Jump to content

Ответственность государства

Законы об ответственности государств представляют собой принципы, определяющие, когда и каким образом государство несет ответственность за нарушение международных обязательств . Вместо того, чтобы устанавливать какие-либо конкретные обязательства, нормы ответственности государства в целом определяют, когда обязательство было нарушено, и правовые последствия этого нарушения. Таким образом, они являются «вторичными» нормами, которые затрагивают основные вопросы ответственности и средств правовой защиты, доступных в случае нарушения «первичных» или материальных норм международного права , например, в отношении применения вооруженной силы. Ввиду такой общности правила можно изучать независимо от основных норм обязательства. Они устанавливают (1) условия, при которых действия могут быть квалифицированы как международно-противоправные, (2) обстоятельства, при которых действия должностных лиц , [ 1 ] к государству могут быть отнесены частные лица и другие организации, (3) общие меры защиты от ответственности и (4) последствия ответственности.

До недавнего времени теория права ответственности государства не была достаточно разработана. Сейчас позиция изменилась после принятия (КМП) в августе 2001 года проектов статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния («Проекты статей») Комиссией международного права . [ 2 ] Проекты статей представляют собой сочетание кодификации и прогрессивного развития. На них уже ссылался Международный Суд. [ 3 ] и «считаются судами и комментаторами полностью или в значительной части точной кодификацией обычного международного права ответственности государств». [ 4 ] [ 5 ]

Хотя статьи носят общий характер, они не обязательно применимы во всех случаях. Особые договорные режимы, такие как Генеральное соглашение по тарифам и торговле и Европейская конвенция по правам человека , установили свои собственные особые правила ответственности.

Традиционно термин «ответственность государства» относился только к ответственности государства за причинение вреда иностранцам . Он включал не только «второстепенные» вопросы, такие как присвоение и средства правовой защиты, но также основные права и обязанности государств, например, заявленные международные стандарты обращения и право на дипломатическую защиту . Ранние усилия Лиги Наций и частных организаций по кодификации правил «ответственности государств» отражали традиционное внимание к ответственности за причинение вреда иностранцам. [ 6 ] Кодификационная конференция Лиги 1930 года в Гааге смогла достичь соглашения только по «второстепенным» вопросам, таким как вменение , а не по основным правилам обращения с иностранцами и их собственностью.

Попытки кодифицировать и разработать правила ответственности государств продолжались на протяжении всего существования Организации Объединенных Наций . потребовалось почти 45 лет, более тридцати докладов и обширная работа пяти специальных докладчиков, чтобы Комиссии международного права прийти к согласию по окончательному тексту проектов статей в целом с комментариями. В то же время обычное международное право ответственности государств в таких вопросах, как задержание и жестокое обращение с иностранцами, а также их право на справедливое судебное разбирательство стало менее важным, чем раньше, в результате развития международного права прав человека , которое применяется к иностранцам. все лица, будь то иностранцы или граждане. Концепция общего режима юридической ответственности, которую взяли на вооружение нормы государственной ответственности, является зачатком системы гражданского права и во многом чужда традиции общего права .

Кодификация

[ редактировать ]

Тема ответственности государств была одной из первых 14 областей, предварительно отобранных для внимания КМП в 1949 году. [ 7 ] Когда Комиссия международного права включила тему для кодификации в 1953 году, «ответственность государства» была выделена из отдельной темы «обращение с иностранцами», что отражало растущее мнение о том, что ответственность государства включает в себя нарушение международного обязательства. [ 8 ]

Первый специальный докладчик Комиссии по вопросам ответственности государств, Ф.В. Гарсиа Амадор из Кубы , назначенный в 1955 году, отметил: «Было бы трудно найти тему, вызывающую большую путаницу и неопределенность». [ 9 ] Гарсиа Амадор попытался вернуться к традиционному акценту на ответственности за причинение вреда иностранцам, но его работа была по существу прекращена КМП, когда его членство закончилось в 1961 году. Его преемник, Роберто Аго из Италии , переосмыслил работу КМП с точки зрения различия между первичными и вторичные правила, а также установили базовую организационную структуру того, что впоследствии стало проектом статей . Сосредоточив внимание на общих правилах, изложенных на высоком уровне абстракции, Аго создал политически безопасное пространство, в котором КМП могла работать и в значительной степени избегать спорных дебатов дня. С 1969 года и до своего избрания в Международный Суд в 1980 году Аго завершил работу над частью 1 проекта статей, касающейся происхождения ответственности государств. Большинство из тридцати пяти статей, принятых за время его пребывания в должности, нашли отражение в окончательном проекте.

Работа над остальными статьями продвигалась медленно на протяжении 1980-х и начала 1990-х годов. Виллем Рифаген из Нидерландов , который был специальным докладчиком в 1986 году, подчеркнул, что отдельные первичные нормы могут определять последствия их нарушения – идея, передаваемая статьями через признание lex Specialis . Гаэтано Аранжио-Руис , специальный докладчик с 1988 года, помог прояснить последствия нарушений международных обязательств. В течение следующих восьми лет ILC завершила первое чтение частей 2 и 3.

В 1995 году Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла резолюцию, фактически призывающую Комиссию добиться прогресса по статьям об ответственности государств и другим давно ожидаемым проектам. [ 10 ] Джеймс Кроуфорд из Австралии , назначенный специальным докладчиком в 1996 году, подошел к этой задаче прагматично. КМП быстро прошла второе чтение проектов статей, приняв то, о чем она могла договориться, и отбросив остальное, наиболее примечательными из которых были статья 19 о государственных преступлениях и раздел об урегулировании споров.

Проекты статей

[ редактировать ]

Окончательный текст проекта статей был принят КМП в августе 2001 года, завершив одно из самых продолжительных и самых противоречивых исследований Комиссии. 12 декабря 2001 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла резолюцию 56/83 , которая «предложила [статьи] вниманию правительств без ущерба для вопроса об их будущем принятии или других соответствующих действиях». [ 11 ]

Кроуфорд отмечает, что правила «носят строго общий характер». [ 12 ] охватывающий все виды международных обязательств.

Международно-противоправные деяния

[ редактировать ]

Согласно проектам статей , международно-противоправное деяние должно:

  • быть присвоены государству в соответствии с международным правом; и
  • представляют собой нарушение международных обязательств государства. [ 13 ]

Международные преступления

[ редактировать ]

В более ранних проектах статей об ответственности государств содержалась статья 19, которая предусматривала « государственные преступления ». [ 14 ] Статья 19 включала следующие положения:

2. Международно-противоправное деяние, возникшее в результате нарушения государством международного обязательства, настолько важного для защиты основных интересов международного сообщества, что его нарушение признается преступлением этим сообществом в целом, представляет собой международное преступление.

3. С учетом пункта 2 и на основании действующих норм международного права международное преступление может возникнуть, в частности, в результате:

(a) серьезное нарушение международного обязательства, имеющего существенное значение для поддержания международного мира и безопасности, например, обязательства, запрещающего агрессию;

(b) серьезное нарушение международного обязательства, имеющего существенное значение для защиты права народов на самоопределение , такого как обязательство, запрещающее установление или поддержание силой колониального господства;

(c) серьезное и широкомасштабное нарушение международных обязательств, имеющих существенное значение для защиты человека, таких как обязательства, запрещающие рабство, геноцид и апартеид;

(d) серьезное нарушение международных обязательств, имеющих существенное значение для защиты и сохранения окружающей среды, таких как обязательства, запрещающие массовое загрязнение атмосферы или морей.

4. Любое международно-противоправное деяние, которое не является международным преступлением в соответствии с пунктом 2, представляет собой международное правонарушение. [ 14 ]

Статья 19 была исключена из окончательного проекта статей. [ 15 ]

Атрибуция

[ редактировать ]

Прежде чем государство может быть привлечено к ответственности за какое-либо действие, необходимо доказать причинную связь между вредом и официальным действием или бездействием, приписываемым государству, предположительно нарушившему свои обязательства. Это становится все более значимой современной проблемой, поскольку негосударственные субъекты, такие как Аль-Каида , транснациональные корпорации и неправительственные организации, играют более важную международную роль, а правительства приватизируют некоторые традиционные функции.

Государство несет ответственность за все действия своих должностных лиц и органов, даже если орган или должностное лицо формально независимы. [ 16 ] и даже если орган или должностное лицо действует ultra vires . [ 17 ] Лица или организации, не классифицированные как органы государства, все же могут подлежать вменению в вину, если они иным образом наделены полномочиями осуществлять элементы государственной власти и действовать в этом качестве в конкретном случае. Лица или организации, не выполняющие публичные функции, также могут быть привлечены к ответственности, если они фактически действовали под руководством или контролем государства. [ 18 ] Там, где происходит нарушение нормальной государственной власти и контроля, например, в так называемых « несостоявшихся государствах », действия тех, кто действует в качестве «правительства» в фактическом смысле, будут действиями государства. [ 19 ] Действия «повстанческого или другого движения, которое становится новым правительством существующего государства или добивается успеха в создании нового государства», также могут быть отнесены к государству. [ 20 ] Это также имеет место, когда государство признает и принимает поведение частных лиц как свое собственное. [ 21 ]

Несмотря на кажущуюся конкретность, стандарты, изложенные в некоторых правилах, содержат серьезные двусмысленности, и их применение зачастую требует тщательного изучения фактов и принятия суждений. Большинство правил устанавливают ответственность, связанную с частными действиями, уже возникают в соответствии с первичными правилами. Например, соглашения по охране окружающей среды и правам человека требуют от государств предотвращения злоупотреблений со стороны частных лиц.

Если установлены общие элементы для установления ответственности государства, возникает вопрос о том, могут ли быть доступны какие-либо средства защиты для государства-ответчика.

К ним относятся форс-мажорные обстоятельства (статья 23), бедствие (статья 24), необходимость (статья 25) и контрмеры (статьи 49–52), самооборона (статья 21) и согласие (статья 20).

Последствия нарушения

[ редактировать ]

Нарушение международного обязательства влечет за собой два типа правовых последствий. Во-первых, он создает новые обязательства для государства-нарушителя, в первую очередь обязанности прекращения и неповторения (статья 30), а также обязанность произвести полное возмещение ущерба (статья 31). Статья 33(1) характеризует эти вторичные обязательства как обязательства перед другими государствами или международным сообществом в целом. » также косвенно признается В оговорке «Статьи , что государства могут иметь второстепенные обязательства перед негосударственными субъектами, такими как отдельные лица или международные организации.

Во-вторых, статьи создают новые права для потерпевших государств, главным образом, право призвать к ответственности (статьи 42 и 48) и ограниченное право принимать контрмеры (статьи 49-53). Однако эти права в значительной степени ориентированы на государство и не касаются того, как должна осуществляться ответственность государства, если обладателем права является физическое лицо или организация. Основным элементом прогрессивного развития в этой области является статья 48, которая предусматривает, что определенные нарушения международных обязательств могут повлиять на международное сообщество в целом, так что государства могут призвать к ответственности от имени более широкого сообщества. Это положение является продолжением знаменитого предложения Международного суда по делу «Барселона трэкшн» о том, что некоторые обязательства должны быть приняты erga omnes перед международным сообществом в целом. [ 22 ]

Возмещение

[ редактировать ]

Если незаконные действия продолжаются, государство обязано прекратить их. [ 23 ] Государство также обязано произвести возмещение ущерба , которое может включать реституцию , компенсацию или удовлетворение . [ 24 ] Средства правовой защиты будут зависеть от конкретного форума, такого как Организация Объединенных Наций , Международный суд , Всемирная торговая организация , Международный трибунал по морскому праву , Международный уголовный суд , а также от цели возмещения. [ 25 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Можно смело исключить, что военные могут быть вызваны для исполнения приказа, отданного из своего государства в нарушение нормы международного права: Буономо, Джампьеро (2002). «(Юридическая) невозможность двусторонних соглашений избежать юрисдикции» . Интернет-издание «Закон и справедливость» . Архивировано из оригинала 1 августа 2012 г. Проверено 28 марта 2016 г.
  2. ^ «Проекты статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния с комментариями» (PDF) . 2008 год . Проверено 7 декабря 2023 г.
  3. ^ ICJ процитировал более ранний проект текста статей проекта Габчиково-Нагьямарош (Венгрия/Словакия) , ICJ Reports 1997 , на
  4. ^ Хэтэуэй, Уна А.; Миллс, Мэгги; Постон, Томас М. (08 ноября 2023 г.). «Военные репарации: аргументы в пользу контрмер» . Найдите в электронной библиотеке . Стэнфордский юридический обзор. ССНН   4548945 . Проверено 7 декабря 2023 г.
  5. ^ Зеликов, Филипп (12 мая 2022 г.). «Правовой подход к передаче российских активов для восстановления Украины» . Законность . Проверено 8 декабря 2023 г.
  6. ^ См. Ю. Мацуи, «Трансформация закона об ответственности государства» (1993) 20 Thesaurus Acroasium 1.
  7. Отчет Генеральной Ассамблее , 1949 год Ежегодник Комиссии международного права, , 277, стр. 281.
  8. ^ Ежегодник Комиссии международного права 1949 года 46, 49-50, Док. ООН. А/CN.4/SER.A/1949.
  9. ^ Ф.В. Гарсия Амадор, Первый отчет о международной ответственности , 1956 г. 2 Ежегодник Комиссии международного права 173, стр. 175, параграф. 6, Док. ООН. A/CN.4/SER.A/1956/Add.1.
  10. ^ GA Рез. 50/45 , для. 3 (11 декабря 1995 г.).
  11. ^ GA Рез. 56/83 , абз. 3 (12 декабря 2001 г.).
  12. ^ Джеймс Кроуфорд, Статьи Комиссии международного права об ответственности государств: введение, текст и комментарии (Cambridge University Press, 2002), стр. 12.
  13. ^ Примечание 1, статья 2.
  14. ^ Jump up to: а б Проект статей Комиссии международного права об ответственности государств, 1991 г.
  15. ^ Статьи Комиссии международного права об ответственности государств за международно-противоправные деяния, принятые в 2001 г.
  16. ^ Примечание 1, статья 5.
  17. ^ Примечание 1, статья 7.
  18. ^ Примечание 1, статья 8.
  19. ^ Примечание 1, статья 9.
  20. Примечание 1, статья 10. См. далее Лисбет Зегвельд, Ответственность вооруженных оппозиционных группировок в международном праве (Cambridge University Press, 2002).
  21. ^ Примечание 1, статья 11.
  22. ^ Barcelona Traction, Light & Power Co. (Бельгия против Испании) , Новое заявление, 1970 ICJ Reports 4, 32. См. также; Доклад Комиссии Генеральной Ассамблее о работе ее пятьдесят третьей сессии (23 апреля – 1 июня и 2 июля – 10 августа) A/56/10 (2001) II (Часть вторая) Ежегодник Комиссии международного права п. 127, пункт 8.
  23. ^ Примечание 1, статья 30.
  24. ^ Авраам, Хаим (2023). «Основы ответственности: как внутригосударственное правонарушение может способствовать развитию международного права об ответственности государств в вооруженных конфликтах» . Интернет-журнал международного права Вирджинии .
  25. ^ Хардман Рейс, Т., Компенсация за экологический ущерб в соответствии с международным правом , Kluwer Law International, Гаага, 2011 г., ISBN   978-90-411-3437-0

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4b4df2dfc6b3525e09f6f5de71d97761__1710053580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4b/61/4b4df2dfc6b3525e09f6f5de71d97761.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
State responsibility - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)