Гайан Шопер
Джайн Гьян Чаупар на ткани, Национальный музей (Индия, 19 век) | |
Другие имена |
|
---|---|
Жанры | Настольная игра Гоночная игра Игра в кости |
Игроки | Минимум 2 |
Навыки | полностью основано на вероятности |
Гьян Чаупер (ज्ञान चौपड़ на хинди иногда пишется как гьян чаупар ) — игра в кости, произошедшая от чаупара , настольной игры, в которую играли в древней Индии и широко известной как «Змеи и лестницы» . Именно из Индии он распространился на остальной мир. Это была очень популярная игра, в которую играли не только для развлечения, но и для обучения нравственности . Центральная концепция игры – освобождение от оков страстей. Таким образом, игроки переходят от более низких уровней сознания к более высоким уровням духовного просветления и, наконец, к Мокше . [ 1 ]
Геометрия доски
[ редактировать ]Доска Gyan Chauper имеет сетку. Индуистский гьян чаупер имеет множество форматов, тогда как джайнский гьян чаупер стандартизирован с 84 пронумерованными квадратами по схеме 9х9. Настольная игра имеет форму человека – универсального существа. Самая верхняя часть доски — это небесная обитель или мокшанский двар, подобный главе космического существа. Выступающий квадрат в крайнем нижнем левом углу и по одному квадрату с каждой стороны доски обозначают его ноги и руки. Даже способ размещения змей и лестниц на доске не меняется, тогда как у индуистов , мусульман и буддистов Гьян Чаупер они сильно различаются. [ 2 ]
История
[ редактировать ]В игры в кости играли в Индии со времен Шрамана , хотя игровые доски и фишки были найдены и в цивилизации долины Инда . Предметы из слоновой кости и кости всех форм и размеров, некоторые с точками и интерпретируемые как «игровые кости» и/или «игровые фишки», были найдены в Мохенджо-Даро , Хараппе , Лотале , Калибангане , Аламгирпуре и так далее. Фрагменты игровых досок также были найдены на различных сайтах. глиняный черепок с нарисованным на нем изображением чаупара был обнаружен В Нагарджунаконде . В ходе недавних раскопок в Ракхигархи в Харьяне были обнаружены игровые доски и игровые элементы из терракоты и камня. [ 3 ] На этих древних стоянках было обнаружено множество игровых фигурок пирамидальной формы, сделанных из камня, слоновой кости и терракоты. [ 4 ]
Игра в кости также упоминается в гимне «Ригведы» , где выражается скорбь игрока по поводу потери богатства и супруги. Ведические люди использовали вибхидаку (маленькие коричневые орехи) в качестве игральных костей. Эта традиция ритуальных азартных игр сохраняется и сегодня, когда индуисты играют в современную версию этой игры во время Дивали. [ 5 ]
В Махабхарате также упоминается игра в кости, в которой Юдхиштхира проигрывает все своим кузенам. [ 6 ] В «Сканда-пуране» упоминается, что Шива и Парвати играли в кости. Эта сцена прекрасно изображена в скульптуре в пещерах Эллора в Аурангабаде. [ 7 ]
Джайнский гьян чаупер упоминается в Дханапале , тексте X века из Ришабхапанчашики. В основном в нее играли на расписной ткани, называемой патас.
Гайан Чаупер прибыл в Англию примерно в 1890-х годах. Вначале игра была также моралистической, как и индийская версия, но позже из-за замедления европейской экономики в 1940-х годах из-за войн были созданы только игровые поля с числовым планом. С тех пор этот дизайн остался повсеместным.
Геймплей
[ редактировать ]Гьян Чаупер повлиял на создание моральных игр, таких как «Добродетель вознаграждается и порок наказан» (1918), которые во время британского владычества превратились в английскую игру «Змеи и лестницы». [ 8 ] В нее играют по тем же правилам, за исключением того, что здесь идея заключается в том, как карма человека влияет на его духовное путешествие. Таким образом, каждый игрок, джива, продвигается вверх, преодолевая препятствия в виде змей, олицетворяющих пороки.
Каждый игрок начинает с нижнего Нарак Двара, по очереди бросает кубики и движется вперед в соответствии с сгенерированным числом, к Сваргу (небесам) и, в конечном итоге, достигает своей цели - объединения с Высшим, что видно в форме полумесяца прямо наверху.
Конкретные версии
[ редактировать ]
Индуистская среди версия Гьян Чаупера была более популярна брахманов . Традиционные индуистские доски гьян-чаупаров имеют большее разнообразие с точки зрения формата, чем доски джайнов . Предполагается, что эти форматы развивались в течение определенного периода времени. На доске используются следующие термины: санкхья , йога , веданта , и все они подчеркивают преданность. Вайкунтха (небо Вишну), являющаяся выигрышным квадратом на большинстве индуистских досок, указывает на тот факт, что эти доски были основном вайшнавами вдохновлены в . Некоторые из индуистских досок формата 9×8, то есть всего 72 квадрата, также встречаются в Непале, где их называют нагапаса или кубики-змеи. Удивительно, но на площадях использовались как персидский шрифт, так и деванагари. [ 9 ] В одной из настольных игр начала 19 века от Марвара Вишну показан в образе Кришны . Есть также уникальный образец доски площадью 124 клетки из Махараштры . Еще одна примечательная особенность этой доски — необычная сетка 14х10, вся игровая зона разделена на четыре отдельные зоны. [ 10 ]
Мусульманская версия использовалась в период Великих Моголов с конца 17 или начала 18 века. трон Аллаха Это 100 квадратных гьян чаупер, которые представляют собой количество имен бога или 101, если считать . Оно написано на арабском или персидском языке. Здесь 17 лестниц и 13 змей. На нем показаны прямые лестницы от фана фи Аллаха к трону. Позже с небольшими изменениями она стала известна как «Шатрандж-аль-Арифин» или «Шахматы гностиков». [ 11 ]
Гьян Чаупер, выставленный в Национальном музее Нью-Дели, представляет собой джайнскую версию с 84 квадратами.
Современное использование
[ редактировать ]Игра также адаптирована для игры в приложении для телефона. [ 12 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Топсфилд (2006): 13
- ^ Топсфилд (2006): 79
- ^ Амарендра Натх, «Ракхигархи, хараппский мегаполис в разделе Сарасвати-Дришадвати», Пурататтва , 28, 1998.
- ^ Арундати (2004): 1-2
- ^ Топсфилд (2006): 14
- ^ Топсфилд (2006): 18
- ^ Топсфилд (2006): 13
- ^ Топсфилд (2006): 87
- ^ Топсфилд (2006): 79
- ^ Топсфилд (2006): 82
- ^ Топсфилд (2006): 85-86
- ^ «От доски до телефона древние индийские игры переосмысливаются как приложения – The Hindu» .
Ссылки
[ редактировать ]- Топсфилд, Эндрю (2006). Искусство игры. Настольные и карточные игры Индии . Публикации Марга. ISBN 9788185026763 .
- Арундати, П. (2004). Игры и развлечения в Манасолласе . ISBN 8190170821 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Шимхада, Дипак (1983) «Предварительное исследование игры кармы в Индии, Непале и Тибете» в Artibus Asiae 44:4, стр. 308–22.
- Топсфилд, Эндрю (1985) «Индийская игра змей и лестниц» в Artibus Asiae 46:3, стр. 203–26; стр. 85–86.
- Топсфилд, Эндрю (2006) «Змеи и лестницы в Индии: некоторые дальнейшие открытия» в Artibus Asiae 66:1, стр. 143–79.