Антонио де Кабесон
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Июль 2022 г. ) |
Антонио де Кабесон (30 марта 1510 — 26 марта 1566) — испанский эпохи Возрождения композитор и органист . Слепой с детства, он быстро стал известным артистом и в конечном итоге стал работать в королевской семье. Он был одним из самых выдающихся композиторов своего времени и первым крупным иберийским клавишным композитором. [ 1 ]
Жизнь
[ редактировать ]
Кабесон родился в Кастрильо Мота де Худиос , муниципалитете недалеко от Бургоса , на севере Испании . О годах его становления ничего не известно. Он ослеп в раннем детстве и, возможно, получил образование в соборе Паленсии у местного органиста Гарсиа де Баэса. В то время страна медленно вступала в свой золотой век . 14 марта 1516 года Карл V был провозглашен королем Кастилии и Арагона вместе со своей матерью, что стало первым случаем, когда короны Кастилии и Арагона были объединены под одним королем. После смерти своего деда по отцовской линии, Максимилиана , в 1519 году Карл также унаследовал земли Габсбургов в Австрии , а позже стал императором Священной Римской империи и одним из самых могущественных монархов в мире.
В 1525 году Карл женился на Изабелле Португальской , еще больше укрепив свои позиции в Испании. Именно Изабелла наняла Кабесона к себе на службу в 1526 году. В его обязанности входила игра на клавикорде и органе, а также он занял должность органиста в часовне, организованной Изабеллой вскоре после ее свадьбы. Композитор оставался при королевской семье до конца своей жизни. Через двор он познакомился с такими важными композиторами, как виуэлист Луис де Нарваес , известный сегодня своими передовыми полифоническими фантазиями, и Томас де Санта-Мария , теоретик и композитор, чей важный трактат об инструментальной музыке Arte de tañer fantasía был рассмотрен и одобрен Кабесоном. .
В 1538 году Кабесон был назначен камерным музыкантом Чарльза (который в детстве получил музыкальное образование у известного органиста Генри Бредемерса ). После смерти Изабеллы в 1539 году Кабесон был назначен учителем музыки ее детей: принца Фелипе и его сестер Марии и Хуан (Мария позже стала самым важным покровителем композитора Томаса Луиса де Виктории ). В 1543 году Фелипе стал регентом Испании и назначил Кабесона своим придворным органистом. В обязанности Кабесона входило играть портативном органе Фелипе на во время его путешествий. 19 июля 1546 года брат Кабесона Хуан, также органист и композитор, был назначен музыкантом в королевской часовне принца Фелипе. С конца 1540-х годов Антонио и Хуан сопровождали Фелипе в его различных поездках и посетили Италию , Нидерланды , Германию (в 1548–49) и Англию (в 1554–56), где вариации Антонио, возможно, повлияли на Уильяма Берда и Томаса Таллиса. , который позже принял форму. [ 2 ]
О личной жизни Кабесона практически ничего не известно. Он женился на Луизе Нуньес де Мокос из Авилы , и у пары родилось пятеро детей. Один из сыновей Антонио, Эрнандо де Кабесон (1541–1602), стал композитором. [ 1 ] и именно благодаря его усилиям большая часть творчества Антонио была сохранена. Другой сын, Агустин де Кабесон (умер до 1564 г.), стал певчим королевской капеллы. [ 2 ] Кабесон умер в Мадриде 26 марта 1566 года.
Работает
[ редактировать ]
Некоторые из работ Кабесона появились в печати при его жизни в Луиса Венегаса де Хенестросы сборнике Libro de cifra nueva (Alcalá de Henares, 1557). Однако большая часть его сочинений была опубликована посмертно его сыном Эрнандо в сборнике под названием Obras de música para tecla, arpa y vihuela (Мадрид, 1578 г.). Вместе эти сборники содержат около 275 пьес, большинство из которых для органа и других клавишных инструментов. Кабесон также сочинял инструментальную музыку для щипковых струнных инструментов и ансамблей, а также вокальную музыку, но сохранилась только одна вокальная пьеса: Invocación a la letanía в Cancionero de la Casa de Medinaceli . Упоминание о мессе Кабесона содержится в описи музыки собора Куэнки 1611 года , но сама музыка утеряна, как, по-видимому, и многие другие произведения композитора. [ 2 ] Хороший клавишный импровизатор, многие произведения Антонио де Кабесона, переписанные его сыном Эрнандо, были «всего лишь крошками со стола моего отца». [ 3 ]
Литургическая органная музыка
[ редактировать ]В то время как французские и итальянские органисты того времени часто сочиняли органные мессы , в Испании эта практика ограничивалась куплетами на Кирие . музыки Кабесона Следовательно, большая часть литургической предназначалась для ежедневных офисов - предписанных ежедневных молитв. [ 4 ] Музыка для мессы представлена девятью наборами куплетов Кирие для органа. Они делятся на следующие группы:
- Kyrie de Nuestra Señora , трехголосная постановка, три части (Kyrie, Christe, Kyrie) с пением cunctipotens («Масса IV») тенором.
- Tema Rex Virginum , четырехголосная установка, четыре части (на одном и том же пении: Kyrie, Kyrie, Christe, Kyrie, а не ожидаемые четные куплеты K-Chr-Chr-K)
- Kyries de primer , segundo, [...] septimo tono , семь четырехголосных настроек, все в четырех частях (Kyrie, Christe, Christe, Kyrie); в первоисточнике quinto tono ставится последним, возможно, по ошибке.
Музыка Кабесона для Daily Offices включает 32 гимна и три сборника стихов для псалмов и магнификатов :
- Salmodia para principiantes (наборы из четырех версилло на каждый из 8 псалмов «для начинающих»)
- Fabordon y glosas [ del primer, segundo, [...] tono ] ( faburdens с 3 глоссами или делениями на верхний, бас и внутренний голоса для каждого тона)
- Псалмодия для Магнификата (7 стихов Магнификата для каждого тона)
Тьентос
[ редактировать ]Тьенто . была полифонической формой инструментальной музыки, зародившейся на Пиренейском полуострове и связанной как с tastar de corde (импровизационная прелюдия), так и с ричеркаром (импровизационная прелюдия или, на более позднем этапе развития, строгая имитационная композиция) ). Двадцать девять тьентос Кабесона выжили. Четырнадцать появились в Libro de cifra nueva : все эти произведения написаны длинными нотами , с чередованием подражательных контрапунктов и неподражательных разделов. Обычно таких тем три-четыре, причем первая из представленных тем также является наиболее разработанной. В неимитационных партиях часто используются необычные для жанра того времени приемы: расширенные дуэты, переход мотивов в узоры остинато. [ 5 ] Еще двенадцать tientos появляются в Obras de música : шесть из более раннего периода карьеры Кабесона и шесть из поздних работ. В то время как более ранние пьесы во многих отношениях похожи на пьесы Libro de cifra , в поздних тиентос Кабесона используются меньшие ноты, есть тенденция к более длинным и характерным темам, и многие из их особенностей предвосхищают музыку периода барокко . [ 6 ]
Вариации
[ редактировать ]Девять наборов вариаций (в испанской традиции называемые дискантами , диференсиями или глоссами ) включены в Obras de musica :
- Различия в коровах (3 варианта)
- Итальянская павана (6 вариантов)
- Отличия от миланской Gallarda (2 вариации)
- Отличия от Рыцарской песни (5 вариаций)
- Отличия от итальянского павана (5 вариаций)
- Различия в песне « La Dama le require» (6 вариаций на » Арбо тему « La Belle qui Tiens Ma vie )
- Отличия от рождественской песни «Кто боится гнева Изабель» (7 вариаций)
- Различия в коровах (6 вариантов)
- Другие отличия Коров (4 варианта)
Вариации Кабесона являются одними из самых ранних ярких моментов этого жанра и, по-видимому, оказали влияние на таких английских композиторов, как Томас Таллис и Уильям Берд . [ 2 ] Все наборы вариаций начинаются с первой вариации, предполагая, что тема уже известна слушателю, и соединяют отдельные вариации с помощью свободных переходов, что часто усложняет анализ структуры. [ 7 ] Кабесон использует множество техник, таких как мигрирующий и/или сильно украшенный cantus Firmus . Модели взяты из популярных испанских песен, танцевальных форм и устоявшихся мелодико-гармонических рамок. [ 2 ]
Интабуляции
[ редактировать ]Интабуляции в Obras de música упорядочены в соответствии с полифонической сложностью, начиная с более простых четырехчастных пьес и заканчивая шестичастными. Они основаны на произведениях таких композиторов, как Жокен де Пре и Орланд де Лассю, и более или менее похожи на большинство подобных произведений того периода. [ 2 ]
СМИ
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Мейсон, Дэниел Грегори (1917). Словарь-указатель музыкантов (ред. Ф. Х. Мартенса, М. В. Кокрана и У. Д. Дарби) . Нью-Йорк: Национальное музыкальное общество. п. 74.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Джамбу, Гроув.
- ^ Иллюстрированная универсальная энциклопедия Hispanoamericana. Мадрид, Эспаса Кальпе. ISBN 84-239-4500-6
- ^ Апелляция 1972, 129.
- ^ Апелляция 1972, 188–189.
- ^ Апелляция 1972, 190–191.
- ^ Апелляция 1972, 265.
- Апель, Вилли . 1972. История клавишной музыки до 1700 года . Перевод Ганса Тишлера. Издательство Университета Индианы. ISBN 0-253-21141-7 . Первоначально опубликовано под названием «История органной и фортепианной музыки до 1700 года» издательством Bärenreiter-Verlag, Кассель.
- Джамбу, Луи (2001). «Кабесон. 1. Антонио де Кабесон». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN 978-1-56159-239-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
Ноты
[ редактировать ]- Музыкальные произведения для клавишных инструментов, арфы и виуэлы (нажмите значок JPG «Просмотреть параметры») Национальной библиотеке Испании - информация о
- Бесплатные партитуры Антонио де Кабесона в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Бесплатные партитуры Антонио де Кабесона в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
- Большое количество изданий Obras и Henestrosa (на японском языке).
- Антонио де Кабесон , в испанских музыкальных песенниках [ постоянная мертвая ссылка ] (на испанском языке)