ЭЛИЗА
ELIZA — ранняя для обработки естественного языка компьютерная программа , разработанная с 1964 по 1967 год. [1] в Массачусетском технологическом институте Джозефа Вайценбаума . [2] [3] Созданная для изучения общения между людьми и машинами, ELIZA имитировала разговор, используя сопоставления с образцом и замены методологию , которая давала пользователям иллюзию понимания со стороны программы, но не имела представления, которое можно было бы считать действительно понимающим то, что было сказано кем-либо из них. вечеринка. [4] [5] [6] Тогда как сама программа ЭЛИЗА была написана (изначально) [7] в MAD-SLIP директивы сопоставления с образцом, которые содержали большую часть его языковых возможностей, были предоставлены в отдельных «сценариях», представленных в lisp-подобном представлении . [8] Самый известный сценарий, «ДОКТОР», моделирует психотерапевта школы Роджера (в котором терапевт часто повторяет пациенту слова пациента), [9] [10] [11] и использовали правила, продиктованные сценарием, чтобы отвечать ненаправленными вопросами на вводимые пользователем данные. Таким образом, ELIZA была одним из первых чат-ботов («чат-бот» в современном понимании) и одной из первых программ, способных пройти тест Тьюринга . [12]
Создатель ELIZA, Вайценбаум, задумал программу как метод исследования общения между людьми и машинами. Он был удивлен и шокирован тем, что некоторые люди, в том числе секретарь Вайценбаума, приписывали компьютерной программе человеческие чувства. [3] Многие ученые считали, что программа сможет положительно повлиять на жизнь многих людей, особенно тех, у кого есть психологические проблемы, и что она может помочь врачам, работающим над лечением таких пациентов. [3] [13] Хотя ЭЛИЗА была способна вести беседу, она не могла общаться с истинным пониманием. [14] Однако многие первые пользователи были убеждены в интеллекте и понимании ELIZA, несмотря на настойчивые утверждения Вайценбаума об обратном. [6] Исходный исходный код ELIZA отсутствовал с момента его создания в 1960-х годах, поскольку в то время публикация статей, содержащих исходный код, была нетипичной. Однако совсем недавно исходный код MAD-SLIP был обнаружен в архивах MIT и опубликован на различных платформах, таких как archive.org. [15] Исходный код представляет большой исторический интерес, поскольку он демонстрирует не только специфику языков и методов программирования того времени, но также начало многоуровневого программного обеспечения и абстракции как средства достижения сложного программирования.
Обзор
[ редактировать ]ELIZA Джозефа Вайценбаума , запускающая сценарий DOCTOR, создала разговорное взаимодействие, несколько похожее на то, что могло бы иметь место в кабинете «[недирективного] психотерапевта на первоначальном психиатрическом интервью». [16] и «продемонстрировать, что общение между человеком и машиной было поверхностным». [17] Хотя ЭЛИЗА наиболее известна тем, что действует в манере психотерапевта, ее речевые модели обусловлены данными и инструкциями, предоставляемыми сценарием ДОКТОРА. [18] Сама ELIZA исследовала текст на предмет ключевых слов, применила значения к указанным ключевым словам и преобразовала входные данные в выходные данные; сценарий, который запускала ELIZA, определял ключевые слова, устанавливал значения ключевых слов и устанавливал правила преобразования для вывода. [19] Вайценбаум решил использовать сценарий «ДОКТОР» в контексте психотерапии, чтобы «обойти проблему предоставления программе базы данных реальных знаний». [3] позволяя ему отражать высказывания пациента, чтобы продолжить разговор. [3] Результатом стал довольно разумный ответ, который, как сообщается, ввел в заблуждение некоторых первых пользователей программы. [20]
Вайзенбаум назвал свою программу ELIZA в честь Элизы Дулиттл , персонажа из рабочего класса в » Джорджа Бернарда Шоу «Пигмалионе . По словам Вайценбаума, способность ELIZA «постепенно улучшаться» различными пользователями сделала ее похожей на Элизу Дулиттл. [19] Элизу Дулитл учили говорить с высшего сословия . акцентом поскольку в пьесе Шоу [9] [21] Однако, в отличие от человеческого персонажа в пьесе Шоу, ЭЛИЗА не способна изучать новые модели речи или новые слова только посредством взаимодействия. Изменения необходимо вносить непосредственно в активный сценарий ELIZA, чтобы изменить способ работы программы.
Вайзенбаум впервые реализовал ELIZA на своем собственном языке обработки списков SLIP , где, в зависимости от первоначальных записей пользователя, иллюзия человеческого интеллекта могла возникнуть или развеяться посредством нескольких взаимодействий. [2] Некоторые ответы ELIZA были настолько убедительными, что у Вейценбаума и некоторых других есть анекдоты о том, как пользователи эмоционально привязывались к программе и время от времени забывали, что разговаривают с компьютером. [3] Сообщается, что личный секретарь Вайценбаум попросил Вайценбаум выйти из комнаты, чтобы она и ЭЛИЗА могли по-настоящему поговорить. Вайценбаум был этим удивлен и позже написал: «Я не осознавал… что чрезвычайно короткое воздействие относительно простой компьютерной программы может вызвать мощное бредовое мышление у вполне нормальных людей». [22]
В 1966 году интерактивные вычисления (с помощью телетайпа) были новинкой. Прошло 11 лет, прежде чем персональный компьютер стал известен широкой публике, и три десятилетия, прежде чем большинство людей столкнулись с попытками обработки естественного языка в интернет-сервисах, таких как Ask.com , или справочных системах ПК, таких как Microsoft Office Clippit . [23] Хотя эти программы включали в себя годы исследований и работы, ELIZA остается важной вехой просто потому, что это была первая попытка программиста осуществить такое взаимодействие человека и машины с целью создания иллюзии (пусть и кратковременной) взаимодействия человека с человеком . [ нужна ссылка ]
На ICCC 1972 года ELIZA была объединена с другой ранней программой искусственного интеллекта под названием PARRY для общения только с компьютером. В то время как ELIZA была создана, чтобы говорить как врач, PARRY был предназначен для имитации пациента с шизофренией . [24]
Дизайн
[ редактировать ]Вайзенбаум первоначально написал ELIZA в MAD-SLIP для CTSS на IBM 7094 как программу, делающую возможным общение с компьютером на естественном языке. [25] Для этого Вайценбаум выделил пять «фундаментальных технических проблем», которые должен преодолеть ELIZA: идентификация ключевых слов, обнаружение минимального контекста, выбор соответствующих преобразований, генерация ответов при отсутствии ключевых слов и обеспечение возможности редактирования сценариев ELIZA. [19] Вайценбаум решил эти проблемы и сделал ELIZA такой, что у нее не было встроенной контекстуальной структуры или вселенной дискурса. [18] Однако для этого требовалось, чтобы у ELIZA был сценарий с инструкциями о том, как реагировать на действия пользователей. [6]
ELIZA начинает процесс ответа на ввод пользователя с первой проверки текстового ввода на наличие «ключевого слова». [5] «Ключевое слово» — это слово, обозначенное как важное действующим сценарием ELIZA, который присваивает каждому ключевому слову номер приоритета или РАНГ, разработанный программистом. [14] Если такие слова найдены, они помещаются в «стек ключей» с ключевым словом самого высокого РАНГА вверху. Затем входное предложение манипулируется и преобразуется в соответствии с правилом, связанным с ключевым словом самого высокого РАНГА. [19] Например, когда сценарий DOCTOR встречает такие слова, как «похожий» или «одинаковый», он выводит сообщение, относящееся к сходству, в данном случае «Каким образом?», [4] поскольку эти слова имели высокий приоритет. Это также демонстрирует, как определенными словами, как это продиктовано сценарием, можно манипулировать независимо от контекстуальных соображений, например, переключение местоимений первого лица и местоимений второго лица и наоборот, поскольку они тоже имели высокие номера приоритета. Такие слова с высоким приоритетом считаются более важными, чем разговорные модели, и обрабатываются независимо от контекстных моделей. [ нужна ссылка ]
После первой проверки следующим шагом процесса является применение соответствующего правила преобразования, которое включает в себя две части: «правило декомпозиции» и «правило повторной сборки». [19] Сначала входные данные проверяются на наличие синтаксических шаблонов, чтобы установить минимальный контекст, необходимый для ответа. Используя ключевые слова и другие соседние слова из входных данных, проверяются различные правила дизассемблирования, пока не будет найден подходящий шаблон. Используя правила сценария, предложение затем «разбирается» и разбивается на части составных частей, как того требует «правило декомпозиции для ключевого слова с самым высоким рейтингом». Пример, который приводит Вайценбаум, — это ввод «Вы очень полезны», который преобразуется в «Я очень помог». Затем это разбивается на (1) пустое (2) «Я» (3) «я» (4) «очень полезно». Правило разложения разбило фразу на четыре небольших сегмента, которые содержат как ключевые слова, так и информацию предложения. [19]
Затем правило разложения определяет конкретное правило повторной сборки или набор правил повторной сборки, которым необходимо следовать при реконструкции предложения. [5] Правило повторной сборки берет фрагменты входных данных, созданные правилом декомпозиции, переупорядочивает их и добавляет запрограммированные слова для создания ответа. Используя ранее приведенный пример Вайценбаума, такое правило повторной сборки возьмет фрагменты и применит их к фразе «Что заставляет вас думать, что я (4)», что приведет к выводу: «Что заставляет вас думать, что я очень полезен?». Этот пример довольно прост, поскольку в зависимости от правила дизассемблирования выходные данные могут быть значительно более сложными и использовать больше входных данных пользователя. Однако после этой повторной сборки ELIZA затем отправляет построенное предложение пользователю в виде текста на экране. [19]
Эти шаги представляют собой основную часть процедур, которым следует ELIZA, чтобы создать ответ на типичный ввод, хотя существует несколько специализированных ситуаций, на которые ELIZA/DOCTOR может реагировать. Вейценбаум специально писал о ситуации, когда нет ключевого слова. Одним из решений было заставить ELIZA ответить бессодержательным замечанием, например «Понятно» или «Пожалуйста, продолжайте». [19] Второй метод заключался в использовании структуры «MEMORY», которая записывала предыдущие недавние входные данные и использовала эти входные данные для создания ответа, ссылающегося на часть предыдущего разговора, когда он встречался без ключевых слов. [26] Это стало возможным благодаря способности Slip помечать слова для другого использования, что одновременно позволяло ELIZA проверять, сохранять и переназначать слова для использования в выходных данных. [19]
Хотя все эти функции были созданы в программе ELIZA, точный способ, с помощью которого программа демонтировала, проверяла и повторно собирала входные данные, определяется операционным сценарием. Скрипт не статичен и может быть отредактирован или создан новый, по мере необходимости для работы в нужном контексте. Это позволит применять программу в различных ситуациях, включая известный сценарий «ДОКТОР», который имитирует роджерианского психотерапевта. [15]
Лисп - версия ELIZA, основанная на статье Вейценбаума о CACM, была написана вскоре после публикации этой статьи Берни Козеллом. [27] [28] Версия BASIC появилась в Creative Computing в 1977 году (хотя она была написана в 1973 году Джеффом Шрагером). [29] Эта версия, которая была перенесена на многие из первых персональных компьютеров, впоследствии, по-видимому, была переведена на множество других версий на многих других языках. Шрагер утверждает, что не видел ни версии Вайценбаума, ни версии Козелла.
В 2021 году Джефф Шрагер вместе с архивариусом MIT Майлсом Кроули обыскал архивы Вайценбаума Массачусетского технологического института и нашел файлы с надписью «Компьютерные разговоры». В их число входил полный список исходного кода ELIZA в MAD-SLIP с приложенным сценарием DOCTOR. Поместье Вайценбаум разрешило открыть исходный код этого кода под Creative Commons CC0 лицензией общественного достояния . Код и другую информацию можно найти на сайте ЭЛИЗАГЕН. [28]
Другая версия Eliza, популярная среди инженеров-программистов, — это версия, поставляемая с выпуском GNU Emacs по умолчанию , и доступ к которой можно получить, набрав M-x doctor
из большинства современных реализаций Emacs .
Псевдокод
[ редактировать ]Из рисунка 15.5, глава 15 «Обработка речи и языка» (третье издание). [30]
function ELIZA GENERATOR(user sentence) returns response Let w be the word in sentence that has the highest keyword rank if w exists Let r be the highest ranked rule for w that matches sentence response ← Apply the transform in r to sentence if w = 'my' future ← Apply a transformation from the ‘memory’ rule list to sentence Push future onto the memory queue else (no keyword applies) Either response ← Apply the transform for the NONE keyword to sentence Or response ← Pop the oldest response from the memory queue Return response
Ответ и наследие
[ редактировать ]Реакция непрофессионалов на ELIZA обеспокоила Вайценбаума и побудила его написать книгу « Мощность компьютера и человеческий разум: от суждения к расчету» , в которой он объясняет ограничения компьютеров, поскольку он хочет прояснить свое мнение о том, что антропоморфические взгляды на компьютеры являются просто сокращение человеческих существ или любой формы жизни в этом отношении. [31] В независимом документальном фильме «Plug & Pray » (2010) Вайценбаум сказал, что только люди, которые неправильно поняли ELIZA, назвали это сенсацией. [32]
Израильский Давид поэт Авидан , который был очарован технологиями будущего и их связью с искусством, захотел изучить использование компьютеров для написания литературы. Он провел несколько бесед с APL- реализацией ELIZA и опубликовал их – на английском языке и в своем собственном переводе на иврит – под названием « Мой электронный психиатр – восемь аутентичных бесед с компьютером» . В предисловии он представил это как форму сдержанного письма . [33]
Существует множество программ на основе ELIZA на разных языках программирования. Для MS-DOS компьютеров некоторые карты Sound Blaster поставлялись в комплекте с Dr. Sbaitso , который функционирует как сценарий DOCTOR. Другие версии адаптировали ELIZA вокруг религиозной темы, например, с участием Иисуса (как серьезной, так и комедийной), а также еще один вариант Apple II под названием I Am Buddha . Игра The Prisoner 1980 года включала в игровой процесс взаимодействие в стиле ELIZA. В 1988 году британский художник и друг Вайценбаума Брайан Реффин Смит создал две художественно-ориентированные программы в стиле ELIZA, написанные на BASIC , одну под названием «Critic», а другую «Artist», работающие на двух отдельных компьютерах Amiga 1000 , и показал их на выставке выставка «Саламандра» в Музее Берри, Бурж , Франция. Посетитель должен был помочь им общаться, набрав в поле «Художник» то, что сказал «Критик», и наоборот. Секрет заключался в том, что эти две программы были идентичны. GNU Emacs раньше имел psychoanalyze-pinhead
Команда , имитирующая сеанс между ELIZA и Zippy the Pinhead . [34] Zippyisms были удалены из-за проблем с авторскими правами, но программа DOCTOR осталась.
ELIZA упоминается в популярной культуре и продолжает оставаться источником вдохновения для программистов и разработчиков, занимающихся искусственным интеллектом. Он также был представлен на выставке 2012 года в Гарвардском университете под названием «Спросите ЭЛИС » в рамках празднования математика Алана Тьюринга 100-летия . Выставка исследует давнее увлечение Тьюринга взаимодействием между людьми и компьютерами, указывая на ELIZA как на одну из самых ранних реализаций идей Тьюринга. [1]
ELIZA выиграла премию Legacy Peabody Award в 2021 году , а в 2023 году она превзошла .5 OpenAI GPT -3 в тесте Тьюринга. [35]
В популярной культуре
[ редактировать ]В 1969 году Джордж Лукас и Уолтер Марч включили диалоговый интерфейс, подобный Элизе, в свой сценарий художественного фильма THX-1138 . Обитатели подземного мира будущего THX, находясь в стрессе, отступали в «кабинки для исповеди» и начинали односторонний разговор по формуле Элизы с компьютером с лицом Иисуса, который утверждал, что он «ОММ». [ нужна ссылка ]
ELIZA повлияла на ряд ранних компьютерных игр , продемонстрировав дополнительные виды дизайна интерфейсов . Дон Даглоу утверждает, что он написал расширенную версию программы под названием Ecala на DEC PDP-10 миникомпьютере в колледже Помона в 1973 году. [ нужна ссылка ]
В видеоигре 2011 года Deus Ex: Human Revolution и продолжении Deus Ex: Mankind Divided 2016 года присутствует программа чтения новостей Picus TV Network с искусственным интеллектом по имени Элиза Кассан. [36]
В документальном фильме Адама Кертиса » 2016 года «Гипернормализация ЭЛИЗА упоминалась в связи с постправдой . [37]
В двенадцатом эпизоде американского ситкома « Молодой Шелдон» , вышедшем в эфир в январе 2018 года, главный герой «разговаривает» с ЭЛИЗОЙ в надежде решить бытовой вопрос. [38]
12 августа 2019 года независимый разработчик игр Zachtronics опубликовал визуальный роман под названием Eliza о консультационной службе на основе искусственного интеллекта, вдохновленной ELIZA. [39] [40]
В «Убийстве на краю света » антропоморфный персонаж Рэй, работающий на уровне LLM, приводит ЭЛИЗУ как пример того, как некоторые могут искать убежища у нечеловеческого терапевта.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Алан Тьюринг в 100 лет» . Гарвардская газета . 13 сентября 2012 года . Проверено 22 февраля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Берри, Дэвид М. (2018). «Вайценбаум, ЭЛИЗА и конец человеческого разума». В Барановской Марианна; Хёльтген, Стефан (ред.). Привет, я Элиза: пятьдесят лет разговоров с компьютерами [ Привет, я Элиза: пятьдесят лет разговоров с компьютерами ] (на немецком языке) (1-е изд.). Берлин: Издательство проекта. стр. 53–70. ISBN 9783897334670 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Вайценбаум, Джозеф (1976). Мощь компьютера и человеческий разум: от суждения к расчету . Нью-Йорк: WH Freeman and Company. ISBN 0-7167-0464-1 .
- ^ Перейти обратно: а б Норвиг, Питер (1992). Парадигмы программирования искусственного интеллекта . Нью-Йорк: Издательство Морган Кауфманн. стр. 151–154. ISBN 1-55860-191-0 .
- ^ Перейти обратно: а б с Вайценбаум, Джозеф (январь 1966 г.). «ELIZA — компьютерная программа для изучения естественного языка общения между человеком и машиной» (PDF) . Коммуникации АКМ . 9 : 36–45. дои : 10.1145/365153.365168 . S2CID 1896290 – через всеобщую автоматизацию.
- ^ Перейти обратно: а б с Барановская, Марианна; Хёльтген, Стефан, ред. (2018). Здравствуйте, я Элиза, пятьдесят лет беседую с компьютерами (1-е изд.). Бохум: издатель проекта Бохум Фрайбург. ISBN 978-3-89733-467-0 . OCLC 1080933718 .
- ^ «ЭЛИЗАГЕН – Оригинальная ЭЛИЗА» . сайты.google.com . Проверено 31 мая 2021 г.
- ^ Берри, Дэвид М. (06 ноября 2023 г.). «Пределы вычислений: Джозеф Вайценбаум и чат-бот ELIZA» . Вайценбаум Журнал цифрового общества . 3 (3). дои : 10.34669/WI.WJDS/3.3.2 . ISSN 2748-5625 .
- ^ Перейти обратно: а б Диллон, Сара (02 января 2020 г.). «Эффект Элизы и его опасности: от демистификации к гендерной критике» . Журнал культурных исследований . 24 (1): 1–15. дои : 10.1080/14797585.2020.1754642 . ISSN 1479-7585 . S2CID 219465727 .
- ^ Бассетт, Кэролайн (2019). «Вычислительная терапия: исследование ELIZA Вайценбаума как история настоящего» . ИИ и общество . 34 (4): 803–812. дои : 10.1007/s00146-018-0825-9 .
- ^ «Тест Саманты» . Житель Нью-Йорка . Архивировано из оригинала 31 июля 2020 г. Проверено 25 мая 2019 г.
- ^ Марино, Марк (2006). Чат-бот: гендерная и расовая перформативность диалоговых агентов . Калифорнийский университет.
- ^ Колби, Кеннет Марк; Ватт, Джеймс Б.; Гилберт, Джон П. (1966). «Компьютерный метод психотерапии». Журнал нервных и психических заболеваний . 142 (2): 148–52. дои : 10.1097/00005053-196602000-00005 . ПМИД 5936301 . S2CID 36947398 .
- ^ Перейти обратно: а б Шах, Хума; Уорвик, Кевин; Вальверду, Жорди; Ву, Дефэн (2016). «Могут ли машины говорить? Сравнение Элизы с современными диалоговыми системами» (PDF) . Компьютеры в поведении человека . 58 : 278–95. дои : 10.1016/j.chb.2016.01.004 .
- ^ Перейти обратно: а б Шрагер, Джефф; Берри, Дэвид М.; Привет, Энтони; Милликан, Питер (2022). «В поисках ЭЛИЗЫ - повторное открытие исходного кода, комментариев и факсимиле Вайценбаума». В Барановской Марианна; Хёльтген, Стефан (ред.). Здравствуйте, я Элиза: пятьдесят лет разговоров с компьютерами (2-е изд.). Берлин: Издательство проекта. стр. 247–248.
- ^ Вайценбаум 1976, с. 188.
- ^ Эпштейн, Дж.; Клинкенберг, WD (2001). «От Элизы до Интернета: краткая история компьютеризированного оценивания». Компьютеры в поведении человека . 17 (3): 295–314. дои : 10.1016/S0747-5632(01)00004-8 .
- ^ Перейти обратно: а б Ворцель, Адрианна (2007). «ELIZA REDUX: Изменяемая итерация». Леонардо . 40 (1): 31–6. дои : 10.1162/leon.2007.40.1.31 . JSTOR 20206337 . S2CID 57565169 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Вайценбаум, Джозеф (1966). «ЭЛИЗА — компьютерная программа для изучения естественного языка общения человека и машины» . Коммуникации АКМ . 9 : 36–45. дои : 10.1145/365153.365168 . S2CID 1896290 .
- ^ Уордрип-Фруин, Ной (2009). Выразительная обработка: цифровая фантастика, компьютерные игры и исследования программного обеспечения . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. п. 33. ISBN 9780262013437 . OCLC 827013290 .
- ^ Маркофф, Джон (13 марта 2008 г.), «Джозеф Вайценбаум, знаменитый программист, умер в 85 лет» , The New York Times , получено 7 января 2009 г.
- ^ Вайценбаум, Джозеф (1976). Мощь компьютера и человеческий разум: от суждения к расчету . У. Х. Фриман. п. 7 .
- ^ Мейер, Робинсон (23 июня 2015 г.). «Даже ранние фокус-группы ненавидели Clippy» . Атлантика . Проверено 7 ноября 2023 г.
- ^ Меган, Гарбер (9 июня 2014 г.). «Когда ПАРРИ встретил ЭЛИЗУ: нелепый разговор с чат-ботом из 1972 года» . Атлантика . Архивировано из оригинала 18 января 2017 г. Проверено 19 января 2017 г.
- ^ Уолден, Дэвид; Ван Флек, Том , ред. (2011). «Совместимая система разделения времени (1961–1973): обзор, посвященный пятидесятой годовщине» (PDF) . Компьютерное общество IEEE . Проверено 20 февраля 2022 г.
Самым известным проектом CTSS Джо Визенбаума был ELIZA.
- ^ Вардип-Фруин, Ной (2014). Выразительная обработка: цифровая фантастика, компьютерные игры и исследования программного обеспечения . Кембридж: MIT Press. п. 33. ISBN 9780262013437 – через коллекцию электронных книг (EBSCOhost).
- ^ «Кодеры за работой: Берни Козелл» . codersatwork.com .
- ^ Перейти обратно: а б «elizagen.org» . elizagen.org .
- ^ Большие компьютерные игры: Элиза — ваш личный психотерапевт на сайте www.atariarchives.org.
- ^ «Чат-боты и диалоговые системы» (PDF) . Стэнфорд.edu . Проверено 6 апреля 2023 г.
- ^ Берри, Дэвид М. (2014). Критическая теория и цифровые технологии . Лондон: Издательство Блумсбери. ISBN 978-1-4411-1830-1 . OCLC 868488916 .
- ^ машафильм. «Содержание: фильм «Подключи и молись» – Искусственный интеллект – Роботы» . plugandpray-film.de .
- ^ Авидан, Дэвид (2010), Сборник стихов , том. 3, Иерусалим: Хакибуц Хамеухад, OCLC 804664009 .
- ^ "lol:> булавочный психоанализ" . ИБМ . Архивировано из оригинала 23 октября 2007 года.
- ^ Эдвардс, Бендж (01 декабря 2023 г.). «Чат-бот ELIZA 1960-х годов превзошел GPT-3.5 OpenAI в недавнем тесте Тьюринга» . Арс Техника . Проверено 03 декабря 2023 г.
- ^ Тасси, Пол. « Концовка Deus Ex: Mankind Divided разочаровывает по-другому» . Форбс . Проверено 4 апреля 2020 г.
- ^ «The Quietus | Мнение | Мышление черного неба | Гипернормализация: Адам Кертис, как и Трамп, просто мастер-манипулятор?» . Квиетус . 6 октября 2016 г. Проверено 26 июня 2021 г.
- ^ Маккарти, Тайлер (18 января 2018 г.). «Резюме 12-й серии «Молодой Шелдон»: первый семейный компьютер чуть не разорвал ее на части» . Фокс Ньюс . Проверено 24 января 2018 г.
- ^ О'Коннор, Алиса (01 августа 2019 г.). «Следующая игра Zachtronics — Элиза, визуальный роман об искусственном интеллекте» . Каменно-бумажный дробовик . Проверено 1 августа 2019 г.
- ^ Мачкович, Сэм (12 августа 2019 г.). «Обзор Элизы: Культура стартапов встречается с научной фантастикой в трогательной и увлекательной истории» . Арс Техника . Проверено 12 августа 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Норвиг, Питер (1992), ELIZA: Парадигмы программирования искусственного интеллекта , Сан-Франциско: Morgan Kaufmann Publishers, стр. 151–154, 159, 163–169, 175, 181, ISBN. 1-55860-191-0 .
- Уордип-Фруин, Ной (2014), Выражение обработки: цифровая фантастика, компьютерные игры и исследования программного обеспечения , Камберленд: MIT Press, стр. 24–36, ISBN 978-0262517539 .
- Вайценбаум, Джозеф (1976), Мощность компьютера и человеческий разум: от суждения к расчету , WH Freeman and Company , ISBN 0-7167-0463-3 .
- Уитби, Блей (1996), «Тест Тьюринга: самый большой тупик ИИ?», Милликан, Питер; Кларк, Энди (ред.), Машины и мысль: Наследие Алана Тьюринга , том. 1, Oxford University Press , стр. 53–62, ISBN. 0-19-823876-2 , заархивировано из оригинала 19 июня 2008 г. , получено 11 августа 2008 г. .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- МакКордак, Памела (2004), Машины, которые думают (2-е изд.), Натик, Массачусетс: AK Peters, Ltd., ISBN 1-56881-205-1
Внешние ссылки
[ редактировать ]- ЭЛИЗАГЕН — оригинальный код Вейценбаума для ЭЛИЗА.
- Коллекция нескольких версий исходного кода на GitHub.
- диалоги с яркими личностями раннего ИИ в Wayback Machine (архив от 20 января 2013 г.), сборник диалогов между ЭЛИЗОЙ и различными собеседниками, такими как вице-президент компании и ПАРРИ (симуляция параноидального шизофреника)
- Вайценбаум. Бунтарь за работой. Архивировано 25 февраля 2021 г. в Wayback Machine — Питер Хаас, Сильвия Хольцингер, документальный фильм с Джозефом Вайценбаумом и ЭЛИЗОЙ.
- КОРЕКУРСИВА #078; История и тайна Элизы; С Джеффом Шрейгером – Адам Гордон Белл берет интервью у Джеффа Шрейгера, автора BASIC ELIZA 1973/77 года и первооткрывателя оригинального кода ELIZA.