Синие ноты
The Blue Notes — южноафриканский джазовый секстет, в окончательный состав которого входили Крис МакГрегор на фортепиано, Монгези Феза на трубе, Дуду Пуквана на альт-саксофоне, Никеле Мояке на тенор-саксофоне, Джонни Дайани на басу и Луи Мохоло-Мохоло на барабанах. . Уехав из своей родной страны в 1964 году, они утвердились в европейской джазовой среде, где продолжали играть и записываться на протяжении 1970-х годов. Сейчас они считаются одними из величайших групп фри-джаза своей эпохи, чья музыка приобрела уникальный оттенок благодаря интеграции африканских стилей, таких как Квела, в прогрессивные джазовые идеи того времени.
Первые дни
[ редактировать ]Хотя изначально группа базировалась в Кейптауне (пятеро из шести участников группы были родом из Восточного Кейптауна ), [ 1 ] они приобрели известность на Национальном джазовом фестивале 1963 года в Йоханнесбурге . Альбом, записанный после фестиваля, был выпущен как Jazz – The African Sound , но это не была пластинка Blue Notes как таковая , это был скорее альбом с участием некоторых Blue Notes в биг-бэнде, собранном МакГрегором. Этот биг-бэнд собирался продолжить гастроли, но это оказалось невозможным. Вместо этого The Blue Notes продолжили свое существование сначала как квинтет, а затем как секстет.
Оставшись в Йоханнесбурге, они обосновались в городском клубе Downbeat , но вернулись в Кейптаун, чтобы сделать свои первые студийные записи для Южноафриканской радиовещательной корпорации . Эти записи были наконец выпущены в 2002 году лейблом Proper Music на компакт-диске Township Bop . Это показало, что группа играет в относительно прямолинейном стиле бибоп по сравнению с их более поздними работами, а также проследило формирование окончательного секстета. На первых сессиях присутствовало только три участника окончательного состава (МакГрегор, Пуквана и Мояке). Ко времени последних сессий, задокументированных в Legacy: Live in South Africa 1964 , на борту были Феза, Дайани и Мохоло.
Как и другие южноафриканские джазовые музыканты Доллар Брэнд и Хью Масекела , они понимали, что единственный способ играть свободно — это уйти от гнетущего социального и политического климата своей родной страны. Будучи группой смешанной расы (МакГрегор был единственным белым участником), они были особенно склонны к преследованиям со стороны полиции. В середине 1964 года они покинули Южную Африку.
В Европе
[ редактировать ]После выступления на джазовом фестивале в Антибе в 1964 году во Франции группа решила остаться в Европе. поселились в клубных резиденциях в Цюрихе и Женеве Они провели некоторое время во Франции, а затем почти на год , Швейцария. В апреле 1965 года они отыграли краткосрочную резиденцию в клубе Ронни Скотта в Лондоне и решили остаться в Великобритании. К сожалению, их приезд совпал с упадком в судьбе джаза в Великобритании, поскольку возможности для записи и концертов начали иссякать. Существует также подозрение, что их намеренно вытеснили с британской сцены известные местные музыканты, считавшие их нарушителями.
Вскоре последовал период выступлений в Копенгагене, Дания, который МакГрегор назвал поворотным моментом в их музыкальном подходе. Они вернулись в Лондон, и впоследствии их можно было найти играющими почти исключительно в The Old Place на Джеррард-стрит , бывшем доме джаз-клуба Ронни Скотта , который недавно был преобразован в виртуальную лабораторию зарождающейся британской авангардной джазовой сцены. Из-за этого они до сих пор считаются оказавшими плодотворное влияние на новое поколение британских джазовых музыкантов, появившееся в конце 1960-х годов. Такие художники, как Кит Типпетт , Эван Паркер , Джон Стивенс и Джон Сурман, долгое время считали их настоящими пионерами и оказали огромное влияние. Однако к концу 1965 года группа также начала распадаться. Феза вернулся в Копенгаген, а Дьяни и Мохоло-Мохоло отправились в тур по Южной Америке с саксофонистом-сопрано Стивом Лейси , впоследствии записав альбом The Forest and the Zoo для лейбла ESP-Disk . Тем временем Мояке решил навсегда вернуться в Южную Африку еще до прибытия в Великобританию.
Первая возможность записи Blue Notes появилась в 1968 году на лейбле Polydor , продюсером которого был Джо Бойд . Однако получившийся в результате альбом Very Urgent на самом деле был приписан «The Chris McGregor Group». Несмотря на звездный статус пианиста, это был во многом альбом Blue Notes, в котором все остальные участники вернулись в Лондон и внесли свой вклад. По сравнению с южноафриканскими записями 1964 года, этот альбом продемонстрировал рост их склонности к фри-джазу . Еще одна запись была сделана для Polydor в том же году, но не была выпущена до 2008 года ( Up to Earth – Fledg'ling FLED 3069). Впоследствии различные составы группы записывались для лейбла Ogun.
Примерно в это же время МакГрегор начал свой проект биг-бэнда Brotherhood of Breath . Эта группа, которая, по сути, выросла за счет добавления британских музыкантов в основной состав Blue Notes, достигла полного расцвета в начале 1970-х годов. Хотя Brotherhood of Breath по сути пришел на смену The Blue Notes, старое название использовалось в различных проектах в 1970-х годах. В начале 1970-х Пуквана, Феза и Мохоло также были участниками афро-рок- группы Assagai .
После «Голубых нот»
[ редактировать ]
Никеле Мояке вернулся в Южную Африку в 1965 году. Год спустя он умер от опухоли головного мозга. Его место в The Blue Notes в итоге занял другой южноафриканец, Ронни Бир , игравший на сессии Very Urgent .
Монгези Феза играл с Робертом Вяттом , Элтоном Дином и Генри Кау , среди других, до своей смерти в 1975 году в возрасте всего 30 лет. Остальные Blue Notes затем перегруппировались, чтобы записать Blue Notes для Монгези в качестве дани на Ogun Records .
Джонни Дайани переехал в Данию в начале 1970-х, где продолжал активно играть и записываться со многими великими музыкантами, включая Дона Черри и Мэла Уолдрона . Дайани умер в 1986 году, что побудило еще одно воссоединение выживших участников Blue Notes для записи Blue Notes for Johnny .
Крис МакГрегор поддерживал свое Братство Дыхания в различных формах до своей смерти в 1990 году. Он проживал во Франции с начала 1970-х годов.
Дуду Пуквана продолжал ставить рекорды в Британии как под своим руководством, так и с МакГрегором. Пуквана умер в 1990 году, всего через месяц после МакГрегора.
Из окончательного состава только Луис Мохоло-Мохоло в живых остался . Он участвовал в огромном количестве записей с такими музыкантами, как Сесил Тейлор , Эван Паркер и Стэн Трейси . Сейчас он вернулся жить в Южную Африку, но продолжает гастролировать с разными группами. Он сформировал Dedicated Orchestra, большую группу звездных импровизаторов, посвятившую себя исполнению музыки южноафриканских изгнанников. Его концертный альбом 2014 года For the Blue Notes отдает дань уважения его бывшим товарищам по группе. [ 2 ]
Наследие
[ редактировать ]21 сентября 2007 года президент Табо Мбеки официально признал вклад Blue Notes в южноафриканскую музыку, наградив группу национальным орденом Ихаманга серебряным . В цитате о награде, в частности, говорилось: «Blue Notes восходит к золотому веку музыкальной истории Южной Африки. Эклектичное и уникальное южноафриканское исполнение джаза многорасовой группой сделало их заметным джаз-бэндом в международных залах славы. Они когда-то были одним из самых популярных джаз-бэндов в стране, часто бросая вызов тираническим расовым законам страны, чтобы выступать». [ 3 ]
Автор и фотограф Вэл Уилмер вспоминал, что Blue Notes «буквально перевернули лондонскую джазовую сцену, помогая создать захватывающий климат, в котором другие молодые музыканты могли развивать свои собственные идеи о музыкальной свободе». [ 4 ] Пианист Кейт Типпетт заявил: «Эти ребята меня ошеломили. В игре была присущая свобода и гибкость в сочетании с впечатляющей техникой и мощной мускулистостью, которую я никогда раньше не слышал вживую». [ 5 ] Обозреватель All About Jazz Крис Мэй охарактеризовал музыку группы как «буйный джаз, часто хриплый, иногда пронзительный» и отметил: «Поднявшись над травмой, которую приносит статус беженца, музыка группы... продемонстрировала решимость жить полной жизнью. ." [ 6 ]
Маркус Вятт запустил Blue Notes Tribute Orkestra в 2017 году, чтобы добиться большего признания музыки The Blue Notes. [ 4 ] [ 7 ]
Дискография
[ редактировать ]- Township Bop , Proper PRPCD 013 (2002 г., запись в 1964 г.)
- Наследие: Концерт в Южной Африке, 1964 , Ogun OGCD 007 (1995, запись в 1964 году)
- Синие ноты для Монгези , Огун OGD 001/002 (1975)
- Синие ноты в концертном томе 1 , Ogun OG 220 (1978, запись 1977)
- Before the Wind Changes , Ogun OGCD 037 (2012, запись 1979)
- Синие ноты для Джонни , Огун OG 532 (1987)
- Сборник
- The Ogun Collection (бокс-сет из 5 компакт-дисков и буклет с переизданиями Legacy: Live in South Africa 1964 , Blue Notes for Mongezi , Blue Notes in Concert и Blue Notes for Johnny , Ogun OGCD 024-028 (2008)
- Как Криса МакГрегора группа
- Очень срочно , Полидор 184 137 (1968)
- Up to Earth , Polydor 583 072 (не издавалось), Fledg'ling FLED 3069 (2008)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- МакГрегор, Максин (1995). Крис МакГрегор и Братство Дыхания . Книги Бамбергера. ISBN 0-917453-32-8 .
- Маккей, Джордж (2006). Круговое дыхание: культурная политика джаза в Великобритании . Издательство Университета Дьюка. ISBN 0-8223-3573-5 .
- Интервью с Луисом Мохоло сайту All About Jazz
- Синие ноты в AfriBeat
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Крис Макгрегор и синие ноты», Afribeat.com.
- ^ «Единица Луи Мохоло-Мохоло - Для синих нот» . Огун Рекордс . Проверено 31 мая 2023 г.
- ^ «Голубые ноты» , Национальные ордена | Орден Ихаманга, Президентство — Южно-Африканская Республика.
- ^ Перейти обратно: а б Анселл, Гвен (11 сентября 2017 г.). «Вспоминая синие ноты: первое поколение фри-джаза в Южной Африке» . Разговор . Проверено 19 апреля 2023 г.
- ^ «Ткачество джазового полотна» . Почта и Хранитель . 19 апреля 1996 года . Проверено 19 апреля 2023 г.
- ^ Мэй, Крис (22 апреля 2022 г.). «Тауншип Джаз: Разгром бунта» . Все о джазе . Проверено 19 апреля 2023 г.
- ^ «Оркестр трибьюта Blue Note» . Орбита . 2014 . Проверено 19 апреля 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Blue Notes – обзор коллекции Огуна . Моментальное уведомление.
- «Крис Макгрегор и синие ноты» , Afribeat.com.