Jump to content

Фрактография

Сломанный коленчатый вал вышел из строя из-за дефекта поверхности в нижней центральной части. Полуэллиптические отметки возле начала указывают на рост трещины в результате усталости . Штриховки — это линии на поверхности трещины, по которым можно проследить происхождение трещины.

Фрактография – это исследование поверхностей излома материалов. Фрактографические методы обычно используются для определения причины отказа инженерных конструкций, особенно при отказе продукции, а также в практике судебной инженерии или анализа отказов . В исследованиях в области материаловедения фрактография используется для разработки и оценки теоретических моделей поведения роста трещин.

Одной из целей фрактографического исследования является определение причины разрушения путем изучения характеристик изломанной поверхности. Различные типы роста трещин (например , усталостное , коррозионное растрескивание под напряжением , водородное охрупчивание ) создают характерные особенности на поверхности, которые можно использовать для определения вида разрушения. Однако общий характер растрескивания может быть более важным, чем одна трещина, особенно в случае хрупких материалов, таких как керамика и стекло .

Использование

[ редактировать ]
Разбитое окно

Фрактография — это широко используемый метод в судебной инженерии , судебной экспертизе материалов и механике разрушения для понимания причин отказов, а также для проверки теоретических прогнозов отказов с реальными отказами. Его можно использовать в судебной медицине для анализа разбитых продуктов, которые использовались в качестве оружия, например, разбитых бутылок. Таким образом, ответчик может утверждать, что бутылка была неисправной и случайно разбилась, когда она ударилась о жертву нападения. Фрактография может показать, что обвинение ложно, и что необходима значительная сила, чтобы разбить бутылку, прежде чем использовать сломанный конец в качестве оружия для преднамеренного нападения на жертву. Пулевые отверстия в лобовых стеклах или окнах также могут указывать направление удара и энергию снаряда. В этих случаях для восстановления последовательности событий жизненно важна общая картина растрескивания, а не конкретные характеристики отдельной трещины. Фрактография может определить, был ли причиной схода поезда с рельсов неисправный рельс или перед катастрофой на крыле самолета были усталостные трещины.

Фрактография используется также при исследовании материалов, поскольку свойства разрушения могут коррелировать с другими свойствами и структурой материалов.

Идентификация функции

[ редактировать ]

Источник

[ редактировать ]

Важной целью фрактографии является установление и изучение происхождения трещин, поскольку исследование источника может выявить причину возникновения трещин. Первоначальное фрактографическое исследование обычно проводится в макромасштабе с использованием оптической микроскопии малой мощности и методов наклонного освещения для определения степени растрескивания, возможных режимов и вероятного происхождения. Оптической микроскопии или макрофотографии часто бывает достаточно, чтобы точно определить характер разрушения и причины зарождения и роста трещин, если известен характер нагружения.

Общими особенностями, которые могут вызвать возникновение трещин, являются включения , пустоты или пустые отверстия в материале, загрязнения и концентрации напряжений .

Рост усталостных трещин

[ редактировать ]

На изображении сломанного коленчатого вала видно, что компонент вышел из строя из-за дефекта поверхности возле колбы в нижнем центре. Полукруглые метки возле начала указывают на трещину, прорастающую в объемный материал в результате процесса, известного как усталость . На коленчатом валу также имеются штриховки — линии на поверхностях излома, по которым можно проследить источник излома. Некоторые способы роста трещин могут оставлять на поверхности характерные следы, которые определяют характер роста и происхождения трещин в макромасштабе, например, отметки или полосы на усталостных трещинах.

СЭМ- изображение слияния микропустот на поверхности пластичного излома алюминия 6061-T6.

микроскопия

[ редактировать ]

Микроскопы можно использовать для определения точки зарождения и механизма, вызвавшего рост трещины. Информацию можно получить из изображений поверхности разрушения, известных как фрактограммы , и использовать при построении диаграмм. Схематическую карту поверхности излома можно использовать для выделения и идентификации особенностей на поверхности, которые показывают, почему продукт вышел из строя. Такая карта может быть ценным способом представления информации, которая ясно показывает, как возникла трещина, которая со временем росла.

USB-микроскопия

[ редактировать ]

USB-микроскопы особенно полезны для изучения особенностей поверхности излома, поскольку они достаточно малы, чтобы их можно было держать в руках. Камеры различных размеров и разрешений доступны в продаже по низкой цене. Кабель камеры подключается к компьютеру через USB- разъем, и большинство таких устройств оснащены светодиодной подсветкой камеры .

Сканирующая электронная микроскопия

[ редактировать ]
Усталостный перелом резинового тормозного уплотнения с полосами слева ( СЭМ )

Во многих случаях фрактография требует исследования в более мелком масштабе, которое обычно проводится с помощью сканирующего электронного микроскопа или SEM. Разрешение значительно выше, чем у оптического микроскопа, хотя образцы рассматриваются в частичном вакууме и цвет отсутствует. Усовершенствованные СЭМ теперь позволяют проводить исследования при давлениях, близких к атмосферному, что позволяет исследовать чувствительные материалы, например, биологического происхождения. СЭМ особенно полезен в сочетании с энергодисперсионной рентгеновской спектроскопией или EDX, которую можно выполнять в микроскопе, поэтому можно проанализировать очень небольшие участки образца на предмет их элементного состава.

Сломанный катетер грудного имплантата на СЭМ
Карта переломов неудачного грудного имплантата

Грудной имплантат

[ редактировать ]

, Там, где встречаются хрупкие трещины, образуется выступ как показано на снимке вышедшего из строя катетера (Cp). Бугорок образовался в результате хрупкого разрушения катетера на грудном имплантате из силиконовой резины . Начало трещин находится на уступе с левой стороны. Выявление таких особенностей позволит составить карту поверхности излома исследуемой поверхности. Имплантат вышел из строя из-за перегрузки, все приложенные нагрузки были сосредоточены в месте соединения катетера и мешка с солевым раствором. В результате пациент сообщил о потере жидкости из имплантата, его удалили хирургическим путем и заменили.

В случае с неудачным катетером грудного имплантата путь трещины был очень простым, но причина более незаметна. Дальнейшая сканирующая электронная микроскопия выявила многочисленные микротрещины между мешком и катетером, что указывает на преждевременное разрушение клеевой связи между двумя компонентами, возможно, из-за неправильного производства. Материал, из которого изготовлен мешок и катетер, силиконовая резина, представляет собой физически слабый эластомер, и конструкция изделия должна обеспечивать низкую на разрыв или сдвиг прочность материала .

Морской патрульный самолет

[ редактировать ]

В крепежном отверстии нижней планки крыла возникла некритическая трещина. Планка изготовлена ​​из алюминиевого сплава АА7075-Т6 толщиной 3,2 мм . Время обнаружения трещины и счетный g-метр самолета позволили следователям выяснить нагрузку на самолет от эксплуатации. Трещины на СЭМ свидетельствовали об усталости . Циклическая нагрузка и усталость , по-видимому, постепенно ухудшались: некоторые трещины стали большими, а другие - небольшими по длине и ширине, что указывает на случайную силу, превышающую 2> g. G-метр показал, что самолет совершил 2500 полетов, при этом сила перегрузки и ускорение иногда превышали 2 G. Это больше, чем заявленный производителем максимум. [1] Был сделан вывод, что на старых или часто используемых самолетах следует регулярно проверять усталость и трещины. [1] Исследование также выявило новые способы использования количественной фрактографии на самолетах, которая сравнивает историю нагрузок (в данном случае g-метр) и записи об усталости сплава в лабораторных условиях при различных давлениях, циклах и температурах. В исследовании использовалась база данных трещин для создания модели, прогнозирующей силы и развитие трещин.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Голдсмит, Северная Каролина; Ванхилл, RJH; Молент, Л. (01 февраля 2019 г.). «Количественная фрактография усталости и наглядный пример» . Анализ инженерных отказов . 96 : 426–435. doi : 10.1016/j.engfailanal.2018.10.013 . ISSN   1350-6307 . S2CID   139907051 .
  • Льюис, Питер Рис, Рейнольдс, К., и Гагг, К., Судебная инженерия материалов: тематические исследования , CRC Press (2004).
  • Миллс, Кэтлин Фрактография , справочник Американского общества металлов (ASM), том 12 (1991).
  • Н. Т. Голдсмит, Р. Дж. Ванхилл, Л. Молент, Количественная фрактография усталости и иллюстративное тематическое исследование, Анализ инженерных отказов, том 96 (февраль 2019 г.), страницы 426–435.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4f463b87d3f788bda946121ae0d7f73e__1698464580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4f/3e/4f463b87d3f788bda946121ae0d7f73e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fractography - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)