Джей Джей Донован
Джон Джозеф Донован | |
---|---|
Рожденный | Рамни, Нью-Гэмпшир , США [ 1 ] | 8 сентября 1858 г.
Умер | 9 января 1937 г. Беллингем, Вашингтон , США [ 2 ] | (78 лет)
Памятники |
|
Альма-матер | Вустерский политехнический институт [ 2 ] |
Занятия |
|
Годы активности | 1888 – ок. 1935 год |
Организации | |
Известный | Пионер штата Вашингтон и один из ключевых основателей и разработчиков Беллингема, штат Вашингтон, сыгравший ключевую роль в слиянии Fairhaven и Whatcom, штат Вашингтон. Он был активным гражданином, бизнесменом и политическим деятелем на уровне города, округа и штата. Он основал, развивал и руководил лесопильными заводами, угольными шахтами и небольшими железными дорогами. |
Политическая партия | республиканец [ 9 ] |
Супруг | Клара Изабель Николс (замужем 1888–1936) [ 3 ] |
Дети | 3 [ 8 ] |
Подпись | |
Джон Джозеф Донован (8 сентября 1858 — 9 января 1937) был пионером штата Вашингтон и президентом Торговой палаты штата , а также одним из ключевых основателей городского совета Беллингема, штат Вашингтон . В течение своей жизни Донован активно участвовал в политической, промышленной и коммерческой деятельности на уровне города, округа и штата. В Беллингеме существует несколько исторических достопримечательностей в честь Дж. Дж. Донована, в том числе его дом , который был внесен в Национальный исторический реестр , и бронзовая статуя, установленная в Фэрхейвене, штат Вашингтон .
Одним из влиятельных достижений Донована на посту члена совета было слияние Фэрхейвена и Ваткома, двух городов, которые образовали город Беллингем. Он сыграл ключевую роль в организации городской канализационной системы и строительстве первой больницы, а также занимал должность вице-президента Первого национального банка Беллингема . Он спроектировал и построил первый океанский док в заливе и разработал первую гидроэлектростанцию в округе Уотком .
На государственном уровне он активно лоббировал строительство магистральных автомагистралей . Будучи промышленным бизнесменом, Донован основал, развил или руководил рядом компаний, включая железные дороги, лесопилки и угольные шахты. Под его руководством в качестве генерального суперинтенданта и главного инженера железной дороги Беллингем-Бэй и Британской Колумбии железнодорожная линия до Спокана была расширена . Позже Донован также связал Беллингем с Канадой железной дорогой. Он внес свой вклад в лесной и угледобывающий бизнес штата, основав угледобывающую компанию Blue Canyon и соосновав компанию Bloedel Donovan Lumber Mills, которая управляла рядом лесопильных и гонточных заводов по всему штату и в которой работало 600 человек.
В политике Донован был сильным республиканцем и активно выступал против деятельности ККК в штате Вашингтон.
Ранняя жизнь и семья
[ редактировать ]Джон Донован родился в Рамни, штат Нью-Гэмпшир , 8 сентября 1858 года. Его родителями были Патрик Донован и Джулия О'Салливан, которые оба приехали в Америку из Ирландии в молодом возрасте. Они поженились и поселились в Нью-Гэмпшире, где Патрик Донован работал железной дороге Бостона, Конкорда и Монреаля на бригадиром . Патрик купил ферму в Плимуте, штат Нью-Гэмпшир , и переехал туда. Джон Донован был старшим из семи братьев и сестер, включая Дэниела П., который работал в Северо-Западной компании по страхованию жизни в Бостоне ; Деннис, умерший в младенчестве; Кэтрин (Кейт) Э., жительница Плимута; Мэри Агнес, замужем за Джорджем Линчем из Ланкастера, Нью-Гэмпшир ; Маргарет, замужем за А. Н. Гилбертом из Берлина, Нью-Гэмпшир ; и Джулия Тереза, замужем за достопочтенным. Ф. Ф. Блейк из Плимута, Нью-Гэмпшир. [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 7 ]
Образование и первая работа
[ редактировать ]Детство Донована прошло на семейной ферме в Плимуте. Начальное образование он получил в государственных школах . В 1877 году он окончил Государственную педагогическую школу штата Нью-Гэмпшир ; [ 12 ] [ 10 ] он также учился в Академии Тилтона . [ 7 ]
Его первой работой было преподавание в государственных школах Нью-Гэмпшира и Массачусетса. Однако он решил сменить профессию, получив степень инженера-строителя в Политехнической школе в Вустере, штат Массачусетс . [ 10 ] [ 13 ] Он начал в 1879 г. [ 14 ] или 1880 год, [ 13 ] и окончил его в 1882 году. Из 31 ученика своего класса Донован был выбран прощальным словом и был одним из двух студентов, которым предложили работу на Северо-Тихоокеанской железной дороге . [ 10 ] [ 13 ]
Карьера
[ редактировать ]Проектирование Северо-Тихоокеанской железной дороги (1882–1888)
[ редактировать ]В июле 1882 года Донован отправился на запад и начал работать на строительных работах Северной Тихоокеанской железной дороги в Монтане . Он начинал как штангист, работая с нивелирными стержнями в геодезической бригаде. Через месяц его повысили до планировщика, а еще через полгода — помощника инженера по строительству. 8 сентября 1883 года, 25-летие Донована, также стало примечательной датой для Северо-Тихоокеанской железной дороги : основные линии с востока и запада были соединены недалеко от Голд-Крик, штат Монтана . Донован ехал почти всю ночь, чтобы присутствовать на мероприятии. Среди гостей были президент Улисс С. Грант , Уильям М. Эвартс , несколько вождей индейцев кроу , видные инженеры и железнодорожные чиновники, бизнесмены, американские солдаты, скотоводы и репортеры газет. [ 15 ] [ 13 ]
После этого Донован продолжал работать над рядом ферменных мостов , а два месяца спустя перешел в штат Вашингтон для работы над Каскадным подразделением северной части Тихого океана и строительством Каскадного туннеля под руководством известного железнодорожного магната Нельсона Беннета . Донован работал инженером путей и мостов, инженером-локационистом, ответственным инженером подразделения Западного Каскада и инженером Каскадного туннеля. Во время съемок он почти ежедневно пересекал горы, преодолевая снег высотой 20 футов (6,1 м). 1 июня 1887 года обратный переход через горы в северной части Тихого океана был завершен. После этого знаменательного события Донован взял свой первый отпуск. Он отправился на Аляску и посетил свой родной город в Новой Англии . [ 5 ] [ 16 ] [ 3 ]
В сентябре 1887 года, после отпуска, Донован вернулся к работе и был назначен ответственным за строительство новых линий Северо-Тихоокеанской железной дороги, чтобы соединить главную железную дорогу с шахтерскими лагерями Монтаны. После завершения строительства весной 1888 года Донован ушел с этой должности. Позже в том же году он женился и привез жену к себе домой в Такому, штат Вашингтон . [ 5 ] [ 17 ]
Жизнь и карьера в Беллингем-Бей, Вашингтон (1888 – ок. 1935).
[ редактировать ]В 1888 году Донован покинул Северо-Тихоокеанскую железную дорогу, приняв предложение занять должность главного инженера на нескольких предприятиях, расположенных вокруг залива Беллингем, штат Вашингтон . Вместе со своей женой он переехал в Фэрхейвен , который тогда едва был деревней, без магазинов и мощеных улиц, с населением около 50 человек. Он построил там свой семейный дом и начал развивать город, проектируя для компаний, которые строили железную дорогу и пристани. . Он зонировал территорию и основал угольную шахту на реке Скагит . Он также работал над созданием других необходимых предприятий. [ 5 ] [ 18 ]
К 1890 году Фэрхейвен выполнял все функции города, а Донован работал в первом и втором городских советах. Он стал членом компании Bellingham Bay Improvement Company , созданной в 1890 году и направленной на развитие нескольких отраслей промышленности в городе, включая добычу угля, строительство железных дорог, лесозаготовку и другие. Под руководством Донована в качестве председателя комитета по канализации чикагский санитарный эксперт Бенезетт Уильямс была приглашена для планирования городской канализационной системы. Помимо других достижений, Донован спроектировал и построил первый в городе океанский причал. Он занимал должности главного инженера в компаниях Fairhaven Land Company, Skagit Coal & Transportation Company и Fairhaven & Southern Railroad . [ 19 ] [ 20 ]
Участие в железнодорожном бизнесе
[ редактировать ]В 1890 году Донован работал главным инженером компании Fairhaven & Southern Railroad, которая начала прокладывать линию от Ванкувера , Британская Колумбия, до Портленда, штат Орегон , и до Спокана, штат Вашингтон . Когда строительство 80 миль (130 км) пути было завершено, дорогу купила Великая Северная железная дорога , и Донован ушел. [ 17 ]
В 1891 году в столице Монтаны была основана компания Bellingham Bay & Eastern Railroad. Донован работал там инженером во время его расширения из Фэрхейвена в Уотком и в Уикершем, где он соединялся с Северо-Тихоокеанской железной дорогой . [ 21 ]
В 1898 году, будучи генеральным суперинтендантом и главным инженером железной дороги Беллингем-Бей и Британской Колумбии , Донован расширил линию до Спокана. Под его руководством к 1903 году на железной дороге было 40 миль (64 км) действующих путей, 15 миль (24 км) в стадии строительства и примерно 300 миль (480 км) под обследованием. Донован активно лоббировал соединение Беллингема с Канадой. После того, как его первая попытка провалилась, конечной остановкой был выбран Сиэтл, а не Беллингем. [ 22 ] [ 23 ] [ 4 ]
Лесозаготовительные и горнодобывающие предприятия
[ редактировать ]В 1891 году Донован начал работать инженером у оценщиков земли и участвовал в создании угледобывающей компании Blue Canyon. Он построил бункеры на озере и в заливе и был вице-президентом. [ 17 ] [ 6 ]
В 1898 году в партнерстве с Джулиусом Блоделем и Питером Ларсоном Донован основал лесозаготовительную компанию Lake Whatcom. В разное время он занимал должность вице-президента [ 17 ] и президент там. [ 21 ] [ 6 ] В 1900 году партнеры основали компанию Larson Lumber Company и построили мельницу на озере Ватком . 1 апреля 1913 года обе компании реорганизовались в Bloedel Donovan Lumber Mills. Донован занимал должность вице-президента и отвечал за лесозаготовительное направление. [ 21 ] [ 24 ] [ 25 ]
К 1917 году новая компания управляла тремя лесопилками: одной в Беллингеме и двумя в Ларсоне; и два завода по производству гонта, один в Ларсоне и один в Бланшаре . Они владели лесозаготовительными поселками и лесными угодьями в округах Скагит и Ватком , полным подвижным составом , включая шесть локомотивов, и управляли 30 милями (48 км) железных дорог. [ 8 ] Компания использовала самое современное оборудование того времени и обеспечила рабочими местами 600 человек. Работникам оказывалась медицинская помощь на основе небольших отчислений из их заработной платы, что во всех случаях обеспечивало медицинское обследование и лечение. Эти методы управления были поддержаны и внедрены другими крупными компаниями. Позже Донован пожертвовал городу немного земли, которая стала парком Блодел Донован. [ 26 ] [ 6 ] [ 9 ]
Другая деятельность в Беллингеме
[ редактировать ]К 1903 году Донован руководил компаниями, которые преуспели в добыче угля и других полезных ископаемых, а также в развитии гидроэнергетики. Он был одним из разработчиков и проводников первой гидроэлектростанции округа Уотком , на реке Нуксак . [ 21 ] [ 6 ]
Донован был офицером компаний Fairhaven Water Company, Copper River Oil & Mining Company и Bellingham Bay Transportation Company. В 1900 году Донован перевез свою семью из Фэрхейвена в Уотком, штат Вашингтон. Он интересовался развитием городской системы здравоохранения и стал членом строительного комитета больницы Св. Иосифа на Элк-стрит, где позже работал директором. [ 21 ] [ 27 ] Через десять лет после завершения строительства больницы Донован в партнерстве с другими городскими бизнесменами построил дополнительное здание больницы между Фэрхейвеном и Уоткомом. [ 3 ]
Донован был президентом Торговой палаты штата. [ 2 ] Благодаря его влиянию Fairhaven и Whatcom объединились, и он был членом комиссии, уполномоченной разработать устав нового города Беллингем. Он несколько раз был президентом Торговой палаты Беллингема и занимал пост председателя городского комитета по укреплениям. [ 28 ] [ 18 ] [ 6 ]
Донован инвестировал в недвижимость и владел зданием на Холли-стрит в Беллингеме. Он был частично разрушен пожаром в 1912 году, и Донован планировал возвести на его месте новое современное кирпичное здание. [ 29 ]
Донован занимал множество других должностей, в том числе вице-президента Первого национального банка Беллингема , попечителя Государственной педагогической школы Беллингема ( Университет Западного Вашингтона ), [ 3 ] президент коммерческого клуба Whatcom, [ 21 ] и член Муниципальной ассоциации Беллингема, [ 30 ] и Коммерческий клуб Фэрхейвена. [ 21 ]
Другие должности и выход на пенсию
[ редактировать ]Донован был вице-президентом Тихоокеанской ассоциации автомобильных дорог . [ 7 ] В 1912 году он входил в состав Комитета законодательного собрания штата , уполномоченного разрабатывать расходы на строительство системы магистральных дорог . [ 31 ]
Другие должности Донована включали:
- президент Государственной ассоциации заброшенных земель [ 27 ]
- член исполкома Государственной ассоциации охраны природы [ 27 ]
- президент Тихоокеанского лесозаготовительного конгресса (1913–1915). [ 8 ]
- председатель государственной комиссии по лесному законодательству [ 9 ]
- член Муниципальной лиги гражданских реформ [ 9 ]
- член Коммерческого клуба Такомы [ 8 ]
- один из основателей [ 3 ] и вице-президент [ 27 ] Вашингтонской хороших дорог ассоциации
- попечитель проекта ирригации бассейна Колумбии [ 2 ]
- президент конгресса Северо-Западных рек и гаваней в 1926 году. [ 2 ]
- директор Национального совета внешней торговли [ 2 ]
Из-за болезни Донован полностью вышел на пенсию c. 1935 год. [ 32 ]
Политические взгляды
[ редактировать ]Донован поддерживал Республиканскую партию и был известен как «один из ведущих республиканцев северо-западного Вашингтона». Он часто участвовал в политических дискуссиях, но отклонял предложения занять официальные должности. [ 27 ] [ 9 ]
Будучи республиканцем, Донован яростно выступал против Ку-клукс-клана во время его восхождения в 1920-х годах. В 1926 году, будучи председателем парада Фестиваля тюльпанов , он запретил Ку-клукс-клану участвовать в нем. Накануне этого события он изложил свою точку зрения относительно убеждений Ку-клукс-клана в статье в газете Seattle Daily Times . Он также опубликовал другие газетные статьи на важные городские и социальные темы. [ 3 ] [ 9 ]
Во время своего управления лесопилками Bloedel Donovan Донован проводил либеральную политику . Он поддержал европейскую систему вознаграждения сотрудников, установив небольшую заработную плату, чтобы обеспечить своим работникам медицинскую помощь. [ 6 ]
Членство в клубах и обществах
[ редактировать ]В 1883 году Донован стал младшим членом Американского общества инженеров-строителей (ASCE), а четыре года спустя — полноправным членом. В 1912 году он был назначен членом ассоциации развлечений на 44-м ежегодном съезде общества ASCE на Тихоокеанском побережье. Однако он не смог присутствовать на самом съезде из-за своих обязанностей делегата Национального съезда Республиканской партии в Чикаго. [ 33 ]
Он также имел членство в других ассоциациях и клубах:
- Загородный клуб Беллингема [ 8 ]
- Ассоциация искусств штата Вашингтон [ 8 ]
- Американское историческое общество [ 8 ]
- Американско-Ирландское историческое общество [ 8 ]
- Клуб пум в Беллингеме [ 8 ]
- Ренье Клуб Сиэтла [ 8 ]
- пожизненный член Военно-морской лиги [ 8 ]
- один из основателей и членов Общества инженеров Монтаны [ 9 ]
- занимал высокие посты в ордене рыцарей Колумба [ 8 ]
- был президентом Клуба двадцатого века и Клуба Новой Англии. [ 7 ]
- был членом Национального комитета по детскому труду , Национального географического общества и Национальной муниципальной лиги . [ 27 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]29 апреля 1888 года в Сомервилле, штат Массачусетс , Донован женился на Кларе Изабель Николс, учительнице игры на фортепиано из Мелроуза . Она умерла от рака за год до него, в 1936 году. У них было трое детей. Хелен Элизабет, родившаяся 28 декабря 1889 года, окончила школу Дана Холл в Уэлсли, штат Массачусетс , и Смит-колледж , а также студентку музыки в Берлине , Германия. Джон [ 27 ] [ 8 ] [ 3 ] или Джек [ 21 ] Николс, родившийся 19 ноября 1891 года, пошел по стопам своего отца, получив степень инженера-строителя в Вустерском политехническом институте в компании Northern Pacific Railroad Company и проработав год . Позже он стал инженером по эффективности на лесопилке Bloedel Donovan в Беллингеме. Филипп родился 16 октября 1893 года, окончил курс машиностроения в Вустерском политехническом институте и работал секретарем и агентом по закупкам у своего отца. [ 21 ] [ 27 ] [ 8 ] [ 3 ]
Донован принадлежал к католической церкви и был президентом Католической федерации Вашингтона. [ 8 ]
В 1928 году он изучал американо-восточную торговлю во время турне по Востоку вместе со своей женой. [ 2 ]
В последние несколько лет жизни Донован страдал слабоумием . Он умер 9 января 1937 года в своем доме по адресу 1201 North Garden Street , Беллингем, Вашингтон. [ 32 ] [ 2 ] [ 3 ] Панихида была одной из крупнейших, когда-либо проводившихся в городе, на ней присутствовало более 1000 выдающихся граждан штата. [ 34 ] Его дом был внесен в Национальный реестр исторических мест в 1983 году. [ 3 ] Личные письма, деловые бумаги, дневники и фотографии Донована, хранящиеся у его потомков, стали основой музейной выставки «Сокровища из сундука» в музее Whatcom , а на углу 11-й и Харрис-стрит была установлена бронзовая статуя в его честь. в Фэрхейвене . [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Успешные американцы 1917 , с. 204.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Централия Дейли Кроникл»; 11 января 1937 года .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Гриффин 2015 .
- ^ Jump up to: а б с fairhaven.com 2020 .
- ^ Jump up to: а б с д Prosser 1903 , v.I, p. 289.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Snowden 1909 , v.V, p. 371.
- ^ Jump up to: а б с д и Тихоокеанский строитель и инженер; 22 июня 1912 г. , с. 527.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Хант и Кейлор 1917 , т.II, с. 8.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Хант и Кейлор 1917 , т.II, с. 9.
- ^ Jump up to: а б с д Prosser 1903 , v.I, p. 288.
- ^ Хант и Кейлор 1917 , т.II, с. 5.
- ^ Jump up to: а б Snowden 1909 , v.V, p. 367.
- ^ Jump up to: а б с д Хант и Кейлор 1917 , т.II, с. 6.
- ^ Snowden 1909 , v.V, p. 368.
- ^ Prosser 1903 , v.I, pp. 288-289.
- ^ Snowden 1909 , v.V, pp. 368-369.
- ^ Jump up to: а б с д Хант и Кейлор 1917 , т.II, с. 7.
- ^ Jump up to: а б Джентгес 2015 , с. 15.
- ^ Prosser 1903 , v.I, pp. 289, 590.
- ^ Snowden 1909 , v.V, pp. 369, 371.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Prosser 1903 , v.I, p. 290.
- ^ Snowden 1909 , v.V, p. 370.
- ^ Дженгес 2015 , с. 40.
- ^ Хант и Кейлор 1917 , т.II, стр. 8, 296-297.
- ^ Сиэтл Дейли Таймс; 11 января 1937 г. , с. 9.
- ^ Дженгес 2015 , стр. 15, 34, 40.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Snowden 1909 , v.V, p. 372.
- ^ Хант и Кейлор 1917 , т.II, стр. 8-9.
- ^ Тихоокеанский строитель и инженер; 10 февраля 1912 года .
- ^ Snowden 1909 , v.V, pp. 371-372.
- ^ Тихоокеанский строитель и инженер; 27 апреля 1912 года .
- ^ Jump up to: а б Сиэтл Дейли Таймс; 11 января 1937 г. , с. 1.
- ^ Тихоокеанский строитель и инженер; 22 июня 1912 г. , стр. 524, 527.
- ^ Пресс-обзор; 13 января 1937 года .
Цитируемая литература
[ редактировать ]- Уорд, Скотт (редактор), «Джей Джей Донован возвращается в Фэрхейвен» , fairhaven.com , Fairhaven : Fairhaven , получено 29 апреля 2020 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- Лонгфелло, Дж. Х., изд. (10 февраля 1912 г.), «Строительство», Тихоокеанский строитель и инженер , вып. 13, нет. 6, Сиэтл : Издательская компания Fuller, с. 128, LCCN 43021386 , OCLC 18166390
- Лонгфелло, Дж. Х., изд. (27 апреля 1912 г.), «Специальное заседание по дорожным облигациям», Pacific Builder and Engineer , vol. 13, нет. 17, Сиэтл : Издательская компания Fuller, с. 7, LCCN 43021386 , OCLC 18166390
- Лонгфелло, Дж. Х., изд. (22 июня 1912 г.), «Персонал местной ассоциации развлечений», Pacific Builder and Engineer , vol. 13, нет. 25, Сиэтл : Fuller Publishing Company, стр. 524–529, LCCN 43021386 , OCLC 18166390.
- Двадцатый век – Успешные американцы – Местные и национальные (PDF) , Бюро Объединенной пресс-службы, 1917 г., LCCN 17008382 , OCLC 14245923 , получено 23 октября 2020 г.
- «Смерть приходит к бизнес-лидеру» , Centralia Daily Chronicle , Centralia : Lafromboise Communications, стр. 4, 11 января 1937 г., LCCN sn86071991 , OCLC 22107864 , получено 21 октября 2021 г. - через NewspaperArchive.
- «Смерть вызывает Дж. Дж. Донована, лидера штата» , Seattle Daily Times , vol. 60, нет. 11, Сиэтл: The Seattle Times Company , стр. 1, 9, 11 января 1937 г., ISSN 2639-4898 , LCCN sn86072007 , OCLC 1765328 , получено 10 апреля 2020 г.
- «Джей Джей Донован захвачен смертью» , The Spokesman-Review , Спокан : Cowles Company , стр. 13, 11 января 1937 г., ISSN 1064-7317 , LCCN sn84024754 , OCLC 11102610 , получено 21 октября 2021 г. - через Newspapers.com
- «Государственные деятели на обрядах Донована» , The Spokesman-Review , Спокан : Cowles Company , стр. 14, 13 января 1937 г., ISSN 1064-7317 , LCCN sn84024754 , OCLC 11102610 , получено 21 октября 2021 г. - через Newspapers.com
- Гриффин, Брайан (2015), Фэрхейвен: история , Беллингем : Издательская компания Knox Cellars, OCLC 944242714
- Хант, Герберт; Кейлор, Флойд К. (1917), Вашингтон, к западу от Каскадов; историко-описательный; исследователи, индейцы, пионеры, современность , Чикаго : SJ Clarke Publishing Company , LCCN 18015511 , OCLC 10086413
- Джентгес, Сесил В. (2015), Беллингем , Чарльстон : Arcadia Publishing , ISBN 9781467132756 , LCCN 2014944691 , OCLC 894931954
- Проссер, Уильям Фарранд (1903), Льюис, Эдвард Гарднер (редактор), История страны Пьюджет-Саунд, ее ресурсов, торговли и жителей , Нью-Йорк: Эдвард Гарднер Льюис , LCCN 05013767
- Сноуден, Клинтон А. (1909), Хэнфорд, Корнелиус ; Мур, Майлз Конвей ; Тайлер, Уильям Д.; Чедвик, Стивен Дж. (ред.), История Вашингтона: подъем и прогресс американского государства , Нью-Йорк: The Century History Company, LCCN 09028416 , OCLC 2827985
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Биография Джей Джей Донована из книги Брайана Гриффина "Фэрхейвен, история"
- Документы Дж. Дж. Донована 1872–1941 гг.
- Джей Джей Донован в Find a Grave
Эта статья основана на тексте, предоставленном Институтом Венарда по лицензии CC-BY-4.0 .
- Статьи Википедии, включающие текст из Института Венарда
- Жители Рамни, Нью-Гэмпшир
- Люди из Плимута, Нью-Гэмпшир
- Выпускники Вустерского политехнического института
- Железнодорожные инженеры-строители
- Американские инженеры мостов
- Пионеры Вашингтона (штат)
- Члены городского совета Вашингтона (штат)
- История Беллингема, Вашингтон
- Люди из Беллингема, Вашингтон
- Американские бизнесмены в древесине