены на борт « Плутона и Бервика» . [ 15 ]
они были возвращены на Барбадос К 6 июня . Поскольку «Даймонд-Рок» по закону считался кораблем Королевского военно-морского флота, а командир по закону был его «капитаном», 28 июня его судил военный трибунал (как предписывал закон в любом случае, когда капитан теряет свой корабль, независимо от причина) за его утрату. [ 11 ] Суд единогласно оправдал его, отметив
Суд придерживается мнения, что капитан Дж. В. Морис, офицеры и рота покойного шлюпа Его Величества «Даймонд-Рок» сделали все, что было в их силах, до самого последнего момента, для защиты Рока и против превосходящих сил... [ Морис] не сдал Алмаз до тех пор, пока он не был в состоянии продолжать защиту из-за отсутствия воды и боеприпасов, поэтому Суд соответственно с честью оправдает капитана Мориса. [ 11 ]
Вице-адмирал Горацио Нельсон , прибывший в Вест-Индию в погоне за флотом Вильнёва, извинился перед Морисом за то, что прибыл слишком поздно, чтобы предотвратить падение Даймонд-Рока. [ 3 ] Морис вернулся в Англию в августе, и Нельсон организовал для него командование 18-пушечным бриг-шлюпом HMS Savage 20 августа. Морис должен был присоединиться к Нельсону у Кадиса , но его не удалось укомплектовать вовремя, и Морис пропустил воссоединение с Нельсоном до смерти Нельсона в Трафальгаре . [ 3 ]
После двух лет пребывания в Ла-Манше Морис и Сэвидж отплыли в Вест-Индию. Находясь под командованием «Сэвиджа» , в начале декабря 1807 года Морис захватил испанского капера Кихота из Порт-Кавалло . «Кихот» был вооружен восемью орудиями и имел экипаж из 99 человек. Это было «судно большого класса, приспособленное для торговли с [Ямайкой]». [ 16 ]
Командование в Вест-Индии
[ редактировать ]Морис снова вернулся в Вест-Индию в июле 1808 года, присоединившись к флоту на Барбадосе под командованием сэра Александра Кокрейна . Он нес с собой рекомендательное письмо от Адмиралтейства, и Кокрейн назначил его губернатором Мари-Галанта , комиссия, утвержденная Адмиралтейством 18 января 1809 года с повышением до пост-капитана . [ 2 ] [ 17 ] Мари-Галант недолго находился во владении Великобритании, и существовал риск восстания. Под началом Мориса было всего 400 солдат, многие из которых были тяжело больны. [ 17 ] Полк был сформирован из чернокожего населения, но его лояльность была подозрительной. [ 17 ] Этот вопрос стал спорным, поскольку французы никогда не нападали на остров. Когда Морис заболел, он подал в отставку и вернулся в Великобританию. [ 17 ] [ 18 ]
Губернатор Анхольта
[ редактировать ]В августе 1810 года Морис был назначен губернатором Анхольта , датского острова в Каттегате, захваченного в мае прошлого года во время войны канонерских лодок . [ 17 ] [ 18 ] Под его командованием находился отряд из 400 морских пехотинцев , а подступы к острову патрулировали британские фрегаты. Эти патрули предотвратили любое нападение Дании, за исключением возможных в течение нескольких недель в начале и конце зимних заморозков, когда корабли поддержки отсутствовали. [ 17 ] [ 18 ] Ожидалось, что датчане или французы попытаются отбить его, и Морис был предупрежден о датском нападении , которое началось 27 марта 1811 года. [ 17 ] Морис записал, что силы противника атаковали британцев на их хорошо подготовленных позициях, но были отброшены после четырех с половиной часов боя. В «Морской хронике» зафиксировано
Уместно отметить, что наступательная сила состояла из датской флотилии из 33 парусников, среди которых, по данным нашей газеты, было 18 тяжелых канонерских лодок, на борту которых было около 3000 человек. Наш небольшой гарнизон, включая офицеров, матросов, морских пехотинцев и т. д., насчитывал всего 350 человек; тем не менее, потеряв только двоих убитыми и 30 ранеными, мы убили датского командира, трех других офицеров и 50 человек; и взял в плен, кроме раненых, пять капитанов, девять лейтенантов и 504 рядовых! В наше владение также попали три артиллерийских орудия, 500 ружей и 6000 патронов; и две канонерские лодки и еще 250 пленных были захвачены кораблями Его Величества «Шелдрейк» и «Тартар» при отступлении!
- Военно-морская хроника, том 25, стр. 343-9.
Хотя эта версия, вероятно, была преувеличена, битва осталась сокрушительным поражением для датчан, которые не знали о присутствии двух фрегатов, HMS Tartar и HMS Sheldrake , когда они атаковали. [ 18 ] Гарнизон подарил Морису меч, и он оставался в Анхольте до сентября 1812 года. [ 17 ] [ 18 ]
Спустя годы
[ редактировать ]Затем Морис вернулся в Великобританию и больше не участвовал в активной службе. Он женился на Саре Лайн из Плимута 5 октября 1814 года, но она умерла от тифа в июне следующего года в возрасте 21 года. [ 17 ] [ 18 ] Морис больше никогда не женился. Он был произведен в контр-адмиралы в отставке 1 октября 1846 года и в вице-адмиралы 28 мая 1853 года. [ 17 ] [ 18 ] Он умер в Ист-Эмма-Плейс, Ист-Стоунхаус , Плимут, 4 сентября 1857 года в возрасте 82 лет. [ 17 ] [ 18 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Трейси. Кто есть кто во флоте Нельсона . п. 244.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «Морис, Джеймс Уилкс (1775–1857)». Словарь национальной биографии . Том. 37. 1894. с. 106.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Трейси. Кто есть кто во флоте Нельсона . п. 245.
- ^ Перейти обратно: а б Адкинс. Война за все океаны . п. 126.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Адкинс. Война за все океаны . п. 127.
- ^ Перейти обратно: а б с д Адкинс. Война за все океаны . п. 128.
- ^ Адкинс. Война за все океаны . п. 129.
- ^ Лавери. Флот Нельсона . п. 94.
- ^ Адкин. Трафальгарский спутник . п. 49.
- ^ Перейти обратно: а б Адкинс. Война за все океаны . п. 154.
- ^ Перейти обратно: а б с д Адкин. Трафальгарский спутник . п. 51.
- ^ Местность. Трафальгар . стр. 82.
- ^ Перейти обратно: а б Хендерсон. Фрегаты, шлюпы и бриги . п. 302.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хендерсон. Фрегаты, шлюпы и бриги . п. 303.
- ^ Адкинс. Война за все океаны . п. 157.
- ^ «№16115» . Лондонская газета . 2 февраля 1808 г. с. 175.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Трейси. Кто есть кто во флоте Нельсона . п. 246.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «Морис, Джеймс Уилкс (1775–1857)». Словарь национальной биографии . Том. 37. 1894. с. 107.
Ссылки
[ редактировать ]- Адкин, Марк (2007). Трафальгарский спутник: Путеводитель по самому известному морскому сражению в истории и жизни адмирала лорда Нельсона . Лондон: Аурум Пресс. ISBN 978-1-84513-018-3 .
- Адкинс, Рой; Адкинс, Лесли (2007). Война за все океаны: от Нельсона на Ниле до Наполеона при Ватерлоо . Счеты. ISBN 978-0-349-11916-8 .
- Хендерсон, Джеймс (2005). Фрегаты, шлюпы и бриги . Ручка и меч. Военная классика. ISBN 1-84415-301-0 . * Лавери, Брайан (1989). Флот Нельсона: корабли, люди и организация: 1793-1815 гг . Конвей Мэритайм Пресс. ISBN 0-85177-521-7 .
- «Морис, Джеймс Уилкс (1775–1857)». Словарь национальной биографии . Том. 37. 1894.
- О'Бирн, Уильям Ричард (1849). Джон Мюррей – через Wikisource . . .
- Террейн, Джон (1998). Трафальгар . Издания Вордсворта. ISBN 1-85326-686-8 .
- Трейси, Николас (2006). Кто есть кто во флоте Нельсона: 200 героев флота . Лондон: Издательство Чатем. ISBN 1-86176-244-5 .