Харальд Боде

Харальд Боде (19 октября 1909 — 15 января 1987) — немецкий инженер и пионер в разработке электронных музыкальных инструментов .
Биография
[ редактировать ]Харальд Боде родился в 1909 году в Гамбурге , Германия. В 18 лет он потерял родителей и начал учиться, [1] и окончил Гамбургский университет в 1934 году. [2] В 1935 году он начал свою новаторскую работу в области электронных музыкальных инструментов , и при финансовой поддержке Кристиана Варнке его самая ранняя работа была завершена в 1937 году. [1]
Формантный орган Варбо (1937), [модель 1] [фото 1] Прототип современного полифонического синтезатора представлял собой четырехголосную клавиатуру с назначением клавиш, двумя формантными фильтрами и контроллером динамической огибающей. В конце концов он был запущен в коммерческое производство на заводе в Дахау . [модель 2] и он стал одним из первых продуктов полифонического синтезатора , наряду с Novachord (1939) Хаммонда .
Мелокорд (1947–1949), разработанный Боде, широко использовался Вернером Мейером-Эпплером на заре электронной студии Боннского университета . [модель 3] Затем в 1953 году Мелохорд вместе с Монокордом Траутвайна Фридриха [3] был специально заказан Студией электронной музыки Westdeutscher Rundfunk (Студия WDR в Кёльне), [4] и использовался группой Elektronische Musik на протяжении 1950-х годов. [модель 3] ( см. «Мелохорд» в студии WDR в Кёльне )
С 1950 года Боде разрабатывал электронные органы для Apparatewerk Bayern (AWB) в Германии и Estey Organ Company в США. В 1954 году Боде иммигрировал в США в качестве главного инженера (позже вице-президента) компании Estey Organ. [4] и возобновил свои исследования в нескольких компаниях и в качестве подрядчика немецких компаний.
В 1959–1960 годах Боде разработал модульный синтезатор и звуковой процессор , а в 1961 году он написал статью, исследующую преимущества новой транзисторной технологии перед старыми ламповыми устройствами; [5] [6] [7] также он был AES председателем сессии по музыке и электронике на осенних съездах 1962 и 1964 годов; [2] после этого его идеи переняли Роберт Муг , Дональд Букла и другие.
После ухода с поста главного инженера Bell Aerospace [4] в 1974 году он писал рекламные ролики для телевидения и давал живые концерты. Также в 1977 году Боде был приглашен в качестве главного инженера Norlin/ Moog Music. [8] после ухода Роберта Муга.
Он умер в Нью-Йорке в 1987 году. [2] Влияние Боде на электронную музыку сохранялось еще долгое время после его смерти: ряд музыкантов 21 века ссылались на его работы или пробовали их.
Все его имущество хранится в ЗКМ | Центр искусства и медиа Карлсруэ , где доступен для исследования.
Достижения
[ редактировать ]Теория, схемы и устройства звукоиздания и звукового оформления. Разработка и создание монофонических и полифонических электронных органов / синтезаторов и звуковых процессоров :
- Warbo Formant Organ (1937) — один из первых полифонических синтезаторов с клавишным назначением, формантными фильтрами и динамическим формированием огибающей, спроектированный и построенный Боде при финансовой поддержке Кристиана Варнке. (Примечание: «Варбо» — это аббревиатура от Варнке-Боде) [модель 1] [фото 1] [модель 2]
- Melodium (1938) монофонический сенсорный синтезатор, разработанный совместно с Оскаром Вирлингом . [модель 2] используется в саундтреках к фильмам и «легкой» музыке [4]
- Multimonica (1940, Hohner ) двойной ручной электронно-акустический гибридный клавишный инструмент, состоящий из монофонического генератора пилообразных волн с пневматическим приводом (вверху) и герконовой фисгармонии (внизу). [модель 4]
- Melochord (1947–1949) 37-клавишная монофоническая клавиатура с динамическим формированием волны огибающей, педалью громкости и переключателями транспонирования для покрытия семи октав. Позже была добавлена вторая клавиатура для управления тембром. [модель 2] [модель 3]
Для Apparatewerk Bayern (AWB) в Германии: [4] Estey Organ Company в Брэттлборо, Вермонт , США, и другие:
- Полихорд (1950) [модель 2]
- Полихорд III (ок. 1951, Apparatewerk Bayern) [4] [модель 2]
- Орган Боде (1951), позже известный как Электронный орган Эсти, на основе Polychord III. [4] [модель 2]
- Cembaphon (1951), электрический клавесин с электростатическим звукоснимателем. [модель 2]
- Tuttivox (1953, Jörgensen Elektronic), по лицензии Jörgensen Elektronic в Дюссельдорфе, по-видимому, единственный построенный экземпляр этого типа (портативный электронный орган, основанный на технологии электронных ламп) [модель 2] [9] [модель 5] [модель 6]
- Концертный Clavioline (1953) 6-октавная модель (с помощью кнопок транспонирования) Clavioline (1947), первоначально разработанная Константом Мартином . (переносной монофонический синтезатор на основе электронных ламп) [модель 2] [модель 7] [фото 2] [модель 8]
- Электронный орган Estey модели S и AS-1 (1954 г.) [9] [фото 3]
Во время своего пребывания на посту руководителя Wurlitzer Organ Co .: [4]
- Первая транзисторная модель электрического пианино Wurlitzer (1960 г.)
- Модульный синтезатор / звуковой процессор (1959–1960) [5] [6] [7]
- Генератор, управляемый напряжением (ГУН) (1960)
Продукты компании Bode Sound: [8]
- Боде Кольцевой модулятор (1964) [модель 2] [9]
- Частотный сдвиг Боде (1964) [модель 2] [9]
- Боде Вокодер 7702 / Вокодер Муг (1977) [модель 2] [модель 9] [9]
- Обратите внимание, что вышеуказанные три продукта также были лицензированы Moog Music как часть синтезатора Moog . [модель 2]
- Боде Барберпол Фазер (1981) [модель 2] [9]
- Стабилизатор обратной связи Боде (1982) [модель 10] [9]
Известные пользователи
[ редактировать ]Melochord в студии WDR в Кёльне использовали:
- Вернер Мейер-Эпплер в своей композиции Klangmodelle (1951) и лекциях в Дармштадтской летней школе новой музыки , [4]
- Герберт Бакерт и Роберт Бейер в своих совместных композициях Klangstudie I (1951) [модель 3] и звуковые фигуры II [10] (около 1951 г.) и
- Дьёрдь Лигети в своей композиции «Глиссанди» (1957). [модель 3]
Но в случае с Карлхайнцем Штокхаузеном , студентом Мейера-Эпплера в Боннском университете в 1954–1956 годах, единственное использование им мелокорды было в неудачном эксперименте с кольцевым модулятором . [11] После этого он решил отказаться от таких инструментов в пользу генераторов синусоидальных волн , которые он использовал при создании исследования I (1953) и исследования II (1954). Это также верно для двух работ Карела Гойвартса, созданных там, и для «Сейсмограммы» (1954) Анри Пуссера . [12] [13] [14]
Личная жизнь
[ редактировать ]Он был отцом кинематографиста Ральфа Д. Боде . [15] и Пер Боде. [16]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Палов, Ребекка (июль 2011 г.), «Харальд Боде – краткая биография» , EContact! , 13 (4), Канадское электроакустическое сообщество (CEC)
- ^ Jump up to: а б с «In Memoriam» (PDF) , Журнал Общества аудиоинженеров (JAES) , 35 (9): 741, сентябрь 1987 г. , получено 18 июля 2007 г.
- ^ "The Monochord (1948)" , 120 лет электронной музыки , заархивировано из оригинала 02 апреля 2012 г. - Monochord, модифицированный Concert Trautonium , был заказан доктором Фридрихом Траутвайном Студией электроники WDR, Кёльн.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Рея, Том (май 2004 г.), «Харальд Боде» , Проект истории видео , Экспериментальный телецентр , заархивировано из оригинала 19 июля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Боде, Харальд (1961), «Европейский дизайн электронных музыкальных инструментов», Журнал Общества аудиоинженеров , ix (1961): 267
- ^ Jump up to: а б Боде, Харальд (Bode Sound Co.) (сентябрь 1984 г.), «История электронной модификации звука» , Журнал Общества аудиоинженеров (JAES) , 32 (10): 730–739, заархивировано из оригинала (PDF) 2011 г. -06-09 , получено 13 сентября 2011 г. В PDF- версии черновик машинописного текста доступен в конце; также HTML-версия без черновика доступна в "здесь" . 1984. Архивировано из оригинала 9 июня 2011 года . Проверено 27 февраля 2021 г. .
- ^ Jump up to: а б Боде, Харальд (The Wurlitzer Company), «Синтезатор звука создает новые музыкальные эффекты» (PDF) , Электроника (1 декабря 1961 г.)
- ^ Jump up to: а б «Биография Гарольда Боде» , 120 лет электронной музыки , заархивировано из оригинала 2 апреля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Замечательные инструменты Харальда , Harald Bode News, 27 апреля 2010 г.
- ^ Моравска-Бюнгелер, Мариетта, Качающиеся электроны: документация о студии электронной музыки Западногерманского радио в Кельне, 1951–1986 , Кельн-Роденкирхен: PJ Tonger Musikverlag, 1988, стр. 13
- ^ Курц, Майкл (1992), Штокхаузен: Биография ((ткань) (pbk).), перевод Тупа, Ричарда , Лондон и Бостон: Фабер и Фабер, стр. 62, ISBN 0-571-14323-7
- ^ Штокхаузен, Карлхайнц (1964), «Композиция 1953 № 2: Исследование I , Анализ», в Дитере Шнебеле (редактор), Тексты 2 , Кельн: Verlag M. DuMont Schauberg, стр. 23–36, здесь стр. 23
- ^ Штокхаузен, Карлхайнц (1971), «Электронная музыка: письмо Дугласа М. Дэвиса (ответ: написано 13.IX.1970)», в Дитере Шнебеле (редактор), Тексты 3 , Кельн: Verlag M. DuMont Schauberg, стр. 341–347, здесь стр. 344–345.
- ^ Экберт Фаас, «Интервью с Карлхайнцем Штокхаузеном, состоявшееся 11 августа 1976 г.», Interface 6 (1977): стр. 187–204; перепечатано в Feedback Papers 16 (август 1978 г.): стр. 23–40. здесь стр. 191 и с. 27 соответственно.
- ^ Финч, Джим. « eContact! 13.4 – Интервью Джима Финча с Харальдом Боде» . Канадское электроакустическое сообщество (CEC) . Проверено 19 октября 2019 г.
- ^ «Пер Боде > Художники > Центр искусств Берчфилда Пенни» . www.burchfieldpenney.org . Проверено 19 октября 2019 г.
Модели
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Рея, Томас Л. (июль 2011 г.), «Четырехголосая клавиатура Харальда Боде (1937)» , EContact! , 13 (4) (переиздание), Канадское электроакустическое сообщество (CEC) ; Первоначально опубликовано как Рея, Том, «Электронные перспективы», Contemporary Keyboard (декабрь 1979 г.): 89
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот «Warbo Formant Orgel» (1937), «Melodium» (1938), «Melochord» (1947-9) и «Bode Sound Co» (1963-)» , 120 лет электронной музыки , заархивировано из оригинал от 2 апреля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Мелохорд» (1947–9)» , The Keyboardmuseum Online , заархивировано из оригинала 14 ноября 2007 г. (описание и история)
- ^ "The Multimonica (1940)" , 120 лет электронной музыки , заархивировано из оригинала 24 июля 2012 г.
- ^ "The Tuttivox (1946)" , 120 лет электронной музыки , заархивировано из оригинала 2 апреля 2012 г. (Примечание: год в названии может быть неправильным)
- ^ Виндлер, Кристиан Оливер, Jörgensen Electronic Tuttivox (старинный портативный электронный ламповый орган)
- ^ "The Clavioline (1947) & Combichord (1953)" , 120 лет электронной музыки , заархивировано из оригинала 2 апреля 2012 г.
- ^ Виндлер, Кристиан Оливер, Jörgensen Electronic Clavioline (монофоническая портативная ламповая синтезаторная клавиатура с отличными электро-шумами)
- ^ Боде, Харальд, Инструменты Харальда Боде и The Bode Sound Co. , Экспериментальный телевизионный центр
- ^ Стабилизатор обратной связи Боде MOD. 741XR (PDF) (брошюра). Компания Боде Саунд.
Фотографии
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Форматный орган Варбо (фотография). 1937 год.
- ^ Боде (6 октава) Клавиолин (фотография). Clavioline.com. Архивировано из оригинала 21 августа 2006 г. (фотографии Боде Клавиолина и Боде Мелокорда с Харальдом Боде)
- ^ Левин, Джон. Электронный орган Estey модель AS-1, разработанный Харальдом Боде (фотография). Музей органа Эсти, Брэттлборо.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Палов, Ребекка, Харальд Боде – Жизнь ради звука (PDF) , Harald Bode News
- Рид, Гордон, «История клавиолина» , Sound on Sound (март 2007 г.)
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Новости Харальда Боде - Информационный бюллетень Архива Харальда Боде
- Постоянная выставка инструментов Боде в Музее органа Эсти в Браттлборо, Вермонт.
- Харальд Боде о «120 годах электронной музыки»