Яффский договор (1229 г.)
, Яффский договор иногда Яффский договор и Талль-эль-Аджуль , — соглашение, подписанное 18 февраля 1229 года между Фридрихом II , императором Священной Римской империи и королем Сицилии , и аль-Камилем , султаном Египта Айюбидов . Это положило конец Шестому крестовому походу , возглавляемому Фридрихом, вернув город Иерусалим и несколько других территорий Иерусалимскому королевству , королем которого в то время был маленький сын Фридриха Конрад .
Переговоры длились с сентября 1228 года по февраль 1229 года. Два государя не встречались лично, но обменивались послами в своих лагерях: сначала Акра на Фридриха, а Наблус на аль-Камиля, позже Яффо и Талль аль-Аджуль . Переговоры велись в основном тайно, чтобы избежать плохой огласки. Их сопровождал обмен подарками, развлечения и стипендии. Одновременно аль-Камиль вел переговоры со своим братом аль-Ашрафом о перераспределении земель Айюбидов в Азии.
Текст договора не сохранился. Его термины известны только из описаний различных христианских и мусульманских писателей. В целом они согласны. Султан уступил замок Торон и город Иерусалим с Вифлеемом и коридором территории, соединяющим его с остальной частью королевства. Он также признал христианское владение Назаретом и Сидоном . Святые места мусульман в Иерусалиме, Харам аш-Шариф , остались под контролем мусульман, но христиане должны были иметь доступ. В то время как христианские источники утверждают, что Фридрих имел право восстановить Иерусалим, мусульманские источники это отрицают.
Этот договор был расценен как катастрофа в мусульманском мире и едва ли лучше был воспринят в христианском мире. Владение Иерусалимом имело религиозное, а не военное значение. Он не был переукреплен.
Фон
[ редактировать ]Фридрих II установил дипломатические контакты с Айюбидами еще после того, как дал обет отправиться в крестовый поход. В 1215 и 1220 годах, во время своей королевской и императорской коронаций соответственно, он дал клятву крестоносца. В апреле 1213 года папа Иннокентий III провозгласил новый крестовый поход, ставший Пятым крестовым походом . [ 1 ] Еще в 1213 (или, возможно, 1217) Фридрих направил дипломатического посланника Иоанна Чикалского ко дворам Айюбидов в Каире и Дамаске . В то время султаном Айюбидов был аль-Адил I , правивший в Египте вместе со своим сыном аль-Камилем, в то время как его другой сын, аль-Мухамам , правил в Дамаске. [ 2 ]
Согласно « Истории александрийских патриархов» , Фридрих II и аль-Камиль обменялись тремя посольствами в 1227 году. Фридрих впервые отправил послов в Египет в 1227 году. Когда они вернулись на Сицилию, они привели с собой посланника аль-Камиля Фахра ад-Дина. . Второе посольство Фридриха затем последовало за посланником аль-Камиля домой, куда они прибыли в сентябре или октябре 1227 года. Архиепископ Берардо ди Кастанья был среди посланников Фридриха. Фома Акино , посланный вперед в июле или августе, присоединился к посольству в Египте. Затем он отправился из Каира в Дамаск, чтобы встретиться с аль-Муазамом. [ 3 ]
Арабские хроники в целом согласны с тем, что аль-Камиль искал военной помощи Фридриха против союза аль-Мухазама с хорезмийцами . Они соглашаются, что он предложил Фредерику землю в обмен. Ибн Василь , аль-Макин , Абу аль-Фида и Ибн Халдун говорят, что он предложил ему Иерусалим, но аль-Макризи говорит, что он предложил только некоторые прибрежные территории. Послы Фридриха встретились с аль-Муазамом, чтобы потребовать возвращения земель, завоеванных его дядей Саладином . Их приняли холодно. Берардо ди Кастанья вернулся на Сицилию с подарками от аль-Камиля в январе 1228 года. [ 3 ]
Вскоре после того, как имперское посольство покинуло Дамаск, аль-Муазам умер, оставив двенадцатилетнего наследника ан-Насира Дауда , который обратился к другому дяде, аль-Ашрафу , за помощью против аль-Камиля, который двинулся на север, в Наблус. намереваясь взять под свой контроль земли своего покойного брата. Это дало ему контроль над Иерусалимом, но семейный спор так и не был разрешен, когда Шестой крестовый поход высадился в Сирии. [ 4 ]
Накануне его крестового похода жена Фридриха, королева Иерусалима Изабелла II, умерла, оставив своего маленького сына Конрада королем Иерусалима, а Фридрихом, бывшим супругом короля, регентом. [ 5 ]
Переговоры
[ редактировать ]Фридрих II отправился в крестовый поход 28 июня 1228 года и прибыл в Акру , столицу Иерусалимского королевства , 7 сентября. [ 6 ] Фридрих немедленно отправил посольство, в которое входили Фома Акино и Балиан Сидонский . Они прибыли с подарками в лагерь султана в Наблусе в начале октября. [ 4 ] [ 7 ] Из Наблуса аль-Камиль отправил ему подарки, прежде чем переместить свой лагерь на юг, в Талль аль-Аджуль . [ 7 ] Томас и Балиан вернулись в Наблус только для того, чтобы узнать, что султан двинулся на юг. Затем Фридрих перенес свой лагерь на юг, в Яффо . [ 8 ] После этого посланники перемещались между двумя лагерями. Главным переговорщиком аль-Камиля был Фахр ад-Дин, которому помогали Шамс ад-Дин и Салах ад-Дин аль-Ирбили. [ 7 ]
Первоначальным требованием Фридриха к аль-Камилю было выполнение обещания, данного в прошлом году, о передаче Иерусалима. Султан, пригласив Фридриха в Сирию, не мог легко отказаться. Переговоры в основном держались в секрете. [ 9 ] [ 10 ] Фредерик смог напрямую поговорить с Фахр ад-Дином на арабском языке . Некоторые аспекты переговоров возмутили современников. По словам Роджера Вендовера , он обеспечивал «христианских танцовщиц» для развлечений и совместного проживания мусульманских посланников. Патриарх Иерусалимский Герольд писал, что султан послал Фридриха «танцовщиц и жонглёров… с дурной репутацией». [ 11 ]
Пока переговоры продолжались, Фредерик отправил аль-Камилю вопросы по философии, геометрии и математике, чтобы узнать, смогут ли его ученые дать ответы. По словам Ибн Василя, среди ученых, которых султан использовал в этом обмене, был Алам ад-Дин Кайсар . По словам Ибн Назифа , когда Фридрих попросил о встрече с уважаемым астрономом, султан послал ему Алам ад-Дина. [ 7 ]
Переговоры с посланниками Фридриха были не единственными, проходившими в Талль-эль-Аджуле. 10 ноября 1228 года аль-Ашраф прибыл в лагерь султана, якобы для того, чтобы помешать ему уступить территорию крестоносцам, но на самом деле для того, чтобы вести переговоры о будущем Дамаска и всех земель Айюбидов в Азии. Переговоры заняли не менее двух месяцев, но были завершены до достижения окончательного соглашения с Фредериком. По соглашению братьев Дамаск и его владения должны были отойти к аль-Ашрафу. Сюда входили южный Ливан , гора Хермон , Антиливан , Хауран , Джебель-ад-Дуруз и Галилея . Остальная часть Палестины и Трансиордания должны были отойти к аль-Камилю. За потерю Дамаска ан-Насир должен был быть компенсирован дияром мударом . Ранее принадлежавшие аль-Ашрафу, сюда входили города Эдесса , Харран , Ракка и Рас аль-Айн . Кроме того, аль-Азиз Усман должен был получить Баальбек ; аль-Муффар Махмуд должен был принять Хаму , Барин и Мааррат ан-Нухман ; и аль-Муджахид ибн Ширкух должен был получить Саламия . [ 12 ]
В ходе всех этих переговоров позиция Фридриха, ослабленная с самого начала его статусом отлученного от церкви , была еще больше ослаблена Папой Григорием IX , который начал вторжение на Сицилию , пока продолжались переговоры. Его армии было недостаточно, чтобы взять и удержать Иерусалим. [ 10 ] [ 13 ] В письме на арабском языке, предположительно отправленном Фредериком аль-Камилю, но его подлинность сомнительна, говорится:
Вы должны знать, что я верховный среди всех принцев Запада. Это ты заставил меня прийти сюда. Короли и Папа знают о моей экспедиции. Если я вернусь, ничего не получив, я потеряю всякое уважение в их глазах. Ведь разве город Иерусалим не является местом зарождения христианской религии? Разве ты не уничтожил его? Сейчас оно остро нуждается. Верните мне его в том состоянии, в котором оно есть, чтобы по возвращении домой я мог поднять голову свою среди царей. Я заранее отказываюсь от всех преимуществ, которые я мог бы получить от этого. [ 14 ]
По словам аль-Макризи, султан наконец согласился на условия, потому что без соглашения с Фридрихом он не смог бы обеспечить соблюдение условий своего соглашения с аль-Ашрафом, что потребовало бы осады Дамаска . [ 14 ] Проект соглашения был достигнут переговорными командами 11 февраля 1229 года (15 раби аль-авваля 626 года по исламскому календарю ). Окончательная версия была принята монархами 18 февраля (22 Раби аль-Авваль ). [ 15 ]
Условия
[ редактировать ]Полная копия договора не сохранилась. Его термины необходимо реконструировать по фрагментам и описаниям в различных христианских и мусульманских источниках. Они не всегда согласны. [ 15 ] [ 14 ] Основными мусульманскими источниками являются Ибн Аби ад-Дама » «Ат-Тахрих , Ибн аль-Асира » «Аль-Камиль фи ат-Тахрих » Ибн Василя , «Муфарридж и Камаля ад-Дина ибн аль- Адима « Зубда» . [ 16 ] Основными христианскими источниками являются письма патриарха Герольда, тевтонского магистра Германа фон Зальца и самого императора Фридриха своему зятю, королю Англии Генриху III . Последнее включено в хронику Роджера Вендовера . [ 14 ]
По условиям договора императору был передан город Иерусалим вместе с коридором территории, включая Лиддскую епархию , соединявшим его с прибрежными владениями королевства и Акрой. [ 17 ] В городе Харам аш-Шариф должен был оставаться в руках мусульман с мусульманским гарнизоном и кади (судьей), как христиане, так и мусульманские паломники должны были иметь доступ к этому месту и право молиться там. Все остальные мусульмане в Иерусалиме должны были покинуть страну. [ 18 ] [ 19 ] Евреи тоже должны были уйти. [ 20 ] Христианские источники сообщают, что Вифлеем и земли между ним и Иерусалимом были переданы Фридриху, хотя мусульманам должен был быть разрешен доступ в город. [ 19 ] Этого не зафиксировано в мусульманских источниках, которые, возможно, просто считали, что Вифлеем находится под властью Иерусалима. [ 16 ] Они отмечают, что деревни в окрестностях Иерусалима, включая Хеврон , должны были остаться под властью мусульманского губернатора ( вали ), резиденция которого находилась в Аль-Бире . [ 18 ] [ 17 ]
Договор признавал христианские владения Акры, Яффо, Назарета , Сидона и Торона . [ 19 ] В основном это было признание уже имевшихся мест. Назарет был завоеван в 1204 году, а Сидон оккупирован в начале крестового похода Фридриха. Торон, находившийся в руинах, был передан в знак дружбы. [ 18 ] Договор предусматривал перемирие сроком на десять лет, пять месяцев и сорок дней с 24 февраля (28 Раби аль-Авваль ). [ 7 ] Это было в пределах максимум десяти лет и десяти месяцев, предусмотренных для перемирия с неверными по исламскому закону . [ 21 ] Перемирие обязывало Фридриха не поддерживать какое-либо христианское нападение на аль-Камиля. [ 7 ] Также предусматривался обмен пленными. [ 19 ]
Самое большое расхождение между христианскими и мусульманскими версиями касается того, имел ли Фридрих право восстанавливать Иерусалим. [ 16 ] Стены Иерусалима были упреждающе разобраны аль-Мухазамом во время Пятого крестового похода в 1219 году. Мусульманские источники сообщают, что Фридрих не должен был их восстанавливать. [ 18 ] Однако в своем письме Генриху III Фридрих утверждает, что ему было разрешено восстановить город «в таком хорошем состоянии, каким он когда-либо был». [ 19 ] Возможно, восстановить можно только стены города. [ 21 ] Какими бы ни были права, предоставленные Яффским договором, Иерусалим не был восстановлен в течение десяти лет действия договора. [ 16 ]
Выполнение
[ редактировать ]Фридрих II вошел в Иерусалим 17 марта в сопровождении кади Наблуса Шамс ад-Дина. он был коронован в храме Гроба Господня . На следующий день [ 7 ] 19 марта, в соответствии с указаниями патриарха, архиепископ Кесарийский Петр наложил на Иерусалим интердикт и закрыл его святыни, поскольку условия договора были согласованы отлученным от церкви. [ 22 ]
Султан ждал в Талль-эль-Аджуле до конца апреля, чтобы быть рядом во время передачи города и оказать давление на аль-Ашрафа, который нуждался в его помощи для взятия Дамаска, с целью пересмотра своей сделки. В конце концов, аль-Ашраф согласился передать Дияра Мудара аль-Камилю вместе с ан-Насиром для получения компенсации в Палестине и Трансиордании. [ 23 ]
Изгнание евреев из Иерусалима означало фактическое прекращение еврейского паломничества, поскольку евреям негде было остановиться. В конечном итоге это было исправлено соглашением с некоторыми еврейскими паломниками о том, что еврейский красильщик может жить в городе, обеспечивая тем самым место для проживания еврейских паломников. [ 20 ] [ 24 ]
Реакция
[ редактировать ]Реакция на договор как в христианском, так и в мусульманском мире была в основном негативной. [ 15 ] [ 19 ] Из-за секретности, в которой велись переговоры, даже родственники аль-Камиля были в основном в неведении относительно того, на что он намеревался уступить, пока договор не был обнародован. Исключением стал аль-Ашраф, который прибыл в Талль-эль-Аджуль во время переговоров. Хотя Сибт ибн аль-Джаузи подразумевает, что аль-Ашраф был обеспокоен уступкой Иерусалима, его успокоило приобретение Дамаска. [ 25 ]
Ибн аль-Асир и Бадр ад-Дин аль-Айни отмечают сильную негативную реакцию, которую Яффский договор вызвал в мусульманском мире. [ 22 ] Чтобы укрепить свою позицию в осажденном Дамаске, ан-Насир Дауд заставил Сибта ибн аль-Джаузи прочитать проповедь в мечети Омейядов, осуждая договор и превознося святость Иерусалима. Общественное мнение в мусульманском мире не было готово к потере Иерусалима, завоевание которого Саладином в 1187 году было славой династии Айюбидов. Для аль-Камиля Иерусалим был незначителен в военном отношении и незащищен. Его возвращение после истечения перемирия было бы легким делом. [ 26 ] Свое решение он обосновал словами:
Мы уступили им лишь несколько церквей и несколько разрушенных домов. Священные места, почитаемая Скала и все другие святилища, к которым мы совершаем паломничество, остаются нашими такими, какими они были; Мусульманские обряды продолжают процветать, как и раньше, и у мусульман есть собственный губернатор сельских провинций и округов. [ 21 ]
Крестоносцы армии Фридриха считали этот договор большим достижением. Немецкий поэт Фрейданк , описывая восстановление Иерусалима, спрашивал: «Чего еще могут желать грешники / Чем гроба и славного креста?» [ 19 ] Другой поэт на службе Фридриха, трубадур Гильем Фигейра , восхвалял Яффский договор, воспевая, что Фридрих «добился почетного и чистого достижения в Святой Земле, когда завоевал Иерусалим и Аскалон, поскольку прежде, чем в него была выпущена стрела или болт султан заключил с ним добрый и почетный мир». [ 27 ] Помимо его собственных последователей, договор Фридриха рассматривался как отказ от идеала крестового похода и позорный компромисс. [ 28 ] Церковная иерархия и военные ордена, тамплиеры и госпитальеры , были возмущены условиями, принятыми Фридрихом. Частично это произошло потому, что с ними не консультировались и они не имели права голоса при принятии договора. [ 29 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Такаяма 2010 , стр. 170–171.
- ^ Такаяма 2010 , стр. 170–171, датирует этот эпизод 1217 годом, но Камп 1975 , стр. 170–171. 1054, то есть это 1213 год, поскольку Иоанн Чикалский умер в 1216 году.
- ^ Jump up to: а б Такаяма 2010 , стр. 171–174.
- ^ Jump up to: а б Ван Клив 1972 , с. 216.
- ^ Такаяма 2010 , с. 174.
- ^ Ван Клив 1972 , стр. 213–214.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Такаяма 2010 , с. 175.
- ^ Ван Клив 1972 , с. 218.
- ^ Ван Клив 1972 , стр. 216–217.
- ^ Jump up to: а б Хамфрис 1977 , стр. 197–198.
- ^ Ван Клив 1972 , с. 217.
- ^ Хамфрис 1977 , стр. 197–200.
- ^ Ван Клив 1972 , стр. 218–219.
- ^ Jump up to: а б с д Ван Клив 1972 , с. 219.
- ^ Jump up to: а б с Хамфрис 1977 , с. 202.
- ^ Jump up to: а б с д Хамфрис 1977 , с. 448 н19.
- ^ Jump up to: а б Абулафия 1988 , стр. 183.
- ^ Jump up to: а б с д Хамфрис 1977 , стр. 202–203.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Ван Клив 1972 , с. 220.
- ^ Jump up to: а б Боас 2001 , с. 40.
- ^ Jump up to: а б с Абулафия 1988 , стр. 184.
- ^ Jump up to: а б Ван Клив 1972 , с. 224.
- ^ Хамфрис 1977 , с. 204.
- ^ Правер 1988 , стр. 90–91.
- ^ Хамфрис 1977 , с. 198.
- ^ Хамфрис 1977 , с. 203.
- ^ Патерсон 2018 , с. 152.
- ^ Абулафия 1988 , стр. 183–184.
- ^ Ван Клив 1972 , стр. 222–223.
Библиография
[ редактировать ]- Абулафия, Дэвид (1988). Фридрих II: средневековый император . Аллен Лейн.
- Боас, Адриан Дж. (2001). Иерусалим во времена крестовых походов: общество, пейзаж и искусство в Священном городе под властью франков . Рутледж.
- Хамфрис, Р. Стивен (1977). От Саладина до монголов: Айюбиды Дамаска, 1193–1260 гг . Издательство Государственного университета Нью-Йорка.
- Камп, Норберт (1975). Церковь и монархия в Сицилийском королевстве Гогенштауфенов, 1: Просопографическая основа: епархии и епископы королевства 1194–1266, 3: Сицилия . Вильгельм Финк.
- Патерсон, Линда (2018). Пение крестовых походов: французские и окситанские лирические ответы на крестоносные движения, 1137–1336 гг . Д.С. Брюэр.
- Правер, Джошуа (1988). История евреев в Латинском Иерусалимском королевстве . Издательство Оксфордского университета.
- Такаяма, Хироши (2010). «Крестовый поход Фридриха II: пример христианско-мусульманской дипломатии». Исторический обзор Средиземноморья . 25 (2): 169–185. дои : 10.1080/09518967.2010.540419 . S2CID 162571360 .
- Тайерман, Кристофер (2007). Божья война: новая история крестовых походов . Пингвин.
- Ван Клив, Томас К. (1969). «Крестовый поход Фридриха II». В Р. Л. Вольфе; HW Hazard (ред.). История крестовых походов, том II: Поздние крестовые походы, 1189–1311 гг . Университет Висконсина Пресс. стр. 429–462.
- Ван Клив, Томас К. (1972). Император Фридрих II Гогенштауфен: Immutator Mundi . Кларендон Пресс.