Аделаида Хэнском Лисон
Аделаида Хэнском Лисон | |
---|---|
Рожденный | Аделаида Маркванд Хэнском 25 ноября 1875 г. Эмпайр-Сити (ныне Кус-Бэй, Орегон ) |
Умер | 19 ноября 1931 г. | (55 лет)
Национальность | Американский |
Образование | Институт искусств Марка Хопкинса |
Заметная работа | Опубликовал некоторые из первых книг с использованием фотографии для иллюстрации литературных произведений, в том числе первое издание «Рубайят». |
Супруг | Артур Джеральд Лисон |
Аделаида Хэнском Лисон (25 ноября 1875 - 19 ноября 1931) была художницей и фотографом начала 20-го века, опубликовавшей некоторые из первых книг, в которых фотография использовалась для иллюстрации литературных произведений.
Жизнь
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Аделаида Маркуанд Хэнском родилась в Эмпайр-Сити (ныне Кус-Бей, штат Орегон ) в 1875 году и была четвертой из шести выживших детей, рожденных Мелдоном Лероем (1843–1919) и Луизой Хайд Хэнском (1845–1923). Она была одной из близнецов, но второй ребенок родился мертвым . Хэнском был назван в честь Аделаиды Маркванд, одной из первых сторонниц всеобщего избирательного права . Муж Маркуанда, Генри, был деловым партнером Мелдона Хэнскома, а позже издавал газету Berkeley Advocate . Аделаида Маркванд вместе со своим мужем была соредактором журнала Advocate , оставалась другом семьи и оказывала влияние на Хэнском на протяжении многих лет. [1]
Когда Хэнскому было шесть лет, ее семья вернулась в свой предыдущий родной город Беркли, Калифорния , чтобы получить лучшее образование для детей. Хэнскомы обосновались на Уолнат-стрит, 1525, где в 1902 году Аделаида разместила в Директории рекламу своей портретной студии в Беркли. [2] Ее отец был бизнесменом, получившим образование в Гарвардском университете , который позже стал городским аудитором Беркли. [3]
Аделаида начала свою карьеру в «традиционном искусстве», а в 1890-х годах изучала живопись у местных художников и дизайн в Калифорнийском университете. Между 1892 и 1900 годами она представила свои натюрморты, выполненные пастелью, карандашами, маслом и акварелью, на выставках Калифорнийской ярмарки штата в Сакраменто и ярмарке Института механики в Сан-Франциско. [4] В 1896 году газета «Сан-Франциско Колл» воспроизвела ее эскиз под названием «Кус-Ривер-Орегон» ; два года спустя она выставила свои миниатюры, написанные на слоновой кости, в Художественной ассоциации Сан-Франциско и ненадолго открыла студию на Пайн-стрит в этом городе. [4] [5] Между 1900 и 1902 годами она училась в Калифорнийской школе дизайна при Институте искусств Марка Хопкинса в Сан-Франциско (ныне Художественный институт Сан-Франциско ). [6] под руководством Артура Мэтьюза , Элис Читтенден и Фредерика Мейера , но не окончил учебу, полагая, что это неважно. [4] [7] Параллельно с формальным образованием она изучала фотографию наедине со своими бывшими одноклассницами Эмили Питчфорд и Лорой Адамс Армер , которые недавно открыли собственную фотостудию. [1] Также известно, что она часто бывала в доме фотографа Энн Бригман и, как полагают, научилась некоторым методам печати у Бригман. [8]
В 1902 году она вместе с коллегой-фотографом Бланш Каммингс открыла студию в Сан-Франциско, и вскоре они начали принимать заказы на портреты и коммерческие работы. [2] В комментарии того же года в Camera Craft говорилось, что «сильная сторона Хэнском заключается в ее способности сочетать изящные линии и несколько оригинальное освещение с передачей текстуры драпировок и телесных оттенков при мягком, нежном освещении, что особенно эффективно». [9] Первыми наградами Аделаиды в области фотографии стали две вторые премии: одна за портрет «Последний роман» , а другая за эффект облаков «Зимний закат » на выставке Клуба Ченнинга в Беркли в 1901 году. [10] Она стала членом Калифорнийского фотоклуба и продала свои пейзажные исследования каньона реки Керн журналу Sunset . [11] На Третьем фотографическом салоне в Сан-Франциско в 1903 году Хэнском выставил пять гравюр, в том числе высоко оцененный портретный этюд Луизы Киллер и ее ребенка под названием « Мать и дитя» . Один критик сказал, что ее участие в этой выставке «обеспечило ей место среди выдающихся фотохудожников Тихоокеанского побережья». [12] Эта выставка также была важна для Хэнском, потому что это было первое место, где она увидела гравюры Альфреда Стиглица , Эдварда Стейхена и Гертруды Кезебир , которые были лидерами движения пикториальной фотографии в Нью-Йорке. Благодаря недавнему успеху ее артистизм пользовался большим спросом. Она добилась такого успеха, что, когда газетный критик спросил ее, приносит ли ей профессия финансовое вознаграждение, она ответила: «Красиво». [13] В течение следующих двух десятилетий ее фотографии выставлялись по всей стране и за рубежом, получив большое признание и несколько наград. [2]
Рубаи Омара Хайяма
[ редактировать ]В конце 1903 года она начала работать над серией фотографий, иллюстрирующих классическую подборку стихов « Рубайят Омара Хайяма» . Идея иллюстрировать литературное произведение художественными фотографиями была в то время новой, и «Рубайят» была одной из первых американских книг в этом жанре. [14] она пригласила некоторых известных тогда калифорнийских литераторов, в том числе Чарльза Килера , Хоакина Миллера , Джорджа Стерлинга и Джорджа Уортона Джеймса . В качестве моделей для проекта [15] Она рассматривала этот проект одновременно как классическое литературное издание и как метафору своего времени. В интервью газете она сказала, что решила проиллюстрировать «Рубайят» , потому что она представляет собой «выражение борьбы человеческой души за истину и против сужающегося влияния догматических религий нашего времени». [16]
В 1905 году она опубликовала первое издание «Рубайят» , и оно стало национальной сенсацией. Газета ее родного города назвала ее «девушкой из Беркли, чьи фотографии с изображением Омара поражают литературных критиков». [17] На Ливерпульской выставке в Англии она получила серебряную медаль и «величайшее внимание» за свои фотоиллюстрации в бостонском издании « Рубайят» 1905 года . [18] [19] Из-за высокого спроса последовало еще несколько изданий, в том числе том 1914 года с полностраничными цветными пластинами. В ранних изданиях книги фотографом был указан только Лисон, а в более поздних изданиях упоминались «фотоиллюстрации Аделаиды Хэнском и Бланш Каммингс». Сегодня работа известна своей пышной красотой, а также тем, что первое издание считается одним из первых публикаций в Америке, изображающих мужскую наготу на фотографиях. [3]
Ее успех был прерван землетрясением и пожаром в Сан-Франциско в 1906 году . Студия Хэнскома была полностью разрушена, а вместе с ней и весь негатив для «Рубайят». Небольшое количество отпечатков сохранилось в сейфе, но в остальном единственные сохранившиеся изображения из этого проекта находятся в самих книгах. [1] Ей пришлось полностью начинать свой бизнес и жизнь заново, а поскольку район, где она жила и работала, теперь был практически непригоден для проживания, она собрала свои немногочисленные оставшиеся вещи и переехала в Сиэтл . Вскоре она открыла там новую студию вместе с другим фотографом, Гертрудой Уилсон, и в течение следующих пяти лет делала коммерческие портретные работы для известных семей в этом районе. Ее фотографии часто заполняли светские страницы газеты Сиэтла. [20]
В том же году Альфред Штиглиц включил Хэнскома в список ассоциированных членов своего фото-сецессиона . Неизвестно, как он узнал о ее работе, и нет никаких записей об их встрече. Тем не менее, в декабре 1906 года и в начале 1907 года Штиглиц включил две гравюры Хэнскома на выставку членов Фото-Сецессиона в своих Маленьких галереях Фото-Сецессиона в Нью-Йорке. [1]
Творчество Хэнском не пострадало ни от потери работы, ни от переезда в другой город. Она сразу же приступила к работе над новым проектом — иллюстрациями к Элизабет Баррет Браунинг » «Сонетам на португальском языке . Работа над проектом несколько раз прерывалась, и ей потребовалось много лет, чтобы завершить его.
Эмблема выставки Аляска-Юкон-Тихоокеанский регион
[ редактировать ]В 1907 году было объявлено, что Сиэтл станет местом проведения великой выставки Аляска-Юкон-Тихоокеанский регион , огромной всемирной выставки-ярмарки, которая состоится в 1909 году. Организаторы выставки решили провести конкурс на лучший логотип . представляют это событие, и в конкурсе приняли участие более 150 лучших художников и дизайнеров Америки. Единогласным голосованием комитет по рекламе выбрал дизайн Hanscom победителем. На дизайне, выполненном в красочном стиле декоративно-прикладного искусства , были изображены три женщины, представляющие Сиэтл (справа), Аляску (в центре) и «Восток» (слева), протягивающие друг другу руки, держа в руках символы экономической мощи каждого региона (соответственно). , железнодорожная торговля, минеральные ресурсы и судоходная торговля). [20]
1 января 1908 года Хэнском вышла замуж за британского горного инженера и бывшего офицера Королевской канадской конной полиции Артура Джеральда Лисона. Вскоре после этого они переехали в район недалеко от Дугласа, Аляска , для работы мужа на золотом руднике Тредвелл . Они оставались там в течение следующих трех лет, хотя и Хэнсом, и ее муж ежегодно совершали поездки в Сиэтл и другие районы за пределами Аляски. В 1909 году она провела несколько месяцев в Сан-Франциско после рождения сына, которого также звали Джеральд. В этот период ее фотография практически прекратилась, поскольку она пожертвовала своими потребностями ради карьеры мужа. [1] В 1911 году они переехали в Данвилл, Калифорния , где ее муж занялся сельским хозяйством. Ей удалось снова оборудовать темную комнату и вскоре возобновить работу.
Спустя годы
[ редактировать ]В 1912 году у нее родилась дочь Екатерина. Она продолжала заниматься фотографией, одновременно ухаживая за двумя детьми, а иногда и самостоятельно управляя фермой. В 1914 году семья ненадолго переехала в Келлог, штат Айдахо , когда Джеральд снова работал над горнодобывающим проектом. К концу года Аделаида и дети вернулись в Данвилл, а Джеральд оставался в Келлогге большую часть 1915 года.
В 1916 году ей наконец удалось опубликовать «Португальские сонеты» . [2] Первое издание включало двадцать фотогравюр , за ним последовали еще два издания из-за его популярности.
Вскоре после этого она начала новую серию фотографий, используя своих детей в качестве моделей для иллюстраций к потешкам и другим детским стихам, но из-за непредвиденных событий так и не завершила проект. [21]
В том же году ее муж Джеральд записался в канадскую армию, чтобы участвовать в Первой мировой войне , и уехал в Европу, почти не уведомив свою семью. Через несколько недель он погиб в бою. Сочетание этой потери и потери ее отца три года спустя заставило ее впасть в глубокую депрессию . Временами она становилась иррациональной, и ее не раз помещали в психиатрические больницы. [3] Она так и не возобновила свою фотографическую работу, и, как заметил один писатель, «оставшиеся шестнадцать лет ее жизни, похоже, были серией бесполезных скитаний с детьми». [1] Она ненадолго переехала в Англию, чтобы побыть рядом с родственниками своего умершего мужа, но в конце концов вернулась в Калифорнию и жила со своей дочерью.
В ноябре 1931 года Лисон был убит сбежавшим водителем при выходе из троллейбуса в Пасадене, Калифорния . На долгие годы ее артистизм был забыт, но в 2008 году ее работы вновь получили признание за креативность, красоту и изящество.
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Индвик, Гейл Мари; Дмитрий Шипунов (1981). Аделаида Хэнском Лисон: фотограф-пикториалист 1876–1932 гг . Карбондейл: Университет Южного Иллинойса . стр. 1–18.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Эдвардс, Роберт В. (2012). Дженни В. Кэннон: Нерассказанная история художественных колоний Кармель и Беркли, Том. 1 . Окленд, Калифорния: Проект наследия Ист-Бэй. стр. 92, 250, 423–424, 689. ISBN. 9781467545679 . Онлайн-факсимиле всего текста Vol. 1 размещен на веб-сайте Организации традиционных изящных искусств ( http://www.tfaoi.com/aa/10aa/10aa557.htm. Архивировано 29 апреля 2016 г. в Wayback Machine ).
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Сара С. Йео. «Другой наклон света: жизнь и искусство Аделаиды Хэнском Лисон» . Архивировано из оригинала 7 января 2009 г. Проверено 24 января 2009 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Холтеман, Эллен. (2000). Публикации в журнале «Искусство Калифорнии», № 7: I. Отчет о выставке Художественной ассоциации Сан-Франциско, 1872–1915; II. Отчет о выставке Механического института 1857–1899 гг.; III. Отчет о выставке Сельскохозяйственного общества штата Калифорния, 1856–1902 гг . Лос-Анджелес, Калифорния: Публикации Дастина. стр. I. 48, 174, II.84, III. 63.
- ↑ Звонок в Сан-Франциско: 12 января 1896 г., с. 17; 16 октября 1898 г., с.26.
- ^ «Как Хоакин Миллер позировал для картин в «Рубайяте» Омара Хайяма». Сиэтл Пост разведчик . 30 сентября 1906 г.
- ↑ The Oakland Tribune, 19 марта 1906 г., стр. 12.
- ^ Оклендский художественный музей. «Друзья Анны Бригман: фотохудожники района Залива 1900–1925» . Архивировано из оригинала 10 декабря 2008 г. Проверено 25 января 2009 г.
- ^ Camera Craft: Photographic Monthly (Сан-Франциско, Калифорния), 4 1902, стр. 215.
- ↑ Berkeley Daily Gazette, 13 апреля 1901 г., стр. 1.
- ^ Закат (Сан-Франциско, Калифорния): 12.1 1903 г., стр.77; 12.2, 1903, стр. 129–134.
- ^ Camera Craft: Photographic Monthly (Сан-Франциско, Калифорния), 7 1903, стр. 213.
- ^ Брек, Генриетта (февраль 1904 г.). «Калифорнийские женщины и художественная фотография». Сухопутный ежемесячный журнал . XLIII (2): нестраничный.
- ^ Мартин, Дэвид (2002). Женщины-фотографы-пионеры . Сиэтл: Художественный музей Фрая. п. 8.
- ^ Херни, Эд; Шелли Райдаут; Кэти Уэйделл (2008). Беркли Богемия: художники и провидцы начала 20 века . Гиббс Смит.
- ^ Сиэтлский пост-разведчик . 30 сентября 1906 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: периодическое издание без названия ( ссылка ) - ^ Беркли Дейли Газетт . 19 марта 1906 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: периодическое издание без названия ( ссылка ) - ^ Звонок в Сан-Франциско: 10 декабря 1905 г., с. 23; 22 июля 1906 г., с. 22.
- ↑ The Oakland Tribune, 17 июля 1907 г., стр. 6.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Лоуренс Крейсман; Гленн Мейсон (2007). Движение искусств и ремесел на северо-западе Тихого океана . Портленд: Тимберлайн Пресс. п. 319.
- ^ Манн, Марджери (1975). Женщины-фотографы: исторический обзор . Музей современного искусства Сан-Франциско . п. нестраничный.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Аделаидой Хэнском, на Викискладе?
- Работы Аделаиды Хэнском Лисон или о ней в Internet Archive