Ответственность государства
Законы об ответственности государств представляют собой принципы, определяющие, когда и каким образом государство несет ответственность за нарушение международных обязательств . Вместо того, чтобы устанавливать какие-либо конкретные обязательства, нормы ответственности государства в целом определяют, когда обязательство было нарушено, и правовые последствия этого нарушения. Таким образом, они являются «вторичными» нормами, которые затрагивают основные вопросы ответственности и средств правовой защиты, доступных в случае нарушения «первичных» или материальных норм международного права , например, в отношении применения вооруженной силы. Ввиду такой общности правила можно изучать независимо от основных норм обязательства. Они устанавливают (1) условия, при которых действия могут быть квалифицированы как международно-противоправные, (2) обстоятельства, при которых действия должностных лиц , [ 1 ] к государству могут быть отнесены частные лица и другие организации, (3) общие меры защиты от ответственности и (4) последствия ответственности.
До недавнего времени теория права ответственности государства не была достаточно разработана. Сейчас позиция изменилась после принятия (КМП) в августе 2001 года проектов статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния («Проекты статей») Комиссией международного права . [ 2 ] Проекты статей представляют собой сочетание кодификации и прогрессивного развития. На них уже ссылался Международный Суд. [ 3 ] и «считаются судами и комментаторами полностью или в значительной части точной кодификацией обычного международного права ответственности государств». [ 4 ] [ 5 ]
Хотя статьи носят общий характер, они не обязательно применимы во всех случаях. Особые договорные режимы, такие как Генеральное соглашение по тарифам и торговле и Европейская конвенция по правам человека , установили свои собственные особые правила ответственности.
История
[ редактировать ]Традиционно термин «ответственность государства» относился только к ответственности государства за причинение вреда иностранцам . Он включал не только «второстепенные» вопросы, такие как присвоение и средства правовой защиты, но также основные права и обязанности государств, например, заявленные международные стандарты обращения и право на дипломатическую защиту . Ранние усилия Лиги Наций и частных организаций по кодификации правил «ответственности государств» отражали традиционное внимание к ответственности за причинение вреда иностранцам. [ 6 ] Кодификационная конференция Лиги 1930 года в Гааге смогла достичь соглашения только по «второстепенным» вопросам, таким как вменение , а не по основным правилам обращения с иностранцами и их собственностью.
Попытки кодифицировать и разработать правила ответственности государств продолжались на протяжении всего существования Организации Объединенных Наций . потребовалось почти 45 лет, более тридцати докладов и обширная работа пяти специальных докладчиков, чтобы Комиссии международного права прийти к согласию по окончательному тексту проектов статей в целом с комментариями. В то же время обычное международное право ответственности государств в таких вопросах, как задержание и жестокое обращение с иностранцами, а также их право на справедливое судебное разбирательство стало менее важным, чем раньше, в результате развития международного права прав человека , которое применяется к иностранцам. все лица, будь то иностранцы или граждане. Концепция общего режима юридической ответственности, которую взяли на вооружение нормы государственной ответственности, является зачатком системы гражданского права и во многом чужда традиции общего права .
Кодификация
[ редактировать ]Тема ответственности государств была одной из первых 14 областей, предварительно отобранных для внимания КМП в 1949 году. [ 7 ] Когда Комиссия международного права включила тему для кодификации в 1953 году, «ответственность государства» была выделена из отдельной темы «обращение с иностранцами», что отражало растущее мнение о том, что ответственность государства включает в себя нарушение международного обязательства. [ 8 ]
Первый специальный докладчик Комиссии по вопросам ответственности государств, Ф.В. Гарсиа Амадор из Кубы , назначенный в 1955 году, отметил: «Было бы трудно найти тему, вызывающую большую путаницу и неопределенность». [ 9 ] Гарсиа Амадор попытался вернуться к традиционному акценту на ответственности за причинение вреда иностранцам, но его работа была по существу прекращена КМП, когда его членство закончилось в 1961 году. Его преемник, Роберто Аго из Италии , переосмыслил работу КМП с точки зрения различия между первичными и вторичные правила, а также установили базовую организационную структуру того, что впоследствии стало проектом статей . Сосредоточив внимание на общих правилах, изложенных на высоком уровне абстракции, Аго создал политически безопасное пространство, в котором КМП могла работать и в значительной степени избегать спорных дебатов дня. С 1969 года и до своего избрания в Международный Суд в 1980 году Аго завершил работу над частью 1 проекта статей, касающейся происхождения ответственности государств. Большинство из тридцати пяти статей, принятых за время его пребывания в должности, нашли отражение в окончательном проекте.
Работа над остальными статьями продвигалась медленно на протяжении 1980-х и начала 1990-х годов. Виллем Рифаген из Нидерландов , который был специальным докладчиком в 1986 году, подчеркнул, что отдельные первичные нормы могут определять последствия их нарушения – идея, передаваемая статьями через признание lex Specialis . Гаэтано Аранжио-Руис , специальный докладчик с 1988 года, помог прояснить последствия нарушений международных обязательств. В течение следующих восьми лет ILC завершила первое чтение частей 2 и 3.
В 1995 году Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла резолюцию, фактически призывающую Комиссию добиться прогресса по статьям об ответственности государств и другим давно ожидаемым проектам. [ 10 ] Джеймс Кроуфорд из Австралии , назначенный специальным докладчиком в 1996 году, подошел к этой задаче прагматично. КМП быстро прошла второе чтение проектов статей, приняв то, о чем она могла договориться, и отбросив остальное, наиболее примечательными из которых были статья 19 о государственных преступлениях и раздел об урегулировании споров.
Проекты статей
[ редактировать ]Окончательный текст проекта статей был принят КМП в августе 2001 года, завершив одно из самых продолжительных и самых противоречивых исследований Комиссии. 12 декабря 2001 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла резолюцию 56/83 , которая «предложила [статьи] вниманию правительств без ущерба для вопроса об их будущем принятии или других соответствующих действиях». [ 11 ]
Кроуфорд отмечает, что правила «носят строго общий характер». [ 12 ] охватывающий все виды международных обязательств.
Международно-противоправные деяния
[ редактировать ]Согласно проектам статей , международно-противоправное деяние должно:
- быть присвоены государству в соответствии с международным правом; и
- представляют собой нарушение международных обязательств государства. [ 13 ]
Международные преступления
[ редактировать ]В более ранних проектах статей об ответственности государств содержалась статья 19, которая предусматривала « государственные преступления ». [ 14 ] Статья 19 включала следующие положения:
2. Международно-противоправное деяние, возникшее в результате нарушения государством международного обязательства, настолько важного для защиты основных интересов международного сообщества, что его нарушение признается преступлением этим сообществом в целом, представляет собой международное преступление.
3. С учетом пункта 2 и на основании действующих норм международного права международное преступление может возникнуть, в частности, в результате:
(a) серьезное нарушение международного обязательства, имеющего существенное значение для поддержания международного мира и безопасности, например, обязательства, запрещающего агрессию;
(b) серьезное нарушение международного обязательства, имеющего существенное значение для защиты права народов на самоопределение , такого как обязательство, запрещающее установление или поддержание силой колониального господства;
(c) серьезное и широкомасштабное нарушение международных обязательств, имеющих существенное значение для защиты человека, таких как обязательства, запрещающие рабство, геноцид и апартеид;
(d) серьезное нарушение международных обязательств, имеющих существенное значение для защиты и сохранения окружающей среды, таких как обязательства, запрещающие массовое загрязнение атмосферы или морей.
4. Любое международно-противоправное деяние, которое не является международным преступлением в соответствии с пунктом 2, представляет собой международное правонарушение. [ 14 ]
Статья 19 была исключена из окончательного проекта статей. [ 15 ]
Атрибуция
[ редактировать ]Прежде чем государство может быть привлечено к ответственности за какое-либо действие, необходимо доказать причинную связь между вредом и официальным действием или бездействием, приписываемым государству, предположительно нарушившему свои обязательства. Это становится все более значимой современной проблемой, поскольку негосударственные субъекты, такие как Аль-Каида , транснациональные корпорации и неправительственные организации, играют более важную международную роль, а правительства приватизируют некоторые традиционные функции.
Государство несет ответственность за все действия своих должностных лиц и органов, даже если орган или должностное лицо формально независимы. [ 16 ] и даже если орган или должностное лицо действует ultra vires . [ 17 ] Лица или организации, не классифицированные как органы государства, все же могут подлежать вменению в вину, если они иным образом наделены полномочиями осуществлять элементы государственной власти и действовать в этом качестве в конкретном случае. Лица или организации, не выполняющие публичные функции, также могут быть привлечены к ответственности, если они фактически действовали под руководством или контролем государства. [ 18 ] Там, где происходит нарушение нормальной государственной власти и контроля, например, в так называемых « несостоявшихся государствах », действия тех, кто действует в качестве «правительства» в фактическом смысле, будут действиями государства. [ 19 ] Действия «повстанческого или другого движения, которое становится новым правительством существующего государства или добивается успеха в создании нового государства», также могут быть отнесены к государству. [ 20 ] Это также имеет место, когда государство признает и принимает поведение частных лиц как свое собственное. [ 21 ]
Несмотря на кажущуюся конкретность, стандарты, изложенные в некоторых правилах, содержат серьезные двусмысленности, и их применение зачастую требует тщательного изучения фактов и принятия суждений. Большинство правил устанавливают ответственность, связанную с частными действиями, уже возникают в соответствии с первичными правилами. Например, соглашения по охране окружающей среды и правам человека требуют от государств предотвращения злоупотреблений со стороны частных лиц.
Защита
[ редактировать ]Если установлены общие элементы для установления ответственности государства, возникает вопрос о том, могут ли быть доступны какие-либо средства защиты для государства-ответчика.
К ним относятся форс-мажорные обстоятельства (статья 23), бедствие (статья 24), необходимость (статья 25) и контрмеры (статьи 49–52), самооборона (статья 21) и согласие (статья 20).
Последствия нарушения
[ редактировать ]Нарушение международного обязательства влечет за собой два типа правовых последствий. Во-первых, он создает новые обязательства для государства-нарушителя, в первую очередь обязанности прекращения и неповторения (статья 30), а также обязанность произвести полное возмещение ущерба (статья 31). Статья 33(1) характеризует эти вторичные обязательства как обязательства перед другими государствами или международным сообществом в целом. » также косвенно признается В оговорке «Статьи , что государства могут иметь второстепенные обязательства перед негосударственными субъектами, такими как отдельные лица или международные организации.
Во-вторых, статьи создают новые права для потерпевших государств, главным образом, право призвать к ответственности (статьи 42 и 48) и ограниченное право принимать контрмеры (статьи 49-53). Однако эти права в значительной степени ориентированы на государство и не касаются того, как должна осуществляться ответственность государства, если обладателем права является физическое лицо или организация. Основным элементом прогрессивного развития в этой области является статья 48, которая предусматривает, что определенные нарушения международных обязательств могут повлиять на международное сообщество в целом, так что государства могут призвать к ответственности от имени более широкого сообщества. Это положение является продолжением знаменитого предложения Международного суда по делу «Барселона трэкшн» о том, что некоторые обязательства должны быть приняты erga omnes перед международным сообществом в целом. [ 22 ]
Возмещение
[ редактировать ]Если незаконные действия продолжаются, государство обязано прекратить их. [ 23 ] Государство также обязано произвести возмещение ущерба , которое может включать реституцию , компенсацию или удовлетворение . [ 24 ] Средства правовой защиты будут зависеть от конкретного форума, такого как Организация Объединенных Наций , Международный суд , Всемирная торговая организация , Международный трибунал по морскому праву , Международный уголовный суд , а также от цели возмещения. [ 25 ]
См. также
[ редактировать ]- Нюрнбергские принципы
- Правило в соответствии с высшим законом
- Суверенное государство
- Коллективная ответственность
Примечания
[ редактировать ]- ^ Можно смело исключить, что военные могут быть вызваны для исполнения приказа, отданного из своего государства в нарушение нормы международного права: Буономо, Джампьеро (2002). «(Юридическая) невозможность двусторонних соглашений избежать юрисдикции» . Интернет-издание «Закон и справедливость» . Архивировано из оригинала 1 августа 2012 г. Проверено 28 марта 2016 г.
- ^ «Проекты статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния с комментариями» (PDF) . 2008 год . Проверено 7 декабря 2023 г.
- ^ ICJ процитировал более ранний проект текста статей проекта Габчиково-Нагьямарош (Венгрия/Словакия) , ICJ Reports 1997 , на
- ^ Хэтэуэй, Уна А.; Миллс, Мэгги; Постон, Томас М. (08 ноября 2023 г.). «Военные репарации: аргументы в пользу контрмер» . Найдите в электронной библиотеке . Стэнфордский юридический обзор. ССНН 4548945 . Проверено 7 декабря 2023 г.
- ^ Зеликов, Филипп (12 мая 2022 г.). «Правовой подход к передаче российских активов для восстановления Украины» . Законность . Проверено 8 декабря 2023 г.
- ^ См. Ю. Мацуи, «Трансформация закона об ответственности государства» (1993) 20 Thesaurus Acroasium 1.
- ↑ Отчет Генеральной Ассамблее , 1949 год Ежегодник Комиссии международного права, , 277, стр. 281.
- ^ Ежегодник Комиссии международного права 1949 года 46, 49-50, Док. ООН. А/CN.4/SER.A/1949.
- ^ Ф.В. Гарсия Амадор, Первый отчет о международной ответственности , 1956 г. 2 Ежегодник Комиссии международного права 173, стр. 175, параграф. 6, Док. ООН. A/CN.4/SER.A/1956/Add.1.
- ^ GA Рез. 50/45 , для. 3 (11 декабря 1995 г.).
- ^ GA Рез. 56/83 , абз. 3 (12 декабря 2001 г.).
- ^ Джеймс Кроуфорд, Статьи Комиссии международного права об ответственности государств: введение, текст и комментарии (Cambridge University Press, 2002), стр. 12.
- ^ Примечание 1, статья 2.
- ^ Jump up to: а б Проект статей Комиссии международного права об ответственности государств, 1991 г.
- ^ Статьи Комиссии международного права об ответственности государств за международно-противоправные деяния, принятые в 2001 г.
- ^ Примечание 1, статья 5.
- ^ Примечание 1, статья 7.
- ^ Примечание 1, статья 8.
- ^ Примечание 1, статья 9.
- ↑ Примечание 1, статья 10. См. далее Лисбет Зегвельд, Ответственность вооруженных оппозиционных группировок в международном праве (Cambridge University Press, 2002).
- ^ Примечание 1, статья 11.
- ^ Barcelona Traction, Light & Power Co. (Бельгия против Испании) , Новое заявление, 1970 ICJ Reports 4, 32. См. также; Доклад Комиссии Генеральной Ассамблее о работе ее пятьдесят третьей сессии (23 апреля – 1 июня и 2 июля – 10 августа) A/56/10 (2001) II (Часть вторая) Ежегодник Комиссии международного права п. 127, пункт 8.
- ^ Примечание 1, статья 30.
- ^ Авраам, Хаим (2023). «Основы ответственности: как внутригосударственное правонарушение может способствовать развитию международного права об ответственности государств в вооруженных конфликтах» . Интернет-журнал международного права Вирджинии .
- ^ Хардман Рейс, Т., Компенсация за экологический ущерб в соответствии с международным правом , Kluwer Law International, Гаага, 2011 г., ISBN 978-90-411-3437-0
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гарриет Мойнихан, «Помощь и содействие: проблемы вооруженных конфликтов и борьбы с терроризмом» (2016 г.).
- Хельмут Филипп Ауст, «Соучастие и право государственной ответственности» (2011), ISBN 9781107010727
- Дэниел Бодански и Джон Р. Крук, «Симпозиум: Статьи ILC об ответственности государства» (2002 г.)
- Джеймс Кроуфорд, «Статьи Комиссии международного права об ответственности государств. Введение, текст и комментарии» (2002 г.), ISBN 0-521-81353-0
- 96 Американский журнал международного права 773. [1]
- Проект статей КМП об ответственности государств [2] [ постоянная мертвая ссылка ]
- Проекты статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния [3]
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Справка по истории процессуальных действий и аудиовизуальные материалы по статьям об ответственности государств за международно-противоправные деяния в исторических архивах Библиотеки аудиовизуальных материалов Организации Объединенных Наций по международному праву
- Лекция Джеймса Кроуфорда на тему « Статьи Комиссии международного права об ответственности государств: прошлое и будущее» в серии лекций Библиотеки аудиовизуальных материалов Организации Объединенных Наций по международному праву
- Лекция Джорджио Гая на тему «Влияние резолюций Совета Безопасности на ответственность государств» в серии лекций Библиотеки аудиовизуальных материалов Организации Объединенных Наций по международному праву
- Лекция Веры Гоулланд-Деббас на тему « Взаимосвязь между коллективной безопасностью и ответственностью государства» в серии лекций Библиотеки аудиовизуальных материалов Организации Объединенных Наций по международному праву
- Лекция Кеннета Кейта под названием «Дело Радужного воина» в серии лекций Библиотеки аудиовизуальных материалов Организации Объединенных Наций по международному праву
- Лекция Алена Пелле « Ответственность в международном праве: введение» (также доступна на французском языке) в серии лекций Библиотеки аудиовизуальных материалов Организации Объединенных Наций по международному праву