Jump to content

ЭЛИЗА

(Перенаправлено с ДОКТОРА )
Разговор с Элизой

ELIZA — ранняя для обработки естественного языка компьютерная программа , разработанная с 1964 по 1967 год. [1] в Массачусетском технологическом институте Джозефа Вайценбаума . [2] [3] Созданная для изучения общения между людьми и машинами, ELIZA имитировала разговор, используя сопоставления с образцом и замены методологию , которая давала пользователям иллюзию понимания со стороны программы, но не имела представления, которое можно было бы считать действительно понимающим то, что было сказано кем-либо из них. вечеринка. [4] [5] [6] Тогда как сама программа ЭЛИЗА была написана (изначально) [7] в MAD-SLIP директивы сопоставления с образцом, которые содержали большую часть его языковых возможностей, были предоставлены в отдельных «сценариях», представленных в lisp-подобном представлении . [8] Самый известный сценарий, «ДОКТОР», моделирует психотерапевта школы Роджера (в котором терапевт часто повторяет пациенту слова пациента), [9] [10] [11] и использовали правила, продиктованные сценарием, чтобы отвечать ненаправленными вопросами на вводимые пользователем данные. Таким образом, ELIZA была одним из первых чат-ботов («чат-бот» в современном понимании) и одной из первых программ, способных пройти тест Тьюринга . [12]

Создатель ELIZA, Вайценбаум, задумал программу как метод исследования общения между людьми и машинами. Он был удивлен и шокирован тем, что некоторые люди, в том числе секретарь Вайценбаума, приписывали компьютерной программе человеческие чувства. [3] Многие ученые считали, что программа сможет положительно повлиять на жизнь многих людей, особенно тех, у кого есть психологические проблемы, и что она может помочь врачам, работающим над лечением таких пациентов. [3] [13] Хотя ЭЛИЗА была способна вести беседу, она не могла общаться с истинным пониманием. [14] Однако многие первые пользователи были убеждены в интеллекте и понимании ELIZA, несмотря на настойчивые утверждения Вайценбаума об обратном. [6] Исходный исходный код ELIZA отсутствовал с момента его создания в 1960-х годах, поскольку в то время публикация статей, содержащих исходный код, была нетипичной. Однако совсем недавно исходный код MAD-SLIP был обнаружен в архивах MIT и опубликован на различных платформах, таких как archive.org. [15] Исходный код представляет большой исторический интерес, поскольку он демонстрирует не только специфику языков и методов программирования того времени, но также начало многоуровневого программного обеспечения и абстракции как средства достижения сложного программирования.

Разговор между человеком и сценарием ЭЛИЗА ДОКТОР

ELIZA Джозефа Вайценбаума , запускающая сценарий DOCTOR, создала разговорное взаимодействие, несколько похожее на то, что могло бы иметь место в кабинете «[недирективного] психотерапевта на первоначальном психиатрическом интервью». [16] и «продемонстрировать, что общение между человеком и машиной было поверхностным». [17] Хотя ЭЛИЗА наиболее известна тем, что действует в манере психотерапевта, ее речевые модели обусловлены данными и инструкциями, предоставляемыми сценарием ДОКТОРА. [18] Сама ELIZA исследовала текст на предмет ключевых слов, применила значения к указанным ключевым словам и преобразовала входные данные в выходные данные; сценарий, который запускала ELIZA, определял ключевые слова, устанавливал значения ключевых слов и устанавливал правила преобразования для вывода. [19] Вайценбаум решил использовать сценарий «ДОКТОР» в контексте психотерапии, чтобы «обойти проблему предоставления программе базы данных реальных знаний». [3] позволяя ему отражать высказывания пациента, чтобы продолжить разговор. [3] Результатом стал довольно разумный ответ, который, как сообщается, ввел в заблуждение некоторых первых пользователей программы. [20]

Вайзенбаум назвал свою программу ELIZA в честь Элизы Дулиттл , персонажа из рабочего класса в » Джорджа Бернарда Шоу «Пигмалионе . По словам Вайценбаума, способность ELIZA «постепенно улучшаться» различными пользователями сделала ее похожей на Элизу Дулиттл. [19] Элизу Дулитл учили говорить с высшего сословия . акцентом поскольку в пьесе Шоу [9] [21] Однако, в отличие от человеческого персонажа в пьесе Шоу, ЭЛИЗА не способна изучать новые модели речи или новые слова только посредством взаимодействия. Изменения необходимо вносить непосредственно в активный сценарий ELIZA, чтобы изменить способ работы программы.

Вайзенбаум впервые реализовал ELIZA на своем собственном языке обработки списков SLIP , где, в зависимости от первоначальных записей пользователя, иллюзия человеческого интеллекта могла возникнуть или развеяться посредством нескольких взаимодействий. [2] Некоторые ответы ELIZA были настолько убедительными, что у Вейценбаума и некоторых других есть анекдоты о том, как пользователи эмоционально привязывались к программе и время от времени забывали, что разговаривают с компьютером. [3] Сообщается, что личный секретарь Вайценбаум попросил Вайценбаум выйти из комнаты, чтобы она и ЭЛИЗА могли по-настоящему поговорить. Вайценбаум был этим удивлен и позже написал: «Я не осознавал… что чрезвычайно короткое воздействие относительно простой компьютерной программы может вызвать мощное бредовое мышление у вполне нормальных людей». [22]

В 1966 году интерактивные вычисления (с помощью телетайпа) были новинкой. Прошло 11 лет, прежде чем персональный компьютер стал известен широкой публике, и три десятилетия, прежде чем большинство людей столкнулись с попытками обработки естественного языка в интернет-сервисах, таких как Ask.com , или справочных системах ПК, таких как Microsoft Office Clippit . [23] Хотя эти программы включали в себя годы исследований и работы, ELIZA остается важной вехой просто потому, что это была первая попытка программиста осуществить такое взаимодействие человека и машины с целью создания иллюзии (пусть и кратковременной) взаимодействия человека с человеком . [ нужна ссылка ]

На ICCC 1972 года ELIZA была объединена с другой ранней программой искусственного интеллекта под названием PARRY для общения только с компьютером. В то время как ELIZA была создана, чтобы говорить как врач, PARRY был предназначен для имитации пациента с шизофренией . [24]

Вайзенбаум первоначально написал ELIZA в MAD-SLIP для CTSS на IBM 7094 как программу, делающую возможным общение с компьютером на естественном языке. [25] Для этого Вайценбаум выделил пять «фундаментальных технических проблем», которые должен преодолеть ELIZA: идентификация ключевых слов, обнаружение минимального контекста, выбор соответствующих преобразований, генерация ответов при отсутствии ключевых слов и обеспечение возможности редактирования сценариев ELIZA. [19] Вайценбаум решил эти проблемы и сделал ELIZA такой, что у нее не было встроенной контекстуальной структуры или вселенной дискурса. [18] Однако для этого требовалось, чтобы у ELIZA был сценарий с инструкциями о том, как реагировать на действия пользователей. [6]

ELIZA начинает процесс ответа на ввод пользователя с первой проверки текстового ввода на наличие «ключевого слова». [5] «Ключевое слово» — это слово, обозначенное как важное действующим сценарием ELIZA, который присваивает каждому ключевому слову номер приоритета или РАНГ, разработанный программистом. [14] Если такие слова найдены, они помещаются в «стек ключей» с ключевым словом самого высокого РАНГА вверху. Затем входное предложение манипулируется и преобразуется в соответствии с правилом, связанным с ключевым словом самого высокого РАНГА. [19] Например, когда сценарий DOCTOR встречает такие слова, как «похожий» или «одинаковый», он выводит сообщение, относящееся к сходству, в данном случае «Каким образом?», [4] поскольку эти слова имели высокий приоритет. Это также демонстрирует, как определенными словами, как это продиктовано сценарием, можно манипулировать независимо от контекстуальных соображений, например, переключение местоимений первого лица и местоимений второго лица и наоборот, поскольку они тоже имели высокие номера приоритета. Такие слова с высоким приоритетом считаются более важными, чем разговорные модели, и обрабатываются независимо от контекстных моделей. [ нужна ссылка ]

После первой проверки следующим шагом процесса является применение соответствующего правила преобразования, которое включает в себя две части: «правило декомпозиции» и «правило повторной сборки». [19] Сначала входные данные проверяются на наличие синтаксических шаблонов, чтобы установить минимальный контекст, необходимый для ответа. Используя ключевые слова и другие соседние слова из входных данных, проверяются различные правила дизассемблирования, пока не будет найден подходящий шаблон. Используя правила сценария, предложение затем «разбирается» и разбивается на части составных частей, как того требует «правило декомпозиции для ключевого слова с самым высоким рейтингом». Пример, который приводит Вайценбаум, — это ввод «Вы очень полезны», который преобразуется в «Я очень помог». Затем это разбивается на (1) пустое (2) «Я» (3) «я» (4) «очень полезно». Правило разложения разбило фразу на четыре небольших сегмента, которые содержат как ключевые слова, так и информацию предложения. [19]

Затем правило разложения определяет конкретное правило повторной сборки или набор правил повторной сборки, которым необходимо следовать при реконструкции предложения. [5] Правило повторной сборки берет фрагменты входных данных, созданные правилом декомпозиции, переупорядочивает их и добавляет запрограммированные слова для создания ответа. Используя ранее приведенный пример Вайценбаума, такое правило повторной сборки возьмет фрагменты и применит их к фразе «Что заставляет вас думать, что я (4)», что приведет к выводу: «Что заставляет вас думать, что я очень полезен?». Этот пример довольно прост, поскольку в зависимости от правила дизассемблирования выходные данные могут быть значительно более сложными и использовать больше входных данных пользователя. Однако после этой повторной сборки ELIZA затем отправляет построенное предложение пользователю в виде текста на экране. [19]

Эти шаги представляют собой основную часть процедур, которым следует ELIZA, чтобы создать ответ на типичный ввод, хотя существует несколько специализированных ситуаций, на которые ELIZA/DOCTOR может реагировать. Вейценбаум специально писал о ситуации, когда нет ключевого слова. Одним из решений было заставить ELIZA ответить бессодержательным замечанием, например «Понятно» или «Пожалуйста, продолжайте». [19] Второй метод заключался в использовании структуры «MEMORY», которая записывала предыдущие недавние входные данные и использовала эти входные данные для создания ответа, ссылающегося на часть предыдущего разговора, когда он встречался без ключевых слов. [26] Это стало возможным благодаря способности Slip помечать слова для другого использования, что одновременно позволяло ELIZA проверять, сохранять и переназначать слова для использования в выходных данных. [19]

Хотя все эти функции были созданы в программе ELIZA, точный способ, с помощью которого программа демонтировала, проверяла и повторно собирала входные данные, определяется операционным сценарием. Скрипт не статичен и может быть отредактирован или создан новый, по мере необходимости для работы в нужном контексте. Это позволит применять программу в различных ситуациях, включая известный сценарий «ДОКТОР», который имитирует роджерианского психотерапевта. [15]

Лисп - версия ELIZA, основанная на статье Вейценбаума о CACM, была написана вскоре после публикации этой статьи Берни Козеллом. [27] [28] Версия BASIC появилась в Creative Computing в 1977 году (хотя она была написана в 1973 году Джеффом Шрагером). [29] Эта версия, которая была перенесена на многие из первых персональных компьютеров, впоследствии, по-видимому, была переведена на множество других версий на многих других языках. Шрагер утверждает, что не видел ни версии Вайценбаума, ни версии Козелла.

В 2021 году Джефф Шрагер вместе с архивариусом MIT Майлсом Кроули обыскал архивы Вайценбаума Массачусетского технологического института и нашел файлы с надписью «Компьютерные разговоры». В их число входил полный список исходного кода ELIZA в MAD-SLIP с приложенным сценарием DOCTOR. Поместье Вайценбаум разрешило открыть исходный код этого кода под Creative Commons CC0 лицензией общественного достояния . Код и другую информацию можно найти на сайте ЭЛИЗАГЕН. [28]

Другая версия Eliza, популярная среди инженеров-программистов, — это версия, поставляемая с выпуском GNU Emacs по умолчанию , и доступ к которой можно получить, набрав M-x doctor из большинства современных реализаций Emacs .

Псевдокод

[ редактировать ]

Из рисунка 15.5, глава 15 «Обработка речи и языка» (третье издание). [30]

function ELIZA GENERATOR(user sentence) returns response   Let w be the word in sentence that has the highest keyword rank   if w exists       Let r be the highest ranked rule for w that matches sentence       response ← Apply the transform in r to sentence       if w = 'my'           future ← Apply a transformation from the ‘memory’ rule list to sentence           Push future onto the memory queue       else (no keyword applies)           Either               response ← Apply the transform for the NONE keyword to sentence           Or               response ← Pop the oldest response from the memory queue   Return response

Ответ и наследие

[ редактировать ]

Реакция непрофессионалов на ELIZA обеспокоила Вайценбаума и побудила его написать книгу « Мощность компьютера и человеческий разум: от суждения к расчету» , в которой он объясняет ограничения компьютеров, поскольку он хочет прояснить свое мнение о том, что антропоморфические взгляды на компьютеры являются просто сокращение человеческих существ или любой формы жизни в этом отношении. [31] В независимом документальном фильме «Plug & Pray » (2010) Вайценбаум сказал, что только люди, которые неправильно поняли ELIZA, назвали это сенсацией. [32]

Израильский Давид поэт Авидан , который был очарован технологиями будущего и их связью с искусством, захотел изучить использование компьютеров для написания литературы. Он провел несколько бесед с APL- реализацией ELIZA и опубликовал их – на английском языке и в своем собственном переводе на иврит – под названием « Мой электронный психиатр – восемь аутентичных бесед с компьютером» . В предисловии он представил это как форму сдержанного письма . [33]

Существует множество программ на основе ELIZA на разных языках программирования. Для MS-DOS компьютеров некоторые карты Sound Blaster поставлялись в комплекте с Dr. Sbaitso , который функционирует как сценарий DOCTOR. Другие версии адаптировали ELIZA вокруг религиозной темы, например, с участием Иисуса (как серьезной, так и комедийной), а также еще один вариант Apple II под названием I Am Buddha . Игра The Prisoner 1980 года включала в игровой процесс взаимодействие в стиле ELIZA. В 1988 году британский художник и друг Вайценбаума Брайан Реффин Смит создал две художественно-ориентированные программы в стиле ELIZA, написанные на BASIC , одну под названием «Critic», а другую «Artist», работающие на двух отдельных компьютерах Amiga 1000 , и показал их на выставке выставка «Саламандра» в Музее Берри, Бурж , Франция. Посетитель должен был помочь им общаться, набрав в поле «Художник» то, что сказал «Критик», и наоборот. Секрет заключался в том, что эти две программы были идентичны. GNU Emacs раньше имел psychoanalyze-pinhead Команда , имитирующая сеанс между ELIZA и Zippy the Pinhead . [34] Zippyisms были удалены из-за проблем с авторскими правами, но программа DOCTOR осталась.

ELIZA упоминается в популярной культуре и продолжает оставаться источником вдохновения для программистов и разработчиков, занимающихся искусственным интеллектом. Он также был представлен на выставке 2012 года в Гарвардском университете под названием «Спросите ЭЛИС » в рамках празднования математика Алана Тьюринга 100-летия . Выставка исследует давнее увлечение Тьюринга взаимодействием между людьми и компьютерами, указывая на ELIZA как на одну из самых ранних реализаций идей Тьюринга. [1]

ELIZA выиграла премию Legacy Peabody Award в 2021 году , а в 2023 году она превзошла .5 OpenAI GPT -3 в тесте Тьюринга. [35]

[ редактировать ]

В 1969 году Джордж Лукас и Уолтер Марч включили диалоговый интерфейс, подобный Элизе, в свой сценарий художественного фильма THX-1138 . Обитатели подземного мира будущего THX, находясь в стрессе, отступали в «кабинки для исповеди» и начинали односторонний разговор по формуле Элизы с компьютером с лицом Иисуса, который утверждал, что он «ОММ». [ нужна ссылка ]

ELIZA повлияла на ряд ранних компьютерных игр , продемонстрировав дополнительные виды дизайна интерфейсов . Дон Даглоу утверждает, что он написал расширенную версию программы под названием Ecala на DEC PDP-10 миникомпьютере в колледже Помона в 1973 году. [ нужна ссылка ]

В видеоигре 2011 года Deus Ex: Human Revolution и продолжении Deus Ex: Mankind Divided 2016 года присутствует программа чтения новостей Picus TV Network с искусственным интеллектом по имени Элиза Кассан. [36]

В документальном фильме Адама Кертиса » 2016 года «Гипернормализация ЭЛИЗА упоминалась в связи с постправдой . [37]

В двенадцатом эпизоде ​​американского ситкома « Молодой Шелдон» , вышедшем в эфир в январе 2018 года, главный герой «разговаривает» с ЭЛИЗОЙ в надежде решить бытовой вопрос. [38]

12 августа 2019 года независимый разработчик игр Zachtronics опубликовал визуальный роман под названием Eliza о консультационной службе на основе искусственного интеллекта, вдохновленной ELIZA. [39] [40]

В «Убийстве на краю света » антропоморфный персонаж Рэй, работающий на уровне LLM, приводит ЭЛИЗУ как пример того, как некоторые могут искать убежища у нечеловеческого терапевта.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б «Алан Тьюринг в 100 лет» . Гарвардская газета . 13 сентября 2012 года . Проверено 22 февраля 2016 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б Берри, Дэвид М. (2018). «Вайценбаум, ЭЛИЗА и конец человеческого разума». В Барановской Марианна; Хёльтген, Стефан (ред.). Привет, я Элиза: пятьдесят лет разговоров с компьютерами [ Привет, я Элиза: пятьдесят лет разговоров с компьютерами ] (на немецком языке) (1-е изд.). Берлин: Издательство проекта. стр. 53–70. ISBN  9783897334670 .
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Вайценбаум, Джозеф (1976). Мощь компьютера и человеческий разум: от суждения к расчету . Нью-Йорк: WH Freeman and Company. ISBN  0-7167-0464-1 .
  4. ^ Перейти обратно: а б Норвиг, Питер (1992). Парадигмы программирования искусственного интеллекта . Нью-Йорк: Издательство Морган Кауфманн. стр. 151–154. ISBN  1-55860-191-0 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с Вайценбаум, Джозеф (январь 1966 г.). «ELIZA — компьютерная программа для изучения естественного языка общения между человеком и машиной» (PDF) . Коммуникации АКМ . 9 : 36–45. дои : 10.1145/365153.365168 . S2CID   1896290 – через всеобщую автоматизацию.
  6. ^ Перейти обратно: а б с Барановская, Марианна; Хёльтген, Стефан, ред. (2018). Здравствуйте, я Элиза, пятьдесят лет беседую с компьютерами (1-е изд.). Бохум: издатель проекта Бохум Фрайбург. ISBN  978-3-89733-467-0 . OCLC   1080933718 .
  7. ^ «ЭЛИЗАГЕН – Оригинальная ЭЛИЗА» . сайты.google.com . Проверено 31 мая 2021 г.
  8. ^ Берри, Дэвид М. (06 ноября 2023 г.). «Пределы вычислений: Джозеф Вайценбаум и чат-бот ELIZA» . Вайценбаум Журнал цифрового общества . 3 (3). дои : 10.34669/WI.WJDS/3.3.2 . ISSN   2748-5625 .
  9. ^ Перейти обратно: а б Диллон, Сара (02 января 2020 г.). «Эффект Элизы и его опасности: от демистификации к гендерной критике» . Журнал культурных исследований . 24 (1): 1–15. дои : 10.1080/14797585.2020.1754642 . ISSN   1479-7585 . S2CID   219465727 .
  10. ^ Бассетт, Кэролайн (2019). «Вычислительная терапия: исследование ELIZA Вайценбаума как история настоящего» . ИИ и общество . 34 (4): 803–812. дои : 10.1007/s00146-018-0825-9 .
  11. ^ «Тест Саманты» . Житель Нью-Йорка . Архивировано из оригинала 31 июля 2020 г. Проверено 25 мая 2019 г.
  12. ^ Марино, Марк (2006). Чат-бот: гендерная и расовая перформативность диалоговых агентов . Калифорнийский университет.
  13. ^ Колби, Кеннет Марк; Ватт, Джеймс Б.; Гилберт, Джон П. (1966). «Компьютерный метод психотерапии». Журнал нервных и психических заболеваний . 142 (2): 148–52. дои : 10.1097/00005053-196602000-00005 . ПМИД   5936301 . S2CID   36947398 .
  14. ^ Перейти обратно: а б Шах, Хума; Уорвик, Кевин; Вальверду, Жорди; Ву, Дефэн (2016). «Могут ли машины говорить? Сравнение Элизы с современными диалоговыми системами» (PDF) . Компьютеры в поведении человека . 58 : 278–95. дои : 10.1016/j.chb.2016.01.004 .
  15. ^ Перейти обратно: а б Шрагер, Джефф; Берри, Дэвид М.; Привет, Энтони; Милликан, Питер (2022). «В поисках ЭЛИЗЫ - повторное открытие исходного кода, комментариев и факсимиле Вайценбаума». В Барановской Марианна; Хёльтген, Стефан (ред.). Здравствуйте, я Элиза: пятьдесят лет разговоров с компьютерами (2-е изд.). Берлин: Издательство проекта. стр. 247–248.
  16. ^ Вайценбаум 1976, с. 188.
  17. ^ Эпштейн, Дж.; Клинкенберг, WD (2001). «От Элизы до Интернета: краткая история компьютеризированного оценивания». Компьютеры в поведении человека . 17 (3): 295–314. дои : 10.1016/S0747-5632(01)00004-8 .
  18. ^ Перейти обратно: а б Ворцель, Адрианна (2007). «ELIZA REDUX: Изменяемая итерация». Леонардо . 40 (1): 31–6. дои : 10.1162/leon.2007.40.1.31 . JSTOR   20206337 . S2CID   57565169 .
  19. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Вайценбаум, Джозеф (1966). «ЭЛИЗА — компьютерная программа для изучения естественного языка общения человека и машины» . Коммуникации АКМ . 9 : 36–45. дои : 10.1145/365153.365168 . S2CID   1896290 .
  20. ^ Уордрип-Фруин, Ной (2009). Выразительная обработка: цифровая фантастика, компьютерные игры и исследования программного обеспечения . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. п. 33. ISBN  9780262013437 . OCLC   827013290 .
  21. ^ Маркофф, Джон (13 марта 2008 г.), «Джозеф Вайценбаум, знаменитый программист, умер в 85 лет» , The New York Times , получено 7 января 2009 г.
  22. ^ Вайценбаум, Джозеф (1976). Мощь компьютера и человеческий разум: от суждения к расчету . У. Х. Фриман. п. 7 .
  23. ^ Мейер, Робинсон (23 июня 2015 г.). «Даже ранние фокус-группы ненавидели Clippy» . Атлантика . Проверено 7 ноября 2023 г.
  24. ^ Меган, Гарбер (9 июня 2014 г.). «Когда ПАРРИ встретил ЭЛИЗУ: нелепый разговор с чат-ботом из 1972 года» . Атлантика . Архивировано из оригинала 18 января 2017 г. Проверено 19 января 2017 г.
  25. ^ Уолден, Дэвид; Ван Флек, Том , ред. (2011). «Совместимая система разделения времени (1961–1973): обзор, посвященный пятидесятой годовщине» (PDF) . Компьютерное общество IEEE . Проверено 20 февраля 2022 г. Самым известным проектом CTSS Джо Визенбаума был ELIZA.
  26. ^ Вардип-Фруин, Ной (2014). Выразительная обработка: цифровая фантастика, компьютерные игры и исследования программного обеспечения . Кембридж: MIT Press. п. 33. ISBN  9780262013437 – через коллекцию электронных книг (EBSCOhost).
  27. ^ «Кодеры за работой: Берни Козелл» . codersatwork.com .
  28. ^ Перейти обратно: а б «elizagen.org» . elizagen.org .
  29. ^ Большие компьютерные игры: Элиза — ваш личный психотерапевт на сайте www.atariarchives.org.
  30. ^ «Чат-боты и диалоговые системы» (PDF) . Стэнфорд.edu . Проверено 6 апреля 2023 г.
  31. ^ Берри, Дэвид М. (2014). Критическая теория и цифровые технологии . Лондон: Издательство Блумсбери. ISBN  978-1-4411-1830-1 . OCLC   868488916 .
  32. ^ машафильм. «Содержание: фильм «Подключи и молись» – Искусственный интеллект – Роботы» . plugandpray-film.de .
  33. ^ Авидан, Дэвид (2010), Сборник стихов , том. 3, Иерусалим: Хакибуц Хамеухад, OCLC   804664009 .
  34. ^ "lol:> булавочный психоанализ" . ИБМ . Архивировано из оригинала 23 октября 2007 года.
  35. ^ Эдвардс, Бендж (01 декабря 2023 г.). «Чат-бот ELIZA 1960-х годов превзошел GPT-3.5 OpenAI в недавнем тесте Тьюринга» . Арс Техника . Проверено 03 декабря 2023 г.
  36. ^ Тасси, Пол. « Концовка Deus Ex: Mankind Divided разочаровывает по-другому» . Форбс . Проверено 4 апреля 2020 г.
  37. ^ «The Quietus | Мнение | Мышление черного неба | Гипернормализация: Адам Кертис, как и Трамп, просто мастер-манипулятор?» . Квиетус . 6 октября 2016 г. Проверено 26 июня 2021 г.
  38. ^ Маккарти, Тайлер (18 января 2018 г.). «Резюме 12-й серии «Молодой Шелдон»: первый семейный компьютер чуть не разорвал ее на части» . Фокс Ньюс . Проверено 24 января 2018 г.
  39. ^ О'Коннор, Алиса (01 августа 2019 г.). «Следующая игра Zachtronics — Элиза, визуальный роман об искусственном интеллекте» . Каменно-бумажный дробовик . Проверено 1 августа 2019 г.
  40. ^ Мачкович, Сэм (12 августа 2019 г.). «Обзор Элизы: Культура стартапов встречается с научной фантастикой в ​​трогательной и увлекательной истории» . Арс Техника . Проверено 12 августа 2019 г.

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 54c1cb03c0f836950476fc402e3021a9__1721075520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/54/a9/54c1cb03c0f836950476fc402e3021a9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
ELIZA - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)