Jump to content

Гайан Шопер

Гьян Чаупер
Джайн Гьян Чаупар на ткани, Национальный музей (Индия, 19 век)
Другие имена
  • Змеи и лестницы
  • Желоба и лестницы
Жанры Настольная игра
Гоночная игра
Игра в кости
Игроки Минимум 2
Навыки полностью основано на вероятности

Гьян Чаупер (ज्ञान चौपड़ на хинди иногда пишется как гьян чаупар ) — игра в кости, произошедшая от чаупара , настольной игры, в которую играли в древней Индии и широко известной как «Змеи и лестницы» . Именно из Индии он распространился на остальной мир. Это была очень популярная игра, в которую играли не только для развлечения, но и для обучения нравственности . Центральная концепция игры – освобождение от оков страстей. Таким образом, игроки переходят от более низких уровней сознания к более высоким уровням духовного просветления и, наконец, к Мокше . [ 1 ]

Геометрия доски

[ редактировать ]

Доска Gyan Chauper имеет сетку. Индуистский гьян чаупер имеет множество форматов, тогда как джайнский гьян чаупер стандартизирован с 84 пронумерованными квадратами по схеме 9х9. Настольная игра имеет форму человека – универсального существа. Самая верхняя часть доски — это небесная обитель или мокшанский двар, подобный главе космического существа. Выступающий квадрат в крайнем нижнем левом углу и по одному квадрату с каждой стороны доски обозначают его ноги и руки. Даже способ размещения змей и лестниц на доске не меняется, тогда как у индуистов , мусульман и буддистов Гьян Чаупер они сильно различаются. [ 2 ]

В игры в кости играли в Индии со времен Шрамана , хотя игровые доски и фишки были найдены и в цивилизации долины Инда . Предметы из слоновой кости и кости всех форм и размеров, некоторые с точками и интерпретируемые как «игровые кости» и/или «игровые фишки», были найдены в Мохенджо-Даро , Хараппе , Лотале , Калибангане , Аламгирпуре и так далее. Фрагменты игровых досок также были найдены на различных сайтах. глиняный черепок с нарисованным на нем изображением чаупара был обнаружен В Нагарджунаконде . В ходе недавних раскопок в Ракхигархи в Харьяне были обнаружены игровые доски и игровые элементы из терракоты и камня. [ 3 ] На этих древних стоянках было обнаружено множество игровых фигурок пирамидальной формы, сделанных из камня, слоновой кости и терракоты. [ 4 ]

Игра в кости также упоминается в гимне «Ригведы» , где выражается скорбь игрока по поводу потери богатства и супруги. Ведические люди использовали вибхидаку (маленькие коричневые орехи) в качестве игральных костей. Эта традиция ритуальных азартных игр сохраняется и сегодня, когда индуисты играют в современную версию этой игры во время Дивали. [ 5 ]

В Махабхарате также упоминается игра в кости, в которой Юдхиштхира проигрывает все своим кузенам. [ 6 ] В «Сканда-пуране» упоминается, что Шива и Парвати играли в кости. Эта сцена прекрасно изображена в скульптуре в пещерах Эллора в Аурангабаде. [ 7 ]

Джайнский гьян чаупер упоминается в Дханапале , тексте X века из Ришабхапанчашики. В основном в нее играли на расписной ткани, называемой патас.

Гайан Чаупер прибыл в Англию примерно в 1890-х годах. Вначале игра была также моралистической, как и индийская версия, но позже из-за замедления европейской экономики в 1940-х годах из-за войн были созданы только игровые поля с числовым планом. С тех пор этот дизайн остался повсеместным.

Геймплей

[ редактировать ]

Гьян Чаупер повлиял на создание моральных игр, таких как «Добродетель вознаграждается и порок наказан» (1918), которые во время британского владычества превратились в английскую игру «Змеи и лестницы». [ 8 ] В нее играют по тем же правилам, за исключением того, что здесь идея заключается в том, как карма человека влияет на его духовное путешествие. Таким образом, каждый игрок, джива, продвигается вверх, преодолевая препятствия в виде змей, олицетворяющих пороки.

Каждый игрок начинает с нижнего Нарак Двара, по очереди бросает кубики и движется вперед в соответствии с сгенерированным числом, к Сваргу (небесам) и, в конечном итоге, достигает своей цели - объединения с Высшим, что видно в форме полумесяца прямо наверху.

Конкретные версии

[ редактировать ]

Индуистская среди версия Гьян Чаупера была более популярна брахманов . Традиционные индуистские доски гьян-чаупаров имеют большее разнообразие с точки зрения формата, чем доски джайнов . Предполагается, что эти форматы развивались в течение определенного периода времени. На доске используются следующие термины: санкхья , йога , веданта , и все они подчеркивают преданность. Вайкунтха (небо Вишну), являющаяся выигрышным квадратом на большинстве индуистских досок, указывает на тот факт, что эти доски были основном вайшнавами вдохновлены в . Некоторые из индуистских досок формата 9×8, то есть всего 72 квадрата, также встречаются в Непале, где их называют нагапаса или кубики-змеи. Удивительно, но на площадях использовались как персидский шрифт, так и деванагари. [ 9 ] В одной из настольных игр начала 19 века от Марвара Вишну показан в образе Кришны . Есть также уникальный образец доски площадью 124 клетки из Махараштры . Еще одна примечательная особенность этой доски — необычная сетка 14х10, вся игровая зона разделена на четыре отдельные зоны. [ 10 ]

Мусульманская версия использовалась в период Великих Моголов с конца 17 или начала 18 века. трон Аллаха Это 100 квадратных гьян чаупер, которые представляют собой количество имен бога или 101, если считать . Оно написано на арабском или персидском языке. Здесь 17 лестниц и 13 змей. На нем показаны прямые лестницы от фана фи Аллаха к трону. Позже с небольшими изменениями она стала известна как «Шатрандж-аль-Арифин» или «Шахматы гностиков». [ 11 ]

Гьян Чаупер, выставленный в Национальном музее Нью-Дели, представляет собой джайнскую версию с 84 квадратами.

Современное использование

[ редактировать ]

Игра также адаптирована для игры в приложении для телефона. [ 12 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Топсфилд (2006): 13
  2. ^ Топсфилд (2006): 79
  3. ^ Амарендра Натх, «Ракхигархи, хараппский мегаполис в разделе Сарасвати-Дришадвати», Пурататтва , 28, 1998.
  4. ^ Арундати (2004): 1-2
  5. ^ Топсфилд (2006): 14
  6. ^ Топсфилд (2006): 18
  7. ^ Топсфилд (2006): 13
  8. ^ Топсфилд (2006): 87
  9. ^ Топсфилд (2006): 79
  10. ^ Топсфилд (2006): 82
  11. ^ Топсфилд (2006): 85-86
  12. ^ «От доски до телефона древние индийские игры переосмысливаются как приложения – The Hindu» .
  • Топсфилд, Эндрю (2006). Искусство игры. Настольные и карточные игры Индии . Публикации Марга. ISBN  9788185026763 .
  • Арундати, П. (2004). Игры и развлечения в Манасолласе . ISBN  8190170821 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Шимхада, Дипак (1983) «Предварительное исследование игры кармы в Индии, Непале и Тибете» в Artibus Asiae 44:4, стр. 308–22.
  • Топсфилд, Эндрю (1985) «Индийская игра змей и лестниц» в Artibus Asiae 46:3, стр. 203–26; стр. 85–86.
  • Топсфилд, Эндрю (2006) «Змеи и лестницы в Индии: некоторые дальнейшие открытия» в Artibus Asiae 66:1, стр. 143–79.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 52553700bbcae6c28028d18fdd62d138__1706715900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/52/38/52553700bbcae6c28028d18fdd62d138.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Gyan chauper - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)