Дзюнъитиро Танизаки
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2022 г. ) |
Танизаки Дзюнъитиро | |
---|---|
![]() Танизаки в 1951 году | |
Родное имя | Дзюнъитиро Танидзаки |
Рожденный | Нихонбаши , Токио , Японская империя. | 24 июля 1886 г.
Умер | 30 июля 1965 г. Югавара , Канагава , Япония | (79 лет)
Занятие | Писатель |
Жанр | Художественная литература, драма, очерки, сценарии немого кино. |
Супруг |
|
Дети | 2 |
Дзюнъитиро Танидзаки ( 谷崎 潤一郎 , Танизаки Дзюнъитиро , 24 июля 1886 — 30 июля 1965) — японский писатель, считающийся одной из самых выдающихся фигур современной японской литературы . Тон и тематика его работ варьируются от шокирующих изображений сексуальности и деструктивных эротических навязчивых идей до тонких изображений динамики семейной жизни в контексте быстрых изменений в японском обществе 20-го века. Часто его истории рассказываются в контексте поиска культурной идентичности, в котором конструкции Запада и японской традиции сопоставляются .
Он был одним из шести авторов в окончательном списке Нобелевской премии по литературе в 1964 году, за год до его смерти. [ 1 ] [ 2 ]
Биография
[ редактировать ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Танизаки родился в зажиточной купеческой семье в Нихонбаши , Токио , где его дядя владел типографией , основанной его дедом. Его родителями были Курагоро и Секи Танидзаки. Его старший брат Кумакичи умер через три дня после его рождения, что сделало его следующим старшим сыном в семье. У Танизаки было три младших брата: Токузо, Сейджи (также писатель) и Сюхей, а также три младшие сестры: Соно, Исэ и Сью. Танизаки описал свое, по общему признанию, изнеженное детство в своей книге «Ёсё Дзидай» ( «Годы детства» , 1956) . Дом его детства был разрушен во время землетрясения Мэйдзи в Токио в 1894 году , чему Танизаки позже объяснил свой пожизненный страх перед землетрясениями. По мере того, как он становился старше, финансовое положение его семьи резко ухудшалось, пока ему не пришлось жить в другом доме в качестве репетитора.
Несмотря на эти финансовые проблемы, он посещал Токийскую Первую среднюю школу , где познакомился с Исаму Ёсии . Танидзаки посещал литературный факультет Токийского императорского университета с 1908 года, но был вынужден бросить учебу в 1911 году из-за неспособности платить за обучение.
Ранняя литературная карьера
[ редактировать ]
Танидзаки начал свою литературную карьеру в 1909 году. Его первая работа, одноактная пьеса, была опубликована в литературном журнале , который он помог основать. Имя Танидзаки впервые стало широко известно после публикации рассказа « Сисей» ( «Татуировщик» , 1910). По сюжету татуировщик рисует гигантского паука на теле красивой молодой женщины. После этого красота женщины приобретает демоническую, неотразимую силу, в которой эротизм сочетается с садомазохизмом . — Роковая женщина тема, повторяющаяся во многих ранних работах Танидзаки, в том числе «Кирин» (1910), «Сёнен» ( «Дети» , 1911), «Химицу» ( «Секрет» , 1911) и «Акума» ( «Дьявол» , 1912). Другие работы Танидзаки, опубликованные в период Тайсё, включают «Синдо» (1916) и «Они-но мен» (1916), которые частично автобиографичны.

Танидзаки женился на своей первой жене, Тиё Исикаве, в 1915 году, а его единственный ребенок, Аюко, родился в 1916 году. Однако это был несчастливый брак, и со временем он поощрил отношения между Чиё и своим другом и коллегой-писателем Харуо Сато . Психологическое напряжение этой ситуации отражено в некоторых его ранних произведениях, в том числе в пьесе «Айсуреба косо» ( «Потому что я люблю ее» , 1921) и романе «Ками то хито но аида» ( «Между людьми и богами» , 1924). Хотя некоторые из произведений Танидзаки, кажется, были вдохновлены этими и другими людьми и событиями из его жизни, его произведения гораздо менее автобиографичны, чем произведения большинства его современников в Японии. Позже Танидзаки усыновил Эмико, дочь своей третьей жены Мацуко Мориты.
В 1918 году Танизаки совершил поездку по Тёсену , северному Китаю и Маньчжурии . В ранние годы он увлекся Западом и всем современным. В 1922 году он переехал из Одавары , где жил с 1919 года, в Иокогаму , где проживало большое количество иностранцев, некоторое время живших в доме в западном стиле и ведущих богемный образ жизни. Эта точка зрения отражена в некоторых его ранних произведениях.
Танизаки сделал короткую карьеру в немом кино , работая сценаристом на Тайкацу киностудии . Он был сторонником движения за чистое кино и сыграл важную роль в привнесении модернистских тем в японское кино. [ 3 ] Он написал сценарии к фильмам «Клуб любителей» (1922) и «Жажда змеи» (1923) (на основе одноимённого рассказа Уэды Акинари , который отчасти послужил вдохновением для шедевра Мидзогучи Кэндзи 1953 года «Угэцу моногатари »). . Некоторые утверждают, что отношение Танидзаки к кино важно для понимания его карьеры в целом. [ 4 ]
Период в Киото
[ редактировать ]
Репутация Танидзаки начала расти в 1923 году, когда он переехал в Киото после Великого землетрясения Канто , разрушившего его дом в Иокогаме (в это время Танизаки находился в автобусе в Хаконе и таким образом избежал травм). Потеря исторических зданий и кварталов Токио в результате землетрясения вызвала изменение его энтузиазма, поскольку он перенаправил свою юношескую любовь к воображаемому Западу и современности на новый интерес к японской эстетике и культуре, особенно к культуре региона Кансай (около города Осака , Кобе и Киото ). Его первым романом после землетрясения и его первым по-настоящему успешным романом был «Чиджин но ай» ( «Наоми» , 1924–25), который представляет собой трагикомическое исследование классовой принадлежности, сексуальной одержимости и культурной идентичности. Танидзаки совершил еще одну поездку в Китай в 1926 году, где встретил Го Моро , с которым позже поддерживал переписку. Он переехал из Киото в Кобе в 1928 году.
Вдохновленный диалектом Осаки , Танидзаки написал «Манджи» ( «Зыбучие пески» , 1928–1929), в котором, среди других тем, исследовал лесбиянство. За этим последовал классический «Тадэ куу муси» ( «Некоторые предпочитают крапиву» , 1928–29), в котором изображено постепенное самопознание жителя Токио, живущего недалеко от Осаки, в отношении модернизации под влиянием Запада и японских традиций. Ёсино кудзу ( «Эррорут» , 1931) отсылает к театру Бунраку и кабуки и другим традиционным формам, хотя и адаптирует европейскую технику повествования внутри повествования. Его эксперименты со стилями повествования продолжились в работах «Асикари» ( «Резак тростника» , 1932), «Сюнкинсё» ( «Портрет Сюнкина» , 1933) и многих других работах, в которых традиционная эстетика сочетается с особыми увлечениями Танидзаки.
Его новый интерес к классической японской литературе достиг кульминации в многочисленных переводах на современный японский язык классического произведения одиннадцатого века «Сказка о Гэндзи » и в его шедевре «Сасамеюки » (буквально «Легкий снегопад», но опубликованном в английском переводе под названием «Сестры Макиока» , 1943–1943). 1948), подробная характеристика четырех дочерей богатой купеческой семьи из Осаки, которые видят, как их образ жизни ускользает в первые годы Второй мировой войны . Сестры живут космополитической жизнью с европейскими соседями и друзьями, не страдая от кризисов культурной идентичности, свойственных более ранним персонажам Танизаки. Когда он начал публиковать роман, редакторы литературного журнала «Тюо Корон» были предупреждены, что он не способствует необходимому военному духу, и, опасаясь потерять запасы бумаги, прекратили сериализацию. [ 5 ]
Танидзаки переехал в курортный город Атами Сидзуока в 1942 году, но вернулся в Киото в 1946 году.

Послевоенный период
[ редактировать ]
После Второй мировой войны Танизаки снова приобрел литературную известность, получив множество наград. До самой смерти его считали величайшим современным писателем Японии. Он выиграл престижную премию Асахи в 1948 году, был награжден Орденом культуры японским правительством в 1949 году, а в 1964 году был избран почетным членом Американской академии и Института искусств и литературы, став первым японским писателем, удостоенным такой чести.
Его первой крупной послевоенной работой была «Сёсё Сигэмото-но хаха» ( «Мать капитана Сигэмото» , 1949–1950), которая включает в себя повторение часто встречающейся темы Танизаки о тоске сына по матери. В романе также представлена новая тема сексуальности в старости, которая вновь появляется в более поздних произведениях, таких как «Каги» ( «Ключ» , 1956). «Каги» — это психологический роман , в котором стареющий профессор подстрекает свою жену к прелюбодеянию, чтобы усилить собственное угасающее сексуальное желание.
Танидзаки вернулся в Атами в 1950 году и в 1952 году был удостоен звания Человека за культурные заслуги от японского правительства. С 1958 года он страдал параличом правой руки и был госпитализирован из-за стенокардии в 1960 году. Персонажи Танизаки часто движимы навязчивой эротикой. желания. В одном из своих последних романов, «Футэн Роджин Никки» ( «Дневник безумного старика» , 1961–1962), престарелого автора дневников сбивает инсульт, вызванный чрезмерным сексуальным возбуждением. Он записывает как свои прошлые желания, так и свои нынешние попытки подкупить невестку, чтобы она доставила сексуальное возбуждение в обмен на западные безделушки. В 1964 году Танидзаки переехал в Югавара, Канагава , к юго-западу от Токио, где умер от сердечного приступа 30 июля 1965 года, вскоре после празднования своего 79-летия. Его могила находится в храме Хонен-ин в Киото.
Наследие
[ редактировать ]Премия Танидзаки — одна из самых престижных литературных наград Японии. Основанная в 1965 году издательской компанией «Тюо Коронша», она ежегодно присуждается художественным или драматическим произведениям.
До того, как Харуки Мураками добился широкой известности, Танидзаки часто считался одним из «большой тройки» послевоенных японских писателей наряду с Ясунари Кавабатой и Юкио Мисимой . [ 6 ]
Библиография
[ редактировать ]Избранные работы
[ редактировать ]Год | Японское название | Английское название | Примечания |
---|---|---|---|
1910 | татуировка Шисей |
"Татуировщик" тр. Говард Хиббетт | |
1913 | страх Кёфу |
«Террор» , тр. Говард Хиббетт | Краткая история молодого человека, страдающего боязнью поездов. |
1918 | язык дневного демона Хакучу Киго |
Дьяволы при дневном свете тр. Дж. Кейт Винсент | |
1918 | золото и серебро Родственник Джину |
«Золото и серебро» | |
1919 | Ноги Фумико Фумико но аши |
«Ноги Фумико» | |
1921 | я Ватакуси |
«Вор», тр. Говард Хиббетт | |
1922 | синий цветок Работай усердно |
«Агури», тр. Говард Хиббетт | |
1924 | грязная любовь Чиджин но ай |
Наоми тр. Энтони Чемберс | она же Любовь дурака |
1926 | История Томоды и Мацунаги Томода — Мацунага-но ханаси |
« Странная история Томоды и Мацунаги » тр. Пол Маккарти | |
1926 | История г-на Аоцуки Аозукаси но ханаси |
" Мистер Блюмаунд " тр. Пол Маккарти | |
1928 | черно-белый Кокубяку |
В черно-белом тр. Филлис И. Лайонс | |
1928– 1930 |
свастика Меньший |
Зыбучие пески тр. Говард Хиббетт | Несколько экранизаций (1964, 1983, 1998 и 2006 гг.) |
1929 | насекомое ест насекомое Таде куу муси |
Некоторые предпочитают крапиву tr. Эдвард Зайденстикер | |
1931 | Ёсино Кудзу Ёсино Кузу |
Аррорут тр. Энтони Чемберс | |
1932 | Лу Цяо Асикари |
Тростниковый резак тр. Энтони Чемберс | Экранизация |
1933 | Чуньцинь копия Сюнкинсё |
" Портрет Шункина " тр. Говард Хиббетт | Экранизация Адаптация оперы |
теневая церемония я не трачу это зря |
Похвала теней тр. Эдвард Зайденстикер и Томас Харпер | Эссе по эстетике | |
1935 | Официальная секретная история Бушу Бушуко хива |
Тайная история повелителя Мусаси тр. Энтони Чемберс | |
1936 | Кот, Шозо и две женщины Нэко Сёдзо и футари но онна |
Кот, мужчина и две женщины тр. Пол Маккарти | Экранизация |
1943– 1948 |
легкий снег Сасамеюки |
Сестры Макиока тр. Эдвард Зайденстикер | Экранизация |
1949 | Мать генерал-майора Сигэки. Сёсё Сигэмото но хаха |
Мать капитана Сигэмото тр. Энтони Чемберс | |
1956 | ключ Вперед, продолжать |
Ключ тр. Говард Хиббетт | Экранизация |
1957 | детство Ёсё дзидай |
Детские годы: Мемуары тр. Пол Маккарти | |
1961 | Дневник сумасшедшего старика Футен Родзин Никки |
Дневник безумного старика тр. Говард Хиббетт | Экранизация. Архивировано 1 февраля 2009 г. в Wayback Machine. |
1962–3 | Кухня Тайхэйки Дайдокоро тайхэйки |
Служанки тр. Майкл П. Кронин |
Работы опубликованы на английском языке
[ редактировать ]- Некоторые предпочитают крапиву , тр. Эдвард Зайденстикер, Альфред А. Кнопф 1955, Vintage Press 1995. ISBN 0-679-75269-2
- Сестры Макиока , тр. Эдвард Зайденстикер , Альфред А. Кнопф, 1957, Vintage Press, 1995. ISBN 0-679-76164-0
- Ключ и дневник безумного старика , тр. Ховард Хибберт, Альфред А. Кнопф, 1960 и 1965 годы соответственно, переизданы в одном томе издательством Vintage Press 2004. ISBN 1-4000-7900-4
- Семь японских сказок , тр. Говард Хиббетт, Альфред А. Кнопф 1963. ISBN 0-679-76107-1 включает «Портрет Шункина», «Ужас», «Мост мечты», «Татуировщик», «Вор», «Агури» и «Рассказ слепого».
- Похвала теней , тр. Томас Дж. Харпер и Эдвард Г. Зайденстикер, Leete's Island Books, 1977, Чарльз Э. Таттл, 1984.
- Наоми , тр. Энтони Х. Чемберс, Альфред А. Кнопф 1985, Vintage Press 2001. ISBN 0-375-72474-5
- Детские годы: Мемуары , тр. Пол Маккарти, Kodansha International, 1988. ISBN 0-00-654450-9 . Переиздано издательством Мичиганского университета, 2017 г.
- Кот, мужчина и две женщины , тр. Пол Маккарти, Kodansha International, 1990. ISBN 4-7700-1605-0 Переиздан New Directions, 2016 г. Также включает «Маленькое королевство» и «Профессор Радо».
- Тайная история повелителя Мусаси и Эррорута , тр. Энтони Х. Чемберс, Альфред А. Кнопф 1982, Vintage Press 2003. ISBN 0-375-71931-8
- Зыбучие пески , тр. Ховард Хиббетт, Альфред А. Кнопф 1993, Vintage Press 1995. ISBN 0-679-76022-9
- Тростниковый резак и мать капитана Сигэмото , тр. Энтони Х. Чемберс, Альфред А. Кнопф 1993.
- Мемуары о забвении столицы: Мияковасуре-но ки , тр. Эми В. Генрих, предисловие Дональда Кина, Юшодо/Columbia University Press, 2010.
- Клуб гурманов: Секстет , тр. Энтони Х. Чемберс и Пол Маккарти, Kodansha International, 2001. ISBN 4-7700-2972-1 . Переиздано издательством Мичиганского университета, 2017 г. Включает «Дети», «Секрет», «Два помощника», «Клуб гурманов», «Мистер Блюмаунд» и «Мечты о диоксиде марганца».
- Красные крыши и другие истории , тр. Энтони Х. Чемберс и Пол Маккарти, University of Michigan Press, 2016. Включает «Странная история Томоды и Мацунаги», «Ночь в Циньхуае», «Волшебник» и «Красные крыши».
- Дьяволы при дневном свете , тр. Дж. Кит Винсент, Новые направления, 2017.
- Служанки. тр. Майкл П. Кронин, Новые направления, 2017 г.
- «Шут». тр. Говард Хиббетт. В Токийской антологии: литература современного мегаполиса Японии, 1850-1915 гг. , изд. Суми Джонс и Чарльз С. Иноуе, стр. 268–280. Гавайский университет Press, 2017.
- В Черном и Белом, тр. Филлис И. Лайонс, издательство Колумбийского университета (2018). [ 7 ]
- Тоска и другие истории , тр. Энтони Х. Чемберс и Пол Маккарти, издательство Колумбийского университета, 2022 г. Включает «Тоска», «Печали еретика» и «История несчастной матери».
- Плач сирены: Основные истории , тр. Брайан Каретник, «Пушкин Пресс», 2023. Собирает три рассказа: «Цилинь», «Убийство О-Цуи» и «Плач сирены». ISBN 9-781-78227809-2
Адаптации
[ редактировать ]Произведения Танидзаки неоднократно экранизировались:
- Торавакамару, ниндзя Кога (1957)
- Акуто (1965), по пьесе Каойо
- Санька (1972), по рассказу Сюнкинсё.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ База данных номинаций
- ↑ Четверо японцев были номинированы на Нобелевскую премию по литературе 64 года: документы — Japan Times
- ^ См. Бернарди.
- ^ См. Ламарра.
- ^ Янсен, Мариус Б. (2000). Создание современной Японии, с. 643.
- ^ Карашима, Дэвид (23 сентября 2020 г.). «Когда Мураками приехал в Штаты» . Парижское обозрение . Проверено 02 сентября 2021 г.
- ^ Ли, Мин Джин (21 февраля 2018 г.). «Было ли это идеальное преступление или параноидальная фантазия?» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Бернарди, Джоан (2001). Написание в свете: немой сценарий и японское движение за чистое кино . Издательство Государственного университета Уэйна. ISBN 0-8143-2926-8 .
- Биенати, Луиза и Бонавентура Руперти, ред. Великий старик и великая традиция: очерки Танидзаки Дзюнъитиро в честь Адрианы Боскаро . Издательство Мичиганского университета (2009). ISBN 978-1-929280-55-1
- Боскаро, Адриана и др., ред. Танидзаки на западных языках: библиография переводов и исследований Издательство Мичиганского университета (1999). ISBN 0-939512-99-8
- Боскаро, Адриана и Энтони Худ Чемберс, ред. Праздник Танидзаки: Международный симпозиум в Венеции . Издательство Мичиганского университета (1994). ISBN 0-939512-90-4
- Чемберс, Энтони Худ. Тайное окно: идеальные миры в художественной литературе Танидзаки . Азиатский центр Гарвардского университета (1994). ISBN 0-674-79674-8
- Чемберс, Энтони Худ. Вспоминая Танизаки Дзюнъитиро и Мацуко: дневниковые записи, записи интервью и письма, 1954–1989. Издательство Мичиганского университета (2017). ISBN 978-0-472-07365-8
- Гессель, Ван К. Три современных романиста . Коданша Интернэшнл (1994). ISBN 4-7700-1652-2
- Хиббетт, Ховард. Танидзаки: художественная литература, фэнтези и коварные воспоминания . Высокая луна (2020).
- Ито, Кен Кеннет. Видения желания: вымышленные миры Танидзаки . Издательство Стэнфордского университета (1991). ISBN 0-8047-1869-5
- Янсен, Мариус Б. (2000). Создание современной Японии. Кембридж: Издательство Гарвардского университета . ISBN 9780674003347 ; ОСЛК 44090600
- Кин, Дональд . Рассвет на западе . Издательство Колумбийского университета (1998). ISBN 0-231-11435-4 .
- Ламарр, Томас (2005). Тени на экране: Танизаки Дзюнъитиро о кино и «восточной» эстетике . Центр японоведов Мичиганского университета. ISBN 1-929280-32-7 .
- Долго, Маргарита. Это извращение, называемое любовью: чтение Танидзаки, феминистской теории и Фрейда. Издательство Стэнфордского университета (2009). ISBN 0804762333
Внешние ссылки
[ редактировать ]