Томодзи Абэ
Томодзи Абэ | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Юного, Мимасака, Окаяма | 26 июня 1903 г.
Умер | 23 апреля 1973 г. | ( 69 лет
Язык | японский |
Национальность | японский |
Альма-матер | Токийский императорский университет |
Литературное движение | Модернизм |
Супруг | Сумико Охама |
Томодзи Абэ ( 阿部 知二 , Абэ Томодзи , 26 июня 1903 — 23 апреля 1973) — японский писатель, социальный критик, гуманист и переводчик английской и американской литературы. Хотя он начал писать как модернист , в своих более поздних работах он представлял интеллектуальное движение в японской литературе . [ 1 ] Это движение отошло от японского традиционного мышления и от устоявшихся форм повествования, которые фокусировались на эстетических ценностях и эмоциональных состояниях ума (например, в работах Дзюнъитиро Танидзаки и Рюноскэ Акутагава ); оно также отошло от модернистских взглядов, которые продолжали пользоваться популярностью в мировой литературе и в Японии (в число японских писателей-модернистов входили Харуо Сато , Сэй Ито , Тацуо Хори , Риичи Ёкомицу и Ясунари Кавабата ). Интеллектуальный подход Абэ был несовместим с социально-политической атмосферой Японии в ранний период Сёва (1925–1945), с ростом фашизма и милитаризма , а также с крестовым походом за сохранение японских феодальных традиций. [ 1 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Томодзи Абэ родился в Юного, Мимасака, Окаяма , он был вторым сыном Рёхея Абэ, учителя естествознания в средней школе, и его жены Хайо Мори. Объявления о работе Рёхэя привели его семью в Йонаго в префектуре Тоттори и в Кизучи в префектуре Симанэ ; Томодзи посещал начальную школу Ёран, среднюю школу Химэдзи в Химедзи, Хёго и среднюю школу Дай-хати в Нагое . В 1921 году, учась в старшей школе, Абэ взял годовой отпуск, чтобы вылечиться от болезни легких, которая оказалась неопасной, и в течение этого года начал писать стихи танка под руководством Кохея. В 1923 году Абэ опубликовал свои стихи в журнале «Коюкай Засши» . В это время он восхищался поэтом-танка Акахико Симаги и читал романы Льва Толстого и Антона Чехова . В 1924 году, после окончания средней школы, Абэ поступил на Токийского императорского университета факультет английской литературы (ныне Токийский университет). Особенно его интересовали британские поэты-романтики XIX века. Личный контакт Абэ с зарубежным мышлением и мировоззрением произошел через одного из его учителей, английского поэта. Эдмунд Бланден , который в 1924 году преподавал там английскую литературу. Абэ вместе с другими учениками Бландена поначалу удивлялся неформальной и доступной манере англичанина и, возможно, его пацифизму , любил его и восхищался им, а позже Абэ сказал, что Бланден был лучшим другом Японии и выявил в них лучшее. Абэ познакомился с британским модернизмом и особенно с концепциями интеллектуализма, связанными с Т. Э. Хьюмом, Гербертом Ридом и Т. С. Элиотом. [ 2 ]
В 1927 году Абэ окончил Токийский университет, защитив диссертацию об Эдгаре Аллане По как поэте, а затем поступил в аспирантуру.
Ранние работы
[ редактировать ]Томодзи Абэ начал свою писательскую карьеру как модернист. [ 3 ] В ноябре 1925 года, во время учебы в университете, он опубликовал свою первую работу «Касэй» («Метаплазия») и эссе «Кёсэйся но тамаши» («Дух выпрямителя») в журнале «Сюмон» («Красные ворота») отдела литературы. Он познакомился с редактором «Сюмона» , писателем Сэйити Фунабаши, который в 1967 году получил литературную премию «Нома» за «Суки на Онна но Мунакадзари» ( «Пекторали любимой дамы») . Абэ, Фунабаши и другие выступали за модернизм в противовес марксизму. [ 2 ] В 1926 году Абэ присоединился к журналу «Аозора» («Голубое небо»), который издавали молодые писатели Мотодзиро Кадзи и Накатани Такао, а также начинающий в то время поэт и литературный критик Тацудзи Миёси . В 1928 году, после того как «Аозора» сотрудничал с другим кружковым литературным журналом « Бунгей Тоси» («Эпоха искусства и литературы») закрылась в 1927 году, Абэ вместе с Сэйити Фунабаси, молодым писателем Масудзи Ибусе и критиком и писателем Хидеми Кон . В 1929 году, отчасти в ответ на самоубийство Рюноскэ Акутагавы, Абэ написал «Сучи-тэки Бунгаку-рон» («Об интеллектуальной литературе»), который он опубликовал в журнале «Си то Широн» («Поэзия и поэтическая теория»), основанном в прошлом году Тацудзи Миёси и писатель Сакутаро Хагивара .
Профессиональным дебютом Абэ стал Ничи-Доку Тайко Кьёги (Атлетические игры Япония-Германия); он появился в январском номере литературного журнала «Синчо» за январь 1930 года и был сразу же принят как многообещающий молодой писатель в движении Синко Гейдзюцу (Современное искусство). [ 2 ] Героиня, молодая жена пожилого профессора, эротически увлекается немецкими спортсменами, особенно одним из них, и в своих мыслях поддается сексуальному искушению, хотя никогда не действует согласно своим порывам. Считается, что работа имеет феминистский подтекст, поскольку она разоблачает несчастье брака по расчету молодой женщины с пожилым мужчиной.
1930 год стал годом, когда Абэ написал несколько рассказов в модернистском стиле и когда Сучи-тэки Бунгаку-рон Косейкаку опубликовал в виде книги вместе с другими эссе.
Последней модернистской работой Абэ, написанной в 1936 году, была «Фую-но Ядо» ( 冬の宿 , «Зимнее жилье» ) . Это стало его знаменитой работой и основой его послевоенных произведений. Это история японской семьи, расколотой между распутным, расточительным и жестоким мужем Камоном Киришимой и его набожной женой-христианкой Мацуко, сексуально подавленной, чье терпение кажется безграничным. Однако в терпении Масако есть оттенок желания контролировать. Рассказчик, который является свидетелем их жизни, рассказывает историю спокойно и объективно. Однако, несмотря на этот холодный, формальный объективизм, роман сбивает с толку, обнажая иррациональную сложность человеческой психики с ее антагонистическими силами и подавленными желаниями, конфликт между двумя фундаментальными элементами человеческой природы — инстинктом и интеллектом. [ 1 ] На другом уровне «Фую-но Ядо» рассматривается как атака Абэ на усиливающийся в Японии националистический фашизм, который представлен манипуляциями Масако по обращению других в христианство, а также негативными последствиями ее усилий, ухудшением ее здоровья, распадом семьи и ее окончательным завершением. разрушения, предсказывает будущее страны. [ 3 ]
Послевоенная работа
[ редактировать ]Послевоенное творчество Томодзи Абэ носило гуманистический и социально-критический характер. Он выступал против милитаризма и эксплуатации людей и призывал к уважению человеческого достоинства (Нинген Бесши ни Кошите - Сопротивление презрению к людям - эссе, 1955). Его роман «Сирои То» («Белый столб») выражал антимилитаристские взгляды и выступал против злоупотреблений финансовых/деловых монополий. [ 1 ] Интеллектуально независимый и бескомпромиссный, Абэ был среди писателей, веривших в необходимость возрождения литературы. Он считал, что литература и писатели должны приносить пользу обществу и стимулировать его прогресс, и писал, помимо художественных произведений, многочисленные очерки и теоретические труды, в которых выражал эти взгляды.
Личная жизнь
[ редактировать ]Абэ женился на Сумико Охаме в 1930 году. У них было двое сыновей: Ёсио (1932 г.р.), который стал учёным и профессором французской литературы, и Нобуо (1948 г.р.), который стал критиком и главным куратором Художественного музея Бриджстоуна, и три дочери. Хироко (1937 г.р.), Мичико (1941 г.р.) и Норико (1944 г.р.). В мае 1944 года его семья эвакуировалась в Химедзи, чтобы избежать ожидаемой бомбардировки, а он остался в Токио; в том же месяце умер его отец. В июле 1945 года Абэ переехал в Мимасаку в Окаяме, спасаясь от интенсивных бомбардировок Токио, а в ноябре, через три месяца после капитуляции Японии, он присоединился к своей семье в Химедзи. В апреле 1950 года Абэ вместе с другими писателями (в том числе Ясунари Кавабата) отправился в Хиросиму на встречу Японского пен-клуба и прочитал лекцию на тему «Война и мир». Он продолжал интересоваться марксизмом, но в атмосфере холодной войны был осторожен в раскрытии своих интересов и политических взглядов. [ 4 ] Летом Абэ отправился в Европу и вернулся в Токио в конце 1950 года. По возвращении Абэ был удивлен, увидев, что Япония была относительно стабильной и мирной, поскольку он слышал слухи о Корейской войне , распространяющей насилие на берега Японии, находясь в Европе. [ 5 ] В 1953 году Абэ стоял в баре в качестве специального защитника в связи с первомайским инцидентом 1 мая 1952 года, когда во время первомайской демонстрации группа под руководством коммунистов прорвалась на Империал Плаза; в ходе последовавшего столкновения между демонстрантами и полицией люди с обеих сторон были убиты и ранены. В марте 1959 года Абэ и Киёси Аоно выступили с письменным протестом против пересмотра Договора о взаимном сотрудничестве и безопасности между США и Японией . Абэ был страстным и откровенным критиком войны во Вьетнаме. В мае 1965 года Абэ, Рокуро Хидака, видный учёный и автор книги «Цена изобилия: дилеммы современной Японии» , и Ёсио Накано, редактор левого журнала «Хейва» («Мир») протестовали против войны во Вьетнаме и призывали к единое антивоенное движение. В октябре 1966 года Абэ и Накано призвали к забастовке против войны во Вьетнаме. В марте 1968 года Абэ ушел из Университета Мэйдзи и вместе с ученым Минору Ода призвал к общенациональному движению против войны во Вьетнаме. [ 3 ] В 1969 году во время поездки с женой в Европу Абэ навестил Эдмунда Бландена, своего преподавателя в университете.
В ноябре 1971 года у Абэ диагностировали рак пищевода и его госпитализировали. Он умер 23 апреля 1973 года, оставив незаконченный роман «Хосю» , который он диктовал в последний год своей жизни и который был опубликован посмертно.
Опубликованные работы
[ редактировать ]- Касей ( Метаплазия ) и Кёсэйша-но Тамаши (Дух Выпрямителя), очерки, Сюмон , 1925.
- Сюти-тэки Бунгакурон (Об интеллектуальной литературе), эссе, книга Ши-то Широн , 1929 г., Косэйкаку.
- Ничи-Доку Тайко Кьёги ( Японо-германские атлетические игры ) , рассказ, Синтё , 1930 г.
- Сирои Сикан (Белый офицер), рассказ, Синчо , 1930.
- Кои то Афурика ( Любовь и Африка ) , рассказ, Синчо , 1930.
- Синема-но Кокуджин ( Негр в кино ) , рассказ 1930 года.
- Уми-но Айбу ( Ласка моря ) , рассказ, Синтё , 1930.
- Бунгаку то Ринрисей (Литература и мораль), эссе, Кодо . 1933 год
- Риаризуму то Синджитсу (Реализм и Истина), эссе, Кодо , 1934 г.
- Бунгаку то Никутай (Литература и плоть), эссе, Кодо . 1934 год
- Бунгаку-но Косацу (Исследование литературы), сборник эссе, Кинокуния, 1934 г.
- Мерубиру (Мелвилл), критическая биография, Кенкюша. 1934 год
- Аречи ( Пустошь ), рассказ, Кодо . 1935 год
- Фую-но Ядо ( 冬の宿 ) (Зимнее жилье), роман, Бунгаккай (выпуски за январь – октябрь 1936 г.); книга (ноябрь), Дай-ити Сёбо. 1936 год
- Геней ( фантом ) (Иллюзия), рассказ, Синчо , 1936.
- Ши Ренаи (Стихи и любовь), пер. Стихи и эссе П. Б. Шелли, Дайити Сёбо. 1936 год
- Кофуку ( Счастье ) , Каваде Сёбо, 1937.
- Байрон (Байрон), критическая биография, Кенкюша. 1937 год
- Пекин ( Пекин ) , Дай-ити Сёбо, 1938 год.
- Байрон Сишу (Сборник стихов Байрона), Синчоша. 1938 год
- Фусэцу ( 風雪 ) (Ветер и снег), первые части в Нихон Хёрон . 1938 год
- Бунгакуронсю (Сборник литературных теорий), Каваде Сёбо. 1938 год
- Каге ( Тень ), Бунгаккай , 1939 год.
- Мачи ( Город ) , Синчоша, 1939 г.
- Oki ni Mesu Mama (Как вам это понравится), пер. по пьесе В. Шекспира «Иванами Бунко». 1939 год
- Фусэцу ( Ветер и снег ) , книга, Согэнся, 1939 г.
- Хикари Каге ( Свет и Тень ) , Синчоша, 1939.
- Мерубиру Хакугей («Моби Дик» Мелвилла), частичный перевод, Chisei , 1940.
- Привет-но Сима Джава, Барито-но Ки ( Репортаж с Джавы, Острова Огня и с Бали ) , сборник эссе, 1944 г.
- Рёкуи ( Зеленое одеяние ) , Синчоша, 1946 год.
- Ши-но Хана ( Цветок Смерти ) , Секай, 1946 год.
- Джоджо Хёгену (Лиризм и выражение), сборник эссе, Ётокуша. 1948 год
- Курои Каге ( Чёрная Тень ) , Хосокава Сётэн, 1949 год.
- Сиро Инака кара но Тегами ( Замок: Письма из деревни ) , сборник рассказов, Токио, Согэнся, 1949.
- Хакугей I ( Моби Дик I), книга , Тикума Сёбо, 1949.
- Хакугей II ( Моби Дик II ) , книга, Тикума Сёбо, 1950 г.
- Дзинко Тейен ( Фальшивый сад ) , Гунзо (в 1954 году снят фильм «Онна но Соно », 1953).
- Хакугей III ( Моби Дик III ) , книга, Тикума Сёбо, 1954 г.
- Chisei ni Tsuite (Об интеллекте), эссе 1954 г.
- Ningen Besshi ni Kōshite (Resisting Contempt for Human Beings), essay, Bungei1955
- Генбаку то Бунгаку (Атомная бомба и литература), эссе, Мита Бунгаку , 1955 г.
- Идайнару Мичи ( пер . Великая дорога), из книги Агнес Смедли « Великая дорога: жизнь и времена Чу Те , Иванами Шотен». 1955 год
- Рекиси-но Нака э (Внутри истории), сборник эссе, Оцуки Сётэн, 1955.
- Сёсэцу-но Ёмиката (Как читать романы), эссе, Сибундо, 1955 г.
- Дзицугецу-но Мадо Окна на ( Солнце и Луну), Коданся, 1955.
- Джин Эа , . из «Джейн пер » К. Бронте Эйр , Каваде Шобо Шинша, 1955.
- Арасига Ока ( «Грозовой перевал» ) » Э. Бронте , пер. из «Грозового перевала , Иванами Сётэн, 1955.
- Гува (Аллегория), пер. по роману У. Фолкнера «Иванами Шотен». 1955 год
- Цуки Рокупенсу ( Луна и грош ) , пер. Сомерсета Моэма «Луна и грош» , Секаи Бунгаку Дзэнсю (Каваде Шобо Шинша, 1961).
- Секаи Бунгаку-но Нагаре (Современия в мировой литературе), теория литературы, Каваде Сёбо Синша, 1963.
- Сирой То ( Белый столб ) , роман, Иванами Сётэн, 1963.
- Такарадзима , пер. « Остров сокровищ » Р.Л. Стивенсона , Иванами Бунко, 1963.
- Коман Хенкену ( Гордость и предубеждение ) , пер. из книги Дж. Остин «Гордость и предубеждение» , Каваде Шобо Шинша, 1963.
- Рёсин-тэки Хэйэки Кёхи но Сисо ( Философия отказа от военной службы по соображениям совести , 1969 ).
- Хосю ( 捕囚 ) (Пленник), роман, начал писать в августе 1971 года; работа прервана по болезни; продолжение под диктовку в 1972 году. Неоконченный роман опубликован посмертно. 1973 год
Другие опубликованные переводы
[ редактировать ]Абэ был плодовитым переводчиком английской и американской литературы. Он известен как переводчик сериала о Шерлоке Холмсе (1960). Он также перевел с английского другие зарубежные произведения; например, польский писатель, лауреат Нобелевской премии Владислав Реймонт » « Крестьяне (2-й том) (1939) и Валмики «Рамаяна» (1966).
Другие литературные переводы Абэ включают: Оскара Уайльда «De Profundis» , 1935 год, и «Счастливый принц» , 1954 год; Томаса Харди «Под зеленым деревом» , 1936, и «Тесс» , 1969; » Даниэля Дефо «Робинзон Крузо , 1952 год; «Сказки Чарльза и Мэри Лэмб из Шекспира» , 1954; Джека Лондона «Зов предков» , 1955; сэра Артура Конан Дойля «Серебряное пламя» , 1958 год; Марка Твена Приключения Тома Сойера , ок. 1959 год; Редьярда Киплинга «Книга джунглей» , 1961 год; Джейн Остин «Эмма» , 1965 и «Убеждение» , 1968; » Марджори Киннан Роулингс «Годовалый ребенок , 1965; Элеоноры Фарджон «Серебряный кроншнеп» , 1968 год; Уолтера де ла Мара Библейские истории , 1970.
Работы переведены на иностранные языки
[ редактировать ]Фую-но Ядо (польское Зимнее жилище ) пер. Эвелина Чоржевска-Адамовска, Книга и знание. 1973 год
Ничи-Доку Тайко Кёги ( Японо-германские легкоатлетические игры ) пер. Мисако Мацумура в книге Абэ Томодзи, японского писателя-модерниста, социального критика и гуманиста, ранние годы (1925–19360). Частично выполненная диссертация на степень магистра гуманитарных наук в аспирантуре Университета штата Огайо. 1998. Опубликовано в Интернете.
Коммунистический транс. Джей Глюк и Грейс Сузуки. Укиё: истории «Плавучего мира» послевоенной Японии , Джей Глюк, изд., 1963 г.
Shinema no Kokujin ( Негр в кино ) пер. Аянна Баджита Дорета Хоббс. В «Фаллической силе афроамериканских мужчин: исследование японской литературы (1930 – настоящее время)». Диссертация представлена на степень магистра гуманитарных наук в аспирантуре Университета штата Огайо . 1999. Опубликовано в Интернете.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Чжужевская-Адамовская, Эвелина. Зимние кварталы (ориг. Fuyu-no Yado ) (1973), Книга и знания, UKD: 821.521-311.1
- ^ Jump up to: а б с Тайлер, Уильям Джефферсон. Моданизуму: модернистская фантастика из Японии, 1913–1938 гг . Издательство Гавайского университета. 2008. ISBN 978-0-8248-3242-1 ; ISBN 0-8248-3242-6
- ^ Jump up to: а б с Мацумура, Мисако. Абэ Томодзи, японский писатель-модернист, социальный критик и гуманист, ранние годы (1925–1936). Частично выполненная диссертация на степень магистра гуманитарных наук в аспирантуре Университета штата Огайо . 1998 год
- ^ Шериф, Энн. Холодная война Японии: СМИ, литература и право , издательство Колумбийского университета ISBN 978-0-231-14662-3
- ^ Абэ, Томодзи. Начнется ли война? , Шуфу-но томо, февраль 1951 г.