Корлек Хед
Голова Корлека | |
---|---|
Материал | Известняк |
Размер |
|
Созданный | 1 или 2 век нашей эры |
Обнаруженный | в. 1855 г. Корлек-Хилл, графство Каван , Ирландия 53 ° 58'21 ″ с.ш. 6 ° 59'53 ″ з.д. / 53,9725 ° с.ш. 6,9981 ° з.д. |
Текущее местоположение | Национальный музей Ирландии , Дублин |
Идентификация | ИА:1998:72 [1] |
Голова Корлека — трехликий каменный идол, обычно датируемый I или II веком нашей эры. У каждого лица одинаково загадочное выражение, близко посаженные глаза, широкий плоский нос и просто нарисованный рот. Хотя его происхождение не может быть известно наверняка, его датировка ранним железным веком основана на аналогичной иконографии современных североевропейских кельтских артефактов. Археологи сходятся во мнении, что он представляет собой кельтского бога и был частью более крупного святилища, связанного с кельтским культом головы , и, возможно, стал использоваться во время Лугнасад праздников урожая .
Голова была найдена ок. 1855 год, в городке Друмеаг в графстве Каван , Ирландия, во время раскопок большой проходной гробницы, датируемой ок. 2500 г. до н.э. Археологические данные указывают на то, что он использовался в церемониальных целях на холме Корлек, важном культовом центре позднего железного века, который на протяжении тысячелетий стал основным местом празднования во время Лугнасада. Как и в случае с любым каменным артефактом, его датировку и культурное значение установить сложно. Три лица могут представлять всезнающего и всевидящего бога, олицетворяющего единство прошлого, настоящего и будущего, или фигуры матери-предки, олицетворяющие силу и плодородие. Голова была найдена рядом с головой Корраги , двухголовой скульптурой с головой барана с одной стороны и человеческой головой с другой. Сегодня сохранилась только человеческая голова. Идолы под общим названием «Боги Корлека». Историки предполагают, что они были спрятаны в раннем средневековье из-за их язычества и связи с человеческими жертвоприношениями — традиций, которые подавляла ранняя христианская церковь.
Он привлек внимание всей страны в 1937 году после того, как историк Томас Дж. Бэррон установил его доисторическую датировку; когда его нашли, это была местная диковинка, установленная на столбе ворот фермы. Сегодня он находится в постоянной экспозиции Национального музея Ирландии в Дублине. Он указан под номером 11 в Irish Times антологии 2011 года «История Ирландии в 100 объектах» . [2]
Описание
[ редактировать ]Голова Корлека высечена из местного известняка . [3] и представляет собой относительно большой образец ирландского каменного идола: его высота составляет 33 см (13 дюймов), а в самом широком месте - 22,5 см (8,9 дюйма). [4] Лица, которые могут быть мужскими или женскими [5] вырезаны в низком рельефе . [6] Они похожи, но не идентичны по форме и выражению; каждый, кажется, указывает на немного разное настроение. [7] У всех загадочные выражения и очень простые и просто описанные черты лица. У каждого широкий и плоский клиновидный нос и тонкий, узкий, щелевидный рот. Рельефные глаза широкие и круглые, но близко посаженные и, кажется , смотрят на зрителя. Лица у всех чисто выбриты, ушей нет, а голова в целом отрублена раньше шеи. [2] [8] У одного густые брови, у другого маленькое отверстие в центре рта — особенность неизвестного значения, обнаруженная на нескольких современных ирландских каменных головах и экземплярах из Англии, Уэльса и Богемии . [9] [10]
Отверстие под основанием скульптуры предполагает, что ее планировалось разместить на пьедестале, вероятно, на шипе (соединение, соединяющее два куска материала). [11] Это указывает на то, что общая структура могла представлять собой фаллос , распространенный символ плодородия железного века. [12] и был задуман как часть более крупного дохристианского святилища. [7] [13]
Голова считается лучшим ирландским образцом этого типа из-за контрастирующей простоты дизайна и сложности выражения. [14] [7] В 1972 году археолог и историк Этьен Ринн описал его как «непохожий на все остальные своей элегантностью и экономией линий». [11] в то время как в 1962 году археолог Томас Г.Ф. Патерсон писал, что только трехголовый идол, найденный в Кортинане, графство Арма , имеет общие черты, взятые из таких голых очертаний. По мнению Патерсона, простота голов Корлека и Кортинана указывает на степень сложности ремесла, отсутствующую в часто «энергичном и ... варварском стиле» других современных ирландских образцов. [15]
Открытие
[ редактировать ]Голова была обнаружена примерно в 1855 году местным фермером Джеймсом Лонгмором, когда он собирал камни для строительства фермерского дома, который в просторечии стал известен как «Дом-призрак Корлека». [18] [19] [20] Хотя точное место находки неизвестно, [14] вероятно, это было в соседнем городке Друмег, на месте большого ок. Проходная гробница 2500 г. до н.э. , которая тогда находилась в стадии раскопок. [21] [4] Голова была обнаружена вместе с головой Корраги; скульптура яниформы с головой барана с одной стороны и человеческой головой с волосами и бородой с другой. [21] [20] Археологи предположили, что когда-то они составляли элементы большого святилища и были похоронены примерно в то же время, возможно, чтобы скрыть их от первых христиан, стремившихся искоренить поклонение языческим идолам. [22]
Следующий арендатор фермы, Сэм Холл, поместил голову на столб ворот . [23] Эмили Брайс, родственница Холлов, вспоминала, как в детстве в нее бросали камни. [1] Местный историк и фольклорист Томас Дж. Бэррон был первым, кто осознал его возраст и значение, увидев его в 1934 году, когда он был исследователем Ирландской фольклорной комиссии . [24] [23] В следующем году Бэррон взял интервью у 87-летнего местного жителя Джона Рейли, который рано помнил, как видел головы в школе в Корлеке вскоре после того, как их обнаружил Лонгмор. [23]
Бэррон связался с Национальным музеем Ирландии (NMI) в 1937 году. [4] после чего директор НМИ Адольф Мар оформил его постоянную аренду музею для изучения. [16] В лекции для Доисторического общества в том же году Мар описал голову как «безусловно, самую галльскую скульптуру религиозного характера, когда-либо найденную в Ирландии». [23] Мар получил финансирование на приобретение его для музея. [1] [17] в то время как изучение головы и подобных каменных идолов занимало Бэррона до его смерти в 1992 году. [17] [25]
Встречаться
[ редактировать ]такие методы, как радиоуглеродное датирование . Датировать отдельные части каменных скульптур чрезвычайно сложно, поскольку невозможно использовать [26] Большинство сохранившихся знаковых (репрезентативных, в отличие от абстрактных) доисторических ирландских скульптур происходят из северной провинции Ольстер . Большинство из них представляют собой человеческие головы, вырезанные по кругу с низким рельефом . Считается, что большинство из них были произведены между 300 г. до н. э. и 100 г. н. э., то есть в конце периода Ла Тена в Ирландии. [27] [28]
Хотя многие из голов Ольстера в настоящее время считаются дохристианскими, большое количество других с тех пор было идентифицировано как принадлежащие либо к раннему средневековью , либо как образцы народного искусства 17-го или 18-го века . [а] Таким образом, современные археологи датируют такие объекты на основе их сходства с другими известными образцами в современном контексте Северной Европы. [29] [13] Формат и детали головы Корлека, вероятно, были созданы под влиянием более широкой европейской традиции, в частности, современной романо-британской и галло-римской иконографии. [7] [30] Небольшое количество лиц на современных ирландских и британских антропоморфных образцах имеет схожие близко посаженные глаза, просто нарисованные рты и широкие носы. [31] [32] в том числе трехликий каменный бюст из Вудлендса, графство Донегол , и две резные тройные головы из Гретленда в Западном Йоркшире , Англия. [4] [33] Подобные яниформные идолы включают фигуру «Ластимора» на острове Боа и голову, найденную в Калдраге, графство Фермана . в нижней части Лох-Эрна . [34] [35]
Корлек Хилл
[ редактировать ]В Корлек-Хилле и близлежащем районе когда-то находились три эпохи неолита проходные могилы , самая большая из которых была известна в местном масштабе как «могила гигантов» и была раскопана в 18 и 19 веках, чтобы освободить место для сельскохозяйственных угодий и повторно использовать камни в качестве строительного материала. . [20] [36] Один местный житель, Джон О'Рейли, рассказал Бэррону, что, по крайней мере до 1836 года, на Корлек-Хилле была проходная гробница и каменный круг на вершине. По словам О'Рейли, во время раскопок гробницы входные камни были «убраны… [открывая] камеру крестообразной формы… камни из кургана были использованы для строительства поблизости жилого дома, известного среди местных жителей как Призрак Корлека. Дом." [20]
Этот район известен на ирландском языке как Слиаб на Три нДи («Холм Трех богов») или Слиаб на нДе Дана («Нагорье трех богов мастерства»). Археологические данные указывают на то, что Корлек был важным друидов в раннем железном веке; местом поклонения и обучения [37] [38] и когда-то был известен как «пульс Ирландии». [37] [39] Корлек традиционно ассоциируется с Лугнасадом , древним праздником урожая , посвященным кельтскому богу Лугу , который, как полагают, был воином, королем и мастером-ремесленником Туата Де Дананн — одного из основополагающих древних ирландских племен в ирландской мифологии . [40] [41] Археологи полагают, что голова была одним из множества предметов, выставленных на этом месте во время фестиваля. По мнению историка Джонатана Смита, он, вероятно, располагался на вершине колонны как часть фаллического символа, олицетворяющего плодородие. [4] [42]
Корлек — один из шести районов Ольстера, где были найдены скопления предположительно родственных каменных идолов. [б] [43] I века до нашей эры Другие культовые объекты из более широкой области включают деревянный идол Ралагана , на который также обратил внимание Бэррон. [с] [36] [44] и современные каменные головы из близлежащих городков Корравилья (маленькая сферическая голова) и Корраги (бородатая голова с необычно длинной шеей, теперь также находящаяся в НМИ). [11] [15] Предполагается, что головы Корлека и Корраги были спрятаны примерно в одно и то же время. [4] [45]
Функция
[ редактировать ]Голова Корлека — одна из самых ранних известных фигуративных (знаковых) каменных скульптур, найденных в Ирландии, за исключением ок . 1000 – ок. 500 г. до н.э. Идол Тандраги из соседнего графства Арма, который также мог быть изготовлен для культового места. [13]
Хотя исторические знания об ирландских кельтах, по мнению археолога Имона Келли , «отрывочны и неполны», археологические данные свидетельствуют о сложном и процветающем обществе, которое ассимилировало и адаптировало внешние культурные влияния. [30] Сохранилось множество резных камней железного века, но лишь небольшое их количество является знаковым или украшенным, и в основном они выполнены в стиле Ла Тен, который достиг Ирландии ок. 300 г. до н.э. [46]
Кельтские каменные головы
[ редактировать ]Самые ранние головы европейских каменных идолов появились в скандинавских странах в конце бронзового века , где их продолжали производить, в том числе в Исландии, до конца эпохи викингов в 11 веке нашей эры. Самые ранние образцы напоминают современные деревянные фигуры в полный рост, и предполагается, что оба типа были созданы для культовых объектов. Однако ранние примеры редки; было идентифицировано только около восьми известных доисторических скандинавских каменных голов. [47] Этот тип распространился по Северной Европе, причем наиболее многочисленные экземпляры появились как на северо-востоке, так и на юго-востоке Галлии , а также на Британских островах в романо-британский период (между 43 и 410 годами нашей эры). Большинство ученых полагают, что британские и ирландские головы представляли собой сочетание абстрактного кельтского искусства и монументализма римской скульптуры. [23] [48]
Ранние формы древней кельтской религии были завезены в Ирландию около 400 г. до н.э. [22] По сохранившимся артефактам можно предположить, что как многоголовые (как в случае с головой Корраги), так и многоликие идолы были обычной частью их иконографии и представляли собой всезнающих и всевидящих богов, символизирующих единство прошлого, настоящее и будущее. [49] По словам археолога Миранды Олдхаус-Грин , голова Корлека, возможно, использовалась «для получения знаний о местах или событиях, находящихся далеко во времени и пространстве». [50]
Как правило, они использовались в крупных культовых местах или местах поклонения, известные примеры которых обычно находятся возле святых колодцев или священных рощ . [30] Отверстие в его основании указывает на то, что когда-то оно было прикреплено к более крупной конструкции, возможно, к столбу, сравнимому с ныне утраченной деревянной конструкцией шести футов (1,8 м), найденной в 1790-х годах в болоте недалеко от Агадоуи , графство Лондондерри , которая была увенчана фигура с четырьмя головами. [д]
Культ головы
[ редактировать ]Изображения человеческих голов часто встречаются на островных или галльских кельтских артефактах. [45] Археолог Энн Росс отмечает, что в нескольких ранних рассказах на островном языке кельты почитали голову, которая считала ее «местом души, центром жизненной сущности» и предполагала, что она обладает божественной силой. [52] В классических римских источниках упоминаются случаи, когда кельты сохраняли отрубленные головы своих врагов в качестве военных трофеев , утверждая, что они практиковали охоту за головами и помещали отрубленные головы на колы возле своих жилищ. [52] Другие источники указывают на то, что кельты верили, что размещение отрубленной головы на стоящем камне или столбе вернет ее к жизни. [53] [54] Эти и более поздние утверждения косвенно подтверждаются захоронениями железного века, в которых обнаружены обезглавленные тела или отрубленные черепа. [45]
Это привело к многочисленным предположениям среди археологов относительно существования кельтского культа головы , сосредоточенного, по словам Келли, на практике «ритуала и жертвоприношения», в котором каменные или деревянные головы играли центральную роль идолопоклонства. [45] В то время как римские и островные отчеты напоминают другие из современной Британии и континентальной Европы, ирландские народные записи были в основном записаны христианскими монахами, у которых, по словам фольклориста Дайти О Хогайн , были «теологические причины» искажать устные традиции в неблагоприятный свет по сравнению с их собственными верованиями и ритуалами. В то же время римляне отвергли друидов ( каста жрецов в древних кельтских культурах) как относительно примитивных врагов. [22]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Кроме того, тенденция конца XIX века ассоциировать объекты с мифической точкой зрения или точкой зрения кельтского возрождения конца XIX века , основанная на средневековых текстах или современном романтизме, была в значительной степени дискредитирована. [26]
- ↑ Другие — Соборный холм в городе Арма , районы Ньютаунхэмилтон и Тайнан в округе Арма, самая южная часть Лох-Эрна в графстве Фермана и регион Рафо в северо-западном графстве Донегол . [31]
- ^ Городок Ралаган расположен примерно в 7 км (4,3 мили) к юго-востоку от Корлек-Хилл. [14] По словам Бэррона, однажды в болоте к нему подошел мужчина, державший большой предмет, похожий на палку, который оказался идолом Ралагана. Мужчина рассказал ему, что намерен выбросить ее обратно в болото и что «мы набираем десятки этих резных палочек и кладем их обратно. Видишь ли, нельзя брать то, что предлагали… на днях один из нам досталась красивая чаша, бронзовая или золотая… вся вырезанная и украшенная». Когда Бэррон спросил его, где сейчас находится чаша, он ответил, что они выбросили ее «сразу, опасаясь, что ей не повезло сохранить ее. [36]
- ↑ Столб Агадови был вырезан из ствола дерева и имел четыре головы с волосами, каждая из которых сегодня известна только по очень простому рисунку XIX века, помеченному как «Языческое изображение, найденное в болоте Баллибританского прихода Агадови». [51]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Смит (2012), с. 24
- ^ Jump up to: а б О'Тул, Финтан . « История Ирландии в 100 объектах: Корлек-Хед ». The Irish Times , 25 июня 2011 г. Дата обращения 4 февраля 2022 г.
- ^ Ринн (1972), стр. 79–93.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Келли (2002), с. 142
- ^ Куни (2023), с. 349
- ^ Росс (1958), с. 13
- ^ Jump up to: а б с д Келли (2002), с. 132
- ^ Росс (1958), стр. 13–14, 24.
- ^ Уодделл (1998), стр. 360, 371.
- ^ Келли (2002), стр. 132, 142.
- ^ Jump up to: а б с Ринн (1972), с. 84
- ^ Росс (1958), с. 22
- ^ Jump up to: а б с Уодделл (1998), с. 362
- ^ Jump up to: а б с Уодделл (1998), с. 360
- ^ Jump up to: а б Патерсон (1962), с. 82
- ^ Jump up to: а б « Томас Дж. Бэррон . Библиотеки округа Каван . Получено 3 марта 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с Даффи (2012), с. 153
- ^ Смит (2012), с. 25
- ^ Бэррон (1976), стр. 98–99.
- ^ Jump up to: а б с д Уодделл (2023), с. 320
- ^ Jump up to: а б Уодделл (1998), с. 371
- ^ Jump up to: а б с Хоган (2000), с. 20
- ^ Jump up to: а б с д и Смит (2023), История
- ^ Росс (2010), стр. 65–66.
- ^ Смит (2012), с. 88
- ^ Jump up to: а б Глисон (2022), с. 20
- ^ Ринн (1972), с. 79
- ^ Росс (1958), с. 14
- ^ Морахан (1987–1988), с. 149
- ^ Jump up to: а б с Келли (1984), с. 10
- ^ Jump up to: а б Ринн (1972), с. 80
- ^ Уодделл (2023), с. 321
- ^ Ринн (1972), пластина X
- ^ Уорнер (2003), стр. 24–25
- ^ Уорнер (2003), с. 24
- ^ Jump up to: а б с Росс (2010), с. 65
- ^ Jump up to: а б Бэррон (1976), с. 100
- ^ Росс (1998), с. 200
- ^ МакКиллоп (2004), с. 104
- ^ Смит (2023), Латинский стиль
- ^ Росс (2010), с. 111
- ^ Смит (2023), Человеческая голова
- ^ Ринн (1972), с. 78
- ^ Уорнер (2003), с. 27
- ^ Jump up to: а б с д « Лицо из прошлого: возможная антропоморфная резьба по камню железного века из Траболгана, графство Корк ». Национальный музей Ирландии. Проверено 22 апреля 2023 г.
- ^ Келли (1984), стр. 7, 9.
- ^ Захриссон (2017), с. 355
- ^ Захриссон (2017), стр. 359—360
- ^ Хоган (2000), с. 23
- ^ Олдхаус-Грин (2015), «Видящий камень Корлека»
- ^ Уодделл (1998), стр. 361, 374.
- ^ Jump up to: а б Росс (1958), с. 11
- ^ Росс (1967), стр. 147, 159.
- ^ Захриссон (2017), с. 359
Источники
[ редактировать ]- Олдхаус-Грин, Миранда. Кельтские мифы: Путеводитель по древним богам и легендам . Лондон: Темза и Гудзон, 2015. ISBN 978-0-5002-5209-3
- Бэррон, Томас Дж. «Некоторые ульевые камни из графств Каван и Монаган». Clogher Record , том 9, № 1, 1976. JSTOR 27695733. дои : 10.2307/27695733
- Куни, Габриэль. Смерть в ирландской предыстории . Дублин: Ирландская королевская академия , 2023. ISBN 978-1-8020-5009-7
- Даффи, Патрик. «Обзор работы: землевладение, общество и поселения в Ирландии: точка зрения исторического географа Т. Джонса Хьюза ». Clogher Record , том 21, вып. 1, 2012. JSTOR 41917586.
- Глисон, Патрик. « Переосмысление первого тысячелетия нашей эры в Ирландии: археология, история, пейзаж ». Труды Королевской ирландской академии , 2022 г.
- Келли, Имонн . «Железный век». В О Флойнне, Рагналл ; Уоллес, Патрик (ред.). Сокровища Национального музея Ирландии: ирландские древности . Дублин: Национальный музей Ирландии , 2002. ISBN 978-0-7171-2829-7
- Келли, Имонн. « Археология Ирландии 3: Кельты-язычники ». Ирландия сегодня , нет. 1006, 1984 г.
- Келли, Имонн. «Древности позднего бронзового века и железного века». В: Райан, Майкл (ред.). Сокровища Ирландии: ирландское искусство 3000 г. до н.э. – 1500 г. н.э. Дублин: Королевская ирландская академия, 1983. ISBN 978-0-9017-1428-2
- Ланиган Вуд, Хелен. «Собаки и кельтские божества: дохристианская резьба по камню в Арме». Ежегодник Irish Arts Review , том 16, 2000. JSTOR 20493105
- МакКиллоп, Джеймс. Словарь кельтской мифологии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2004. ISBN 978-0-1986-0967-4
- Морахан, Лео. «Каменная голова из Киллина, Белкарра, графство Мейо». Журнал Голуэйского археологического и исторического общества , том 41, 1987–1988 гг. JSTOR 25535584
- Хоган, Даит. «Покровительство и преданность в древней ирландской религии». История Ирландии , том 8, вып. 4, зима 2000 г. JSTOR 27724824.
- Патерсон, TGF «Резная голова из Кортинана, графство Арма». Журнал Королевского общества антикваров Ирландии , том 92, вып. 1, 1962. JSTOR 25509461 .
- «Отчет Совета за 1937 год». Журнал Королевского общества антикваров Ирландии , седьмая серия, том 8, вып. 1, 30 июня 1938 г. JSTOR 25510127.
- Росс, Энн. Языческие кельты . Денбишир: Джон Джонс, 1998. ISBN 978-1-8710-8361-3
- Росс, Энн. Друиды: проповедники бессмертия . Челтнем: The History Press, 2010. ISBN 978-0-7524-1433-1
- Росс, Энн. «Кельтская трехликая голова из Уилтшира». Антиквариат, том 41, 1967 г.
- Росс, Энн. «Человеческая голова в островной языческой кельтской религии». Труды Общества антикваров Шотландии , том 91, 1958 г.
- Ринн, Этьен. «Кельтские каменные идолы в Ирландии». В: Томас, Чарльз. Железный век в провинции Ирландского моря: доклады, представленные на конференции CBA, проходившей в Кардиффе с 3 по 5 января 1969 года . Лондон: Совет британской археологии , 1972 г.
- Ринн, Этьен. «Три каменных головы в Вудлендсе, недалеко от Рафо, графство Донегол». Журнал Королевского общества антикваров Ирландии , том 94, вып. 2, 1964. JSTOR 25509564.
- Смит, Джонатан. « Голова Корлека и другие аспекты древнего прошлого восточного Кавана ». Библиотеки округа Каван , 25 мая 2023 г.
- Смит, Джонатан. Джентльмен и учёный: Томас Джеймс Бэррон, 1903–1992 гг . Куманн Шонше Брайфне, 2012 г. ISBN 978-0-9534-9937-3
- Уодделл, Джон. Языческая Ирландия: ритуал и вера в другой мир . Дублин: Wordwell Books, 2023. ISBN 978-1-9167-4202-4
- Уодделл, Джон. Доисторическая археология Ирландии . Голуэй: Издательство Голуэйского университета, 1998. ISBN 978-1-8698-5739-4
- Уорнер, Ричард. « Два языческих идола – новые замечательные открытия ». Археология Ирландии , том 17, вып. 1, 2003 г.
- Захриссон, Торунь. « Загадочные каменные лица: культовые изображения железного века? ». В Семпле, Сара; Орсини, Селия; Муи, Сиан (ред.). Жизнь на грани: социальные, политические и религиозные границы в Европе раннего средневековья . Ганновер: Ганноверский музей, 2017. ISBN 978-3-9320-3077-2
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Голова Корлека и другие аспекты древнего прошлого восточного Кавана . Видеолекция Джонатана Смита, Библиотека Кавана, 2023 г.